Здравые смыслы и новые вызовы

Здравые смыслы и новые вызовы

Руководители российских педагогических колледжей представили кейсы по модернизации СПО

Делиться опытом – значит быть в тренде. С таким призывом мы обратились к директорам российских учреждений СПО и попросили рассказать о лучших, на их взгляд, практиках подготовки студентов и инструментах эффективного развития образовательной организации.

Кейс 1. 
Большая перестройка. Быть современным – это сила!

– Модернизация педагогического образования подразумевает обновление компетенций и повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, качественную трансформацию и цифровизацию образовательного процесса. Какие шаги предпринимаете в этих направлениях, что можете сказать о полученных и ожидаемых результатах?

РАМАЗАНОВА Гузель Ильшатовна
РАМАЗАНОВА Гузель Ильшатовна
Заместитель директора по учебно-производственной практике Казанского педагогического колледжа

– Модернизация системы профобразования обусловила необходимость использования современных методов и технологий обучения, направленных на дальнейшее совершенствование учебной деятельности, непрерывное развитие мотивации, творческого мышления, навыков. Эти факторы могут способствовать разрешению противоречия между невысоким уровнем сформированности мотивационно-ценностного отношения студентов к учёбе и современными требованиями нормативных документов к подготовке специалистов системы СПО. Для решения этих задач целесообразно анализировать научную литературу и нормативную документацию, а также мотивирующие студентов факторы, проводить тестирование методом Т.И. Ильиной, использовать методологию диагностики А.А. Реана – В.А. Якунина [1] и анкетирование.

Во все времена – не только в период модернизации – для будущих педагогов очень важна практическая подготовка. Интересный опыт проведения преддипломной (производственной) практики на дистанте был выявлен в период пандемии педагогическими образовательными учреждениями СПО Республики Татарстан.

В Казанском педагогическом колледже практическая подготовка с применением электронного образования и ДОТ начала внедряться с 19 марта 2020 года в соответствии с актами о необходимости предупреждения распространения короновирусной инфекции. Отмечу, что в сложных условиях эффективно организовать взаимодействие с обучающимися, то есть выработать и закрепить освоенные профессиональные и общие компетенции по специальностям «Дошкольное образование» и «Преподавание в начальных классах», стало делом чести для каждого педагога КПК.

Занятия проводились на цифровой платформе «Мобильное электронное образование» (МЭО). В сетевое взаимодействие были вовлечены студенты-выпускники (206 человек), преподаватели КПК (38 человек); дети, родители, учителя (31 человек) школ Нижегородской области и школы №33 г. Казани; дети, родители и воспитатели (54 человека) ДОУ №23 г. Перми и ДОУ №6, села Актаныш Республики Татарстан; администрация ДОУ, школ, департаменты образования Нижегородской области и г. Перми. Всего участвовали свыше 120 учителей, воспитателей и преподавателей, то есть на одного студента пришлось около двух наставников. Очень важно, что индивидуально и качественно проводилась работа с каждым выпускником, у которого именно эта, дистанционная преддипломная практика стала завершающим этапом освоения профессиональных модулей по специальности.

Если говорить о результатах, то студентов и преподавателей колледжа заинтересовали инструменты воздействия, используемые в учебном процессе с участием ученика, учителя (наставника) и родителя. Студент – в центре треугольника, на пересечении биссектрис, идущих от ключевых акторов дистанционного образовательного процесса. Пришлось научиться пользоваться всеми необходимыми инструментами, среди которых личные сообщения, вопрос дня, матрица, электронный журнал, конференция. Кроме того, оказались весьма востребованными «Рекомендации по организации онлайн-уроков»: планирование событий через органайзер, изучение материалов интернет-уроков, инструкция для ученика, онлайн-урок, занятие, оценивание.

Таким образом, модернизация педагогического образования на базе Казанского педагогического колледжа подразумевает такие процессы, как обновление компетенций и повышение квалификации преподавателей, качественную трансформацию и цифровизацию образовательного процесса.

СИМОНОВА Татьяна Сергеевна
СИМОНОВА Татьяна Сергеевна
Директор Свердловского областного педагогического колледжа
КУЗНЕЦОВА Марина Федоровна
КУЗНЕЦОВА Марина Федоровна
Заместитель директора по научно-методической работе Свердловского областного педагогического колледжа

– Быть современными – значит использовать актуальные технологии в образовательном процессе.

