Современный взгляд на агрообразование. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Современный взгляд на агрообразование

Курская государственная сельскохозяйственная академия им. И.И. Иванова

Повышение качества образования в соответствии с современными запросами рынка труда, развитие актуальных для агросектора направлений научных исследований, обеспечение эффективности и коммерческой привлекательности научных школ – стратегически важные задачи для Курской государственной сельскохозяйственной академии им. И.И. Иванова. В вузе готовят специалистов, способных обеспечить динамичный рост АПК региона, уверенно ориентирующихся в сопутствующих бизнес-процессах. О том, как выстраивает свою работу академия для достижения поставленных целей, рассказывает ректор, доктор экономических наук, профессор Екатерина ХАРЧЕНКО.

Стремления академии связаны не только с удовлетворением потребностей агрокомпаний в компетентных кадрах, но и с работой на опережение технологических вызовов, лидерством в научных исследованиях. В вузе ведутся многочисленные совместные проекты в интересах бизнеса и государства.

ХАРЧЕНКО Екатерина Владимировна

Ректор Курской государственной сельскохозяйственной академии им. И.И. Иванова, доктор экономических наук, профессор

woman avatar

– Один из крупнейших сельскохозяйственных вузов Центрального Черноземья, признанный на мировом уровне, – Курская государственная сельскохозяйственная академия им. И.И. Иванова – готовится к юбилею. На протяжении семидесяти лет здесь активно поддерживали инновационную и социокультурную составляющие жизни региона и страны. Екатерина Владимировна, возглавив вуз не так давно, но достаточно, чтобы оглядеться и оценить масштабы работы, какие перспективы вы видите в развитии академии?
– Действительно, скоро наш вуз будет отмечать семидесятилетний юбилей. За эти годы коллективом академии подготовлено более 50 тыс. специалистов для АПК страны и региона. Вуз всегда строит свою работу таким образом, чтобы вырастить квалифицированные кадры.

Задачи по укреплению конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг сегодня не теряют своей актуальности. АПК играет важную роль в экономике региона. Доля продукции сельского хозяйства в объеме валового регионального продукта составляет 18%. По производству сахара Курская область занимает четвертое место в России, зерна – входит в пятерку лучших субъектов РФ, а по урожайности зерновых культур занимает третье место в стране и первое – в ЦФО. И в сельском хозяйстве, и в смежных его отраслях растет конкуренция, большинство наших выпускников – работники этой сферы. Значит, мы должны сделать все, чтобы подготовить специалистов, способных обеспечить динамичный рост АПК региона.

Полагаю, развитие академии будет проходить, исходя из векторов, обозначенных перед образовательными организациями Президентом РФ. При участии бизнеса, работодателей нам предстоит активно заниматься развитием вуза, научно-исследовательской и социальной инфраструктурой, подготовкой и повышением квалификации преподавателей. Мы ставим для себя задачи обеспечения качества образования в соответствии с современными запросами рынка труда аграрного сектора, развития актуальных для реального сектора АПК направлений научных исследований, повышения эффективности и коммерческой привлекательности существующих научных школ. Настроены активно продолжать использование проектного подхода в реализации образовательных программ и бизнес-процессов.

– Какими бы прогрессивными ни были идеи, преемственность поколений составляет базовую платформу для прорыва. В качестве мощного стимула для выхода на новый виток развития и повышения авторитета вуза стало создание Ассоциации выпускников Курской ГСХА. Объединив успешных, опытных, активных и перспективных, ассоциация решает ряд важных задач. В одном из интервью вы выделили такую – «донести до молодежи, что работать в сельском хозяйстве престижно». Как именно осуществляете задуманное?
– Да, мы уже говорили о повышающейся роли специалистов АПК в экономике региона и, действительно, сегодня за выпускниками Курской  ГСХА стоит очередь. Отношение к агросектору меняется, и наша академия способствует формированию современного взгляда на агрообразование. Достаточно посмотреть на востребованность выпускников: 98,6% из них обеспечены предложениями по трудоустройству. Это объясняется тем, что студенты академии получают актуальные теоретические знания и хорошую практическую подготовку.

