Аккредитация в дистанционном формате

Аккредитация в дистанционном формате

Репортаж с заседания Нацаккредсовета

Накануне новогодних каникул состоялось очередное заседание Национального аккредитационного совета. Одобрены результаты экспертиз, проведенных в ряде российских вузов, аккредитован целый ряд образовательных программ. Лишь в одном случае эксперты смогли выехать непосредственно в учебное заведение, остальные – проводились в дистанционном формате из-за вновь введенных ограничений, связанных с пандемией коронавируса. Хотя изначально возможности этого формата казались ограниченными, практика показала обратное: в целом эксперты, занятые прошлой осенью в мероприятиях по оценке вузов, остались довольны.
Виктор БОЛОТОВ
Виктор БОЛОТОВ
Председатель Национального аккредитационного совета, научный руководитель центра психометрики и измерений в образовании, член ученого совета НИУ ВШЭ
НАВОДНОВ Владимир Григорьевич
НАВОДНОВ Владимир Григорьевич
Член Гильдии экспертов в сфере профессионального образования, директор Национального центра профессионально-общественной аккредитации, доктор технических наук, профессор
КОРОТКОВ Петр Анатольевич
КОРОТКОВ Петр Анатольевич
Начальник отдела аккредитации Нацаккредцентра

Обновление стандартов

Председатель Национального аккредитационного совета Виктор Болотов начал онлайн-заседание с представления двух новых коллег: начальника управления правового обеспечения аппарата президиума Российской академии наук Виктора Бойко и президента Московского стоматологического университета им. А.И. Евдокимова Николая Ющука.
Перед обсуждением программ, представленных на профессионально-общественную аккредитацию по результатам проведенных экспертиз, выступил директор Национального центра профессионально-общественной аккредитации Владимир Наводнов, рассказавший о работе по созданию агрегатора независимой оценки высшего образования и обновленном портале best‑edu.ru, на котором отражены все эти оценки.
Также экспертам представили обновленные стандарты профессионально-общественной аккредитации, которые намерен использовать в своей работе Нацаккредцентр. Об этом говорилось в выступлении начальника отдела аккредитации Нацаккредцентра Петра Короткова, подчеркнувшего, что обновление стандартов обусловлено несколькими причинами.
Во-первых, так Нацаккредцентр выполнил поручение совета разработать стандарты для оценивания образовательных программ аспирантуры. Во-вторых, эксперты в рамках обратной связи неоднократно просили разработчиков рассмотреть вопрос об объединении близких стандартов, потому что, с их точки зрения, десять стандартов – слишком много для процедуры оценивания. В-третьих, к обновлению стандартов подтолкнула трансформация высшего образования, ускорившаяся из-за пандемии. Так, образовательные организации массово стали использовать дистанционный формат обучения, и это, конечно, должны отражать стандарты аккредитации.

Что меняется?

Нацаккредцентр объединил ряд стандартов: например, 7 и 8, относящиеся к информиро­ванию сотрудников и информированию общественности. Появился один – «Использование информации для управления образовательными программами и информирование общественности». Также слились стандарты 9 и 10, касающиеся внутренней оценки качества образовательных программ и внешней. Единый стандарт посвящен оценке образовательных программ в целом. Появился и новый стандарт – его пока называют опциональным, – который должен служить для оценки гарантии качества образования в дистанционном формате. Предполагается, что в оценке вузов он будет применяться, как оговорился П. Коротков, «наверное, не всегда».
Разработчики внесли качественные изменения в большинство стандартов аккредитации. В качестве примера был представлен такой как «Студентоцентрированное обучение и процеду­ры оценивания», демонстрирующий в целом подход к доработке стандартов. К его базовой части дополнительно ввели критерии для оценки программ аспирантуры. В случае с рассмотренным стандартом – критерий защиты диссертации в срок, а также публикационная и научная активность обучающихся. В таком ключе переработано большинство стандартов.
Дополнительный стандарт введен на основе европейского опыта и рекомендаций ENQA по гарантии качества электронного обучения. Стратегия развития образовательной организации должна отражать роль электронного обу­чения, дистанционного образования, а техническая инфраструктура вуза – обеспечивать доступность этой формы. Помимо этого, должно быть налажено системное сопровождение учебного процесса как для преподавателей, так и для студентов – чтобы они могли пользоваться этой инфраструктурой.

