«Сообщество единой судьбы»*. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

«Сообщество единой судьбы»*

Представители ДПО обсудили современную проблематику и лучшие практики системы

Дополнительное профессиональное образование очень востребовано в последнее время. Благодаря таким характеристикам, как гибкость, незарегламентированность и способность оперативно реагировать на быстро меняющиеся социально-экономические условия, систему рассматривают в качестве эффективного инструмента преодоления кризиса. Эта тема стала одной из центральных на международной онлайн-конференции «ДПО как драйвер актуальных изменений в системе подготовки кадров», объединившей ведущих экспертов и лидеров этого уровня образования. В целом же речь шла об актуальных проблемах, решениях и перспективах развития сферы.

ПАНДЕМИЯ коронавируса выдвинула на первый план значимость объединения и сотрудничества. Для образования России, правда, этот вопрос стал насущным ещё в докризисный период.

Проблема сближения системы с рынком труда на основе конструктивного взаимодействия представителей профессионального сообщества и работодателей активно обсуждается на разных площадках уже не первый год. Идёт работа и по созданию Национальной системы квалификаций (НСК), которая в итоге должна обеспечить независимость и конкуренто­способность российской экономики, достижение национальных целей развития.

Об этапах «строительства» НСК, а также полученных и ожидаемых результатах сообщил открывший конференцию член Экспертного совета по дополнительному профессиональному образованию и корпоративному обучению, дополнительному образованию взрослых при Комитете Госдумы РФ по образованию и науке Владислав Бородачёв.

Степень участия работодателей в процессах улучшения качества и эффективности подготовки, переподготовки, повышения и оценки квалификации рабочих кадров и специалистов была неодинакова в разные исторические периоды. В СССР эта обязанность лежала на государственных и образовательных структурах. С переходом на рыночные отношения потребность в соответствующих кадрах способствовала созданию большого количества специализированных бизнес-школ, в то время как классическое ДПО существенно сократило масштабы и объёмы своей деятельности. В нулевые картина изменилась: дополнительной профподготовкой преимущественно занимались организации ВО и СПО, а вот работодатели в этом процессе были не столь активны, зато выступали главными критиками системы.

Скорректировать расстановку сил был призван указ Президента РФ от 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Владимир Путин поставил задачу изменить НСК и главен­ствующую роль в этом глобальном процессе отвёл именно работодателям, их союзам и объединениям.

Разработка профстандартов на основе единого макета, принятие уровней квалификаций, введение реестра профстандартов, создание информационного ресурса, содержащего сведения о развитии системы квалификаций, – все эти меры направлены на удовлетворение потребностей рынка труда, создание возможности для признания квалификаций работников и их трудоустройства, развития карьеры, а также обучения граждан в течение всей жизни.

Первый, пробный этап обновления системы, в основном завершившийся к 2018 году, показал, что её результаты для государства, граждан, работодателей, образовательных организаций пока не совсем очевидны. Эффективная и результативная система квалификаций сформирована лишь в крупных корпорациях, при этом распространить их положительный опыт непросто.

К сожалению, в большинстве секторов экономики России связь работодателей с образовательными организациями очень слаба. Например, вместо того чтобы усилить материально-техническое состояние профильных образовательных организаций и, прежде всего, структур ДПО, многие объединения и союзы работодателей стремятся получить для себя дополнительные дивиденды от государства.

Аналитики констатируют: в деле сближения системы образования и рынка труда сделаны только первые шаги. Современный этап развития НСК можно охарактеризовать как этап организационного строительства, большей частью переходный – многое ещё предстоит сделать.

В Стратегии развития НСК до 2030 года намечена «перезагрузка». Её цель – создание качественных возможностей для поддержки, повышения и признания квалификации; создание системы, обеспечивающей взаимосвязанность и преемственность квалификаций, приобретаемых как в результате формального образования, так и результате неформального обучения и опыта работы.


Разработка профстандартов на основе единого макета, принятие уровней квалификаций, введение реестра профстандартов, создание информационного ресурса, содержащего сведения о развитии системы квалификаций, – все эти меры направлены на удовлетворение потребностей рынка труда, создание возможности для признания квалификаций работников и их трудо­устройства, развития карьеры, а также обучения граждан в течение всей жизни.


