Большая семья агрообразования

О приоритетах развития отрасли

В 2018 году Минсельхозом РФ был разработан и утвержден порядок формирования рейтинга подведомственных образовательных организаций высшего образования. Эта инициатива уже дает вполне ощутимые результаты. По оценке министерства, рейтинг, составляющийся на регулярной основе по 46 показателям, позволил выявить динамику, разобраться с реальным положением дел в системе отраслевого образования. С просьбой рассказать о некоторых ключевых моментах проведенного анализа, о настоящем и будущем большого семейства аграрных вузов редакция «АО» обратилась в Департамент научно-технологической политики и образования Министерства сельского хозяйства РФ. Итак, слово учредителю.

О трех главных задачах

От аграрных вузов во многом зависит то, каким будет отечественный агропромышленный комплекс через пять, десять и более лет, ведь в условиях жесткой конкуренции аграриям нужны лучшие специалисты в своем деле.

Эта цель определяет три главные задачи, которые стоят перед отечественным агрообразованием: 1) модернизация системы обучения; 2) модернизация материально-технической базы подведомственных учреждений; 3) развитие системы профессиональных квалификаций.

Так, например, для развития отраслевой системы профессиональных квалификаций Минсельхозом РФ совместно с Росагропромсоюзом впервые утвержден и уже начал реализовываться план совместных мероприятий на 2020-2021 годы. Уже в ближайшее время будут определены площадки для апробации в пилотном режиме профессионального выпускного экзамена в форме независимой оценки квалификации. Экзамен добровольный, но полученный сертификат позволит молодым специалистам рассчитывать на дополнительный бонус при трудоустройстве.

Об итогах-2020

Конечно, пандемия, с которой столкнулся сегодня весь мир, – беспрецедентная ситуация. Это также вносит свои коррективы в стратегические планы развития отраслевого образования.

Коронавирус стал серьезным стресс-тестом для всех вузов, в том числе аграрных. Прошедший 2020 год стал для них временем перехода от применяемых в образовании традиционных подходов к новым: онлайн-форматам, дистанционным технологиям, прокторингу. На передний план вышли особые требования к преподавателям, сотрудникам и обучающимся, связанные с активным использованием электронной информационно-образовательной среды. Необходимо было ускоренно внедрять современные образовательные практики и технологии. Возникла потребность в пересмотре механизмов, обеспечивающих последовательное изучение учебных дисциплин.

Как показал проведенный Минсельхозом РФ мониторинг, наиболее эффективной схемой образовательной деятельности является смешанная модель – совмещение очных и онлайн-форматов. В особенности при проведении занятий, предусматривающих приобретение у обучающихся практических навыков и умений.

О профориентации и трудоустройстве

Наконец, говоря о подготовке кадров в долгосрочной перспективе, нельзя не сказать о еще одной важной задаче. Речь о выработке мер по привлечению мотивированной молодежи к обучению и дальнейшей работе в АПК. Тут также есть свои проекты и вузы-лидеры.

Например, в Тамбовской области очень серьезно подошли к проекту создания агроклассов для профориентационной работы со школьниками. Мичуринский государственный аграрный университет активно ведет работу с десятками школ и колледжей. В проекте участвует даже несколько детских садов. На повестке дня стоит вопрос проработки механизма финансирования функционирования агроклассов при поддержке субъектов РФ и бизнес-структур.

Другая сторона этой задачи – успешное трудоустройство выпускников по полученным в вузах специальностям.

Как известно, проблема трудоустройства остается одной из самых сложных для российской высшей школы. Минсельхоз РФ активно занимается ее решением. Например, в 2019 году из 32 068 выпускников, обучившихся за счет средств федерального бюджета, в первый год после окончания вуза было трудоустроено на отраслевые предприятия АПК и в органы исполнительной власти субъектов РФ 23 412 человек – это 73%.

Об устойчивом финансировании

На протяжении двух последних лет Минсельхоз РФ последовательно увеличивает объемы финансирования аграрных вузов.

Из предварительных итогов 2020 года отметим, что в этом году на ресурсное обеспечение аграрных вузов было выделено более 30 млрд. рублей – почти на 2 млрд. больше, чем в 2019 году. Происходит ежегодное – на 2 млн. рублей – увеличение финансирования на выполнение научно-исследовательских работ в аграрных вузах по заказу Минсельхоза РФ. Также и на капитальный ремонт зданий аграрных вузов в 2020 году было выделено на 310 млн. рублей больше, чем в предшествующем. Кроме того, в соответствии с поручением Правительства РФ, начиная с 2020 года и в течение последующих пяти лет, для аграрных вузов предусмотрено ежегодное выделение из федерального бюджета по 500 млн. рублей на приобретение сельскохозяйственной техники отечественного производства.