Хиллар БАУМАН
Хиллар БАУМАН
Член Национального аккреционного совета, секретарь Совета по оценке качества образования Эстонии, эксперт по высшему образованию Эстонского агентства качества высшего образования (EKKA)
ЗИМА Елена Алексеевна
ЗИМА Елена Алексеевна
Директор центра качества образования Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого
ДУРНОВА Наталья Анатольевна
ДУРНОВА Наталья Анатольевна
Декан фармацевтического факультета Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского, доктор биологических наук

Слово – рецензентам

Разработанный проект стандартов разослали членам Нацаккредсовета с просьбой предоставить рекомендации и предложения. На онлайн-заседании предоставили слово наиболее активным участникам обсуждения.

Одним из своеобразных рецензентов стандартов выступил секретарь Совета по оценке качества высшего образования Эстонии, эксперт по высшему образованию Эстонского агентства качества высшего образования (EKKA) Хилар Бауман. Ранее перед коллегами он неоднократно поднимал вопрос о необходимости разработать критерии оценки программ аспирантуры. Теперь порадовался, что к его мнению прислушались. Ознакомившись с дополнительными критериями для программ аспирантуры, Х. Бауман внес несколько предложений, воспользовавшись опытом Эстонии:

– По образовательным программам хорошо бы дополнить стандарт критерием относительно навыков, которые должны быть у аспиранта или будущего кандидата наук – помимо того, что он умеет работать как ученый. Важно понимать, что образовательная программа аспирантуры позволяет получать такие «мягкие навыки», как руководство работой в команде, работа в качестве преподавателя, а также владение иностранными языками для взаимодействия с международной научной средой.
– Если бы ваши предложения учли при государственной аккредитации, ни одна российская аспирантура не получила бы ее, – пошутил В. Болотов. – Но постановка вопроса правильная.

По мнению второго рецензента – директора центра качества образования Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Елены Зима, – стандарты стали более логичными. Она предложила «мягкие навыки», так называемые soft skills, добавить не только аспирантам, а вообще всем обучающимся на уровне высшего образования. Это сейчас в тренде, и важно понимать, какие усилия образовательной организации направлены именно на данный аспект подготовки.

– Я предлагала добавить в критерии по кадрам экспертную деятельность научных руководителей за стенами образовательной организации, – поделилась Е. Зима. – Например, при научном рецензировании в ведущих журналах, которые входят в базу Scopus и Web of Science. Это некое внешнее признание научного потенциала руководителя или научной школы, которую он представляет.

Поправки, внесенные в стандарты, члены Нацаккредсовета приняли за основу. При этом секретарь совета Галина Мотова подчеркнула, что стандарты будут постепенно введены только после одобрения и только для тех вузов, которые подадут заявления на аккредитацию с февраля 2021 года.

 

Высшие оценки

Основная часть заседания Нацаккредсовета была посвящена аккредитации. И в первую очередь эксперты рассмотрели результаты изучения вузов в рамках самой престижной аккредитации – международной, проведенной совместно с Центром по оценке высшего образования Минобразования Китайской Народной Республики (HEEC). Свои программы на эту аккредитацию представил Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, в котором в октябре прошлого года прошла дистанционная экспертиза. Как отметила Г. Мотова, экспертиза планировалась смешанная: она должна была проходить со стороны российских экспертов очно, а со стороны партнеров из Китая – дистанционно. Буквально за два дня до выезда комиссии из-за ограничений, связанных с пандемией, Сеченовский университет был вынужден отказать экспертам в очном приеме. Поэтому экспертизу проводили дистанционно. Облегчало задачу то, что этот именитый вуз большинство экспертов знает неплохо, поэтому процедура прошла продуктивно.

На аккредитацию «сеченовка» представила два кластера программ. Первый – «Лечебное дело», «Стоматология», «Общественное здравоохранение», «Медицинская биохимия» и «Педиатрия». Экспертная комиссия состояла из российских и китайских партнеров, а председательствовала доктор наук, профессор Школы общественного здравоохранения Института экологической медицины Пекинского университета Хуанг Вэй.

