Инновационный проект STEAMTeach для управления профессиональным развитием будущих педагогов. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Инновационный проект STEAMTeach для управления профессиональным развитием будущих педагогов

Опыт Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта

В декабре 2020 года разработанный институтом образования БФУ им. И. Канта проект «STEAMTeach: управление профессиональным развитием будущих педагогов» получил статус ФИП на 2021-2023 годы[1]. Цель проекта – диссеминация опыта реализации новой практико-ориентированной модели подготовки будущих педагогов на основе профессиональных, образовательных и мировых стандартов.

Об авторах

фото ФЁДОРОВ Александр Александрович

ФЁДОРОВ Александр Александрович

Ректор Балтийского федерального университета им. И. Канта, доктор философских наук, профессор

фото БУДАРИНА Анна Олеговна

БУДАРИНА Анна Олеговна

Директор института образования Балтийского федерального университета им. И. Канта, доктор педагогических наук, профессор

фото ПАРАХИНА Олеся Владимировна

ПАРАХИНА Олеся Владимировна

Заместитель директора института образования Балтийского федерального университета им. И. Канта, кандидат педагогических наук, доцент

ВЫДВИЖЕНИЕ проблематики реализации STEAM-подхода как ведущего в подготовке педагогических кадров обусловлено его внутренним потенциалом к интеграции всех стратегий и методик по проектированию современной образовательной среды. Основанный на междисциплинарности и интегративности в обучении, STEAM-подход может выступить концептуальной основой инновационной модели подготовки педагогов нового типа.

Комплексный практико-ориентированный подход – это моделирование ОП в векторе STEAM-образования, модернизация образовательной среды, разработка новой модели школьно-университетского партнерства для реализации новых форматов образовательных практик через международные, федеральные, региональные, сетевые и внутренние интеграционные проекты развития образования.

Моделирование ОП подразумевает проектирование и разработку образовательных модулей для программ бакалавриата педагогических направлений подготовки, ориентированных на формирование компетенций по внедрению технологий STEAM-образования в учебный процесс, широкое использование методик организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся с целью эффективного проектирования современной образовательной среды. Внедрение в образовательные модули адаптивных, практико-ориентированных образовательных событий (например, мероприятия в рамках системы профессиональных соревнований) эффективно формирует готовность выпускников к решению профессиональных задач.

Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся всех уровней позволяет создавать практико-ориентированные модели профориентации в рамках предпрофильной и профильной подготовки школьников, служит целям поддержки региональной потребности в педагогических кадрах, является ресурсом сопровождения молодых педагогов, позволяет повысить престижность педагогической профессии.

АКТУАЛЬНОСТЬ проекта состоит в том, что модель STEAMTeach обеспечивает управление профразвитием педагогов путем оптимизации методических, кадровых, сетевых и других ресурсов, их ориентации на внедрение STEAM-технологий в образовательный процесс через:

  • проектирование и разработку образовательных модулей, содержательную базу которых составляет STEAM-подход, выступающий концептуальной основой разработанной модели STEAMTeach;
  • решение проблемы оценки соответствия компетенций выпускника требованиям работодателей;
  • разработку и внедрение в образовательную практику стандарта «Жизненный цикл образовательного продукта»;
  • разработку и реализацию новой модели сетевого школьно-университетского взаимодействия «STEAM Community» в рамках образовательного кластера с акцентом на внедрение и продвижение новых форматов образовательной практики в аспекте STEAM-образования;
  • разработку и реализацию программ ДПО педагогов (по уровням образования) в области STEAM-образования;
  • апробацию новой модели подготовки педагогов STEAMTeach, готовой к диссеминации в педагогических вузах РФ.

ИННОВАЦИОННОСТЬ предлагаемых решений заключается в следующем.

Во-первых, организационно новая модель подготовки педагогов на основе STEAM-подхода позволит оптимизировать содержание педобразования в соответствии с федеральными, профессиональными и мировыми стандартами, а также современными требованиями рынка труда.

