Министр – депутатам: «Сделаем максимум вместе с вами»

Министр – депутатам: «Сделаем максимум вместе с вами»

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков впервые в статусе руководителя профильной отрас­ли выступил в рамках правительственного часа в Госдуме РФ. Депутаты остались довольны отчетом министра о том, как руководимое им ведомство работало в условиях пандемии, не дав высшим учебным заведениям уйти на затяжные вынужденные каникулы. Вузы в целом успешно справились с беспрецедентным вызовом, быстро переведя образовательный процесс в онлайн. Одной из самых ярких тем первого в думской осенней сессии правительственного часа стало также обсуждение вопроса о более жесткой привязке зарплаты ректоров вузов к фактической зарплате профессорско-преподавательского состава: в некоторых вузах разница достигает пятнадцати раз.

Стресс-тест: первые выводы

Как признался Валерий Фальков, в связи с объявленной пандемией в Министерство высшего образования и науки РФ поступали предложения прекратить деятельность вузов на несколько месяцев. Однако ведомство сделало ставку на дистанционный режим работы и, как видим по итогам учебного года, не ошиблось. Препятствия для реализации той модели образования, по которой университеты жили и работали веками, как признался министр, казались непреодолимыми. Тем не менее система выдержала стресс-тест, в том числе благодаря горизонтальной взаимопомощи, которая сложилась между образовательными организациями во время пандемии:

– Вузы встали плечом к плечу, и лучшие из них открыли свои ресурсы – например, платформы с онлайн-курсами – для тех, кто соответствующей возможности не имел и чуть медленнее двигался в вопросах цифровизации, – похвалил В. Фальков подведомственные учреждения.

Хотя в первые недели – напомним, 14 марта, после экстренного совещания в Минобрнауки РФ, всем вузам было рекомендовано перейти на дистанционный режим работы – все без исключения испытывали трудности. Многие оказались в по-настоящему чрезвычайной ситуации. Сложнее других было вузам технического, медицинского и творческого профилей, но благодаря взаимодействию между собой, а также с министерством решения находили оперативно.

– Без предварительной подготовки в сжатые сроки в удаленный формат было переведено более одного миллиона дисциплин, включая лекционные и семинарские занятия, – рассказал в Госдуме РФ В. Фальков. – При этом абсолютное большинство курсов было проведено в срок и не перенесено на другие семестры. Случаи полной остановки обучения стали, скорее, исключением из общей практики.

В начале пандемии самые серьезные вопросы вызывало окончание учебного года: как вузы по результатам работы «на удаленке» выйдут на итоговую аттестацию? Тогда, в условиях максимального использования дистанционного формата, министерство рекомендовало отменить государственный экзамен, если стандарт допускает проведение итоговой аттестации в форме выпускной квалификационной работы. И ряд вузов воспользовался этим правом. В итоге, несмотря на беспрецедентные условия работы, диплом о высшем образовании в 2020 году получили 550 тыс. студентов очной формы обучения.

Какие выводы сделали в Минобрнауки РФ после почти полугодового периода работы системы в новых условиях? Опыт университетов в дистанционном формате показал не только возможности цифровых технологий, но и многочисленные ограничения: инфраструктура вузов оказалась, мягко говоря, не совсем готова к полному переводу учебного процесса в онлайн. Кроме того, эффективное использование информационных технологий требует особых навыков и знаний у преподавателей и особой организации учебного процесса. И, наконец, как считает руководитель ведомства, ситуация показала самое главное: ряд важнейших процессов университетской жизни невозможно перенести в виртуальное пространство, поэтому полная реализация программ высшего образования в дистанционном формате представляется невозможной.

 

ФАЛЬКОВ Валерий Николаевич
– Создана специальная группа, в рамках её министерство постоянно взаимодействует с представителями ведущих вузов*, в которых мы отбираем лучшие практики и транслируем их на всю систему. Так что хочу заверить вас, что лучшие практики дистанционного образования, которые уже накоплены, мы стараемся доводить до всей системы высшего образования, в первую очередь до региональных вузов, у которых таких возможностей нет.
ФАЛЬКОВ Валерий Николаевич
Министр науки и высшего образования РФ

Поддержка студентов

В условиях пандемии министерство рекомендовало всем вузам при приеме в 2020 году сохранить стоимость обучения на прежнем уровне. В подавляющем большинстве вузы прислушались к этой рекомендации (некоторые решение об этом приняли еще до пандемии). Правда, были отдельные случаи, когда образовательные организации все же пытались повысить ценник на свои самые востребованные программы. Но по результатам августовского мониторинга министерство приняло меры и помогло вузам скорректировать стоимость обучения до уровня 2019 года.