Кластер образовательных программ полностью соответствовал всем стандартам. Не удивительно, что экспертная комиссия поставила высокие оценки, ведь Сеченовский университет является одним из лидеров российского медицинского образования.

Высокую оценку вузу дал и впервые участвовавший в заседании председатель ассоциации ректоров медицинских вузов Николай Ющук, подтвердивший, что оценки экспертов соответствуют реальному положению дел.

Второй кластер программ («Фармация» и «Промышленная фармация»), представленный университетом к международной аккредитации, заработал самые высокие оценки почти по всем стандартам, кроме одного – «Информирование общественности», – показавшего существенное соответствие. Экспертную комиссию возглавляла доктор наук, профессор Школы фармации Фуданьского университета Джан Сюмэй. Комментировать же работу снова пришлось заместителю – доктору биологических наук, декану фармацевтического факультета Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского Наталье Дурновой. Она отметила высокий уровень преподавания, практически все по всем критериям получили лучшие оценки. По мнению Н. Дурновой, рассмотренные программы имеют ярко выраженный практико-ориентированный и междисциплинарный характер и созданы с учетом мнений заинтересованных сторон. В вузе созданы все условия для их реализации, и комиссия была очень впечатлена материально-технической базой, которая постоянно пополняется высокотехнологичным оборудованием. Для реализации программ привлекаются высокопрофессиональные кадры – российские и зарубежные. Также эксперты отметили успешность выпускников как важный показатель качества. На высоком уровне проходит международное сотрудничество, проявляющееся не только в привлечении зарубежных специалистов, но и в организации международных стажировок. Студенты высказали комиссии пожелания, чтобы таких стажировок появилось еще больше, чтобы учащихся привлекали к научным исследованиям с первых курсов.

БОГУСЛАВСКАЯ Вера Васильевна
БОГУСЛАВСКАЯ Вера Васильевна
Профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации филологического факультета Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, доктор филологических наук
Пеэтер НОРМАК
Пеэтер НОРМАК
Директор Школы цифровых технологий Таллиннского университета, профессор
АРЯБКИНА Ирина Валентиновна
АРЯБКИНА Ирина Валентиновна
Профессор кафедры методики начального образования Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, доктор педагогических наук

Были строгими

Национальный исследовательский Томский государственный университет вышел на профессионально-общественную аккредитацию со своими программами не впервые. В этот раз на суд экспертов были выведены программы «Филология» и «Издательское дело». Комиссия включала российских и китайских экспертов, возглавляла ее доктор наук, президент Даляньского университета иностранных языков Лю Хун. Эксперты признали кластер по шести стандартам полностью соответствующим, по четырем – существенно соответствующим.

Своим впечатлением о работе в вузе поделилась доктор филологических наук, профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации филологического факультета Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Вера Богуславская, представлявшая в комиссии интересы профессионального сообщества. Она отметила «высочайший уровень мировоззрения – профессионального, научного и фундаментального – выпускников,
обуча­ющихся и молодых преподавателей». Эксперт также высказалась об исключительном профессиональном потенциале коллег, мотивированности научных и педагогических кадров к личностному и профессиональному росту.

– Наверное, в ряде моментов мы были достаточно строгими, – призналась В. Богуславская. – Обратили внимание на то, что стратегически абсолютно все выстроено, документально закреп­лено. Однако, как нам показалось, правильно сформулированная стратегия, которую утверждают на высоком уровне управления университетом, дает возможность преподавателям не только участвовать в ее реализации, но иногда и расслабиться. Не обнаружили явной взаимосвязи между сообществом, преподавателями и работодателями, необходимой для того, чтобы вносить изменения по итогам мониторинга реализации программ. Мы рекомендовали сделать так, чтобы каждая группа реально участвовала в повышении качества образовательных программ. Поставленные нами оценки нисколько не снижают уровня проводимой работы. Кстати, китайские эксперты, оценивая эту работу, сами предложили представителям вуза сотрудничество на перспективу. Такая инициатива – тоже очень высокая оценка для университета.