Однако увеличение бюджетного финансирования не снимает вопроса о необходимости разработки новых экономических моделей развития аграрных вузов. Напротив, большое количество современных вызовов ставит его острее. Минсельхозом РФ уже начал реализовываться план стажировок для обмена опытом по таким важным направлениям деятельности, как эффективное использование имущественного комплекса, оптимизация расходов и увеличение доходов от образовательной и научно-исследовательской деятельности. В ноябре 2020 года в режиме видео­конференцсвязи состоялся первый семинар по этой тематике. А в 2021 году запланированы еще 15 подобных стажировок.

О лучших практиках ГЧП

Развивать образование и аграрную науку необходимо в непосредственном контакте с теми, кто уже сейчас добивается лучших показателей на полях и фермах. Поэтому государственно-частное партнерство для вузов сегодня актуально как никогда. И примеров качественного ГЧП, которое приносит ощутимые результаты, становится все больше.

Так, в сентябре прошлого года Российский госу­дарственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева запустил первый проект по повышению квалификации преподавательского состава на площадке группы «Черкизово». На базе этого же университета открыт инновационно-образовательный центр «ФосАгро». На территории площадью 300 кв. метров разместились лекторий вместимостью 70 человек, фитокласс для практических занятий, зона мастер-классов и библиотека. Это уникальное образовательное пространство нацелено на развитие научных исследований, модернизацию и диверсификацию подготовки квалифицированных специалистов, академическую мобильность. Реализация этого проекта поможет выполнить поставленные задачи по интеграции отраслевого образования, науки и бизнес-структур. Помимо этого, по заказу Фонда инфраструктурных и образовательных программ РГАУ – МСХА им. К.А. Тимирязева разрабатывает дополнительную профессиональную программу повышения квалификации по теме «Биологические и инструментальные методы контроля качества товаров народного потребления с использованием нанотехнологического оборудования и расходных материалов российских производителей».

Кубанским государственным аграрным университетом совместно с ведущими российскими и зарубежными компаниями созданы 30 учебно-производственных центров. Значимым для университета является сотрудничество с предприятиями «ФосАгро», «Сингента», «Щелково-Агрохим», «Тойота Инжиниринг Корпорейшен» и другими, где студенты успешно проходят практику и получают возможность дальнейшего трудоустройства.

В Вятской ГСХА совместно с агропромышленным холдингом «Дороничи» создана научная лаборатория инновационных пищевых производств, а также аудитория цифровых компетенций в АПК. А совместно с компанией «Елгань» академия проводит научно-исследовательские работы по оптимизации технологии возделывания кормовых культур, совершенствованию рационов кормления крупного рогатого скота, по трансплантации эмбрионов от высокопродуктивных коров. На предприятии организована работа по стажировке преподавателей и студентов всех пяти факультетов академии.

В 2020 году Омский ГАУ совместно с Рос­сельхоз­банком открыл цифровой ситуационный центр – научную и образовательную инновационную площадку для работы с реальными производственными кейсами, большими данными, предсказательной аналитикой, искусственным интеллектом. Мини-ЦОД ситуационного центра с объемом для хранения свыше 50 терабайт и вычисления свыше 50 терафлопс станет стержнем развития цифрового университета. Общая стоимость проекта 12 млн. рублей.

Орловский ГАУ осуществляет научное сотрудничество с более чем 50 различными организациями. Заключены 39 договоров на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В Башкирском ГАУ совместно с Россельхоз­банком реализуется проект «Школа фермера» – программа теоретического и практического обучения построению эффективного фермерского бизнеса с нуля и повышения квалификации уже начавших свое дело предпринимателей. Также в университете создана брендированная учебная лаборатория Россельхозбанка с оснащением современными оборудованием и компьютерами.

Уральским ГАУ совместно с компанией «Победа-1» разработан новый пилотный проект по производству отечественных белковых компонентов для питания детей раннего возраста. Получено отечественное сырье для производства заменителя грудного молока – сухая молочная деминерализованная сыворотка (смесь СДС-93), обладающая лучшими показателями по сравнению с импортными аналогами. Помимо этого, на основе извлечения полной гаммы активных сывороточных белков из молозива КРС разработан новый отечественный продукт профилактического диетического питания с высокими иммунокоррегирующими свойствами «Иммунокол».

