Схемы влияния

Схемы влияния

Ректоры рассказали о факторах лидерства ведущих вузов РФ

Как обеспечить высокое качество образовательных программ и выйти на международный уровень? Реализовать «третью миссию» и способствовать развитию талантов? Сформировать устойчивую и жизнеспособную научно-образовательную экосистему в условиях нестабильности? На эти и другие вопросы в формате кейсов ответили ректоры ведущих вузов России, демонстрирующих стабильно высокие позиции в авторитетных рейтингах.

Кейс 1. Первая миссия.
Как обеспечить качество подготовки и выйти на международный уровень?

1. Конкурентоспособность вуза, в том числе и глобальная, прежде всего определяется качеством образования. Какие меры применяются для его достижения и удержания в вашей образовательной организации?
2. Наивысшей на данный момент оценкой качества образования является включение ОП вуза в реестр «DEQAR» по итогам международной профессионально-общественной аккредитации. 
А) Ваши рекомендации по подготовке и прохождению этой процедуры (в случае, если у вуза уже есть такой опыт)?
Б) Планируете ли проведение такой процедуры в перспективе? Если да, какие шаги предпринимаете?

БОЧАРОВ Сергей Николаевич
БОЧАРОВ Сергей Николаевич
Ректор Алтайского государственного университета, доктор экономических наук, профессор

– (1) Говоря о международной конкурентоспособности вузов России по качеству обучения, следует отметить, что ведущие глобальные рейтинги университетов уже более пятнадцати лет бьются над проблемой его оценки, предлагая при этом совершенно разные подходы.

Глобальный рейтинг QS, в котором АлтГУ удалось достичь 571-й позиции и дважды войти в топ-100 лучших университетов мира «моложе 50 лет», определяет качество обучения преимущественно через опросы работодателей и академических экспертов.

Рейтинги THE и RUR – последний включил АлтГУ в «Золотую лигу» лучших университетов России – на равных с экспертными опросами учитывают среди показателей качества обучения число защит докторских диссертаций, число преподавателей, приходящееся на каждого студента, а также совокупный доход вуза.

Другой авторитетный рейтинг ARWU (или Шанхайский рейтинг) оценивает качество обучения на основании числа получивших нобелевские премии выпускников.

Глобальный агрегированный рейтинг, включивший АлтГУ в 5% лучших университетов мира, учитывает оценки образовательных организаций по всем выше перечисленным рейтингам. Кроме того, дополнительно оценивает наличие информации о вузе в Европейской базе данных результатов внешней оценки качества DEQAR[1].

Очевидно, что единых критериев оценки качества подготовки мировое академическое сообщество пока не выработало. В этой связи уместно упомянуть мнение одного из крупнейших работодателей России Германа Грефа. На состоявшемся в 2018 году форуме «Россия – страна возможностей» глава Сбербанка отметил, что «мечтой любого работодателя является сотрудник, имеющий три качества: креативность, системное мышление и мастерство исполнения работы». 

С нашей точки зрения, перечисленные качества выпускника формируются в процессе обучения благодаря трём факторам: индивидуализации образовательных траекторий как основе креативности, развитию междисциплинарного подхода как базы для системного мышления и проектному обучению, формирующему алгоритм для эффективной реализации любого задания.

Развитие этих направлений выбрано приоритетами модернизации образовательной деятельности АлтГУ в плановом стратегическом периоде.

Первой задачей является интеграция цифровых технологий в учебную деятельность университета, что обеспечит переход на новую модель ОП с использованием гибких индивидуальных образовательных технологий по смежным направлениям подготовки с приоритетом online и сетевого обучения. 

При изучении современных образовательных программ студентам следует не только получать новые знания в предметной сфере, у них должны формироваться инновационное мышление, социальные компетенции, навыки самоорганизации. При этом реализация модели базовых и элективных учебных дисциплин и методов/технологий – независимо от направленности обра­зовательных программ[2] и дисциплин УГСН – в совокупности обеспечат не только решение поставленной задачи, но и профессиональную мобильность студентов, а именно возможность перехода с одной ОП на другую с наличием минимума академических задолженностей. Качество такой подготовки обеспечит сетевая форма реализации образовательных программ с использованием ресурсов ведущих университетов РФ, получивших значительный опыт развития ИОТ в рамках проекта «5-100».

Второй задачей повышения качества подготовки мы видим создание совместных междисциплинарных образовательных программ в логике проектов с социально и экономически значимым результатом для стратегического развития региона. Одна из мер – увеличение доли студентов, защитивших стартап как выпускную квалификационную работу. Планируется также разработка специальных курсов, направленных на формирование у студентов дополнительных умений и навыков. Например, инновационного и системного мышления, презентации и продвижения, междисциплинарного взаимодействия, формирования многопрофильных групп, социального проектирования.

Совершенствовать проектную модель обучения планируем на основе широкого взаимодействия с работодателями и исследовательскими структурами, в том числе через создание сетевого ресурсного центра. Это подразделение будет организовывать проектную работу со студентами, формировать целевой заказ отраслевых корпораций, научных академических сообществ и региональных властей на программы ВО, СПО и профессиональной переподготовки. Они обязательно должны иметь инновационную составляющую: учитывать последние научные открытия и разработки, перспективы внедрения новейших технологий и методов, включать новые методы обучения, формы индивидуальной и групповой работы и так далее. Кроме того, в рамках читаемых курсов и дисциплин необходимо внедрять современные методы обучения, к которым относятся разработка задач, деловых игр, кейсов, в том числе с участием партнерских организаций и представителей бизнеса.


[1] Формирование DEQAR началось в 2016 году. Аккредитационные агентства публикуют здесь отчеты и решения по итогам внешней проверки (аккредитация/оценка) университетов. Сегодня в DEQAR уже содержится информация о 2,4 тыс. аккредитованных вузах мира.
[2] Университетское ядро общего содержательного контента, формирующее soft skills.

Центр космического мониторинга АлтГУ в круглосуточном режиме ведет зондирование Земли.

ЛУКОВ Евгений Викторович
ЛУКОВ Евгений Викторович
Проректор по образовательной деятельности Национального исследовательского Томского государственного университета
СУХАНОВА Елена Анатольевна
СУХАНОВА Елена Анатольевна
Заместитель проректора по образовательной деятельности, директор института образования Национального исследовательского Томского государственного университета

– (1) Система управления качеством образования в НИ ТГУ сформировалась на основе представлений о том, кто и как определяет соответствующие требования. По нашему мнению, наряду с отраженными в ФГОС ВО требованиями и принципами национальной образовательной политики, ключевыми субъектами в дискуссии про качество являются работодатели, региональная власть, инновационные профессиональные и социальные группы и, конечно, студенты. 

Чтобы учесть мнения и ожидания всех стейкхолдеров, мы регулярно проводим мониторинг изменения представлений через сбор данных на открытых экспертных и коммуникативных площадках, экспертные интервью, формы обратной связи. Для определения трендов и перспективных направлений, требующих образовательных результатов нового типа, используем технологии форсайт-сессий. 

