«УЧИТЕЛЬ БУДУЩЕГО»: какого выпускника ждут в школе?

«УЧИТЕЛЬ БУДУЩЕГО»: какого выпускника ждут в школе?

Итоги профессионального конкурса

В рамках одного из шести полуфиналов профессионального конкурса «Учитель будущего. Студенты» состоялась панельная дискуссия «Образ учителя будущего. Какого выпускника ждут в школе?». Эксперты в сфере образования, развернувшие обсуждение в привычном уже онлайн-режиме, попытались совместными усилиями нарисовать портрет «педагога завтрашнего дня». И хотя в нём не достает еще множества деталей, общие черты – а значит и вектор движения в подготовке педагогов – эксперты обозначили.

От инициативы до практики

Конкурс «Учитель будущего. Студенты» президентской платформы «Россия – страна возможностей», впервые стартовавший в нынешнем году, проводится в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование». Идею его проведения озвучил Алексей Маклаков (г. Магнитогорск) в январе 2020 года в ходе встречи выпускников образовательного центра «Сириус» с Президентом РФ Владимиром Путиным. Было предложено расширить линейку имеющихся конкурсов профессионального мастерства, включив в них раздел для студентов педагогических специальностей: «чтобы будущие педагоги могли работать на своё творческое портфолио, повышать профессиональное мастерство ещё на этапе обучения в вузе».

Идея воплотилась спустя год. Конкурс, оргкомитет которого возглавила зампред Прави­тельства РФ Татьяна Голикова, при поддержке федерального министерства просвещения был запущен. Кстати, сам инициатор уже прошел два конкурсных этапа – дистанционное тестирование и межрегиональный полуфинал, – став тем самым участником финала, который состоится весной 2021 года.

Итак, первый из шести межрегиональных полуфиналов – для Сибирского и Дальневосточного федеральных округов – прошел в конце февраля этого года на базе Томского государственного педагогического университета, – одного из старейших педагогических вузов России. Панельная дискуссия «Образ учителя будущего. Какого выпускника ждут в школе?» стала здесь одним из итоговых мероприятий.

Открывая дискуссию, модератор – ведущий эксперт института образования Высшей школы экономики, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов подметил, что конкурс проводится в условиях новых вызовов, с которыми система отечественного образования никогда не сталкивалась, а многие из них внове и для всего мира. И речь не только о возникших из-за пандемии коронавируса и долго затягивавшейся цифровой трансформации образования. Контекст подготовки педагогов недавно изменился еще и из-за перемен в системе образования, когда часть университетов, готовящих учителей, перешла в ведение Министерства просвещения РФ, а часть осталась в подчинении Минобрнауки. И – поскольку сегодня в России примерно половина российских учителей готовится по линии педагогических университетов, вторая половина – в непеда­го­гических вузах, – в профессиональном конкурсе дали возможность участвовать не только студентам отраслевых образовательных организаций. Более того, конкурсантами могут стать и те, кто планирует или уже работает в системе дополнительного образования, кто собирается получить вторую специальность «педагог», или участвует в студенческих педагогических отрядах. «Учитель будущего – это не только компетенция, но это, наверное, и такой очень важный тезис, который касается всех, кто работает в системе образования», – пояснил Е. Сжёнов.

Евгений СЖЁНОВ
– Мне кажется довольно важным тезисом мысль, которую недавно высказал министр просвещения Сергей Кравцов. О том, что министерство понимает: нужны разные школы с разными философиями. А это значит, что нужны и разные педагогики, и разные учителя. Эта же идея активно звучит в молодежной среде, когда обсуждается тема, каким должен быть учитель будущего.
Евгений СЖЁНОВ
Ведущий эксперт института образования Высшей школы экономики, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»

Болеть профессией

Рисовать портрет учителя будущего начали широкими мазками:
– Можно перечислять множество компетенций, которыми должен владеть учитель будущего, – размышлял ректор Томского государственного педагогического университета Андрей Макаренко. – Но, мне кажется, главное – чтобы он понимал свою ответственность, потому что это тот человек, который формирует будущее страны, и свое в том числе. Он должен болеть своей профессией. Сейчас все быстро меняется. Мы живем в условиях четвертой промышленной революции, нового технологического уклада, и учитель должен уметь подстраиваться, используя инструменты, которые ему дает время. Он должен быть готов к изменениям, должен эти изменения принимать.

