Жить и учиться по-новому. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Жить и учиться по-новому

Для Ставропольского государственного медицинского университета одним из положительных факторов деятельности в современных условиях стало эффективное использование дистанционных образовательных технологий. Среди очевидных плюсов – возможность учитывать индивидуальные потребности обучающихся и развивать их практические навыки в новых форматах. Но самое главное – повысилась адаптивность коллектива и студентов к нестандартным ситуациям, как отмечает в интервью журналу ректор СтГМУ Владимир Кошель.

КОШЕЛЬ Владимир Иванович

Ректор Ставропольского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор

woman avatar

– Владимир Иванович, предыдущий учебный год завершился в онлайн-формате. Как организован процесс обучения в новом?
– Дистанционные технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса, но все плюсы и минусы наиболее полно мы смогли оценить лишь в 2020 году, когда весь мир столкнулся с новой коронавирусной инфекцией.

В медицинском образовании полный переход на дистанционное обучение недопустим, однако, как мы смогли убедиться, его частичное применение по ряду позиций доказало свою высокую эффективность. Так, несомненным плюсом ДОТ является высокая степень адаптивности учебного контента, позволяющая учитывать индивидуальные образовательные потребности обучающихся. Например, в процессе просмотра видео­записи лекции можно делать паузы, повторно воспроизводить фрагменты, изменять скорость воспроизведения. Таким образом, не удивительно, что в этом учебном году лекционные занятия мы проводим в формате видеолекций.

Для формирования у студентов практических навыков высокую эффективность показали онлайн-тренинги с использованием возможностей мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра СтГМУ. Преподаватели клинических кафедр разработали обучающие видеоматериалы по выполнению алгоритмов оказания медицинской неотложной помощи при критических состояниях на догоспитальном и клиническом этапах лечения больных, а также другие пособия аналогичного формата.

Еще одним неоспоримым достоинством применения дистанционных технологий можно назвать объективную оценку уровня знаний и сформированности компетенций при текущем контроле и промежуточной аттестации. Онлайн-тестирование в университете достаточно давно является традиционным видом учебной работы, но практико-ориентированные задания в онлайн-формате ранее не проводились. Студенты проявили большую заинтересованность в увеличении доли таких заданий не только по клиническим, но и общепрофессиональным дис­циплинам.

Хотелось бы отметить еще один важный момент, касающийся практической подготовки студентов в новых условиях. Более 1,5 тыс. учащихся СтГМУ помогали медицинским организациям в лечении и предупреждении коронавирусной инфекции. В качестве среднего медицинского персонала практику по месту работы проходили 340 студентов, имеющих допуск к оказанию медицинской помощи. Свыше 170 – участвовали в волонтерской деятельности. За два с половиной месяца работы дежурившие в колл-центрах волонтеры СтГМУ приняли около 15 тыс. звонков от жителей города и края, выполнили более 3 тыс. заявок по обеспечению ставропольчан продуктами, средствами защиты, лекарствами. К работе с больными коронавирусом в так называемой красной зоне были допущены 55 студентов, давших добровольное согласие и не имевших противопоказаний. В соответствии с приказами профильных министерств часть старшекурсников-добровольцев распределили в медицинские организации Ставропольского края и республик СКФO. С этими организациями вуз заключил договоры по организации практической подготовки студентов.

– Как СтГМУ поддерживал студентов в период пандемии?
– Прежде всего, приняли меры, направленные на сохранение здоровья обучающихся. В общежитиях университета ввели усиленный режим, утвердили порядок соблюдения самоизоляции, провели разъяснительные беседы по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции. Оборудовали места для изоляции контактных лиц в случае выявления инфицированных, дважды в сутки измеряли температуру у проживающих, организовали четырехразовую санитарную обработку комнат и мест общего пользования. Для передвижения студентов на основании их заявок университетом был выделен транспорт. И, конечно, все массовые образовательные, творческие и другие мероприятия проводились дистанционно.

Работа в этом направлении продолжилась. Перед началом нового учебного года в СтГМУ закупили более 50 тыс. одноразовых и 16,5 тыс. многоразовых масок, 54 тыс. пар перчаток; с помощью метода ПЦР обследовали студентов. Кроме того, мы сознательно пошли на изменение расписания. Чтобы приехавшие из разных регионов учащиеся побыли в своеобразном карантине, в первые две недели учебного года проводились только лекционные занятия в дистанционном формате.

– Многие из обучающихся в вузах РФ иностранных граждан до сих пор не могут приступить к занятиям. Как в СтГМУ налажено взаимодействие с этой группой?
– Сейчас с такими студентами – а их у нас чуть более 80 – поддерживаем постоянный контакт. Для них организованы различные формы дистанционного обучения. В системе Moodle, а также на соответствующей странице сайтов кафедр размещены все необходимые материалы: тексты и презентации лекций, методические рекомендации, тестовые и учебные задания к практическим занятиям. В мессенджере созданы групповые чаты, посредством которых преподаватели отправляют студентам материалы для самоподготовки в режиме дистанционной передачи данных, проводят занятия и лекции в режиме онлайн-конференции. В свою очередь, студенты могут передавать информацию через старост групп.

Обратная связь налажена и на платформе Moodle: студенты направляют выполненные задания на электронную почту преподавателя с последующими проверкой и выставлением оценок в журнал успеваемости.
Несмотря на то, что в мире по-прежнему сохраняется обусловленная пандемией сложная ситуация, в октябре вуз принимал находившихся на территории РФ иностранных граждан на первый курс и в ординатуру. После открытия границ набор будет продолжен.

– Что оказалось самым сложным в период первой волны пандемии? Как в целом оцениваете свои действия на тот момент, и на что нацелены сегодня?
– Самым сложным оказался оперативный переход на дистанционное образование для клинических подразделений, необходимость перерабатывать образовательные программы в части практической подготовки и занятий на клинических кафедрах.

Считаю, что все наши действия были правильными, так как удалось избежать вспышки инфекции. Теперь коллективу и студентам нужно учиться – и мы это делаем – жить в новых эпидемических условиях.


Более 1,5 тыс. учащихся СтГМУ помогали медицинским организациям в лечении и предупреждении коронавирусной инфекции. В качестве среднего медицинского персонала практику по месту работы проходили 340 студентов. Свыше 170 – участвовали в волонтерской деятельности. С больными коронавирусом в красной зоне работали 55 добровольцев.
 


Наверх