– Какие трансформации способствовали получению университетом статуса инновационной образовательной организации, отвечающей требованиям времени?
– Одним из основных инструментов, позволивших нам войти в число лидирующих аграрных вузов, я бы назвал реализацию программы развития университета. В первую очередь мы ориентируемся на современные тенденции развития отечественного аграрного образования, приоритетные направления научно-технологического развития России. Существенное внимание уделено вопросам совершенствования организационно-управленческого и кадрового обеспечения научно-образовательной деятельности университета. Целый ряд мероприятий программы направлен на решение проблемных вопросов: публикационную активность, вовлеченность научно-педагогических работников в выполнение грантовых проектов, развитие международной деятельности, укрепление и расширение связи университета с агробизнесом.
Понятно, что результата можно добиться только совместной слаженной работой всего коллектива, подразделений и администрации вуза. Некоторые показатели удалось подтянуть, используя механизмы материального стимулирования, в других случаях сработали организационно-управленческие рычаги. Большое значение имеет поддержка со стороны учредителя – Минсельхоза РФ, а также региональной власти и непосредственно губернатора области С.И. Морозова.
Университет продолжает развиваться: укрепляется материально-техническая база, создана инфраструктура для изучения дисциплин в области цифровизации АПК, взаимодействия сельхозпредприятий и компаний, расширяется международная деятельность. В целом Ульяновский ГАУ играет значительную роль в социально-экономическом развитии региона и, прежде всего, аграрного сектора.
– Программа развития университета до 2028 года направлена, в том числе, на совершенствование системы взаимодействия вуза с лицами и организациями, заинтересованными в развитии аграрного образования, а также разработку и апробацию моделей партнерских отношений с агробизнесом.
– Осуществляется адаптация образовательных программ вуза к профстандартам и требованиям работодателей. Это делается с учетом растущей конкуренции на рынке образовательных услуг через обеспечение стратегического партнерства с ключевыми работодателями области и других регионов страны, профсообществами.
Особое внимание уделяем активному вовлечению в образовательный процесс сельхозпредприятий, а также компаний с сельскохозяйственным производством – путем создания учебных классов, проектно-учебных лабораторий, образовательных центров.
Так, на факультете агротехнологий, земельных ресурсов и пищевых производств совместно с компанией «Агро-Маркет» сформирован учебный класс по защите растений. В рамках государственно-частного партнерства с группой компаний «Независимость» открыт центр землеустроительного проектирования, оценки земель и экспертизы. В сотрудничестве с компанией «ИнфоБис» создана лаборатория цифрового земледелия. При участии губернатора области 22 декабря состоялось открытие ещё двух специализированных классов: центра управления урожаем CVS – при поддержке компании «Щёлково Агрохим» и центра инновационных агротехнологий – в партнерстве с одним из крупнейших сельхозпредприятий региона свинокомплексом «Новомалыклинский» и его руководителем, почётным профессором УлГАУ Р.Н. Хайруллиным.
На факультете ветеринарной медицины и биотехнологии в сотрудничестве с компанией «Милтек» запущен учебный комплекс по содержанию КРС («умная ферма»). Близится пуск в эксплуатацию учебного класса компании «Биогранд».
На инженерном факультете открыты спецклассы крупнейших производителей сельхозтехники: «Ростсельмаша», «Гомсельмаша», Петербургского тракторного завода. Совместно с компанией «Евротехника» – проектный офис «Цифровизация и роботизация сельскохозяйственных процессов».
Все спецклассы и центры оснащены необходимыми учебными стендами и мультимедийным оборудованием. Это позволило поднять качество обучения, проводить переподготовку и повышение квалификации специалистов АПК и других отраслей.
Запланировано открытие ещё двух подобных подразделений: учебно-демонстративного класса компании «Теве Электроник Руссланд» с образцами и макетами технологического оборудования современных свиноводческих комплексов и проектного офиса в области наземных агромашин при поддержке компании «Пегас-Агро».
– В июле 2020 года вуз победил в конкурсе на предоставление гранта по участию в научно-образовательном кластере АПК Ульяновской области. Какие мероприятия будут реализованы в ближайшей перспективе?
