– Вугар Алиевич, с 2021 года официально стартует национальный проект «Наука и университеты». Он еще активно обсуждается, однако можно ли назвать ключевые цели и параметры, особенно важные для отраслевой науки и образования?
– Во многих смысловых аспектах единый национальный проект «Наука и университеты» является преемником мероприятий нацпроекта «Наука», в связи с чем включает как параметры уже действующих нацпроектов («Наука» и «Образование»), так и новые целевые показатели в части высшего образования. Реализация единого нацпроекта позволит в ближайшее десятилетие – за счет создания эффективной интеграции системы научных исследований и системы высшего образования – достичь национальных целей и стратегических задач, утвержденных Президентом РФ в соответствующем указе от 21 июля 2020 года.
Департамент координации деятельности организаций в сфере сельскохозяйственных наук Минобрнауки РФ является участником двух мероприятий нацпроекта «Наука и университеты», в частности, его составной части – федерального проекта «Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям» (сокращенное название – «Исследовательское лидерство»). Ожидаемые результаты мероприятий, за реализацию которых ответственен департамент, обозначены в проекте, а именно: «создано нарастающим итогом не менее 35 селекционно-семеноводческих и селекционно-племенных центров в области сельского хозяйства для создания и внедрения в агропромышленный комплекс современных технологий на основе собственных разработок научных и образовательных организаций» и «создано не менее 5 агробиотехнопарков».
Хочу отметить: в части развития науки в сфере сельского хозяйства впервые за последние годы осуществляется государственная поддержка создания сети селекционно-семеноводческих и селекционно-племенных центров. Их основная деятельность будет направлена на формирование конкурентоспособных отечественных селекционных форм, разработанных на основе современных генетических методов и прорывных агробиотехнологий, для решения проблем импортозамещения и увеличения экспортного потенциала АПК страны.
– В каких форматах планируется включение в эти направления вузов отраслевого образования?
– Вузы аграрного профиля – наряду с научными организациями аграрной отрасли, – используя свой научный потенциал и обладая собственными разработками в сфере агробиотехнологий, могут стать полноправными участниками мероприятий по созданию и развитию селекционных центров. Для этого необходимо подготовить соответствующие программы и представить их на Межведомственном совете – специальном координационном органе по рассмотрению вопросов о создании селекционно-семеноводческих и селекционно-племенных центров в области сельского хозяйства. И, в случае одобрения, принять участие, начиная с 2021 года, в конкурсе на распределение грантов в форме субсидий. Попутно проинформирую читателей: в совет, созданный в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 27 ноября 2019 года, входят представители федеральных органов исполнительной власти, Российской академии наук, ведущие ученые, занимающие лидирующие позиции в различных областях научных исследований и разработок по приоритетам научно-технологического развития, представители реального сектора экономики, органов власти субъектов РФ, депутаты Госдумы РФ.
Если речь идет в целом об участии вузов в новом нацпроекте, то, на мой взгляд, в первую очередь это позволит им стать важными отраслевыми федеральными и региональными научно-образовательными центрами – расширить спектр образовательных программ, нарастить исследовательский потенциал, произвести сдвиг от собственно исследований в сторону технологического развития. Это поможет полученные научные знания трансформировать в прикладную плоскость и масштабировать их. И, таким образом, стать драйвером социально-экономического развития субъекта РФ и страны в целом.
– Судя по названию, у возглавляемого вами департамента довольно непростая и многозадачная миссия. Каковы ее ключевые моменты?
– Департамент осуществляет деятельность в соответствии с положением, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 27 ноября 2018 года, № 1058. В рамках своих полномочий действительно реализует широкий комплекс мероприятий по достижению ключевого показателя Доктрины продовольственной безопасности РФ, а именно: обеспеченности на уровне 75% отечественным селекционно-генетическим материалом высших репродукций, который закреплен за Минобрнауки РФ.