Для нас важно, чтобы в вуз приходили осознанные и мотивированные абитуриенты. Пони­маем, что в современных условиях необходимо заниматься профориентацией с детского сада, с начальной школы, включая в эту орбиту и родителей. Так, академия активно влилась в проект «Билет в будущее» в рамках нацпроекта «Образование». Для Курской ГСХА важна преемственность образования: от школы к среднему профессиональному образованию, а затем и высшей школе. Поэтому у нас появился проект «Аграриум» для дошкольников и школьников.

Ассоциация выпускников является своего рода связующим звеном между студентами и выпускниками академии, в число которых входят руководители крупнейших предприятий, главы районов, топ-менеджеры ведущих компаний. На базе ассоциации планируется создание центра компетенций по апробации и адаптации учебных планов вуза к реальным требованиям работодателей. Специалисты смогут дать студентам не только профессиональные знания определенного профиля, научить проектному подходу в работе, но и помочь с освоением soft skills, которые сейчас требуются от специалистов.

Большая часть студентов академии – представители семей, занятых в агробизнесе. Учатся целыми династиями. Другая часть – молодые люди, понимающие огромные перспективы агрообразования. Такому отношению способствует, в том числе, еще один проект вуза – «Выбирай профессию», в рамках которого мы наглядно формируем представление о профессиях аграрного профиля.

Курская ГСХА реализовала грант Минобрнауки РФ по созданию онлайн-курсов по тематике сельского хозяйства и сельскохозяйственных наук для национального проекта «Образование». Записанные лекции позволят студентам параллельно осваивать отдельные курсы и дисциплины, в том числе в формате онлайн.

– Увеличение интенсивности взаимодействия между образовательными, научными организациями и бизнесом набирает обороты. На повестке дня – создание крепких союзов между вузами и предприятиями. Для отрасли АПК это особенно актуально. Хотя партнерские отношения и раньше были одной из важных составляющих как учебного процесса, так и развития отрасли в целом, сегодня – это движущая сила процветания региона и страны. Расскажите подробнее об опыте коллектива в этом ключе.
– Практико-ориентированное обучение сегодня позволяет готовить специалистов с компетенциями, востребованными работодателями. Курская ГСХА сотрудничает со многими крупными предприятиями аграрного сектора региона и соседних областей. В прошлом году совместно с одним из подразделений холдинга «ЭкоНива» мы запустили пока единственный в Черноземье проект по развитию элитного бакалавриата. Теоретический базис студентам вторых-третьих курсов всех факультетов дают преподаватели академии. Практику, на основе материалов которой будут защищать курсовые и дипломные работы, студенты получают на объектах нашего партнера. Здесь же будут проходить междисциплинарные исследования по темам, предложенным компанией.

Мы отчетливо понимаем, что в вузе нельзя формировать образовательную среду без учета внешних факторов. Осознаем, что с каждым годом приходящая к нам учиться молодежь хочет стремиться к мобильности, совершенствованию знаний и навыков, всестороннему развитию. Сегодня мы являемся свидетелями смены ролей работающих в вузе педагогов, которые все более вырастают в наставников. Им тоже необходимо практическое обучение.

Расширяя партнерские связи, мы таким образом обеспечиваем возможность повышения квалификации сотрудников. Только за прошлый год в академии совместно с партнерами из реального сектора экономики созданы 4 новые базовые кафедры: интенсивного садоводства – на базе производственного предприятия «Зоринский сад», прикладной селекции и семеноводства полевых культур – компания «Защитное», технологий высокопродуктивного рационального землепользования, а также переработки растительного сырья – на базе Курского федерального аграрного научного центра.

