Регионы дают огня

Регионы дают огня

Руководители вузов пяти субъектов РФ рассказали о выполнении соцзаказа

Прорывы совершаются в регионах, и это более чем верно для вузов педагогического профиля. Невероятно сложную задачу – готовить высококлассных специалистов новой формации – решают в этих образовательных организациях. Подробностями поделились ректоры Армавирского, Башкирского, Благовещенского, Красноярского и Липецкого государственных педагогических университетов.

1. Педагогические вузы выполняют стратегически значимую в контексте достижения национальных целей РФ миссию – готовят профессиональные востребованные кадры. Какова роль университета в развитии кадрового потенциала системы образования региона? Как именно вуз выполняет этот приоритетный социальный заказ?
2. Качество образования и организация воспитательной работы – от этого, по словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова [1], зависит будущее страны. Чем в университете обеспечивается высокое качество ОП? Какие формы организации воспитательной работы со студентами зарекомендовали себя как результативные? 
3. «Мотивированный абитуриент – успешный студент – современный учитель» – по такой схеме предложено организовать системную работу по развитию и становлению педагога [2]. Например, в регионах может появиться «Школа будущего учителя», будет разработана концепция «Университета наставничества». Планирует ли вуз участвовать в этой деятельности? А как реализуется в университете система непрерывного педобразования уже сегодня?
4. Для развития педагогического образования в РФ необходимо активное взаимодействие между вузами с целью обмена лучшими практиками. Расскажите, пожалуйста, об эксклюзивном/эффективном вкладе вашей ОО в развитие/модернизацию педагогического образования региона/страны на примере конкретного проекта, технологии.

ГАЛУСТОВ Амбарцум Робертович
ГАЛУСТОВ Амбарцум Робертович
Ректор Армавирского государственного педагогического университета

– (1) Сегодня Армавирский государственный педагогический университет – единственный в Южном федеральном округе самостоятельный педагогический вуз – выполняет чрезвычайно важную миссию, готовя выпускника, обладающего профессиональными и метакомпетенциями, способного быть инновационным учителем будущего. Именно таков социальный заказ общества. Мы это понимаем, предметно общаясь с директорами школ, организаций СПО, являющихся нашими ключевыми стейхолдерами.

Общество ждет от нас учителя, который и в школе, и во внеурочной деятельности будет интересен ученикам, готов эффективно работать в «точках роста». Тесное взаимодействие с педагогами позволяет выявить их насущные профессиональные дефициты, а знания наших преподавателей – их восполнить. Сейчас планомерно взаимодействуем со школами, имеющими низкие образовательные результаты. Повышая уровень подготовки обучающихся, мы потенциально обеспечиваем вуз «качественным» абитуриентом.

– (2) Вы, конечно, понимаете, что мало привлечь в вуз талантливого выпускника школы или организации СПО – нужно создать условия для развития его способностей.

Коллектив АГПУ успешно выполняет эту задачу, а высокое качество получаемого в университете образования подтверждают успехи наших выпускников. Достаточно, думаю, назвать имена абсолютного победителя конкурса «Учитель года России – 2016» Александра Шагалова и призера «Учителя года России – 2020» Сергея Левченко. Первый – выпускник института русской и иностранной филологии – совмещает работу в школе и в нашем вузе, творчески подходит к практическим и лабораторным занятиям со студентами. Второй – окончил институт прикладной информатики, математики и физики, успешный педагог одной из школ города Майкопа, человек открытый, готовый к сотрудничеству.

Ежегодно студенты и выпускники, уже делающие первые шаги в профессии, побеждают в конкурсах профмастерства «Мой лучший урок», «Педагогический дебют» и других. Убежден, что участие в таких мероприятиях становится для них социальным лифтом, они получают опыт работы в команде, учатся выстраивать коммуникацию.

Вузовский конкурс «Учитель, которого ждут!» является первой ступенью, преодолев которую молодые люди приобретают большую уверенность. Как результат – финал престижного конкурса «Учитель будущего. Студенты»! Профессионализм, готовность к сотрудничеству и сотворчеству высоко оценены на уровне округа. Не сомневаемся, что и в финале наши студенты проявят себя наилучшим образом.

