Нуцалов Авбакар Хатипович – генеральный директор организации «РАКУС».
Родился в 1963 году в ДАССР. Высшее профессиональное образование получил по специальности «Управление предприятием».
Специализировался в России и за рубежом по программам в области управления образованием, оценки и экспертизы иностранных образовательных документов, систем образования иностранных государств, организации выставочной деятельности. В сфере организации и управления международного образования прошел практически все ступеньки профессионального роста: от помощника менеджера по работе с иностранными студентами, менеджера третьей, второй, первой категории до руководителя управления Ближнего и Среднего Востока и заместителя генерального директора «РАКУСа». С 1995 года – генеральный директор организации «РАКУС».
Профессиональные интересы: система международного образования и организация учебных заведений в иностранных государствах.
Среди увлечений – спорт, география, шахматы, международные отношения.
Кредо жизни: бороться, искать, найти, не сдаваться.
– Авбакар Хатипович, от всей души поздравляем коллектив организации «РАКУС» с юбилеем. Дальнейших успехов и процветания! Тридцать лет на рынке образования – это впечатляющее достижение. Можете поделиться с читателями журнала секретами успеха?
– Спасибо большое! Секрет прост. Мы никогда не ставили перед собой краткосрочных целей получения прибыли или привлечения максимального числа иностранных абитуриентов на обучение в вузы России. Миссия «РАКУСа» состоит в упрочении репутации российского образования и российских университетов на мировой арене. А самая главная наша цель – это удовлетворенный качеством образования и пребыванием в России иностранный студент. Мы сами выбираем, с какими образовательными организациями работать, опираясь при этом на оценку многих важных факторов: специфику рынков, потребности поступающих и прочее. И такой подход позволяет добиваться высоких показателей удовлетворенности наших клиентов.
– В последнее время на рынке появилось множество компаний, занимающихся привлечением иностранных граждан для обучения в России. Расскажите, как «РАКУС» выдерживает конкуренцию? Не боитесь ли потерять свою долю рынка?
– У нас не компания по набору иностранных студентов в современном понимании. С одной стороны, это объединение группы российских университетов, а с другой – сеть представительств в зарубежных странах. В различных городах России 9 филиалов и 72 представительства – в странах Ближнего и Среднего Востока, Азии, Африки, Латинской Америки, Европы и постсоветского пространства. Мы не только помогаем будущим студентам в оформлении необходимых документов, но и знакомим их с жизнью и культурой России. Десятилетиями создавали инфраструктуру, и сегодня это наше конкурентное преимущество.
Кроме того, непосредственно набор иностранных студентов, как я уже отметил, не является нашей основной целью, хотя за время своей деятельности обеспечили российские образовательные организации более чем 80 тыс. иностранных студентов из более 115 стран мира. По сути «РАКУС» – аутсорсинговая компания по организации работы с иностранными абитуриентами и студентами, а также международной деятельности вуза. Дело в том, что самостоятельно проводить её вузам довольно затратно, и потому зарубежные университеты всё чаще выбирают аутсорсинг в сфере международного образования. Сегодня это общемировая, хорошо зарекомендовавшая себя практика, показавшая свою эффективность не только по экономическим показателям, но и с точки зрения стабильности ежегодного набора, устойчивого развития и успешности вуза на международном образовательном рынке.
Мы результативно используем модель взаимодействия с вузами на основе аутсорсинга. Что является гарантией эффективности? Владение узкоспециализированными компетенциями, сетью представительств, устойчивыми связями в органах власти разных стран, достойной репутацией в основных странах-импортерах российского образования. И за счет этого помогаем российским университетам заключать соглашения о международном сотрудничестве с ведущими мировыми вузами. Например, только за один 2019 год с нашей помощью было заключено 7 межвузовских соглашений о сотрудничестве в области образования и научных исследований. Мы способствуем реализации сетевых образовательных программ, обеспечиваем академическую мобильность преподавателей и административных сотрудников. Так, за последние несколько лет по приглашению организации «РАКУС» более 100 представителей различных университетов России приняли участие в международных образовательных выставках, проведенных нами в различных странах мира. И это далеко не все направления работы коллектива.