 

Объективное представление

Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта представил на международную профессионально-общественную аккредитацию два кластера программ. В первом были магистерские программы «Химия» и «Биология». По девяти стандартам они показали полное соответствие, и по одному – «Прием, поддержка академических достижений и выпуск студентов» – существенное. Председатель экспертной комиссии, доктор наук, профессор, директор Словенского агентства гарантии качества образования SQAA Иван Лебан подметил, что эти программы в условиях пандемии очень популярны.

Другой кластер магистерских программ «Прикладная математика и информатика» и «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» по девяти стандартам признан существенно соответствующим и по одному – частично. Председатель комиссии – профессор, директор Школы цифровых технологий Таллиннского университета Пеэтер Нормак – объяснил, что эксперты договорились ставить максимальные оценки только тогда, когда все критерии будут на высшем уровне. Поэтому итоговые получились не самыми высокими.

– Я принимал участие в аккредитации образовательных программ Балтийского федерального университета в 2012 году, – вспомнил П. Нормак. – Прогресс очевиден. Тогда соответствовали лишь частично более половины стандартов. На этот раз лишь один стандарт – «Мониторинг и оценка образовательных программ» получил такую оценку. Хотя наша комиссия работала в Zoom, двое ее членов из Калининграда имели представление об инфра­структуре вуза. Она действительно на хорошем уровне. Также я хотел бы выделить стратегический подход к развитию университета, который основан на сотрудничестве и потребностях развития региона. С этой целью налажено тесное международное сотрудничество и сотрудничество с работодателями. Если в 2012 году преподаватели с трудом общались с комиссией на английском языке, то сейчас университет ориен­тирован на взаимодействие с западными университетами, с которыми у него довольно большое количество совместных проектов, и поэтому уровень английского у преподавателей стал хорошим.

Оценивая дистанционную форму аккредитации, П. Нормак подчеркнул, что эксперты получили довольно объективное представление о процессах, происходящих в университете.

 

В собственном соку

Первыми в рамках профессионально-общественной аккредитации без участия зарубежных экспертов были рассмотрены программы Алтайского государственного института культуры – дистанционная экспертиза в котором прошла в октябре 2020 года – «Народная художественная культура» и «Социально-культурная деятельность». Комиссия поставила по шести стандартам полное соответствие, по четырем – существенное.

О вузе рассказала заместитель председателя комиссии, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики начального образования Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова Ирина Арябкина. Ранее она неоднократно участвовала в аккредитационных мероприятиях Рособрнадзора, о новом опыте – отозвалась как о замечательном:

– Было очень сложно готовиться к аккредитации именно в удаленном формате, поскольку это творческий вуз со своей спецификой. Сложности компенсировались, на наш взгляд, высочайшим уровнем организации со стороны вуза. Мы увидели сплоченность абсолютно всех групп, с которыми общались: от обучающихся до работодателей. Администрация, преподаватели почти в полном составе были открыты к общению. Безусловно, для полноты впечатления желательно бы воочию увидеть результаты творческой деятельности студентов, их подготовку, но высокий уровень организации мероприятий позволил нам составить хорошее впечатление по критериям всех десяти стандартов. Безусловным плюсом было то, что вуз творческой направленности вышел на такой уровень профессионально-общественной аккредитации. Это серьезный шаг, что достойно уважения само по себе.

В 2017 году, как рассказала И. Арябкина, по инициативе университета создано Содружество азиатских учреждений образования в сфере культуры, объединившее 5 российских и 5 зару­бежных вузов. Это позволило университету расширить международные контакты и позиционировать себя в регионе как социокультурный центр. Но нацеленность только на азиатские страны эксперты признали недостатком. Это им сразу бросилось в глаза, как и недостаточные контакты с крупнейшими вузами России «культурной» направленности. Недостаточный контакт с ведущими вузами повлек за собой некоторые сложности для дальнейшего стратегического развития вуза, который, по сути, варится в собственном соку. На этот счет эксперты дали Алтайскому университету необходимые рекомендации.