В колледже открыты 4 мастерских по компетенциям «Дошкольное образование», «Преподавание в младших классах», «Физи­ческая культура, спорт и фитнес», «Препо­давание технологии». Их цель  – обеспечить качество современной подготовки буду­щих педагогов (проект по обеспечению соответствия материально-технической базы ОО современным требованиям ФП «Молодые профессионалы»).

Материально-техническое оснащение мастерских – а это интерактивная песочница, мобильный планетарий, многофункциональная рама, ин-бади, электронная лаборатория «Наураша», интерактивные панели, лаб-диски и многое другое – отвечает вызовам современности и позволяет готовить специалиста на вырост. Действуя в настоящем, мы думаем и о будущем, поэтому активно используем потенциал победителей региональных чемпионатов в профориентационной работе, при подготовке участников на базе создаваемых мастерских, когда реализуем программы повышения квалификации. Расширяем экспертное сообщество, повышаем профессиональный уровень экспертов.

В колледже на базе мастерских разработана и реализуется программа профподготовки участников регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Для первокурсников создана студия «Я – профи», где проходят занятия по формированию «мягких» навыков, реализуется «Программа подготовки молодых профессионалов», по завершению которой студенты могут принять участие во внутриколледжном этапе СОПКSkills и квест-экскурсии «Моя профессия – мой успех».

Деятельность мастерской по компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес» обусловила появление в образовательных программах новых тем. Это разработка и проведение фрагмента физкультурно-оздоровительного занятия с использованием новых видов оборудования, фрагмента занятия комплексной направленности в учебной группе, экспресс-консультации по привлечению разных возрастных групп населения к здоровому образу жизни с использованием ИКТ, в том числе на платформе Moodle.

В мастерской по компетенции «Дошкольное воспитание» создана уникальная площадка – группа детского сада, на базе которой можно воспроизводить реальные условия деятельности воспитателя, решать несколько практических задач одновременно. Речь идёт о выполнении относящихся к профессии рабочих операций, оценке степени развития умений и навыков и в целом готовности к переходу на более высокий этап профессионального становления.

Компетенция «Преподавание технологии» отражает современные требования к преподаванию в области техники и технологий, обучению через решение современных производственно-технологических задач, организации проектной и исследовательской деятельности студентов, а также требования к рабочему пространству (на основе программ «Компас-3D»).

Возникающие во время обучения проблемы преподаватели эффективно решают с помощью современного технического оборудования. Интерактивные дисплеи/доски, электронные флипчарты, документ-камеры, используемые на базе мастерской по компетенции «Преподавание в младших классах», позволяют создавать видео­ресурсы, обеспечивающие возможность представления текстовой (в виде символов), числовой (в виде цифр и знаков), графической (в виде рисунков, фотографий, картин), звуковой (устная или в виде записей) информации на основе учета специ­фики современного поколения.

Как видим, меняются не только учебный план в части использования вариативной составляющей, содержание профессиональных модулей, процеду­ра аттестации в виде демоэкзамена, развитие дополнительных профессиональных компетенций. Благодаря проводимым на базе мастерских профпробам мы развиваем профессиональную направленность абитуриента и студента, помогаем молодым специалистам приобрести дополнительные компетенции.

КЕЙС 2.
Ноу-хау. Руководитель – об успехе

– Имеющие отраслевую специфику образовательные организации обладают более высокими показателями деятельности по сравнению со среднероссийскими значениями [2]. Например, выпускники программ СПО УГПС «Образование и педагогические науки» востребованы более чем на 80%. Как считаете, чем определяется успешность возглавляемого вами ссуза?

АНУФРИЕНКО Надежда Михайловна
АНУФРИЕНКО Надежда Михайловна
Директор Зимовниковского педагогического колледжа

– Престижная образовательная организация региона – Зимовниковский педагогический колледж – лидер в подготовке кадров по таким современным и востребованным специальностям, как «Социальная работа», «Преподавание в начальных классах», «Дошкольное образование», «Прикладная информатика». У нас учатся молодые люди из 14 районов Ростовской, Волгоградской, Тамбовской областей и Краснодарского края.

Если говорить об успешности, то определяется она несколькими составляющими.