По мнению проректора по связям с общественностью Московского педагогического государственного университета Татьяны Владимировой, учитель будущего может быстро трансформировать свои знания, форму подачи, технологии передачи знаний. Но главная задача педагогических университетов заключается в развитии педагога как многогранной личности, погруженной в самообучение, самообразование и умело использующей теоретические знания, полученные в вузе.

– При этом мы понимаем, что за проведенные в вузовских стенах четыре-пять лет те знания, которые студент получает к концу обучения, как правило, уже не очень актуальны, – призналась Т. Владимирова. – И педагогические университеты должны менять образовательные программы таким образом, чтобы, получив диплом и придя работать в школу, выпускник не столкнулся с тем, что знает меньше, чем ученик.

Прозвучал еще один важный момент: сегодня многие студенты, обучающиеся на педагогических специальностях, выступают против подхода, когда между преподавателем и студентами существует водораздел: один учит, а другие учатся. Они хотят участвовать в диалоге, который важен для подготовки учителей будущего.

– Коммуникативная деятельность – главная, когда мы общаемся со студентами на равных, – считает Т. Владимирова. – Классическая теория наставничества в педагогической науке меняется, особенно в условиях, когда студенты или школьники учат педагогов, которые не так, может быть, сильны в цифровых технологиях. Только взаимный обмен, диалог, сотворчество, сотоварищество, возможно, приведут к качественному эффективному образованию.

Андрей МАКАРЕНКО
– Мы в унисон говорим о self-management skills – умении самоопределяться, саморазвиваться, учиться. И эта компетенция является для учителя самой важной.
Андрей МАКАРЕНКО
Ректор Томского государственного педагогического университета
Татьяна ВЛАДИМИРОВА
Татьяна ВЛАДИМИРОВА
Проректор по связям с общественностью Московского педагогического государственного университета

Навигатор в сложном мире

Вопрос «Чем учитель будущего отличается от учителя настоящего?» был адресован научному руководителю института образования НИУ ВШЭ Исаку Фрумину. Учитель должен все больше становиться навигатором в очень сложном мире – высказал свою позицию эксперт.

– Было легко работать преподавателю литературы, когда существовали всего две программы телевидения, три радиостанции, контролируемый кинопрокат, и ты точно знал, какие книжки приходят в библиотеку, – прокомментировал И. Фрумин. – Учитель был для ученика очень важным каналом информации. Думаю, что резкое усложнение каналов влияния на ребенка, и прежде всего вне школы, – это то новое, с чем мы имеем дело сегодня. Задачка сильно усложнилась: учитель, помимо того, что должен много знать, должен еще и уметь ориентироваться в этом очень сложном мире. Но я не уверен, что мы сейчас учим наших будущих учителей ориентироваться в этом мире. Одно из важнейших условий такой ориентации – получение собственного опыта, – продолжил И. Фрумин.

– Поэтому для меня учитель будущего – необязательно выпускник педагогического университета. Да, безусловно, педагогические университеты по-прежнему играют очень важную роль, но сегодня почти половина выпускников, которые получают педагогические специальности, приходит в школу из более чем 150 классических университетов и других вузов. Они получают очень разный опыт, и это хорошо. Мне кажется, мы должны задуматься над тем, как его будут получать новые учителя. Я вижу одну из перспектив программы «Учитель будущего» в привлечении к работе в школе молодых людей, которые окончили самые разные вузы и уже получили какой-то жизненный опыт. Только личность может воспитать личность. И необходимо задать себе честный вопрос: может ли человек, который сам ничего не попробовал и не повыбирал, учить других выбирать, критически мыслить, отстаивать свою позицию?

Тему подготовки учителей в непедагогических вузах продолжила директор института образования Томского государственного университета Елена Суханова. Отвечая на вопрос модератора о том, где лучше готовить учителей, она напомнила о возможностях вузовских коллабораций, а в качестве примера привела опыт сотрудничества томских классического и педагогического университетов, разрабатывающих модель совместной сетевой программы.

– Мне кажется, что сейчас институты подготовки педагогов претерпевают изменения, – обозначила свою точку зрения Е. Суханова. – Например, в Томске очень серьезные не только коммуникативные связи между университетами, но и само инновационное педагогическое сообщество: у нас много авторских школ, которые в наших университетах являются субъектами разработки программ и бакалавриата, и магистратуры. И сказать, кому принадлежат программы – классическому университету или педагогическому, сложно. Поэтому ТГУ, как федеральная инновационная площадка по тематике «Разработка модели развития педагогического образования на основе экосистемного подхода», делает ставку на разработку программ именно в этом ракурсе. Все наши разработки, связанные с бакалавриатом, магистратурой и педагогическими десантами в школы, предусматривают совместную выработку целей подготовки педагогов, причем вместе с региональной властью и родительским сообществом.

