Онлайн-обучение: от вынужденной модели к идеальной

Онлайн-обучение: от вынужденной модели к идеальной

Пандемия коронавируса внесла жест­кие коррективы в повестку дня российской системы среднего профессионального образования. Здесь, как и на других уровнях, вопрос внедрения дистанционных технологий превратился в тему номер один. В силу того, что СПО традиционно опирается на практические занятия, широко внедрять дистант (и вообще цифровые технологии) в деятельность российских ссузов не торопились. Однако в условиях режима самоизоляции значительная часть колледжей все же смогла оперативно перестроить свою работу в дистанционный формат, и самые продвинутые из них не бросили в беде «догоняющих» коллег, тут же начав делиться с ними своими наработками. Этой актуальной теме было посвящено расширенное заседание президиума Союза директоров ссузов России, прошедшее онлайн в начале апреля и собравшее более 800 участников из 83 российских регионов.

Коронавирус придал ускорение

Если б не свирепствующий коронавирус и неминуемо надвигающееся окончание учебного года, можно было бы пафосно сказать, что участники онлайн-совещания Союза директоров ссузов России вырабатывали идеальную модель дистанционного обучения в СПО. Однако в ситуации форс-мажора не до оттачивания идеальных деталей и пропорций. И в условиях, когда жареный петух клюнул по всей системе отечественного образования, лидеры российского СПО практически в пожарном режиме приступили к переводу деятельности возглавляемых ими ссузов на дистанционные рельсы. К чести системы, дистанционную форму обучения в начале апреля сумели организовать в более чем 92% российских колледжей. Как отметила директор Департамента госполитики в сфере проф­образования и опережающей подготовки кадров Минпросвещения РФ Алла Кузнецова, на момент проведения совещания дистанционная форма обучения была частично организована только в Брянской и Владимирской областях. Правда, имелись регионы, где наладить ее даже в минимально необходимом объеме не удалось: в Карелии, Коми, Дагестане, Кировской области и Алтайском крае. Из-за этого на нежданных каникулах оказались более 1,5 тыс. студентов.

Может быть, так произошло потому, что вузы давно пытались внедрять элементы дистанционного образования, но вот систему СПО из-за прикладной специфики оно очень долгое время обходило стороной. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: введение режима самоизоляции в российских регионах заставило образовательные учреждения всех уровней спешно осваивать новый формат обучения. В связи с этим, подчеркнула А. Кузнецова, задачи, которые до сего времени не выглядели как первоочередные, теперь оказались на острие: по организации удаленного обучения, сохранению сроков подготовки и качества обучения, а также аттестации в новых условиях.

Тем не менее глава министерского департамента обратила внимание коллег на то, что в сложившейся ситуации важно рассматривать и фокусироваться не только на вынужденной, то есть продиктованной нынешними обстоятельствами модели деятельности, но и обязательно продумывать и выстраивать идеальную для организации удаленного обучения. Ведь это одна из магистральных линий развития образования вообще, в том числе системы профессионального образования: для повышения его мобильности и качества персонифицированных образовательных программ. СПО все равно пришлось бы двигаться в этом направлении, и форс-мажорная ситуация просто придала этому процессу ускорение.

Возможность для прорыва

Система очутилась перед вопросом о том, искать ли каждому колледжу свою платформу или сообща создавать какие-то общие ресурсы. Если все будут работать обособленно, это неминуемо приведет к расходованию людских и материальных ресурсов. Такой вариант с экономической точки зрения нецелесообразен. Поэтому важнее найти системное решение. Для этого Минпросвещения РФ заключило соглашение на разработку обобщенной модели организации удаленного обучения, в соответствии с которой колледжи смогут выстраивать свои дальнейшие действия. Пока же им предложили систему вебинаров для сопровождения работы. Подбадривая участников, А. Кузнецова, таким образом, обозначила две стороны возникшей ситуации. Одна из них принесла неожиданные проблемы, а другая, напротив, дает возможность для прорывного развития удаленного образования в СПО.

