Будущее СПО, или СПО будущего

Будущее СПО, или СПО будущего

Репортаж с XIV Международного конгресса «Молодые профессионалы»

В конце октября прошлого года на коллегии Министерства просвещения РФ был представлен проект Стратегии развития профессионального образования до 2030 года. Естественно, после этого события оценка и видение перспектив развития СПО участниками двух крупнейших отечественных профессиональных форумов для нас оказались особенно интересными. Один из этих форумов – юбилейный X Съезд Союза директоров ссузов России – еще ожидается. Другой – XIV Международный конгресс «Молодые профессионалы» – уже состоялся. Представляем нашим читателям репортаж о некоторых его тематических сессиях.

XIV Международный конгресс «Молодые профессионалы», прошедший на базе Московского государственного образовательного комплекса в декабре 2020 года, объединил выступления спикеров сразу в двух форматах – очном и онлайн. На форуме обсуждали прошлое, настоящее и, в первую очередь, будущее системы СПО на ближайшее десятилетие. Конгресс получился масштабным: два дня обсуждений, четыре сессионных зала и пятнадцать мероприятий – пленарные сессии, круглые столы, панельные дискуссии. В рамках форума также прошел съезд координаторов кадрового стандарта, подведены итоги конкурса «Мастерская года». Отдельным блоком состоялась онлайн-выставка проектов СПО, представившая мастерские, центры опережающей профессиональной подготовки, управленческие команды, проекты «Билет в будущее». Всего в различных мероприятиях конгресса участвовали более 600 тыс. человек.

ГЛУШКО Дмитрий Евгеньевич
ГЛУШКО Дмитрий Евгеньевич
Первый заместитель министра просвещения РФ
Александр МИЛКУС
Александр МИЛКУС
Заведующий проектно-учебной лабораторией медиакоммуникаций в образовании факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ
Андреас ШЛЯЙХЕР
Андреас ШЛЯЙХЕР
Руководитель департамента по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), специальный советник Генерального секретаря ОЭСР по вопросам политики в области образования

Большие надежды

Открывший конгресс и пленарную сессию первый заместитель министра просвещения РФ Дмитрий Глушко напомнил, что в 2020 году российская система среднего профессионального образования отметила восьмидесятилетие. Ее создание позволило за короткий период заложить и развить мощный кадровый базис страны. И сегодня, в непростое для отечественной экономики время, на нее вновь возлагаются большие надежды.

Отечественная система СПО по-прежнему остается масштабной институциональной структурой подготовки кадров: в настоящее время программы среднего профессионального образования реализуют более чем 4 599 образовательных организаций. Из них: 3 252 – профессиональные образовательные организации и 598 – их филиалы; 327 – образовательные организации высшего образования и 422 – их филиалы [1]. Количество студентов СПО превышает 3,1 млн. Более того, как отметил модератор пленарной сессии форума, заведующий проектно-учебной лабораторией медиакоммуникаций в образовании факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Александр Милкус: «В системе среднего профессионального образования России происходит фантастическое развитие». Отечественные колледжи словно переживают второе рождение – после затяжного периода упадка вновь растет их популярность: только в 2020 году сюда пришли за образованием на 100 тыс. студентов больше, чем годом ранее. Причем популярность растет не только среди учащейся молодежи, но и среди граждан старшего поколения, которые все чаще обращаются за новыми компетенциями или даже новой профессией.

Важнейшим инструментом госполитики в этой сфере стал федеральный проект «Молодые профессионалы». Во многом модернизации системы СПО и повышению статуса ее образовательных организаций послужил также проект «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста», который реализует министерство во всех субъектах РФ совместно с Агентством стратегических инициатив и Союзом «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». Особое внимание государство уделяет развитию инфраструктуры колледжей, повышению материально-технического оснащения, созданию новых, соответствующих международным стандартам современных мастерских. Сегодня такие мастерские (по своему техническому вооружению зачастую опережающие оснащение рабочих мест в реальном секторе экономики) созданы практически в каждом регионе.

В своем выступлении Д. Глушко коснулся и темы образовательных стандартов. В частности, к концу прошлого года из 583 ФГОС СПО только 87 были актуализированы в соответствии с существующими требованиями. В 2021 году Минпросвещения РФ планирует максимально увеличить количество обновленных ФГОС благодаря вовлечению в процесс экспертного сообщества, сформированного Союзом «Молодые профессионалы», – а это более 50 тыс. специалистов, являющихся прямыми носителями компетенций.

 

Приоритеты министерства

Продолжая знакомить участников форума с планами Минпросвещения РФ, заместитель министра подчеркнул: в рамках формирования нового ландшафта сети СПО в первую очередь будет продолжена работа по реализации проектов, направленных на синхронизацию региональных систем среднего профессионального образования и кадровых потребностей экономики субъектов страны. Новый ландшафт будет выстраиваться как на основе уже созданных структур, так и за счет новых организационных элементов. Так, сегодня в системе уже функционируют центры опережающей профессиональной подготовки (29, ЦОПП), межрегиональные центры компетенций (7, МЦК), специализированные центры компетенций (149, СЦК), базовые профессиональные образовательные организации (22, БПОО), ресурсные учебно-методические центры (40, РУМЦ), региональные координационные центры (85, РКЦ). Например, РКЦ как организаторы и координаторы в субъектах страны движения «Молодые профес­сионалы» помогают переносить в ежедневную работу колледжей опыт и требования по развитию апробируемых в чемпионатном движении WSR-компетенций. А центры опережающей профессиональной подготовки министерством оцениваются как очень важный новый элемент системы СПО, где интегрируются потребности рынка труда и запросы граждан.

