В ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗ Алтайский государственный университет под эгидой Ассоциации азиатских университетов, Минобрнауки РФ, Правительства Алтайского края стал уникальной коммуникационной площадкой профессионального сообщества, объединяющего российских и международных экспертов, государственных и общественных деятелей, специалистов в области высшего образования, инновационного бизнеса и производства. С 2012 года образовательный форум, проводимый раз в два года, неуклонно наращивает авторитет и является актуальной площадкой для обсуждения вопросов международного сотрудничества в сфере образования на евразийском пространстве. Встреча объединила около 5 тыс. участников из 100 городов мира, 77 регионов России и 15 стран ближнего и дальнего зарубежья.
Представители 188 вузов России, Германии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, КНР, Японии, Монголии и других евразийских государств поделились своими лучшими образовательными практиками и опытом сотрудничества. В число спикеров IV Международного образовательного форума вошли представители Аналитического центра при Правительстве РФ, Минобрнауки РФ, профильных министерств Алтайского края, эксперты Образовательного центра «Сириус», Университета 20.35, НФПК, Центра развития образования и международной деятельности («Интеробразование»), Фонда развития Физтех-Школ, ВНИИ труда Минтруда РФ, QS, Coursera, Ростелекома, Газпромнефти, Сбербанка, ВТБ и многие другие.
Открывая форум, президент Алтайского государственного университета, вице-президент Ассоциации азиатских университетов Сергей Землюков отметил, что в настоящее время перед вузами стоят глобальные задачи, усложняются процессы интеграции в условиях закрытия границ. Переход на онлайн-обучение и онлайн-общение требует новых подходов в организации образовательного пространства. Происходящая трансформация в научно-образовательном сообществе нуждается в дополнительном осмыслении и анализе. Университетам важно научиться эффективно совмещать в своей деятельности решение внутренних, региональных, национальных задач и задач международного сотрудничества, подчеркнул выступающий.
Ректор Алтайского государственного университета Сергей Бочаров, в свою очередь, отметил:
– Сегодня, когда парадигма опорного университета подвергается переосмыслению, научно-образовательный кейс АлтГУ может стать интересной практикой для анализа и масштабирования, поскольку нам удалось направить потенциал университета, его ведущих научных школ на адресное взаимодействие со всем спектром региональных стейкхолдеров. Об этом свидетельствуют результаты развития опорного вуза.
Участники форума «Алтай-Азия 2020» совместно с модераторами и экспертами профессионального сообщества в ходе форума на 14 специализированных площадках рассмотрели эффективные модели онлайн-обучения и удаленной работы, обсудили глобальные процессы развития университетов, проанализировали проблемы и задачи национальной программы «Цифровая экономика», определили оптимальные решения опережающей подготовки кадров для цифровой экономики России и рассмотрели лучшие практики поддержки талантливой молодежи.
Обозначенные направления нашли развитие в рамках экспертно-аналитических сессий «Тюрко-монгольский мир на пространстве СНГ: основы, тренды и перспективы», «Кадры для цифровой экономики в условиях глобализации», «Международный научный опыт: практика медиации и взаимодействия». На площадках форума параллельно прошли IV Съезд Ассоциации азиатских университетов, российско-японский круглый стол, посвященный двустороннему партнерству в формате «университеты – органы власти – бизнес», а также научно-практическая конференция «Экспорт образования как основа экономического развития региона: российский и международный опыт», организуемая Российским университетом дружбы народов и опорным вузом Алтайского края.
СОДЕРЖАНИЕ дискуссий на площадках форума касалось самых злободневных проблем современных университетов. В частности, как стремительные изменения условий в период пандемии повлияли на подходы к цифровизации университетов и организации онлайн-обучения. Для обсуждения этого вопроса был организован отдельный трек «Высшее образование после пандемии – тренды и вызовы», где были представлены лучшие практики цифровой трансформации образования и бизнеса, эффективные модели онлайн-обучения и удаленной работы.