– Но ведь межвузовское сотрудничество и академическая мобильность – это не про экспорт образования. Почему «РАКУС» занимается этими направлениями?
– (Смеётся.) Это, наверное, ещё один секрет успеха. Особенность и, предполагаю, конкурентное преимущество «РАКУСа» состоит в том, что мы работаем не только с иностранными абитуриентами и студентами, но и с российскими университетами. Мы понимаем, что университеты, входящие в группу «РАКУС», будут востребованы и получат достойную оценку на зарубежном рынке только при высоком уровне их интернационализации, то есть использовании в работе международно признанных норм, правил и методов. Приведу в качестве примера недавний случай, когда один из зарубежных университетов отказался заключать договор с российским вузом из-за недостаточно большого количества межвузовских соглашений о сотрудничестве и низкой интернационализации. Таким образом, представленность, грамотная репрезентированность отечественного вуза на международном образовательном рынке – это важный фактор выбора и для поступающих, и для зарубежных университетов-потенциальных партнеров. Жаль, что российские университеты недооценивают этот фактор. Хочу также подчеркнуть, что экспорт образования и международная деятельность университета – включая межвузовское сотрудничество, академическую мобильность, сетевые программы – тесно связаны между собой. Их нельзя разделять.
– Вы отметили, что главная цель организации «РАКУС» – это удовлетворенный качеством образования и пребыванием в России иностранный студент. Каким образом аутсорсинговая модель взаимодействия с вузами способствует достижению этой цели?
– Мы понимаем, что зачисление на обучение иностранного студента еще не итог нашей работы. Результат – это довольный и успешно трудоустроенный иностранный выпускник российского университета, получивший качественное высшее образование, который вернётся в свою страну и расскажет о своем успешном опыте обучения в России. Поэтому мы оказываем всестороннюю помощь и поддержку иностранным студентам университетов из группы «РАКУС»: от первичного консультирования, обеспечения прибытия в Россию, последующей адаптации и сопровождения до получения диплома, а также обеспечения признания диплома в стране проживания.
Ведётся многолетнее сотрудничество с посольствами РФ, российскими центрами науки и культуры, ассоциациями выпускников советских и российских вузов, министерствами среднего и высшего образования зарубежных стран, региональными органами власти, местными школами. Я лично ежегодно провожу не менее 30 встреч международного уровня. Все это помогает нам решать самые сложные вопросы и тем самым обеспечивать высокий уровень удовлетворенности иностранных студентов, которые обучаются в университетах группы «РАКУС».
– Зададим пусть уже и поднадоевший, но важный вопрос… Как повлияла пандемия на деятельность вашей организации?
– Мне кажется, что пандемия всё ещё влияет на все сферы нашей жизни и пока сложно оценить какое-то итоговое воздействие. Тем не менее приведу статистику: в 2020-2021 учебном году мы направили в российские университеты чуть более 7 тыс. иностранных студентов из 84 стран мира. Для нас это, увы, не самый успешный показатель – повлияла пандемия. Но мы смогли этого достичь с помощью множества проведённых дистанционных (онлайн) и очных (оффлайн) мероприятий в зарубежных странах. Так, только за 2019 год проведены в режиме оффлайн более 600 образовательных мероприятий в 72 иностранных государствах. Для сравнения, в 2020-м, опять же из-за пандемии, всего около 400 – по 200 офлайн и онлайн выставок. В целом за все время работы «РАКУС» организовал оффлайн более 12 тыс. образовательных мероприятий в почти 90 странах мира. Это огромный опыт, позволяющий работать результативно даже в сегодняшней непростой ситуации.
Конечно, в 2021 году нам придётся несколько изменить формат работы, перевести ряд наших активностей в онлайн. Однако наши представительства по всему миру позволят обеспечить очную поддержку поступающих, организовывать реальные встречи и образовательные мероприятия в оффлайн-формате. Поэтому я не сильно переживаю за результаты приёмной кампании 2021 года. Наоборот, пандемия – существенный толчок к развитию, цифровизации некоторых наших сервисов. И что еще очень важно: у администраций вузов появилось ясное понимание роли государственно-частного партнерства для качественного, планомерного, долгосрочного представления образовательных организаций за рубежом, и выполнения ежегодного плана набора иностранных студентов для обучения в России.
