Экосистемное решение для смешанного обучения. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Экосистемное решение для смешанного обучения

Технологии, которые нужны вузам сейчас

Цифровая образовательная среда, форсированная в прошлом году пандемией, а в нынешнем – масштабными государственными инициативами, требует новых решений по обеспечению процесса обучения. В фокусе – технологические новации, основанные на применении нейронных сетей, машинного обучения и искусственного интеллекта. Совместными разработками в этой области занимаются Томский государственный университет и Электронно-библиотечная система «Лань». О том, как родилась идея сотрудничества и каковы перспективы успешной реализации задуманного, рассказывают директор института дистанционного образования ТГУ Михаил ШЕПЕЛЬ, директор ЭБС «Лань» Александр НИКИФОРОВ, директор центра прикладного анализа больших данных ТГУ Вячеслав ГОЙКО и руководитель отдела разработки ЭБС «Лань» Станислав ТИХОНОВ.

Цифровая трансформация образования на всех уровнях

Развитие технологий порождает среду, которая требует новых знаний и навыков. Эта потребность настолько ясна, что модернизация образовательной сферы начинается уже на первых ступенях обучения. Так, до 2022 года реализуется эксперимент по созданию целевой модели цифровой образовательной среды. Благодаря этому школы России оснастят высокоскоростным интернетом с возможностью видеотрансляций, обеспечат различными электронными ресурсами. Кроме того, с 2021 года планируется ввести обучение основам искусственного интеллекта в начальной школе.

Сфера высшего образования не отстает, а даже идет на опережение. Современные технологии активно внедряются в процесс обучения. В планах – автоматизированная проверка выполненных работ и, конечно, выстраивание индивидуальных образовательных траекторий. Именно возможности искусственного интеллекта делают эффективной и тиражируемой такую идею.

Первые шаги на пути масштабных цифровых преобразований в этом плане совершаются не только вузами, но и компаниями, с которыми они взаимодействуют. Так, Национальный исследовательский Томский государственный университет совместно с Электронно-библиотечной системой «Лань» занимаются разработкой совершенно нового механизма рекомендации учебной литературы, точечно подобранной для конкретной лекции.

Новый стандарт преподавания и обучения «Актру» и высокоуровневая система распознавания речи

Ранее ТГУ представил цифровую платформу «Актру», предназначенную для организации обу­чения студентов в гибридной форме – очно-дистанционной. Система включает специально оборудованные аудитории с видеотехникой, центральный сервер и ряд IT-сервисов университета.

«Актру» позволяет проводить онлайн-трансляции лекций и записывать их. В дальнейшем формируется полноценный видеопортал с умной системой поиска. По ключевым (сигнальным) словам студенты находят не просто видео­материалы по заданной теме, а конкретные фрагменты лекций, в которых используется искомое понятие.

Преобразования в области использования электронных ресурсов.
Прототип сервиса каталогизации ЭБС на основе искусственного интеллекта

Применением подобных технологий в несколько другом ключе занимается ЭБС «Лань». Компания разработала прототип сервиса каталогизации с совершенно новым механизмом распределения учебных и научных изданий в каталоге на основе технологий машинного обучения. Это позволяет ускорить размещение книг на платформе, а самое главное – автоматизировать распределение изданий по тематическим направлениям и областям знаний, что раньше приходилось делать вручную.

Планируется, что обученная нейросеть будет способна самостоятельно классифицировать книги по тематическим категориям и областям знания, подбирать их по дисциплинам. В перспективе это позволит двигаться в сторону создания рекомендательных сервисов, чутко откликающихся на обращения пользователей и адресно подбирающих для них необходимую литературу.

Компания намерена масштабировать успешный опыт использования технологий машинного обучения, применив его в совместной работе с ТГУ.

Синергетический эффект

Объединение усилий Томского государственного университета и коммерческой компании «Лань» в перспективе позволит сформировать совершенно новый формат лекций. Студенты смогут посещать их дистанционно в любой точке мира, где есть интернет, и работать на одной платформе с самыми разными типами учебных материалов.

Планируется, что совместный проект позволит участникам не только получить необходимый опыт, но и приблизиться к дополнению специализированной инфраструктуры новыми возможностями для смешанного формата обучения. Так «Актру» – которая уже сейчас способна в автоматическом режиме записывать и транслировать занятие, распознавать, систематизировать и хранить весь учебный материал – может быть интегрирована с ЭБС «Лань».

Сейчас пилотный проект ТГУ и ЭБС «Лань» находится в стадии разработки. Вероятно, достижение заявленной цели – исследовательская задача, требующая времени и ресурсов. На данном этапе еще не представляется возможным говорить о конкретных сроках запуска и результатах проекта. Однако его успешная реализация однозначно преобразит цифровой формат взаимодействия преподавателей и студентов.

– Главная ценность платформы «Актру» – возможность легкого переноса учебного процесса из аудитории в онлайн и обратно. Это упрощает и обогащает учебный процесс, предоставляя преподавателю и студентам удобный формат работы. Задействованные в системе технологии распознавания речи от «Яндекс» позволяют преобразовать аудиодорожку записанной лекции в текст, автоматически формировать субтитры и производить удобный поиск по материалам с точностью до секунды.

Вячеслав ГОЙКО

Директор центра прикладного анализа больших данных ТГУ

woman avatar

– Наш ML-каталогизатор – сервис, реализованный при помощи сверточной нейронной сети и позволяющий с высокой точностью определять аналогичные по тематикам книги. Для нас этот проект, помимо практической ценности, является и важным пилотом, повышающим компетенцию компании в области Machine Learning (машинного обучения).

Станислав ТИХОНОВ

Руководитель отдела разработки ЭБС «Лань»

woman avatar

– По сути, мы говорим о создании нового экосистемного решения для смешанного обучения. А разве возможна образовательная экосистема без библиотеки и ее ресурсов? Поэтому решение о необходимости интеграции с компанией «Лань», обеспечивающей вуз электронным учебным контентом, явилось логичным шагом развития нашей разработки «Актру».
Убежден, что будущее именно за такого рода интеграционными проектами. Все перспективные решения в этой области точно будут размывать границы между традиционными LMS, вебинарными средами и электронно-библиотечными системами.

Михаил ШЕПЕЛЬ

Директор института дистанционного обра­зования ТГУ

woman avatar

– Мы все чаще слышим о цифровизации образования и глобальной трансформации всей системы. Компания «Лань» тоже движется в заданном направлении и всячески способствует формированию комфортной цифровой образовательной среды.
Наш основной продукт – электронно-библиотечная система – предоставляет возможность говорить о соответствии актуальным тенденциям: сетевой доступ, электронные ресурсы, элементы научно-образовательной платформы. Все это уже есть.
Однако мы считаем, что современные технологии дают гораздо больше возможностей. Поэтому прикладываем все усилия, чтобы сделать наши сервисы еще более удобными, интуитивно понятными и одновременно более точными и эффективными. В этом плане применение технологий машинного обучения и партнерство с ТГУ – научным центром, стоящим на передовой технологического прорыва, – кажется закономерным. И очень перспективным!

Александр НИКИФОРОВ

Директор ЭБС «Лань»

woman avatar
Наверх