Университет Яковлева: в приоритете – профессионализм. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Университет Яковлева: в приоритете – профессионализм

Подготовка педагогических кадров продолжает оставаться задачей национального значения, и большая ответственность за её выполнение ложится на профильные вузы. Как готовить кадры новой формации и отвечать запросам студентов? Улучшить качество педагогического образования и поднять престиж профессии учителя? Соответствовать требованиям времени и трендам госполитики? На эти вопросы в формате кейсов ответил ректор Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева Владимир ИВАНОВ.

ИВАНОВ Владимир Николаевич

Ректор Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, доктор педагогических наук, профессор

woman avatar

Кейс 1.
Большая перестройка. Готовим кадры новой формации

– Модернизация педобразования – в первую очередь большая перестройка системы проф­подготовки кадров, где ключевыми драйверами выступают российские педагогические вузы. Расскажите, пожалуйста, о трансформации модели подготовки педагогов в университете.
– Безусловно, любое преобразование, тем более такого сложного организма как университет, невозможно без внутренних изменений. Современный социум нуждается в обладающих инновационными компетенциями людях с нестандартным мышлением, а формируют такого плана личность именно представители педагогического сообщества. Исходя из этого, мы делаем акцент на обновлении профессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава университета, то есть тех людей, кто играет первоочередную роль в становлении будущего педагога, развитии его мышления, освоении новых технологий обучения и воспитания. Также важно привлекать молодые педагогические кадры – реальный стратегический ресурс конкурентоспособности университета. Для этих целей в вузе выстроена система поддержки молодых педагогов, целевой магистратуры и аспирантуры, разработан комплекс мероприятий по повышению уровня удовлетворённости молодых учёных условиями труда.

В процессе модернизации педагогического образования важное место занимает региональный аспект. Мы готовим кадры в первую очередь для Чувашской Республики, которая сегодня остро ощущает нехватку учителей и воспитателей. И от того, как будет выстроена совместная работа вуза со всеми структурами, формирующими единое образовательное пространство региона – школами, колледжами, муниципальными и региональными органами образования, – напрямую зависит качество подготовки наших специалистов. С удовлетворением могу сказать, что на сегодняшний день в республике такое взаимодействие организовано на системной основе. Это позволило нам начать активный процесс формирования сети базовых школ университета. Одной из первых в этом ряду стала открытая в 2020 году средняя школа № 65 г. Чебоксары – современная образовательная экосистема, самое большое на сегодняшний день в республике учреждение общего образования.

Необходимое условие трансформации любого университета – создать качественную инфраструктуру. И эту задачу мы решаем вместе с учредителем – Министерством просвещения РФ, благодаря поддержке которого в текущем учебном году проведен капитальный ремонт кровель значительной части корпусов университета, проведены работы по благоустройству и обеспечению безопасности в общежитиях.

Кейс 2.
Законы привлекательности. Отвечать запросам студентов и поднимать престиж профессии

– Престиж профессии учителя за последние годы вырос. По данным Росстата, с образованием, преподаванием и просвещением, так или иначе, связывают свою жизнь 80% выпускников педагогических вузов. Как реализуется модель повышения престижа профессии педагога на базе вашей образовательной организации?
– Реализуемая в университете модель повышения престижа профессии учителя ориентирована на создание, размещение и продвижение средствами различных каналов коммуникации содержательных материалов о работе, достижениях, опыте и профессиональном становлении выпускников вуза.

Например, это разработанный медиацентром Sтудлайн ЧГПУ телепроект «#ЯУчитель», который транслируется на официальном портале, youtube-канале, интерактивных экранах и в социальных сетях университета. Проект представляет собой серию документальных фильмов о выпускниках, работающих учителями в городских и сельских общеобразовательных учреждениях.

Совместный с Национальной телерадиокомпанией Чувашии проект «День студента» направлен на демонстрацию положительного образа студента педагогического вуза, широкое тиражирование интересного опыта работы выпускников ЧГПУ и молодых специалистов школ республики, знакомит общественность с мнением экспертов по конкретным проблемам педагогической практики. Ведущие эфиров, операторы, журналисты и авторы текстов – наши студенты.