Прежде – о факторе человеческом. В колледже работают настоящие профессионалы с большим творческим потенциалом. Благодаря усилиям педагогов, их ответственному отношению к обучению и воспитанию студентов сохранены и приумножены лучшие традиции нашего учреждения. Отмечу, что преподаватели колледжа не раз становились победителями краевых, всероссийских и международных конкурсов.

Педагогический коллектив насчитывает более 40 сотрудников, из которых более 20 имеют высшую квалификационную категорию и 8 – первую, 2 – ученую степень. Свыше 20 преподавателей – обладатели государственных наград, почетных званий и знаков, грамот и благодарственных писем Минобрнауки РФ и Министерства общего и профобразования Ростовской области.

Созданы необходимые условия для становления, развития и самореализации социально адаптированного специалиста. Внеаудиторная работа по учебным дисциплинам является важной составляющей системы дополнительного образования и обеспечена научно-методическими материалами, соответствует общей воспитательной концепции колледжа.

Для студентов работают творческие объединения и клубы по интересам: танцевальная группа «Азбука танца», фольклорный ансамбль «Казачок», хоровая студия «Гармония», изостудия «Палитра», спортивные секции баскетбола, волейбола и настольного тенниса. Всего в кружках и секциях задействованы более 80% от общего числа студентов, что, конечно, весьма показательно.

Исследовательской и творческой деятельностью студенты занимаются в отделах центра регионо­ведческих исследований: студенческих лабораториях «Эврика», «Социум», творческих мастерских «Лингва», «Исток», «Литературная гостиная», студенческих клубах «Аякс», «Патриот».

Обучающиеся колледжа – активные участники, победители и призеры международных, российских, областных, зональных и районных мероприятий. Например, фестивали «Гвоздики Отечества», «Молодые голоса», «Барыня», «Российская студенческая весна», конкурсы «Танцевальный марафон», «Я помню, я горжусь», «Мое будущее – моя профессия», «Трофи ГТО», «WorldSkills». Среди них предметные олимпиады, спортивные соревнования, спартакиады, акции «Есть такая профессия – Родину защищать», «Бессмертный полк» и многие другие.

Участвуют студенты в молодежном волонтерском движении на уровне области и района, в работе районного молодежного парламента.

Реализуется в колледже и студенческое само­управление. Студенческий совет сотрудничает с комитетом по делам молодежи при администрации Зимовниковского района, его представители входят в Российский союз молодежи. Совет проводит воспитательную работу по развитию навыков самостоятельности, самоконтроля, организации правового просвещения и трудового воспитания студентов.

История нашего ссуза насчитывает уже тридцать лет. Юбилей мы встречаем полными сил и творческой энергии. Зимовниковский педагогический колледж – базовая образовательная организация для учительских кадров, а так как профессия педагога всегда востребована, впереди много работы.

АБДУЛЛАЕВ Али Абдуллаевич
АБДУЛЛАЕВ Али Абдуллаевич
Директор Кизлярского профессионально-педагогического колледжа

– Участие в движении WorldSkills Russia – важный фактор профессионального успеха, причем как для студентов, так и образовательных организаций.

Основная задача движения – устранить несоответствия между уровнем практической подготовки выпускников колледжа запросам работодателей – особенно актуальна сегодня. СПО сталкивается с новыми реалиями и вызовами, работодатели предъявляют все больше требований к сформированности коммуникативных, когнитивных, технических и других навыков. Это требует единых подходов к обучению и оценке уровня квалификации выпускников. Добавлю, что WS – это ещё и эффективный способ повысить престиж рабочих профессий и специальностей.

Кизлярский профессионально-педагогический колледж участвует в WSR с 2012 года, то есть с момента появления движения в России. Начинали мы с одной компетенции «Сварочные технологии», а в текущем году студенты колледжа участвовали в VI Региональном чемпионате «Молодые профессионалы WorldSkills Russia» (Республика Дагестан) уже по девяти.

Отмечу, что положительную оценку со стороны сертифицированных экспертов WSR Г.В. Вои­телевой (г. Орехово-Зуево) и Г.А. Рогож­никовой (г. Симферополь) получила работа сотрудников КППК О.В. Резниковой и И.И. Мищенко на конкурсных региональных площадках в качестве главных экспертов по компетенциям «Преподавание в младших классах» и «Технология моды».

Значимым событием стал круглый стол «Стандарты WorldSkills как фактор повышения качества профессионального образования» с участием мэра г. Кизляр А.А. Шувалова, начальника отдела развития профобразования Минобрнауки Республики Дагестан И.В. Ходосовой, руководителя регионального центра движения «Молодые профессионалы» WRS Т.Г. Буганова. Присутствовали представители промышленных предприятий, образовательных учреждений, бизнеса северной части республики.