Еще одной мерой социальной поддержки студентов стала впервые реализуемая программа их трудоустройства на базе самих университетов. В результате почти полторы сотни вузов-участников пилотной программы смогли занять более 16 тыс. своих студентов, которые в условиях пандемии работали цифровыми ассистентами, консультантами, психологами. В этом году, также впервые, стартовала программа по привлечению выпускников на исследовательские позиции в университеты и научные организации.

В качестве еще одной меры государственной поддержки молодых россиян стало выделение дополнительно 11,5 тыс. бюджетных мест для абитуриентов 2020 года. При этом приоритет был отдан региональным вузам, получившим более 9,5 тыс. дополнительных мест – почти 84% от общего числа. По сравнению с 2019 годом, общее количество бюджетных мест в российской высшей школе выросло на 17 тыс. Доступность высшего образования для выпускников средних школ была обеспечена на 60%. Сверх того, с этой целью в 2020 году расширили программу льготного образовательного кредитования, снизив ставку до 3% и увеличив срок пользования образовательным кредитом до пятнадцати лет.

 

Вячеслав ВОЛОДИН
– У нас что получилось: в вузах создают структурные подразделения, увеличивают бюрократию, и зарплата начинает расти у того, кто занимает административные должности, которых стало много. И на это уходит часть фонда оплаты труда. А страдает тот, кто работает непосредственно со студентом.
Вячеслав ВОЛОДИН
Председатель Госдумы РФ

Корректировка планов

С удовлетворением Валерий Фальков отметил, что количество желающих поступить в российские университеты в этом году не уменьшилось, несмотря на то, что школьников, сдавших ЕГЭ, было меньше. Традиционно большой популярностью у абитуриентов пользовались специальности и направления в области информационных технологий, здравоохранения, педагогики, инженерного дела. Пандемия повлияла и на миграцию абитуриентов внутри страны: многие из выпускников школ, которые потенциально могли бы поступить в столичные университеты, остались учиться на бюджетных местах в своих регионах. Всего же по итогам приемной кампании 2020 года на очную форму бакалавриата, специалитета и магистратуры зачислены 620 тыс. студентов. С первого сентября учебный год в традиционном формате – при соблюдении мер санитарной безопасности – начали 719 вузов. И в первые недели сентября массовых вспышек и очагов заболеваний в учебных корпусах и общежитиях российских вузов не зафиксировано.

Безусловно, экстремальная ситуация с коронавирусом скорректировала планы Минобрнауки РФ в 2020 году. Но по мере восстановления привычного ритма жизни глава ведомства пообещал продолжить динамичное решение стратегических задач и запустить новые масштабные проекты. Один из них, как анонсировал В. Фальков, – долгосрочный проект поддержки российских университетов и научных организаций «Программа стратегического академического лидерства» (ПСАЛ), горизонт планирования которой рассчитан до 2030 года. В программе смогут участвовать не только государственные, но и негосударственные вузы, а также региональные и отраслевые образовательные организации: медицинские, транспортные, педагогические, творческие, сельскохозяйственные. Минобрнауки РФ – согласовав проект и обсудив его на площадках Российской академии наук, Российского союза ректоров, в регионах, с ректорами творческих вузов – рассчитывает увеличить вклад научных и образовательных организаций в достижение национальных целей развития страны.

 

Зарплатный разрыв

После выступления министра первый вопрос В. Фалькову задал лично председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин, сославшись на то, что эту проблему в его присутствии депутаты озвучивали неоднократно. Все мы помним о президентском майском указе 2012 года, предусматривающем «повышение к 2018 году средней заработной платы <…> преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе». И ведомственный мониторинг показывает, что «вроде бы все выглядит неплохо» и в целом по вузовскому коллективу эта президентская установка выполняется. Однако, по сообщению В. Фалькова, проведенный в ряде подведомственных министерству вузов предварительный анализ выявил, что «общую картину выполнения указов президента обеспечивают 30% преподавателей». То есть на деле имеется заметная дифференциация: зарплата ассистента или доцента зачастую существенно меньше, чем у ректора или проректора, в некоторых вузах разрыв, по словам В. Володина, достигает пятнадцати раз.

В такой ситуации не удивительно, что и очередей из желающих занять вакантные должности ассистентов и доцентов в вузах не наблюдается.