Залогом успешной подготовки профессионала во многом является воспитательная работа. Не стану подробно говорить о традиционных её формах, остановлюсь на роли движения КВН в становлении личности современного педагога. Традиции клуба в университете очень сильны. Ныне, наверное, в педагогическом сообществе страны нет человека, который бы не знал сборную АГПУ «Русская дорога». Педагоги по образованию, ребята доказали, что юмор, геймификация, артистизм – это и успех коммуникации, и личностный рост, и самореализация, в целом образ жизни.

Учитель – профессия более чем творческая. В марте этого года на круглом столе в рамках конкурса «Учитель будущего», финал которого проходил в Санкт-Петербурге, министр просвещения Сергей Кравцов заявил о возможности использовать технологии КВН при обу­чении студентов в педвузах. Эту инициативу Минпросвещения РФ озвучил после встречи с командой КВН «Русская дорога», отметив, что «учитель не должен бояться приходить на работу в школу» [телеграмм-канал «Педвузы РФ», 19.03.2021].

Идея отчасти уже воплощается. Представители движения КВН АГПУ участвовали в первой сессии подготовки советников директоров по воспитанию, стартовавшей в МДЦ «Артек». Специалисты отдела воспитательной работы и молодежной политики университета Сергей Васьков, Василий Белоусов, магистрант Никита Хурда и выпускник Роберт Токарев реализовали образовательный модуль «Детский КВН как средство раскрытия потенциала личности: теоретические основы и практические советы». Впереди еще 13 сессий, в каждой из которых также примут участие кавээнщики вуза.

Кроме того, по поручению министра коллектив АГПУ сейчас работает над созданием методических рекомендаций для педагогических вузов по развитию движения КВН. Уже согласовано содержание издания, которое включит теоретические и практические аспекты подготовки учителя в разрезе движения КВН.
Ценным приобретением для педагогов может стать программа повышения квалификации «Организация движения КВН в университете», разработанная специалистами АГПУ с учетом требований ФГОС ВО и профстандартов. Полагаю, что обобщенный нами опыт использования инструментария КВН как одного из средств формирования гармоничной личности будущего учителя будет полезен коллегам.

– (4) Что касается лучших практик, то здесь также не буду говорить о давно зарекомендовавших себя форматах (имею в виду конференции и мастер-классы). Расскажу о кейсе, связанном с пандемией.

Этот период многому научил преподавателей и студентов. Оказалось, что мы обладаем огромным образовательным ресурсом и интеллектуальным потенциалом, который может быть полезен. Так, были запущены сразу два проекта: «Учителю Кубани об онлайн и дистанционном обучении» и «Цифровые волонтеры АГПУ – учителям Кубани, ученикам и их родителям». Первый был реализован преподавателями университета: они подготовили онлайн-лекции для проводивших консультирование учителей. Второй – студентами-волонтерами. Таким образом, АГПУ стал участником масштабного проекта Минпросвещения РФ «Волонтеры просвещения», который получил продолжение в университете и после снятия ограничений. В формате онлайн сотрудники вуза помогают педагогам-дефектологам летнего лагеря «Радуга» разрабатывать занятия, организовывать внеурочную деятельность детей и молодежи.

Сейчас наши студенты вместе со своими наставниками реализуют волонтерский культурно-просветительский проект краеведческой направленности: организуют экскурсии для школьников по памятным местам города, обучают ребят основам экскурсионной деятельности в игровой форме, что, безусловно, очень радует начинающих педагогов и их подопечных.

Как истинные учителя наши студенты находятся в постоянном творческом поиске. И это неслучайно: они учатся в АГПУ – вузе, устремленном в будущее.

САГИТОВ Салават Талгатович
САГИТОВ Салават Талгатович
Ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, кандидат социологических наук, доцент, председатель Совета ректоров вузов Республики Башкортостан

– (1) Единственный вуз региона, где выстроена вся цепочка непрерывного педобразования от программ СПО до аспирантуры, – БГПУ им. М Акмуллы. Лидер педагогического образования, крупный научный и социокультурный центр Республики Башкортостан.