РЕФОРМА контрольно-надзорной деятельности, намеченная на 1 января 2021 года, – ещё один повод для оживлённых дискуссий, больших ожиданий и опасений. К чему приведёт обещанное освобождение от гнёта огромного количества проверок – покажет время, сегодня же известен один из базовых принципов проекта: «Государственные и негосударственные меры регулирования должны дополнять друг друга». Чревато это усилением роли негосударственных форм оценки качества, а, стало быть, при таком раскладе профессиональному сообществу необходимо знать, какие модели общественной/профессионально-общественной аккредитации в сфере ДПО предпочтительны, какие критерии и показатели были бы не просто релевантны системе, но и стимулировали её развитие.

Как оценивать качество ДПО на основе риск-ориентированного подхода в условиях «регуляторной гильотины», рассказала президент Союза руководителей учреждений и подразделений ДПО и работодателей и Ассоциации ESEDA – Европейского института профессионального образования и обучения взрослых Нина Аниськина.
– Считаем, что все должно быть очень «коротко»: не надо много контроля со стороны государства, – обозначила спикер, рассуждая о модели управления рисками.

По мнению докладчика, государство должно отслеживать только несколько социально значимых рисков (например, нарушение законодательства), образовательным же организациям следует выстраивать систему качества изнутри, обеспечивая необходимые для удовлетворения запросов заказчика ресурсы. Другими словами, ответственность за качество производимого продукта спускается на уровень образовательных организаций (ОО): ориентируясь на внешние правила, они формируют локально-нормативную внутреннюю базу, которую проверяют контрольно-надзорные органы на предмет нарушений и несоответствий. Выглядеть это, с точки зрения эксперта, будет следующим образом.

– Если мы с вами рассчитали риски, которые относим к социально значимым, и они у нас получились высокие, – значит, нас надо проверять, и проверять планово. Если же риски низкие – то нас можно вообще не проверять по этим позициям. Если средние – соответственно, глубина и частота проверок может быть другой.

Что делать, если в работе организации обнаружены провалы и необходимо повысить её эффективность? Управлять – считает Н. Аниськина. И предлагает использовать для этой цели системы управления на основе хорошо проработанных стандартов ISO, которые, по сути, являются готовым руководством к действиям по улучшению результатов

Для конкретной ОО система менеджмента качества (СМК) – это постановка целей и управление движением к ним по критериям результативности и эффективности на основе процессного подхода с учетом рисков и возможностей. В иерархии СМК выделяют три вида управления: стратегический, тактический и оперативный, по каждому из которых имеются соответствующие документы. Если, скажем, провисает тактический уровень – это свидетельствует об оторванности реализуемой ОО стратегии от каждодневной работы и, следовательно, потерях в качестве образования.

Помимо вопроса о моделях управления рисками ДПО внутри организаций, спикер сделала акцент на управлении качеством образования, находящегося за пределами ОО. Сегодня в России это проблемный вопрос: например, закон о независимой оценке квалификаций не признаёт неформальное образование (онлайн-курсы, обучение на рабочем месте, участие в конференциях). Следовательно, получивший его слушатель вынужден сам управлять своей образовательной траекторией, на свой страх и риск.

Эксперт резюмировала, что сегодня на систему ДПО, довольно крупную по своим масштабам, ложится большая ответственность (см. рис. 1). В условиях трансформации представителям профессионального сообщества следует расширять поле своего внимания, включая, например, то же неформальное образование, а с учётом перспективы сокращения объема проверок необходимо учиться управлять рисками внутри организаций.

УСТОЙЧИВОСТЬ в VUCA-мире, и как её достичь – пожалуй, главный вопрос на сегодняшний день для всех систем. В том числе и системы непрерывного образования. Её отличные «амортизационные» характеристики, такие как гибкость и чрезвычайная чувствительность к изменениям рынка труда, в то же время выступают проводниками ситуации неопределенности, что грозит превращению в такую же неустойчивую конструкцию.

