Цифровая трансформация в управлении и учебном процессе. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Цифровая трансформация в управлении и учебном процессе

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Успешность цифровой трансформации вуза в первую очередь зависит от человеческого фактора – утверждает проректор по цифровому развитию Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Владимир КРЮКОВ. Как совмещать людей и цифру в пространстве университета?

Об авторе

фото КРЮКОВ Владимир Васильевич

КРЮКОВ Владимир Васильевич

Проректор по цифровому развитию Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, доктор экономических наук, профессор

ЦИФРОВАЯ трансформация вуза есть стратегический процесс комплексных организационно-технических преобразований в инфраструктуре, управлении, учебном процессе и взаимоотношениях со студентами и работниками. Он проходит на основе масштабного использования цифровых данных для формирования новой концептуальной парадигмы «Университет как цифровая платформа».

Цифровая трансформация – это не про освоение новых технологий, а про людей и корпоративную культуру. Про то, как предоставить студентам возможность иначе учиться, а работникам – иначе обучать и управлять на основе обновленных или новых подходов и моделей деятельности, использующих преимущества цифровых технологий.

ИСТОРИЧЕСКИ в вузе к реализации в качестве корпоративной стратегии принята концепция «Электронный кампус университета», поэтому цифровую трансформацию ВГУЭС можно рассматривать как развитие этой концепции.

Электронный кампус – это тоже цифровая платформа, но с акцентом на ее реализацию в электронном виде с учетом активного вовлечения клиентов и работников. Технологической основой модернизированной ЦП останутся облачные технологии, виртуализация, мобильные сервисы, интеллектуальные сервисы и приложения. К ним нужно добавить и то новое, что появилось в последние годы: аналитику больших данных и искусственный интеллект, использование социальных сетей, виртуальную реальность. В центре этой платформы, как и прежде, будут клиенты (абитуриент, студент, выпускник) и работники, с которыми по-новому нужно выстроить цифровые каналы взаимодействия (через сайт, мобильные приложения, чат-боты в роли консультантов, социальные сети, образовательные среды и тому подобное), научиться применять аналитику образовательных данных для принятия решений в управлении и персонализации обучения.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ задача трансформации – научиться совмещать цифровые возможности (digital) управления данными и процессами с физическим (physical) опытом и желанием людей учиться и работать. Это реализация концепции Phygital (Physical + Digital). Есть понимание, что чем более мы будем применять в университете цифру, тем больше успех будет зависеть от компетенций и профессионализма всех сотрудников университета. Следовательно, на постоянной основе необходимо системно повышать квалификацию преподавателей и управленцев. Все образовательные ресурсы и сервисы нужно сопровождать в цифре и, как говорят, заводить «под капот» – в смартфоны работников и студентов.
Применение цифровых образовательных ресурсов и электронного обучения является стратегическим приоритетом развития университета и условием создания конкурентоспособных образовательных программ, основанных на использовании качественных образовательных ресурсов и эффективных педагогических технологий.

УЧЕБНЫЙ процесс может включать множество стилей обучения, сочетать новые и традиционные его форматы, в том числе проектное и проблемно-ориентированное обучение. Однако нужно учитывать, что обучение не является линейным и однородным процессом с жестко установленными ролями участников. Формирование образовательного опыта реализуется в виде дисциплинарной когнитивной структуры и набора взаимосвязей, через которые студенты начинают воспринимать и понимать новые знания. Большую роль в этом процессе играют интересы и увлечения обучающихся, а также их персональные предпочтения изучать определенные предметные области, в которых они, вероятно, будут профессионально развиваться в будущем. В этом контексте необходима не только передача знаний, но и образовательный опыт, который поддерживает их мотивацию, активность и желание учиться.

Простой перенос представлений и моделей очного обучения в дистанционный формат с использованием цифровых технологий, при котором человек живет и учится по-другому, не работает. Технологии улучшили качество дистанционного обучения, сделав его более интерактивным и управляемым. То, что началось как краткосрочная реакция на кризис COVID-19, в долгосрочной перспективе преобразит высшее образование: преподаватели будут соревноваться за краткосрочные контракты, чтобы работать по частично выведенным в онлайн образовательным программам, а затем за право создавать образовательные ресурсы для программ, степени по которым получают в интернете. Как видим, образование становится все более технологичным, цифровым и коммерциализированным.

ПРИМЕНЕНИЕ онлайн-курсов, инструментов для оценивания и наблюдения (прокторинг) может поставить под угрозу профессиональную автономию преподавателей. Университеты постепенно адаптируются к новым условиям, освоят смешанные модели, рост онлайн-обучения будет устойчивым, но полной перестройки деятельности вузов ждать не стоит. Будущее за масштабным использованием цифровых технологий и дистанционного формата в сочетании с совместной деятельностью преподавателей и студентов.

Наверх