I. Проект «Технология кластерно-распределенной подготовки работающих и будущих учителей в области цифровых педагогических компетенций» [1] (реализуется КГПУ с начала 2018 года)
ЦЕЛЬ – увеличение в г. Красноярске и Красноярском крае количества профессиональных кадров с цифровой педагогической компетентностью.
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ – создать систему интегрированной подготовки в области цифровых педагогических компетенций учителей общеобразовательных учреждений и выпускников педвузов, направляемых в течение выпускного курса в школы для практического освоения способов осуществления трудовых функций (педагогическая интернатура). Студенты при такой организации подготовки выступают в роли интернов, а педагоги – заказчиками, экспертами и/или стейкхолдерами (см. рис. 1).
КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ – учителя формулируют связанные с использованием цифровых технологий профессиональные задачи по четырем основным направлениям. Это проведение учебных занятий в синхронном (очном, дистанционном), асинхронном (дистанционном) и смешанном режимах. Организация внеурочной деятельности, в том числе по специализированным программам в области STEM и STEAM-образования. Профессиональная коммуникация и сетевое взаимодействие, позиционирование и имидж педагога, методического объединения, образовательной организации в киберпространстве. Работа с родителями, социальное проектирование и взаимодействие с общественными организациями.
Полноценная реализация модели предполагает кластерно-распределенную интеграцию субъектов образовательной деятельности с наличием управляющего центра. При этом на базе университета создаются специализированные структуры – кластеры, характер деятельности которых определяется направленностью их деятельности. В интегрированном образовательном процессе студенты получают возможность повышения собственной методической подготовки за счет общения с работающими учителями и наблюдения профессиональных способов действий при разработке и использовании информационно-образовательных ресурсов.
МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА – фестиваль интернов «Учитель для поколения Z», Университетский академический клуб преподавателей «Цифровой профессионал», научно-методический семинар «Теория и практика онлайн-обучения», тематическая виртуальная дискуссионная площадка «Цифровое образование в XXI веке: реальность и перспективы», ежегодная всероссийская конференция КГПУ с международным участием «Актуальные проблемы информатики и информационных технологий в образовании».
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ основной деятельности по проекту:
ПЛАНИРУЕТСЯ по завершении проекта в 2021 году систематизировать и обобщить основные достигнутые результаты, подготовить несколько тематических публикаций с представлением комплексного описания полученного опыта.
II. Проект «Обеспечение равенства образовательных возможностей посредством научно-методического сопровождения школ, функционирующих в сложных социальных условиях»
(реализуется КГПУ с начала 2021 года)
ЦЕЛЬ – разработка и внедрение механизмов кадровой и методической поддержки школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях и показывающих низкие результаты обучения, с привлечением ресурсов педагогического университета для обеспечения положительной динамики качества общего образования в Красноярском крае.
РЕАЛИЗАЦИЯ проекта предполагает открытые, рекурсивно обучающиеся (обучая других – обучаюсь сам) предметные образовательные (преподаватели вуза, студенты-интерны, учителя-предметники, школьники – будущие студенты) и социально-педагогические сообщества (преподаватели вуза, управленцы и педагоги школ, работающие студенты вуза). Эти объединения влияют на положительную динамику качества общего образования в школах, функционирующих в сложных социальных условиях и показывающих низкие результаты обучения. Принцип рекурсивно обучающихся сообществ способствует повышению качества подготовки будущих педагогов – студентов педагогического университета.
УЧАСТВУЮТ на первоначальном этапе реализации проекта 5 школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, затем за счет вхождения новых общеобразовательных учреждений и тиражирования результатов ФИП предметные образовательные и социально-педагогические сообщества расширяются.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ результат по завершении проекта в 2025 году – получить тиражируемые механизмы выравнивания школ, функционирующих в сложных социальных условиях.
[1] Подробнее http://bit.ly/ao126KrSPU (PDF).