Цифровая трансформация образования на всех уровнях
Развитие технологий порождает среду, которая требует новых знаний и навыков. Эта потребность настолько ясна, что модернизация образовательной сферы начинается уже на первых ступенях обучения. Так, до 2022 года реализуется эксперимент по созданию целевой модели цифровой образовательной среды. Благодаря этому школы России оснастят высокоскоростным интернетом с возможностью видеотрансляций, обеспечат различными электронными ресурсами. Кроме того, с 2021 года планируется ввести обучение основам искусственного интеллекта в начальной школе.
Сфера высшего образования не отстает, а даже идет на опережение. Современные технологии активно внедряются в процесс обучения. В планах – автоматизированная проверка выполненных работ и, конечно, выстраивание индивидуальных образовательных траекторий. Именно возможности искусственного интеллекта делают эффективной и тиражируемой такую идею.
Первые шаги на пути масштабных цифровых преобразований в этом плане совершаются не только вузами, но и компаниями, с которыми они взаимодействуют. Так, Национальный исследовательский Томский государственный университет совместно с Электронно-библиотечной системой «Лань» занимаются разработкой совершенно нового механизма рекомендации учебной литературы, точечно подобранной для конкретной лекции.
Новый стандарт преподавания и обучения «Актру» и высокоуровневая система распознавания речи
Ранее ТГУ представил цифровую платформу «Актру», предназначенную для организации обучения студентов в гибридной форме – очно-дистанционной. Система включает специально оборудованные аудитории с видеотехникой, центральный сервер и ряд IT-сервисов университета.
«Актру» позволяет проводить онлайн-трансляции лекций и записывать их. В дальнейшем формируется полноценный видеопортал с умной системой поиска. По ключевым (сигнальным) словам студенты находят не просто видеоматериалы по заданной теме, а конкретные фрагменты лекций, в которых используется искомое понятие.
Преобразования в области использования электронных ресурсов.
Прототип сервиса каталогизации ЭБС на основе искусственного интеллекта
Применением подобных технологий в несколько другом ключе занимается ЭБС «Лань». Компания разработала прототип сервиса каталогизации с совершенно новым механизмом распределения учебных и научных изданий в каталоге на основе технологий машинного обучения. Это позволяет ускорить размещение книг на платформе, а самое главное – автоматизировать распределение изданий по тематическим направлениям и областям знаний, что раньше приходилось делать вручную.
Планируется, что обученная нейросеть будет способна самостоятельно классифицировать книги по тематическим категориям и областям знания, подбирать их по дисциплинам. В перспективе это позволит двигаться в сторону создания рекомендательных сервисов, чутко откликающихся на обращения пользователей и адресно подбирающих для них необходимую литературу.
Компания намерена масштабировать успешный опыт использования технологий машинного обучения, применив его в совместной работе с ТГУ.
Синергетический эффект
Объединение усилий Томского государственного университета и коммерческой компании «Лань» в перспективе позволит сформировать совершенно новый формат лекций. Студенты смогут посещать их дистанционно в любой точке мира, где есть интернет, и работать на одной платформе с самыми разными типами учебных материалов.
Планируется, что совместный проект позволит участникам не только получить необходимый опыт, но и приблизиться к дополнению специализированной инфраструктуры новыми возможностями для смешанного формата обучения. Так «Актру» – которая уже сейчас способна в автоматическом режиме записывать и транслировать занятие, распознавать, систематизировать и хранить весь учебный материал – может быть интегрирована с ЭБС «Лань».
Сейчас пилотный проект ТГУ и ЭБС «Лань» находится в стадии разработки. Вероятно, достижение заявленной цели – исследовательская задача, требующая времени и ресурсов. На данном этапе еще не представляется возможным говорить о конкретных сроках запуска и результатах проекта. Однако его успешная реализация однозначно преобразит цифровой формат взаимодействия преподавателей и студентов.