Так, ректор Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина Виктор Кокшаров в своем докладе определил потенциальные риски и перспективы для университетов в эпоху пандемии и предложил переход от слабо взаимодействующей совокупности университетов-квазиконкурентов к развитию сети высшего образования. Говоря о пандемии как возможности пересмотра принципов организации сети высшего образования и науки, спикер обозначил необходимость более активного внедрения различных моделей онлайн-обучения. УрФУ, являясь с 2015 года учредителем Национальной платформы открытого образования и активно внедряя онлайн-обучение, применяет смешанную модель обучения с использованием онлайн-курса УрФУ и итоговой аттестацией в формате ОК/НТК; модель исключительно электронного обучения с использованием внутреннего онлайн-курса УрФУ; модель исключительно электронного обучения с использованием онлайн-курса университета-партнера в рамках сетевого договора; модель с применением электронного обучения на основе электронных учебных курсов, размещенных на LMS-платформах УрФУ «Гиперметод» и «Moodle». Сотрудничество УрФУ с компанией «Яндекс» позволило начать подготовку к апробации сервиса «Яндекс.контест», в ходе которого планируется получить возможность создания заданий, соревнований, курсов и подобных мероприятий при разработке онлайн-курсов УрФУ, а также осуществлять проверку результатов заданий внутри этой платформы.
Научно-образовательный кейс АГУ может стать интересной практикой для анализа и масштабирования. Потенциал вуза и его ведущих научных школ направлен на адресное взаимодействие со всем спектром региональных стейкхолдеров, о чём свидетельствуют результаты развития образовательной организации.
Проректор по цифровизации Томского политехнического университета Александр Фадеев обозначил, что для инженерного вуза особо важными являются навыки, приобретаемые обучающимися, поэтому – помимо онлайн-курсов, видео-курсов, ЭБС и текстовых источников – в ТПУ активно используются практикоориентированные онлайн-технологии. Одна из них – компьютерные тренажеры, которые активно развиваются и применяются. Например, в обучении языкам программирования. Другой вид тренажеров – графические конструкторы, позволяющие собрать на экране схему и проверить её работоспособность. В ТПУ разработаны и используются более 250 виртуальных лабораторных установок, симуляторов виртуальной реальности.
Для университетов, которые подобно АлтГУ создают собственную модель «Цифрового университета», представленный опыт является ценным подспорьем как для увеличения количества обучающихся и повышения качества их подготовки, так и быстрого реагирования на изменения целевых рынков за счет единой цифровой платформы, гибкой современной ИТ-инфраструктуры, доступности цифровых сервисов в режиме 24/7. Учитывая, что 43% населения Алтайского края проживают в сельской местности, применение модели цифрового университета позволит повысить доступность образования для абитуриентов из малых населенных пунктов. Создание цифровой платформы обеспечит возможность взаимодействия всех докладчиков, став единой точкой информационного сотрудничества, а также позволит предоставлять цифровые услуги на базе сервисов цифровой платформы для обучающихся, сотрудников, участников консорциума, представителей государства и бизнеса.
Интересный кейс был презентован Университетом Иннополис. В 2020 году на базе вуза в рамках реализации мероприятия «Опорный образовательный центр по направлениям цифровой экономики», включенного в паспорт ФП «Кадры для цифровой экономики», создан Консорциум образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования. Здесь будут готовить не только ИТ‑профессионалов, но и кадры для медицины, нефтегазовой промышленности, образования, сельского хозяйства, журналистики, инженерного дела, строительства и других областей.
По словам проректора по проектной и научно-исследовательской деятельности Университета Иннополис Искандера Бариева, необходимо обучить 50 тыс. человек из разных регионов цифровым компетенциям за четыре года – и это серьёзная задача. С июля 2020 года специалисты университета разрабатывают образовательные программы и проводят обучение профессорско-преподавательского состава своих партнёров, помогают скорректировать текущий образовательный процесс предметных областей. Планируется, что выпускники программы повышения квалификации по внедрению цифровых технологий в образовательной процесс овладеют компетенциями информационных и сквозных технологий, востребованных в цифровой экономике России, даже если не являются выпускниками направления подготовки области ИТ.