Рассматривались ключевые модели ранней профориентации и основы профподготовки обучающихся (проект «Билет в будущее»), форматы взаимодействия работодателей и учреждений СПО, формирование профессиональных компетенций через участие в конкурсах профессионального мастерства WS. Говорили о взаимосвязи учебного процесса и WS, готовности работодателей присоединиться к чемпионату в качестве независимых экспертов, спонсоров и партнеров. Также обсудили формы взаимодействия учреждений СПО и работодателей в рамках движения WS.

Спикеры резюмировали, что современная система профобразования должна готовить креативного, мобильного, продуктивного, быстро адаптирующегося специалиста. В свою очередь, движение WS становится реальной возможностью для студентов проявить практические навыки и теоретические знания, научиться решать профессиональные задачи на высоком уровне.

Участие в чемпионате принесло колледжу 4 золотые, 2 серебряные и 3 бронзовые медали. Впереди отборочные соревнования национального масштаба и сам чемпионат, а значит – у молодёжи есть уникальная возможность глубже овладеть профессией, показать профессиональное мастерство, заявить о себе. Именно подготовка обеспечивает профессиональный рост участника, а вместе с этим и успешность образовательной организации, которую студент представляет на соревнованиях.

БАУЭР Герман Владимирович
БАУЭР Герман Владимирович
Директор Ленинградского социально-педагогического колледжа Краснодарского края

– Проблемы обеспечения качества носят в современном мире универсальный характер, и от того, насколько успешно они решаются, зависит многое в развитии любой отрасли, в том числе и в образовании.

В Краснодарском крае педагогические кадры готовят 6 образовательных организаций. В их числе Ленинградский социально-педагогический колледж – неоднократный лауреат и победитель конкурсов «100 лучших ссузов России», «100 лучших товаров России». Колледж готовит по 9 основным специальностям, а за последние три года мы лицензировали еще 2 новые педагогические специальности топ-регион: «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и «Специальное дошкольное образование». А ещё мы юбиляры: в этом году отмечаем девяносто лет.

Стремимся быть привлекательными для своего студента, и в достижении этой цели важна каждая деталь. Стать лучшим – значит произвести что-либо уникальное. И такой отличительной чертой может стать качество услуги.

Качественная подготовка возможна благодаря современной материально-технической базе, наличию специализированных лабораторий и кадровому потенциалу преподавателей. Нам есть чем поделиться с коллегами, и свой передовой опыт транслируем через деятельность ресурсного центра педагогического образования, открытого на базе колледжа в 2014 году.

Основные наши партнеры по педагогическому профилю – лучшие образовательные организации Ленинградского района, расположенные на Черноморском и Азовском побережьях детские лагеря отдыха и санатории. Думается, практико­ориентированность в обучении студентов мы должны обеспечивать не только за счёт социального партнёрства, но и создавая собственную учебно-производственную базу.

С 2013 года в колледже успешно функционирует учебно-производственное подразделение «ЛСПК – сервис», где студенты проходят учебную и производственную практику. Фирма оказывает не только услуги в сфере сервиса, но имеет и педагогический блок – центр развития ребёнка «Планета детства» и агентство по организации детских праздников. Доля практической подготовки студентов в рамках учебного процесса по специальностям «Дошкольное образование» и «Преподавание в начальных классах» составляет более 50% от общего объема аудиторной нагрузки. В течение учебного года здесь работают около 50 студентов, из них 15-20 – оформлены официально с получением заработной платы и записью в трудовой книжке информации о приобретенном стаже работы, 30-35 – являются волонтёрами.

С 2018 года в режиме пилотной апробации колледж является центром проведения демонстрационного экзамена по компетенции «Преподавание в младших классах». В течение трех лет все участники (более сотни студентов) достойно прошли испытания: по 31-балльной шкале оценивания получили от 16,38 до 28,9 баллов, стали обладателями скиллс-паспорта. За этот период мы обработали достаточный перечень кодов и модулей, что в будущем позволит проводить ГИА в формате демоэкзамена.