Университет обеспечивает педагогическими кадрами соседние регионы, сотрудничает с образовательными организациями Челябинской и Оренбургской областей, Республики Татарстан, ХМАО, районов Крайнего Севера. По направлению «Образование и педагогические науки» в университете обучаются 75% студентов, а конкурс на педнаправления достигает 10 человек на место, что связано с большой кадровой потребностью образовательных учреждений республики. Остро не хватает учителей математики, физики, русского языка, начальных классов, приток молодежи в школах находится на низком уровне – около 4-5%. В этой связи вуз открывает новые двухпрофильные программы для подготовки работающих на селе специалистов. Например, с 2021 года будем набирать на направление «Педагогическое образование» для обучения будущих воспитателей и учителей начальных классов со знанием родного (башкирского) языка. В перспективе планируем открытие новых межпредметных программ, что стало возможно благодаря стабильным КЦП. Ожидаем в 2022 году увеличения количества бюджетных мест на педагогические направления, после чего сможем реализовывать новые востребованные системой образования региона программы.

В 2020 году состоялся первый целевой набор в магистратуру. И здесь мы сотрудничали с главами муниципалитетов по ликвидации профессиональных дефицитов и формированию кадрового резерва: для справки, в среднем ежегодно в университет поступают около 300 учителей.

Магистерские программы условно делятся на три группы. Первая – нацелена на учителей с низкими образовательными результатами. Вторая – ориентирована на осознавших свои профдефициты специалистов. Третий вид программ – технологические, которые дают знания о конкретных технологиях.

В этой же магистратуре готовим кадровый резерв для системы образования региона.

– (2) Несмотря на сложности 2020 года, вуз в плановом порядке вышел на процедуру госаккредитации. Госэкспертизу прошли 28 ОПОП СПО и 278 ОПОП ВО: 175 программ бакалавриата, 102 программы магистратуры и 1 программа специалитета. По результатам экспертизы Акмуллинскому университету 5 февраля 2021 года выдано свидетельство о государственной аккредитации ОП на шесть лет.

Важным событием ушедшего года стало участие университета в НОК услуг сферы высшего образования. БГПУ – единственный представитель вузов Башкортостана – продемонстрировал высокий уровень, получив 97,6 баллов из 100 (средний балл по РФ составил 94,5).

В октябре-ноябре 2020 года университет участвовал во Всероссийских проверочных работах (мониторинге качества общеобразовательной подготовки первокурсников) по дисциплинам «Русский язык», «Математика», «Биология», «Химия», «История», «География», а также обще­культурному тесту – почти 600 участников были зарегистрированы в ФИС ОКО.

Что касается воспитательной работы, сейчас в БГПУ функционируют 38 студенческих объединений. В управлении университетом принимают участие 17 студсоветов, профсоюзная организация и объединенный совет обучающихся. Остальные – это объединения по интересам, своего рода клубное вузовское движение.

Ключевые позиции в списке занимают студенческий спортивный клуб «Арслан», креативный и волонтерский центры. Сильные позиции у штаба здоровья, студенческого медиацентра, КВН. Проекты студентов ежегодно побеждают во всероссийском конкурсе проектов Росмолодежи.

– (3) Важно создать в регионе единое образовательное пространство для подготовки учителей со школьной скамьи, выявления педагогически одаренных детей. Так сложилось, что профильные педагогические классы не являются массовым явлением, а реализуются точечно по инициативе отдельных личностей. Чтобы решить эту проблему, мы создали временную рабочую группу по разработке концепции школьной психолого-педагогической подготовки для республики. В итоге имеем модель профильных классов, где школьники изучат направленные на развитие «мягких» навыков, самопознание и в целом развитие личности элективы, пройдут психологическую подготовку к вступлению во взрослую жизнь. Минобрнауки Республики Башкортостан поддержало идею, и с сентября 2021 года в пилотном режиме будет запущена реализация этой модели в школах. Выпускники таких классов будут получать целевые направления на обучение в педвузе, а после смогут пополнить ряды молодых и талантливых учителей.

Как я уже отмечал, в БГПУ выстроена многоступенчатая система подготовки специалистов, которая начинается с профобразования в колледже университета и продолжается программами бакалавриата, специалитета и магистратуры. Послевузовская ступень представлена аспирантурой для стремящихся в науку и системой курсов ДПО для практикующих специалистов.