Как настроить выигрышные характеристики системы таким образом, чтобы они сработали максимально эффективно? В поисках ответа на этот вопрос представители профессионального сообщества России и других стран обмениваются жизнеспособными сценариями. Своим видением поделился и национальный эксперт Международной программы ОЭСР по оценке навыков взрослых PIAAC, руководитель группы по непрерывному образованию Института образования НИУ ВШЭ Илья Коршунов.

Готова ли отечественная система lifelong learning к вызовам современности? Согласно приведённым спикером данным, готовность эта, с одной стороны, оставляет желать лучшего, с другой – имеются все основания для изменения ситуации.

Сегодня в России всего 17% взрослого населения охвачено непрерывным образованием, в то время как граждане ОЭСР и Евросоюза в три раза чаще проходили обучение в последнее время. Это хороший знак, поскольку в целом российский рынок ДПО имеет существенный потенциал для роста.

Перспективы есть и в отношении такой тенденции, как получение высшего образования в составе курсов ДПО университетов. Для справки, в США в 2001 году на программы дополнительного профобразования в американские университеты поступили 2,6 млн. человек в возрасте 25 лет и старше, что составляло 44% от общего числа абитуриентов этих образовательных организаций. У нас подобный сценарий планируется реализовать в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого», направленного на создание в университетах условий для развития программ непрерывного образования. И эта цель вполне осуществима. Согласно проведенным в рамках проекта исследованиям, сегодня 60% всего рынка ДПО России захвачено именно университетами, которые при этом имеют все необходимые ресурсы, потребители же образовательных услуг «хотят учиться на работе, а получить – диплом вуза».

Чтобы выйти на большой уровень охвата граждан программами непрерывного образования, вузам придется многое поменять: материально-техническое обеспечение образовательного процесса, дизайн помещений, вид выдаваемых документов об образовании и квалификации, компетенции руководителей, штатных преподавателей и привлекаемых специалистов. Если же университеты хотят работать с сектором промышленности, им нужно будет продавать не только образовательные программы, но и предлагать пути решения проблем заказчика.

Успешная стратегия в образовании и обучении взрослых граждан подразумевает гибкую настройку программ на потребности профильной отрасли и населения, технологическое обеспечение образовательного процесса, многопрофильность в основных профессиональных программах, отраслевую специализацию в дополнительных образовательных программах и профобучении, другие инструменты, необходимые для оперативного и адекватного реагирования на требования рынка.


Сегодня на систему ДПО ложится очень большая ответ­ственность. В условиях трансформации представителям профессионального сообщества следует расширять поле своего внимания, включая, например, то же неформальное образование, а с учётом перспективы сокращения объема проверок необходимо учиться управлять рисками внутри организаций.
 


В продолжение темы заместитель директора по научной работе Санкт-Петербургского филиала Института управления образованием Российской академии образования Мария Якушкина представила доклад «Неформальные образовательные практики vs традиционной курсовой подготовки педагога в ДПО».

Эксперт обозначила проблемы системы повышения квалификации работников образования, характерные не только для этой сферы. Например, негибкость и медленное перестраивание под запросы слушателей, формирование индивидуальных маршрутов обучения, планирование и разработка программ на основе данных мониторинга запросов обучающихся. В качестве основной спикер выделила проблему несоответствия между усложнением деятельности педагога и архаичными формами реализации непрерывного образования, не учитывающего особенности взрослых обучающихся, а также дифференциацию учительского сообщества по интересам, запросам и уровню подготовки.

Чтобы создавать актуальные модели образовательных программ и практик, – в чем сегодня остро нуждается профессиональное сообщество – начать следует с выявления актуальных характеристик ДПО педагогических работников и понятийного аппарата: поиск педагогических понятий, адекватных ситуации неопределенности, несистемности, неформальности, нестабильности.