Наши выпускники востребованы в образовательных учреждениях края. И здесь мы тоже не стоим на месте, помогая им получить дополнительное образование в смежных направлениях выбранной специальности. Все студенты-бюджетники получают второй диплом, а 70% – даже и третий. Уже на выпускном этапе проходят 72-часовые курсы повышения квалификации. Таким образом, в школу приходят всесторонне развитые учителя, имеющие три диплома из различных областей педагогической науки.

Наши выпускники нацелены получить высшее образование, и в этом вопросе мы рекомендуем им выбирать отличную от основной специальность. Это поможет проявить коэффициент полезной активности (КРI) в условиях современной системы образования. Отмечу, что так поступает половина окончивших обучение в колледже студентов.

Если обратиться к статистике трудоустройства этого года, то нашли работу более 70% выпускников специальности «Дошкольное образование», специальности «Преподавание в начальных классах» – более 80%. Наши выпускники – а в основном это сельские жители, – уезжая в города края, где активно строятся новые школы, детские сады, и, соответственно, есть рабочие места, успешно устраиваются и там.

Отдельно остановлюсь на таком инновационном направлении в СПО, как открытие студенческих групп казачьей направленности специальности «Преподавание в начальных классах». Этот шаг не случаен, ведь мы – казачий край, в структуре образования которого работают 70 казачьих школ. Выпускницы групп казачьей направленности колледжа успешно трудоустроились и эффективно организовали работу специализированных классов не только в регионе, но и Москве.

С 2015 года колледж активно участвует в движении WorldSkills Russia по 9 компетенциям, а в 2019 году наши студенты стали победителями международного чемпионата WorldSkills в компетенции «Интернет вещей».

Перспективы развития СПО связаны с интеллектуализацией его содержания, суть которой – развить у студентов системное и профессиональное мышление. Для решения этой задачи мы используем японскую управленческую стратегию «Кайдзен» [3], предполагающую пять правил эффективного управления в организации.

  • «Аккуратность» – исключение из рабочего пространства всех лишних деталей и процессов. Позволило внедрить СМК и через нее реализовать программу развития колледжа, содержание которой ориентировано на постоянное измерение улучшения образовательного процесса.
  • «Дисциплина» – предполагает четкое следование строгим требованиям в организации рабочего места и производственных процессов на предприятии. Это, в свою очередь, позволило нам использовать многовариантное образовательное пространство Ленинградского района и Краснодарского края в качестве основных социальных партнёров (базы профессиональной практики) колледжа, а также лучшие предприятия в сфере сервиса и туризма.
  • «Чистота» – наличие современного и актуального оборудования на рабочем месте специалиста. В колледже открыты ресурсный центр и центр дистанционного обучения. Это позволило существенно обновить материальную базу современным технологическим и мультимедийным оборудованием, оснастить 12 учебных и производственных лабораторий.
  • «Порядок» – правильное и четкое распределение направлений подготовки и обязанностей среди преподавателей колледжа и привлеченных специалистов из реального сектора экономики, что также отразилось в работе колледжа. Руководство ссуза серьёзно относится к формированию кадровой политики. В педагогическом коллективе – а это более 70 человек – из реального сектора экономики привлечены 24 специалиста. Более того, 30 преподавателей стажировались в Англии и Германии.
  • «Стандартизация» – соответствие теоретической и практической подготовки требованиям ФГОС. Применение этого правила способствует стабильной за последние три года динамике показателей успеваемости и выполнения профессиональных образовательных стандартов по специальностям.

Так, эффективная система управления является еще одним важным фактором, определяющим положение СПО в системе подготовки специалистов. Убеждены, что результативный менеджмент в колледже обеспечивает высокий уровень качества образовательных услуг, соответствующий требованиям государства и общества.

Кейс 3.
Законы привлекательности. Как поднять престиж профессии?

– Престиж педагогической профессии за последние годы вырос. По данным ВНИИ труда [4], профессии «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», «Педагог-дефектолог» вошли в топ‑20 самых востребованных на рынке труда РФ. Если рассматривать опыт вашей образовательной организации, каким образом реализуется модель повышения престижа профессии педагога?

СИДОРОВА Людмила Закировна
СИДОРОВА Людмила Закировна
Директор Ангарского педагогического колледжа

– Ангарский педагогический колледж относится к образовательным организациям, где получать специальность престижно. Мы не печатаем в СМИ предложения о поступлении, лучшая реклама – наши выпускники, которые сегодня очень востребованы. Кроме того, последние пять лет при поступлении в АПК существует конкурс, что обеспечивает нам контингент и дает основание говорить о престижности получения педагогических специальностей. 

