Индивидуализация образования в Мининском университете

Индивидуализация образования в Мининском университете

В 2020 году на базе Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина начала работать федеральная инновационная площадка по формированию образовательных условий и процессов личностно-профессионального развития обучающихся в вузе на основе модуль-инжиниринга персонифицированных маршрутов и траекторий.

Мининский университет – старейший вуз Нижегородского региона с более чем столетней историей – на протяжении всего периода существования находится в авангарде системы образования, готовит квалифицированные кадры в области педагогических и гуманитарных наук, активно участвует в федеральных проектах. Имея высокий кредит доверия у руководства региона, университет в полной мере отвечает интересам и запросам работодателей. Это экспертный центр генерирования и тиражирования фронтирных образовательных технологий и социально-гуманитарных практик, работающих на развитие системы образования.

ВАЖНЫЙ проект на сегодняшний день – разработка модуля инжиниринга персонифицированного обучения будущих педагогов. Необходимость формирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) – выход на новый уровень качества образования, позволяющий не просто оптимизировать процессы теоретического обучения, но и сформировать новые точки активной образовательной деятельности студента, обеспечить его погружение в реальные практические процессы.

Задача персонификации образования приоритетна в системе подготовки педагогических кад­ров, являясь важным фактором формирования надпредметных компетенций и драйвером реализации национального проекта «Образование». Она решается через применение модульного подхода как основы для формирования динамичной системы организации образовательного процесса и инжинирингового подхода, позволяющего разрабатывать и внедрять уникальные цифровые платформы, обеспечивать гибкость траекторий личностно-профессионального развития будущих педагогов, осуществлять сопровождение новых форматов профильной деятельности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ работающей с 2021 года ФИП «Модуль-инжиниринг персонифицированного обучения будущих педагогов в вузе» направлена на формирование образовательных условий и процессов личностно-профессионального развития обучающихся на основе модуль-инжиниринга персонифицированных маршрутов и траекторий.

Основными задачами являются анализ и оценка концептуальных подходов к индивидуализации образования, исследование актуальных трендов в проектировании ИОМ в российских и зарубежных вузах, мониторинг ожиданий обучающихся педагогических направлений от реализации этой системы. В рамках ФИП запланирована разработка пилотной версии модели инжиниринга персонифицированного образовательного пространства в вузе, создание и апробация цифрового сервиса сопровождения персонифицированных маршрутов и траекторий будущих педагогов «Электронный тьютор ИОМ».

Модуль-инжиниринг персонифицированного образовательного пространства интегрирует позитивные практики гибкого решения актуальных задач индивидуализации личностно-профессионального развития студента в системе подготовки конкурентоспособных педагогических кадров. Это способствует постепенному формированию новой системы подготовки учительских кадров на основе разделения педагогического труда.

НОВИЗНА инициативы заключается в интеграции модульного и инжинирингового подходов для проектирования персонифицированного образовательного пространства в вузе с учетом современных мировых образовательных трендов, таких как, «Онлайн-образование», «Менторские сети», «Smart-обучение», «Геймификация образования», «Коллаборативность обучения». Проект предусматривает разработку, апробацию и внедрение цифровой платформы для консолидированной поддержки электронных сервисов и адресного тьюторского сопровождения ИОМ. Один из инновационных образовательных продуктов – модули специализации для формирования надпредметных компетенций, ориентирующие студентов на непрерывное профессиональное развитие.

Инициируемые решения и разрабатываемые образовательные продукты в первую очередь ориентированы на подготовку профессиональных кадров  в системе высшего образования. Вместе с тем необходимо отметить большой интерес к теме со стороны студентов и научно-педагогических работников. Такой подход открывает новые возможности для формирования прочных связей университета с образовательными организациями региона, создания системы закрепления выпускников в педагогической профессии, эффективного влияния на процессы повышения качества кадров.

Разработка модуль-инжиниринга персонифицированного обучения предполагает не только совершенствование технологического оснащения образовательного процесса, но и изменение системы взаимодействия с обучающимися.

ИССЛЕДОВАНИЕ, предварительно проведенное сотрудниками университета, направлено на выявление психологической готовности студентов к обучению по индивидуальным образовательным маршрутам. В центре внимания – сформированность саморегуляции учебной деятельности и определенный уровень социально-психологической адаптации, предполагающий открытость новому опыту, готовность его принимать и использовать.

Результаты показали, что современный студент открыт для нового опыта, готов к общению, занимает активную жизненную позицию. Более половины опрошенных считают себя лидерами, способными влиять на других людей и нести ответственность за свои поступки и решения. Безусловно, это хороший показатель для внедрения индивидуальных образовательных маршрутов как инструмента развития будущего педагога в практику деятельности университета.

Кроме того, большинство респондентов отметили недостаточный уровень самостоятельности в организации учебной деятельности, несовершенство проектировочных способностей и навыков планирования, в то время как высокий уровень готовности продемонстрировали не более трети обучающихся. Это стало серьезным сигналом для дополнительной проработки и осмысления. В итоге модуль дополнили компонентами, обеспечивающими психолого-педагогическую поддержку студентов при переходе на индивидуальные образовательные маршруты, формирование системных мер по повышению самостоятельности и осознанности действий студента в образовательном процессе.

РЕАЛИЗАЦИЯ проекта позволит вывести процесс составления ИОМ на системный уровень, алгоритмизировать процессы индивидуального движения студентов. Это возможность запустить цифровой сервис сопровождения персонифицированных маршрутов и траекторий будущих педагогов «Электронный тьютор ИОМ» в вузе.

Среди ожидаемых эффектов можно назвать создание масштабируемой модели персонифицированного обучения как элемента новой системы подготовки учителя, базирующейся на основе концепции разделения педагогического труда, снижение временных затрат на проектирование ИОМ, повышение качества образования.

Внедрение результатов проекта позволит сформировать систему реального участия студента в комплексе управления образовательным процессом, расширит возможности практического применения знаний в реальной деятельности и позволит осваивать учебный материал в персонально установленном темпе.

Мининский университет нацелен расширять сеть технологических решений для продвижения концепции индивидуализации образовательных результатов модулей и программ высшего образования, реализовывать инновационные формы и средства педагогики неформального образования в контексте практико-ориентированного подхода.

29.04.2021
СДОБНЯКОВ Виктор Владимирович
СДОБНЯКОВ Виктор Владимирович, И.о. ректора Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, кандидат физико-математических наук, доцент
Читать полностью
Наверх