Основополагающим для развития системы образования должен выступить принцип непрерывности. Обеспечить его реализацию можно только при сочетании системной и внесистемной областей пространства образования взрослых. В управленческом аспекте это означает создание условий для включения в образовательный маршрут взрослого программ и практик формального, неформального, информального образования, реализуемых, как правило, внесистемными структурами: профессиональными, досуговыми, просветительскими и общественными объединениями.

Другие принципы – разновозрастности, неформальности, событийности, самоорганизации – также необходимы для успешной адаптации системы ДПО к современной повестке дня. Кроме того, большое внимание стоит уделять уникальным практикам, которые появляются в процессе законотворчества, в проектных технологиях, экспертной деятельности, а также необычным эффектам реализации программ повышения квалификации. С учётом большого количества ресурсов и возможностей стоит уметь разбираться и в деталях: понимать, что интересно разным категориям педагогов, и подбирать персонифицированные программы и практики, которые будут для них событийными и значимыми.

В ситуации неопределенности с вызовами сталкиваются не только представители педагогического, но и бизнес-сообщества. О том, какие решения используют лидерские организации Беларуси, рассказал председатель cовета директоров, профессор Бизнес-школы ИПМ Дмитрий Дичковский.

Не первый год в образовательной организации применяется формат blended learning (смешанное обучение). Причиной внедрения такого формата стало несовершенство традиционной модели обучения (слушатель быстро забывал полученную на курсах информацию) и, соответственно, потребность в применении методики, предусматривающей возможность забыть, вспомнить и применить знания прямо на рабочем месте.

Разработанный на основе блендед-формата курс состоит из итерационных модулей, которые повторяются и наполнены практическими элементами. Реализация онлайн-компонента, выстроенного в геймифицированом варианте – когда осуществляется обратная связь от преподавателя и слушателей, – позволяет плавно двигаться к освоению необходимого материала.

В контексте столь актуального сегодня дистанционного обучения весьма значимы современные технологии, подкрепленные правильным подходом к структуре курса. Очень важна подача, включающая элемент геймификации. Подобно человеку, задействованному в интерактивных играх, слушатель проходит цикл «задача – достижение – награда», переходит с уровня на уровень, получает оценку своих усилий, наблюдает прогресс, и это мотивирует его дойти до конца. Живого общения при этом ещё никто не отменял.

КОНКУРЕНЦИЯ на рынке услуг ДПО между традиционными и корпоративными университетами России была спрогнозирована специальным представителем Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрием Песковым в январе 2020 года на одной из панельных сессий Гайдаровского форума. По мнению эксперта, если в образование придут серьёзные игроки – как, например, Сбербанк, Яндекс, Тинькофф, – они заберут процентов 70 рынка за два-три года.

Что происходит сейчас? Сбываются ли прогнозы? Действительно, рядом российских корпоративных университетов задача «внешнего набора» слушателей уже поставлена, однако стоит ли опасаться представителям ОО и структур ДПО за свой сектор рынка?

По мнению директора центра обучения и развития Академии Ростеха Ольги Балашовой, никакой конфронтации между традиционными и корпоративными ДПО быть не может. Программы вузов и корпоративных учебных центров решают абсолютно разные задачи, разработаны на основе абсолютно разных требований. В первую очередь, это формулируемые для сотрудников компаний и предприятий внутренние требования, которые никогда не лягут в основу тех же профстандартов, поскольку речь идёт о конкретных бизнес-моделях, по которым работает та или иная организация.

Своё утверждение О. Балашова пояснила на примере деятельности академии. Сотрудники образовательной организации решают задачи, которые невозможно переложить на ОО и структуры ДПО: ищут лидеров, способных генерировать и развивать идеи, превращая их в прорывные высокотехнологичные проекты; создают инструменты для продуктивной работы; формируют профессиональную среду.

Ни одно из этих направлений не дублирует дея­тельность традиционных ДПО. Более того, академия открыта для взаимовыгодного сотрудничества с организациями и структурами этого уровня образования. Так, созданное на базе академии сообщество по развитию гражданской продукции представляет собой большое поле для взаимодействия с вузами и центрами ДПО, другими корпоративными академиями и университетами – для гармоничного развития системы жизненно необходимо обмениваться опытом.

