ОБНОВЛЕН новый перечень примерно на треть, при этом самые серьезные изменения предсказуемо затронули блок профессий, связанных с информационными технологиями.
По словам заместителя генерального директора НАРК Аллы Факторович, именно IT-сфера обновляется быстрее всех и задает ориентиры для всей системы подготовки кадров. Например, появилась профессия «Специалист по сбору цифрового следа». Разработанный экспертами Университета 20.35, Союза WorldSkills Russia и объединением компаний НТИ соответствующий профстандарт на сегодня единственный в мире. В документе описана работа с цифровым следом людей, человеко-машинных и полностью машинных систем типа интернета вещей. К слову, сам топ-50 сформирован на основе цифрового следа, а именно данных о 150 млн. вакансий и резюме.
Включены в список довольно редкие на сегодняшний день профессии, в числе которых специалист по интеллектуальным интегрированным системам, наладчик оборудования аддитивного производства, оператор мобильной робототехники, однако в перспективе ожидается рост их доли на рынке труда.
Совпадает новый список с предыдущим по таким позициям, как, например, медицинская сестра, графический дизайнер, повар, кондитер, сварщик, специалист по гостеприимству, станочник широкого профиля, – на данный момент актуальным направлениям профподготовки.
Скорректированы названия отдельных профессий: мастер слесарных работ, специалист по технологиям машиностроительного производства, сетевой и системный администратор, другие.
БОЛЬШЕ половины включенных в новый топ профессий требуют наличия компетенций, соответствующих стандартам WorldSkills — подготовка и переподготовка кадров по этой модели все более актуальна.
Директор Академии Ворлдскиллс Россия Светлана Крайчинская подчеркивает, что сейчас в WS уже 219 компетенций, по которым в том или ином виде организована подготовка. В 2020 году обучены более 160 тыс. человек. Для сравнения, в 2017-м – было всего 7-8 тыс.
Преимущества такой подготовки – практическая направленность и возможность осваивать необходимые компетенции параллельно с теоретическим обучением; стандартизированность; опора на мировую практику и лучший мировой опыт.[1]
Высоко оценивают эффективность движения WS опрошенные в ходе специального исследования[2] представители 600 предприятий. Респонденты отмечают такие показатели, как улучшение качества подготовки студентов, развитие текущего персонала компаний и задел по освоению профессий на будущее. Кроме того, для многих работодателей подтверждение мастерства по методологии WS — синоним роста квалификации сотрудников. Наибольший эффект от использования стандартов WorldSkills участники опроса видят в росте уровня квалификации работников и качества их работы.
Очевидна польза и для учреждений СПО: благодаря внедрению мировых стандартов в национальную систему профобразования улучшается его качество, а участие в чемпионатах повышает уровень мотивации обучающихся.
В последнее время о WS говорят и в связи с высшей школой. По мнению занимавшего в 2012-2016 годы должность замминистра образования и науки РФ, а ныне ректора Российского университета транспорта Александра Климова, потенциал внедрения инструментов движения в систему высшего образования очень велик. В частности, одна из стоящих перед вузами основных задач – перенять достижения СПО в плане практической подготовки студентов.
УСТАРЕВШИЕ профессии и специальности с 1 января 2021 года исчезнут из программ подготовки российских колледжей и техникумов на основании октябрьского приказа Минпросвещения РФ об изменениях в ФГОС СПО[3]. По словам замглавы профильного ведомства Виктора Басюка, такие коррективы обусловлены уходом с рынка невостребованных и узконаправленных профессий с большой долей ручного труда.
Как отмечает генеральный директор Союза «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Роберт Уразов, разработчики образовательных программ и работодатели сталкиваются с такой серьезной проблемой, как отставание профстандартов от стремительного развития компетенций, в особенности передовых. Если конкретизировать, сегодня на разработку ПС уходит 170 дней, ФГОС – 280 дней, а образовательной программы – 82 дня, то есть в общей сложности один-два года, что в нынешних обстоятельствах непозволительная роскошь.