– И все-таки ключевым элементом в этом интеграционном процессе остаются преподаватели, которых мы также должны развивать и обучать новым навыкам, – резюмировал Д. Глушко.

Что с финансированием? Согласно статистике, в настоящее время внебюджетные поступления организации СПО в среднем составляют не более 18%. Как заверил первый замминистра, государство готово и будет вкладывать средства в преобразование системы СПО из бюджетов разных уровней. Будут вовлечены и ресурсы самих учебных заведений, в том числе внебюджетные средства частных инвесторов в рамках механизмов государственно-частного партнерства. Но для этого инвесторы должны ощущать эффективность от своих вложений, подчеркнул Д. Глушко.

– Мы со стороны государства должны привести убедительные доводы, чтобы предприятия вкладывали свои средства в развитие системы подготовки кадров.

Следующее важное направление – реализация в системе СПО общеобразовательной подготовки. В колледжах сегодня работают почти 37 тыс. преподавателей общеобразовательных дисциплин, общеобразовательную подготовку получают свыше 2 млн. студентов, поступивших в колледжи после девятого класса. Программе общего среднего образования отводится около 1,5 тыс. часов, и ее реализация должна быть такой же качественной, как в школах. Для этого важно обновить методики и технологии преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО. Это, с одной стороны, должно повысить интерес к дисциплинам у студентов и мотивацию к их изучению, а с другой – повлиять на интенсивность и сроки обучения за счет включения в программу прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности. По словам Д. Глушко, для улучшения качества общеобразовательной подготовки в колледжах будут выделены ресурсы на повышение квалификации преподавателей общеобразовательных дисциплин, чего не делалось в системе СПО очень давно. А для организации постоянного мониторинга качества знаний студентов ссузов по общеобразовательным дисциплинам предполагается проведение мероприятий в формате всероссийских проверочных работ (причем как «на входе» – после поступления в колледж, так и «на выходе» – после завершения обучения по данным программам).

Отдельно государство уделит внимание подготовке нового типа современных управленческих команд, которые будут обеспечивать мероприятия федерального проекта «Молодые профессионалы», интегрируя их в региональные системы профобразования. Такая подготовка уже начата: в частности, в 2020 году ее прошли более 130 человек – преподавателей и руководителей региональных органов исполнительной власти; в 2021-2022 годах обучение пройдут еще порядка 500 директоров и заместителей директоров ссузов.

Еще одно приоритетное направление – участие России в чемпионатах по профессиональному мастерству, проводимых «WorldSkills International», а также организация чемпионатов по стандартам «WorldSkills». Так, в 2020 году в соревнованиях по 120 компетенциям, состоявшихся в рамках VIII Национального чемпионата «Молодые профессионалы», приняли участие более 3 тыс. из всех регионов страны. В аналогичном мероприятии – VI Национальном чемпионате «Абилимпикс» – более 2 тыс. студентов по 77 компетенциям, а в мае 2021 года в Москве запланировано проведение юбилейного Х Между­народного чемпионата «Абилимпикс».

– Мы видим, что такие чемпионаты способствуют развитию профориентационной деятельности для лиц разного возраста, повышению интереса и престижа профессиональных компетенций, помогают людям увидеть, что колледж сегодня действительно является современной технологической площадкой. Здесь трудятся преподаватели, способные сами работать на сверхсложном оборудовании и умеющие передавать компетенции другим, – отметил Д. Глушко.

Участие организации СПО в системе непрерывного образования открывает новые возможности для ранней профориентации школьников с учетом требований региональной экономики и задач федеральных проектов. Кроме того, колледжи могут быть связующим звеном между школой и университетом, выпуская для системы высшего образования студентов с хорошей практической подготовкой и уникальным набором профессиональных навыков.

В настоящее время разрабатываются и внедряются новейшие технологии в сфере ориентации школьников на рабочие профессии. И этому с 2018 года служит проект «Билет в будущее»: ежегодно в его профориентационном тестировании и профессиональных пробах принимает участие не менее 100 тыс. школьников. Еще одним приоритетным направлением в сфере профориентационной работы является организация открытых онлайн-уроков (в частности, на основе опыта «Проектории»), направленных на популяризацию рабочих специальностей, формирование образа современного профессионала. Так, в прошлом году было проведено 12 открытых онлайн-уроков, в которых приняли участие не менее 6 млн. обучающихся.

 

В колледж – за профессией!

Предваряя выступление следующего спикера, А. Милкус вспомнил, как пять лет назад отправился в командировку в колледжи Великобритании, за месяц до которой побывав в ведущих колледжах Москвы и Московской области. Оснащение лабораторий и оборудование в зарубежных колледжах его нисколько не удивило: англичане с гордостью показывали только что закупленное оборудование, а их гость уже видел такое в ведущих колледжах России.