Вступивший в разговор директор московского филиала Межрегионального института повышения квалификации специалистов профобразования Алексей Овчинников рассказал о том, что Минпросвещения РФ с первых минут стало помогать системе среднего профессионального образования, чтобы та справилась с совершенно необычной ситуацией. «Это подлинный вызов для системы СПО, с точки зрения ее быстрой перестройки», – считает А. Овчинников. На базе Межрегионального института повышения квалификации была создана горячая линия по среднему профессиональному образованию, на которую буквально посыпались вопросы о социальной защищенности студентов, введении противоэпидемических мероприятий, социальном обеспечении студентов, оставшихся без попечения родителей, и многие другие. Помимо этого, в МИПК для колледжей собрали лучшие региональные практики, назначили обучающие вебинары.

Выступающий призвал коллег рационально подходить к решению других серьезных задач в системе среднего профобразования. Нужно ли, например, отказываться от практики в сельскохозяйственном колледже, расположенном в удаленном районе, где совершенно спокойная эпидемиологическая обстановка, где нет ни одного заболевшего, где небольшие населенные пункты, в которых довольно легко отследить всех, кто может быть источником заражения? Здесь, уверен А. Овчинников, вводить жесткие ограничения на производственную практику надо очень взвешенно, поскольку студенты работают на комбайнах, находятся в кабине по одному и ни с кем не контактируют.

– Обращаюсь к разным регионам, – продолжил А. Овчинников. – Учитывая вашу эпидемиологическую обстановку, посмотрите, если есть возможность, не продлевайте сроки обучения и выйдите на установленные даты проведения государственной итоговой аттестации. Постарайтесь не порождать массу финансовых организационно-нормативных сложностей, с которыми может быть связано решение о продлении обучения. Мы понимаем, что в системе СПО невозможно все перевести в дистанционный формат: безусловно, дети должны научиться работать руками. В условиях сложной обстановки давайте думать о том, каким образом мы можем организовать практику, чтобы этот компонент не был потерян.
В свою очередь, Минпросвещения РФ пообещало тесно работать с регионами, чтобы не продлевать сроки подготовки и за счет различных механизмов своевременно выйти на сроки государственной итоговой аттестации. Это непросто. Для выполнения требований региональных властей в условиях самоизоляции колледжам также предоставили типовые рекомендации.

Алла КУЗНЕЦОВА
Алла КУЗНЕЦОВА
Директор Департамента госполитики в сфере проф­образования и опережающей подготовки кадров Минпросвещения РФ
Алексей ОВЧИННИКОВ
Алексей ОВЧИННИКОВ
Директор московского филиала Межрегионального института повышения квалификации специалистов профобразования

Проблемные ситуации

Замдиректора Федерального института развития образования РАНХиГС Светлана Осадчева проинформировала участников заседания о реализации проекта «Мобильный колледж России» и рассказала об интернет-ресурсах, на которых можно получить информацию о переходе на дистанционную работу.

Самым серьезным вызовом в этих условиях С. Осадчева назвала отсутствие у ссузов необходимых технических средств для организации дистанта. Среди основных вопросов, с которыми приходится сталкиваться колледжам, она также выделила отсутствие мотивации у студентов: увы, старыми педагогическими методами и способами мотивировать студента к обучению на расстоянии оказывается сложно. Опыт в решении этой проблемы еще только нарабатывается.

Другой важный вопрос возник относительно экспертизы разрабатываемых онлайн-курсов.
– К лету мы обязательно должны перейти в формат работы с ФУМО, – предложила С. Осадчева. – Необходимо инициировать вопрос о требованиях к онлайн-курсам, о том, как эту работу выстроить, потому что у нас разные ФУМО. На нашем семинаре в конце марта коллеги спрашивали, например, о том, как в этой ситуации поступать хоровому училищу? А у кого-то вообще станки... Прелесть СПО в том, что мы очень разные, и я очень надеюсь, что ФУМО не останется в стороне.

