Университеты Бурятии активно формируют благоприятные условия для молодежи. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Университеты Бурятии активно формируют благоприятные условия для молодежи

Подготовить специалиста нового типа и удержать его на малой родине – для вузов Бурятии миссия непростая, но выполнимая. По мнению председателя совета ректоров региона, ректора Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления Владимира САКТОЕВА, главное здесь – рационально использовать имеющийся потенциал и объединить усилия.

САКТОЕВ Владимир Евгеньевич

Председатель Совета ректоров Республики Бурятия, ректор Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, доктор экономических наук, профессор. Почётный работник высшего профессионального образования РФ

woman avatar

– Владимир Евгеньевич, перед вузами поставлена задача – готовить кадры для инновационной экономики. Каким образом её решают в ВСГУТУ, многопрофильном учебно-научно-инновационном комплексе?
– Основная цель университета – укреплять лидерские позиции в сфере научно-образовательного обеспечения реального сектора региональной экономики. Через интеграцию, трансфер интеллектуального потенциала.

Байкальская природная территория дает огромные преимущества в вопросе выбора приоритета стратегического развития. Связь образования, науки и производства позволяет ВСГУТУ лидировать в процессах формирования инновационной эколого-ориентированной экономики региона.

Стратегия ВСГУТУ в подготовке специалистов для инновационной экономики строится на основе стартапов. Вуз реализует стартовые проекты на рынках НТИ, оказывая образовательные и консультационные услуги, услуги конструирования и инжиниринга. Это позволяет перейти к преобразованиям в экосистеме вуза, его образовательной, научно-инновационной деятельности и кадровом составе, трансформировать систему подготовки кадров и разработки инноваций в области высокотехнологичного производства.

Преобразования подкреплены системными (ключевыми) проектами по организации научно-образовательного центра инженерных и управленческих компетенций, непрерывной практико- и проектно-ориентированной многоуровневой подготовки молодежи, развитию компетенций выпускников в условиях инновационной эколого-ориентированной экономики, формированию индивидуальной образовательной и профессиональной траектории, а также надпрофессиональных проектных бизнес-компетенций.

Реализация этих направлений позволит сформировать у обучающихся новый тип инновационного эколого-ориентированного технологического мышления.

– В республике созданы условия для широкого внедрения идей «зеленого роста» и «зеленой экономики». Какие проекты реализуются согласно озвученной министром В. Фальковым[1] задаче выстраивания по всей стране системы экологического воспитания и просвещения?
– Будь то развитие биофармкластера, производство органической продукции, глубокая переработка древесины и минерально-сырьевых ресурсов или другие инициативы, ВСГУТУ активно участвует в проектах по использованию ресурсов территории для производства экологически чистой продукции и услуг.

Образовательный, научный и социальный процессы университета направлены на формирование экологического потенциала бизнеса и общества, в том числе развитие общественных экологических движений.

Формируемая при подготовке экологическая ответственность бизнеса охватывает эколого-ориентированные мероприятия по экспертизе продукта и производства, изучение методов уменьшения загрязнения природной среды. Формируется и новое мышление предпринимателя, основанное на осознании важности сохранения экологических ресурсов и природной среды для будущих поколений.

Вуз готовит специалистов, ответственных за качество, эффективное использование и развитие экологических ресурсов. Ключевым моментом является формирование экологической грамотности у населения и бизнес-сообщества. А именно навыков и компетенций в области эколого-ориентированного хозяйствования, «поведения» на природе, организации «зеленого» производства и проектирования соответствующей продукции, использования инновационной экологосберегающей техники.

В контексте этой повестки роль вузов в подготовке инженеров с экологическими компетенциями возрастает. Мы поднимаем вопрос о причислении таких компетенций к обязательным. Также считаем необходимым внедрять инновационные разработки наших ученых (например, в области переработки мусора и золы в стройматериалы или производство электроэнергии и газа) для улучшения качества экологических ресурсов.