Ключевыми мероприятиями по достижению этого показателя являются завершение реструктуризации сети научных организаций и присоединение к ним преобразованных ФГУП в качестве экспериментальных площадок; создание новых лабораторий по приоритетным направлениям научных исследований, селекционно-семеноводческих и селекционно-племенных центров и агробиотехнопарков в рамках нацпроекта «Наука и университеты»; реализация Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на период до 2026 года; обновление парка сельскохозяйственной техники подведомственных организаций сельскохозяйственного профиля совместно с АО «Росагролизинг»; создание центра анализа генома по сельскохозяйственным растениям и сельскохозяйственным животным на базе ведущих научных центров; внедрение цифрового агротехнологического стандарта и развитие цифровой селекции.
– Выше вы отметили, что единый нацпроект «Наука и университеты» – интегрированное продолжение, в частности, нацпроекта «Наука», взявшего старт в 2018 году. Что уже сделано в сфере агронауки и образования?
– Прежде всего, в рамках проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации», являющегося составной частью нацпроекта «Наука», подготовлена необходимая нормативная правовая база для создания не менее 35 селекционно-семеноводческих центров. В частности, разработан и утвержден приказ Минобрнауки РФ о порядке формирования и отбора программ создания и развития селекционных центров, сформирован Межведомственный совет по указанным вопросам, разработано и утверждено постановление Правительства РФ от 25 марта 2020 года, №329 о порядке проведения конкурсного отбора с целью доведения грантов.
Начата практическая работа по созданию селекционно-семеноводческих и селекционно-племенных центров. Так, в 2019 году в результате проведенного конкурса было отобрано 18 селекционно-семеноводческих центров, в 2020-м – 15. В общей сложности в отборе приняли участие 118 организаций, из них 34 – образовательные, подведомственные Минобрнауки РФ и Минсельхозу РФ, остальные – научные организации. В 2021 году состоится завершающий, третий этап отбора программ создания и развития селекционно-семеноводческих и селекционно-племенных центров.
Далее, относительно агробиотехнопарков определены субъекты РФ, где планируется их создание, начиная с 2022 года. В настоящее время проводится подготовительная работа. Так, например, совместно с Минпромторгом РФ с целью единообразия терминологии, а также возможности применения к агробиотехнопаркам государственных мер стимулирования деятельности в сфере промышленности предложено включить в действующие требования к технопаркам понятие агропромышленных технопарков (агробиотехнопарков). Соответствующее изменение включено в разработанный Минпромторгом РФ проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года, №1863».
– В сентябре 2020 года был анонсирован еще один большой проект – создание научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Агротехнологии будущего». Отмечалось, что департамент станет его координирующим центром.
– Да, НЦМУ «Агротехнологии будущего» вошел в перечень научных центров мирового уровня. Это решение утверждено распоряжением Правительства РФ от 24 октября 2020 года, №2744-р.
Научные центры мирового уровня созданы в формате консорциумов в рамках нацпроекта «Наука». В состав участников консорциума НЦМУ «Агротехнологии будущего» вошли 7 ведущих научных центров, 5 из которых являются подведомственными организациями Минобрнауки РФ.
Департамент принимал непосредственное участие в обсуждении, рассмотрении и формировании целей и направлений исследований нового центра с учетом современных вызовов и масштабных задач, стоящих перед агропромышленным комплексом России. При постановке целей и определении научных направлений мы ориентировались на документы стратегического характера, а именно: «Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации», указ Президента РФ от 21 июля 2016 года, №350 «О научно-технической политике в интересах развития сельского хозяйства», постановление Правительства РФ от 25 августа 2017 года, №996 «Об утверждении федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы», Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденную указом Президента РФ от 21 января 2020 года, №20.
В рамках созданного НЦМУ на основе междисциплинарного научного подхода будут сформированы и реализованы современные наукоемкие технологии, новые инновационные проекты и разработки в области цифровых технологий, ускоренного создания новых селекционных форм с использование генетических методов, точного земледелия, качественных функциональных продуктов питания.
