О перспективах развития системы подготовки кадров СПО

О перспективах развития системы подготовки кадров СПО

В конце октября Минтруда РФ утверждён очередной список пятидесяти наибо­лее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих профобразования. Использовать перечень будут для разработки и актуализации профстандартов, ФГОС, формирования справочника профессий и других целей. Напомним, первый топ-50 появился в России пять лет назад, а в марте 2020 года Президент дал поручение этот список регулярно обновлять — система СПО должна оперативно подстраиваться под запросы рынка.

ОБНОВЛЕН новый перечень примерно на треть, при этом самые серьезные изменения предсказуемо затронули блок профессий, связанных с информационными технологиями.

По словам заместителя генерального директора НАРК Аллы Факторович, именно IT-сфера обновляется быстрее всех и задает ориентиры для всей системы подготовки кадров. Например, появилась профессия «Специалист по сбору цифрового следа». Разработанный экспертами Университета 20.35, Союза WorldSkills Russia и объединением компаний НТИ соответствующий профстандарт на сегодня единственный в мире. В документе описана работа с цифровым следом людей, человеко-машинных и полностью машинных систем типа интернета вещей. К слову, сам топ-50 сформирован на основе цифрового следа, а именно данных о 150 млн. вакансий и резюме.

Включены в список довольно редкие на сегодняшний день профессии, в числе которых специалист по интеллектуальным интегрированным системам, наладчик оборудования аддитивного производства, оператор мобильной робототехники, однако в перспективе ожидается рост их доли на рынке труда.

Совпадает новый список с предыдущим по таким позициям, как, например, медицинская сестра, графический дизайнер, повар, кондитер, сварщик, специалист по гостеприимству, станочник широкого профиля, – на данный момент актуальным направлениям профподготовки.

Скорректированы названия отдельных профессий: мастер слесарных работ, специалист по технологиям машиностроительного производства, сетевой и системный администратор, другие.

БОЛЬШЕ половины включенных в новый топ профессий требуют наличия компетенций, соответствующих стандартам WorldSkills — подготовка и переподготовка кадров по этой модели все более актуальна.

Директор Академии Ворлдскиллс Россия Светлана Крайчинская подчеркивает, что сейчас в WS уже 219 компетенций, по которым в том или ином виде организована подготовка. В 2020 году обучены более 160 тыс. человек. Для сравнения, в 2017-м – было всего 7-8 тыс.

Преимущества такой подготовки – практическая направленность и возможность осваивать необходимые компетенции параллельно с теоретическим обучением; стандартизированность; опора на мировую практику и лучший мировой опыт.[1]

Высоко оценивают эффективность движения WS опрошенные в ходе специального исследования[2] представители 600 предприятий. Респонденты отмечают такие показатели, как улучшение качества подготовки студентов, развитие текущего персонала компаний и задел по освоению профессий на будущее. Кроме того, для многих работодателей подтверждение мастерства по методологии WS — синоним роста квалификации сотрудников. Наибольший эффект от использования стандартов WorldSkills участники опроса видят в росте уровня квалификации работников и качества их работы.

Очевидна польза и для учреждений СПО: благодаря внедрению мировых стандартов в национальную систему профобразования улучшается его качество, а участие в чемпионатах повышает уровень мотивации обучающихся.

В последнее время о WS говорят и в связи с высшей школой. По мнению занимавшего в 2012-2016 годы должность замминистра образования и науки РФ, а ныне ректора Российского университета транспорта Александра Климова, потенциал внедрения инструментов движения в систему высшего образования очень велик. В частности, одна из стоящих перед вузами основных задач – перенять достижения СПО в плане практической подготовки студентов.

УСТАРЕВШИЕ профессии и специальности с 1 января 2021 года исчезнут из программ подготовки российских колледжей и техникумов на основании октябрьского приказа Минпросвещения РФ об изменениях в ФГОС СПО[3]. По словам замглавы профильного ведомства Виктора Басюка, такие коррективы обусловлены уходом с рынка невостребованных и узконаправленных профессий с большой долей ручного труда.

Как отмечает генеральный директор Союза «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Роберт Уразов, разработчики образовательных программ и работодатели сталкиваются с такой серьезной проблемой, как отставание профстандартов от стремительного развития компетенций, в особенности передовых. Если конкретизировать, сегодня на разработку ПС уходит 170 дней, ФГОС – 280 дней, а образовательной программы – 82 дня, то есть в общей сложности один-два года, что в нынешних обстоятельствах непозволительная роскошь.

Ускорение полного цикла разработки и внедрение профстандартов на основе прогнозируемых компетенций будущего запланировано в рамках пилотного проекта[4], реализуемого с ноября текущего года Минтруда РФ, Минобрнауки РФ, Минпросвещения РФ, АСИ, Союзом «Молодые профессионалы» и другими организациями.

В частности, предстоит разработать и утвердить перечни перспективных профессий и должностей рабочих и служащих будущего, а также установить квалификационные требования к ним. Присвоить квалификации по результатам освоения соответствующих ОПОП и программ ДПО. В начале ноября 2021-го участники проекта должны представить результаты.

