Роль и место филиала «Восход» МАИ в системе аэрокосмического образования Казахстана. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Роль и место филиала «Восход» МАИ в системе аэрокосмического образования Казахстана


Об авторе

фото ПРОСОЧКИН Анатолий Сергеевич

ПРОСОЧКИН Анатолий Сергеевич

И.о. директора филиала «Восход» Московского авиационного института (национального исследовательского университета) в г. Байконуре, кандидат технических наук, академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского

В настоящее время Казахстан является одним из ведущих государств мира с динамично развивающейся космической отраслью. Важнейшим приоритетом космической деятельности этой страны является эффективное использование космодрома Байконур. В рамках этой стратегии Россия и Казахстан реализуют совместный проект по созданию космического ракетного комплекса «Байтерек» на базе объектов наземной космической инфраструктуры КРК «Зенит-М», что обеспечит Казахстану прямой доступ к средствам выведения космических аппаратов в космос.

Необходимым условием успешной реализации инновационных проектов Казахстана является формирование и развитие кадрового потенциала, предусматривающее подготовку инженерно-технических и научных кадров в сфере космической деятельности. В этой связи министерством образования и науки республики проводится системная работа: организована подготовка специалистов за рубежом, ведётся работа по созданию отечественной системы профессиональной целевой подготовки специалистов, определены базовые вузы страны по подготовке специалистов для космической отрасли и прочее.

Среди вузов, обеспечивающих подготовку специалистов для отраслей и ведомств Казахстана, особое место занимает Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) и его филиал «Восход», ведущий образовательную деятельность непосредственно на космодроме Байконур по аккредитованным образовательным программам, соответствующим государственным образовательным стандартам Российской Федерации. Направления подготовки специалистов в филиале «Восход» в полной мере соответствуют современным тенденциям развития экономики в области внедрения цифровых методов, инноваций и космической деятельности.

Можно выделить ряд особенностей филиала «Восход» МАИ в г. Байконуре, которые отличают его от других вузов России и Казахстана.

Во-первых, филиал «Восход» МАИ был основан в октябре 1964 года непосредственно в месте проведения испытаний ракетно-космической техники. За время работы на комплексе Байконур в филиале создана мощная учебно-лабораторная база, накоплен огромный опыт подготовки специалистов, в том числе и для аэрокосмической отрасли. За весь период работы на космодроме филиал «Восход» выпустил более 6 тыс. инженеров, которые достойно представляют Московский авиационный институт и в Казахстане, и в России, и в других странах ближнего и дальнего зарубежья.

Во-вторых, работа Байконуре позволяет филиалу в полном объёме использовать ресурсы космодрома: например, проводить все виды производственной практики на его объектах. Очевидно, что такой подход к обучению способствует повышению качества подготовки специалистов, обеспечивающих эксплуатацию технических и стартовых комплексов космодрома, и сокращению сроков адаптации выпускников вуза к конкретным задачам, решаемым предприятиями отрасли на комплексе Байконур.

В-третьих, как структурное подразделение Московского авиационного института филиал «Восход» в полной мере использует интеллектуальный потенциал, а также учебно-методические разработки и информационные ресурсы головного вуза, что, несомненно, способствует повышению качества подготовки молодых специалистов.

В соответствии с международным соглашением от 4 августа 1995 года «О подготовке специалистов в области космической техники из числа граждан Республики Казахстан для комплекса Байконур» министерство образования и науки Казахстана ежегодно выделяет 45 грантов для набора на первый курс по специальностям и направлениям подготовки, востребованным космической отраслью этого государства.

Однако в последние годы наблюдается тенденция к снижению количества студентов, ежегодно зачисляемых на первый курс филиала «Восход» МАИ по грантам Минобрнауки РК. Так, в 2017 году из 45 были востребованы всего 18 грантов, а в 2018 и 2019 годах на первый курс зачислены 22 гражданина Казахстана, обладателя грантов. Фактически это приводит к срыву установленного плана набора студентов, что, в свою очередь, ведёт к неэффективному использованию ресурсов, выделяемых государством, и в будущем может привести к дефициту специалистов, необходимых для реализации космических программ.

Зачисление на первый курс студентов – граждан Казахстана, получивших грант, производится в соответствии с Правилами приёма в Московский авиационный институт на основании приказа Минобрнауки РК о присвоении грантов. Поэтому отбор кандидатов на получение грантов возложен на соответствующие структуры профильного министерства республики. Главной задачей при этом является проведение информационно-разъяснительной работы среди абитуриентов.

В 2020 году эта задача решалась работниками приёмной комиссии и кафедр филиала «Восход» при содействии управления образованием Кызылординской области путём организации встреч с выпускниками школ региона. Также использовались средства массовой информации и интернет-ресурсы. В итоге в 2020 году 26 граждан Казахстана получили гранты Минобрнауки РК, 23 из которых зачислены на первый курс обу­чения в филиале «Восход» МАИ.

В настоящее время достигнуто соглашение с Управлением образования Кызылординской области и согласован план мероприятий по организации совместной работы с целью профессиональной ориентации учащихся старших классов общеобразовательных школ и обеспечения набора на первый курс граждан республики, которые получат гранты Минобрнауки РК в 2021 году.

Очевидно, что деятельность филиала «Восход» МАИ на комплексе Байконур более чем способствует решению задач, поставленных руко­водством Казахстана в области космической деятельности и в значительной мере определяющих политический престиж государства, его экономическую, научно-техническую, оборонную мощь, что требует особого внимания.

Наверх