Учитывая, что большинство поступивших (в среднем 60-75%) делали свой выбор по рекомендациям близких людей, учителей, уже получающих специальность наших студентов и очевидно: молодежь определяет траекторию своего профессионального становления осознанно, принимая во внимание возможные трудности, которые им предстоят. Есть и те, кто выбирает специальности педагогического профиля на время, чтобы в дальнейшем получить высшее образование другой направленности. Это их бесспорное право, а наша задача – по максимуму раскрыть привлекательность миссии педагога.

Мы понимаем риски. Педагогическая деятельность предполагает значимые интеллектуальные, психологические, информационные и эмоциональные нагрузки, и если у специалиста не сформированы механизмы саморегуляции, профессиональное выгорание продуцирует целую систему психологических защит, маний и фобий. Часть таких педагогов меняет сферу профессиональной деятельности, другие работают формально, выполняя узкопредметные функции. Педагоги со сформированными механизмами саморегуляции без напряжения адаптируются к профессиональной деятельности, балансируя через активную самореализацию как в образовательной, так и сопутствующих творческой, социальной деятельности.

Чтобы минимизировать указанные выше риски, предотвратить потерю контингента и поиск выпускниками возможностей трудоустройства в другие сферы, для нас важно создать единство педаго­гического коллектива колледжа и работников базовых образовательных организаций в целенаправленном и планомерном выстраивании стратегии и тактики для личностно-профессионального становления будущих педагогов. Это обеспечит их преемственный переход по ступеням «самоопределение – саморазвитие – самореализация» с формированием на всех этапах способов саморегуляции.

Что касается повышения престижа профессии локально, на уровне конкретного учреждения СПО, то мы успешно это делаем в рамках образовательной деятельности, но все же с привлечением коллег и партнеров.

Особое значение для мотивации стать педагогом на начальном этапе обучения имеет знакомство студентов с профессионалами на экскурсиях в ДОУ и школах, во время кураторских часов с участием опытных педагогов. На этих встречах студенты могут получить ответ на интересующие их профессиональные вопросы.

Далее наши коллеги из образовательных организаций выступают для будущих специалистов наставниками и экспертами в рамках учебной и производственной практики, участвуют в подготовке студентов к демонстрационному экзамену, конкурсам и чемпионатным состязаниям. Особенна миссия работодателей в качестве заказчиков проблематики курсовых и дипломных работ, позволяющая студентам в дальнейшем представить на уровне базовых организаций материалы своих исследований и разработок.

Таким образом, мы готовим специалистов совместно. И для них успешно работающие воспитатели, учителя начальных классов, руководители образовательных организаций являются убедительным примером, импульсом двигаться дальше, осваивая профессиональные компетенции и формируя готовность работать с детьми.

КЕЙС 4.
Формула, которая работает. Как сформировать социально успешную и нравственно здоровую личность?

– В современном мире изменились критерии социальной успешности. Успех принято связывать с нравственностью, не противопоставляя эти два понятия. Но это в теории, а на практике сформировать успешную личность с нравственными принципами – задача не из лёгких. Пожалуйста, приведите примеры эффективных практик, направленных на формирование личности с такими характеристиками.

СЕЛИВАНОВА Анастасия Алексеевна
СЕЛИВАНОВА Анастасия Алексеевна
Заместитель директора по воспитательной работе Енисейского педагогического колледжа

– Формировать у будущих учителей социально значимые ценности – первостепенная задача коллектива Енисейского педагогического колледжа. Большое внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию, в основе которого – практики для творческого саморазвития и становления у молодых людей гражданской позиции, нравственных и моральных принципов.

Одна из таких практик – вовлечение студентов в проектную деятельность. За последние годы в колледже накоплен богатейший опыт реализации социально значимых, творческих, исследовательских проектов, направленных на воспитание уважительного, бережного отношения к истории большой и малой родины. Расскажу о наиболее успешном опыте.