Университет внедряет систему адресного сопровождения на уровне учителя, образовательной организации и муниципалитета, формирует образовательную экосистему, где развитие способностей личности связано с оптимальным использованием человеческого ресурса. В этом направлении реализуется научно-исследовательский проект по разработке региональной системы оценки качества педобразования на основе профдефицитов. Проект направлен на организацию непрерывного профессионального роста педагогических работников и позволяет индивидуально работать с учителями: выявлять нехватку конкретных знаний или методических компетенций, обучать, восполняя обнаруженный на этапе диагностики образовательный дефицит. Создаются условия для непрерывного дополнительного обучения педагогов и повышения их квалификации по необходимым направлениям. Формирование индивидуальной образовательной траектории строится на основе полученного анализа существующих знаний, умений, навыков и потребностей каждого участника. Планируется, что в 2021-2024 годах в проекте ежегодно будут участвовать около 1 тыс. педагогов из разных городов и районов Башкирии.

– (4) Акмуллинский университет активно участвует в международном движении Ворлдскиллс.

Оборудовали 11 мастерских по направлениям от дошкольного воспитания и физической культуры до предпринимательства и веб-дизайна. Оснащаем мастерские на средства грантов ФП «Молодые профессионалы» нацпроекта «Образование».

Проводим собственный чемпионат Ворлд­скиллс и принимаем региональные, организуем демоэкзамены по разным компетенциям для студентов других ОО. В 2020 году мастерские БГПУ стали образовательными площадками Академии Ворлдскиллс.

Студенты университета и колледжа БГПУ успешно участвуют в региональных отборочных чемпионатах Ворлдскиллс и национальном финале межвузовского чемпионата, преподаватели – сертифицированные эксперты.
Обучающиеся ряда направлений подготовки проходят государственные итоговые испытания в формате демоэкзамена и получают скиллс-паспорта. Таких выпускников вносят в базу данных молодых профессионалов, доступ к которой имеют все ведущие предприятия-работодатели, признавшие демоэкзамен.

Владение компетенциями Ворлдскиллс дает нашим выпускникам дополнительные знания и практические навыки, что делает их более востребованными на рынке труда.

ЩЁКИНА Вера Витальевна
ЩЁКИНА Вера Витальевна
Ректор Благовещенского государственного педагогического университета

– (1) Старейший педагогический вуз в Дальневосточном регионе, БГПУ более девяноста лет успешно готовит специалистов для различных сегментов экономики. Выпускники – талантливые и творческие учителя, ученые, писатели, общественные деятели и руководители, известные в России и далеко за ее пределами.

О традиционно высоком качестве получаемых в университете знаний свидетельствуют первые и призовые места студентов на предметных конкурсах и олимпиадах регионального, федерального и международного уровней. Университетская команда БГПУ неоднократно признана лучшей в ежегодном дальневосточном конкурсе педагогического мастерства.

Значительное внимание уделяется развитию студенческого спорта, о чем свидетельствуют высокие достижения: например, в баскетболе, легкой атлетике, лыжном спорте, борьбе, гимнастике. Среди студентов – победители и призёры мировых, европейских, всероссийских и региональных соревнований.

Авторскими коллективами преподавателей вуза подготовлены широко используемые учителями Приамурья учебно-методические комплексы по экологии, истории и географии Амурской области.

Университетский учебно-научный музейный комплекс включает археологический, зоологический, литературно-краеведческий и геолого-минералогический музеи, имеющий большое научное значение гербарий, богатейшую коллекцию насекомых. Фонды музеев знакомят с историей, культурой, флорой и фауной, особенностями строения и минералами не только Амурской области, но и других регионов России и мира. Экспозиции музеев используются для проведения учебных занятий студентов, экскурсий для населения и специальных уроков для школьников.

Большой вклад в развитие научно-педагогических концепций, методику преподавания дисциплин высшей и общеобразовательной школ позволяет БГПУ занимать достойное место среди вузов Дальнего Востока и Сибири. Исследования ведущих учёных университета широко известны в стране и за рубежом. Приоритетными являются прикладные исследования, научные разработки по естественным, точным и социально-гуманитарным наукам, информационным технологиям.

– (2) Университет обеспечивает высокое качество образования, что подтверждается квалификацией кадров (более 75 % ППС – кандидаты и доктора наук), применением новых методов и технологий обучения, интеграцией учебного, воспитательного и научного процессов, достижениями студентов и педагогов, высоким качеством образования, репутацией БГПУ в целом.