Говоря о востребованности выпускника непедагогического университета в школах, Е. Суханова призналась, что сама прошла этот путь, начав работать еще студенткой четвёртого курса факультета прикладной математики. И отда­ла школе пятнадцать лет, получив педагогическое образование в негосударственной структуре. Для педагога не так важна его институциональная привязка, как то, где ему привили вкус к самообразованию.

Исак Фрумин
– Задачка сильно усложнилась: учитель, помимо того, что должен много знать, должен еще и уметь ориентироваться в этом очень сложном мире.
Исак Фрумин
Главный научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ
СУХАНОВА Елена Анатольевна
СУХАНОВА Елена Анатольевна
Заместитель проректора по образовательной деятельности, директор института образования Национального исследовательского Томского государственного университета

Научить учиться

Ректор Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники Виктор Рулевский, говоря о реалиях дня, обратил внимание коллег на итоги масштабного опроса преподавателей, который осенью 2020 года провел «Яндекс» в рамках своей программы «Я Учитель». Так, выполняя задания по цифровой грамотности, 87% учителей получили самый высокий балл. То есть самоизоляция и переход на цифровой формат дали определенные результаты, показав, что вовлеченность человека в цифровую атмосферу повышает соответствующие навыки. Есть и проблема, или «зона роста» для учителей. Это умение формировать у учащихся креативное мышление. Именно по этому параметру порядка 20% участников опроса получили менее половины баллов.

Под креативностью понимается поиск нестандартных решений. И из итогов опроса вырисовывается определенная парадигма – необходимо вовлекать школьников в образовательный процесс. Ведь чувство лидерства в них присутствует на самом высоком уровне. Опираясь на него и организуя процесс совместной групповой деятельности, можно дать ребятам возможность креативно проявить себя во многих направлениях, тем самым формируя у них и компетенции будущего.

Исследование «Яндекса» показало, что многие компетенции учителей должны становиться цифровыми. И проректор по цифровизации ТПУ Александр Фадеев высказался о том, что цифровая трансформация должна касаться не только экосистем вузов, о чем сейчас много говорят, но и будущих преподавателей.

– Если учитель будущего будет готов сам быстро изучать новое, применять его, ставить эксперименты – это может оказаться гораздо важнее, чем конкретные практические компетенции, «забитые» по шаблону, – отметил А. Фадеев. – Поэтому научить учиться сегодня становится самым важным. Мы не можем предсказать, как мир изменится завтра, и наша задача – научить выпускников быть адаптивными.

Виктор РУЛЕВСКИЙ
– Чувство лидерства у молодежи присутствует на самом высоком уровне, и надо давать им возможность креативно проявить себя на многих направлениях, организуя процесс совместной групповой деятельности, и тем самым формируя компетенции будущего.
Виктор РУЛЕВСКИЙ
Ректор Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники
Александр ФАДЕЕВ
Александр ФАДЕЕВ
Проректор по цифровизации ТПУ

Ключевая компетенция

Какие же компетенции определяют для себя как важнейшие сами участники конкурса? Отвечая на этот вопрос модератора, руководитель проекта «Учитель будущего. Студенты» АНО «Россия – страна возможностей» Андрей Богданцев отметил, что в качестве ключевой они называют коммуникативную компетенцию. Причем, коммуницировать необходимо будет уметь в разных форматах: и с использованием цифровых технологий, и вживую, и с разными аудиториями – особенно с родителями.

– Информация стала доступна, поэтому учитель в первую очередь должен быть примером, – продолжил ректор ТГПУ А. Макаренко, – показывать, каким быть человеку, как ориентироваться в мире, научить ребенка различать правду и неправду. Выделить какую-то отдельную компетенцию очень сложно. Мы в унисон говорим о self-management skills – умении самоопределяться, саморазвиваться, учиться. И эта компетенция является для учителя самой важной. Он не должен стоять на месте, ведь дети бегут вперед очень быстро. Если в какой-то момент времени учитель остановится, то потеряет авторитет, возможность учить ребенка и даже, в какой-то степени, право на это.

Размышляя о современном учителе и учителе будущего, директор Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Министерства просвещения РФ Сергей Шатунов предложил коллегам представить огромную территорию нашей страны и огромное число людей, вовлеченных на этой территории в образовательный процесс. Каждый из 16 млн. школьников имеет свои особенности, у каждого собственное представление об окружающем мире. И учителя – тоже огромное сообщество людей, и каждый – тоже уникален. Они находятся в абсолютно разных условиях, имеют разные осознанные или неосознанные задачи.