– Региональная экономика входит в сферу ваших научных интересов. Какую предварительную экспертную оценку вы можете дать ТОР «Бурятия» с точки зрения влияния проекта на социально-экономическое развитие республики?
– Сегодня в регионе реализуются 58 инвестиционных проектов на сумму 297 млрд. рублей и планируется ещё 27 стоимостью более 142 млрд. Многие из проектов появились как раз в результате получения республикой статуса территории опережающего развития (ТОР). Говорить о том, достаточно ли велики эти суммы для Бурятии, можно только в сравнении с другими регионами. И здесь, к сожалению, мы уступаем достаточно большому количеству субъектов РФ.

Территория опережающего развития есть только механизм и набор инструментов для активизации инвестиционной деятельности. При этом, разу­меется, статус, а также реализуемые в рамках ТОР проекты могут способствовать привлечению инвестиций и социально-экономическому развитию региона в целом.

Так как республика не обладает высоким производственным и инвестиционным потенциалом, большим количеством природных ресурсов, необходимо наращивать инвестиционную емкость региона через инициирование проектов диверсификации экономической структуры. Чтобы создавать отвечающие требованиям информационной экономики продукты, целесообразно задействовать социальные ресурсы, в том числе историческо-археологические и философско-духовные.

Стратегический эффект может быть достигнут только в результате активности бизнес-сообщества, создания государственной и местной властью благоприятных условий для развития. И, наверное, самое главное здесь – вовлеченность и заинтересованность населения, общественных и других организаций.

– Как глава Совета ректоров Республики Бурятия, что можете рассказать о роли студенческой молодежи в развитии региона?
– Роль молодежи, особенно студенческой, в современном обществе возрастает. Молодые люди инициируют и продвигают социальные проекты и технологические инновации, активно участвуют в формировании экосистемы университета и региона.

Вузы республики нацелены на формирование молодежных предпринимательских и социально значимых инициатив, управленческих и профессиональных компетенций, творческой самореализации.

Развивают научно-инновационные и креативные компетенции обучающихся в центрах молодежного инновационного творчества, межвузовских студенческих бизнес-инкубаторах и других структурах.

Поощряют студентов за активное участие в дея­тельности органов студенческого самоуправления и молодежных общественных объединений, реали­зацию программ лидерской подготовки молодежи, поддержку актуальных молодежных инициатив.

Создают условия для активного отдыха и занятий спортом, проводят конкурсы и поддерживают направленные на формирование здорового образа жизни молодежные проекты.

Способствуют развитию творческих способностей, в том числе организуют работу студенческих творческих коллективов: сегодня таких в нашем университете насчитывается более 30. Ежегодно проводится свыше 300 культурно-массовых мероприятий.

Наверное, самое актуальное направление – это развитие социальной активности и самореализация студентов через волонтерскую деятельность, благодаря чему у молодых людей формируется устойчивый опыт добровольного и разумного вклада в добрые дела.

Большая польза Бурятии и другим регионам от специализированных добровольческих студенческих объединений. Так, созданные на базе ВСГУТУ добровольческие спасательные организации активно участвуют в региональных и всероссийских социально значимых и экологических мероприятиях. Студенты помогали тушить пожары в Забайкальском крае, участвовали в спасательных операциях во время наводнения в Иркутской области, в уборке берегов Байкала от мусора, посадке леса и многих других акциях.

В условиях пандемии студенты всех университетов Улан-Удэ работают в волонтерском штабе #МЫВМЕСТЕ. Имеющие технические возможности вузы изготовили и передали медицинским организациям города держатели для масок, открыли производство защитных масок на 3D-принтерах.

Важно, чтобы в республике была создана образовательная экосистема, способствующая успешному развитию. Если в университете интересно и есть условия для самореализации – молодежь будет оставаться в родном регионе.


[1] Научный семинар «Системы экологического контроля с использованием технологии дистанционного мониторинга» (22, сентябрь, 2020).

Наверх