С 2006 года вуз участвует в проектах НИИ мониторинга качества образования, имеет подтверждающие высокий уровень образования сертификаты. Кроме того, университету присвоена высшая категория в рейтинге «Оценка качества обучения» (платформа «Агрегатор независимой оценки качества образования»). Присуждено почетное звание «Победитель открытых международных студенческих интернет-олимпиад».

Анонимное анкетирование выпускников вуза и работодателей показало высокий уровень удовлетворенности как теоретической, так и практической подготовкой специалистов в БГПУ.

Технология обеспечения высокого качества образования в БГПУ связана с существующей системой внутренней независимой оценки, включающей оценку качества подготовки обучающихся, организацию и проведение внутренней НОК работы педагогических работников и другие элементы.

Многие задачи удается решать благодаря студенческому самоуправлению. Опыт организации работы этой системы в университете представлен на различных форумах регионального и федерального уровней, а на Всероссийском конкурсе моделей студенческого самоуправления получил более чем высокую оценку – диплом первой степени.

Активисты участвуют в таких значимых мероприятиях и проектах, как, например, всероссийские молодежные образовательные форумы «Таврида» и «Итуруп», международный форум студенческих общественных объединений «Мы строим свое будущее сами». Заняты в деятельности сводного поискового отряда Амурской области.

Стоит упомянуть и об активной внеаудиторной деятельности кафедр (всеобщей истории, философии и культурологии; физического воспитания и спорта; биологии) и факультетов (физико-математического, индустриально-педагогического, международного и иностранных языков) университета. Многие мероприятия, в подготовке которых участвуют кафедры БГПУ, нацелены на подъем престижа учительской профессии и применение формируемых в процессе обучения профессиональных знаний, умений и навыков.

– (3) Совместно с Минобрнауки АО создана региональная система непрерывного педагогического образования, основной элемент которой – работающие по авторским программам 11 педагогических классов в городах и районах области. Сориентированные на учительскую профессию выпускники, обучаясь затем в университете, существенно пополняют ряды педагогов Приамурья. Эффективность такого подхода к решению проблемы закрепляемости учительских кадров подтверждена временем. Работа с областным педагогическим классом [3] реализуется по проекту «Первые шаги в профессиональное будущее». В основе организации деятельности педагогических классов и групп лежат трехсторонние договоры между БГПУ, муниципальными (районными) отделами управления образованием и образовательными организациями.

Для старшеклассников университет реализует комплексные программы, ориентированные на многостороннюю подготовку по профильным предметам. Все предметные курсы направлены на подготовку к выполнению заданий ЕГЭ. Старшеклассники и их родители самостоятельно определяют набор учебных предметов в комплексе и указывают его в заявлении. С учетом содержания комплекса выстраивается индивидуальный образовательный маршрут и определяется направление профиля обучения ученика.

С 2015 года по инициативе губернатора Амурской области и при поддержке Минобрнауки АО в БГПУ создан педагогический отряд из студентов выпускных курсов. Они закрывают 30-35% остродефицитных вакансий области, работая учителями-предметниками и классными руководителями в образовательных учреждениях области.

– (4) Проекты реализуем самые разные. Например, детский научно-образовательный центр БГПУ, где школьников от 8 до 16 лет обучают основам робототехники, 3D-моделирования, программирования. Здесь организована проектная работа в научно-технической лаборатории и подготовка к участию в соревнованиях и олимпиадах в области современных инженерных технологий. Учащиеся – победители и призеры ежегодных региональных соревнований («РобоАрена» «РобоСумо», «JuniorSkills»), успешно выступают в первом и втором этапах Олимпиады НТИ.

Работает отделение дополнительных педагогических профессий – один из источников пополнения кадров для учреждений внешкольного дополнительного образования и социально-педагогических служб, а также эффективная форма подготовки будущего учителя к работе во внешкольном социуме. Использование инновационных форм создает условия для формирования и развития профессиональной и личностной индивидуальности будущего педагога. Реализуются программы дополнительного образования по 23 дисциплинам, в том числе по 6 спортивным.

В октябре 2016 года при БГПУ открыта единственная в настоящее время на территории РФ «Школа русского языка» для проживающих на территории АО детей мигрантов и иностранных граждан.