Еще проблемная ситуация: многие директора не знают, что делать с тарификацией преподавателей с учетом того, что не все сотрудники задействованы в дистанционном образовании. Со своей стороны и преподаватели столкнулись с неожиданным, на первый взгляд, эффектом применения дистанционных технологий:

– Опыт двух недель показал, что перевод на дистанционные образовательные технологии не снижает нагрузку на преподавателя, а только увеличивает, причем довольно существенно, – прокомментировал А. Овчинников. – В данном случае в большинстве колледжей преподаватель имеет обратную связь с каждым из студентов своих групп, что не всегда бывает в оффлайн. Онлайн – с точки зрения самостоятельной работы, ответов на тесты, контроля прохождения разных предметов – отзывается существенным ростом нагрузки на преподавателей. Руководителям образовательных организаций надо помнить о том, что их сотрудники сейчас работают в форс-мажорном, ненормированном режиме. Один из московских колледжей прислал результаты опроса своих преподавателей о том, какие инструменты они используют в работе. Это и электронная почта, и WhatsApp, и ВКонтакте, и YouTube, и Skype, и Telegram. Действительно существенная нагрузка, что, безусловно, требует от преподавателя грамотного планирования своего дня, работая в формате дистанционного обучения.

Для особых случаев

Ведущий научный сотрудник НИЦ профобразования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Игорь Сергеев рассказал о результатах годичной работы по направлению «Цифровая дидактика» с 22 экспериментальными площадками на территории 15 субъектов России. Ряд моментов, с которыми система СПО столкнулась только во время атаки коронавируса, в ходе эксперимента был выявлен несколько раньше. Мало того, исследователи выяснили, что многие из них органически свойственны дистанционному обучению и на данном этапе неустранимы.

– Мы поняли, что у системы онлайн-обучения есть две линии, – пояснил И. Сергеев. – Это дистанционное обучение, которое предполагает только удаленку, и смешанное, предполагающее сочетание аудиторного и удаленного. А дистанционное обучение в СПО – это резервная схема, которая должна включаться в особых случаях. Мы раньше говорили о том, что в СПО в силу его особенностей можно применять только смешанное обучение. Но теперь вынуждены признать, что резервная схема тоже должна использоваться, хотя и не в качестве основной. Основная схема – смешанное обучение, сочетание онлайн и аудиторного.

Поделился И. Сергеев тремя выявленными проблемами, которые свойственны дистанционному обучению.

Первая – качество. Дистанционное обучение имеет неустранимое слабое звено – это человек, точнее его способность к самоорганизации. Поэтому со снижением качества обучения при удаленной работе, как считает И. Сергеев, придется смириться. А если нынешняя ситуация затянется на год-полтора, то не исключена и потеря значительной части студентов, такой способности не имеющих. Поэтому самая главная задача – поддержка самоорганизации студентов в образовательном процессе, который для них де-факто превращается в самообразовательный. Здесь есть разные средства и направления: регламентация, инструктирование, специальное обучение, особый контроль, развитие мотивации, работа с родителями.

Вторая проблема связана со временем. Иногда возникает такое ощущение, что нужно начать делать, потом втянемся, и всё постепенно сложится. Но – как показывает опыт экспериментальных площадок, которые работают с онлайн-обучением в течение десяти лет, – не сложится. Дополнительные затраты на индивидуализацию, персонализацию и прочие вещи, которые возникают на первых порах, сохранятся. Поэтому переход на онлайн-обучение в системе СПО – как минимум не дешевле, чем обычное обучение, если не считать экономии на учебниках.

Третья проблема касается ориентированности обучения на практику. Производственная практика – это комплексный процесс, который предполагает вхождение в профессиональную среду, профессиональное воспитание, социализацию, формирование общих компетенций. В удаленном формате их реализовать не получится. Поэтому, заключил И. Сергеев, дистанционное обучение должно быть сработано как временная резервная, отчасти суррогатная схема, а ещё оно должно стать основой для того, чтобы заработала схема смешанного обучения – налаженный онлайн плюс оффлайн.