– Не может такая зарплата мотивировать, – возмущался председатель Госдумы РФ. – Она составляет от 30 до 70 тыс. рублей, если брать ассистента или доцента. Где-то это может быть и больше, но зачастую – именно так. А заработная плата ректора – от 300 тыс. до миллиона. У вас, – обратился он далее к министру, – есть правильное решение, что заработную плату ректор получает с надбавками за выполнение ряда требований, которые вы им ставите как учредитель. Они должны выйти на определенный уровень развития в области науки, международной деятельности. А вот вопрос повышения оплаты тому профессорско-преподавательскому звену, без которого просто невозможно организовать образовательный процесс, мы можем с вами взять и также внести в эти требования? Чтобы ректор получал надбавку к заработной плате только в случае, если он будет заниматься повышением оплаты труда рядового преподавательского звена, – задал вопрос спикер под аплодисменты зала.

В ответ министр согласился: постановка вопроса – «абсолютно правильная». И проинформировал, что решение об этом уже подготовлено.

– У нас есть соответствующий приказ, которым определяются показатели эффективности деятельности образовательных и научных организаций, руководителей учреждений и ректоров. В соответствии с ним оцениваются значимые достижения: допустим, средний балл ЕГЭ поступивших, количество привлеченных вузом средств, международное сотрудничество. Но что касается связи заработной платы ректора и конкретного преподавателя… этого пока нет, – прокомментировал далее В. Фальков. – На наш взгляд, было бы правильно привязать стимулирующие выплаты ректора к количеству работников университета из категории профессорско-преподавательского состава, которые реально получают заработную плату, соответствующую установкам президентских указов. Эта доля должна быть не менее 50%, а желательно – стремиться к стопроцентному уровню. Такой подход, на наш взгляд, соответствовал бы и принципам социальной справедливости. Поэтому, если будет ваша поддержка, я подпишу необходимые изменения в приказ. И уже в самое ближайшее время мы начнем корректировать премии ректоров с учетом этих изменений.

Спикер парламента не только поддержал инициативу министра, но и призвал распространить эту практику на вузы, подведомственные другим министерствам. Соответствующее обращение в правительство, обещал В. Володин, будет подготовлено.

 

Андрей ИСАЕВ
– Правительство внесло законопроект поправки в статью 144 Трудового кодекса, которая предполагает создание отраслевых систем оплаты труда <…> Мы считаем, что в бюджетной сфере, в том числе в образовании и науке, оклад должен составлять не менее 70% заработной платы. Сейчас истекает срок соглашения между отраслевым министерством и профсоюзом. Знаю, что у вас уже начались соответствующие переговоры, и считаю, это очень хорошая площадка, чтобы открыто и демократично обсудить систему оплаты труда в высших учебных заведениях и закрепить это в нормах нового отраслевого соглашения.
 
Андрей ИСАЕВ
Фракция партии «Единая Россия»
Алексей ЧЕПА
– Рост зарплат ни в коем случае не должен обеспечиваться за счет сокращения сотрудников высшей школы и увеличения индивидуальной нагрузки. Неприемлемыми являются предложения отдельных руководителей об экономии бюджета путем замены в региональных вузах живого преподавания просмотром лекций на онлайн-платформах или дистанционным потоковым обучением.
Алексей ЧЕПА
Фракция партии «Справед­ливая Россия»

Финансовая недостаточность

О том, в каких финансовых условиях приходится работать высшей школе, в рамках правительственного часа рассказал аудитор Счетной палаты РФ Дмитрий Зайцев. По его словам, доля государственных расходов на образование в России не растет и составляет 3,6-3,8% ВВП, что соответствует уровню 2014 года. Для сравнения, в среднем по странам Евросоюза доля госрасходов на сферу образования составляет 5% ВВП. Причем недофинансирование в значительной степени касается именно высшего образования. И в итоге имеем: например, абсолютное значение объема госрасходов в расчете на одного студента в российской высшей школе отличается от среднего по Евросоюзу почти в 2,5 раза.

Прежде всего недофинансирование наблюдается в части расходов на содержание зданий. Так, согласно проекту федерального закона «О федеральном бюджете» на мероприятия по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества вузов на 2021 год запланировано 8,5 млрд. руб­лей, в 2022 году – 5,5 млрд., в 2023-м – 4,2 млрд. При этом, по оценкам Минобрнауки РФ, ежегодная дополнительная потребность на эти расходы составляет 23,8 млрд. рублей. То есть в проекте бюджета на ремонт зданий предусматривается лишь 35% от фактической потребности.