С 2017 года в г. Харбин при поддержке фонда «Русский мир» БГПУ реализует проект фестиваля русского языка, литературы и культуры России в северо-восточных провинциях Китая «Русский без границ». Совместная деятельность с КНР активно развивается и благодаря работе открытого в 2007 году на базе БГПУ Института Конфуция. В целом БГПУ сегодня сотрудничает с более 40 китайскими университетами, является участником Китайско-Российского союза высших педагогических учебных заведений. Среди совместных мероприятий международная научно-практическая конференция «Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества», крупнейший на Дальнем Востоке молодежный слет «Мир, где нет чужих», ежегодный конкурс русского языка «Мне русская речь – как музыка».

Международное сотрудничество университета не ограничивается китайским направлением. В 2016 году лицей БГПУ включен в сеть школ-партнёров при Посольстве Франции в России. Ежегодно на базе БГПУ проводятся курсы повышения квалификации для школьных и вузовских учителей французского языка. Студенты и преподаватели кафедры неоднократно выигрывали гранты отдела по культуре и сотрудничеству Посольства Франции в РФ, принимали участие в лингвистических и педагогических стажировках во Франции, Канаде и других странах. С 2004 года в БГПУ издается журнал на французском языке «Salut! Ca va?» о культуре, истории, науке России и Франции. В 2017 году журнал вошёл в список РИНЦ.

ХОЛИНА Мария Валерьевна
ХОЛИНА Мария Валерьевна
И.о. ректора КГПУ им. В.П. Астафьева, кандидат исторических наук

– (1) Наш университет – один из лидеров пед­образования Сибири, старейший в Красноярском крае. За свою почти девяностолетнюю историю вуз проходил разные этапы, но миссия – служить образованию, науке и обществу – оставалась неизменной.

Сегодня Красноярский государственный педа­гогический университет им. В.П. Астафьева – ведущий межрегиональный центр подготовки педагогических кадров, в том числе для своего и близлежащих регионов: например, Хакасии и Тывы. Ежегодно по дополнительным общеразвивающим программам здесь обучаются до 300 школьников. Около 6,5 тыс. студентов и аспирантов осваивают основные профессиональные ОП, до 3 тыс. слушателей – программы ДПО. Выходят из стен вуза более 1,5 тыс. специалистов, причем доля работающих в системе образования региона выпускников составляет более 85%.

Коллектив университета решает задачи повышения качества подготовки будущих и действующих педагогов. Максимальное внимание ППС уделяет практико-ориентированной подготовке, активно участвует в формировании национальной системы непрерывного педагогического образования. Согласно утвержденной Минпросвещения РФ программе развития педагогических университетов в КГПУ созданы 3 базовые школы.

Предстоящий в 2022 году юбилей университет встречает уверенно и достойно – об этом свидетельствуют успехи наших студентов, аспирантов, преподавателей и ученых. Свой вклад в развитие российской науки вносят научные школы и отдельные исследователи. Издаются рецензируемые научные журналы из перечня ВАК: «Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева» и «Сибирский филологический форум». Разработка научного коллектива под руководством профессора, доктора педагогических наук Н.И. Пака по формированию цифровой образовательной среды удостоена в 2020 году премии Правительства РФ в области образования.

– (2) Основная задача университета – обеспечить высокое качество образования за счет реализации практико-ориентированной системы подготовки.

Более 820 образовательных организаций являются базами прохождения практики студентов КГПУ. Студенты старших курсов бакалавриата проходят педагогическую интернатуру – шесть месяцев непрерывной стажировки. Программы магистратуры вуза разрабатываются по заказу и с участием работодателей региона. В 2020 году свыше 680 выпускников бакалавриата и магистратуры получили вкладыши к диплому в виде карт освоения ключевых компетенций, соотнесенных с требованиями профстандарта педагога. Подтверждают высокое качество получаемого в КГПУ образования и результаты участия студентов в Федеральном интернет-экзамене для выпускников бакалавриата (ФИЭБ). В 2020 году 3 обучающихся показали лучшие в России результаты по направлениям подготовки «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование». Доля получивших именной сертификат золотого, серебряного и бронзового уровней составляет более 65%.

