Стать альма-матер. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Стать альма-матер

Адаптация иностранных граждан на примере Дагестанского госуниверситета

Переход российского общества к новой системе экономических и политических отношений требует адекватных решений в области организации деятельности высшей школы. Это касается и традиционной модели классического университета, выступающего сегодня в Дагестане в качестве регионального центра непрерывного образования, вокруг которого формируется университетский комплекс республики. Особое место занимает система довузовской и международной подготовки, объединенная в Дагестанском государственном университете в рамках факультета международного образования.

Об авторе

фото ТАДЖИБОВА Разият Раджидиновна

ТАДЖИБОВА Разият Раджидиновна

Декан факультета международного образования Дагестанского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент, член Совета по делам иностранной студенческой молодежи Республики Дагестан

В 1979 году для обучения в Дагестанском госуниверситете впервые приехали представители разных стран. Это были кубинцы, лаос­цы и монголы. В дальнейшем география иностранных студентов значительно расширилась. В вузе обучались молодые люди из более чем 33 стран мира: Лаоса, Камбоджи, Афганистана, Турции, Сирии, Ирака, Палестины, Индии, Анголы, США, Франции, Алжира, Кубы, Шри-Ланки, Непала и других государств, в последние годы и из стран СНГ.

За это время подготовительный факультет окончили более 3 тыс. человек, основные факультеты – 1,8 тыс. Из них 600 получили дипломы с отличием. Защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата наук 60 человек, докторские диссертации – 5.

Выпускники ДГУ у себя на родине занимают ответственные должности, работают руководителями предприятий, министерств, преподавателями вузов. Например, Сантисук Сималавонг из Лаоса стал министром химической промышленности, кубинец Хорхе Перес – министром торговли, алжирец Тарек Филиаши – проректором столичного университета, Пхуснит Кхай из Камбоджи – директором банка. Они не забывают родной вуз, ведут переписку с деканатом. Вот несколько фрагментов из их писем. Сомкиат Пхаси, Лаос: «Мне было очень трудно расставаться с Дагестаном, где меня приняли, как сына. Я вырос на ваших глазах, закончив подготовительный факультет, основной факультет, а затем и аспирантуру. Таких чудесных людей я не встречу больше нигде». Мануэль де Гама, Ангола: «Спешу сообщить, что у меня все хорошо. Мальчик, которого я усыновил в Дагестане, подрос, и все его любят. Работаю в госучреждении». Буаван Кеодара и Манисот Сенгдара, Камбоджа: «Мы не забываем, что создали семью в Дагестане. Стараемся быть достойными выпускниками ДГУ».

Дагестан славится своим гостеприимством, и ДГУ – «самая светлая сакля Дагестана», по выражению поэта Расула Гамзатова, – распахнул свои двери единомышленникам из разных государств. Следуя духу и традициям радушия, университет всемерно заботится о том, чтобы с первых шагов стать для них настоящей альма-матер.

Большую роль в социокультурной адаптации иностранцев играет продуманная системная информационная и культурно-воспитательная работа, которую проводят руководство и преподаватели факультета международного образования ДГУ. Так, для иностранных абитуриентов создан англоязычный сайт www.russianforyou.dgu.ru и страница в сети Instagram @russian_for__foreigners, где собрана вся необходимая информация об условиях обучения в ДГУ, а также представлены отзывы выпускников. Многие годы на факультете функционирует Клуб любителей русского языка.

Иностранные студенты активно задействованы в общественной жизни вуза, города, республики и страны, участвуя в фестивалях и между­народных форумах студенческой молодежи, праздничных мероприятиях различного уровня. Традиционным стало участие иностранных обучающихся в региональных и международных конференциях, всероссийских смотрах научных и творческих работ, всероссийских олимпиадах по русскому языку как иностранному. Везде их работы отмечаются дипломами и почетными грамотами.

 

Комплексное использование разных форм педагогической работы способствует воспитанию учащихся в духе интернационализма, уважения к истории народов мира и доброжелательного отношения к России и общечеловеческим ценностям.

Однако нельзя не упомянуть и о сложностях, возникающих у студентов-иностранцев, особенно в первые месяцы их приезда в Дагестан. Во-первых, у них полностью меняется жизненный уклад, быт и питание, им сложно адаптироваться к нашим обычаям и традициям. Особенно это касается африканских граждан: по сравнению с абитуриентами из мусульманских стран, они с трудом воспринимают национальную кухню, в частности, привычные нам мучные блюда с мясом, так как среди них немало вегетарианцев. Также они чувствуют себя некомфортно из-за того, что поначалу совершенно не говорят по-русски и остро ощущают языковой барьер. В этот момент очень важно поддерживать и опекать их, помогая в прямом смысле выжить в новых, непривычных условиях.

К сожалению, бывают случаи, когда прохожие не совсем адекватно реагируют на встречу с иностранцами на улице или в общественных местах. Это сильно осложняет многогранную и кропотливую работу, которую преподаватели ДГУ ежедневно ведут с иностранными студентами, портит их общее представление о стране проживания. Поэтому предлагаем: в СМИ, по телевидению, в соцсетях регулярно просвещать население, прививать толерантное отношение к людям с другим цветом кожи и вести пропаганду мирного сосуществования, – тем более Дагестан в этом отношении сам является примером многонациональной республики. С этой целью университетом – совместно с Министерством по национальной политике и делам религий Республики Дагестан, телеканалами «НТВ+ Дагестан» и «РИА-Дагестан» – проведен цикл теле- и радиопередач о жизни студентов-иностранцев в Дагестане.

Сейчас, в условиях неблагоприятной эпид­обстановки, университет вынужден перейти на смешанный тип обучения (офлайн и дистанционно). Тем не менее факультет готов принять большее количество абитуриентов по любой форме обучения. Для этого еще в летние месяцы сделан полный капремонт общежития для иностранных студентов – в кампусе, расположенном очень компактно и удобно, учтены все их потребности. Также, благодаря продлению контракта с компанией IPR-Media, в учебном процессе используются электронные платформы по русскому языку как иностранному для дистанционного образования, а по линии Россотрудничества созданы группы дистанционного обучения.

В целом, на протяжении всей антивирусной кампании руководство вуза и факультета предприняло и продолжает реализовывать практические меры, направленные на поддержку иностранных обучающихся. Действует «горячая линия», предоставлены бесплатное проживание в общежитии и бесплатный доступ к учебным платформам, оказывалась помощь в трудоустройстве. Сегодня также ведется психологическая работа, предоставляются продукты, медикаменты и средства индивидуальной защиты, оказывается необходимая медицинская помощь в стационаре. Регулярно проводятся медицинский осмотр и дезинфекция учебных и жилых помещений университета.

Безусловно, есть немало вопросов, требующих решения, но коллектив вуза оптимистично смотрит в будущее и ожидает полноценной работы с иностранными абитуриентами и студентами.


Сомкиат Пхаси, выпускник ДГУ (Лаос):

«Мне было очень трудно расставаться с Дагестаном, где меня приняли, как сына. Я вырос на ваших глазах, закончив подготовительный факультет, основной факультет, а затем и аспирантуру. Таких чудесных людей я не встречу больше нигде…»


Наверх