Прежде чем думать о конкуренции или кооперации, нужно разобраться, а по какой модели ДПО работает организация или структура. Такое предложение прозвучало от директора Центра трансформации образования СКОЛКОВО Ольги Назайкинской, представившей свои размышления по результатам анализа деятельности российских университетов.

Выделяемые экспертом модели ДПО (см. рис. 2) функционируют с разной степенью успешности, и связано это с их рыночным потенциалом

Если рассматривать с этой точки зрения первую модель (которая, к счастью, уже отживает), она отражает незаинтересованность руководителей в развитии качественного ДПО. Формальный подход выражается, например, в том, что слушатели заинтересованы не в освоении компетенций, а лишь в получении свидетельства об обучении.

Вторая модель в последнее время появляется всё чаще. Работающие по ней руководители болеют за дело, разбираются в нюансах рынка, однако в силу определенных причин не могут использовать ресурсы университета. На первый взгляд, эта модель финансово успешная, однако в конечном итоге всё-таки проигрышная. Являясь автономной, структура ДПО вуза не может конкурировать с более сильными игроками – теми же корпоративными гигантами, у которых и собственный контент, и свои специалисты, и в целом более эффективная стратегия развития.

Самой перспективной, по мнению спикера, является третья модель. Конструкция вшита в ткань университета, базируется не только на образовательном процессе, но и на исследованиях мирового уровня, что позволяет всё время быть на фронтире, генерировать новые знания и упаковывать их в дополнительные профессиональные программы. Предлагая эксклюзивный, востребованный и интересный контент, работающие по такой модели структуры ДПО продвигают на рынке не только свои программы, но и интересы вуза в целом, становятся значимыми в качестве партнеров.

Источник: презентация директора Центра трансформации образования СКОЛКОВО О.Л. Назайкинской «Модели дополнительного профессионального образования в вузах».


Самая перспективная модель ДПО вшита в ткань университета и базируется не только на образовательном процессе, но и исследованиях мирового уровня. Это позволяет всё время быть на фронтире, генерировать новые знания и упаковывать их в дополнительные профессиональные программы. Предлагая эксклюзивный, востребованный и интересный контент, работающие по такой модели структуры ДПО продвигают на рынке не только свои программы, но и интересы вуза в целом, становятся значимыми в качестве партнеров.



Чтобы выйти на большой уровень охвата граждан программами непрерывного образования, вузам придется многое поменять: материально-техническое обеспечение образовательного процесса, дизайн помещений, вид выдаваемых документов об образовании и квалификации, компетенции руководителей, штатных преподавателей и привлекаемых специалистов. Если же университеты хотят работать с сектором промышленности, им нужно будет продавать не только образовательные программы, но и предлагать пути решения проблем заказчика.


СОТРУДНИЧЕСТВО, основанное на открытости и доверии, становится источником развития и продвижения для участников образовательного процесса. Этот тезис убедительно доказывает
проводимый с 2016 года издательской компанией «Аккредитация в образовании» Всероссийский конкурсный проект «Образовательный марафон». Проект объединяет наиболее активных представителей ДПО страны, стремящихся к росту и обмену опытом. Лидеры рассказывают о своих достижения и идеях на проводимых компанией мероприятиях.

В этом году на конференции выступили представители ряда ОО и ставших победителями пятого этапа проекта структур ДПО: завкафедрой методов медицинской визуализации Академии медицинского образования им. Ф.И. Иноземцева Людмила Строкова; директор ИДОиПК КГПУ им. В.П. Астафьева Людмила Диденко; директор ИНПО СВФУ им. М.К. Аммосова Ольга Чоросова; методист кафедры дополнительного образования НВГУ Евгения Мелехина; директор Тюменского регионального отделения Лиги преподавателей высшей школы Елена Дергоусова; декан ФПК, начальник ЦДПО ИАТЭ НИЯУ «МИФИ» Ольга Ощёхина; проректор по учебно-организационной работе ИПК и ППРО Тульской области Елена Белых; проректор по учебно-методической работе Липецкого института развития образования Ольга Притужалова; директор ИДО Техно­логического университета Юлия Саух; руко­водитель ЦПП ИДО СамГТУ Анна Протченко.