В течение четырех лет в КГПУ проходит открытый вузовский чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Его победители – золотые и серебряные призёры финалов национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы» по компетенциям «Учитель технологии» и «Преподавание в младших классах». Практикуется демоэкзамен по стандартам WS, предполагающий демонстрацию готовности к профессиональной деятельности в максимально приближенных к реальной деятельности условиях. Наши студенты показывают высокие результаты, участвуя и в национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс». Так, по компетенции «Психология» два года подряд студенты занимали первое и второе места.
Убеждены в значимости воспитательной компоненты при подготовке педагогов, что предопределяет выбор форматов работы. Эти форматы адекватны социокультурным ценностям студентов и современной технологической действительности, применяются для передачи молодежи нового опыта в процессе самореализации (исследовательско-творческое и творческо-нарративное направления). Примеры таких форматов – культурно-просветительский фестиваль «Пасхальные встречи», фестиваль туризма и бардовской песни, флешмоб «Помним их имена…», студенческий театральный фестиваль «Alter Ego», молодежный дискуссионный клуб «Твой выбор».

– (3) Непрерывность педагогического образования в КГПУ им. В.П. Астафьева обеспечивается целенаправленной подготовкой будущих учителей к переходам между уровнями образования: от среднего общего и далее, заканчивая постдипломным сопровождением.

Чтобы выявить педагогически одаренную молодежь, университет совместно с региональной властью проводит олимпиады, творческие конкурсы и другие мероприятия. Разработаны четыре модели психолого-педагогических классов, которые наряду с такой формой обучения как сетевой класс, реализуются на базе расположенных в разных муниципалитетах 14 школах Красноярского края. Помимо традиционных занятий, для учащихся предусмотрены профессиональные пробы в качестве классного руководителя, учителя-предметника, организатора, волонтера и тьютора. Важной воспитательной составляющей в части профориентации на педагогические профессии являются такие образовательные события для школьников, как путешествие-квест, большая педагогическая игра и другие подобные.

Интерес к педагогической профессии поддерживается у студентов и аспирантов через участие в реальной практической деятельности: педагогическая интернатура, курсовые проекты и выпускные квалификационные работы для школ-заказчиков, различные волонтерские программы, социальные проекты, педагогические студенческие отряды.

Для привлечения студентов старших курсов к заполнению текущих вакансий в системе общего и дополнительного образования в университете формируются механизмы наставничества. Вскоре планируется разработать комплекс таких мероприятий. Это будет сделано в рамках программы взаимодействия региональной системы образования с КГПУ им. В.П. Астафьева по созданию единого образовательного пространства непрерывного педагогического образования на территории Красноярского края на 2021-2024 годы.

– (4) Пример одной из лучших практик КГПУ – модель педагогической интернатуры, которая предполагает постепенное вхождение в профессию и адаптацию к профессиональной деятельности студентов старших курсов. С этой целью в учебных планах выделяется модуль «Педагогическая интернатура», где собраны соответствующие практики и практико-ориентированные дисциплины. Студент-выпускник много времени проводит в школе, где, помимо традиционных уроков, разрабатывает и проводит внеурочные мероприятия, участвует в проектной деятельности, активно общается с педагогом-наставником, готовит выпускную квалификационную работу по актуальной теме. За период реализации проекта, начиная с 2013 года, в нем приняли участие более 2,2 тыс. студентов-интернов.

КОМКОВ Анатолий Александрович
КОМКОВ Анатолий Александрович
Проректор по учебной работе Липецкого государственного педагогического университета им. П.П. Семенова-Тян-Шанского

– (1) В современном мире возрастают требования как к системе образования, так и подготовке учителя. И если дефицит теоретических знаний выпускника педагогического вуза можно компенсировать компетенциями поисковой грамотности, то использование в практической деятельности полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков нередко вызывает серьезные затруднения. Связано это, в первую очередь, с тем, что система образования постоянно меняется, в то время как система подготовки будущих учителей более статична и, может быть, даже консервативна.

В университете мы делаем акцент на усиление практико-ориентированной составляющей подготовки будущих педагогов. Цель – создать условия для комфортной адаптации молодого специалиста к работе в образовательной организации.