Вопрос о том, как выглядит российская система СПО на международной арене, был адресован руководителю департамента по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), специальному советнику Генерального секретаря ОЭСР по вопросам политики в области образования Андреасу Шляйхеру.

– Ситуация в России становится лучше, у вас есть достойные программы, – подтвердил А. Шляйхер, являющийся специалистом по измерению и сравнительным характеристикам качества образования. – Считаю, что в будущем в России необходимо наладить более гибкую, технологичную и устойчивую профессиональную подготовку, сфокусировать внимание на обучении перспективным профессиям, расширить спектр когнитивных, социальных и эмоциональных навыков. Все это позволит продвинуться вперед, даст новый опыт, который может сделать среднее профессиональное образование более успешным. Цифровое образование поможет решать учащимся проблемы, с которыми они столкнутся в будущем. Поэтому нужны программы, которые помогают совершенствовать цифровые навыки. Все более важной становится сертификация навыков, так как работодатели нуждаются в четких сигналах о квалификации работников.

По словам А. Милкуса, сегодня в России есть колледжи, где конкурс существенно выше, чем в ведущих московских вузах. В некоторых на одно место претендуют 28 человек. А ведь всего пять-семь лет назад около половины школьников после девятого класса поступали в колледжи только ради того, чтобы избежать ЕГЭ. Но ситуация в корне изменилась. Этот тренд подтверждают и другие данные от руководителей ведущих московских и подмосковных ссузов: если раньше 17% детей после окончания колледжа уходили в вузы, то теперь только 3%. Значит, сегодня школьники идут в колледжи не от страха перед ЕГЭ, а за профессией.

Мехатроника. Тренировка расширенного состава национальной сборной WorldSkills Russia.

Жанна КАДЫЛЕВА
Жанна КАДЫЛЕВА
Директор центра инициатив направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ)
Алексей ТЫМЧИКОВ
Алексей ТЫМЧИКОВ
Технический директор Союза «Мо­ло­дые профессионалы (Ворлд­скиллс Россия)»
Дмитрий ШИШКИН
Дмитрий ШИШКИН
Директор департамента развития персонала и сопровождения проектов госкорпорации «Роскосмос»

АСИ для СПО

Директор центра инициатив направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) рассказала о том, как АСИ участвует в реализации стратегии развития СПО. Характеризуя проект по региональному стандарту кадрового обеспечения, в котором участвуют все 85 субъектов РФ, Жанна Кадылева подчеркнула, что он направлен на ориентацию и среднего профессионального, и высшего образования на запросы рынка, чтобы вовлекать бизнес в подготовку кадров, чтобы полученные компетенции и навыки выпускников образовательных организаций были востребованы. Сегодня примерно треть контингента студентов системы СПО так или иначе затронута различными инструментами практико-ориентированной подготовки и учится по программам, которые синхронизированы с требованиями бизнеса.

Совместно с регионами АСИ проводит тематические мероприятия «Кадровые сервисы», нацеленные на поиск новых способов взаимодействия бизнеса и образования. Агентство также работает с сообществом лидеров, у которых есть собственные проекты и инициативы для развития образования в целом и среднего профессионального в частности. Запущена инициатива «100 лидеров развития образования», и уже сейчас происходит тиражирование проектов, относящихся к СПО («Дополнительное образование для педагогов», «Рабочие кадры для Арктики»), связанных с развитием определенных навыков (например, предпринимательских – для выпускников образовательных организаций). Появляются проекты, привлекающие внимание к новым формам занятости (например, «Школа удаленных профессий»), которые могут быть интересны СПО.

У АСИ, продолжила Ж. Кадылева, очень много идей для развития рынка труда и новых форм занятости – неформальной, дистанционной, временной, самостоятельной. Эти тренды необходимо учитывать образовательным организациям СПО в своих программах подготовки. Одна из трендовых идей АСИ – «Колледж и мини-заводы», позволяющая образовательным организациям поддерживать созданную в них инфраструктуру. Мини-заводы на базе колледжей особенно актуальны. Например, для малых и удаленных городов: здесь они могут не только послужить развитию колледжа, но и обеспечить рабочие места для местной молодежи.

С работодателями и…
даже чуть впереди

– Какое базовое требование к колледжам? – задался вопросом технический директор Союза «Мо­ло­дые профессионалы (Ворлд­скиллс Россия)» Алексей Тымчиков. – Исследовать потреб­ности в рабочих кадрах не просто по количеству и наименованиям вакансий, а через прямой контакт с работодателями по реальному составу требуемых компетенций и навыков. Да, подготовка в рамках КЦП социально значима, но, если мы говорим про системное обеспечение экономики необходимыми кадрами, то этого совершенно недостаточно. Ведь предприятиям требуется определенный специалист с определенными навыками и технологическими знаниями в определенном объеме. Чтобы это все понимать, с предприятиями надо работать напрямую. Образовательные учреждения, учреждения проф­подготовки, кроме анализа, должны уметь формировать корпоративные стандарты конкретных предприятий или кадровых ниш, которые необходимо «закрывать». По сути, тогда образовательные учреждения в некотором смысле смогут опережать требования, которые выдвигают предприятия в коротком горизонте. При этом итоги обучения должны фиксироваться практическим демонстрационным экзаменом с обязательной выдачей цифрового паспорта и созданием цифрового портфолио, которое объединяет все успехи и описание квалификации как юниора так и студента и взрослого, прошедших программу переподготовки или повышения квалификации.