Ускорение полного цикла разработки и внедрение профстандартов на основе прогнозируемых компетенций будущего запланировано в рамках пилотного проекта[4], реализуемого с ноября текущего года Минтруда РФ, Минобрнауки РФ, Минпросвещения РФ, АСИ, Союзом «Молодые профессионалы» и другими организациями.
В частности, предстоит разработать и утвердить перечни перспективных профессий и должностей рабочих и служащих будущего, а также установить квалификационные требования к ним. Присвоить квалификации по результатам освоения соответствующих ОПОП и программ ДПО. В начале ноября 2021-го участники проекта должны представить результаты.
ПАНДЕМИЯ обусловила необходимость в актуализации знаний о рынке труда, а также ускорила развитие существовавших до этого трендов. Задавшись целью прояснить картину ближайшего будущего, участвовавшие в инициированном WorldSkills Russia исследовании «Навыки будущего 2.0 для 2020-х годов»[5][ эксперты разработали «карты будущего» в контексте обновления технологий и бизнес моделей, а также навыков, которые будут востребованы до 2030 года.
Прежде всего, речь идет о компетенциях, помогающих интегрироваться в команду, быстро в ней адаптироваться и эффективно взаимодействовать с другими участниками. Кроме того, будут цениться многофункциональные специалисты, умеющие самостоятельно выполнять разные типы задач, обладающие предпринимательским мышлением и знаниями в разных сферах, готовые действовать нестандартно.
Ответили эксперты и на вопрос о том, как модифицировать профобразование. Для этого, во‑первых, необходимо развивать онлайн-обучение, а во-вторых, организовывать обучение в командах, в том числе в контексте совместных проектов преподавателей и студентов.
Один из авторов исследования, профессор практики Московской школы управления «Сколково» Павел Лукша считает, что «новая среда будет выглядеть как некое гибридное образовательное пространство, в котором у нас присутствует онлайн-университет или колледж, бизнес-пространство, городские пространства, представляя собой элементы единой траектории, где учащиеся получают образовательный опыт разного типа».
По мнению Роберта Уразова, в условиях новой реальности человека, прежде всего, нужно научить работать, дать мотивацию к познанию, чтобы в будущем он мог самостоятельно добирать необходимые знания.
– Ключевой выбор, который предстоит сделать образовательным учреждениям, – реакция на изменившийся мир. Это достаточно болезненно – нужно признать, что наш богатый потенциал никому не нужен, мы должны выстраивать его заново. Невозможно готовить человека по названию, нужно готовить по тому, что он будет делать. Требования, возникающие, например, у сварщика, будут менять ландшафт его подготовки. Он также будет варить металл, но очень существенным будет наличие дополнительных навыков. Допустим, сварщик для завода «Ростех» и сварщик, который будет работать как фрилансер. Они одинаковы по навыкам? Очевидно, нет. В титуле названий это все тот же сварщик. А мир уже совсем другой, – отметил эксперт в выступлении на проходившем в конце ноября II Форуме для руководителей государственных и частных колледжей ProFuture'20.
Обзор подготовлен по материалам из открытых источников.
[1] Подробнее rg.ru/2020/11/06/v-dvizhenie-worldskills-vovlekaetsia-vse-bolshe-kompanij.html.
[2] Подробнее rda.worldskills.ru/project/worldskills-impact.
[3] Подробнее ipbd.ru/doc/0001201911270020.
[4] Подробнее static.government.ru/media/acts/files/1202010160028.pdf.
[5] Подробнее rda.worldskills.ru/project/future-skills-20.