Докладчики рассказали об инструментах развития системы ДПО, в том числе в условиях цифровизации и перехода на дистанционное обучение. Акцентировали внимание на успешно применяемых при обучении моделях и практиках; содержании, специфике и опыте реализации дополнительных профессиональных программ на уровне регионов; участии в инновационных проектах национального значения; преимуществах и других аспектах деятельности. Вот некоторые выдержки из выступлений.

  • Система ДПО не может развиваться в отрыве от общенациональной политики. В идеале она меняется также быстро, как и современные технологии, соответствует требованиям рынка труда. Дополнительные профессиональные программы способствуют решению социально-экономических проблем субъектов РФ.
  • Для развития ДПО в условиях цифровизации необходимо обеспечить: учебный процесс – современными качественными и востребованными цифровыми образовательными ресурсами; слушателей и преподавателей – комфортными условиями для обучения, обмена опытом, методической работы и сотрудничества, предусмотрев при этом сохранение, распространение и защиту результатов их интеллектуальной деятельности. Повышать академическую репутацию и узнаваемость бренда вуза за счет публикаций и широкого распространения цифровых образов ресурсов.
  • Подготовить высококлассного специалиста можно, если организовать многофакторный образовательный процесс, а также обеспечить высокий процент участия слушателей в освоении учебного материала на основе интерактивных методов обучения.
  • Успешная адаптация профессиональных кадров к меняющимся условиям осуществляется на основе сочетания формального, неформального, информального типов образования.
  • В качестве современных требований к реализации дополнительных профессиональных программ можно рассматривать краткосрочность (при длительности 72 часа не менее 16 занимает стажировка); моделирование под каждую группу слушателей; проведение входящего тестирования с целью выявления необходимых для формирования и развития компетенций
  • Инструменты и технологии открытого образования в контексте успешной реализации программ: онлайн-курсы и/или массовые открытые онлайн-курсы (МООК), текстовые и презентационные материалы, видеолекции, гиперссылки, карты формируемых результатов обучения каждого онлайн-курса, мультимедийные инструменты, анкеты для обратной связи со слушателями, онлайн-консультирование, размещение и реализация программ ДПО в «Moodle», обеспечение бесплатного ознакомительного доступа к содержанию МООК и оценочным средствам.
  • Улучшать качество образовательного процесса можно за счёт персонализации обучения; совершенствования методик преподавания; повышения качества онлайн-обучения; геймификации (адаптации методик преподавания к культуре поведения молодого поколения); m‑learning (адаптации систем, контента и методик преподавания под мобильные устройства).

* * *

В кризисные периоды позитивно/прогрессивно мыслящие индивиды и сообщества объединяются. Организованная в сложное время и в непростых условиях конференция показала, что людям важно и нужно делиться, обсуждать, творить и в итоге двигаться дальше. Хорошо, если после таких событий появляются новые идеи. Это означает, что всё было не зря, и новая встреча не за горами.

Людмила СУЛЬДИНА.


* Фрагмент из ответного письма председателя КНР Си Цзиньпина Биллу Гейтсу: «Я часто говорю, что человечество представляет собой сообщество единой судьбы». В своем послании американский миллиардер и крупнейший филантроп мира высоко оценил усилия Китая в борьбе с эпидемией пневмонии, вызванной коронавирусом нового типа.
[1] Подробнее https://bit.ly/ao115NSK
[2] Образовано от английских слов «volatility» (изменчивость, отсутствие стабильности), «uncertainty» (неопределенность), «complexity» (запутанность, сложность), «ambiguity» (неясность, неоднозначность). Применяется в экономике, бизнесе и других сферах для обозначения неопределенности и быстрой изменчивости явлений.
[3] Подробнее https://bit.ly/ao119fed
[4] Подробнее об итогах проекта читайте в материале этого номера «Открытость, консолидация, проактивность».
[5] С презентациями докладов можно ознакомиться по ссылке https://bit.ly/ao119PresDPO

Наверх