ПАНДЕМИЯ обусловила необходимость в актуализации знаний о рынке труда, а также ускорила развитие существовавших до этого трендов. Задавшись целью прояснить картину ближайшего будущего, участвовавшие в инициированном WorldSkills Russia исследовании «Навыки будущего 2.0 для 2020-х годов»[5][ эксперты разработали «карты будущего» в контексте обновления технологий и бизнес моделей, а также навыков, которые будут востребованы до 2030 года.

Прежде всего, речь идет о компетенциях, помогающих интегрироваться в команду, быстро в ней адаптироваться и эффективно взаимодействовать с другими участниками. Кроме того, будут цениться многофункциональные специалисты, умеющие самостоятельно выполнять разные типы задач, обладающие предпринимательским мышлением и знаниями в разных сферах, готовые действовать нестандартно.

Ответили эксперты и на вопрос о том, как модифицировать профобразование. Для этого, во‑первых, необходимо развивать онлайн-обучение, а во-вторых, организовывать обучение в командах, в том числе в контексте сов­местных проектов преподавателей и студентов.

Один из авторов исследования, профессор практики Московской школы управления «Сколково» Павел Лукша считает, что «новая среда будет выглядеть как некое гибридное образовательное пространство, в котором у нас присутствует онлайн-университет или колледж, бизнес-пространство, городские пространства, представляя собой элементы единой траектории, где учащиеся получают образовательный опыт разного типа».

По мнению Роберта Уразова, в условиях новой реальности человека, прежде всего, нужно научить работать, дать мотивацию к познанию, чтобы в будущем он мог самостоятельно добирать необходимые знания.

– Ключевой выбор, который предстоит сделать образовательным учреждениям, – реакция на изменившийся мир. Это достаточно болезненно – нужно признать, что наш богатый потенциал никому не нужен, мы должны выстраивать его заново. Невозможно готовить человека по названию, нужно готовить по тому, что он будет делать. Требования, возникающие, например, у сварщика, будут менять ландшафт его подготовки. Он также будет варить металл, но очень существенным будет наличие дополнительных навыков. Допустим, сварщик для завода «Ростех» и сварщик, который будет работать как фрилансер. Они одинаковы по навыкам? Очевидно, нет. В титуле названий это все тот же сварщик. А мир уже совсем другой, – отметил эксперт в выступлении на проходившем в конце ноября II Форуме для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture'20.

Обзор подготовлен по материалам из открытых источников.

[1] Подробнее rg.ru/2020/11/06/v-dvizhenie-worldskills-vovlekaetsia-vse-bolshe-kompanij.html.
[2] Подробнее rda.worldskills.ru/project/worldskills-impact.
[3] Подробнее ipbd.ru/doc/0001201911270020.
[4] Подробнее static.government.ru/media/acts/files/1202010160028.pdf.
[5] Подробнее rda.worldskills.ru/project/future-skills-20.

Алла ФАКТОРОВИЧ
Алла ФАКТОРОВИЧ
Заместитель генерального директора НАРК
Светлана КРАЙЧИНСКАЯ
Светлана КРАЙЧИНСКАЯ
Директор Академии Ворлдскиллс Россия
Александр КЛИМОВ
Александр КЛИМОВ
Ректор Российского университета транспорта
Виктор БАСЮК
Виктор БАСЮК
Заместитель министра просвещения РФ
УРАЗОВ Роберт Наилевич
УРАЗОВ Роберт Наилевич
Генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)»
Павел ЛУКША
Павел ЛУКША
Профессор практики Московской школы управления «Сколково»

Топ-50 наиболее востребованных профессий

  • Агроном
  • Ветеринарный фельдшер
  • Графический дизайнер1
  • Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежу­точных продуктов, готовой продукции, отходов производства
  • Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики
  • Мастер общестроительных работ2
  • Мастер отделочных строительных и декоративных работ3
  • Мастер по изготовлению мебели4
  • Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей5
  • Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства6
  • Мастер слесарных работ7
  • Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ8
  • Машинист дорожных и строительных машин
  • Машинист технологических насосов и компрессоров
  • Медицинская сестра / медицинский брат9
  • Монтажник санитарно-технических систем и оборудования10
  • Оператор беспилотных летательных аппаратов
  • Оператор станков с программным управлением11
  • Повар, кондитер12
  • Промышленный дизайнер13
  • Сварщик14
  • Специалист по работе с документами и архивами (в том числе электронными)
  • Специалист в области воспитания
  • Специалист индустрии красоты15
  • Специалист по агромелиорации
  • Специалист по аддитивным технологиям16
  • Специалист по биотехническим и медицинским аппаратам и системам
  • Специалист по гостеприимству17
  • Специалист по изготовлению швейных и меховых изделий
  • Специалист по инженерному дизайну (по отраслям)18
  • Специалист по информационным системам и программированию:

– администратор баз данных19
– бэкенд-разработчик
– программист
– разработчик Web и мультимедийных приложений20
– сетевой и системный администратор21
– специалист по интеллектуальным интегрированным системам22