Выделяемые на реализацию образовательных программ средства также оказываются недостаточными: из-за применения коэффициентов выравнивания объем финансирования госзадания вузов может существенно уменьшаться по сравнению с рассчитанным по нормативам самими вузами. Например, по этой причине в 2019 году объем финансирования госзадания вузов сократился на 23,8 млрд. рублей.

Представитель Счетной палаты РФ напомнил также о том, что в нынешнем году завершается реализация проекта «5-100». С 2013 года вузы-участники получили от государства порядка 82 млрд. рублей. Однако достичь проектной цели – вхождения не менее 5 российских вузов в первую сотню международных рейтингов лучших университетов мира – пока не смогли. Поэтому задачу, с учетом объема вложенных средств, можно назвать невыполненной. С другой стороны, попытался сгладить ситуацию Д. Зайцев, «программа положительным образом повлияла на развитие научно-образовательной деятельности университетов-участников, а некоторые вузы вошли в топ-100 предметных международных рейтингов».
 

 

Николай ОСАДЧИЙ
– Наука в текущей трёхлетке получит из бюджета от 0,44 до 0,42% ВВП – со снижением. Для сравнения: Япония, Германия, США, Китай, Франция, Швеция, Израиль – более 3%. Отсюда очевидный вывод: России необходимо увеличивать бюджетное финансирование на образование минимум до 7% и на науку – минимум до 1% ВВП. Тем более, что это предусмотрено указом президента от 1 декабря 2016 года «О стратегии научно-технологического развития РФ». Вопрос к министерству финансов: почему этот указ не выполняется уже в течение трех лет? Ведь, по меньшей мере, до весны 2020 года бюджет был профицитным.
 
Николай ОСАДЧИЙ
Фракция КПРФ
Владимир ЖИРИНОВСКИЙ
– Почему образование должно быть для нас на первом месте? Плохой врач – это медицинский вуз, плохой летчик – это институт гражданской авиации, плохой полицейский, плохой депутат, плохой судья… – все плохие специалисты подготовлены в наших вузах. Поэтому первично образование.
Владимир ЖИРИНОВСКИЙ
Фракция ЛДПР

Расставляя акценты

– Мы говорим с вами на одном профессиональном языке и видим во многом одни и те же проблемы, с которыми сталкивается система высшего образования и науки, – обратился к министру председатель Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Вячеслав Никонов, обозначив затем ключевые проблемы отечественной высшей школы.

В первую очередь это отсутствие целостной стратегии развития образования в России. Да, есть утвержденная президентом стратегия научно-технологического развития, но сопряженной с ней стратегии подготовки кадров до сих пор не существует, отметил В. Никонов. Следующая острая проблема – подготовка новых поколений кадров высшей квалификации.

– Еще двадцать лет назад Россия была первой в мире по количеству исследователей и ученых. Сегодня мы на четвертом месте. Мы отстали от Китая в шесть раз, от США – в два раза. Причем это отставание у нас во многом происходит именно за счет наших ученых, которые переехали в США.

При этом приток молодых талантов остается крайне недостаточным: в последние тридцать лет в науку и высшее образование пришел только 1% выпускников (!) российских вузов. И вновь одна из ключевых причин – низкий, неконкурентоспособный по мировым меркам уровень заработной платы.

Болевой точкой для отечественной высшей школы является и наукометрия. Работа преподавателей вузов и научных работников во многом оценивается по публикационной активности, а самые большие баллы даются за публикации в зарубежных журналах.

– Конторы, которые зарабатывают на публикациях наших ученых в зарубежных журналах, как правило, подконтрольны западным спецслужбам, – уверен В. Никонов. – Они отбирают то, что им нужно, и публикуют то, что им выгодно, тем самым продвигая в рейтингах – по крайней мере, в гуманитарных специальностях – тех людей, которые занимают наиболее антироссийские позиции. Зачем это нужно нам – большой вопрос.

В числе ключевых проблем председатель профильного комитета также назвал недофинансирование высшей школы и, как следствие, устаревание вузовской инфраструктуры: средств выделяется «минимум в пять раз меньше, чем надо, чтобы остановить разрушение вузовской инфраструктуры». И совсем не выделяется на строительство новых общежитий и новых кампусов:

– А мы ещё хотим привлекать иностранных студентов и быть конкурентоспособными. Где они жить-то будут?

