Форматы университетской трансформы

Форматы университетской трансформы

Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева

Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева недаром позиционирует себя как первый многопрофильный опорный университет России. И с этим трудно не согласиться: в структуре вуза 3 филиала, 12 институтов, 13 факультетов, 136 кафедр, более 50 научных лабораторий. Университет ведет подготовку по 35 укрупненным группам направлений и специальностей в области педагогического, инженерного, медицинского, естественнонаучного и гуманитарного образования, реализует 292 образовательные программы подготовки кадров высшей квалификации. Здесь обучается около 19 тыс. студентов. Это серьезный потенциал. Однако и уровень задач, заявленный программой развития опорного университета, – значительный, требующий комплексных стратегических решений. «Преобразование университета в центр консолидации интеллектуальных ресурсов региона» – так определена одна из этих задач. О некоторых уже достигнутых результатах мы попросили рассказать ректора Александра ФЕДОТОВА.
ФЕДОТОВ Александр Анатольевич
ФЕДОТОВ Александр Анатольевич
Ректор Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева, кандидат экономических наук, доцент, PhD, почетный работник сферы образования РФ

О банке лучших практик

– Александр Анатольевич, статус опорного ОГУ им. И.С. Тургенева получил в январе 2016 года. С тех пор у вуза появилась хорошая традиция: в ежегодных отчетах о реализации программы развития опорного университета публикуется целый раздел об опробованных и внедренных лучших практиках.
– Это так, поскольку важной задачей в реализации функции опорного вуза в регионе стали поиск и описание успешного опыта преобразований – тех инструментов и механизмов, которые доказали свою эффективность и применимость и которые могут быть использованы другими организациями высшего образования, масштабированы и транслированы в другие регионы. Анализ процесса реализации мероприятий всех направлений преобразований в университете дал возможность выделить ряд успешных методик, технологий и инструментов работы, объединив их в лучшие практики.

Например, «Создание института руководителей образовательных программ» (РОП). В основе конкурсный принцип: потенциальные руководители образовательных программ высшего образования – участники конкурса представляют концепцию образовательной программы и дорожную карту развития направления подготовки (специальности). Далее проводится подробная оценка по ряду критериев, в частности, с позиций наличия предложений по воплощению проектных технологий, развитию междисциплинарных исследований и проектов, реализации интегрированных внутриуниверситетских программ и программ в рамках взаимодействия с ведущими университетами, наличию компонентов программы, предполагающих командное выполнение проектов полного жизненного цикла. Учитываются и предложенные конкурсантами механизмы привлечения талантливой молодежи к освоению образовательной программы и повышения ее привлекательности на рынке образовательных услуг. Особое внимание уделяется уникальным программам, не имеющим аналогов ни в Орловской области, ни в соседних регионах. По результатам конкурса руко­водителям образовательных программ – победителям определяется университетское задание и заключается эффективный контракт. В свою очередь, для полноценной реализации образовательной программы РОП вправе использовать ресурсы всего университета, независимо от закрепленности программы (как было прежде) за конкретной кафед­рой, институтом или факультетом.

По итогам уже проведенных конкурсов в 2019‑2020 учебном году университет приступил к реализации 117 образовательных программ. Главным результатом становления и развития института РОП являются востребованные, актуальные, интересные образовательные программы.

Еще один пример позитивного опыта ОГУ связан с развитием механизмов взаимодействия университета с предприятиями реального сектора экономики для реализации проектов, ориентированных на достижение целей Стратегии научно-технологического развития РФ и национальных проектов. В частности, одной из ключевых площадок такого взаимодействия стал инжиниринговый центр технологий цифровой среды для обеспечения комплексной безопасности: телекоммуникации, средства связи и энергоэффективность (ИЦ ТЦС), где проектная и образовательная деятельность объединены с производством. Основные проекты центра связаны с цифровыми, интеллектуальными производственными технологиями, созданием систем обработки больших данных. К приоритетным направлениям деятельности также относятся интеграция в рынок «носимой электроники» и развитие технологий биотелеметрии.