Результат работы над проектом «Война далекая и близкая» – создание фильма на основе серии интервью с участниками Великой Отечественной войны. Студенты беседовали с проживающими в г. Енисейске ветеранами и их родственниками. С максимальной достоверностью пытались передать атмосферу тех лет, реконструируя сцены исторических событий. Проект объединил студентов, педагогов и работников колледжа. В съемках участвовали более 80 человек. Фоном для кинокадров стали улицы города, подвальные помещения, интерьеры городских и частных музеев. Молодые люди сами создавали декорации и костюмы для сюжетов фильма, и в образе красноармейцев, партизан, тружеников тыла стремились передать настроение тех, кто переживал все тяготы того периода. Фильм демонстрировался по местному телевидению, получил много положительных отзывов. Проект победил в международном конкурсе «Великой Победе посвящается» и всероссийском конкурсе «Спасибо за Победу!», вышел в полуфинал всероссийского грантового конкурса «Доброволец России». Мы вместе не только достигли основной цели, но и получили значимые свидетельства нравственного становления личности студентов.

В 2020 году, несмотря на трудности и проблемы, связанные с переходом на дистанционный режим обучения, преподаватели и студенты с помощью современных информационных технологий смогли реализовать несколько интересных проектов, посвященных 75-летию Великой Победы.

Например, «Письмо в прошлое». Написать ответ солдату – такова была идея проекта. Студенты поработали с материалами сайта «Подвиг народа», ознакомились с оцифрованными фронтовыми письмами. За каждым таким посланием – история, голос участников военных событий.

Благодаря проекту «Книга памяти» по архивным материалам были написаны рассказы о жизни и боевом пути преподавателей и студентов ЕПК. Электронный формат издания позволяет изучить историю колледжа (в прошлом – педагогического училища) тем, кто находится сегодня вдали от альма-матер.

Участники проекта «Лица Победы» восстановили потертые временем фотографии солдат-енисейцев, сформировали альбом. Итогом проекта «А в памяти мгновения войны…» стала видеогалерея. Студенты специальности «Изобразительное искусство и черчение» подготовили более 50 рисунков, посвященных истории войны 1941-1945 годов. Авторы изобразили сцены прощания, боевых действий, празднования победы, объединив эти сюжеты музыкальным лейтмотивом.

Участники проекта «Благодарим за Победу» собрали видеообращения к ветеранам и смонтировали видеоролик, который был размещен в социальных сетях. Поздравительная акция получила живой отклик и в формате челленджа: обращения к ветеранам смогли отправить все желающие.

Уверены, проекты гражданско-патриотической направленности – лучший способ изучать историю, сохранить историческую память, формировать морально-нравственную основу личности. Результаты реализации таких проектов в колледже – убедительное тому доказательство.

МАЛЬЧЕНКОВА Ирина Владимировна
МАЛЬЧЕНКОВА Ирина Владимировна
Директор Тольят­тинского социально-педагогического колледжа

– В нашем колледже воспитательный процесс – вспомогательный, что отражено и в оргструктуре. Служба психолого-педагогического сопровождения учебного процесса находится в непосредственном подчинении замдиректора по основной образовательной деятельности.

Приступая к проектированию воспитательной системы, мы использовали следующий алгоритм. Во-первых, проанализировали маршрут движения студента от поступления до завершения освоения ОП, для каждого курса выделили основные направления в учебной и воспитательной видах деятельности, ключевые активности (см. рис. 1). Здесь учли сложившиеся принципы организации учебного процесса и на основании этого обозначили контрольные точки на пути к конечной цели – трудоустройству.

Во-вторых, выполнили наложение заданных направлений воспитательной деятельности на содержание ОП и определили целесообразную степень включенности студентов в то или иное направление на каждом курсе. При этом учитывали перечень изучаемых дисциплин, определенных нами ключевых активностей и традиционных мероприятий.

В-третьих, описали модель выпускника и сформулировали необходимые качества и компетенции (см. рис. 2). На этом шаге мы принимали во внимание особенности регионального рынка труда и современные тренды развития общества и экономики. Очевидно, что ни одна из представленных компетенций не может быть сформирована исключительно в одном направлении воспитательной деятельности.

Следующим шагом описали модель проектируемой системы (см. рис. 3).

Ядром системы является модель выпускника, основанная на глобальных трендах и запросах регионального рынка труда. В качестве драйверов (инструментов) мы определяем ресурсы (МТБ, кадры), элементы ОП, формы воспитательной работы. Интерфейсом системы – то есть точкой получения обратной связи и предъявления результата – могут быть конкурсы, фестивали, чемпионаты, форумы, публичные защиты, стажировки, другие мероприятия. Каждую из составляющих модели мы описали по пяти параметрам: что формируем, как, где, с помощью чего, зачем.