Конечно, система управления качеством образования содержит не только блок работ на входе. Например, мы регулярно проводим системный мониторинг условий образовательного процесса во всех его аспектах, а также мониторинг выпускников. Перспективным направлением здесь считаем анализ цифрового следа «абитуриент – студент – выпускник», позволяющий собрать данные для принятия решений в части корректировки содержания, форм организации образовательного процесса, механизмов управления. 

РУДЕНКО Татьяна Владимировна
РУДЕНКО Татьяна Владимировна
Директор центра аккредитации Национального исследовательского Томского государственного университета

– (2) Разрабатывая образовательные программы, мы стремимся придать им отличные от программ конкурентов характеристики. 
Так, большая часть ОП корректируется под задачи производства и организаций реального сектора бизнеса. При оценке качества обучения выпускников университета работодатели отмечают наличие у них достойной теоретической и практической подготовки, навыков командной работы, инициативности в принятии решений и развитых коммуникативных навыков. Вместе с тем представители предприятий обращают внимание на ряд значимых для них моментов. Например, считают необходимым усилить работу по организации совместных исследовательских и образовательных проектов. В результате появляются образовательные треки, объединяющие программы высшего и дополнительного образования, которые направлены на развитие актуальных профессиональных компетенций выпускников и работников предприятий, организаций. 

При этом важно не только создать конкурентные образовательные программы, но и обеспечить их узнаваемость на отечественном и международном образовательном рынке, предоставив студентам возможность сделать правильный и осознанный выбор. В этой связи рассматриваем Европейский реестр гарантии качества образования EQAR как один из способов информирования о качестве наших образовательных программ и его признании ведущими отечественными и зарубежными аккредитационными агентствами. 

А) В ТГУ накоплен большой опыт прохождения процедур профессионально-общественной, в том числе международной, аккредитации. С 2014 года разными агентствами аккредитовано свыше 40 образовательных программ, 17 из которых получили международную аккредитацию. Включены в EQAR 15 программ вуза, имеющих действующую аккредитацию FIBАA и Нацаккредцентра совместно с Центром по оценке высшего образования Минобразования КНР.

В систему внешней независимой оценки качества вовлекается все больше факультетов и институтов, заявляющих программы для оценки академическим и профессиональным сообществом, анализа конкурентных преимуществ ОП, областей улучшения, а также с целью укрепления и налаживания деловых отношений по развитию образовательных и научных проектов. 

Важным этапом при подготовке к прохождению процедуры международной ПОА является система внутреннего отбора программ. Это одна из сложных для нас задач: с одной стороны, мы отбираем программы, исходя из стратегических ориентиров, с другой – смотрим на их готовность к аккредитации. Все программы обязательно проходят внутренний мониторинг, объединяющий оценку их потенциала, обоснования необходимости в аккредитации и анализ показателей эффективности, позволяющих впоследствии проследить динамику в развитии и узнаваемости этих ОП.

Процедура внутреннего отбора программ показала свою эффективность, поэтому ее можно предложить в качестве одной из рекомендаций по подготовке к аккредитации. 

Б) Задача аккредитовать все образовательные программы перед университетом не стоит, однако конкурентная среда сегодня жесткая, поэтому аккредитацию будем продолжать, исходя из потребностей развития образовательных программ. 

Сегодня нам интересен выход на новые образовательные рынки, развитие отношений с новыми партнерами реального сектора экономики. Особенно важно, что получение профессионально-общественной, в том числе международной, аккредитации образовательными программами ТГУ является не только достижением, свидетельствующим о качестве образования, но и импульсом для постоянного их совершенствования. Кроме того, это позволяет сделать ОП вуза намного ближе к абитуриенту.

Кейс 2. Трансформация для устойчивости.
Как выжить и преуспеть в эпоху перемен?

1. Известно, что любые серьезные преобразования начинаются с тактических и стратегических изменений в модели управления. Какие шаги уже предприняты/продолжают предприниматься университетом в этом направлении? 
2. Обязательное требование в контексте системных трансформаций, особенно связанных с цифровизацией – редизайн образовательного пространства. Какие и с какой целью планируются изменения в вашей образовательной организации?

БОЧАРОВ Сергей Николаевич
БОЧАРОВ Сергей Николаевич
Ректор Алтайского государственного университета, доктор экономических наук, профессор

– (1) Современные условия высокой изменчивости внешней среды требуют от университетов не только гибких образовательных программ, цифрового и кадрового обеспечения, но и модернизации системы управления, приведения ее в соответствие к возрастающей динамике изменений и сложности возникающих новых задач стратегического и тактического характера. С этой целью в университете комбинируются разные модели управления (например, программно-целевое и проектное), проводится работа по повышению обоснованности принимаемых управленческих решений. Качество и эффективность реализации этих решений обеспечиваются коллегиальностью на этапе разработки (учет мнения экспертных групп, внешних стейкхолдеров, представленных академическим и бизнес-сообществом, различными общественными организациями) и процессами администрирования исполнительской дисциплины.

Интеграционное взаимодействие АлтГУ с внешними стейкхолдерами осуществляется на системной основе, носит многоуровневый и многоформатный характер. Если говорить о НИР, то в университете созданы 17 совместных (преимущественно с ведущими отраслевыми институтами СО РАН) научно-исследовательских лабораторий и центров. 

Для реализации других направлений также развиты партнерские отношения. Университет сотрудничает с более чем 30 российскими региональными и национальными вузами (например, УрФУ, НИТУ «МИСИС», ОмГУ, НГТУ) и 50 зарубежными вузами стран Центральной Азии, Германии. Это Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова, Синьцзянский университет, Хайнаньский профессиональный институт иностранных языков, Цюнтайский педагогический университет, ряд других. В числе партнеров и свыше 200 предприятий и организаций – представителей работодателей в значимых социально-экономических отраслях региона и трансграничного пространства.

Ярким примером международного проекта в сфере расширения участия в управлении образовательными организациями является Ассоциация азиатских университетов[3], созданная в 2013 году по инициативе АлтГУ. Сегодня она объединяет 99 университетов из 11 стран, представляя собой одну из наиболее активных международных университетских ассоциаций, действующую платформу сетевого сотрудничества ведущих вузов Азии в области образования, науки, молодежных проектов межкультурной направленности. 

– (2) Одним из важнейших составляющих вклада АлтГУ в достижение национальных целей является формирование конкурентоспособных ОП и их позиционирование в международном образовательном пространстве. Это позволило университету стать видимым не только на национальном, но и мировом образовательном рынке, привлечь большее количество иностранных студентов: 17% от всей численности на текущий момент.

За последние два года изменился подход к разработке ОПОП в парадигме развития открытой модели проектного обучения и индивидуализации образовательных траекторий. Сейчас идет второй этап перехода на новую модель образовательных программ. Помимо перехода на общеуниверситетское ядро дисциплин, на основе гибких ИОТ создается и готово к реализации ядро дисциплин (модулей), единых для гуманитарных направлений подготовки. 

Реализация таких планов стала возможной благодаря структурным преобразованиям и цифровой политике университета.

