Из 2020 в 2030: новая стратегия развития СПО

Из 2020 в 2030: новая стратегия развития СПО

Проект Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2030 года был представлен на октябрьском заседании коллегии Минпросвещения РФ. Документ разрабатывался с начала 2020 года ведущими экспертами в сфере среднего профессионального образования по пяти приоритетным направлениям.
ГЛУШКО Дмитрий Евгеньевич
ГЛУШКО Дмитрий Евгеньевич
Первый заместитель министра просвещения РФ
ДЕМИН Виктор Михайлович
ДЕМИН Виктор Михайлович
Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России, доктор педагогических и кандидат экономических наук, действительный член Академии профессионального образования России
УРАЗОВ Роберт Наилевич
УРАЗОВ Роберт Наилевич
Генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)»

Стремительно растет популярность профессионального образования благодаря программно-целевому подходу Минпросвещения РФ, который уже более двадцати лет лежит в основе управления развитием СПО.

В июле 2013 года коллегией Минобрнауки РФ была утверждена Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года. По итогам проделанной работы с начала года формируются новые направления развития СПО до 2030 года. В настоящее время по всей стране функционируют свыше 3,6 тыс. колледжей, в которых обучаются более 3 млн. человек. Созданы свыше 12 тыс. учебно-лабораторных зданий, в которых трудятся порядка 360 тыс. педагогов и мастеров производственного обучения. Это внушительные показатели, подтверждающие высокий престиж рабочих профессий. Ежегодно наблюдается положительная динамика количества поступающих в учреждения СПО. Минпросвещения РФ внимательно следит за трудоустройством выпускников. Несмотря на объективные сложности 2020 года, лишь около 1% испытывают проблемы с поиском работы, получая при этом соответствующую поддержку.

Система СПО призвана обеспечить экономику страны квалифицированными кадрами, решив главный вопрос: каких специалистов готовить, в каком объеме и к какому времени. В 85 субъектах России совместно с Агентством стратегических инициатив и Союзом «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» реализуется проект регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста, цель которого – развитие инвестиционных проектов и внедрение оценки готовности выпускников СПО к выходу на рынок труда. Кроме того, совместно с Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства проведен пилотный эксперимент с участием 10 регионов РФ по синхронизации системы подготовки кадров в СПО и кадровых потребностей экономики субъектов страны, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса. В результате сформирован пилотный перечень перспективных приоритетных профессий и специальностей для МСП. Изменен подход к формированию контрольных цифр приема в части учета потребностей в подготовке кадров для предприятий.

Для достижения поставленных целей сформирована новая структура управления на федеральном уровне – Департамент государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения. Основной акцент сделан на развитии содержания и повышении качества СПО. Проведена реорганизация подведомственного учреждения, выполняющего функции обновления содержания образования: Межрегиональный институт повышения квалификации специалистов профессионального образования переименован в Институт развития профессионального образования. Создан партнерский совет по взаимодействию с работодателями в рамках повышения качества подготовки кадров по запросу экономики. В его состав вошли крупнейшие промышленные компании страны: «Норильский никель», «Ростелеком», Челябинский трубопрокатный завод, Ассоциация развития финансовой грамотности, Центральный банк РФ, Объединенная судостроительная корпорация и другие. При департаменте учрежден экспертный совет с целью совершенствования системы СПО и экспертной оценки новых проектов. Он объединил представителей НИУ ВШЭ, РАНХиГС, Национального фонда подготовки кадров, Союза директоров ссузов России, Московского центра качества образования, Национального агентства развития квалификаций, Государственного института новых форм обучения, Российского союза промышленников и предпринимателей, Агентства стратегических инициатив.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 

реализации Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2030 года.

1) Постоянное обновление содержания профессионального образования и обучения в соответствии с актуальными и перспективными требованиями к квалификации работников и развитием технологий:
– актуализация существующих ФГОС и разработка новых с учетом конгломерации квалификаций, профессий и специальностей (образовательная программа собирается по принципу «конструктора компетенций»);

В настоящее время ФГОС обновлены по 87 из 485 профессий и специальностей, еще 19 находятся на утверждении, в том числе по трем новым профессиям.

