Международным и профессиональным стандартам – соответствует

Рязанский государственный агротехнологический университет им. П.А. Костычева в пятый раз получил сертификат соответствия международному стандарту, а также общественно-профессиональную аккредитацию 5 образовательных программ

Труды коллектива РГАТУ заслужили высокую оценку ведущих экспертов. Например, в 2020 году жюри конкурсной программы главного аграрного форума страны «Золотая осень» отметило дипломами I и II степеней, медалями золотого и серебряного достоинства представленные университетом инновационные разработки. Что особенно ценно – как поясняет врио ректора Сергей БОРЫЧЕВ, – они могут успешно применяться в различных регионах и природно-климатических областях такой огромной страны, как Россия.

Университету пришлось включиться в жизнь изменившегося мира в кратчайшие сроки. И уже сейчас можно с уверенностью сказать, что мы с честью выдержали испытание.

БОРЫЧЕВ Сергей Николаевич

Врио ректора Рязанского государственного агротехнологического университета им. П.А. Костычева, доктор технических наук, профессор, почётный работник агротехнологического комплекса РФ

woman avatar

– Стратегическая цель РГАТУ – развитие в качестве передового научно-образовательного, аналитического, консалтингового и проектного центра в сфере АПК. Каковы промежуточные результаты работы, и за счёт каких ресурсов, технологий, проектов она осуществляется?
– Подготовке грамотных кадров для АПК и других отраслей экономики, мониторингу научно-технологических потребностей аграрного производства, организации консалтингового сопровождения сельхозпредприятий способствует работа созданного в РГАТУ управления инновационной деятельности и совета молодых ученых. Осуществляются трансфер технологий и научно-технических разработок, способствующих оптимизации и повышению эффективности производственных процессов в животноводстве и растениеводстве.

Работа ведется при поддержке правительства области, а также попечительского совета вуза, в состав которого входят крупные сельхозтоваропроизводители, нуждающиеся в кадрах и заинтересованные в развитии аграрного образования в регионе.

Вуз активно взаимодействует с фирмами, давно завоевавшими рынок сельхозтехники и считающими перспективным ознакомление студентов и преподавателей с новейшими образцами. В частности, созданы специализированные учебные аудитории «Кировец» (Петербургский тракторный завод), «Агромаш» (Волжский комбайновый завод), лаборатории Гомсельмаша и Ростсельмаша, построен учебно-производственный зал по животноводству, оснащенный оборудованием передовых в этой сфере компаний DeLaval и Laly.

Применение дистанционных технологий позволяет студентам РГАТУ в режиме реального времени принимать участие в технологическом процессе крупнейших аграрных холдингов региона. Например, студенты факультета ветеринарной медицины и биотехнологий на занятиях могут наблюдать онлайн процесс доения коров с помощью специального робота на фермах компании «Вакинское Агро».

– Совершенствование содержания образования и технологий обучения, а также управления образовательными программами – один из главных ориентиров деятельности университета до 2025 года. Среди запланированных показателей – стопроцентная оптимизация учебных программ аграрного профиля. Каковы критерии и методы этого процесса, какие эффекты ожидаются?
– Для развития форм и методов учебного процесса, оптимизации содержания образовательных программ аграрного профиля в университете сформированы учебно-методические комиссии по каждому направлению подготовки.

Реализация принципов практико-ориентированного обучения требует тесного взаимодействия с работодателями. Их мнение учитывается при разработке ООП, также ими зачастую предоставляется база для производственной практики студентов с последующим трудоустройством. Результатом этой последовательной деятельности стало наличие госаккредитации у всех реализуемых в РГАТУ образовательных программ.

Проведенная независимая оценка университетской системы менеджмента качества применительно к образовательной, научной и инновационной деятельности в сфере высшего образования показала ее соответствие требованиям нового международного стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015). Одновременно 5 образовательных программ РГАТУ успешно прошли общественно-профессиональную аккредитацию и признаны отвечающими требованиям профстандартов.

– Ежегодно сотрудники университета принимают участие в конкурсной программе российской агропромышленной выставки «Золотая осень», предлагая коллегам инновационные пути оптимизации различных технологических процессов в аграрном производстве. Расскажите, пожалуйста, о проектах – 2020. В чем заключается их научно-практическая ценность?
– Несмотря на дистанционный формат 2020 год не стал исключением. В номинации «За успешное внедрение инноваций в сельское хозяйство» – золотая и 2 серебряных медали за разработку технологий предпосевной обработки семян биологическими препаратами для повышения урожайности и улучшения качества продукции, разработку средств лечения сельскохозяйственных животных. В номинации «За эффективное информационно-консультационное обеспечение АПК» представленные способы организации консультирования по программе «Создание и ведение крестьянских (фермерских) хозяйств», а также Атлас инновационной деятельности РГАТУ, обобщающий научно-технические достижения и передовой опыт университета в сфере АПК, удостоены 2 золотых и 2 серебряных медалей.