В 2020 году Донским ГАУ заключены соглашения о сотрудничестве и партнерстве с такими крупными предприятиями и агрохолдингами, как агрокомплекс «Ростовский», «Светлый», Семи­каракорский сыродельный комбинат и другие. Летом того же года подписано соглашение о сотрудничестве и партнерстве с агропромышленным холдингом «Дороничи», и уже в ноябре по приглашению университета агрохолдинг принял участие во всероссийской акции «Время карьеры». Компания провела для студентов онлайн-экскурсию по крупнейшей в Приволжском федеральном округе мегаферме.
Важно, что и государство принимает своевременные необходимые меры для дальнейшего укрепления сотрудничества индустриальных партнеров и работодателей с отраслевыми образовательными организациями. Так, в рамках госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» предусмотрено возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям до 30% (с 2021 года – до 90% по образовательным организациям, подведомственным Минсельхозу РФ):
– фактически понесенных затрат работодателя по привлеченным к производственной деятельности студентам (производственная практика);
– фактически понесенных в году предоставления субсидии затрат по заключенным с работниками ученическим договорам и целевым договорам на прохождение обучения.


На протяжении двух последних лет Минсельхоз РФ последовательно увеличивает объемы финансирования аграрных вузов. Из предварительных итогов 2020 года отметим, что в этом году на ресурсное обеспечение аграрных вузов было выделено более 30 млрд. рублей – почти на 2 миллиарда больше, чем в 2019 году.


В рамках ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство» будет создана отраслевая электронная образовательная среда «Земля знаний», которая позволит обучающимся дистанционно получать знания и компетенции в области цифровых технологий.



На сегодняшний день в зоне ответственности Минсельхоза РФ как учредителя находится 54 вуза (с 34 филиалами). Это 12% образовательных организаций высшего образования федерального подчинения. Таким образом, ведомству удалось сохранить уникальную специфику отраслевого образования, а семейство агровузов по-прежнему остается крупнейшей отраслевой образовательной сетью страны.


На повестке дня стоит вопрос проработки механизма финансирования агроклассов при поддержке субъектов РФ и бизнес-структур.

Об отраслевой науке

Для начала немного статистики. Если в 2016 году аграрными вузами было выполнено 129 научных исследований и научно-исследовательских разработок на общую сумму 186,5 млн. рублей, то в 2020 году – 150 НИР на сумму 206 млн. рублей.

Потенциал у аграрных вузов – огромный. И сегодня перед ними поставлена цель – развитие передовых научных исследований аграрного направления, интеграция научной и образовательных функций, которую нужно провести как можно более оперативно. Безусловно, значительный импульс для достижения придаст, например, создаваемый ныне на базе Тимирязевской академии научный центр мирового уровня (НЦМУ) «Агротехнологии будущего». Важную роль играет и Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы (ФНТП). Если в 2019 году в ней участвовали 10 подведомственных Минсельхозу РФ образовательных организаций, то в 2020-м – уже 14. Надо заметить, что значительно увеличилось и финансирование этой программы: с 17,8 млн. в 2019 году до 122,5 млн. рублей в 2020-м.

Отдельно стоит остановиться на участии подведомственных Минсельхозу РФ образовательных организаций в трех подпрограммах ФНТП. Так, на ноябрь 2020 года в реализации подпрограммы «Развитие селекции и семеноводства картофеля в РФ» задействованы 14 аграрных вузов. В частности, ими реализуются дополнительные профессиональные программы по перспективным направлениям картофелеводства. Например, в Красноярском ГАУ открыто направление в магистратуре, в учебный план введены новые дисциплины: «Картофелеводство», «Биотехнологии в растениеводстве», «Серти­фи­кация семян», «Контроль качества производ­ства и хранения картофеля». Воронежский ГАУ подключился к реализации подпрограммы «Развитие селекции и семеноводства сахарной свеклы в РФ». Помимо этого, в настоящее время определяется роль и степень участия аграрных вузов в подпрограмме «Создание отечественного конкурентоспособного кросса мясных кур с целью получения бройлеров».

 

P.S. Редакция благодарит за помощь в подготовке публикации пресс-службу Министерства сельского хозяйства РФ.

Наверх