– Ваш прогноз: как отразится пандемия на рынке международного образования в целом и на экспорте российского образования в частности?
– Войдёт в историю российского экспорта образования как год, когда мы впервые должны заставить себя взглянуть на эту отрасль в масштабах страны как на очень важную и самостоятельную в российской экономике, оказывающую огромное влияние на десятки смежных отраслей. Посмотрите на Великобританию, где порядка четверти национального бюджета формируется именно из доходов международного образования, а чиновники оперативно устраняют барьеры, препятствующие развитию экспорта образовательных услуг.
Основными проблемными зонами этой отрасли в России по сей день остаются административные барьеры (например, сроки оформления приглашений и система миграционного учета), качество и дефицит студенческих общежитий, доступность получения высшего образования на иностранных языках. Необходимо снятие целого ряда ненужных ограничений. Но, к сожалению, эти и другие барьеры, которые никак не решают административные органы, препятствуют развитию экспорта российского высшего образования.
Понимаете, за период пандемии весь мир сделал настоящий рывок в цифровизации. Зарубежные страны и университеты динамично переходят к цифровому формату предоставления сервисов иностранным студентам. И здесь нам тоже нельзя отставать! С другой стороны, меняются требования рынка труда, что обуславливает повышение мирового спроса на качественное высшее образование и программы переподготовки. Поэтому пандемия может открыть дополнительные возможности для экспорта российского образования. Но мы должны суметь этими возможностями воспользоваться.
– Государство отечественной высшей школе поставило непростую задачу – значительно, в разы нарастить экспорт образования уже к середине 20-х. Однако, понятно, что пандемия может негативно сказаться на успешности приемных кампаний вузов. Какие, по вашему мнению, в этих условиях можно было бы внести изменения для повышения набора иностранных студентов?
– Да, в очень многих странах в 2020 году школьные выпускные экзамены и получение их результатов были отложены на срок от двух до четырёх месяцев. В связи с этим большинство потенциальных абитуриентов даже не успело подать документы для поступления в российские вузы, так как приёмный период в наших вузах уже завершился. Например, в Алжире сертификаты об окончании школы были получены в середине октября, а в прежние годы документы получали в середине июля. Считаю, что в подобных форс-мажорных обстоятельствах необходимо дать вузам самостоятельность в принятии решений с учётом конкретной ситуации. Скажем, вузы России могли бы продлить приёмный период по программам, преподаваемым на иностранных языках (английском и французском) до 15 декабря, одновременно продлив учебный год до 1 августа. При этом студентам в текущем учебном году была бы предоставлена учебная программа в полном объёме, несмотря на перенос начала и окончания учебного года. Обучение на втором курсе началось бы с 1 сентября, как это и принято в России.
Надеюсь, что в 2021 году российские вузы учтут это, а Минобрнауки РФ предоставит самостоятельность в принятии решений вузам с учётом складывающейся конкретной ситуации в сентябре-октябре 2021 года. Приоритетный проект по экспорту образования никто не отменял. Количество иностранных студентов в 2024 году должно вырасти до 425 тыс. И предоставление такой самостоятельности вузам будет очень кстати. Вузы России могли бы осуществлять приём два раза в год: например, 1 сентября и 15 марта. В странах Южной Африки, Центральной и Южной Америки учёба в школах заканчивается в декабре, и абитуриенты ждать сентября следующего года для поступления в вузы России не будут. Именно поэтому английские, американские, австралийские, новозеландские вузы осуществляют приём два раза в год, то есть подстраиваются под существующие условия определённых стран и регионов для наращивания приёма иностранных студентов. И они в этом преуспели.
– Какие еще предложения или пожелания вы бы высказали в адрес федерального профильного ведомства, координирующего госполитику в сфере экспорта образования?
– Очень бы хотелось, чтобы представители министерства высокого уровня ежегодно встречались с ведущими российскими компаниями, специализирующимися в области популяризации российского высшего образования и набора иностранных граждан на обучение в вузы России. Хорошими месяцами являются вторая половина мая и начало декабря: для подготовки и согласования планов набора, мероприятий на текущий год и подведения итогов.