ТАРАСОВ Алексей Сергеевич
ТАРАСОВ Алексей Сергеевич
Начальник отдела комплексного мониторинга плодородия почв Государственного центра агрохимической службы «Ростовский», бывший проректор Донского государственного аграрного университета, доктор экономических наук, доцент
МОТОВА Галина Николаевна
МОТОВА Галина Николаевна
Заместитель директора Национального центра профессионально-общественной аккредитации (Нацаккредцентра), доктор педагогических наук, профессор
АРЖАНОВА Ирина Вадимовна
АРЖАНОВА Ирина Вадимовна
Член Национального аккредитационного совета, исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров, лауреат премии Правительства РФ области образования

Позитивное впечатление

Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова второй раз аккредитовала свои программы. И в осеннюю аккредсессию являлась единственным вузом, в котором экспертиза проходила очно. Это было в сентябре, когда ситуация еще позволяла принять экспертов. На аккредитацию представили кластер программ «Землеустройство и кадастры», «Геодезия и дистанционное зондирование» и «Землеустройство». По девяти стандартам они показали полное соответствие, по одному – «Преподавательский состав» – сущест­венное.

Председатель комиссии, доктор экономических наук, доцент, начальник отдела комплексного мониторинга плодородия почв Государственного центра агрохимической службы «Ростовский», бывший проректор Донского госу­дарственного аграрного университета Алексей Тарасов отметил, что во время работы эксперты исходили из того, что это аграрный вуз, расположенный на территории, удаленной от других крупных образовательных центров. При подобных обстоятельствах собрать творческий преподавательский коллектив достаточно сложно.

– Сейчас, наверное, не осталось таких вузов, в которых нет программ «Кадастр» и «Землеустройство», – рассуждает А. Тарасов. – При этом на должности преподавателей и заведующих кафедрами ставят людей, которые далеки от специальности по своей предыдущей деятельности. В этом вузе весь преподавательский состав – свои же выпускники. Это хорошо, что они имеют базовое образование, определенный производственный и научный опыт, но из-за малого количества диссертационных советов выпускники вынуждены защищаться не по кадастровой и землеустроительной тематикам. Хотя даже публикации у них по профилю. Из общения чувствовалось их желание работать, но за то, что они защищали непрофильные диссертации, мы снизили оценку по этому критерию. У коллег есть стремление и потенциал, и они в силу сравнительно молодого возраста еще могут себя показать и в науке, и профессиональном росте. В целом осталось очень позитивное впечатление о вузе.

 

«Мы справились!»

В завершение заседания Национального аккредитационного совета выступил директор Нацаккредцентра Владимир Наводнов, которого попросили рассказать о планах на грядущие полгода. Оказалось, что во время пандемии число вузов, пожелавших пройти профессионально-общественную аккредитацию, стало больше, а не снизилось, как поначалу предполагали. Наибольшим спросом пользуется международная аккредитация. Материалы вузов, прошедших внешнюю экспертизу, решили рассмотреть на дополнительном заседании Нацаккредсовета в феврале.

Председатель В. Болотов попросил экспертов подготовить к следующему заседанию справку о плюсах и минусах, а также рисках проведения аккредитации в дистанционном формате. Заместитель директора Нацаккредцентра Г. Мотова поделилась результатами изучения достоинств и недостатков нового способа работы:

– Дистанционный формат не легче для прохождения аккредитации: ни для вуза, ни для аккредитационного агентства. Дело в том, что, если в очном формате приоритетом является квалификация экспертов, их значимость в научной и образовательной среде, то при работе экспертов в дистанционном формате необходимы цифровые компетенции, навыки работы с интернет-платформами и умение быстро сориен­тироваться. Однако в этих условиях мы имеем уникальную возможность приглашать экспертов из любой части России и зарубежья.

Исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Ирина Аржанова вспомнила, как в самом начале пандемии распространилось особое мнение по поводу перспектив дистанционной формы аккредитации.

– Сегодня я услышала только позитивные комментарии, причем и российских, и зарубежных экспертов, – резюмировала И. Аржанова. – Мы справились. Считая сегодняшнюю ситуацию не ситуационной, а формирующей тренды, которые останутся, необходимо готовиться к оценке программ онлайн. Мне кажется, это очень хороший вектор развития.

Коллегу поддержал репликой В. Болотов:
– Сто процентов – будут смешанные программы. Никуда не денемся от этого.

Значит, стандартам предстоят обновления.

 

Публикацию подготовил Алексей БАТАНОВ.

21.06.2021
Наверх