Цифровые компетенции и равенство образовательных возможностей. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Цифровые компетенции и равенство образовательных возможностей

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева имеет статус федеральной инновационной площадки по образовательным проектам «Технология кластерно-распределенной подготовки работающих и будущих учителей в области цифровых педагогических компетенций» и «Обеспечение равенства образовательных возможностей посредством научно-методического сопровождения школ, функционирующих в сложных социальных условиях».

Об авторах

фото ХОЛИНА Мария Валерьевна

ХОЛИНА Мария Валерьевна

И.о. ректора КГПУ им. В.П. Астафьева, кандидат исторических наук

фото БУТАКОВ Сергей Владимирович

БУТАКОВ Сергей Владимирович

Проректор по научной работе и внешнему взаимодействию КГПУ им. В.П. Астафьева, кандидат технических наук, доцент

фото ЛОМАСКО Павел Сергеевич

ЛОМАСКО Павел Сергеевич

Доцент кафедры информатики и информационных технологий в образовании КГПУ им. В.П. Астафьева, кандидат педагогических наук

фото СИМОНОВА Анна Леонидовна

СИМОНОВА Анна Леонидовна

Доцент кафедры информатики и информационных технологий в образовании КГПУ им. В.П. Астафьева, кандидат педагогических наук

I. Проект «Технология кластерно-распределенной подготовки работающих и будущих учителей в области цифровых педагогических компетенций» [1] (реализуется КГПУ с начала 2018 года)

ЦЕЛЬ – увеличение в г. Красноярске и Красно­ярском крае количества профессиональных кадров с цифровой педагогической компетентностью.

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ – создать систему интегрированной подготовки в области цифровых педагогических компетенций учителей общеобразовательных учреждений и выпускников педвузов, направляемых в течение выпускного курса в школы для практического освоения способов осуществления трудовых функций (педагогическая интернатура). Студенты при такой организации подготовки выступают в роли интернов, а педагоги – заказчиками, экспертами и/или стейкхолдерами (см. рис. 1).

КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ – учителя формулируют связанные с использованием цифровых технологий профессиональные задачи по четырем основным направлениям. Это проведение учебных занятий в синхронном (очном, дистанционном), асинхронном (дистанционном) и смешанном режимах. Организация внеурочной деятельности, в том числе по специализированным программам в области STEM и STEAM-образования. Профессиональная коммуникация и сетевое взаимодействие, позиционирование и имидж педагога, методического объединения, образовательной организации в киберпространстве. Работа с родителями, социальное проектирование и взаимодействие с общественными организациями.

Полноценная реализация модели предполагает кластерно-распределенную интеграцию субъектов образовательной деятельности с наличием управляющего центра. При этом на базе университета создаются специализированные структуры – кластеры, характер деятельности которых определяется направленностью их деятельности. В интегрированном образовательном процессе студенты получают возможность повышения собственной методической подготовки за счет общения с работающими учителями и наблюдения профессиональных способов действий при разработке и использовании информационно-образовательных ресурсов. 

МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА – фестиваль интернов «Учитель для поколения Z», Универ­си­тетский академический клуб преподавателей «Цифровой профессионал», научно-методический семинар «Теория и практика онлайн-обучения», тематическая виртуальная дискуссионная площадка «Цифровое образование в XXI веке: реальность и перспективы», ежегодная всероссийская конференция КГПУ с международным участием «Актуальные проблемы информатики и информационных технологий в образовании».

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ основной деятельности по проекту: 

  • Разработаны нормативные основания для партнерского взаимодействия КГПУ с общеобразовательными организациями. 
  • В качестве постоянных базовых площадок проекта привлечены 3 школы г. Красноярска с заключением соглашений о партнерстве; осуществляется сотрудничество с более 25 организациями Красноярского края. Всего к реализации проекта привлечены более 200 обучающихся, 128 педагогов и 20 преподавателей университета.
  • Разработаны более 10 тематических виртуальных площадок, в числе которых комплексные онлайн-среды «Красноярское образование» (на базе школы №10 г. Красноярска) и «Универс онлайн» (на базе гимназии «Универс»); аккумулирующий кластер цифровых педагогических компетенций; портал смарт-конференц; виртуальная библиотека контента для смарт-образования; 5 виртуальных площадок фестиваля интернов «Учитель для поколения Z».
  • Организованы более 30 научно-методических, просветительских и проектировочных мероприятий по указанным выше направлениям. Наиболее полезными для профессионального развития педагоги-практики отметили серию мастер-классов, которые проводили студенты КГПУ на базе школ-партнеров.
  • Разработан комплекс учебно-методических материалов, включающий банк учебно-профессиональных заданий (54 ед.), банк видеоматериалов для демонстрационных занятий (8 ед.), средства для оценивания уровня проявления цифровых педагогических компетенций (14 кейсов и 108 тестовых заданий). Опубликованы 10 статей и научных докладов.

ПЛАНИРУЕТСЯ по завершении проекта в 2021 году систематизировать и обобщить основные достигнутые результаты, подготовить несколько тематических публикаций с представлением комплексного описания полученного опыта.

II. Проект «Обеспечение равенства образовательных возможностей посредством научно-методического сопровождения школ, функционирующих в сложных социальных условиях»
(реализуется КГПУ с начала 2021 года)

ЦЕЛЬ – разработка и внедрение механизмов кадровой и методической поддержки школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях и показывающих низкие результаты обучения, с привлечением ресурсов педагогического университета для обеспечения положительной динамики качества общего образования в Красноярском крае.

РЕАЛИЗАЦИЯ проекта предполагает открытые, рекурсивно обучающиеся (обучая других – обучаюсь сам) предметные образовательные (преподаватели вуза, студенты-интерны, учителя-предметники, школьники – будущие студенты) и социально-педагогические сообщества (преподаватели вуза, управленцы и педагоги школ, работающие студенты вуза). Эти объединения влияют на положительную динамику качества общего образования в школах, функционирующих в сложных социальных условиях и показывающих низкие результаты обучения. Принцип рекурсивно обучающихся сообществ способствует повышению качества подготовки будущих педагогов – студентов педагогического университета. 

УЧАСТВУЮТ на первоначальном этапе реализации проекта 5 школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, затем за счет вхождения новых общеобразовательных учреждений и тиражирования результатов ФИП предметные образовательные и социально-педагогические сообщества расширяются.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ результат по завершении проекта в 2025 году – получить тиражируемые механизмы выравнивания школ, функционирующих в сложных социальных условиях.


[1] Подробнее http://bit.ly/ao126KrSPU (PDF).

Наверх