Светлана ОСАДЧЕВА
Светлана ОСАДЧЕВА
Замдиректора Федерального института развития образования РАНХиГС
Игорь СЕРГЕЕВ
Игорь СЕРГЕЕВ
Ведущий научный сотрудник НИЦ профобразования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС

К чести системы, дистанционную форму обучения в начале апреля сумели организовать в более чем 92% российских колледжей.

Точки входа в цифровизацию

– Если мы хотим нормально наладить онлайн-обучение, то должны понимать, что цифровизация – это достаточно сложный объем действий, в который есть много входов, – пояснил далее И. Сергеев. – Все эти двери на каком-то этапе мы должны открыть в нашем колледже. Должны реализовать комплексную программу, в которой находятся онлайн-обучение, «цифровой педагог» (речь идет о подготовке педагога содержательно-деятельностных и мотивационно-психологических процессов работы в онлайн), «цифровой студент», оценивание, индивидуализация, профессиональное самоопределение, работа в сетевых программах, практическое обучение, обеспечивающее процесс. Пока весь этот путь не пройден, элементы по отдельности работать будут слабо. Сегодня в России мы имеем кейсы цифровой трансформации СПО исключительно по трем позициям: собственно онлайн-обучение, «цифровой педагог» и обеспечивающие процессы. Все остальные двери практически не открыты, наработки по ним найти очень сложно.

Что еще выявили экспериментальные площадки НИЦ? Позитивными результатами можно считать доступность курсов для временно отсутствующих и часто болеющих студентов, некоторые мотивированные студенты стали еще мотивированнее, можно увеличить внебюджетный доход от дистанционных курсов дополнительного профобразования. Однако структурных изменений в методике и содержании образования, в работе с низко мотивированными студентами пока не произошло.

 

Минпросвещения РФ заключило соглашение на разработку обобщенной модели организации удаленного обучения, в соответствии с которой колледжи смогут выстраивать свои дальнейшие действия.

Говоря о выборе платформы для организации в колледже онлайн-обучения, И. Сергеев отметил, что их очень много. Практика же показывает, что можно реализовывать дистанционное обучение вообще без платформы, используя простейшие инструменты. Некоторые педагоги так и начали работать. Начать лучше всего с Moodle. Когда нет дополнительных денег на закупку дорогих платформ, эта является оптимальной точкой входа в цифровизацию, дистант, онлайн-обучение.

Сейчас же основная задача состоит не в освоении сверхсложных и непростых в управлении платформ и инструментов. Важно научиться стабильно обучаться и обучать через интернет. На самом деле для этого необходим целый комплекс общих компетенций, которых у большинства педагогов, и тем более у большинства студентов, нет. Это способность к самоорганизации, умение управлять собственной мотивацией и мотивацией студентов в условиях, когда привычные приемы внешнего принуждения и давления не работают, талант педагогов говорить и действовать кратко и точно.

И ещё И. Сергеев обратил внимание коллег на значимый методический аспект:
– То, что мы объясняем иногда за 45 минут, в условиях дистанционного обучения должно быть упаковано в короткие видеоролики, выступ­ления, лонгриды, тексты или другие форматы, которые занимают не больше 8 минут у выпускников девятых классов и 15 минут – у тех, кто обучается на базе 11 классов. Дольше внимание не удержать. Умение лаконично упаковывать содержание образования – один из важнейших методических навыков, которые надо нарабатывать.

Практика работы экспериментальных дистант-площадок показывает, что силами одного преподавателя, одного директора или админи­страции невозможно реализовать систему онлайн-обучения в колледже – если не создана команда, включающая представителей админи­страции, IT-отдела и преподавателей с хорошей методической поддержкой. С ними работа начинает продвигаться гораздо интенсивнее.

