Международная мобильность: риски и пути выхода из кризиса

Международная мобильность: риски и пути выхода из кризиса

Пандемия коронавируса COVID-19 и её последствия могут привести к невыполнению национального проекта «Образование» в части увеличения количества иностранных обучающихся. В необходимости принятия срочных мер, связанных с изменением нормативных правовых актов, уверены генеральный директор организации «РАКУС» Авбакар НУЦАЛОВ и директор Экспертного центра оценки документов об образовании Евгений ШЕВЧЕНКО.

Пандемия коронавируса резко изменила всё, что связано с обучением иностранных граждан. По мнению британской коммерческой компании Quacquarelli Symonds (QS) у 27% иностранных абитуриентов изменились планы, связанные с профессиональной подготовкой за рубежом. Более поздние европейские исследования свидетельствуют о том, что 40% потенциальных иностранных студентов не будут в этом году поступать в зарубежные университеты, а 70% из тех, кто прервал своё обучение за границей, не планируют возвращаться на место учёбы.

Судя по всему, негативная ситуация складывается и в российской системе высшего образования. Это, в свою очередь, не позволит выполнить в полном объёме план по наращиванию до 425 тыс. иностранных обучающихся к 2024 году, как предусмотрено национальным проектом «Образование». Необходимо скорее принять решение об изменениях, связанных с приёмом, зачислением и обучением иностранных и российских граждан с предыдущим иностранным образованием (далее – иностранные граждане), которые пожелают обучаться в российских образовательных организациях.

Прежде всего, необходимо изменить график учебного процесса, перенеся начало 2020-2021 учебного года, хотя бы для первокурсников, на более поздний срок. Это связано с тем, что во многих странах изменились сроки выдачи документов об окончании средней школы. По данным зарубежных представительств организации «РАКУС», во всех странах Ближнего Востока и Африки (Марокко, Тунис, Египет, Ниге­рия, ЮАР и других), в странах Азии, в том числе в ключевой для России Индии, выдача школьных аттестатов будет производиться с 15 (20) по 25 (30) августа с погрешностью в 5 дней. Исклю­чение составляют Алжир (с 15 по 20 октября) и Пакистан (с 20 августа по 15 сентября). В странах Латинской Америки некоторые выпускники школ получили документы в феврале, другая часть получит их в августе 2020 года. Начало обучения в высших образовательных орга­низациях во многих странах перенесено на конец октября – начало ноября/декабря.

Необходимо учесть, что после получения доку­ментов об окончании школы требуется по меньшей мере 2,5-3 месяца для переезда в Россию. За это время необходимо получить образовательный кредит в банке, подготовить пакет документов для поступления, в том числе их перевод и легализацию, оформить приглашение, визу и прочее.

Анкетирование более 500 иностранных абитуриентов, проведённое сотрудниками «РАКУС» в апреле 2020 года, показало их нежелание обучаться в онлайн-формате. Практически во всех вышеперечисленных странах отношение к дистанционному обучению на бакалавриате, специалитете и магистратуре негативное. Причины понятны: низкое качество, отсутствие мотивации
у студентов к самостоятельной учёбе, прямого общения с преподавателями, атмосферы студенчества.

Для того чтобы не снижать качество образования, предлагается уменьшить длительность летних каникул до двух недель. Для первокурсников 2020 года обучение можно начать с декабря и завершить, например, 15 августа 2021 года. А летние учебные практики перенести на летний период в следующем году. При этом длительность учебного года в целом не изменится. А начиная со второго курса, образовательный процесс придёт к обычному графику.

Параллельно следует упростить процедуры признания иностранных документов об образовании. Необходимо дать дополнительные разъяснения порядка приёма и зачисления иностранных граждан юридически значимым актом – приказом Минобрнауки РФ или информационным письмом, зарегистрированным надлежащим образом. В частности, разрешить приём документов по результатам их экспресс-проверки:

  • с незначительными ошибками (что характерно для выданных в Узбекистане);
  • с ошибками в переводах, например, имени и/или фамилии, не совпадающими с таковыми в визе и/или паспорте;
  • с переводами, заверенными в странах, с которыми отсутствуют договоры о правовой помощи (к сожалению, в условиях самоизоляции новые переводы сделать и заверить затруднительно);
  • с отсутствующей или неполной легализацией, без последующего перевода;
  • без свидетельства о признании предыдущего образования, выдаваемого Главным экспертным центром от имени Рособрнадзора.

При этом важно пояснить, что указанные недостатки должны быть исправлены в течение первого года обучения.

В настоящее время законодательная и нормативная правовая база запрещает зачисление иностранного гражданина на основании документов с указанными выше недочётами. К сожалению, образовательные организации «запуганы» информационными письмами Главэксперт­центра и Рособрнадзора. По нашим оценкам, даже в отсутствии пандемии такое положение дел приводило к потере не менее 500 потенциальных иностранных обучающихся в год.

Ещё одним способом ускорения приёма на обучение иностранных граждан является отмена легализации документов об образовании. В настоящее время на прохождение всех процедур у выпускника уходят примерно месяц и немалая часть семейного бюджета. Но, главное, процедура легализации не свидетельствует о подлинности документов.

Мировое образовательное сообщество признало, что в настоящее время легализация документов об образовании избыточна. Комитет Лиссабонской конвенции о признании ино­странных документов об образовании, ратифицированной РФ, призвал страны пересмотреть любые национальные законы, требующие чрезмерно сложных и дорогостоящих процедур.