Важным было бы участие Минобрнауки РФ в поддержке и получении разрешений на строительство в зарубежных странах негосударственных российских университетов в партнерстве с российскими государственными вузами. Это огромная возможность и перспектива для расширения экспорта российского образования. Организация «РАКУС» подготовила очень хороший проект для реализации его в одной из стран Африки с обучением 12 тыс. студентов. Уже приобретён земельный участок в 6 гектаров, подготовлены архитектурные чертежи ультрасовременного вуза, прочее. Активное участие и помощь оказывают МИД РФ, посольства России, представительства Россотрудничества, но со стороны Минобрнауки, к сожалению, никаких движений нет. Оно даже не смогло внести этот пункт в проект повестки межправительственного соглашения с этой страной – намеренно ее не называю. Поэтому, повторюсь, мы рассчитываем на более активное содействие Минобрнауки РФ подобным проектам и продвижению экспорта образования в таком формате, как это делают Великобритания, США, Австралия, Турция и другие страны. Причём мы не просим финансовой помощи в этом вопросе, а только участия в получении разрешения на строительство и функционирование вуза. Необходима политическая воля и поддержка в реализации первого в таком формате российского проекта со стороны Минобрнауки РФ.
– И все-таки, Авбакар Хатипович, если подводить итоги тридцатилетней деятельности компании, как бы вы сформулировали «топ-5» главных секретов успеха «РАКУСа»?
– Сформулирую кратко.
Первый. Ориентация на клиента как самая главная наша цель – это удовлетворенный иностранный выпускник российского университета, получивший качественное образование.
Второй. Интернационализация всех видов деятельности университетов группы «РАКУС». Мы не просто продвигаем образовательные услуги наших партнёров, а способствуем адаптации таких услуг к требованиям международного образования и приведению всех норм и правил работы, касающихся этой сферы, к международно признанной практике.
Третий. Создание устойчивых партнёрств. Много ресурсов вкладываем в установление и развитие международных межвузовских отношений.
Четвертый. Специализация на сегментах рынка. Представительства в разных странах позволяют нам наилучшим образом взаимодействовать с потенциальными поступающими и их родителями, а филиалы в различных городах России – оперативно поддерживать «наших» иностранных студентов.
Пятый. Культурная дипломатия. Стремимся к популяризации российского образования за рубежом и инвестируем ресурсы в проведение межкультурных и межнациональных мероприятий, продвижение русского языка и культуры.
– Заключительный вопрос, конечно, о будущем… Какие цели ставит перед собой «РАКУС» на новый период своего развития?
– Целей и планов у нас много и связаны они, прежде всего, с адаптацией к условиям новой реальности постпандемического периода. И я имею в виду не только цифровизацию, но и обеспечение реализации российских образовательных программ в зарубежных странах через сеть зарубежных представительств и филиалов. Очевидно, что качественное образование уровня бакалавриата в иностранном вузе в дистанционном режиме не получишь. Вижу такой выход: обучение в первые два-три года в представительстве российского университета (или группы университетов) в родной стране, а завершение бакалавриата и дальнейшее обучение в магистратуре – уже в России. Мы сейчас плотно работаем над реализацией такого проекта – о нем я уже сказал несколько слов выше. Уверен, запуск этого проекта значительно повысит присутствие российского высшего образования на африканском континенте, что впоследствии даст серьёзный толчок и экономическому партнёрству стран. В этом направлении у нас много перспективных идей.
– Авбакар Хатипович, спасибо большое за интересный разговор. Конечно, желаем вам успехов в реализации проектов и ещё не менее тридцати лет активной деятельности организации «РАКУС».
«РАКУС». Организация основана в 1991 году по инициативе и при поддержке группы российских государственных университетов.
На сегодняшний день имеет представительства в 72 государствах Ближнего и Среднего Востока, Азии, Африки, Латинской Америки, Европы, СНГ. Филиалы организации действуют в 9 российских городах. Центральный офис – в Санкт-Петербурге.