Прежде всего, мы пересмотрели схему организации, содержание и технологии проведения практики. Уже на первом курсе студенты включаются в реальный педагогический процесс благодаря распределенной практике, длящейся весь период обучения.

Во время учебной и производственной практики студенты младших курсов знакомятся с нормативно-правовыми и организационно-управленческими основами работы образовательного учреждения, участвуют во внеклассной деятельности и мониторинговых процедурах. В частности, речь идет об оценке качества общего образования по модели международного исследования PISA и мониторинге проведения ЕГЭ.

Ежегодно наши студенты выходят в пункты проведения ЕГЭ Липецка и Липецкой области и осуществляют онлайн-наблюдение в ситуационно-информационном центре (СИЦ) регионального управления образования и науки. В 2021 году на базе ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского будет функционировать федеральный СИЦ, работу которого также обеспечат студенты вуза.

Начиная с третьего курса, обучающиеся погружаются в деятельность вожатого, учителя-предметника, классного руководителя, в максимально возможном объеме выполняя соответствующие должностные обязанности.

Чтобы обеспечить высокие результаты практической подготовки, мы пересмотрели подход к определению баз практики, которыми выступают ведущие образовательные организации, в том числе расположенные за пределами области. Если говорить о региональных ОО, то это прежде всего общеобразовательные организации с наилучшими показателями качества подготовки (так называемые ДНК-учреждения).

Считаем, что в основу формирования базовых кафедр заложен вполне оправдывающий себя принцип. Функционирующие в ЛГПУ 3 базовые кафедры педагогической направленности – теории и методики обучения информатике, теории и методики преподавания русского языка и литературы, педагогики детства – в обязательном порядке включают городскую и сельскую ОО, а студенты проходят практику в каждой из них. Это позволяет не только увидеть разницу в условиях оказания образовательных услуг, но и проявить свои профессиональные качества в меняющихся обстоятельствах.

Важный аспект практической подготовки будущих учителей, которому уделяем пристальное внимание – профессиональные конкурсы и олимпиады. Например, университетский конкурс «Моя профессия – УЧИТЕЛЬ», который в 2020-2021 учебном году проводился в тринадцатый раз. Участники – студенты выпускных и предвыпускных курсов, обучающиеся по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), «Лингвистика» (направленность – «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»). Ежегодно пятерка победителей вузовского этапа состязания участвует в городском профессиональном конкурсе «Учитель года» в номинации «Надежда». Они стабильно демонстрируют высокий уровень готовности к профессиональной деятельности.

Студенты ЛГПУ также участвуют в мероприятиях, направленных на раннюю профессиональную ориентацию школьников. Это стало возможным благодаря открытию в Липецкой области педагогических классов. Организация учебно-воспитательной деятельности в них предусматривает использование кадровых и материально-технических ресурсов университета. В учебные планы включены такие дисциплины, как «Психология», «Основы педагогики», «Основы проектной деятельности», внеурочная деятельность – «Школа юного вожатого». И если основные учебные дисциплины преподают квалифицированные научно-педагогические работники нашего вуза, то к организации работы школьников над проектами и внеурочной деятельности привлекаются преимущественно студенты старших курсов. Как правило, результатами этой работы становится совместное участие школьников и студентов в проводимых университетом международных и всероссийских мероприятиях педагогической направленности: всероссийских педагогических играх, слетах педагогических отрядов и других.

На наш взгляд, применяемую нами модель практической подготовки обучающихся по программам педагогического профиля можно оценить как вполне эффективную: студенты осуществляют профессиональную деятельность не только после освоения ОП, но уже и в период обучения. Если говорить о статистике, то сегодня около 17% студентов-очников выпускных и предвыпускных курсов педагогических направлений подготовки обучаются по индивидуальному учебному плану и работают в образовательных организациях разных типов.

[1] Из выступления главы Минпросвещения РФ на итоговом совещании ректоров педагогических вузов (29.12.2020).
[2] Из выступления президента АРПУИ Алексея Лубкова на I Всероссийском педагогическом форуме «Педагогическое образование в условиях системной трансформации общества» (19.02.2021).
[3] Областной педагогический класс – это система педагогических классов и педагогических групп, реализующих программу предпрофессиональной подготовки педагогической направленности на основе договора о сетевом взаимодействии с БГПУ.

29.04.2021
Наверх