Большой интерес вызвало выступление регионального менеджера Coursera Георгия Никачева «Стратегии продвижения университетов в цифровой среде в новых условиях». Крупнейшая и наиболее авторитетная в мире образовательная платформа только в марте-апреле 2020 года показала серьезный прирост регистраций на онлайн-курсы. «Кампусная ответная инициатива», запущенная Coursera на бесплатной основе, привлекла около 300 российских вузов. Отличительной особенностью платформы является гибкость, развитые сервисы по сопровождению обучающихся и ориентация на новые навыки и компетенции, востребованные работодателями не только сегодня, но и в будущем.
ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ обучения стала ключевой темой трека «Новая архитектоника образовательного пространства». Лучшие практики сопровождения индивидуализации обучения и формирования гибких образовательных траекторий студентов представили Высшая школа экономики, Тюменский государственный университет, Алтайский государственный университет.
Высшая школа экономики в основу решения этой задачи положила известные практики обеспечения индивидуализации обучения, используемые в вузах США и стран Евросоюза. Созданная вузом ядерная программа – набор дисциплин, обязательных для изучения всеми студентами университета, – вне зависимости от направлений и профиля подготовки «наращивается» не только профессиональной подготовкой, но и дополнительным образовательным модулем из непрофильного для студента направления подготовки «майнор» (minor). При этом образовательная программа может рекомендовать те или иные майноры своим студентам, но не может запретить сделать выбор в пользу любого майнора из предложенного общего пула. Возможность записаться (занять место) на майноре напрямую зависит от успехов каждого обучающегося, оцениваемых его местом в рейтинге. Также студент может выбрать «свободный майнор», который состоит из не связанных последовательно дисциплин и основан на принципах Liberal Arts.
Иной подход использования гибких образовательных траекторий при обучении студентов реализован в Тюменском государственном университете. В этой практике два существенных момента. Во-первых, студенты, освоив ядерную программу университета, углубляют полученные знания, выбирая по своему усмотрению интересующие дисциплины: как взаимосвязанные и взаимообусловленные, так и абсолютно разные. Студент лишь обязан в каждом из семестров, в которых предусматривается выбор, определить установленное количество элективных дисциплин. Во-вторых, использование студентами права выбора любых дисциплин из предложенного вузом перечня позволяет скорректировать собственную образовательную программу и после второго курса перейти на иную образовательную программу. Таким образом, предложенный ТюмГУ подход позволяет студентам более осознанно сделать выбор своего профессионального будущего, поменяв при необходимости направление подготовки после второго курса.
Для повышения качества образования в Алтайском государственном университете обеспечен переход к индивидуализированным образовательным траекториям и открытой проектной модели обучения на основе широкого взаимодействия с работодателями, а также научных проектов на базе исследовательских структур консорциума. Внедрение единого ядра базовых учебных дисциплин и элективных курсов выстраивается в систему базовых и элективных учебных дисциплин и методов/технологий, которые должны освоить все студенты независимо от направленности ОПОП. На базе «цифрового университета» разрабатываются методики формирования рекомендательных индивидуальных образовательных траекторий по итогам сбора цифрового следа обучающихся.
Эксперт Европейской экономической комиссии ООН, главный научный сотрудник института образования НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Абанкина отметила, что форум «Алтай-Азия 2020» – это замечательная точка обмена мнениями, своеобразный навигатор в разработке стратегий развития вузов, регионов и международного сотрудничества. Разделяя точку зрения об усилении конкуренции и необходимости инноваций, она акцентировала внимание на том, что приоритеты меняются и быть в тренде, быть привлекательными для абитуриентов, студентов, молодых ученых – одна из задач, которая сегодня должна решаться вузами.
– Думаю, что многие университеты готовы включиться в поиск модели кооперации ресурсов, для того чтобы можно было ответить на эти вызовы и не утратить свои лидирующие позиции, которые в настоящее время ярко демонстрирует Алтайский университет.