Сегодня в АлтГУ формируется институт гуманитарных наук путём объединения 5 институтов гуманитарной направленности: искусств и дизайна, социальных наук, психологии, педагогического образования, массовых коммуникаций, филологии и политологии. Эта структура обеспечит студентам свободу выбора новой профессиональной направленности, даст учёным университета больше возможностей для междисциплинарных исследований на основе комбинации научно-исследовательских компетенций разрозненных научных групп. Построение эффективной системы непрерывного фундаментального образования – новый этап развития университета.

Политика АлтГУ в области цифровых технологий направлена на ускорение цифрового развития за счёт внедрения новых технологических решений и создания цифровых сервисов с применением гибкого проектного подхода. В условиях неопределенности эти сервисы позволяют повысить качество научно-образовательного процесса и эффективность ведения административно-хозяйственной деятельности благодаря получению и анализу поступающих в режиме реального времени больших данных, а также формированию единого информационно-коммуникационного пространства между субъектами группы «образование – бизнес – государство». 

АлтГУ создает собственную модель «Цифро­вого университета» для увеличения количества обучающихся и повышения качества их подготовки, быстрого реагирования на изменения целевых рынков за счёт единой цифровой платформы, гибкой современной ИТ-инфраструктуры, доступности цифровых сервисов в режиме 24/7. Динамично протекает процесс миграции знаний в электронные курсы, накапливаются лучшие практики, а преподаватели всё больше склоняются в сторону нового подхода к содержанию, способам передачи знаний, качеству и педагогическому дизайну электронного обучения. 

К слову, в пандемию число онлайн-курсов возросло в 4 раза, а по итогам участия АлтГУ в проекте «Персональный цифровой сертификат» 2,2 тыс. граждан РФ прошли обучение по 16 программам ДПО, размещенным на открытом образовательном портале АлтГУ.

[3] Подробнее www.aauniv.org.

Центр дополнительного образования детей АлтГУ «Дом научной коллаборации — ДНК» открыт в 2020 году в сотрудничестве
с Минобрнауки Алтайского края.

ПОЛУХИН Олег Николаевич
ПОЛУХИН Олег Николаевич
Ректор Белгородского государственного национального исследовательского университета, доктор политических наук, профессор

– (1) Мощный импульс развитию вуза придала программа повышения конкурентоспособности НИУ «БелГУ», принятая в 2013 году на основе программы, разработанной для конкурса глобальных университетов. Тогда мы вышли в финал, но в число участников проекта «5-100» не попали.

Согласно собственной программе, мы ставили задачу к концу 2017 года войти в число 20‑ти лучших вузов России, а к концу 2020-го – в топ-листы ведущих мировых университетских рейтингов. В итоге поставленные задачи выполнили даже с опережением сроков: уже в 2016 году БелГУ вошёл в топ-20 лучших вузов России Национального рейтинга университетов информационной группы «Интерфакс». Принадлежность университета к двадцатке лучших подтверждает и включение БелГУ в премьер-лигу Национального агрегированного рейтинга-2020.

С 2017 года на протяжении четырех лет подряд вуз входит в сотню лучших университетов мира предметного Шанхайского рейтинга по направлению «Металлургический инжиниринг» – позиция 76-100.

С 2018 года БелГУ – участник различных рейтингов компании Times Higher Education. Так, в 2020 году вуз вошёл в институциональный Мировой рейтинг университетов – позиция 1000+. Предметные рейтинги – по инженерным наукам и технологиям – позиция 301-400 и физическим наукам – позиция 601‑800. Региональный рейтинг THE среди развивающихся стран Европы – позиция 301-350. Специализированный рейтинг, оценивающий степень влияния университетов на социально-экономическое развитие общества, – позиция 401-600.

С 2019 года БелГУ – участник Московского международного рейтинга «Три миссии университета»: позиция 901-1000 в 2020 году.

Каковы перспективы университета? К 2025 году в планах войти в топ-50 Шанхайского предметного рейтинга по направлению «Метал­лургический инжиниринг». Улучшить позиции в институциональном рейтинге THE и войти в его новые предметные рейтинги, прежде всего по направлению «Клинические, доклинические исследования и охрана здоровья». Быть включенным в институциональный рейтинг QS и занять позицию 1500+ в мировом вебометрическом университетском рейтинге исследовательской группы Cybermetrics/Webometrics Ranking of World Universities. Главное – не останавливаться на достигнутом и двигаться вперёд.

Молодые учёные – сотрудники НИИ материаловедения и инновационных технологий НИУ «БелГУ» в лабораториях института.

ГАЛАЖИНСКИЙ Эдуард Владимирович
ГАЛАЖИНСКИЙ Эдуард Владимирович
Ректор Томского государственного университета

– (1) ТГУ одним из первых модернизировал управленческие модели за время реализации программы «5-100». При этом среди главных задач было не потерять в погоне за рейтингом идентичность императорского университета. С точки зрения управления, для начала пришлось искать баланс и расставлять приоритеты, чтобы, меняя себя, не изменить себе.

Философия управления изменениями была реализована по принципу «RUN – CHANGE – DISRUPT».

- «RUN» – это совершенствование и точность в управлении текущими процессами, а значит и основа устойчивости университета. 

- «CHANGE» – использование принципа проектного управления как основы развития, что позволяет следовать за новыми тенденциями. Одним из ключевых решений в этом блоке стал переход к модели совместного управления с элементами shared governance, а одним из ярких проектов – «Университетская лига». Обсуждение на этой площадке сотрудниками вуза любых изменений позволило создать эффективную систему обмена мнениями, подключить к решению конкретных задач всех инициативных людей. 

- Принцип «DISRUPT» позволяет формировать парадигму университета будущего. Научные изыскания – например, в области развития синтетической биологии – позволяют инициировать прорывные научные проекты. Появляются новые типы пространств. Так, научная библиотека ТГУ превратилась в современное коммуникационное пространство для междисциплинарных инициатив. Университет постоянно, на протяжении многих лет разрабатывает и внедряет новые образовательные технологии, в результате чего выросли такие гринфилды, как высшая IT-школа и высшая школа журналистики. 

Мы сформулировали новые прорывные направления исследовательской повестки и приступили к их реализации. Особое внимание уделили четырём направлениям. Это биомедицина с клеточными и молекулярными исследованиями, нейроимиджингом и омикс-технологиями. Создание умных материалов и технологий с применением аддитивных технологий и прикладной химии, электроники и фотоники. Цифровизация гуманитарных наук с когнитивной лингвистикой, гуманитарной информатикой и интеллектуальным анализом больших данных. Сибирский университет будущего с исследованием Арктики, климатических особенностей Сибири и культурного наследия коренных народов. 

Отдельным управленческим кейсом стало развитие университетской экосистемы с привлечением ресурсов и компетенций партнёров. Отмечу, за время реализации программы количество грантов выросло с 1784 до 2564 тыс., что позволило привлечь дополнительные средства на исследования. Также организовали трансфер технологий, включающий продажу ОИС-2, заключение лицензионных соглашений с компанией «Dectris» (Баден, Швейцария) на 147,5 млн. рублей и развитие пояса МИП ТГУ с ежегодным оборотом более 150 млн. рублей.