Директор департамента развития персонала и сопровождения проектов госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Шишкин поделился опытом привлечения молодёжи в отрасль:
– Реальность такова: у компании, заранее не заботящейся о том, какие кадры к ней придут, какие люди будут занимать рабочие места, перспективы будут небольшие. «Роскосмос» в этом направлении активно работает: мы исходим из того, что хороший специалист готовится эффективно только тогда, когда он заранее понимает, какое рабочее место ему предстоит занять, какие требования к нему будут предъявлены.

Сегодня два десятка предприятий корпорации являются кадровыми партнерами 35 образовательных организаций СПО в 5 российских регионах. Ключевые направления партнерства – разработка профессиональных стандартов, участие в разработке ФГОС «50+» и открытие центров дуального обучения. Ряд организаций СПО, имеющих элементы производственных участков, выполняют для «Роскосмоса» и реальные производственные задачи. Например, в Перми оборудование, установленное в центре дуального образования, работает в интересах обучения, а оборудование колледжа участвует в производстве реальных изделий для ракетно-космической техники. А через крупные просветительские проекты, – такие как Всероссийский молодежный фестиваль «Космофест Восточный» и Всероссийский патриотический форум авиации и космонавтики «Космостарт» – корпорация решает задачу по передаче актуальных знаний о том, что сегодня представляет собой ракетно-космическая промышленность, какие проекты в ней реализуются и какие задачи решаются совместно с образовательными организациями.

Кадровое обеспечение российской промышленности рабочими и инженерами нового поколения в горизонте до 2022 года.

Игорь ГРИБАНОВ
Игорь ГРИБАНОВ
Первый заместитель директора Института развития профессионального образования
Евгения КОЖЕВНИКОВА
Евгения КОЖЕВНИКОВА
Руководитель флагманского проекта «Билет в будущее»
Олег БАЗЕР
Олег БАЗЕР
Заместитель генерального директора по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста Союза «Моло­дые профессионалы (Ворлд­скиллс Россия)»

Профориентация:
флагманские проекты

Следующая сессия конгресса была посвящена теме профессиональной ориентации. Начиная обсуждение, ее модератор – первый заместитель директора Института развития профессионального образования Игорь Грибанов – заявил о том, что за последние пять лет Россия существенно продвинулась в профориентации: «Есть <...> что показать даже на международном уровне!». Например, один из крупнейших профориентационных проектов – «Шоу профессий» является продолжением проекта «Проектория». Только за два последних месяца 2020 года по шести направлениям собраны в интернете более 1,5 млн. просмотров. В 2021 году, предполагается, количество направлений увеличится в два раза, а количество просмотров превысит 5 млн.

О флагманском проекте «Билет в будущее» – который, как выразился И. Грибанов, не только перевернул профориентацию в нашей стране, но и встряхнул образовательные учреждения, – рассказала его руководитель Евгения Кожевникова. Когда в 2018 году в Союзе «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» задумывался «Билет в будущее», инициаторы опирались на идею, что школьника можно ориентировать на рынке труда исключительно через погружение в реальную профессиональную деятельность. Поэтому основной этап практических мероприятий проекта предполагает погружение через профессиональные пробы на площадках центров опережающей подготовки кадров, мастерских колледжей, лабораторий вузов, центров дополнительного образования, технопарков.

– На наш взгляд, получился хороший качественный продукт, – отметила Е. Кожевникова. – Главная задача – формирование осознанности в профессиональном выборе, и мы считаем, что достичь ее можно только путем проб и ошибок.

Заместитель генерального директора по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста Союза «Моло­дые профессионалы (Ворлд­скиллс Россия)» Олег Базер назвал, в свою очередь, флагманским проект «Профильные техно­отряды». Через него прошли уже более 2 тыс. детей, а в прошлом году появились онлайн-смены, фактически стершие географические границы для участников и снизившие затраты семей на участие в мероприятиях.

Виталий ПОЛУБАБКИН
Виталий ПОЛУБАБКИН
Заведующий кафедрой информационных технологий МГОК
Дмитрий СУДАКОВ
Дмитрий СУДАКОВ
Руководитель проекта «Атлас новых профессий»
Светлана КРАЙЧИНСКАЯ
Светлана КРАЙЧИНСКАЯ
Директор Академии Ворлдскиллс Россия

Чему учим?

Продолжая обсуждение, модератор И. Гриба­нов высказался о том, что направление World­Skills Russia Juniors – это не проект, а движение, среда, профессиональные сообщества. И цель профориентации – формировать сообщества, где ребенок чувствовал бы себя комфортно, чтобы его хобби перерастало в профессиональную деятельность. Движение этому способствует в полной мере. За создание такой среды взялся Московский государственный образовательный комплекс (МГОК), на площадке которого проводится большая профориентационная работа, в том числе по раннему привлечению.

