От ранней профориентации до успешного трудоустройства. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

От ранней профориентации до успешного трудоустройства

Социальный результат деятельности Тюменского колледжа производственных и социальных технологий по развитию инклюзивного профобразования впечатляет. В 2020 году доля трудоустроенных выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ составляет 83%. Здесь повысили квалификацию по вопросам инклюзивного профобразования 79% сотрудников ПОО области. РУМЦ, действующий при колледже, награжден дипломом «Лучшая практика – 2020» среди ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе СПО страны.

Об авторах

фото ШПАК Тамара Евгеньевна

ШПАК Тамара Евгеньевна

Директор Тюменского колледжа производственных и социальных технологий, кандидат педагогических наук, почетный работник СПО РФ

фото ПАРФЕНОВА Анастасия Николаевна

ПАРФЕНОВА Анастасия Николаевна

Руководитель ресурсного учебно-методического центра инклюзивного образования Тюменского колледжа производственных и социальных технологий

Гибкий подход

В Тюменской области инклюзивное образование – одно из наиболее динамично развивающихся направлений: число лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья неуклонно растет. Для справки, в 2020-2021 учебном году в ПОО региона 998 инвалидов и лиц с ОВЗ получают образование более чем по 100 направлениям подготовки (2019 – 804 чел., 2018 – 692, 2017 – 198). Образовательные программы адаптированы для обучающихся различных нозологических групп: с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, ментальными. Реализуется более 20 адаптированных гибких образовательных программ, среди которых тестовод, комплектовщик товаров, оформитель табло и виньеток.

 

Методические ресурсы

С 2016 года Тюменскому колледжу производственных и социальных технологий присвоен статус базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профобразования, реализующей создание безбарьерной среды для лиц с особыми образовательными потребностями, вариативные формы обучения. Основная задача – сопровождение лиц с инвалидностью и ОВЗ от ранней профориентации до успешного трудоустройства.

В 2017 году на базе колледжа в рамках реализации госпрограмм «Доступная среда» и «Развитие образования» создан областной ресурсный учебно-методический центр инклюзивного образования. Здесь сконцентрированы методические ресурсы, необходимые для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ по программам СПО, профобучения и дополнительного профобразования. Ключевые направления деятельности – экспертно-консультационная и методическая деятельность, повышение квалификации педагогов по вопросам обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, трансляция лучших практик инклюзивного образования.

 

Вовлечение в жизнь и профессию

Работа центра с потенциальными учащимися начинается задолго до поступления в профессиональные образовательные организации – с ранней профориентации. Проводятся тематические мастер-классы: например, ставшие традиционными от победителей регионального этапа и национального этапа чемпионата по профмастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс». Также – дни открытых дверей, марафон «Абилимпикс#тест#драйв», форум #возМОЖНОсти, фестиваль «Профнавигатор», профориентационный фестиваль «ПрофиБудуЯ», творческий фестиваль «1+1». Широкий перечень подобных специальных мероприятий помогает школьникам сориентироваться и выбрать для себя путь профессионального развития с учетом личных интересов и особенностей здоровья.

Большая часть поступающих и студентов обозначенной категории нуждается в создании особых условий. Для полного вовлечения в образовательный процесс предусмотрено комплексное сопровождение тьюторами, педагогами-психологами, сурдопереводчиками, другими специалистами.

 

Кадровое обеспечение

В 2020 году для кадрового обеспечения специалистами инклюзивного образования в колледже организовано обучение по новой специальности 39.02.02 «Организация сурдокоммуникации». С 2020 года проводится повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовательном пространстве».

В полном объеме в колледже предусмотрено техническое оснащение инклюзивного образовательного процесса. Для обучающихся с нарушением зрения используется специальное программное обеспечение, позволяющее озвучивать все совершаемые на компьютере действия, преобразовывать тексты на графической основе в электронный вариант, который читается вслух компьютером, имеются необходимые портативные устройства для чтения и увеличения текста, перевода на язык Брайля и другое необходимое оборудование. Для тех, у кого нарушен слух, используются коммуникативные системы «Диалог», радиоклассы «Сонет», слухоречевые тренажеры «Соло», информационные системы «Исток», устройство «индукционная петля», передающее звуковые сигналы – музыку, телепередачу, радиооповещение – без шумовых помех на слуховой аппарат слабослышащих людей. Для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата оборудованы автоматизированные рабочие места с доступным при нарушениях моторной функции программно-техническим комплексом, используется специальная клавиатура Intellikeys, специальная мебель. Спортивные залы оснащены приспособленным спортивным оборудованием. В целом специализированное оборудование для лиц с инвалидностью и ОВЗ передается РУМЦ в образовательные организации области по мере востребования и необходимости.

 

Сотрудничество в общее благо

Содействие трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ начинается с развития инклюзивной готовности работодателей. Представители производств участвуют в проведении учебных занятий в рамках профессионального учебного цикла, мастер-классов. Профессиональные образовательные организации региона являются членами ассоциаций региональных объединений работодателей – гостеприимства, мебельщиков, объединения предприятий и индивидуальных предпринимателей сферы бытовых услуг.

Для повышения конкурентоспособности при трудоустройстве студенты с инвалидностью и ОВЗ осваивают дополнительные компетенции, участвуют в конкурсах и чемпионатах профмастерства «Абилимпикс». Экспертами в этих мероприятиях являются и потенциальные работодатели.

С целью модернизации системы инклюзивного профессионального образования колледж сотрудничает с органами исполнительной власти Тюменской области, учебно-методическими центрами и профильными учебными заведениями субъектов РФ, общественными организациями инвалидов, представителями бизнес-сообщества.

 

Наверх