В процессе принятия управленческих решений были найдены и своего рода помощники. Например, на базе Университетского консорциума исследователей больших данных разработана система управления, позволяющая по цифровому следу увидеть необходимые для усиления аспекты. 

Замечу, что после завершения программы «5‑100» ТГУ не собирается менять выбранный курс. За последние семь лет мы адаптировались к управлению динамичной системой в условиях турбулентной среды, так что не придётся проходить этап адаптации к обществу нового типа – будем меняться параллельно с ним.

Проведение анализа цифрового следа абитуриентов.

ШЕПЕЛЬ Михаил Олегович
ШЕПЕЛЬ Михаил Олегович
Директор Института дистанционного образования Национального исследовательского Томского государственного университета

– (2) В результате активного внедрения онлайн-технологий стираются границы между личным и академическим видами пространства, и это заставляет по-новому подходить к вопросу его орга­низации. Речь идёт о создании комфортабельных зон для самостоятельной работы по всему кампусу – так называемых «третьих мест», где студенты могли бы общаться и работать без отрыва от учебного процесса. 

Для организации пространств такого типа были изучены мировые практики ведущих вузов и определены ключевые атрибуты. Среди них следует выделить ресурсность, эргономичность, идентичность, своевременность.

Научная библиотека ТГУ, где открылся большой информационный центр 24/7, стала первым преобразованным пространством. В иссле­довательском зале появились кабинеты для само­стоятельной индивидуальной и групповой работы. Модернизированы читальные залы, открыт новый лекционный холл для открытых меро­приятий. Эти пространства, несмотря на разные задачи и специфику, обладают всеми перечисленными выше атрибутами, что в итоге и определяет их востребованность. 

Сегодня ТГУ масштабирует этот опыт. Создание «третьих мест» продолжилось в общежитиях и учебных корпусах университета. Преобразованы уже имеющиеся внеаудиторные пространства. Созданы и абсолютно новые: интерактивные, соответствующие потребностям современного поколения студентов и отвечающие вызовам, связанным с дистанционным и смешанным форматами обучения.
 

Научная библиотека ТГУ, зал 24/7.

Научная библиотека ТГУ, исследовательский зал.

Кейс 3. Предметно, прагматично.
Как реализовать научно-исследовательский потенциал и заработать?

1. По мнению министра образования и науки РФ Валерия Фалькова, «приоритет для университетов сейчас – это увеличение исследовательского потенциала»[4]. Расскажите о реализации этой задачи на базе вашего вуза. На ваш взгляд, за счет каких инструментов реально её осуществить в относительно короткие сроки?
2. Будущее российской науки, рынков и общества сегодня во многом определяется успешной коммерциализацией инновационных разработок вузов и трансфером этих разработок в реальный сектор экономики. Какие модели и механизмы используете для этой цели?


[4] Из выступления на форуме «Университеты – 2030: наука – компетенции – молодежь» (6, ноябрь, 2020).

БОЧАРОВ Сергей Николаевич
БОЧАРОВ Сергей Николаевич
Ректор Алтайского государственного университета, доктор экономических наук, профессор

– (1) Основным вызовом для роста исследовательского потенциала считаем глобальную конкуренцию за талантливые и высококвалифицированные научно-педагогические кадры со стороны других университетов и представителей бизнеса.

В современных условиях перспективные ученые – и, в первую очередь, обладающие современными цифровыми и проектными компетенциями – уходят в реальный сектор экономики. Нарастают темпы старения кадрового состава. Нарушается воспроизводство интеллектуального потенциала и преемственность исследовательских компетенций даже в рамках научных школ. И если в рамках академических институтов указанные проблемы удалось решить за счёт специальных программ поддержки, то в сфере высшего образования эти проблемы только усугубляются.

Стратегическая задача в этой связи – трансформировать управление кадровым потенциалом вузов, повысить их привлекательность для высокопродуктивных молодых ученых в качестве работодателей. Также необходимо повышать компетенции и востребованность результатов научной деятельности перспективных сотрудников, выявлять и раскрывать их потенциал, создавать долгосрочные научные и образовательные проекты для удержания таких кадров. Молодой учёный не должен задумываться о поиске дополнительного заработка для удовлетворения базовых потребностей.

Непрерывный процесс интенсивного наращивания научно-технологического потенциала и завоевания академической репутации АлтГУ в первую очередь базируется на ресурсах, привлеченных за счёт поддержанных Минобрнауки РФ программ стратегического развития университета на 2012-2016 и 2017-2021 годы. Исследования учёных вуза доказали свою конкурентоспособность в национальных конкурсных отборах на выполнение исследований и разработок. Это конкурсы в рамках постановлений Правительства РФ №№ 218,220, 328 и ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». Конкурсы РНФ, гранты Президента РФ для поддержки ведущих научных школ и молодых учёных.

Благодаря реализации программ развития исследовательских компетенций научно-педагогических кадров (НПР) и зарубежных стажировок (более 40 НПР ежегодно) АлтГУ удалось многое: закрепить перспективные молодые кадры в регионе, обеспечить преемственность научных коллективов, опережающее развитие научных школ университета в области биоразнообразия, археологии, социологии и истории. Плюс существенно нарастить исследовательский потенциал и его востребованность с 2013 по 2019-2020 годы. Так, на 100 НПР число публикаций Scopus выросло с 8 до 100 ед., а количество их цитирований – со 102 до 800-1 тыс. ед. Объём НИОКР на 1 НПР увеличился с 94 тыс. до 340 тыс. рублей. 

В связи с этим хочется отметить своевременность и востребованность новой программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Включение более 100 российских университетов в базовый грант финансовой поддержки позволит региональным вузам получить доступ к ресурсам развития. Остановить отток исследовательских кадров в центральные регионы РФ и бизнес-структуры. Обеспечить рост инвестиций в развитие цифровых, проектных и иных компетенций работников, в том числе на основе сетевого взаимодействия с ведущими российскими и зарубежными университетами, индустриальными партнерами и экспертами в области высшего образования и науки.

ПОЛУХИН Олег Николаевич
ПОЛУХИН Олег Николаевич
Ректор Белгородского государственного национального исследовательского университета, доктор политических наук, профессор

– (1) В 2021 году исполняется 145 лет со дня основания Белгородского учительского института, правопреемником которого четверть века назад стал Белгородский государственный классический университет. Сегодня вуз имеет статус национального исследовательского университета, является ключевым участником научно-образовательного центра мирового уровня «Инновационные решения в АПК», созданного на территории Белгородской области, обладает правами самостоятельного присуждения учёных степеней кандидатов и докторов наук, входит во все ведущие международные и российские рейтинги. Всё это результат правильно выбранной в конце XX века стратегии на создание классического университета, а затем, в 2005 году, на расширение научных направлений, связанных с нано­технологиями в материаловедении.