– Вместе с партнерами мы строим метрики, которые должны существовать в рамках работы тех или иных специалистов на предприятии, – поделился заведующий кафедрой информационных технологий МГОК Виталий Полубабкин. – И далее интегрируем метрики во все уровни наших
образовательных программ, начиная с профориентационных мероприятий и заканчивая средним профессиональным образованием. Это позволяет закрывать ряд дефицитов, касающихся возможностей подготовки и переподготовки, или «докручивания» специалиста, который требуется на предприятии. Это также позволяет получить дополнительные возможности по выращиванию новых специалистов, созданию новых компетенций, которые будут востребованы через какой-то период времени в большем чем сегодня объеме.

Говоря о ранней профориентационной работе, конечно, нельзя не вспомнить и о проекте «Атлас новых профессий», который нравится школьникам благодаря живой и интересной подаче информации. Руководитель его Дмитрий Судаков обратил внимание участников конгресса на несколько моментов. В частности, сегодня можно распределить профессии на три большие группы: «новые» (новые профессии для новой экономики), «трансформирующиеся» (профессии, изменяющиеся под давлением технологий), «устаревающие». Однако, как показывает опыт общения с регионами, нередко там по-разному воспринимается актуальность той или иной профессии, в том числе из-за законодательных установлений. Например, набирающий популярность «сити-фермер» как профессия не узаконен, поскольку формально не включен в общероссийский классификатор занятий. Но вот, допустим, «мездрильщик шкур» в классификаторе присутствует, хотя, с точки зрения реального спроса, такая профессия – уже малоизвестная экзотика.

– Некоторые профессии меняются незаметно, – поделился далее своими размышлениями Д. Судаков. – Это колоссальный вызов, в том числе для СПО. Что делать с пятидесятилетним токарем, у которого двадцатипятилетний стаж: он не может освоить новые станки, потому что его по-другому учили? В этом контексте один из важных вопросов: а тому ли мы учим? Демонстрационный экзамен – да, хороший ход. Но не научим ли мы и с этим экзаменом таких же токарей, которые через двадцать лет окажутся невостребованными, потому что ничего больше не умеют, а техника поменяется?

Поэтому ключевой вопрос сегодня необходимо сформулировать так: чему мы в действительности учим? Как считает спикер, пока развернутый ответ не дают ни профобразование, ни высшая школа.

– Мы разработали компетенционную модель, которая нужна XXI веку, – продолжил Д. Судаков. – И понимаем, что в сердце этой модели должны находиться некоторые наши личностные, экзистенциальные метанавыки. Дальше – слой средних кросс-контекстных навыков, которые могут быть использованы в разных условиях. Поверх этого возникает слой контекстных специализированных навыков – и вот это как раз зона профобразования, чтобы быстро учить конкретным вещам: тому же программированию на языке на Python, или сварке аргоном, или варке борща – не важно…

Для наглядности спикер рассказал о любопытных результатах опроса 200 преподавателей музыкальных школ. В частности, у них поинтересовались, какие еще умения и навыки, помимо игры на фортепиано или пения в хоре, дает детям музыкальное образование? Было названо 11 важнейших позиций: это и развитие памяти, и умение управлять личностными ресурсными состояниями, и навыки тайм-менеджмента, и овладение математикой, логикой, творческим мышлением…

– Много ли родителей задумывается о том, что дети, которых отправляют в музыкальную школу, на шахматы, в кружок робототехники, получают там еще массу всего полезного? Как правило, о таком «прицепе» не задумываются, и потому его игнорируют. А он для XXI века как раз и является самым важным. Мне кажется, для всех многочисленных сервисов профориентации, которые у нас развернуты по России, очень важно провести ревизию, задаваясь вопросом: а чему мы на самом деле учим? – резюмировал Д. Судаков.

ЦОПП: целевая модель

Второй день конгресса открыла сессия «Центры опережающей профессиональной подготовки как интеграторы ресурсов СПО». О сути идеи и модели ЦОПП рассказала заместитель генерального директора Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» по подготовке кадров, директор Академии «Ворлдскиллс Россия» Светлана Крайчинская, стоявшая у истоков создания этих структур в нашей стране.

Идея создания системы опережающей подготовки возникла после победы российской национальной сборной на чемпионате WorldSkills в Абу-Даби в 2017 году. Тогда было решено взять за основу опыт подготовки российской команды и сделать его более массовым. И хотя, по заверению С. Крайчинской, за два с половиной года концепция ЦОПП довольно сильно трансформировалась, вопросы у многих руководителей образовательных организаций остаются. Например, чем ЦОПП отличается от регионального центра компетенций? Отвечая, директор академии предметно пояснила, что подразумевается под «опережающей профессиональной подготовкой». Это короткие, до шести месяцев, интенсивные программы, которые учитывают лучшие мировые и отраслевые практики, предлагают новые (зачастую еще не прописанные в стандартах) компетенции и завершаются обязательной оценкой «на выходе». При этом спикер отметила, что развивать нужно только те программы, в которых есть потенциал развития, и «не тащить» в ЦОПП слабые, от которых лучше отказаться.