– Напомню, как это начиналось. Необходимость подобного консорциума в регионе назрела давно, а началом можно назвать ноябрь 2017 года – когда было подписано соглашение. Кластер позволил на новом и более эффективном уровне выстроить взаимодействие образовательных учреждений, научных организаций и экономических субъектов с целью улучшения жизни на селе, распространения новаций в аграрной науке.
Грант 2020 года на развитие научно-образовательного кластера стал уже вторым. Оценивая результативность первого этапа проекта (2018-2019), можно смело говорить о его успешности. Участие приняли 422 хозяйствующих субъекта – 42,1% всех сельхозтоваропроизводителей региона. Работу высоко оценили федеральное министерство сельского хозяйства, а также на презентации Ульяновской области в рамках Дней субъекта в Совете Федерации лично председатель В.И. Матвиенко.
Сегодня проект включает более широкий спектр направлений деятельности.
Эта работа уже осуществляется. Специалисты входящих в кластер организаций совершили 56 выездов в муниципальные образования для консультаций, проведены 5 семинаров в рамках школ агронома и животновода, 4 семинара в области цифровизации.
– Наряду с другими российскими вузами в период пандемии Ульяновский ГАУ вынужден был оперативно адаптироваться к новым обстоятельствам. Как изменились процесс обучения и содержание образовательных программ?
– В первую волну пандемии образовательная деятельность в университете велась исключительно в дистанционной форме. Преподаватели оперативно освоили возможности платформ Moodlе, Skype, Zoom, были разработаны методические рекомендации. Удивительно, но посещаемость занятий, выполнение заданий в условиях дистанта возросли и количественно, и качественно. Имеющиеся технические возможности университета позволили провести ГИА онлайн.
Прием абитуриентов, в том числе иностранных граждан, осуществлялся в смешанном режиме: в традиционной форме и с применением дистанционных технологий.
Коллектив успешно завершил учебный год в условиях пандемии. Вместе с тем стало понятно, что назрела необходимость модернизации технической базы для повышения качества применения дистанционных технологий. Ректоратом предприняты меры по увеличению скорости интернета, переходу на новую платформу Moodlе, созданию виртуальных аудиторий для чтения лекций, проведению конференций и промежуточной аттестации.
Однозначно следует отметить, дистанционные технологии не заменят контактную работу преподавателя со студентом по направлениям подготовки отраслевых специалистов. Здесь значительную долю составляют лабораторные и практические занятия, предполагающие работу не только головой, но и руками. Бесспорно, тренажеры, цифровые классы необходимы, только животных, землю, растения они не заменят.
Учебный год начали в традиционной форме с выполнением рекомендаций по организации учебного процесса в условиях новой коронавирусной инфекции.
– Официально с 1 сентября 2021 года воспитательная работа – обязательная часть образовательного процесса вузов. Что планируется по части организации, содержания и форматов этого направления? Какие уже существующие наработки будут интегрированы в новую систему воспитания?
– Воспитательная работа в нашем университете никогда не останавливалась. И мы поставили задачу – сохранять и развивать сложившиеся традиции и опыт. Ученым советом университета одобрена Концепция воспитательной работы Ульяновского ГАУ до 2025 года. Как главные направления обозначены воспитание патриотизма и гражданственности, бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, формирование социально активной, творческой и конкурентоспособной личности, уважительного отношения к культуре и традициям других народов, правового сознания и социальной ответственности, экологического сознания и навыков ресурсосбережения, умений проектного менеджмента. Выстроен вектор на воспитание профессионала-агрария.
По всем основным профессиональным программам разработаны рабочие программы воспитания. Это позволяет преодолеть разрозненность и дублирование мероприятий разного уровня, выделить особенность профиля подготовки, четко определить роль студенческого самоуправления в вузе, реально внедрить проектный подход в организации воспитательной работы.
Новым для нас является введение в основные образовательные программы высшего образования курсов «Социально-психологическая адаптация первокурсников», «Организация добровольческой (волонтерской) деятельности и взаимодействие с социально-ориентированными НКО», дополнительных образовательных программ «Технологическое предпринимательство», «Инноватика».
У студенческого актива также появилась реальная возможность самостоятельного выбора в построении воспитательной деятельности.
Учебно-административное здание УлГАУ.
Научно-производственный семинар на опытном поле УлГАУ.
Проектный офис «Цифровизация и роботизация сельскохозяйственных процессов».
Главы муниципальных образований региона знакомятся с достижениями университета.