Тогда руководство университета объявило конкурс по формированию новых научных материаловедческих подразделений БелГУ, а по его итогам поддержало проект научной группы во главе с профессором Ю.Р. Колобовым из Института физики прочности и материаловедения СО РАН (г. Томск). В том же году научная группа в составе 9 человек по соглашению между руководителями академической и вузовской организаций (в порядке перевода) приступила к работе в научно-образовательном и инновационном центре «Наноструктурные материалы и нанотехнологии» (НОиИЦ НСМН) БелГУ, ориентированном на проведение мультидисциплинарных исследований в области физики конденсированного состояния, материаловедения, биологии и химии.

Специально для развития материаловедческого кластера и нанотехнологий на базе вуза при поддержке правительства и губернатора Белгородской области был сформирован технопарк «Высокие технологии БелГУ», в котором разместились ведущие подразделения нанотехнологического профиля: НОиИЦ «Наноструктурные материалы и нанотехнологии», НИИ материаловедения и инновационных технологий, НИЛ объемных наноструктурных материалов и ЦКП научным оборудованием «Диагностика структуры и свойств наноматериалов», преобразованный в 2017 году в ЦКП «Технологии и материалы НИУ «БелГУ».

В период реализации Инновационной образовательной программы в 2007-2008 годах ведущим направлением БелГУ выбрал «Кластерную систему непрерывного междисциплинарного профессионального образования в области разработки и освоения наноструктурных материало­в и нанотехнологий промышленного и медицинского назначения».

В 2009 году приказом Минобрнауки РФ БелГУ утвержден одним из победителей конкурса по отбору формирующих сетевой Университет Шанхайской организации сотрудничества головных образовательных учреждений ВПО РФ по направлению «Нанотехнологии».

Для наращивания НИР в период с 2006 по 2010 годы в БелГУ на постоянную работу из-за рубежа возвратились 5 соотечественников – ученых-материа­ловедов. Все они трудятся в университете и сегодня. В 2018 году коллектив ученых БелГУ пополнился еще одним соотечественником, возвратившимся в Россию из Японии. Каждый из вернувшихся получил от БелГУ квартиру, всем научные коллективам предоставили возможность сформировать необходимую материально-техническую базу и усилить кадровый состав, в том числе из перспективных студентов и аспирантов.

Все лаборатории для исследований в области материаловедения и нанотехнологий первое время финансировались БелГУ, а затем, с 2010 года, значительный объем финансирования осуществлялся по программе развития университета в статусе национального исследовательского. Программа НИУ существенно помогла сформировать мощную научно-исследовательскую базу и усилить коллектив способными проводить исследования мирового уровня учёными (и в первую очередь – молодыми сотрудниками вуза). Здесь важно отметить значимость проекта по созданию в России сети национальных исследовательских университетов, одним из серьезных результатов которого является выход БелГУ в число мировых лидеров в области металлургического инжиниринга.

В 2018 году лаборатории нанотехнологического профиля трансформировались в НИИ материаловедения и инновационных технологий, где сегодня работают 5 докторов и 24 кандидата наук, задействованы аспиранты и студенты. У сотрудников института очень высокий рейтинг. Руководитель, доктор физико-математических наук Рустам Кайбышев имеет индекс Хирша 50, 5 других сотрудников – более 30. Профессор Кайбышев и старший научный сотрудник лаборатории объёмных наноструктурных материалов Никита Степанов (34 года), получили премию «Scopus Awards Russia – 2018», войдя в число самых цитируемых учёных мира.

Заложенные в стратегии вуза мировые тренды способствовали его поступательному движению и, прежде всего, по направлению «Материаловедение и нанотехнологии». Концентрация ресурсов на правильно выбранном в своё время направлении и последовательное жёсткое администрирование оказались результативными мерами.

За последние пять лет только по направлению «Физические науки, материаловедение» опубликовано более 540 статей. С 2013 года публикационная активность наших преподавателей по всем направлениям научных исследований в Scopus и Web of Science выросла более чем в 3 раза. Увеличилось и количество статей в журналах Q1 и Q2 – с 43 в 2013 году до 182 в 2020-м. Этому способствовало создание центра наукометрических исследований и развития университетской конкурентоспособности, в 2019 году преобразованного в центр развития публикационной активности. Кроме того, в университете ввели стимулирующие выплаты за статьи в Scopus и WoS.

В настоящее время БелГУ активно взаимодействует с ведущими международными и национальными рейтинговыми агентствами АНРИ, Elsevier, Clarivate Analytics, проводит семинары-тренинги, курсы повышения квалификации по овладению публикационными практиками и академическому письму. На платформах Research Gate и Google Scholar создано сообщество учёных НИУ «БелГУ». Кроме того, активно развиваем 18 собственных научных журналов, один из которых – «Research Results in Pharmacology» – в 2020 году вошел в базу данных Scopus.

В 2009 году приказом Минобрнауки РФ № 198 БелГУ утвержден одним из победителей конкурса по итогам отбора головных (базовых) образовательных учреждений ВПО РФ, формирующих сетевой Университет Шанхайской организации сотрудничества по направлению «Нанотехнологии».
 

С 2017 года на протяжении четырёх лет подряд БелГУ входит в сотню лучших университетов мира в Шанхайском предметном рейтинге по направлению «Металлургический инжиниринг». 
 

Молодые учёные – сотрудники НИИ материаловедения и инновационных технологий НИУ «БелГУ» в лабораториях института.

Профессор кафедры материаловедения и нанотехнологий, доктор технических наук Сергей Жеребцов в лаборатории.

ВОРОЖЦОВ Александр Борисович
ВОРОЖЦОВ Александр Борисович
Проректор по научной и инновационной деятельности Национального исследовательского Томского государственного университета

– (1) Фундаментальные и прикладные исследования в университетах, и в ТГУ в частности, должны развиваться в кооперации с передовыми научно-образовательными, академическими учреждениями и организациями реального сектора экономики – крупными индустриальными партнерами и корпорациями. Для успешной реализации научных исследований уже собраны и будут создаваться под конкретные направления консорциумы «ТГУ – ВУЗ», «ТГУ – Институт РАН», «ТГУ – Индустриальный партнер», «ТГУ – Зарубежный партнер» и консорциумы смешанного типа. 

Один из примеров такой кооперации – консорциум по направлению СНТР РФ Н3 «Переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения», в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов, прежде всего антибактериальных (НИ ТГУ – МГУ им. М.В. Ломоносова – Саратовский госуниверситет).

НИ ТГУ лидирует в «Большом университете» Томска, объединяющем все его вузы и академические институты. Эти кооперации, создание зеркальных лабораторий в организациях, объединенных общими научно-технологическими идеями, позволяют дополнять друг друга соответствующими компетенциями, производя синергетический эффект в достижении результата, способствовать развитию и становлению научной молодежи.

Большую роль в увеличении научно-исследовательского потенциала вуза играет его участие в комплексных научно-технических программах (КНТП). Например, «Глобальные информационные спутниковые системы» (индустриальный партнер – ИСС им. академика М.Ф. Решетнева).