Как одному из идеологов создания центров С. Крайчинской ЦОПП видится как структура, которая должна проводить собственный маркетинг и анализ рынка, формировать потребности и спрос на опережающую подготовку. В ядре центров должна находиться практическая подготовка к конкретному или эталонному рабочему месту. По тому профессиональному направлению, в котором работает, ЦОПП обязан знать все, что происходит: как минимум – в регионе, как максимум – в масштабах страны и мира. Только тогда он сможет управлять ресурсами региона. По мнению С. Крайчинской, ЦОПП не должен иметь финансирование из бюджета, а если оно и есть на этапе становления, то средства – по выходу на точку безубыточности – необходимо бюджету вернуть. Это означает, что работа цент­ров должна строиться в логике бизнес-моделей.

Таким образом, ЦОПП – это и эксперимент в области образования, и сообщество выгодополучателей: работодателей, отраслевых и образовательных структур, которым он нужен для развития своей деятельности. К нему обращаются за быстрой и качественной профессиональной подготовкой. А еще ЦОПП должен сам постоянно учиться, налаживая сетевое и инфраструктурное взаимодействие со всеми партнерами, которых можно привести в регион. По своему функционалу ЦОПП – это региональный оператор, который управляет ресурсами всего региона и притягивает все возможные федеральные и мировые ресурсы для решения местных задач.

«WorldSkills Hi-Tech – 2020»: токарные работы на станках с ЧПУ.

Евгения СЕРЕБРЯКОВА
Евгения СЕРЕБРЯКОВА
Министр образования Новгородской области
Нерсес НЕРСЕСЯН
Нерсес НЕРСЕСЯН
Директор подмосковного колледжа «Энергия»
Максим УСЫНИН
Максим УСЫНИН
Первый проректор Международного института дизайна и сервиса

Региональная практика

О том, как ЦОПП становится агрегатором ресурсов в отдельно взятом регионе, попросили рассказать министра образования Новгородской области Евгению Серебрякову. Область вошла в «первую волну» субъектов РФ, в которых в конце 2019 года открыли центры опережающей профессиональной подготовки. Здесь ЦОПП создали как структурное подразделение на базе строительного колледжа, поначалу даже не выделяя как отдельное юридическое лицо. Но спустя год пришли к выводу, что удобнее было бы работать с отдельным юрлицом. Таким образом, областной ЦООП будет оформлен как самостоятельное подразделение регионального министерства образования.

Как видится новгородцам роль ЦОПП? В первую очередь, центр должен взаимодействовать с работодателями и формировать интересные программы обучения для их сотрудников по компетенциям, которые не всегда имеются в наличии у самих работодателей. Причем региональный центр уже имеет прекрасный опыт партнерства со строительной отраслью, для которой система образования – именно благодаря центру – стала драйвером развития новых технологий.

– Изюминка в том, что наш ЦОПП выступает как институт развития всей системы профессионального образования Новгородской области и работает абсолютно со всеми учреждениями СПО региона по корректировке основных учебных программ, сбору и анализу статистики о востребованности тех или иных компетенций сотрудников, – рассказала Е. Серебрякова. – Центр также предлагает и помогает внедрять новые образовательные стандарты и конкретные продукты, необходимые для обучения студентов. Получился серьезный институт, который мы и дальше будем развивать по ряду стратегических направлений. В частности, работаем над тем, чтобы ЦОПП стал полноценным институтом развития СПО: через реализацию сетевых программ между нашими колледжами и техникумами, а также программ многоступенчатого сотрудничества, в том числе с привлечением университетов не только Новгородской области, но и Санкт-Петербурга.

Единый мегаоператор?

С 2021 года оператором создания и функционирования центров опережающей профессиональной подготовки является Институт развития профессионального образования (ИРПО). Первый заместитель директора московского филиала ИРПО Игорь Грибанов представил коллегам некую, как он выразился, «выжимку» перспективных направлений деятельности ЦОПП. Так, в числе направлений названы мониторинг и анализ динамики изменений на рынке труда в части прогнозирования рабочих профессий, кадров, а также разработка и реализация комплекса мер по устранению существующего и потенциального дефицита кадров.

– В ЦОПП должна быть некая матрица проблемных зон, которая необходима для последующего устранения выявленного дефицита рабочих кадров, будь то подготовленный на высоком уровне состав мастеров или материально-техническая база, – рассуждал И. Грибанов. – Мы часто приезжаем в современные, созданные на федеральные деньги мастерские, и видим едва ли не музеи – пыль протирают, экскурсии проводят… Получается, эта мастерская либо не нужна, либо колледж не может выстроить работу с другими образовательными организациями. Такой проблемы быть не должно. Любой ресурс, который приходит в регион, должен оперативно заполнять существующие пробелы. И ЦОПП призван это видеть и работать именно в такой парадигме: знать, какие ресурсы нужны, чего не хватает для решения проблемы дефицита кадров. Нам очень хотелось бы, чтобы единым оператором управления сетью тех же мастерских, создаваемых в рамках федерального проекта, был именно ЦОПП. Кроме того, сегодня в регионах создаются современные мастерские за счет средств работодателей, которые, возможно, придется унифицировать с мастерскими федерального проекта в части мониторинга, анализа их работы, целевых показателей. Для управления сетью нужен «живой» оператор, который видит, понимает и «ногами проходит» по каждой мастерской.