Акцент на мотивации

Директор Научно-исследовательского центра профобразования системы квалификации ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов долго не мог выйти на связь из Нижнего Новгорода. Наконец, прорвавшись сквозь перегруженную вебинарами и конференциями сеть, он заострил внимание коллег на мотивации обучающихся, пояснив, что она начинается с мотивации преподавателей, мастеров и руководителей.

– Как показал опыт последних двух недель – а мы активно взаимодействовали со многими колледжами, – первый вопрос, который необходимо задать подчиненным: есть ли план работы на завтра, на послезавтра, на ближайшую неделю и месяц? – поделился В. Блинов. – Мотивация начинается с того, что все четко могут ответить на вопрос о том, что будут делать. Выясняется, что для преподавателя физкультуры очень обширное поле деятельности, поскольку проблема, с которой пришлось столкнуться в последнюю неделю, – это, прежде всего, проблема режима, занятости в течение дня. Режим дня у многих обучающихся просто сбился и не отвечает никаким параметрам: поздний подъем, сидение в соцсетях до двух-трех часов ночи.

Поэтому первое, что предлагает отладить эксперт, – нормализовать режим дня студентов. Это сделать можно, только имея четкие планы, расписание работы и хороший, с использованием всех возможных ресурсов, контакт с родителями. Второй проблемный момент – обеспечение преподавателей средствами коммуникации, что, в свою очередь, потребует решения задач, связанных с материально-техническими ресурсами и организацией обучения преподавателей необходимым компетенциям. Третий момент – обратная связь между студентом и преподавателем. Если процесс обратной связи установлен и активен, это хороший признак того, что технология востребована и работает.

Также В. Блинов предложил установить контроль над происходящими процессами – учебной и внеурочной деятельностью; отслеживать, насколько валидны планы и насколько они исполняемы. Говоря об организации преддипломной и производственной практики, В. Блинов заметил, что эта проблема только на первый взгляд неразрешима. На самом деле колледжи находят поддержку работодателей, готовых формировать задание даже в условиях удаленного доступа.

Расписано по минутам

Зампредседателя ФУМО по направлению «Электроника, радиоэлектроника и системы связи», замдиректора колледжа №54 г. Москвы Ирина Бозрова представила коллегам «Цифровую образовательную платформу московских колледжей». Здесь собраны тысячи материалов, видеофильмы, рабочие программы и многое другое по дисциплинам, профессиональным модулям, специальностям и профессиям, которые реализуются в колледжах столицы.

Для перехода на дистанционный формат важно понимать алгоритм, с чего начать и какие распорядительные документы необходимо создать в учебном заведении. Подробные инструкции, уверена И. Бозрова, очень помогают преподавателям, мастерам, сотрудникам колледжа.

– Очень важно составить дополнительные соглашения со всеми сотрудниками, которые переходят на удаленную работу, – поделилась опытом И. Бозрова. – В них нужно прописать, где выполняется работа, обозначить правила охраны труда, подробно расписать порядок и условия обмена электронными документами, время, когда преподаватели выходят в эфир, предоставляют отчеты, проводятся с ними вебинары и прочее. Если тщательно пропишете функции в дополнительных соглашениях, не потеряете контроль над сотрудниками и всегда будете иметь обратную связь. У нас для каждого составлено отдельное допсоглашение, в котором все расписано буквально по минутам.

Также замдиректора колледжа №54 г. Москвы рассказала об опыте организации промежуточной аттестации. Можно даже провести устный экзамен или зачет, если на них настаивает преподаватель. Здесь лучшее средство – видеоконференцсвязь. Но запускать всю группу не стоит: гораздо эффективнее работать с мини-группами из трёх-пяти человек. Можно озадачить студентов защитой проекта или презентации через Skype или Zoom. Можно организовать тестирование в Moodle или Google Forms, где очень просто составляются тесты. Можно использовать прокторинг, который позволит отследить, списывает студент или нет, пользуется какими-то материалами или нет. Прокторинг также позволяет видеть преподавателю, какие окна открывает студент при сдаче экзамена.

