Кейс 1.
Большая перестройка. Готовим кадры новой формации
– Модернизация педобразования – в первую очередь большая перестройка системы профподготовки кадров, где ключевыми драйверами выступают российские педагогические вузы. Расскажите, пожалуйста, о трансформации модели подготовки педагогов в университете.
– Безусловно, любое преобразование, тем более такого сложного организма как университет, невозможно без внутренних изменений. Современный социум нуждается в обладающих инновационными компетенциями людях с нестандартным мышлением, а формируют такого плана личность именно представители педагогического сообщества. Исходя из этого, мы делаем акцент на обновлении профессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава университета, то есть тех людей, кто играет первоочередную роль в становлении будущего педагога, развитии его мышления, освоении новых технологий обучения и воспитания. Также важно привлекать молодые педагогические кадры – реальный стратегический ресурс конкурентоспособности университета. Для этих целей в вузе выстроена система поддержки молодых педагогов, целевой магистратуры и аспирантуры, разработан комплекс мероприятий по повышению уровня удовлетворённости молодых учёных условиями труда.
В процессе модернизации педагогического образования важное место занимает региональный аспект. Мы готовим кадры в первую очередь для Чувашской Республики, которая сегодня остро ощущает нехватку учителей и воспитателей. И от того, как будет выстроена совместная работа вуза со всеми структурами, формирующими единое образовательное пространство региона – школами, колледжами, муниципальными и региональными органами образования, – напрямую зависит качество подготовки наших специалистов. С удовлетворением могу сказать, что на сегодняшний день в республике такое взаимодействие организовано на системной основе. Это позволило нам начать активный процесс формирования сети базовых школ университета. Одной из первых в этом ряду стала открытая в 2020 году средняя школа № 65 г. Чебоксары – современная образовательная экосистема, самое большое на сегодняшний день в республике учреждение общего образования.
Необходимое условие трансформации любого университета – создать качественную инфраструктуру. И эту задачу мы решаем вместе с учредителем – Министерством просвещения РФ, благодаря поддержке которого в текущем учебном году проведен капитальный ремонт кровель значительной части корпусов университета, проведены работы по благоустройству и обеспечению безопасности в общежитиях.
Кейс 2.
Законы привлекательности. Отвечать запросам студентов и поднимать престиж профессии
– Престиж профессии учителя за последние годы вырос. По данным Росстата, с образованием, преподаванием и просвещением, так или иначе, связывают свою жизнь 80% выпускников педагогических вузов. Как реализуется модель повышения престижа профессии педагога на базе вашей образовательной организации?
– Реализуемая в университете модель повышения престижа профессии учителя ориентирована на создание, размещение и продвижение средствами различных каналов коммуникации содержательных материалов о работе, достижениях, опыте и профессиональном становлении выпускников вуза.
Например, это разработанный медиацентром Sтудлайн ЧГПУ телепроект «#ЯУчитель», который транслируется на официальном портале, youtube-канале, интерактивных экранах и в социальных сетях университета. Проект представляет собой серию документальных фильмов о выпускниках, работающих учителями в городских и сельских общеобразовательных учреждениях.
Совместный с Национальной телерадиокомпанией Чувашии проект «День студента» направлен на демонстрацию положительного образа студента педагогического вуза, широкое тиражирование интересного опыта работы выпускников ЧГПУ и молодых специалистов школ республики, знакомит общественность с мнением экспертов по конкретным проблемам педагогической практики. Ведущие эфиров, операторы, журналисты и авторы текстов – наши студенты.
КЕЙС 3.
НТР страны – миссия для университета. Как раскрываются таланты
– Наряду с другими университетами, педвузы активизируются в связи с объявленным в стране Годом науки и технологий. Кроме того, Правительством РФ предусмотрено существенное увеличение финансирования исследований в области педагогических наук. Расскажите, пожалуйста, о проводимых в вашем вузе передовых исследованиях и реализации образовательного процесса с учетом новейших достижений науки и техники. Какие мероприятия, направленные на раскрытие талантов в научно-технической сфере, реализуете?