– учет профстандартов при разработке примерных образовательных программ (не ФГОС), обеспечение вариативности и гибкости ОП с тонкой настройкой под запросы конкретных работодателей, сокращение сроков обучения по программам СПО;
– возобновление работы реестра примерных ООП (не действует с 2019 года) в части образовательных программ СПО с обновлением соответствующей нормативной базы;
– формирование концептуальных подходов к разработке, использованию и обновлению учебных пособий, усиление контроля их качества, восполнение нехватки учебников по профес­сиональным циклам;
– повышение качества общеобразовательной подготовки посредством обновления методик и технологий преподавания с учетом профессиональной направленности программ СПО, включением элементов интенсивного обучения, прикладных модулей, применением ДОТ и ЭО, сетевых форм обучения, проведением ежегодных всероссийских проверочных работ;
– аттестация обучающихся и независимая оценка полученных компетенций студентов и выпускников СПО и их готовности к выходу на рынок труда в виде демонстрационного экзамена (на реальных практических задачах);
– повышение доступности и качества проф­образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ;
– организация международного сопоставительного исследования национальных систем СПО (с участием не менее пяти стран как минимум по пяти компетенциям) по разработанной в РФ методологии на основе оценки образовательных результатов обучающихся и их готовности к выходу на рынок труда;
– проведение фестивалей профессий и проф­ориентационного тестирования школьников в рамках федерального проекта «Билет в будущее»;
– организация открытых онлайн-уроков с учетом опыта цикла «Проектория», направленных на раннюю профориентацию, популяризацию рабочих профессий и образа профессионала среди обучающихся общеобразовательных организаций.

Ежегодно не менее 150 тыс. школьников проходят профориентационное тестирование и профессиональные пробы. Не менее 6 млн. принимают участие в 12 открытых онлайн-уроках. В результате учебные учреждения СПО получают абитуриента нового уровня с первичными профессиональными навыками и надпрофессиональными компетенциями, выбирающего индивидуальную траекторию профессионального развития.

2) Формирование нового ландшафта сети СПО, обеспечивающего гибкое реагирование на социально-экономические изменения, гармонизация результатов обучения с требованиями в сфере труда:
– улучшение инфраструктуры и повышение уровня материально-технической оснащенности колледжей и техникумов, создание мастерских, соответствующих современным международным стандартам, малых инновационных предприятий, учебно-производственных участков, на которых студенты смогут работать и зарабатывать параллельно с учебой;
– гармонизация структуры подготовки кадров и запросов рынка труда, начиная с разработки новой методики определения КЦП на основе цифровой платформы прогнозирования потребности в профессиональных кадрах, в том числе в сфере МСП;
– структурирование и распределение функ­ционала новых организационных элементов, созданных в системе СПО;

По состоянию на 2020 год в системе СПО функционируют 7 МЦК, 29 ЦОО, 149 СЦК, 85 РКЦ, 121 БПОО, 40 РУМЦ и другие структуры.

– дифференциация мер поддержки и программ развития учреждений СПО в зависимости от их типа и целей: от колледжей высоких технологий до организаций СПО, которые готовят кадры для малого и среднего бизнеса, и от колледжей в мегаполисах до ссузов в малых городах и селах;
– экспорт технологического суверенитета: создание филиалов российских техникумов и колледжей за границей, привлечение студентов из-за рубежа (по данным на 2020 год, количество иностранных граждан среди обучающихся составляет менее 1%);
– продолжение обновления материально-технической базы ссузов, в частности, закупки оборудования в соответствии с актуальными инфраструктурными листами по соответствующей компетенции с последующей аккредитацией мастерской в качестве центра проведения ДЭ и организацией промежуточной и/или итоговой аттестации в форме ДЭ.

В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)» к 2024 году должно быть создано 5 тыс. современных мастерских. До конца 2020 года откроются 774 мастерские в 150 образовательных организациях 70 субъектов РФ.

3) Повышение финансовой устойчивости и целевая поддержка образовательных организаций, которые готовят рабочих (служащих) и специалистов среднего звена:
– введение гибких нормативов финансирования образовательных программ СПО;
– повышение эффективности деятельности учреждений СПО через рыночные механизмы, развитие внебюджетной деятельности (в настоящее время внебюджетные поступления колледжей составляют не более 18%): вовлечение деловых кругов регионов и макрорегионов в управление ссузами, включение колледжей в реализацию инвестиционных проектов;
– внедрение новых экономических механизмов привлечения и закрепления высококвалифицированных специалистов из секторов экономики в качестве преподавателей.

4) Приведение квалификации руководящего и преподавательского состава колледжей в соответствие с современными требованиями к кад­рам:
– повышение квалификации педагогов по применению новых методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО, реализуемых на базе основного общего образования;

Российский государственный профессионально-педагогический университет может стать центром обучения педагогическим компетенциям специалистов, приходящих на работу в колледжи с предприятий, а Академия Ворлдскиллс Россия – базовой организацией по профессиональной подготовке кадров, не имеющих опыта работы на производстве.

– формирование современных управленческих команд нового типа, современного набора педагогических компетенций, необходимых для работы в СПО в условиях обновления его инфраструктуры, содержания и технологий;
– проведение ежегодного всероссийского конкурса «Мастер года» и аналогичных региональных конкурсов в 32 субъектах РФ с целью выявления и поощрения талантливых и инициативных мастеров производственного обучения, расширения творческих связей и обмена новыми идеями и достижениями, повышения уровня профессионализма и развития потребностей в совершенствовании мастерства, распространения передового опыта педагогической деятельности в системе СПО.