Все разработки ученых-аграриев вуза отмечены дипломами I и II степеней. Их научно-практическая ценность обусловлена высокой адаптивностью к различным условиям ведения сельского хозяйства.

– Оценка потребности АПК в специалистах, развитие сельскохозяйственного консультирования, обеспечение непрерывности аграрного образования – вот лишь некоторые мероприятия, реализуемые РГАТУ для формирования и укрепления потенциала отрасли. По вашему мнению, какие шаги необходимо предпринять для решения таких острых проблем, как дефицит кадров и повышение качества их подготовки?
– Возросшие сегодня требования к уровню подготовки кадров для АПК актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи. В РГАТУ уделяется большое внимание проведению целенаправленной просветительской работы в школах, так как выбор будущей профессии – это очень важное жизненное решение для школьников.

Совместно с администрациями Рыбновского, Пителинского, Сараевского и Шацкого районов Рязанской области на базе средних общеобразовательных школ созданы 5 агроклассов с направленностью агрономия, ветеринария, зоотехния и агроинженерия.

Также эффективной формой трудового и профессионального воспитания являются студенческие отряды, выезжающие летом на практику в села.  Отмечу, что разные виды студотрядов – животноводческие, ветеринарные, механизированные, технологические, экологические и экономические – в РГАТУ формируются ежегодно. Подводя итоги их работы, руководство и преподаватели вуза видят не только хорошую статистику по намолотам, надоям, проведенным вакцинациям животных, но и положительные отзывы из хозяйств.

В РГАТУ стремятся развивать все, что связано не только с теорией, но и практической стороной подготовки. При поддержке профильного министерства области расширяется сотрудничество с представителями агросообщества региона, укрепляется материально-техническая база и технопарк университета.

Создано и успешно развивается в вузе волонтерское движение. Это эффективный способ воспитания личности в студенческой среде. Молодые люди ведут здоровый образ жизни, помогают ветеранам войны и труда, детям-сиротам, престарелым гражданам, способствуют сохранению чистоты окружающей среды. Среди участников волонтерского движения такие общественные организации университета, как профком студентов, представительство РССМ, отряд «Звездный РГАТУ», студактив, социальный отряд «Анапа», ветеринарно-фельдшерский отряд «Преданность», отряд добровольной народной дружины, другие.

Особое значение имеют мероприятия, приуроченные к профессиональным праздникам: дни работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, университета, торжественное подведение итогов третьего трудового семестра и чествование студенческих специализированных отрядов, акция «В профессию через творчество».

Значимая роль отводится физкультурно-оздоровительной и спортивной работе, для организации и проведения которой РГАТУ располагает современной материально-технической базой: спортивно-игровые и тренажерные залы, комплексная спортивная площадка, универсальная площадка с искусственным покрытием, открытый стадион и спортивно-оздоровительный лагерь «Ласково».

Студенты университета занимаются в различных спортивных секциях: волейбола, баскетбола, мини-футбола, настольного тенниса, пауэрлифтинга, легкой атлетики, шахмат, армрестлинга, аэробики, чирлидинга, лыжной. И есть немалые спортивные достижения: так, студенты автодорожного факультета Михаил Барташевич и Константин Буцких – мастера спорта РФ по гребле на байдарках и каноэ, победители и призеры чемпионатов и первенства России, Дмитрий Павлов – мастер спорта РФ, победитель первенства Европы по классическому пауэрлифтингу.

– В период пандемии вузам пришлось адаптироваться к новым условиям работы, что повлекло за собой серьезные изменения по всем направлениям деятельности. Хотелось бы узнать о трансформациях, которые претерпел РГАТУ.
– Часть занятий в условиях пандемии проводится очно, другая – с применением дистанционных технологий. Переход на особый смешанный режим прошел спокойно, преподаватели и студенты смогли адаптироваться.

Для обеспечения учебного процесса по программам с применением дистанционных технологий в РГАТУ создана и функционирует электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС). Обеспечивается доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин и разных видов практики, изданиям электронных библиотечных систем и прочим ресурсам, обозначенным в рабочих программах. Все это осуществляется через официальный сайт университета.

Системой контролируется учебный процесс в целом, результаты промежуточной аттестации и освоения основной образовательной программы. Каждому студенту предоставлен индивидуальный авторизованный доступ к системе дистанционного обучения через интернет в необходимом объеме. Основными видами дистанционной работы являются онлайн-лекции, изучение теоретического материала, групповые и индивидуальные консультации, форумы, чаты, тестирование, выполнение заданий онлайн или офлайн, самостоятельные занятия.

Наверх