КЕЙС 3.
НТР страны – миссия для университета. Как раскрываются таланты

– Наряду с другими университетами, педвузы активизируются в связи с объявленным в стране Годом науки и технологий. Кроме того, Правительством РФ предусмотрено существенное увеличение финансирования исследований в области педагогических наук. Расскажите, пожалуйста, о проводимых в вашем вузе передовых исследованиях и реализации образовательного процесса с учетом новейших достижений науки и техники. Какие мероприятия, направленные на раскрытие талантов в научно-технической сфере, реализуете?
– Педагоги и студенты педагогического университета – активные участники научно-исследовательских проектов в области гуманитарных и естественных наук. Ежегодно научные и социальные проекты университета находят поддержку государственных фондов и министерств. За последние два года реализованы проекты такого плана, как «Моделирование системы оказания ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья», «Репрезентация культурных ландшафтов в современных видеоиграх», «Полиэтническая образовательная среда современного вуза: проблемы многоязычия и межкультурной коммуникации». Совместно с Чувашским республиканским институтом образования и базовыми школами мы работаем над актуальной сегодня темой повышения качества образования в учебных заведениях с низкими по этому показателю результатами.

В 2020 году Университету Яковлева присвоен статус федеральной инновационной площадки, в рамках которой педагоги факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии разрабатывают различные аспекты проблемы комплексного научно-методического сопровождения профессионально-личностного развития молодых педагогов системы дошкольного образования в условиях цифровизации образования.

В Год науки и технологий мы продолжаем формировать проектные команды студентов и педагогов. Запланированы циклы обучающих семинаров по проектной деятельности, летняя научная школа для студентов, аспирантов и молодых ученых из педагогических вузов Приволжского федерального округа, слет студенческих объединений Чувашской Республики. Стимулируем научную и социальную активность студентов и преподавателей университета через внутривузовские гранты, на реализацию которых ежегодно университет выделяет около 4 млн. рублей. Многое делаем для создания комфортной инфраструктуры научного и социального творчества студентов и педагогов. В 2020 году открыли коворкинг-центр, в 2021-м – ресурсный центр научной информации.

Кейс 4.
Воспитать человека. Формируем успешную и нравственную личность

– Меняются критерии социальной успешности: успех сегодня принято связывать с нравственностью, не противопоставляя эти два понятия. Но это в теории, а на практике сформировать успешную личность с нравственными принципами – задача непростая. Расскажите, пожалуйста, о реализуемой в вашем вузе воспитательной деятельности.
– Общество нуждается в особом типе личности учителя. Это не просто профессионал, владеющий глубокими предметными знаниями и методикой преподавания. Такого человека отличают нравственность, порядочность, гражданственность и патриотизм, а любовь к Родине проявляется в стремлении сделать окружающий мир лучше, использовать знания и способности на благо стране.

Особое внимание в университете уделяется развитию воспитательного пространства, организации воспитательной деятельности в рамках учебного и внеучебного процессов. Наследник нравственных ценностей Симбирской чувашской учительской школы, ЧГПУ им. И.Я. Яковлева – вуз с богатыми традициями в плане воспитания. На современном этапе развития воспитательная работа университета базируется на концепции и программе воспитания и самовоспитания студентов. Сейчас при широком участии студенческого актива разрабатываются дорожная карта рабочей программы воспитания и календарный план воспитательной работы с учетом внесенных в закон «Об образовании в Российской Федерации» изменений. Мы осознаем, что значимых результатов сможем добиться, развивая и поддерживая подлинное студенческое самоуправление, всемерно помогая реализовывать инициативы обучающихся и общественных объединений, активно вовлекая студентов в творческую, спортивную, общественную и волонтерскую деятельность.

Школа студенческого актива первокурсников, региональная школа актива «Формула роста», конкурсы «Дай пять», «Студент года», «Первокурсник года» – эти и другие мероприятия направлены на развитие лидерских качеств и весьма результативны. В вузе появились новые студенческие объединения: интеллектуальный клуб студентов «ИКС», медиакоманда «Студлайн», движение тьюторов, «ЭкоДвиж», «Волонтеры Просвещения». Реализуются проекты «Студентам от студентов» и «День студента», цель которых – предоставить возможность обучающимся обмениваться идеями, способствовать развитию положительного имиджа вуза в социокультурном пространстве региона. Спортивный клуб «Патриот» и туристский клуб «Надежда» активно вовлекают студентов в спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые часто проводятся на территории нашего студенческого санатория-профилактория «Мечта» и физкультурно-оздоровительного комплекса. Работа штаба трудовых отрядов способствует профессиональному становлению обучающихся в составе педагогических отрядов «Чердак», «Максимум», «Звездный», сервисного отряда «Объектив», отряда проводников «Магистраль». По инициативе бойцов поискового отряда «Память» составлен полный список работников ЧГПУ им. И.Я. Яковлева – участников Великой Отечественной войны (свыше 300 человек), уточнены данные их военных биографий.

Мы совместно со студенческим активом пере­осмысливаем и актуализируем воспитательную работу. Современное и позитивное видение её организации позволяет эффективно развивать воспитательное пространство вуза и в конечном итоге получить востребованного специалиста.

Наверх