ГОЛОВАТОВ Михаил Александрович
ГОЛОВАТОВ Михаил Александрович
Начальник управления инновациями в сфере науки, техники и технологий Национального исследовательского Томского государственного университета

– (2) Университет активно реализует модель «Инновационная инфраструктура вуза как сервисная платформа» по направлениям «Развитие предпринимательства» и «Трансфер знаний и технологий». 

ТГУ проводит мероприятия по формированию культуры работы с интеллектуальной собственностью с обучением студентов и сотрудников, обменом лучшими практиками.

Реализуется новая модель сотрудничества университета и промышленных предприятий. 

Проекты полного инновационного цикла обеспечиваются концентрацией сервисов по работе с внутренними и внешними заказчиками и завершаются передачей партнеру продукта в формате триады «бизнес-модель продукта + комплекс технологий + кадры». Это позволяет наладить более эффективный трансфер технологий на предприятия и внедрение к выпуску инновационной продукции. Подобным образом выстраиваются отношения с концернами «Калашников» и «Автоматика», компаниями «Техмаш», «ЭФКО» и другими партнёрами.

Большая ставка в новой модели взаимодействия делается и на межотраслевые интегрирующие проекты: партнерство вузов Томска, администрации Томской области и компании «Газпромнефть»; научно-промышленный кластер двойных технологий Коллегии ВПК РФ; участие в КНТП полного инновационного цикла ИСС им. академика М.Ф. Решетнева, компаний «КАМАЗ» и «РЖД». 

Одним из инструментов достижения сильных конкурентных позиций ТГУ в области продвижения своих высокотехнологичных продуктов или услуг является переход к политике формирования сети партнёрств, в том числе с государственными корпорациями Росатом, Ростех, Роскосмос, «Алроса», «Газпром». При этом потенциальные потребители имеют возможность получить в одном месте различные сервисы (в том числе эксклюзивные), связанные с формированием и развитием среды генерации новых знаний, инноваций, культурного и человеческого капитала глобального постиндустриального общества. Для реализации указанного преимущества особое значение приобретает принцип открытости – процесс непрерывного обмена ТГУ с внешней средой ресурсами и информацией, а также вовлечения новых стейкхолдеров в контур трансформации и развития университета.

Особое внимание в новой стратегии трансфера знаний и технологий, коммерциализации разработок уделяется созданию новых инжиниринговых центров и малых инновационных предприятий. В 2020 году ТГУ участвовал в 34 МИП с общим оборотом более 165 млн. рублей.

Развитие условий для технологического предпринимательства студентов, аспирантов и сотрудников, подготовка кадров под заказ работодателей являются залогом успешного взаимодействия с промышленными партнерами.

Кейс 4. Ответственность и вовлеченность.
Как способствовать социокультурным изменениям региона?

1. Университет как базовый научно-образовательный центр ответственен за создание инновационной модели развития социальной сферы региона. Какие проекты реализуются/запланированы вашей образовательной организацией в контексте этой повестки?
2. Один из ключевых элементов миссии современного университета – тесная интеграция с территориальными акторами и сообществами. Как эффективно организовать это взаимодействие (на примере вашего вуза)?

КУЛИЖСКИЙ Сергей Павлинович
КУЛИЖСКИЙ Сергей Павлинович
Проректор по социальным вопросам Национального исследовательского Томского государственного университета

– (1) Крупные проекты ТГУ... Это, в первую очередь, парк социогуманитарных технологий ТГУ (Парк СГТ), деятельность которого направлена на выращивание студенческих идей до их успешной реализации в качестве социального проекта. Цель ежегодно проводимого в этой связи интернет-конкурса «Томск студенческий» – выявлять креативные студенческие идеи, направленные на решение социально значимых проблем. 

Социальная инвестиционная выставка для учащейся молодежи Томской области «Важное дело» проводится на базе ТГУ по результатам одноименного конкурса, целью которого является поддержка проектов социальной направленности учащейся молодежи через механизмы социального инвестирования. Участники презентуют проекты перед представителями бизнеса, власти, НКО, образовательных учреждений региона, а также студентами и школьниками города.

Интенсивная программа развития социальных проектов от проработки идеи до презентации конечного продукта «StartupSocial» позволяет участникам вывести свой проект на новый качественный уровень. Участники программы разрабатывают бизнес-модели своих проектов на мастер-классах приглашенных экспертов, осваивая такие компетенции, как, например, разработка дорожной карты и создание команды проекта.

Через ректорские гранты поддерживаются самые сложные, инновационные и значимые проекты, имеющие большой общественный отклик. Делается акцент на значимости для университета внеучебной деятельности. Конкурсный отбор молодежных инициатив проходит в ТГУ с 2015 года. Идеи участников касаются волонтерства, общественной жизни, досуга, спорта, творчества и других сфер. В случае победы автор инициативы получает финансово-административную поддержку вуза.

Студенческая биржа труда «UniProfi» создана на базе ТГУ в 2020 году при поддержке Минобрнауки РФ для содействия студентам, у которых за время пандемии ухудшилось финансовое состояние. Цель проекта – создание базы будущих профессионалов. Здесь собраны варианты временной занятости студентов. 

Всего было сформировано около 30 направлений. Задействовано 2,5 тыс. студентов из ТГУ и свыше 1,4 тыс. из других вузов Томска. Заключены более 10 тыс. договоров. Все университеты Томска – участники регионального проекта «Большой университет» – проявили заинтересованность к бирже и предоставляли вакансии. ТГУ координировал эту работу и являлся оператором проекта. 

В этом году университет запустил перезагрузку студенческой онлайн-биржи: свои вакансии смогут предлагать любые предприятия и учреждения. Платформа объединит студентов, Ассоциацию выпускников НИ ТГУ, центр прикладного анализа больших данных, проект «Цифровой сервис умного трудоустройства студентов и выпускников», центр содействия трудо­устройству выпускников НИ ТГУ, предприятия и компании города и области.

Кейс 5. Возможности для самореализации и развития.
Даем дорогу молодым!

1. Согласно поправке от 31 июля 2020 года к закону «Об образовании в РФ» ОПОП дополняется рабочей программой воспитания и календарным планом воспитательной работы. По каким направлениям будет модифицирована воспитательная работа в вузе?
2. В контексте молодежной политики первостепенным становится и развитие студенческого предпринимательства. Как в университете поддерживаются молодежные предпринимательские инициативы?

ВДОВИН Сергей Михайлович
ВДОВИН Сергей Михайлович
Ректор Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва

– (1) В первую очередь это упорядочение документации и, если для какой-либо образовательной организации необходимо, упорядочение деятельности.

Отмечу, что рекомендованные Минобрнауки РФ в методических указаниях направления воспитательной деятельности традиционно реализуются в нашем вузе. Это касается и таких уникальных направлений, как, например, интеллектуально-развивающая деятельность.

Мы восприняли эту поправку как импульс к совершенствованию воспитательного процесса и планируем внести ряд изменений. 