Другой пример. До сих пор так и не достигнут показатель по затратам на исследования и разработки, утвержденный в тех же майских 2012 года указах Президента РФ. Согласно им еще к 2015 году эти затраты должны были составлять 1,77% ВВП, однако к настоящему моменту их объем равен лишь 1,11%.

Еще одна актуальная тема – воспитательная деятельность вузов. Минобрнауки РФ должно сформировать соответствующую программу – по примеру аналогичной, уже подготовленной Минпросвещения РФ, считает В. Никонов. «Образование без воспитания немыслимо», – поддержал министр и проинформировал, что его ведомство в рамках будущей госпрограммы по патриотическому воспитанию разрабатывает проекты для высшей школы и представит их на рассмотрение профильного комитета.

 

Вячеслав НИКОНОВ
– Учили на платформах зарубежных – Скайп, Зум… Отечественные платформы есть, но они, к сожалению, оказались слабее. Поэтому нам нужна своя собственная большая образовательная платформа.
Вячеслав НИКОНОВ
Председатель думского комитета по образованию и науке

Комментарии по существу

Отвечая на вопросы депутатов, В. Фальков показал отличное знание ситуации в отрасли.

– Главная проблема вузов – у них нет средств на развитие, – резюмировал министр, поддержав позицию многих выступавших на эту тему депутатов. – И, в том числе через программу академического лидерства, мы им такие средства предоставим. Предоставим, исходя из принципа справедливости, – лучшим: кто покажет и докажет, что его команда, его программа, поддержка региона или профильного министерства, профильной госкорпорации позволят вузу достигать тех целей, которые перед ним ставят общество и государство.

Кроме того, одно из важных направлений программы – создание консорциумов. Но консорциумы, пояснил далее В. Фальков, будут интересны для вузов и научных организаций только тогда, когда объединение усилий для решения масштабных задач позволит внутри такого формата по особым правилам распоряжаться финансами.

– Поэтому необходимы изменения в 44-й и 223-й федеральные законы, а также в закон о конкуренции, – уверен министр. – Для этого мы уже создали межведомственную рабочую группу, встретились с руководителем Федеральной антимонопольной службы, подключили к этой работе Российскую академию наук, чтобы подготовить предложения об особых преференциях для университетов и научных организаций, создающих реально работающие консорциумы.

Комментируя тему экспорта образования и обучения в российских вузах иностранных студентов, В. Фальков сообщил об увеличении квоты на обучение иностранных студентов: с 15 тыс. мест в нынешнем году до 30 тыс. – в 2024-м. Причем уже в следующем году в РФ за счет бюджета смогут бесплатно учиться на 3 тыс. больше иностранцев, чем сегодня. Относительно студенческих общежитий министр объяснил, что в 2020 году были выделены 15,8 млрд. рублей на материально-техническую базу вузов, и значительная часть этих средств пошла на ремонт общежитий. Кроме того, строятся и новые общежития: сегодня у министерства в работе 36 объектов, не считая тех, что уже возведены, но еще документально не введены в эксплуатацию.

На депутатский вопрос о возможности возвращения в российские вузы специалитета и отказа от участия в Болонском процессе министр ответил, что Россия уже двадцать лет реализует эту систему. При этом развивается и традиционный для отечественной высшей школы специалитет: в настоящий момент реализуется 186 направлений бакалавриата и 124 направления специалитета. «Соотношение примерно 60 на 40». Более того, поступают предложения сделать специалитет шестилетним. И эта идея, проинформировал В. Фальков, действительно обсуждается с представителями промышленности, особенно оборонно-промышленного комплекса. Однако ломать популярный ныне бакалавриат было бы неправильным, особенно с учетом его привлекательности для иностранных студентов. Министр предложил в данном случае не кидаться в крайности, а слышать, прежде всего, работодателя и исходить из национальных интересов.

Также В. Фальков обещал депутатам в ближайшее время решить проблему излишней отчетности вузов. На то есть отдельное поручение Президента РФ. Предполагается сократить административную нагрузку и на сами вузы, и на преподавателей, которые должны быть избавлены от составления излишних документов, напрямую не связанных с образовательной деятельностью и ее качеством.
В целом первое выступление В. Фалькова в нижней палате парламента было воспринято депутатским корпусом весьма благожелательно. Система высшего образования России перенесла первую волну пандемии без существенных потерь благодаря, в первую очередь, быстрым, грамотным и слаженным действиям новой команды министерства.

Алексей БАТАНОВ.

30.10.2020
Наверх