Форум прошёл под эгидой Ассоциации азиатских университетов, Минобрнауки РФ и Правительства Алтайского края. Собрались около 5 тыс. участников из 100 городов мира, 77 регионов РФ и 15 стран ближнего и дальнего зарубежья. Представители 188 вузов России, Германии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, КНР, Японии, Монголии и других евразийских государств поделились лучшими образовательными практиками и опытом сотрудничества.
МЕЖДУНАРОДНОМУ сотрудничеству университетов на форуме уделили большое внимание. Лейтмотивом прозвучало выступление проректора по международной деятельности Российского университета дружбы народов Ларисы Ефремовой, которая подчеркнула, что вне зависимости от ведомственной принадлежности вуза перед высшей школой страны стоит общая задача – продвижение российского образования за рубежом. Для эффективного решения нужны высококвалифицированные специалисты, которые смогут не просто представлять вузы на международном образовательном рынке, а смогут предложить конкурентоспособные программы и продукты.
РУДН как головной вуз сетевых университетов ШОС и СНГ эффективно развивает международное сетевое межвузовское взаимодействие с акцентом на партнерство. Из приоритетов развития международной деятельности эксперт отметила создание совместных образовательных проектов на базе программ двойных дипломов, реализацию основных и совместных ОП с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, организацию и проведение предметных олимпиад для иностранных абитуриентов с последующим поступлением в вузы РФ, создание и развитие центров русского языка за рубежом.
Свою точку зрения представили также проректор по внешним связям Казанского (Приволжского) федерального университета Тимирхан Алишев и проректор по международной деятельности Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева Акбота Жолдасбекова.
Являясь участником Ассоциации азиатских университетов с 2014 года, Казанский федеральный университет рассматривает азиатский регион как один из приоритетных для международного сотрудничества, что обусловлено исторически и культурно. КФУ нацелен на подготовку квалифицированных специалистов по языкам, культуре, истории, экономике и политике стран Востока и Азии, а также на продолжение изучения истории, традиций, вероучений восточных народов, исследования взаимовлияния культур и взаимодействия цивилизаций с целью мирного сосуществования в мультикультурной среде.
Большое внимание в КФУ уделяют созданию и использованию в образовательном процессе электронных цифровых ресурсов, онлайн-курсов, дистанционному формату в рамках совместных образовательных программ, проведению дистанционных вступительных испытаний и текущей аттестации с использованием технологии прокторинга. Работа запущенного в КФУ при поддержке корпораций «Microsoft», «Яндекс», «LEGO», «Epson», «Smart» и академических ассоциаций специализированного технопарка «EduTech» нацелена на концентрацию исследовательских и образовательных ресурсов, связанных с анализом и проектированием цифровых образовательных сред.
Опыт ведущего университета Казахстана ЕНУ им. Л.Н. Гумилева в преодолении кризисной ситуации, вызванной пандемией коронавируса COVID-19, представила А. Жолдасбекова. ЕНУ смог оперативно отреагировать на введение эпидемиологических ограничений, апробировать и внедрить комплексные инструменты дистанционного взаимодействия, интегрировать различные образовательные платформы, сохранив темпы развития международной деятельности, включая привлечение зарубежных НПР, академическую мобильность студентов и преподавателей, работу зарубежных опорных центров.
ПОДВОДЯ итоги работы, участники согласились с неизбежностью трансформации высшей школы, отметив необходимость многопланового сотрудничества с учетом новых глобальных вызовов и особенностей социокультурного разнообразия, а также приоритетов устойчивого развития России и азиатских стран. И, как показал опыт, международный образовательный форум «Алтай-Азия» является успешным форматом реализации подобного сотрудничества.
Вне зависимости от ведомственной принадлежности перед университетами страны стоит общая задача – продвижение российского образования за рубежом. Для эффективного решения нужны высококвалифицированные специалисты, которые смогут не просто представлять вузы на международном образовательном рынке, а предложить конкурентоспособные программы и продукты.
С целью повышения качества образования в Алтайском государственном университете обеспечен переход к индивидуализированным образовательным траекториям и открытой проектной модели обучения на основе широкого взаимодействия с работодателями, а также научных проектов на базе исследовательских структур консорциума.