Во-вторых, новая модель сетевого образовательного кластера «STEAM Community» значительно усилит практико-ориентированный компонент в подготовке педагогов путем широкого внедрения в практику разработанных инновационных образовательных продуктов с учетом концепции «Жизненный цикл образовательного продукта», будет способствовать сопровождению профразвития педагогов в контексте повышения квалификации и получения новых компетенций в области STEAM-образования.

В рамках организации производственной практики обучающихся модель предполагает несколько траекторий.

Это внедрение в образовательные модули адаптивных, практико-ориентированных образовательных событий через организацию системы профессиональных соревнований (деятельность тренировочных площадок на базе образовательных организаций и сборов, отборочных соревнований в рамках движения Junior WSR). Разработка и реализация технологий сопровождения детей в области инженерного и технического творчества, что послужит основой для реализации технических инициатив обучающихся в рамках проектной деятельности. Поддержка кружкового движения в образовательных организациях путем организации и проведения региональных фестивалей идей и технологий «Rukami» и изобретений «Maker Faire».

ПРАКТИЧЕСКАЯ значимость инновационных решений проекта связана с рядом положений.

  • Модель профразвития педагогов, соотнесенную с основополагающими принципами STEAM-подхода, можно будет использовать на этапе подготовки и в процессе сопровождения молодых специалистов в профессии.
  • Вузы, реализующие программы бакалавриата, получат разработанные образовательные модули с подробным описанием образовательных элементов и соответствующим учебно-методическим обеспечением, необходимым для внедрения модулей в ОПОП.
  • Вузы, реализующие программы бакалавриата педагогических направлений подготовки получат комплект ГИА выпускника в формате демоэкзамена с подробным описанием структуры и критериев оценивания.
  • Разработка и внедрение в образовательную практику стандарта «Жизненный цикл образовательного продукта» будет способствовать совершенствованию и структуризации процесса создания образовательных инноваций для оптимизации расходования интеллектуальных, финансовых и прочих ресурсов.
  • Модель сетевого партнерства в системе «школа – вуз» выступит основой для продвижения концепции STEAM-образования на различных уровнях образования.
  • Разработанные программы повышения квалификации учителей в области STEAM-образования с учетом современных требований и стандартов отечественной системы образования и инновационного международного опыта могут широко использоваться органами управления образованием для повышения качества образования.
  • Снижение затрат руководителей по обеспечению квалифицированными кадрами ОО за счет повышения качества подготовки в вузе.

УСПЕШНАЯ поступательная реализация проекта подразумевает учет конкретных механизмов внутренней оценки его эффективности. Такими критериями мониторинга становятся развитие мотивации инновационного поведения учителя в результате освоения новых педагогических методов и инструментов деятельности; готовность выпускника к эффективному осуществлению профессиональной деятельности с учетом современных отечественных и мировых тенденций в области образования; актуализация личностной потребности педагога в профразвитии в области STEAM-образования; организация системы соревнований профмастерства на постоянной основе, расширение географии мест обучения участников согласно дорожной карте этих соревнований; развитие кружкового движения в ОО региона, в том числе в области инженерного и технического творчества на основе соответствующей дорожной карты; удовлетворенность пользователей системы (руководителей, педагогов, обучающихся, родителей).

ОЖИДАЕМЫЕ внешние эффекты – повышение престижа профессии педагога, продвижение концепции становления и развития региональной образовательной экосистемы, включение руководителей ОО в категорию стейкхолдеров в ДПО педагогов, модернизация практики подготовки педагогов в рамках программ бакалавриата, оптимизация имеющихся ресурсов.

В качестве важнейших перспектив развития проекта после завершения его реализации мы видим изменение концепции подготовки педагогов посредством актуализации STEAM-образования как одного из векторов образовательного маршрута будущего педагога и модернизацию системы взаимодействия школы и вуза, направленную на внедрение и продвижение новых форматов образовательной практики в аспекте STEAM-образования.

РЕАЛИЗУЕТСЯ и продвигается концепция STEАM-образования благодаря различным мероприятиям и проектам.