– Педагоги и студенты педагогического университета – активные участники научно-исследовательских проектов в области гуманитарных и естественных наук. Ежегодно научные и социальные проекты университета находят поддержку государственных фондов и министерств. За последние два года реализованы проекты такого плана, как «Моделирование системы оказания ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья», «Репрезентация культурных ландшафтов в современных видеоиграх», «Полиэтническая образовательная среда современного вуза: проблемы многоязычия и межкультурной коммуникации». Совместно с Чувашским республиканским институтом образования и базовыми школами мы работаем над актуальной сегодня темой повышения качества образования в учебных заведениях с низкими по этому показателю результатами.
В 2020 году Университету Яковлева присвоен статус федеральной инновационной площадки, в рамках которой педагоги факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии разрабатывают различные аспекты проблемы комплексного научно-методического сопровождения профессионально-личностного развития молодых педагогов системы дошкольного образования в условиях цифровизации образования.
В Год науки и технологий мы продолжаем формировать проектные команды студентов и педагогов. Запланированы циклы обучающих семинаров по проектной деятельности, летняя научная школа для студентов, аспирантов и молодых ученых из педагогических вузов Приволжского федерального округа, слет студенческих объединений Чувашской Республики. Стимулируем научную и социальную активность студентов и преподавателей университета через внутривузовские гранты, на реализацию которых ежегодно университет выделяет около 4 млн. рублей. Многое делаем для создания комфортной инфраструктуры научного и социального творчества студентов и педагогов. В 2020 году открыли коворкинг-центр, в 2021-м – ресурсный центр научной информации.
Кейс 4.
Воспитать человека. Формируем успешную и нравственную личность
– Меняются критерии социальной успешности: успех сегодня принято связывать с нравственностью, не противопоставляя эти два понятия. Но это в теории, а на практике сформировать успешную личность с нравственными принципами – задача непростая. Расскажите, пожалуйста, о реализуемой в вашем вузе воспитательной деятельности.
– Общество нуждается в особом типе личности учителя. Это не просто профессионал, владеющий глубокими предметными знаниями и методикой преподавания. Такого человека отличают нравственность, порядочность, гражданственность и патриотизм, а любовь к Родине проявляется в стремлении сделать окружающий мир лучше, использовать знания и способности на благо стране.
Особое внимание в университете уделяется развитию воспитательного пространства, организации воспитательной деятельности в рамках учебного и внеучебного процессов. Наследник нравственных ценностей Симбирской чувашской учительской школы, ЧГПУ им. И.Я. Яковлева – вуз с богатыми традициями в плане воспитания. На современном этапе развития воспитательная работа университета базируется на концепции и программе воспитания и самовоспитания студентов. Сейчас при широком участии студенческого актива разрабатываются дорожная карта рабочей программы воспитания и календарный план воспитательной работы с учетом внесенных в закон «Об образовании в Российской Федерации» изменений. Мы осознаем, что значимых результатов сможем добиться, развивая и поддерживая подлинное студенческое самоуправление, всемерно помогая реализовывать инициативы обучающихся и общественных объединений, активно вовлекая студентов в творческую, спортивную, общественную и волонтерскую деятельность.
Школа студенческого актива первокурсников, региональная школа актива «Формула роста», конкурсы «Дай пять», «Студент года», «Первокурсник года» – эти и другие мероприятия направлены на развитие лидерских качеств и весьма результативны. В вузе появились новые студенческие объединения: интеллектуальный клуб студентов «ИКС», медиакоманда «Студлайн», движение тьюторов, «ЭкоДвиж», «Волонтеры Просвещения». Реализуются проекты «Студентам от студентов» и «День студента», цель которых – предоставить возможность обучающимся обмениваться идеями, способствовать развитию положительного имиджа вуза в социокультурном пространстве региона. Спортивный клуб «Патриот» и туристский клуб «Надежда» активно вовлекают студентов в спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые часто проводятся на территории нашего студенческого санатория-профилактория «Мечта» и физкультурно-оздоровительного комплекса. Работа штаба трудовых отрядов способствует профессиональному становлению обучающихся в составе педагогических отрядов «Чердак», «Максимум», «Звездный», сервисного отряда «Объектив», отряда проводников «Магистраль». По инициативе бойцов поискового отряда «Память» составлен полный список работников ЧГПУ им. И.Я. Яковлева – участников Великой Отечественной войны (свыше 300 человек), уточнены данные их военных биографий.
Мы совместно со студенческим активом переосмысливаем и актуализируем воспитательную работу. Современное и позитивное видение её организации позволяет эффективно развивать воспитательное пространство вуза и в конечном итоге получить востребованного специалиста.