Альма-матер тюменских медиков. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Альма-матер тюменских медиков

В мае 2021 года Тюменскому медицинскому колледжу исполняется сто лет. За вековую историю десятки тысяч выпускников внесли значительный вклад в развитие регионального здравоохранения


Об авторе

фото МАКАРОВА Марина Михайловна

МАКАРОВА Марина Михайловна

Директор Тюменского медицинского колледжа, кандидат медицинских наук

Уважение к прошлому – фундамент настоящего

Колледж ведет свою историю с организации фельдшерско-акушерской школы, переведенной в 1921 году из Тобольска в Тюмень. Кроме подготовки акушерских и фельдшерских кадров, за первые две пятилетки были открыты отделения техников по уходу (медицинских сестер), охраны материнства и младенчества, подготовительные отделения для русскоязычных учащихся и представителей национальных меньшинств, организована подготовка помощников санитарных врачей, врачей-терапевтов, лаборантов.

В годы Великой Отечественной войны студенты и преподаватели Тюменской ФАШ внесли поистине героический вклад в дело Победы – на фронте и в тыловых госпиталях. Были дополнительно развернуты краткосрочные курсы Российского общества Красного Креста, где за годы войны подготовлены более 1,2 тыс. медицинских сестер, санинструкторов, санитаров для фронта и эвакогоспиталей.
В последующие годы открывались новые направления подготовки, росли контрольные цифры приема, прошли процедуры реорганизации.

Соответствуя модернизации отрасли

В настоящее время Тюменский медколледж ведет подготовку по 9 специальностям. Это «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Стоматология профилактическая», «Стомато­логия ортопеди­ческая», «Сестринское дело», «Фармация»,  «Лабораторная диагностика», «Меди­цинский массаж» (для обучения лиц с ОВЗ по зрению), «Медицинская оптика» и профессии «Млад­шая медицинская сестра по уходу за больными».

В колледже и его филиале обучаются свыше 2  тыс. студентов, работают более 100 высококвалифицированных преподавателей. Ежегодный выпуск по всем направлениям подготовки – более 600 специалистов. За последние три года набор и выпуск по специальностям увеличился вдвое.

Одним из приоритетных направлений в колледже является развитие практико-ориентированного обучения. В 2019 году за счет средств федерального гранта созданы 5 мастерских по стандартам Ворлдскиллс Россия: «Медицинский и социальный уход», «Лабораторный медицинский анализ», «Фармацевтика», «Стоматология ортопедическая», «Медицинский массаж». Последняя – оборудована специальными тактильными обучающими системами для слепых и слабовидящих людей.

Обновленная инфраструктура колледжа широко используется для подготовки и проведения демонстрационных экзаменов, аккредитации специалистов, чемпионатов и конкурсов профмастерства, повышения квалификации медицинских специалистов среднего звена, реализации программ ДПО для школьников и взрослого населения, профориентационных мероприятий.

С 2020 года осуществляется проект «Инди­видуализация образовательного процесса». Речь идет о формировании индивидуальной образовательной траектории обучающегося, которая выстраивается на основе выбора им элементов образовательной программы. Сформирован банк элективных курсов и индивидуальной практики.

Согласно поручению Президента РФ относительно создания современных условий для развития и самореализации детей колледж реализует программы профподготовки. Учащиеся восьмых-одиннадцатых классов школ Тюмени и Тюменского района могут получить первую профессию одновременно с общим образованием по таким направлениям, как «Сестра милосердия», «Медицинский регистратор», «Сиделка», «Эстетическая косметология», «Основы лабораторного дела», «Ассистент фармацевта» и другим. Ежегодно здесь осваивают азы профессии более 250 школьников.

Отдел ДПО осуществляет подготовку по 30 специальностям и 113 циклам повышения квалификации. Ежегодно обучаются более 7 тыс. медицинских и фармацевтических кадров среднего звена. Ведется переподготовка лиц возрастной категории 50+ по программе Ворлдскиллс «Медицинский и социальный уход».

В диалоге с практическим здравоохранением

Традиционно качество подготовки медицинских и фармацевтических кадров напрямую зависит от практического обучения, успешной интеграции студентов в деятельность учреждений здравоохранения на протяжении всего периода обучения.

В 2020 году свыше 250 студентов колледжа по запросам регионального практического здравоохранения привлекались к работе на должностях младшего медперсонала в развернутых на территории области моноинфекционных госпиталях. Погружаясь в их деятельность по приему больных с коронавирусной инфекцией, будущие фельдшеры и медсестры на клинических примерах могли отследить особенности течения COVID-19, осваивали манипуляционные техники по забору мазков, участвовали в проведении противоэпидемических и реабилитационных мероприятий в отношении выздоравливающих и контактных лиц.

Цифровизация и развитие образовательных технологий

Для организации эффективной самостоятельной работы обучающихся преподавателями разрабатываются электронные учебные пособия, онлайн-курсы, которые находят широкое применение в образовательном процессе, во время учебной и производственной практики, циклов повышения квалификации и переподготовки специалистов, практическом здравоохранении для обучающих мероприятий и контроля знаний среднего медперсонала.

Усилению роли дистанционных технологий немало способствовали условия пандемии. С целью организации интересной и творческой самостоятельной работы студентов, контроля знаний преподаватели активно используют ресурсы социальных сетей, мессенджеров, систем дистанционного обучения и тестирования – таких как Moodle, Google Classroom, Microsoft Teams, а также персональные сайты. Накоплен положительный опыт использования видеоконференцсвязи как в рамках практических занятий, так и для проведения кружковой работы через Zoom, Google Meet.

Для размещения заданий, создания тестов, опросников, кроссвордов, логических игр, разработки комплексных упражнений преподаватели используют сервис OnlineTestPad. Востребованы в педагогической практике и сервисы для чтения и создания QR-кодов, создания интеллект-карт. При разработке электронных образовательных ресурсов применяются онлайн-сервисы wordscloud.pythonanywhere.com, Rebus1.com.

Три кита общих компетенций:
волонтерство, патриотизм, нравственность

Участие студентов в добровольческом движении традиционно служит развитию нравственных качеств, погружает в атмосферу будущей профессии. С 2005 года в колледже действует сводный волонтерский отряд «Надежда», имеющий десятки наград и благодарственных писем городского, регионального, всероссийского уровней.

Ныне волонтерская практика реализуется в рамках региональной межведомственной программы «Развитие добровольческого волонтерского движения в Тюменской области» на 2019-2024 годы. Особую актуальность и значимость приобрела волонтерская помощь в условиях пандемии. Под руководством преподавателей студенты оказывали посильную помощь в доставке продуктов питания и медикаментов пожилым жителям Тюмени, участвовали в мероприятиях, направленных на профилактику коронавирусной инфекции.

Результат общих усилий преподавателей и учащихся – победы и высокая оценка деятельности в рамках авторитетных конкурсов и проектов: «Лучшие колледжи РФ» (2013), «Лучшие товары и услуги Тюменской области» (2014‑2020), «100 лучших товаров России» и «100 лучших предприятий и организаций России» (2016), «Лучший медицинский колледж России» (1-е место, 2016), «Лучший сайт образовательной организации» (2016).

Бережно сохраняя традиции, внедряя передовой опыт и современные технологии, Тюменский медицинский колледж является сегодня всесторонне развивающейся образовательной организацией, надежным партнером. Коллектив уверенно движется вперед, оперативно реагируя на передовые тенденции профессионального образования и здравоохранения.

 

Наверх