Далее на основании этой модели для каждой специальности в зависимости от специфики разрабатывается рабочая программа воспитания и комплекс мероприятий, органично интегрированных в ОП.

КЕЙС 5.
Операция «Кооперация». Как организовать и развить эффективное взаимодействие с партнёрами?

– Специфика подготовки педагогических кадров заключается в тесном взаимодействии со школами, органами управления системой образования и работодателями. Какие инструменты организации и развития сотрудничества вы используете? Какие из них зарекомендовали себя в качестве наиболее эффективных и почему?

ГРИБОВСКИЙ Владимир Сергеевич
ГРИБОВСКИЙ Владимир Сергеевич
Директор Болотнинского педагогического колледжа

– Социальное партнерство в образовании – примета нового времени. Полагаем, такая система должна основываться на активной позиции участников, выстраиваться с учетом ФГОС, профстандарта и требований работодателей. Это и творческо-педагогическое взаимодействие ссуза с работодателями и представителями образовательных организаций, которое обеспечивает формирование компетенций, адекватных требованиям рынка труда.

В Болотнинском педагогическом колледже социальное партнерство реализуется по разным направлениям. Проводятся областные семинары с участием преподавателей педколледжей НСО, специалистов управления образования Болотнинского района, методистов муниципальных методических служб по начальному и дошкольному образованию, заместителей директоров по УВР, учителей начальных классов и других специалистов. Преподаватели БПК выступают независимыми экспертами в районном конкурсе «Учитель года». Методисты – участвуют в работе районной «Школы молодого педагога»: организуют и проводят методические семинары для учителей технологии, начальных классов, физической культуры. Студенты выпускных групп в формате информационных встреч общаются с руководителями управления образования и директорами Болотнинского, Мошковского и Тогучинского районов. Цели бесед – разнообразные. Например, укрепление связи теоретического и практического обучения; повышение интереса к будущей специальности и осознание её социальной значимости; развитие профессионального мышления.

Колледж привлекает руководителей образовательных учреждений района и области к рецензированию дипломных работ выпускников, участию в ГИА.

Для получения полных и достоверных данных о развитии надпрофессиональных навыков, карьерных предпочтений обучающихся (по каждому студенту и в разрезе специальностей) заключен договор с центром опережающей профессиональной подготовки (г. Томск). Надеемся, в результате сотрудничества по каждому выпускнику будет сформирован профиль компетенций, необходимых для успешной адаптации на рабочем месте.

Повысить уровень общественно полезной отдачи системы профобразования и снизить социальную напряженность на рынке труда призвана созданная в БПК служба содействия трудоустройству выпускников.

Важное для колледжа направление социального партнерства – взаимодействие со службой занятости, которая помогает учитывать требования работодателей.

В приоритете – сотрудничество с дошкольными и школьными организациями города и района. Например, профориентационные беседы с учащимися сельских школ о толерантности и дружбе, вечных истинах, по другим актуальным темам (проект «Болотнинский педагогический колледж шагает по району»).

Отмечу, что подобные мероприятия не только сближают школьников и студентов, но и позволяют обучающимся попробовать себя в качестве организаторов. Более того, студенты отмечают повышение уровня мастерства каждого участника таких выездов и даже переоценку некоторых ценностей. Некоторые начинают задумываться о высоком смысле работы в сельской местности.

Эффективность деятельности по трудоустройству выпускников подтверждает статистика. В 2018 году свое будущее с выбранной профессией связали 87,4% выпускников, в 2019-м – 88,7%, 2020-м – 84%.

Современные требования к качеству образования нам предстоит реализовывать в тесном контакте с нашими выпускниками, почти 70% которых работают в образовательных организациях района. Духовная и профессиональная связь поколений обучавшихся в колледже не прервется: на смену ветеранам придут другие творческие личности, учившиеся у настоящих мастеров.

[1] Т.И. Ильина «Мотивация обучения», А.А. Реан и В.А. Якунин «Мотивация обучения».
[2] Результаты ежегодного мониторинга качества подготовки кадров Минпросвещения РФ за 2019 год.
[3] Японская система управления, ориентированная на непрерывное совершенствование процессов производства.
[4] Результаты опроса 26,9 тыс. организаций и предприятий, анализа вакансий популярных сервисов поиска работы (2019).

29.04.2021
Наверх