Проанализировав содержание воспитательной работы, увидели, что некоторые вопросы требуют детальной проработки и обсуждения с участием учёных, поскольку их решение базируется на знании фундаментальных оснований социальных, психологических, политических процессов. Тематика этих вопросов: семейные ценности и отношения, развитие правосознания и гражданской ответственности, профилактика экстремистской идеологии, СПИДа, наркомании, профессиональная этика, ресурсосбережение, экология, безопасное поведение в интернете (цифровая гигиена, корпоративная культура). 

Готовим предложения для преподавателей по модификации курсов соответствующих учебных дисциплин посредством введения тематических модулей. Здесь возможна разработка небольших социальных проектов, с которыми студенты могут участвовать в летней форумной кампании.

Также со следующего года вводим обязательную дисциплину для всех направлений подготовки «Основы проектной деятельности». Она будет включена в образовательную цепочку, завершением которой станет курсовая работа в формате проекта, а в отдельных случаях – выпускная квалификационная работа (проект) с широким участием наших студентов в мероприятиях платформы «Россия – страна возможностей». 

Определенные надежды связываем с освоением нашими студентами механизма управления проектом как необходимого навыка для развития карьеры. Карьерный старт можно обеспечить еще во время обучения, участвуя в таких всероссийских мероприятиях, как #Профстажировки.РФ 2.0, #Время карьеры, студенческая олимпиада «Я – профессионал», что тоже будет являться одной из задач нового курса.

Безусловно, мы должны отвечать на цифровые вызовы, и здесь есть несколько направлений, которые нужно планомерно развивать и использовать в воспитательных целях. Необходимо развивать факультетские сообщества и сообщества студенческих объединений в соцсетях, увеличивать вовлеченность участников в работу этих пабликов для создания позитивной повестки в молодежной среде. 

Нельзя оставить без внимания киберспорт – направление, стремительно набирающее популярность у молодежи. Так, в проводившемся на базе университета с 10 по 14 февраля турнире по киберспортивным играм CS:GO в первые же дни пожелали участвовать почти 200 наших студентов. Планируем организовывать такие соревнования для всех студентов республики, а затем и для школьников.

И далее будем уделять внимание развитию студенческого самоуправления и студенческих НКО, добровольчества. Именно во время обучения студенты должны сформировать социальные навыки, включая эмоциональный интеллект, умение выстраивать коммуникацию и ориентироваться в информационном пространстве, работать в команде, повысить скорость адаптации к среде, выработать навыки принимать решения в условиях неопределенности и изменений.

III Интеллектуальная олимпиада Приволжского федерального округа среди студентов «IQ ПФО» (март, 2018).

Медиашкола для НКО «SMMекалка» (февраль-март, 2020).

На базе МГУ им Н.П. Огарева открылась Фабрика процессов Республики Мордовия – учебная площадка, которая позволит на практике осваивать принципы и инструменты бережливого производства (март, 2020).

– (2) В университете всесторонне поддерживается развитие студенческих предпринимательских инициатив и создаются все возможные условия для формирования экосистемы молодежного предпринимательства, в которой молодые люди могут выбирать или апробировать первые бизнес-идеи, наращивать потенциал и находить единомышленников для создания и развития бизнес-команд и сообществ. 

Важно, что студенты имеют возможность создавать и развивать потребительский бизнес, инновационные и технологические стартапы. 

У мероприятий, которые помогают развивать такие условия, есть много интересных форматов, которые, на наш взгляд, приобрели заслуженную популярность. Например, бизнес-завтраки, спикерами которых выступили представители таких сфер бизнеса, как IT и программирование, консалтинг и технологии ведения переговоров, нанотехнологии и наноматериалы, архитектура и дизайн, пищевая промышленность, ресторанный и туристический бизнес, телекоммуникации, другие. Гости – руководители предприятий, известные предприниматели региона, бизнес-тренеры, PR- и HR- директора компаний, большинство из которых выпускники Мордовского госуниверситета, – знакомят со своими подходами в управлении бизнесом, консалтинге и продвижении, помогают участникам расширить видение, в том числе и в плане получения дополнительных компетенций с помощью классического и опционального бизнес-образования. 

Что касается опционального (факультативного) бизнес-образования, студенты могут выбирать – пойти учиться в школу бизнеса или школу социального предпринимательства университета. 

Школа социального предпринимательства – уникальный образовательный проект центра инноваций социальной сферы Республики Мордовия и МГУ им. Н.П. Огарёва. Направлен на приобретение слушателями систематизированных знаний об управлении социальными предприятиями, особенностях принятия решений в социальной сфере, оценке важнейших показателей деятельности организаций, создающих социальные блага. На сегодняшний день в регионе это единственная комплексная программа повышения квалификации для социальных предпринимателей и инициативных лиц, которые стремятся реализовать свои бизнес-проекты в социальной сфере. В университете немало молодёжи, занимающейся именно социальным проектированием, а не предпринимательством в чистом виде, и многим эта программа помогает коммерциализировать свои инициативы и при этом продолжать реализовывать социальную задачу.

Безусловно, для расширения взаимодействия с предпринимательским сообществом республики у вуза есть флагманские проекты, которые пользуются большой популярностью среди студентов уже давно. Один из таких – «ПромТур». Цель – ознакомление с потенциалом предприятий региона, установление взаимосвязей с перспективными вузовскими командами для совместного решения задач и коммерциализации разработок молодых инноваторов. 

В 2020 году в интеллектуальной олимпиаде Приволжского федерального округа «IQ ПФО» появилось новое направление – конкурс инженерных команд. На первый взгляд, состязание не имеет прямого отношения к развитию молодежного предпринимательства, однако практика показывает обратное. Задачи формируют передовые промышленные и инновационные предприятия округа, а регионы делегируют к участию своих представителей из числа студентов региональных вузов – междисциплинарную команду, в которую, как правило, входят инженеры, разработчики, экономисты и даже маркетологи. Таким образом, формируется некий прототип эффективной бизнес-команды, апробируются hard skills по решению технологической задачи и soft skills, с помощью которых участники выстраивают взаимодействие с кураторами от предприятий, взаимоотношения в команде, готовят выступление перед экспертной комиссией. Приобретаются и новые навыки по разработке бизнес-плана, презентации прототипа или прототипного решения, в области маркетинговых исследований. По итогам 2020 года команда МГУ им. Н.П. Огарёва заняла первое место.

Традиционное, но очень популярное мероприятие в университете – проводимый совместно с Фондом содействия инновациям конкурс «У.М.Н.И.К.». Интересно, что ежегодно для участия в отборочном этапе подается более 300 зая­вок: в среднем – свыше 13 заявок на одно победное место.

Также значительный вклад в развитие предпринимательской среды вносит программа «Старт», направленная на создание новых и поддержку существующих малых инновационных предприятий. Эти МИП находятся в начальной стадии развития, их цель – разработать и освоить производство новой продукции, технологии или услуги с использованием результатов собственных научно-технических и технологических исследований, имеющих значительный потенциал коммерциализации.

