Инженерный ренессанс для цифровой экономики. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Инженерный ренессанс для цифровой экономики

В ДГТУ возрождается модель «школа – колледж – вуз – предприятие»

Переход к цифровой экономике обусловил необходимость повышения качества подготовки инженерных кадров и в целом готовности молодых специалистов к трудовой деятельности в цифровой среде. По мнению ректора Дагестанского государственного технического университета Нурмагомеда СУРАКАТОВА, решить эту задачу можно только при активном взаимодействии производства и образовательной организации.

Об авторе

фото СУРАКАТОВ Нурмагомед Сайпулаевич

СУРАКАТОВ Нурмагомед Сайпулаевич

Ректор Дагестанского государственного технического университета, кандидат экономических наук, доцент, почётный работник высшего профессионального образования РФ

ПРОБЛЕМА дня сегодняшнего – это не только профориентация школьников, но и низкий уровень представления обучающихся о степени насыщенности современной организации реального сектора экономики цифровыми техно­логиями.

Решить актуальные вопросы подготовки инженерных кадров – значит повысить интерес молодёжи к инженерному образованию, воспитать гражданина, готового к реализации значимых для страны целей, осознающего важность развития существующих и внедрения новых ИТ.

Обучающиеся нуждаются в ознакомлении с современными цифровыми производственными технологиями. Им необходим диалог с инженерно-техническими работниками, принимающими реальное участие в организации производства. Также важно иметь представление о современном оборудовании, которое требует высокой квалификации персонала, а в нынешних условиях – и высокого уровня владения цифровыми технологиями.

ЦЕЛЬ эта недостижима без распространения интегрированных моделей развития деятельности учреждений исследовательской, инженерной, технической и конструкторской направленности, а также создания центров поддержки одаренных детей и специализированных школ при университетах, где значимая роль в организации обучения должна быть отведена цифровым технологиям.

Чтобы повысить привлекательность профессии инженера и качество подготовки инженерных кадров для цифровой экономики, в ДГТУ возрождается модель «школа – колледж – вуз – предприятие», предложенная и реализованная в ряде вузов СССР еще в 1970-1980 годах. Сегодня некоторые университеты взаимодействуют со школами и колледжами. В ряде вузов колледжи функционируют как структурные единицы, хотя обычно и ориентированы на одну кафедру или факультет. В то же время можно использовать потенциал колледжа, развивая здесь специальности инженерного направления.

РЕАЛИЗАЦИЯ этой идеи требует привлечения к профориентации сотрудников всех уровней, то есть предлагается четырехуровневая модель «школа – колледж – вуз – предприятие». При этом важно не только оформить соответствующими договорами взаимоотношения между организациями. Необходима конкретная профориентационная работа с оценкой этих взаимо­отношений, учетом возникающего интереса у школьников и формирования их потребностей в соответствии с выбираемой специальностью. Это должно влиять на корректировку учебных планов школы, колледжа и вуза и взаимосвязь между ними.

Выполняя задачу, ДГТУ стремится к реализации такой образовательной модели с использованием современных информационных технологий, что позволит сформировать у обучающихся интерес к химии, физике, математике ещё в школьные годы и показать значимость этих дисциплин в профессиональной жизни. В этой связи университет инициирует заключение соглашений о сотрудничестве со средними общеобразовательными учреждениями, в рамках которых создана система непрерывного практико-ориентированного образовательного процесса. Ученику уже со школьной скамьи понятна специфика профессии, развиваются его творческие способности и интерес к научно-исследовательской и проектной деятельности. Пример такого успешного сотрудничества – взаимодействие со школой №42 г. Махачкалы, где в учебный процесс внедрен не только разработанный сотрудниками университета учебно-исследовательский комплекс по физике, но и функционируют кружки технического творчества.

Также налажено и взаимодействие с центром опережающей профессиональной подготовки на базе расположенного в Республике Дагестан технического колледжа им. Р.Н. Ашуралиева. Здесь, на современной технологической площадке, используются технологии дистанционного обучения по внедрению прорывных инноваций, реализуется комплекс мер по профессиональной ориентации школьников, в том числе обучение первой профессии на современном оборудовании.

КАЧЕСТВО инженерного образования определяют разные факторы. К наиболее значимым из них можно отнести уровень фундаментальной и общеинженерной подготовки, а также все более возрастающие требования к уровню подготовки профессиональных кадров в области информационных технологий.

Благодаря взаимодействию организаций реального сектора экономики и университета решается вопрос профессиональной подготовки на завершающей стадии обучения инженера. Причем форматы такого сотрудничества различны: это выполнение вузами НИОКР по заказам предприятий или совместно с ними, создание базовых кафедр на предприятиях и научных лабораторий в университетах, приглашение в вуз специалистов промышленности для чтения лекций и проведения учебных занятий на кафедрах, производственная практика и выполнение курсовых и дипломных проектов на предприятиях. Тесная связь с ведущими работодателями, как одна из отличительных особенностей ДГТУ, позволяет решать и другую важную задачу – связанную с трудоустройством выпускников университета.

ТЕМАТИКА проведенных ДГТУ в 2021 году круглых столов была направлена не только на выявление проблемных зон в подготовке инженерных кадров для экономики республики, но и поиск путей активизации взаимодействия «вуз – предприятие», определение механизмов реализации практико-ориентированной подготовки выпускников.

На прошедшей в апреле этого года ярмарке выпускников работодатели продемонстрировали активный интерес к тесному сотрудничеству, тем более университет уже имеет опыт подобного результативного партнерства. Привлекаемые к работе в рамках практики и дополнительных практических курсов студенты получают представление об используемых на производстве информационных технологиях, уже обучаясь в вузе. Это закладывает фундамент для осмысления задач будущего, дальнейшей модернизации и цифровизации.

Наверх