В прошлом году ЦОПП выступили оператором проектов «50+» и «Обучение граждан, пострадавших от коронавирусной инфекции», показав хорошие результаты. Поэтому они могут и в дальнейшем стать операторами таких проектов развития, которые – порой неожиданно – приходят в регионы. В данном случае решать вопросы в авральном режиме могут и должны современная структура и деятельная команда. В ведение ЦОПП, считает И. Грибанов, можно передать и агрегацию программ профориентации. Кроме того, в парадигму развития ЦОПП хорошо укладываются сбор и трансляция лучших отраслевых межрегиональных и международных практик подготовки кадров, координация работы по цифровизации и агрегации цифровых ресурсов системы СПО.

Но, чтобы перейти к решению задач, которые ставятся в целевой модели ЦОПП, необходимо четко определить их правовой статус: есть ли у центров полномочия выполнять тот или иной функционал, могут ли они стать своего рода надсистемными структурами? Проблема правового статуса ЦОПП напрямую влияет и на возможность самостоятельно зарабатывать.

История внебюджетного успеха

Участники следующей сессии конгресса обсудили вопросы повышения эффективности колледжей через реализацию рыночных механизмов и развитие внебюджетной деятельности. Как известно, эта тема важна для большинства учреждений СПО. Но, оказывается, в России есть государственные колледжи, которые могут зарабатывать в год почти четверть миллиарда рублей. Пример: за 2020 год внебюджетная деятельность подмосковного колледжа «Энергия» принесла 237 млн. рублей. Об этом рассказал директор Нерсес Нерсесян, отметивший, что ссуз был открыт недавно – в январе 2014 года. За первый год удалось заработать всего 8 млн. рублей, а за следующие семь лет внебюджет вырос почти в 30 раз. Понятно, что большинству российских колледжей сложно достичь таких планок, но, как говорится, есть к чему стремиться.

Вообще, зарабатывать внебюджетные средства по направлению «Технология машиностроения» достаточно тяжело, признался директор «Энергии». И для начала важно было понять, что принципиально нужно предприятиям-партнерам.

– В 2014 году Министерство обороны РФ вместе с ОПК начало активно обновлять станочный парк предприятий, – поделился историей успеха Н. Нерсесян. – Это была большая программа по технологическому перевооружению. Стали массово появляться станки с числовым программным управлением, и мы смогли договориться с нашей базовой корпорацией «Тактическое ракетное вооружение», с его подразделением по машиностроению в городе Реутове о том, что синхронизируем подготовку наших студентов с обновлением оборудования, которое будет приходить на предприятие. Так, благодаря совместному проекту Министерства образования Московской области и ВПК «НПО машиностроения», у нас появились станки, которые на завод поступили только через два года. И мы за эти два года успели подготовить студентов, чтобы они по окончании обучения пришли работать с оборудованием, которое только-только появилось на производстве.

После первого выпуска колледж отслеживал, как вчерашние студенты адаптируются на предприятии, и выяснил, каких компетенций им не хватало в практической работе. Благодаря такому мониторингу в ссузе создали короткие модульные программы (в первую очередь, по направлению «Технология машиностроения» – для токарей, фрезеровщиков и станочников), чтобы дополнять выявленный дефицит. Далее, совместно с базовым предприятием разработали специальные учебные программы, и в «Энергию» стали приезжать на повышение квалификации работники других предприятий (а в «НПО машиностроения» по всей России работает порядка 7 тыс. сотрудников). Когда пошла слава о том, что колледж «Энергия» готовит хорошо и на современном оборудовании, выполняет все необходимые требования, а деньги нужно платить только после того, как пройдешь аттестацию перед комиссией базового предприятия, учиться сюда поехали машиностроители со всей России. И сегодня в этом учебном заведении, чтобы взрослому человеку выучиться на станочника, нужно выждать очередь на полгода вперед. При этом внебюджетные группы набираются только по тем специальностям, по которым нет контрольных цифр приема от государства.

В 2019 году в колледже совместно с областным министерством образования разработали специальное программное обеспечение, которое позволило из маленьких 72-часовых модулей создавать любую образовательную программу. И если от предприятия приходит заказ на подготовку специалиста по той или иной программе, то ее собирают, как кубики, а если какого-то не хватает, его быстро дописывают.

 

Ссузы как агентства развития

Далее Н. Нерсесян поделился своими общими соображениями о перспективах развития внебюджетной деятельности в государственных образовательных организациях. Он обозначил два направления.

– Первое, колледжи должны стать агентствами развития на своих территориях, – считает директор ПК «Энергия». – По большому счету, сегодня у нас есть все: хорошее оборудование, высококвалифицированные специалисты. Мы можем оказывать информационно-консультационную поддержку любому предприятию по направлению «Технология машиностроения»: и с точки зрения оптимизации производственного процесса, и с точки зрения применения инструментов. Немало рекомендаций можем дать и для снижения себестоимости или интенсификации производства. Это крайне важно, потому что с колледжем будут делиться только в одном случае: когда понимают, что предприятие с этого получит прибыль. Наши партнеры должны знать: мы не просто готовим кадры, мы можем также оказывать интеллектуальные услуги.