Топ-50 наиболее востребованных профессий
– администратор баз данных19
– бэкенд-разработчик
– программист
– разработчик Web и мультимедийных приложений20
– сетевой и системный администратор21
– специалист по интеллектуальным интегрированным системам22
– специалист по машинному обучению
– специалист по сбору цифрового следа
– тестировщик
– технический писатель
– специалист по информационной безопасности
– фронтенд-разработчик
Перечень соответствия профессий топ-50 компетенциям WorldSkills
1 Графический дизайнер – компетенция WS «Графический дизайн».
2 Бетонщик, каменщик, слесарь по сборке металлоконструкций, электросварщик ручной сварки – компетенции WS «Бетонные работы», «Кирпичная кладка», «Производство металлоконструкций», «Сварочные технологии».
3 Маляр строительный, монтажник каркасно-обшивных конструкций, облицовщик-плиточник, облицовщик-мозаичник, штукатур, резчик по камню, облицовщик синтетическими материалами – компетенции WS «Малярные и декоративные работы», «Облицовка плиткой», «Сухое строительство и штукатурные работы», «Архитектурная обработка камня», «Укладка напольных покрытий».
4 Сборщик мебели – компетенция WS «Производство мебели».
5 Компетенции WS указаны по близким или аналогичным профессиям: мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей – компетенция WS «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей», «Обслуживание грузовой техники».
6 Рабочий зеленого хозяйства, садовник, цветовод – компетенция WS «Ландшафтный дизайн».
7 Слесарь по ремонту строительных машин, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования – компетенция WS «Обслуживание тяжелой техники».
8 Столяр строительный, плотник, стекольщик, паркетчик – компетенции WS «Столярное дело», «Плотницкое дело».
9 Медицинская сестра / медицинский брат – компетенция WS «Медицинский и социальный уход».
10 Монтажник санитарно-технических систем и оборудования – компетенция WS «Сантехника и отопление», «Водные технологии».
11 Станочник широкого профиля – компетенции WS «Токарные работы на станках с ЧПУ» и «Фрезерные работы на станках с ЧПУ».
12 Повар, кондитер – компетенции WS «Поварское дело», «Кондитерское дело».
13 Промышленный дизайнер – компетенция WS «Промышленный дизайн».
14 Сварщик – компетенция WS «Сварочные технологии».
15 Парикмахер, специалист по предоставлению бытовых косметических услуг – компетенции WS «Парикмахерское искусство», «Эстетическая косметология».
16 Специалист по аддитивным технологиям – компетенция WS «Изготовление прототипов».
17 Специалист по гостеприимству – компетенция WS «Администрирование отеля».
18 Чертежник-конструктор – компетенция WS «Инженерный дизайн CAD».
19 Администратор баз данных – компетенция WS «Облачные технологии».
20 Разработчик web и мультимедийных приложений – компетенция WS «Веб-дизайн и разработка».
21 Сетевой и системный администратор – компетенция WS с «Сетевое и системное администрирование».
22 Специалист по интеллектуальным интегрированным системам – компетенции WS «Облачные технологии», «Программные решения для бизнеса».
23 Специалист по мехатронике и мобильной робототехнике – компетенция WS «Мехатроника», «Мобильная робототехника».
24 Специалист по монтажу и технической эксплуатации холодильно-компрессорных машин и установок – компетенция WS «Холодильная техника и системы кондиционирования».
25 Специалист по монтажу телекоммуникационного оборудования – компетенция WS «Информационные кабельные сети».
26 Сборщик изделий электронной техники – компетенция WS «Электроника».
27 Техник по обслуживанию роботизированного производства – компетенция WS «Промышленная механика и монтаж».
28 Специалист по обслуживанию воздушных перевозок и авиационных работ – компетенция WS с «Обслуживание авиационной техники».
29 Специалист полиграфического производства – компетенция WS «Полиграфические технологии».
30 Станочник широкого профиля – компетенция WS «Полимеханика и автоматизация».
31 Электромонтажник/Электромонтер – компетенция WS «Электромонтаж».
Источник: приложение к приказу Минтруда и соцзащиты РФ от 26.10.2020, № 744.