Стартовавший в марте 2019 года уникальный международный проект Эразмус+ КА2 «Интегрированный подход к подготовке учителей STEM-направления/ STEM» направлен на внедрение лучших практик STEM-подхода к обу­чению в образовательные системы России и Казахстана. Согласно задаче – создать образовательные продукты и организовать мероприятия для студентов и ППС – разработаны 6 магистерских программ, 30 курсов; отрыты 6 ресурсных центров STEM, созданы возможности для академической мобильности, проводятся конференции, тренинги и каникулярные школы.

Идея проекта – повысить качество подготовки преподавателей STEM в университетах-партнерах в соответствии с современными потребностями экономики и научного знания – может считаться одной из приоритетных в системах высшего образования мира.

В проекте участвуют вузы шести государств. Это Университет г. Хельсинки (Финляндия), Уни­вер­­ситет г. Лимерик (Ирландия), Университет г. Лин­чё­пинг (Швеция), Университет Хаджеттепе (Турция), Южно-Казахстанский государственный университет им. М.О. Ауэзова, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева (Казахстан), Восточно-Казахстанский государст­венный университет им. С. Аманжолова, Южный федеральный университет, Белгород­ский государственный национальный исследовательский университет.

Координирует проект Университет Линчё­пинга, на базе которого функционирует Швед­ский национальный центр школьного технологического образования (CETIS). Университет Хаджеттепе имеет большой опыт в разработке учебных программ STEM: здесь обучают преподавателей без отрыва от работы, чтобы повысить качество образования, вовлекают в STEM общественность. В Университете Лимерика работает Национальный центр обучения STEM-EpiStem, который располагает серьезной исследовательской базой, реализует впечатляющий набор программ и проектов, имеет прочную основу для реализации средне- и долгосрочных стратегий решения национальных приоритетов в STEM-обучении. Функционирующий в Университете Хельсинки центр LUMA поддерживает обучение STEM, обеспечивает интеграционное взаимодействие между школами, университетами и бизнесом.

Участники проекта познакомились с лучшими европейскими практиками работы центра LUMA, центра STEM-образования в Университете Лиме­рик, с результатами реализованного в университете Хаджетеппе STEM-проекта и с концепцией STEM-образования в университете Линчёпинга.

В июне 2019 года Университет Лимерика провел трёхдневный обучающий тренинг-семинар для университетов-партнеров. Тренинг был направлен на разработку уникальных модулей и курсов магистерской программы по подготовке учителей STEM на основе инновационного комплексного подхода и в соответствии с Болонскими положениями.

По итогам проекта в БФУ им. И. Канта разработана и реализуется с сентября 2019-2020 учебного года уникальная магистерская программа «STEAM практики в образовании». В декабре 2019 года программа прошла процедуру международной ПОА.

Заложенные в основе программы идеи направлены на активизацию воображения, творческих возможностей и эвристической деятельности обучающихся, создание индивидуальных образовательных траекторий на основе междисциплинарных и интеграционых связей.

Программа представляет большой интерес для абитуриентов. По ней обучаются проектировщики и разработчики высокотехнологичных способов реализации педагогической деятельности и создания образовательных пространств: специалисты на стыке технических наук и творческой деятельности, которые смогут работать в инновационных образовательных парках, организовывать образовательные пространства в кванториумах, управлять проектной деятельностью в школьных технопарках и технополисах, студиях STEAM-образования. Студенты получат возможность реализовать себя в различных практиках, в частности, активностях международного некоммерческого движения WorldSkills.

Обучающиеся по программе магистранты института образования БФУ им. И. Канта постоянно участвуют в тематических международных конференциях. Например, на международной онлайн-конференции «Learn STEM for Innovative School Education» (апрель, 2020) эксперты проекта «Learn STEM», исследователи и учителя – всего более 250 представителей мирового педагогического сообщества – обсудили улучшение школьного образования в области науки, технологии, инженерии и математики (STEM). Спикеры из Открытого университета Нидерландов, Европейской школьной сети (Scientix), Университета Твенте (Нидерланды), Международного совета по открытому и дистанционному образованию (ICDE), Технического университета прикладных наук Вильдау (Германия), Каунасской прогимназии Симонаса Даукантаса (Литва), Национального агентства Erasmus+ (Нидерланды) и других организаций представили более 20 докладов о результатах образовательных STEM-практик.