Второе, что мы сделали – и это особая гордость, наверное, всей системы образования Московской области, – инжиниринговый центр. Это некий опытный завод, где есть все необходимое оборудование для того, чтобы любой специалист любого предприятия по направлению «Технология машиностроения» мог сюда приехать, спроектировать и тут же апробировать то, что он спроектировал.

– Но я не хочу, чтобы учебное заведение уходило в производство каких-то изделий, – признался Н. Нерсесян. – Все-таки нам более интересны научные исследования и разработки. Хочется быть на пике передового технологического производства с целью повышения эффективности и снижения себестоимости продукции базовых предприятий, с которыми мы работаем.

Модератор обсуждения не удержался и спросил, насколько далеко колледж находится от черты, когда его можно будет назвать хорошим прикладным университетом? На вопрос откликнулся первый проректор Международного института дизайна и сервиса Максим Усынин, назвав подобные статусы условностями:

– Можно мерить только результатом. Есть учебные заведения, называющие себя университетами, но по сути являющиеся фабриками по штамповке дипломов. А есть колледжи, которые занимаются реальными передовыми исследованиями. Если говорить о логике образования через всю жизнь, то грани стираются. Надо говорить не о вывеске и формальном звании, а о центрах компетенции мирового уровня в тех микросферах, в которых готовы развиваться как вузы, так и колледжи.

Мнение коллеги поддержал Н. Нерсесян: да, по большому счету, между рядовыми университетами и передовыми колледжами грань стерта. Сегодня очень много колледжей занимается научными прикладными разработками. И в рамках технологии машиностроения или электроники они, уверен директор «Энергии», зачастую могут дать фору многим образовательным организациям высшего образования. Поэтому не только вузам, но и колледжам необходимо дать право создавать малые инновационные предприятия: они уже созрели для этого. Кроме того, полагает Н. Нерсесян, было бы полезно дать право студентам запускать свои стартапы прямо в колледжах, ведь у тех есть ресурсы и возможности помогать: и юристы, и экономисты, и специалисты, способные на ранней стадии определить наиболее вероятные бизнес-риски. (По крайней мере, статистика самозанятых показывает, что выпускники учреждений СПО охотно идут в сферу бизнеса и умеют достигать результатов).

Обсуждая возможности образовательных траекторий для самозанятых, М. Усынин предложил организовывать центры совместного пользования, в которых обучающиеся могли бы заниматься узконаправленными работами. По сути, такой формат может стать новой бизнес-моделью по подготовке специалистов. Однако по существующим нормам воспользоваться свободным станком в стенах государственного колледжа невозможно… хотя, уверен Н. Нерсесян, это «огромный рынок»:

– Есть очень много таких, которые умеют, готовы и хотят это делать, но необходим негосударственный коммерческий станок с ЧПУ, – пояснил директор ПК «Энергия». – Учитывая, что хороший станок стоит порядка 1 млн. долларов (а для запуска такого центра потребуется 3-4 станка), – это будут гигантские инвестиции, которые частному бизнесу не по карману. Надо подумать об изменении законодательства, потому что в государственных образовательных организациях подобных станков достаточно много. Четверть учебных заведений по России оснащена очень хорошим оборудованием. Главное – чтобы это оборудование не превращалось в музейные пособия, не простаивало, а работало.

На перспективу…

Итоги XIV Международного конгресса «Молодые профессионалы» подвел первый заместитель министра просвещения РФ Д. Глушко, обратив внимание коллег на ряд обозначенных спикерами конгресса позиций. В частности, на сообщение представителя ОЭСР А. Шляйхера: современные учреждения, формирующие профессиональные навыки обучения и реализующие программы профессионального образования в Европе, а также в активно развивающихся и лидирующих экономиках мира, являются участниками рынка и борются не только за заказ государства для подготовки специалистов, но и за доверие предприятий. В связи с этим Д. Глушко призвал коллег вовлекать представителей бизнеса – как частного, так и с государственной долей – в коллективное управление образовательными организациями либо в полном объеме, либо по специальностям, которые необходимы крупным предприятиям. Да, сегодня в регионах предприятия привлекаются к формированию контрольных цифр приема. Однако, когда проводится конкурс по распределению КЦП, их мнение не учитывается. А это крайне важно – чтобы предприятия, заказывающие специалистов, участвовали не только в формировании объемов их подготовки, но и в отборе образовательных организаций, которые допускались бы к выполнению госзаказа, сформированного на основе запроса крупных работодателей и объединений работодателей.

Также первый замминистра оценил перспективы реализации проектов, апробированных за последние годы Союзом «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»:
– Команда союза наработала много программ, подходов, технологий. И очень хотелось бы, чтобы они – будучи уже апробированными, подтвердившими, по мнению промышленных компаний и предприятий, свою значимость, востребованность, качество, эффективность, – системно развивались дальше. Нам необходимо перевести их в долгосрочную перспективу, чтобы работа шла уже не в рамках пилотной апробации отдельных программ, а в рамках целенаправленного внедрения.

 

Алексей БАТАНОВ.

[1] О результатах мониторинга качества подготовки кадров в 2020 году. Информационный бюллетень. – М. МИРЭА – Российский технологический университет. 2020. – 39 с.

29.04.2021
Наверх