– В организации учебной практики у нас такая же ситуация, как и по всей стране, – призналась И. Борзова. – В колледже есть «тяжелые» специальности: «Информационные кабельные сети» и «Электроника». Мы сделали тематическую корректировку там, где возможно. Например, в «Электронике» можно сначала изучать программирование, а потом переключиться на пайку, потому что каждому студенту монтажный стол дома не установишь. В данном случае изменили график учебного процесса, то есть поставили учебную практику на середину мая – июнь. На следующий год ничего не переносили – из-за пресловутой тарификации. По производственной практике, действительно, все работодатели идут навстречу колледжу. Разрабатываются задания и модули, которые отрабатываются с работодателями в режиме онлайн-консультации. И еще: обращаясь к дистанту, мы почему-то забываем о мобильных приложениях. Но некоторые наши преподаватели их активно используют: например, в изучении английского языка. Есть приложения по электронике, электромонтажу, изучению истории. Это очень интересно студентам, потому что можно набирать баллы, сдавать экзамены, устраивать зачеты, используя мобильные приложения.

Итоговое напутствие

Завершая обсуждение, главный модератор заседания, президент Союза директоров ссузов России, директор Красногорского колледжа Виктор Дёмин напомнил коллегам о том, что в московском филиале Межрегионального института повышения квалификации специалистов профобразования формируется база данных лучших практик в условиях самоизоляции. И они позволят оперативно внести изменения в систему работы директора, руководителей иного уровня каждого учебного заведения.

– Мы подойдем к тому периоду, когда нам придется и ГАКи, и демонстрационные экзамены запускать, – обрисовал перспективу В. Дёмин. – И студенты в условиях независимой оценки будут держать ответ на вопрос о том, какого уровня компетенции они приобрели в процессе обучения. И этот форс-мажорный сбой, случившийся на последнем этапе обучения, не должен сказаться на результатах выполнения государственного задания.

Владимир БЛИНОВ
Владимир БЛИНОВ
Директор Научно-исследовательского центра профобразования системы квалификации ФИРО РАНХиГС
Ирина БОЗРОВА
Ирина БОЗРОВА
Зампредседателя ФУМО по направлению «Электроника, радиоэлектроника и системы связи», замдиректора колледжа №54 г. Москвы
ДЕМИН Виктор Михайлович
ДЕМИН Виктор Михайлович
Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России, доктор педагогических и кандидат экономических наук, действительный член Академии профессионального образования России

Сегодня мы осознаем, что долго ходили вокруг да около: электронного журнала, онлайн-курсов, системы оценки знаний студентов... Но теперь сама ситуация заставляет включаться в этот процесс.
 

Глава союза также отметил, что слабым звеном колледжей остается работа с нормативными документами. Существующий закон об образовании предоставил автономию и самостоятельность учебным заведениям, а в условиях реального экстрима многие руководители оказались не совсем готовы проявить самостоятельность и взять на себя ответственность за результаты принимаемых и исполняемых решений.

– Думаю, что прозвучавшие онлайн-выступления побудят нас обратиться к коллегам и, возможно, позаимствовать уже разработанные документы, чтобы не изобретать велосипед, – предложил В. Демин, –  но напомню об автономии и самостоятельности учебных заведений. Их мы должны принимать во внимание, чтобы профессионально формировать дорожные карты, которые оправдывали бы педагогическую и управленческую деятельность, а с другой стороны – выводили бы нас на уровень инновационного развития учебного заведения. Сегодня мы осознаем, что долго ходили вокруг да около: электронного журнала, онлайн-курсов, системы оценки знаний студентов... Но теперь сама ситуация заставляет нас раньше и быстрее включаться в этот процесс. Жизнь распорядилась так, что мы вынуждены не просто использовать, а догонять, включая весь интеллект и принимая во внимание опыт и практику своей работы.

Алексей БАТАНОВ.

06.06.2020
Наверх