Участники таких конференций фокусируют свое внимание на поиске взаимосвязи интеграции и междисциплинарности в STEM-методиках, ищут ответ на вопросы, как улучшить качество и эффективность обучения STEM в средних школах, повысить интерес учеников к STEM-проектам.
Участвуя в подобных мероприятиях, студенты начинают осознавать важность разработки педагогических методов и инструментов для изучения возможностей применения междисциплинарных STEM-практик в СОШ. Замечательно, что обучающиеся смогли познакомиться с опытом STEM-педагогов из Нидерландов, Португалии, Германии, Литвы, Италии. Изучение зарубежных педагогических практик является необходимой частью учебного процесса, так как сегодня дидактическая инженерия STEAM-образования разрабатывается преимущественно за рубежом.

Помимо тематических конференций, важным элементом функционирования инновационной системы является открытие новых образовательных платформ и ресурсных центров. Так, в августе 2020 года в рамках XX Международной научно-практической конференции «Миссия образования – мир будущего» состоялась торжественная церемония открытия 18-го ресурсного центра института образования БФУ им. И. Канта «Инженерная школа. STEAM-практики технологического образования» на базе СОШ № 56 г. Калининграда.

Деятельность РЦ ориентирована на развитие научно-образовательного кластера в сфере технологического и инженерно-математического образования Калининградской области. Внедрение STEAM-практик и современных образовательных технологий в реализуемые на базе центра в ООП практико-ориентированные модули должно повысить эффективность подготовки кадров. Другие не менее значимые функции центра – разработка инновационных образовательных продуктов в соответствии с потребностями и задачами реализации ООП; создание условий для самореализации обучающихся, обучение через действие, проектную деятельность, в том числе путем организации и проведения совместно с ОО профессиональных конкурсов студентов педагогических направлений подготовки; расширение системы сетевого взаимодействия образовательных учреждений с целью координации усилий по предпрофильной подготовке и профориентации школьников, а также формирование высокого уровня их готовности к профессиональному самоопределению путем организации профессиональных проб, профессионально ориентированных проектов.

На базе РЦ организуются и проводятся профессиональные конкурсы и соревнования для студентов и учащихся в рамках региональных чемпионатов рабочих профессий WorldSkills и WorldSkills Junior, международных молодежных соревнований робототехнических команд «ЕВРОБОТ», олимпиады кружкового движения «Научно-технологическая инициатива».

В структуре института образования также создан центр естественно-научного, технологического, инженерного, художественно-эстетического и математического проектирования «STEAM-ПАРК». Его основными направлениями работы являются проведение прикладных научных исследований в области теории и практики формирования, развития и трансформации современных подходов в образовании; создание новых и модернизация существующих учебных курсов по дисциплинам, связанным с дидактической инженерией, методикой и технологиями STEAM-образования, трансфером технологий ДО в учебный процесс СОШ, образовательной робототехникой; координация работ по формированию региональных инновационных площадок.

ИССЛЕДОВАНИЯ последнего времени подтверждают своевременность внедрения STEAM-подхода. Эта образовательная технология является не только методом обучения, но и способом мышления, учит комбинировать приобретенные знания с реальными навыками, развивает умения креативно решать инженерные задачи.

Сегодня все чаще в нашем институте реализуются проекты, позволяющие творчески объединить дух искусства с духом технологического экспериментирования. Здесь уместно вспомнить высказывание известного физика Ричарда Фейнмана о том, что научная креативность есть не что иное, как воображение, одетое в строгий костюм. Такие проекты разрабатываются с применением математики, естественнонаучных знаний и средств информационных технологий, носят реальный практический характер, а обучающиеся реализуют креативные способности, развивают организационные и коммуникативные навыки.

Шаг за шагом STEAM-образование проникает в вузовскую среду. Предметного обучения уже недостаточно для успеха: технологические инновации подразумевают постоянное обновление того, что мы понимаем под образовательным процессом. И в этой связи STEM-подход может выступать ключевым решением для повышения эффективности и конкурентоспособности российского образования в цифровую эпоху.

[1] Официальная страница проекта special.kantiana.ru/steamteach.

Наверх