Инклюзия в действии. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Инклюзия в действии

В МГГЭУ давно и успешно помогают людям с особенностями развития

Московский государственный гуманитарно-экономический университет – без преувеличения, уникальный и социально значимый вуз. Более тридцати лет обеспечивает право на реализацию различных предусмотренных законодательством возможностей гражданам с особыми потребностями. О том, как именно выполняется эта миссия, рассказывает руководитель учебно-методического центра университета по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ Инна ЛИТВИНЕНКО.

Об авторе

фото ЛИТВИНЕНКО Инна Леонтьевна

ЛИТВИНЕНКО Инна Леонтьевна

Директор ресурсного учебно-методического центра Московского государственного гуманитарно- экономического университета, кандидат экономических наук, доцент

ЦЕНТР содействует российским вузам в создании специальных условий по обеспечению доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ по всем направлениям подготовки (специальностям).

Достичь этой цели не представляется возможным без объединения всех заинтересованных сторон. И один из эффективных форматов такого взаимодействия – всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональная ориентация обучающихся с инвалидностью в инклюзивной образовательной среде».

В декабре 2020 года – в Между­народный день инвалида, а также тридцатилетия МГГЭУ – конференция проводилась уже в третий раз. Встреча стала наглядным позитивным примером высокопрофессионального анализа и комплексного подхода к решению проблем инклюзивной сферы. Мероприятие объединило зарубежные и российские образовательные организации всех уровней, в том числе свыше 250 представителей из более чем 20 вузов-парт­нёров, вовлечённых в социально-экономические, культурные, профессиональные, реабилитационные и общественно значимые процессы в работе с инвалидами и лицами с ОВЗ. К слову, один из надёжных партнёров университета на протяжении многих лет – Азербайджанский государственный экономический университет (UNEC), который проводит систематическую работу по социализации и трудоустройству молодежи с инвалидностью.

На конференции выступили почётные гости.
Так, депутат Госдумы РФ, председатель попечительского совета МГГЭУ Олег Смолин обозначил безграничные возможности людей с инвалидностью, их равные права и ответственность перед государством и обществом.

Депутат Госдумы РФ, председатель правления региональной общественной организации инвалидов «Стратегия» Владимир Крупенников выразил особую благодарность университету за создание доступной инклюзивной среды и результаты тридцатилетнего систематического упорного труда в работе со студентами с инвалидностью.

Член Общественной палаты РФ, председатель Комиссии по поддержке семьи, детей и материнства, член попечительского совета МГГЭУ Диана Гурцкая отметила важность повышения качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью, ценность взаимодействия в обеспечении их равных прав и возможностей, поблагодарила руководство МГГЭУ за плодотворное сотрудничество.

Среди почётных гостей также присутствовали представители Минобрнауки РФ, Федерального бюро медико-социальной экспертизы Минтруда РФ в лице руководителя Михаила Дымочки.

Конференция аккумулировала многообразие современных технологичных и инновационных подходов к решению вопросов инклюзивного образования всех уровней. Представленные доклады отразили приоритетные направления развития системы комплексной реабилитации и реабилитации лиц с инвалидностью, проблемы трудоустройства молодёжи после окончания университета, профориентационную работу с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.

Думается, выступления докладчиков помогут выработать эффективные решения и воплотить нестандартные идеи. Только благодаря совместным усилиям и ответственному отношению к работе можно добиться высоких резуль­татов в создании комфортных условий для талантливых, необычных и особенных людей.

ОПЕРАТИВНОЕ информирование и взаимодействие с вузами-партнерами по созданию комфортной инклюзивной среды возможно благодаря эффективной деятельности колл-центра РУМЦ МГГЭУ.

Востребованность работы этого подразделения отражает содержание обращений и вопросов, часто задаваемых сотрудниками вузов-партнеров, специалистами учреждений социальной сферы, родителями, выпускниками школ и колледжей. Например, интересуются работой общежитий, библиотечных фондов, мест общественного питания в условиях пандемии и соблюдением мер безопасности в условиях распространения вируса COVID-19 в целом. Особенностями дистанционного обучения, в том числе сдачей экзаменов и зачётов в дистанционном формате. Профориентационной работой, организацией производственной практики и взаимодействием с работодателями. Сопровождением и поддержкой особенных детей. Организацией культурных мероприятий и волонтёрской деятельности. Обучением по дополнительным профессиональным программам и получением сертификатов. Нормативно-правовой поддержкой инклюзивного высшего образования.

В течение 2020 года специалисты колл-центра провели более 300 консультаций, оказали информационную поддержку по вопросам инклюзии 26 вузам-партнерам, обеспечили сопровождение более 400 обучающихся с инвалидностью. Впереди – новые задачи и расстановка приоритетов в работе с имеющими особенности и дополнительные потребности обучающимися, обеспечение доступности и качества инклюзивного образования и условий для их полноценной жизни в обществе.

Подчеркнем: чтобы инвалиды и лица с ОВЗ не оставались в стороне от полноценной жизни и творчества, необходимы комплексные меры. Интеграция позволит справиться с пандемией и вернуться к нормальной жизни, создать более гибкие системы, способные реагировать на сложные ситуации по оказанию помощи «особенным» людям.

В. Байрамов, О. Смолин, И. Литвиненко на конференции (декабрь, 2020).


Владимир Путин, Президент РФ (из выступления на встрече с представителями общественных организаций инвалидов, 3.12.2020):
– Убеждён, что именно так – в прямом, открытом диалоге с представителями гражданского общества, вообще с людьми – и появляются самые верные, выверенные и эффективные решения. И именно так – в тесном взаимодействии с общественными объединениями людей с инвалидностью – необходимо и реализовывать гарантии, закрепленные теперь в Конституции РФ.
 



Ресурсный учебно-методический центр Московского государственного гуманитарно-экономического университета действует с 24 октября 2017 года.
Направления работы – организационное, учебно-методическое, научное, социальное и психолого-педагогическое сопровождение профориентации, профессионального обучения и трудоустройства обучающихся с инвалидностью и ОВЗ на базе 26 вузов-партнеров Москвы, Тверской, Липецкой, Тамбовской и Белгородской областей.
В команду РУМЦ МГГЭУ входят ведущие эксперты страны в области инклюзивного образования. Среди основных достижений за 2020 год можно назвать заключение 7 соглашений с новыми вузами-партнерами; проведение 9 крупномасштабных мероприятий; привлечение свыше 30 работодателей; осуществление профориентационной работы для более чем 35 выпускников школ, техникумов и колледжей; исследование 78 анкет от вузов-партнеров; обеспечение участия 15 конкурсных работ во всероссийском ежегодном конкурсе «Профессиональное завтра»; выдача более 1 тыс. сертификатов.


Наверх