– Какую институциональную роль в деятельности НЦМУ призвана сыграть высшая школа?
– Современная аграрная наука – это симбиоз фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, направленных на решение глобальных вызовов. Следовательно, аграрная наука должна быть обеспечена высококвалифицированными специалистами различных направлений, способными ставить и решать актуальные задачи в соответствии с мировыми трендами развития сельского хозяйства. Задача высшей школы состоит в подготовке таких специалистов, владеющих современными методами и технологиями и умеющими не только их применять, но и развивать и модернизировать.
Тренды развития агропромышленного комплекса мировых держав основаны на передовых наукоемких технологиях. Сегодня аграрному сектору нужны высококвалифицированные специалисты в области молекулярной генетики, биоинформатики, искусственного интеллекта, другие. В связи с этим назрела необходимость создания в ведущих классических университетах факультетов фундаментальной агробиотехнологии.
В целом – начнет выстраиваться модель реально действующей интеграции науки и образования. Например, в рамках НЦМУ и реализации различных научных проектов будут привлечены, наряду с учеными, и студенты. НЦМУ будет активно влиять на развитие образовательных программ, основанных на знаниях по современным фундаментальным проблемам агропромышленного комплекса. Запланировано и формирование ряда курсов по приоритетным направлениям: таким как молекулярная биология, геномная селекция и цифровые технологии в сельском хозяйстве. Эти и другие мероприятия помогут пополнить отрасль молодыми учеными, и в итоге – создать необходимые условия для будущего поступательного и устойчивого развития агропромышленного комплекса России, основанного на передовых наукоемких технологиях (подробнее о центре «Агротехнологии будущего» читайте далее в номере. – Прим. ред.).
– Еще несколько лет назад отраслевые вузы неоднократно поднимали острую проблему – о невозможности их участия (в силу ведомственной принадлежности) в различных конкурсных проектах и программах, реализуемых Минобрнауки РФ. В рамках Программы стратегического академического лидерства (ныне переименованной как «Приоритет-2030») этот отраслевой барьер, наконец, решено ликвидировать. Будет ли такая безбарьерная практика перенесена и на иные программы и проекты?
– Достижение обозначенных Президентом РФ национальных целей требует участия в национальных проектах максимально широкого круга субъектов, вне зависимости от отраслевой специфики. Это определяется «характером нашей страны, ее масштабной региональной организацией территории». Поэтому консолидация усилий и потенциала всех заинтересованных сторон становится практически обязательным условием. И тем более для научных или образовательных организаций высшего образования и организаций реального сектора экономики, которые являются основными потребителями результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в виде опытных разработок (образцов), технологий, результатов интеллектуальной деятельности. Именно такая консолидация даст синергетический эффект в развитии агропромышленного комплекса страны. Уверен, что хорошим примером являются мероприятия, за которые, в рамках национального проекта, ответственен наш департамент: в них участвуют как научные организации аграрного профиля, так и аграрные вузы.
– Как вы в целом оценили бы сегодняшний уровень межведомственного взаимодействия Минсельхоза РФ и Минобрнауки РФ? Какие совместные эффективные форматы работы уже удалось выработать двум министерствам?
– На сегодняшний день Минобрнауки РФ с подведомственной сетью научных организаций сельскохозяйственного профиля совместно с Минсельхозом РФ осуществляют реализацию целого ряда стратегических документов и государственных задач. В том числе посредством создания межведомственных советов, комиссий и рабочих групп по важнейшим направлениям развития агропромышленного комплекса России. Также формируют и реализуют комплексные планы научных исследований и подпрограмм Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на период до 2026, Доктрины продовольственной безопасности РФ; проводят совместные еженедельные координационные совещания по вопросам тиражирования отечественных селекционных достижений, а также совместные совещания в формате ВКС по рабочим вопросам.
Взаимодействие Минобрнауки РФ и Минсельхоза РФ может быть примером эффективного сотрудничества для других федеральных органов исполнительной власти.