5) Развитие культуры профессиональных соревнований в системе СПО для повышения эффективности образовательной и проектной деятельности:
– обеспечение подготовки и участия российской сборной в чемпионатах по профессиональному мастерству под эгидой международной организации WorldSkills International, а также проведение национальных чемпионатов по стандартам WorldSkills;
– организация национального чемпионата «Абилимпикс», подготовка национальной сборной для участия во всероссийских и международных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ОВЗ.
 

Национальный чемпионат по профессиональному мастерству «Абилимпикс» – эффективный инструмент трудоустройства людей с инвалидностью и ОВЗ, позволяющий продемонстрировать их профессиональные возможности работодателям.

Для решения поставленных перед системой СПО задач в рамках вышеперечисленных направлений будут привлекаться средства из различных источников: ресурсы учреждений проф­образования, средства федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, внебюджетных частных инвесторов, в том числе в контексте реализации механизма государственно-частного партнерства, и других участников финансово-хозяйственной деятельности.

Проект новой стратегии получил положительные отзывы участников заседания с рядом дополнений и рекомендаций. Генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» Роберт Уразов одобрил проект, особо отметив своевременность и адекватность инициативы проведения международного сравнения национальных систем СПО, и призвал обратить пристальное внимание на профессиональную ориентацию взрослых в рамках непрерывного образования, развитие центров опережающей подготовки и цифровизацию сферы профобразования. В части обновления содержания СПО важно учитывать текущие и предстоящие тенденции в экономике. Задача колледжей – выпускать больше специалистов в области цифровых технологий. В ближайшем будущем также нужно быть готовыми к внедрению образовательных программ по перспективным технологиям, в частности, геномике и биотехнологиям, поскольку их реализация приведет к взрывному росту занятости.

Президент Союза директоров ссузов России Виктор Демин поддержал цели стратегии, попутно обозначив внутренние проблемы системы СПО, которые могли бы повлиять на ее успешную реализацию. В последнее время в контексте развития экономики и трансформации рынка труда в регионах очень быстро меняется структура квалификаций и потребностей в кадрах. При этом механизм пересмотра стандартов, учебных планов и программ носит рутинный и трудоемкий характер. В разработке нуждаются новые подходы к формированию учебно-программной документации, которые помогут учреждениям СПО избавиться от ее избыточности и сосредоточиться на конкретной работе по подготовке специалистов.

Также Виктор Демин подчеркнул необходимость цифровой трансформации профобразования. Электронные ресурсы, которые достаточно успешно используются на других уровнях образования, далеко не в полной мере задействованы в системе СПО. Существуют проблемы с материально-технической базой, которые проявились в условиях интенсивного развития дистанционного образования, технологий, кадров, контента. Организации профобразования, как правило, весьма слабо ориентируются в огромном массиве разработок на рынке услуг. Поэтому задача эффективного использования ресурсов преподавателями и руководителями становится приоритетной.

Сейчас учреждения СПО испытывают нехватку литературы и методического сопровождения подготовки кадров. В три раза сократился выпуск современных учебников, многие дидактические и методические пособия вступают в противоречие с инновационными технологиями, которые внедряются в систему СПО. Союз директоров ссузов России предлагает решить этот вопрос в рамках реализации федерального проекта «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)».

Для укрепления единого образовательного пространства в программе должны занять достойное место три тезиса: социальные стандарты, межбюджетные отношения и рейтингование колледжей и систем профобразования. Несмотря на различные экономические условия в субъектах РФ следует определить минимальные стандарты во всех регионах, создав равные возможности и гарантии для развития образовательной и социальной сферы, в том числе необ­ходимой инфраструктуры питания, медицинского обслуживания и физического воспитания. Необходимо снять ограничения для абитуриентов, обеспечив соблюдение их конституционных гарантий и прав на доступное среднее проф­образование независимо от места проживания. Должна быть сформирована современная система вариативного профессионального управления подготовкой кадров на уровне регионов с полным выполнением гарантий автономии и самостоятельности образовательных организаций в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

СОВРЕМЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ – это не просто место, где получают среднее профессиональное образование, а передовая площадка, отражающая вызовы времени. В российских учреждениях СПО свыше 2 млн. человек проходят подготовку по программам профессионального обучения и ДПО. Реализуются образовательные программы для граждан предпенсионного и пенсионного возраста, а также для лиц, пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе находящихся под риском увольнения. Ведется работа по профориентации молодежи, социально-культурная, просветительская и волонтерская деятельность. Предоставляются рабочие места на собственных производственных участках, оказываются необразовательные услуги.
 

30.10.2020
Наверх