– Ирина Михайловна, предыдущий учебный год завершился в онлайн-формате. Как организован процесс обучения в новом? Какой успешный опыт, полученный в условиях вынужденной самоизоляции, используете?
– Обусловленная пандемией ситуация дает основания думать о переформатировании системы образования. А именно – эффективном использовании новых компетенций и платформ, которые появляются как вынужденная необходимость, но в ближайшем будущем могут превратиться в ресурс развития отрасли.
В МАГУ, как и большинстве образовательных организаций, произошел технологический прорыв в использовании форматов электронного обучения. И это несмотря на недостаточный уровень цифровизации, слабые цифровые навыки у трети преподавателей, отсутствие устойчивого интернет-соединения на территории Мурманской области и другие неблагоприятные факторы.
Сегодня в университете процесс обучения реализуется по гибридной модели. В дистанционный формат переведено от 20 до 40% учебного плана. Преподаватели прошли курсы повышения квалификации по развитию цифровых компетенций.
Поточные лекции для студентов всех форм обучения и уровней образования проводятся с использованием дистанционных технологий в электронной информационно-образовательной среде вуза и посредством видеоконференцсвязи. Специалисты студенческого офиса составляют расписание учебных занятий и практики с максимальным разобщением обучающихся и закреплением аудиторий за каждой академической группой. Занятия по физической культуре и спорту проводятся на открытом воздухе с учетом погодных условий. В помощь преподавателям специалисты учебно-методического департамента подготовили каталог массовых онлайн-курсов образовательных онлайн-платформ, использование которых повлияло на качество подготовки обучающихся. Кураторы учебных групп ведут журнал дежурств, организуют регулярное проветривание помещений, контролируют состояние здоровья студентов.
Изменилась и технология сопровождения учебного процесса: с традиционной на онлайн. Режим запроса документов теперь удаленный, выдача документов студентам – бесконтактная.
Создана открытая система мониторинга качества организации обучения с использованием дистанционных технологий, позволяющая быстро выявлять и решать проблемы.
С целью изучения отношения студентов и преподавателей к образовательному процессу с применением ДОТ в июне-июле 2020 года МАГУ при поддержке регионального профильного министерства организовал и провел социологический опрос с участием 945 студентов и 197 представителей ППС из 16 образовательных организаций 8 муниципальных образований Мурманской области. Результаты учитывались при организации и сопровождении образовательного процесса вуза.
Исследование показало, что при дистанционном обучении наибольшей популярностью пользовались электронная почта (83,2% – ППС, 82,4% – студенты), социальные сети (66,0% – ППС, 79,6% – студенты) и ЭИОС (59,4% – ППС, 48,8% – студенты). Достаточно популярны были и такие инструменты, как Zoom (49,7% – ППС, 47,2% – студенты), системы дистанционного обучения Moodle и другие (48,7 – ППС, 36,2% – студенты), мессенджеры Viber, WhatsApp, прочие (43,1% – ППС, 34,9% – студенты).
Что касается основных преимуществ дистанционного обучения, к таковым респонденты отнесли мобильность (86,8% – ППС, 62,5% – студенты) и гибкий график (51,8% – ППС, 58,8% – студенты).
Более 70% студентов отметили, что их учебная нагрузка увеличилась, в том числе около половины указали на ее значительное увеличение. С ними согласились свыше 66% опрошенных представителей ППС.
Чаще всего студенты испытывали трудности с большим объемом материалов (65,8%), сложностью выполнения практических заданий без объяснения преподавателя (64,4%), самоорганизацией и организацией обучения (41,8%). Каждый четвертый отметил несвоевременность ответов преподавателя на вопросы (27,2%), каждый десятый – отсутствие трудностей в процессе дистанционного обучения (10,3%). Многие из тех преподавателей, кто изначально относился к дистанционному образованию отрицательно, изменили свое мнение.
– Отнестись с пониманием к материальному положению студентов – одна из рекомендаций Президента РФ российским вузам. Какие меры поддержки обучающихся реализуются и будут предприниматься в университете?
– Материальную помощь за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета нуждающиеся студенты получают в соответствии со специальным документом МАГУ, в котором перечислены более 23 оснований.
Стоимость обучения для поступавших на первый курс осталась на уровне прошлого года в соответствии с рекомендациями Президента РФ. Все финансовые обязательства по выплате государственной социальной стипендии и стипендии за особые достижения университет выполняет в срок. Кроме того, обучающиеся с полным возмещением стоимости студенты, которые в силу финансовых затруднений не смогли оплатить обучение за 2020-2021 учебный год, получили в индивидуальном порядке отсрочку. Те же, кто не смог оплатить обучение за первый семестр 2020‑2021 учебного года, не подлежали отчислению. Помимо этого, студенты, обучающиеся по договору на оказание платных образовательных услуг, при успешном освоении образовательной программы могут перевестись на бюджет при наличии вакантных мест.
– Острый вопрос для высшей школы сегодня – обучение студентов-иностранцев. Как известно, многие из них не могут вернуться после каникул с родины. Каково ваше решение проблемы?
– Иностранные обучающиеся, не выехавшие за рубеж на период каникул, получают полную юридическую поддержку по вопросам продления виз, временного пребывания на территории РФ и регистрации по месту пребывания. Оставшиеся дома имеют возможность присутствовать на занятиях, проводимых в дистанционном формате с помощью цифровых технологий. Таким же образом они вовлекаются в очные занятия: преподаватели или присутствующие в аудитории студенты организуют для них подключение. Если такой формат иностранных студентов не устраивает, то МАГУ переводит их на индивидуальный план обучения, предоставляя возможность работать самостоятельно – выполнять проекты или исследования.
– Обеспечить качество образования в ситуации усиления мер по эпидемиологической защите – задача непростая. Как с ней справляетесь?
– Если обратиться к определению, то под качеством образования понимается характеристика системы в целом, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Рассматривая этот показатель в МАГУ, как приоритетные характеристики отметим внешнюю оценку подготовленного специалиста, его востребованность на рынке труда и профессиональную успешность, а также оценку качества внутреннюю, включающую удовлетворенность студентов процессом обучения, всеми элементами и ресурсным обеспечением образовательных программ.
Пандемия не могла не повлиять на качество подготовки. Возникали трудности при формировании профессиональных компетенций в период прохождения практики, выполнения прикладной части курсовых и выпускных квалификационных работ, обусловленные невозможностью выйти на опытные базы, в лаборатории вуза.
– Новый учебный год – очередной этап в развитии вуза. Что качественно иное ожидает коллектив и студентов?
– Положительный и негативный опыт, накопленный МАГУ в период связанной с пандемией вынужденной изоляции, планируем использовать в различных направлениях деятельности, в том числе образовательной. Так, начиная с 2020 года, приемные кампании будем проводить в онлайн-формате. Продолжим использовать технологию гибридного обучения, позволяющую обеспечивать индивидуальные образовательные траектории студентов и влияющую на повышение уровня качества подготовки. В части сопровождения образовательной деятельности будут развиваться клиентоориентированные сервисы электронного документооборота.