– А мы пытаемся придумать шаблон или единую модель, по которой они будут двигаться, – резюмировал С. Шатунов. – Мне кажется, такая задача в принципе невыполнима. По сути, базовая потребность любого школьника одна – счастье. Вопрос в том, кто какой смысл в это вкладывает. И мне кажется, что учитель будущего – тот, который делает ребенка счастливым. И это можно делать по-разному: в Томске – по-своему, в Москве – по-своему, где-нибудь в Калининграде – совершенно по-другому. Здесь нельзя придумать унификацию. Она уместна в отношении определенных учебников, потому что в них должны быть заложены базовые знаниевые блоки. Но все остальное – в руках учителя.

Андрей БОГДАНЦЕВ
– Конкурсные испытания показали, что для ребят-участников конкурса ключевой компетенцией является коммуникативная, причем в разных форматах – и с использованием «цифры», и «вживую». Им это интересно, они готовы это развивать.
Андрей БОГДАНЦЕВ
Руководитель проекта «Учитель будущего. Студенты» АНО «Россия – страна возможностей»
Сергей ШАТУНОВ
– По сути, базовая потребность любого школьника одна – счастье… И мне кажется, что учитель будущего – тот, который делает ребенка счастливым.
Сергей ШАТУНОВ
Директор Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Министерства просвещения РФ

Разные «педагогики»

Определяя компетенции учителя будущего, Е. Сжёнов вспомнил недавнее высказывание министра просвещения РФ о потребностях в школах с разными философиями, что подразу­мевает и разных учителей. И студенты, по словам модератора, рассуждают о том же самом. Поэтому не нужно сдерживать порывы учителя, ограничивать его, нужно ему дать возможность реализовать себя как педагога.

– Любой педагогический университет дает разные инструменты учителю и разные подходы, разные «педагогики», – продолжил А. Макаренко. – А дальше он сам выбирает, чем будет пользоваться. Но когда что-то создаешь, очень важно заложить основу, потому что ее, в отличие от внешних элементов, не поправить никогда.

У современных родителей также есть выбор: они сами решают, куда ребенка отправить – можно даже в частную школу с авторскими методиками. Но, что бы они ни выбирали, большинство родителей в первую очередь задаёт вопрос не о том, как покрашены стены и сколько в школе турникетов, а о том, есть ли в школе хорошие педагоги? Для них важнее, кто будет учить ребенка. Именно на личность педагога завязан весь образовательный процесс.

Дальнейшая трансформация

Рассказывая о конкурсе «Учитель будущего. Студенты», проректор по связям с общественностью МПГУ Т. Владимирова выступила с позиции федерального эксперта. Она объяснила, что полуфиналисты погружаются в квазипрофессиональную среду, где отыгрываются события, которые могут произойти в их педагогической деятельности. И здесь эксперт выделила отсутствие у многих «учителей будущего» функциональной грамотности, когда междисциплинарные знания не соединяются в единое целое. Например, участники конкурса не могли соотнести, что цитата из рассказа Валентина Распутина «Уроки французского», приведенная в конкурсном задании, отсылает их к литературному произведению, где содержится ответ на педагогическую ситуацию, которую им предлагают разобрать. Нет системного мышления и потому знания, которые даются обучающимся в разных предметных областях, не соединяются, заключила эксперт.

– Плюсов можно выделить очень много, – Т. Владимирова обозначила и положительные моменты конкурса. – Например, участники показывают хорошие психолого-педагогические знания модуля, возрастных особенностей детей, с которыми предстоит работать. Вопрос лишь в том, как эти знания будут реализованы на практике? Ведь конкурс – это все-таки квазипрофессиональная, созданная искусственно ситуация. Поэтому необходимо создавать педагогические мастерские, которые позволили бы студентам отрабатывать знания на практике.

Дискуссия об учителе будущего, проведенная в рамках профессионального конкурса, породила много новых вопросов, а значит исследование этой темы, несомненно, продолжится. Уже нынешней весной в Санкт-Петербурге состоится финал конкурса «Учитель будущего. Студенты». Понятно, что победителем станет лучший из претендентов. Интересно, насколько он будет соответствовать портрету, определенному в рамках экспертных обсуждений. Ясно одно – дальнейшая трансформация педагогического образования обязательно должна происходить с учетом этого, пусть пока еще недостаточно четкого портрета.

29.04.2021
Наверх