– специалист по машинному обучению
– специалист по сбору цифрового следа
– тестировщик
– технический писатель
– специалист по информационной безопасности
– фронтенд-разработчик

  • Специалист по мехатронике и мобильной робототехнике23
  • Специалист по монтажу и технической эксплуатации холодильно-компрессорных машин и установок24
  • Специалист по монтажу телекоммуникационного оборудования25
  • Специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист)
  • Специалист по обслуживанию воздушных перевозок и авиационных работ
  • Специалист по обслуживанию и ремонту электронной техники26
  • Специалист по обслуживанию роботизированного производства27
  • Специалист по производству и обслуживанию авиатехники28
  • Специалист по системам радиосвязи, мобильной связи и телерадиовещания
  • Специалист по технологиям машиностроительного производства
  • Специалист по экологической безопасности природных комплексов
  • Специалист по эксплуатации зданий и сооружений
  • Специалист по эксплуатации и ремонту сельскохозяйственной техники и оборудования
  • Специалист полиграфического производства29
  • Станочник широкого профиля30
  • Технолог продуктов общественного питания массового изготовления и специализированных пищевых продуктов
  • Фармацевт
  • Фельдшер
  • Электромонтажник/Электромонтер31

Перечень соответствия профессий топ-50 компетенциям WorldSkills

1 Графический дизайнер – компетенция WS «Графический дизайн».
2 Бетонщик, каменщик, слесарь по сборке металлоконструкций, электросварщик ручной сварки – компетенции WS «Бетонные работы», «Кирпичная кладка», «Производство металлоконструкций», «Сварочные технологии».
3 Маляр строительный, монтажник каркасно-обшивных конструкций, облицовщик-плиточник, облицовщик-мозаичник, штукатур, резчик по камню, облицовщик синтетическими материалами – компетенции WS «Малярные и декоративные работы», «Облицовка плиткой», «Сухое строительство и штукатурные работы», «Архитектурная обработка камня», «Укладка напольных покрытий».
4 Сборщик мебели – компетенция WS «Производство мебели».
5 Компетенции WS указаны по близким или аналогичным профессиям: мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей – компетенция WS «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей», «Обслуживание грузовой техники».
6 Рабочий зеленого хозяйства, садовник, цветовод – компетенция WS «Ландшафтный дизайн».
7 Слесарь по ремонту строительных машин, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования – компетенция WS «Обслуживание тяжелой техники».
8 Столяр строительный, плотник, стекольщик, паркетчик – компетенции WS «Столярное дело», «Плотницкое дело».
9 Медицинская сестра / медицинский брат – компетенция WS «Медицинский и социальный уход».
10 Монтажник санитарно-технических систем и оборудования – компетенция WS «Сантехника и отопление», «Водные технологии».
11 Станочник широкого профиля – компетенции WS «Токарные работы на станках с ЧПУ» и «Фрезерные работы на станках с ЧПУ».
12 Повар, кондитер – компетенции WS «Поварское дело», «Кондитерское дело».
13 Промышленный дизайнер – компетенция WS «Промышленный дизайн».
14 Сварщик – компетенция WS «Сварочные технологии».
15 Парикмахер, специалист по предоставлению бытовых косметических услуг – компетенции WS «Парикмахерское искусство», «Эстетическая косметология».
16 Специалист по аддитивным технологиям – компетенция WS «Изготовление прототипов».
17 Специалист по гостеприимству – компетенция WS «Администрирование отеля».
18 Чертежник-конструктор – компетенция WS «Инженерный дизайн CAD».
19 Администратор баз данных – компетенция WS «Облачные технологии».
20 Разработчик web и мультимедийных приложений – компетенция WS «Веб-дизайн и разработка».
21 Сетевой и системный администратор – компетенция WS с «Сетевое и системное администрирование».
22 Специалист по интеллектуальным интегрированным системам – компетенции WS «Облачные технологии», «Программные решения для бизнеса».
23 Специалист по мехатронике и мобильной робототехнике – компетенция WS «Мехатроника», «Мобильная робототехника».
24 Специалист по монтажу и технической эксплуатации холодильно-компрессорных машин и установок – компетенция WS «Холодильная техника и системы кондиционирования».
25 Специалист по монтажу телекоммуникационного оборудования – компетенция WS «Информационные кабельные сети».
26 Сборщик изделий электронной техники – компетенция WS «Электроника».
27 Техник по обслуживанию роботизированного производства – компетенция WS «Промышленная механика и монтаж».
28 Специалист по обслуживанию воздушных перевозок и авиационных работ – компетенция WS с «Обслуживание авиационной техники».
29 Специалист полиграфического производства – компетенция WS «Полиграфические технологии».
30 Станочник широкого профиля – компетенция WS «Полимеханика и автоматизация».
31 Электромонтажник/Электромонтер – компетенция WS «Электромонтаж».

Источник: приложение к приказу Минтруда и соцзащиты РФ от 26.10.2020, № 744.

22.12.2020
Наверх