Вуз поддерживал проект из собственных средств с начала его реализации в 2017 году. Надо сказать, что и сейчас, когда инжиниринговый центр твердо встал на ноги и выполняет заказы индустриальных партнеров (НТЦ «Разработка сложных систем», компании «ЭкоДом», «РубетекРус» и других), его поддержка со стороны университета продолжается. Современная материально-техническая база центра позволяет проводить проектное обучение, научно-исследовательские работы студентов, производственную практику. На данный момент ИЦ ТЦС вышел на полную самоокупаемость, что, безусловно, является показателем успеха.

 

О вузе как социальном модераторе

– Университет взял на себя ответственность за создание инновационной модели развития социальной сферы Орловской области. Какие проекты реализуются в контексте этой повестки?
– Сегодня можно с уверенностью сказать, что университет стал местом притяжения и консолидации активных жителей региона. Для этого было много сделано и с точки зрения образовательной составляющей, и организационной, и инфраструктурной.

Как опорный вуз региона ОГУ обеспечил реализацию проектно-ориентированных программ магистратуры по социальному предпринимательству и управлению социальными проектами с вовлечением организаций реального сектора экономики, включая социально-ориентированные некоммерческие организации. Созданный в университете центр инноваций в социальной сфере решает задачи формирования и применения технологических инноваций – в формате стартапов – по таким направлениям, как технические устройства реабилитации или адаптации людей с ограничениями по здоровью, технологии природовосстановления, экологическая очистка окружающей среды, социально-образовательное просвещение.

На базе университета стремительно развивается ресурсный центр добровольчества Орловской области (РЦД). По итогам проведенной сертификации РЦД включен в федеральный перечень – официальный реестр ресурсных центров, а опыт его работы – по созданию школьных волонтерских отрядов, инклюзивных практик, «серебряного» добровольчества – вошел в число лучших практик ресурсных центров добровольчества России и представлен в соответствующих пособиях.

В 2020 году состоялся VI Национальный чемпионат по профмастерству среди людей с инвалидностью и ОВЗ «Абилимпикс», в котором приняли участие более 2 тыс. человек из 81 субъекта России. Университет уже четвертый год становится одной из региональных площадок этих соревнований. И нам особенно приятно, что Орловская область была включена экспертами в первую тройку российских регионов-лидеров по развитию волонтёрского движения «Абилимпикс».

 

О «цифре» и образовательной экосистеме

– Помимо участия в формировании современной социальной политики, опорный вуз выступает драйвером цифровой трансформации региона.
– Да, например, при поддержке администрации Орловской области нами разработан и с 2019 года запущен большой проект – многопрофильный многофункциональный кампус «Кадры для цифровой промышленности». Его стратегическая цель – создание экосистемы опережающей подготовки и переподготовки кадров нового поколения для цифровой промышленности по уникальным и модифицированным программам. Их внедрение позволит университету, с одной стороны, активно участвовать в цифровизации области, с другой – оставаться региональным центром привлечения талантливой молодежи. Например, в рамках одного из направлений проекта – формирования эффективной среды для массового вовлечения молодежи в активную образовательную, проектную и исследовательскую деятельность в регионе – создана система лагерных образовательных смен «Территория успеха». Участниками стали уже более 250 школьников. В формате командных соревновательных занятий у ребят формируются новые знания и умения в области инновационных технологий, робототехники, мехатроники, программирования.

В этом направлении модернизируется и университетская система подготовки кадров со средним специальным образованием. Так, на базе факультета среднего профессионального образования ОГУ им. И.С. Тургенева состоялось открытие 5 мастерских по направлению «Информационно-коммуникационные технологии» в соответствии со стандартами WorldSkills Russia. Они созданы в рамках реализации гранта «Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям» федерального проекта «Молодые профессионалы» и национального проекта «Образование»

Мастерские оснащены современным оборудованием с новейшим программным обеспечением, что позволяет включать в образовательные программы новые современные модули, а в дальнейшем – проводить демонстрационные экзамены по образовательным программам специальностей СПО IT-направления. Более того, с появлением мастерских возникли и новые форматы взаимодействия опорного университета с внешними партнерами. В частности, каждую компетенцию IT-направления курирует конкретный работодатель, который будет развивать её вместе с вузом и участвовать в разработке образовательных программ.

Инжиниринговый центр Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева – уникальная не только для вуза, но и для региона площадка для развития взаимодействия с предприятиями реального сектора экономики.

21.06.2021
Наверх