Цифровые компетенции и равенство образовательных возможностей

Цифровые компетенции и равенство образовательных возможностей

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева имеет статус федеральной инновационной площадки по образовательным проектам «Технология кластерно-распределенной подготовки работающих и будущих учителей в области цифровых педагогических компетенций» и «Обеспечение равенства образовательных возможностей посредством научно-методического сопровождения школ, функционирующих в сложных социальных условиях».

I. Проект «Технология кластерно-распределенной подготовки работающих и будущих учителей в области цифровых педагогических компетенций» [1] (реализуется КГПУ с начала 2018 года)

ЦЕЛЬ – увеличение в г. Красноярске и Красно­ярском крае количества профессиональных кадров с цифровой педагогической компетентностью.

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ – создать систему интегрированной подготовки в области цифровых педагогических компетенций учителей общеобразовательных учреждений и выпускников педвузов, направляемых в течение выпускного курса в школы для практического освоения способов осуществления трудовых функций (педагогическая интернатура). Студенты при такой организации подготовки выступают в роли интернов, а педагоги – заказчиками, экспертами и/или стейкхолдерами (см. рис. 1).

КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ – учителя формулируют связанные с использованием цифровых технологий профессиональные задачи по четырем основным направлениям. Это проведение учебных занятий в синхронном (очном, дистанционном), асинхронном (дистанционном) и смешанном режимах. Организация внеурочной деятельности, в том числе по специализированным программам в области STEM и STEAM-образования. Профессиональная коммуникация и сетевое взаимодействие, позиционирование и имидж педагога, методического объединения, образовательной организации в киберпространстве. Работа с родителями, социальное проектирование и взаимодействие с общественными организациями.

Полноценная реализация модели предполагает кластерно-распределенную интеграцию субъектов образовательной деятельности с наличием управляющего центра. При этом на базе университета создаются специализированные структуры – кластеры, характер деятельности которых определяется направленностью их деятельности. В интегрированном образовательном процессе студенты получают возможность повышения собственной методической подготовки за счет общения с работающими учителями и наблюдения профессиональных способов действий при разработке и использовании информационно-образовательных ресурсов. 

МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА – фестиваль интернов «Учитель для поколения Z», Универ­си­тетский академический клуб преподавателей «Цифровой профессионал», научно-методический семинар «Теория и практика онлайн-обучения», тематическая виртуальная дискуссионная площадка «Цифровое образование в XXI веке: реальность и перспективы», ежегодная всероссийская конференция КГПУ с международным участием «Актуальные проблемы информатики и информационных технологий в образовании».

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ основной деятельности по проекту: 

  • Разработаны нормативные основания для партнерского взаимодействия КГПУ с общеобразовательными организациями. 
  • В качестве постоянных базовых площадок проекта привлечены 3 школы г. Красноярска с заключением соглашений о партнерстве; осуществляется сотрудничество с более 25 организациями Красноярского края. Всего к реализации проекта привлечены более 200 обучающихся, 128 педагогов и 20 преподавателей университета.
  • Разработаны более 10 тематических виртуальных площадок, в числе которых комплексные онлайн-среды «Красноярское образование» (на базе школы №10 г. Красноярска) и «Универс онлайн» (на базе гимназии «Универс»); аккумулирующий кластер цифровых педагогических компетенций; портал смарт-конференц; виртуальная библиотека контента для смарт-образования; 5 виртуальных площадок фестиваля интернов «Учитель для поколения Z».
  • Организованы более 30 научно-методических, просветительских и проектировочных мероприятий по указанным выше направлениям. Наиболее полезными для профессионального развития педагоги-практики отметили серию мастер-классов, которые проводили студенты КГПУ на базе школ-партнеров.
  • Разработан комплекс учебно-методических материалов, включающий банк учебно-профессиональных заданий (54 ед.), банк видеоматериалов для демонстрационных занятий (8 ед.), средства для оценивания уровня проявления цифровых педагогических компетенций (14 кейсов и 108 тестовых заданий). Опубликованы 10 статей и научных докладов.

ПЛАНИРУЕТСЯ по завершении проекта в 2021 году систематизировать и обобщить основные достигнутые результаты, подготовить несколько тематических публикаций с представлением комплексного описания полученного опыта.

II. Проект «Обеспечение равенства образовательных возможностей посредством научно-методического сопровождения школ, функционирующих в сложных социальных условиях»
(реализуется КГПУ с начала 2021 года)

ЦЕЛЬ – разработка и внедрение механизмов кадровой и методической поддержки школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях и показывающих низкие результаты обучения, с привлечением ресурсов педагогического университета для обеспечения положительной динамики качества общего образования в Красноярском крае.

РЕАЛИЗАЦИЯ проекта предполагает открытые, рекурсивно обучающиеся (обучая других – обучаюсь сам) предметные образовательные (преподаватели вуза, студенты-интерны, учителя-предметники, школьники – будущие студенты) и социально-педагогические сообщества (преподаватели вуза, управленцы и педагоги школ, работающие студенты вуза). Эти объединения влияют на положительную динамику качества общего образования в школах, функционирующих в сложных социальных условиях и показывающих низкие результаты обучения. Принцип рекурсивно обучающихся сообществ способствует повышению качества подготовки будущих педагогов – студентов педагогического университета. 

УЧАСТВУЮТ на первоначальном этапе реализации проекта 5 школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, затем за счет вхождения новых общеобразовательных учреждений и тиражирования результатов ФИП предметные образовательные и социально-педагогические сообщества расширяются.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ результат по завершении проекта в 2025 году – получить тиражируемые механизмы выравнивания школ, функционирующих в сложных социальных условиях.


[1] Подробнее http://bit.ly/ao126KrSPU (PDF).

29.04.2021
ХОЛИНА Мария Валерьевна
ХОЛИНА Мария Валерьевна, И.о. ректора КГПУ им. В.П. Астафьева, кандидат исторических наук
Читать полностью
БУТАКОВ Сергей Владимирович
БУТАКОВ Сергей Владимирович, Проректор по научной работе и внешнему взаимодействию КГПУ им. В.П. Астафьева, кандидат технических наук, доцент
Читать полностью
ЛОМАСКО Павел Сергеевич
ЛОМАСКО Павел Сергеевич, Доцент кафедры информатики и информационных технологий в образовании КГПУ им. В.П. Астафьева, кандидат педагогических наук
Читать полностью
СИМОНОВА Анна Леонидовна
СИМОНОВА Анна Леонидовна, Доцент кафедры информатики и информационных технологий в образовании КГПУ им. В.П. Астафьева, кандидат педагогических наук
Читать полностью
Наверх