Одним из существенных препятствий приёма иностранных граждан является длительный срок оформления приглашений на обучение в подразделениях Главного управления по вопросам миграции МВД РФ. Юридически он длится 30 календарных дней, а по факту 45-60 и более, особенно когда миграционными службами допускаются ошибки при оформлении. Сокращение сроков оформления приглашений на обучение до 7 календарных дней, как было ранее, или оформление приглашений самими учебными организациями (например, как для граждан Ирана) значительно улучшило бы результаты набора.

В Россию, где стоимость получения высшего образования существенно ниже, чем в других странах, едут преимущественно граждане-выходцы из семей со средним достатком. Поэтому крайне важно уменьшить сопутствующие расходы. Сложность подачи документов даже в электронном виде привела к появлению большого количества посреднических фирм. Стоимость услуг достигает 15 тыс. рублей. С некоторых пор Главэкспертцентр стал требовать заверенный российским нотариусом или консульством перевод от стран, не имеющих с РФ договора о правовой помощи. Повторный перевод и его заверение уже в России приводит к трате времени и средств. Иностранный абитуриент либо не успевает до окончания приёма документов в университете, либо вынужден делать перевод и заверение в срочном порядке, заплатив при этом более 6 тыс. рублей. В целом сопутствующие расходы – легализация, перевод, нотариальное заверение, услуги посреднических фирм – могут достигать 1 тыс. долларов США.

Конечно, предлагаемые меры могут привести к тому, что на обучение в Россию приедут иностранные граждане с сомнительными документами о предыдущем образовании. Однако их коли­чество, по мнению многих зарубежных исследователей и ориентируясь на двадцатилетний опыт работы Экспертного центра оценки документов об образовании, не превышает 3% от общего числа ежегодно поступающих иностранных студентов. Тем не менее необходимо внести изменение в приказ Минобрнауки РФ, разрешающее отчисление иностранных граждан в связи с невозможностью признания представленных документов о предыдущем образовании на любом этапе обучения.

Существующая система требует реорганизации. Учитывая негативные прогнозы российских и иностранных учёных по развитию международного образования после окончания пандемии, на следующем этапе необходим ряд шагов.

  • Вернуться к существовавшему в течение многих лет порядку по ежегодной проверке и признанию иностранных документов об образовании в течение первого полугодия после зачисления.
  • Возвратить раздельный порядок приёма, связанный с различными сроками выдачи документов о школьном образовании в разных странах. Взять в расчет существующую практику выдачи временных документов об образовании и требования о необходимости прохождения специального предвузовского курса.
  • Предусмотреть приём на обучение по программам ДПО дважды в год, как заведено во многих странах. Это позволит продлить обучение для более успешного овладения русским языком.
  • Дать разъяснение о применении Лиссабонской конвенции. К сожалению, Главэксперт­центр в своих информационных письмах и на многочисленных семинарах трактует конвенцию как рамочную. В то же время существуют иные мнения. Так, в заключениях Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина говорится о том, что некоторые положения конвенции являются статьями прямого действия. Отсюда следует, что образовательные организации могут самостоятельно признавать документы, выданные, например, в Эстонии или Грузии, а также документы новых серий из Казахстана, не подпадающие под дву­сторонний договор о взаимном признании доку­ментов об образовании. Всего из 48 стран, отнесённых к Европейскому региону.
  • Подписать и ратифицировать Азиатско-Тихоокеанскую конвенцию и Глобальную конвенцию, в которых также есть статьи прямого действия. Это позволит упростить процедуру признания документов и повысит привлекательность российской системы образования для иностранных абитуриентов.
  • Изменить централизованную систему признания иностранных документов об образовании, которая существует лишь в России. О её реорганизации неоднократно писали признанные эксперты: Г.А. Лукичёв, Г.Ф. Ткач, А.А. Коропченко. Даже переход на выдачу электронных свидетельств не решает эту проблему. Главэкспертцентр физически не справляется с качественной проверкой всех иностранных документов в ограниченные сроки.
  • Одновременно следует разработать новую интерактивную (цифровую) систему достаточно жёсткого контроля над поступившими иностранными документами. Такие наработки уже имеются.

Подобные предложения неоднократно звучали на всероссийских совещаниях в Россий­ском университете дружбы народов, на семинарах Главэкспертцентра и других мероприятиях представителей высшей школы. Оперативное применение предложенных мер позволит, на наш взгляд, нивелировать негативное влияние коронавирусной пандемии на приём иностранных граждан для обучения в вузах РФ в 2020 году. Такие меры уже предпринимаются в других государствах. Поэтому необходимо очень быстро оповестить потенциальных иностранных абитуриентов об упрощении приёма: через представительства Россотрудничества за рубежом, социальные сети, сайты российских университетов, выпускников, рекрутерские фирмы. Особое внимание следует обратить на китайский рынок. В США принимается ряд ограничений на приём студентов из КНР, особенно на информационные технологии, робототехнику, полупроводники, авиацию, инновационные производства.
Минобрнауки РФ просто необходимо сделать определённые шаги по упрощению приёма иностранных граждан. Получив существенные преимущества перед странами-конкурентами, удастся увеличить количество принимаемых на обучение.

06.06.2020
Авбакар НУЦАЛОВ
Авбакар НУЦАЛОВ, Генеральный директор организации «РАКУС»
Читать полностью
Евгений ШЕВЧЕНКО
Евгений ШЕВЧЕНКО, Директор Экспертного центра оценки документов об образовании
Читать полностью
Наверх