Абсолютной студенческой инициативой стало создание в составе студенческого совета университета нового направления, а именно сектора по развитию и поддержке предпринимательства. В перспективе – создание студенческого бизнес-клуба с участниками вузовского акселератора предпринимательских проектов или школы бизнеса. Получить возможное финансирование на запуск бизнеса огарёвцы смогут в Фонде предпосевных (венчурных) инвестиций высших учебных заведений. Речь идёт о реализуемых в течение многих лет на базе вуза проектах, которые сейчас находятся в стадии перезагрузки и готовятся к масштабному запуску. 

К слову, с этими идеями сотрудники и студенты вуза вошли в топ-100 форума «Сильные идеи для нового времени – 2020» по направлениям «Новая молодежная повестка» – проект «Студенческий бизнес-клуб» (субтрек «Акселерация проектов и популяризация предпринимательства»); «Современная экономика» – проект «Фонд предпосевных (венчурных) инвестиций высших учебных заведений» (субтрек «Инвестиции») и «Новые компетенции» – проект «Бизнес-акселератор для лиц старшего возраста «50+» (субтрек «Практическая подготовка для роста экономики и дохода граждан»).

Важно рассказать, что МГУ им. Н.П. Огарёва готовится к открытию первой в регионе Точки кипения АСИ на своей базе. Ключевые вопросы повестки проекта – молодежное предпринимательство, наставничество и развитие наставнических практик и человеческого капитала.

Студенты университета традиционно принимают участие в форумной кампании – их неизменно интересует смена «Мой бизнес» молодежного форума ПФО «iВолга».

Турнир по киберспортивным играм СS:GO (февраль, 2021).

ЛУКОВ Евгений Викторович
ЛУКОВ Евгений Викторович
Проректор по образовательной деятельности Национального исследовательского Томского государственного университета
СУХАНОВА Елена Анатольевна
СУХАНОВА Елена Анатольевна
Заместитель проректора по образовательной деятельности, директор института образования Национального исследовательского Томского государственного университета

– (1) В ТГУ достаточно много форм воспитательной работы по разным направлениям. Студенты вовлечены в самоуправление, проекты социальной и патриотической направленности. Заняты волонтёрской деятельностью, в том числе работают со школьниками. 

Пандемия высветила особую задачу – создать условия для овладения студентом навыками самоорганизации, самостоятельного обучения. Очень важно, чтобы обучающийся был заинтересован в своём образовательном движении, планировал профессиональный рост, видел перспективы. Выполненное ТГУ в кооперации с 12 ведущими университетами страны исследование «Высшее образование в условиях пандемии и после нее: вызовы и возможности» по госзаданию Минобрнауки РФ показало, что наибольшие проблемы с обучением, потеря мотивации, социальная дезорганизация возникали у студентов без навыков самоопределения, самоорганизации, самонавигации и самообразования. Считаем, что этот аспект также является важной частью воспитательной работы, определяющей успешность молодого человека, его социальную и личностную самореализацию. 

С 1 сентября 2021 года под решение названной задачи запустим вторую итерацию специального онлайн-курса «Погружение первокурсников в университетскую среду». Большое внимание будет уделено актуализации и развитию так называемых self-компетенций.

БЕЛЯКОВ Константин Олегович
БЕЛЯКОВ Константин Олегович
Советник ректората Национального исследовательского Томского государственного университета

– (2) Одной из задач ТГУ как университета 3.0 является формирование предпринимательского мышления студентов и выпуск специалистов-предпринимателей и управленцев. С этой целью создана инфраструктура для развития навыков предпринимательства, постоянно улучшается и совершенствуется внутренняя система поддержки предпринимательского трека и внешней экосистемы, бизнес-экосистемы, поддерживающей предпринимательские инициативы студентов и сотрудников университета.

Благодаря решению ректората о дополнении содержания дисциплин экономического профиля бизнес-составляющими компонентами в предпринимательский трек вовлечены фактически 100% студентов. Будучи основоположником высшего экономического образования Сибири, ТГУ реализует программный принцип управления образовательной деятельностью. Цель такого подхода – ориентация в подготовке востребованных специалистов на потребности рынка труда, работодателей и студентов, а также на постоянные улучшения и обновление образовательных программ. Чтобы более гибко реагировать на изменения рынка труда, созданы советы образовательных программ с участием представителей академического сообщества, бизнеса и органов госуправления. 

Взаимодействие с бизнесом и промышленными партнерами обеспечивает управление инновациями в сфере науки, техники и технологий. Структура выявляет конкурентоспособные и коммерчески значимые результаты интеллектуальной деятельности университета, занимается вопросами их правовой защиты. В свою очередь, научно-инжиниринговый центр и бизнес-инкубатор решают задачи развития малых предприятий на основе предпринимательских стартапов сотрудников и студентов вуза. 

ТГУ инициирует и задает темп создания экосистемы и бизнес-экосистемы, позволяющих студенту получить основы бизнес-образования; участвовать в мероприятиях вовлечения, акселерации, формирования команд и проектных команд, стартап-проектов, доводить идеи до стадии коммерческих проектов или разработки концептов продуктов.

Системный подход и понимание целей сформированной экосистемы как составляющих спирали развития социума сильно отличает ТГУ в среде предпринимательско-ориентированных университетов страны.

Студенты ТГУ вовлечены в самоуправление, проекты социальной и патриотической направленности.

СМЕТАНОВА Юлия Валерьевна
СМЕТАНОВА Юлия Валерьевна
Директор молодежного центра Национального исследовательского Томского государственного университета

– (2) Реализуемая в ТГУ технология формирования предпринимательских компетенций и организации системы поддержки опирается на исследования, подтверждающие, что предпринимательское мышление развивается по тем же механизмам и с применением тех же социально-психологических и институциональных форм поддержки, что и развитие потенциала талантливой молодежи в целом.

Молодежный центр научного управления осуществляет сервисную поддержку талантливой молодежи и организацию системы поддержки и вовлечения студентов в научно-исследовательскую и инновационную активность на факультетах и в институтах ТГУ. Согласно данным упомянутых выше исследований, инновационная и предпринимательская активность формируется посредством тех же механизмов социально-психо­логической поддержки и сопровождения, что и поддержка талантливой научно-ориентированной молодежи в целом. Эти механизмы воплощены в рамках внедряемой подразделением системы сопровождения, а также ряда тьюторских программ сотрудников.

Управление инновациями в сфере науки, техники и технологий участвует в организации мероприятий по программе «У.М.Н.И.К.» Фонда содействия инновациям. Год от года в университете растет количество победителей этого конкурса – как в количественном, так и в процентном соотношении от общей квоты, выделенной фондом для Томской области. Это говорит не только о налаженной в ТГУ работе по развитию технологического предпринимательства, но и высоком качестве представляемых университетом проектов на региональный отборочный тур и отборочные площадки программы «Цифровая экономика РФ».

С 2019 года ТГУ реализует программу «Стартап как диплом» совместно с крупнейшим технопарком страны «Техноспарк». Отбор проводится в формате деловой игры «Построй компанию. Продай компанию», а победители получают возможность побороться за стажировку в роли исполнительного директора технологического стартапа.

Предпринимательский трек (ТГУ).

21.06.2021
Наверх