Достигнуты договоренности о сотрудничестве с агропромышленной компанией «Мираторг». Заинтересованность этого российского производителя, в первую очередь, адресована выпускникам факультета ветеринарной медицины – для работы на крупнейшем в Европе предприятии по переработке свинины в селе Черницыно Октябрьского района.

Совместно с Россельхозбанком академия запустила образовательный проект «Школа фермера», что позволит получить уникальные прикладные знания и ознакомиться с передовым опытом сельхозпроизводителей. Обучение будет проходить на площадке Курской ГСХА с привлечением специалистов в области управления и менеджмента, садоводства и молочного скотоводства.

Еще одна совместная с Россельхозбанком инициатива – кампусный проект, который выведет вуз на новый уровень использования современных цифровых технологий. Банком создается брендированная учебная аудитория в академии для занятий по финансовым дисциплинам.


ПУТИН Владимир Владимирович, Президент РФ:
– Необходимо не просто увеличивать цифры приема, а серьезно, с участием бизнеса, работодателей, заняться развитием вузов в регионах, чтобы студенты могли получать современные знания, начать успешную карьеру на своей малой родине.

 


– Как известно, развитие агротехнологий будущего невозможно без новейших научных достижений. В условиях стагнации российской экономики особенно важно растить поколение специалистов, умеющих прогнозировать тенденции в науке. Это хорошо понимают в Курской ГСХА. Разработки ученых академии удостаиваются престижных наград на международных выставках, результаты исследований одобрены РАН. Какие научные проекты ведутся в академии сегодня? Что особенно востребовано в регионе?
– Ведется успешная научно-исследовательская работа в сфере сельскохозяйственных, биологических, технических и экономических наук. Действуют 6 научных школ, разработки наших исследователей охватывают 11 отраслей наук. Научная деятельность направлена на постоянный обмен опытом и идеями между учеными академии, воспитание научной молодежи.

Защиты докторских и кандидатских диссертаций, получение патентов, авторских свидетельств на изобретение – вот реальные результаты научных школ Курской ГСХА. Академия каждый год принимает участие в российской агропромышленной выставке «Золотая осень», где в 2020 году завоевала 9 медалей: 3 золотых, 2 серебряных и 4 бронзовых.

В 2020 году Курская ГСХА приняла активное участие в реализации форсайта Фуднет в рамках Университета 20.35, где наставниками и студентами академии были реализованы три научных проекта. В рамках научной инициативы «БайСтади» компании Bayer Crop Science победителями стали 2 научных проекта наших студентов.

Устремления академии связаны не только с удовлетворением потребностей агрокомпаний в компетентных кадрах, но и с работой на опережение технологических вызовов, лидерством в научных исследованиях. Все это способствует непрерывному росту аграрного инновационного сектора и стабильному развитию наукоемких сельскохозяйственных производств. В Курской ГСХА ведутся многочисленные совместные проекты в интересах бизнеса и государства.

На обеспечение отрасли животноводства оте­чественными высококачественными кормами направлены результаты реализации проекта по применению кормовых добавок. Эта работа ведется в сотрудничестве с научно-практическим объединением ученых МГУ им. М.В. Ломоносова «Биосоляр». В основе – сине-зеленая водоросль Spirulina platensis. Инновационные биотехнологии в кормопроизводстве обеспечат продовольственную безопасность страны в целом, а население получит востребованную органическую продукцию животноводства.

В Курской ГСХА начал свою работу научно-исследовательский центр по проведению многоцелевых исследований на различных факультетах. НИЦ оснащен комплектом оборудования для выполнения химических анализов кормов, а также биохимических исследований. Работа только разворачивается, но полагаю, что объединенные таким образом ресурсы и дальнейшее наращивание потенциала центра будут способствовать развитию научно-исследовательской деятельности в академии, расширению прикладных исследований по актуальным и перспективным направлениям подготовки.

Наверх