Колледж в 2025 году: ожидания и рекомендации

Развитие учреждений среднего профобразования в контексте кадрового партнерства с предприятиями – ключевая тема вебинара «Колледж-2025. Ожидания и решения от бизнеса, студентов и преподавателей. Для экономики и выпускников». Мероприятие прошло в рамках работы Московского международного салона образования в формате «ММСО-стрим» (подробнее: http://bit.ly/ao121SPyt). Какое будущее ждет систему СПО в ближайшие пять лет с учетом сложившихся рисков и факторов неопределенности? Как соединить интересы бизнеса и образования с максимальным эффектом для выпускников и экономики? Каковы практические рекомендации ссузам для гарантированного успеха в 2025 году? На вопросы отвечали представители малого, среднего и крупного бизнеса, органов государственной власти, руководители колледжей и техникумов.

– Приходите договариваться и дружить с полезными и интересными для вас представителями бизнеса.

ЛУКЬЯНОВА Екатерина Владимировна

Директор центра непрерывного развития инженерных компетенций Академии Росатома

woman avatar

Сегодня крупные компании создают корпоративные университеты, технические академии, учебные центры, формируя собственную среду для развития разного рода компетенций. Но это делается в первую очередь для уже работающих сотрудников. Чтобы прийти к нам с отличной теоретической и практической базой, человек должен еще в школе сделать осознанный выбор направления профессиональной подготовки.

Необходимо создать среду непрерывного образования – от школьного до «серебряного» возраста – для становления личности в режиме нон-стоп с полным раскрытием ее потенциала и формированием как профессиональных, так и межличностных компетенций. Для этого крайне важно иметь сильных партнеров в сфере образования, которые видят в нас не только источник финансовых средств, но и заказчика компетенций. Мы готовы делиться программами, передавать разработки, проводить тренинги для преподавателей, если колледжи смогут взять на себя продвижение ценностей компании.

В связи с большой нагрузкой на ссузы-партнеры мы начали готовить себе кадры самостоятельно и за три года достигли значительных результатов:

  • разработано 100 программ и открыто 14 центров развития компетенций;
  • проведена оценка практических компетенций 5 тыс. студентов и сотрудников;
  • обучены 3 тыс. инженеров и рабочих, 500 школьников;
  • создана дорожная карта «Mission: Talent. Rosatom Roadmap 2024».

Однако гораздо интереснее, быстрее и эффективнее решать кадровый вопрос в сотрудничестве с образовательными организациями, нежели выстраивать собственную систему обучения. У нас уже есть партнеры, способные обеспечивать необходимый уровень подготовки специалистов, готовые вносить изменения в программы, проводить демоэкзамены, отправлять преподавателей к нам на стажировки для ознакомления с планами компании на ближайшие пять-десять лет.

– Классическое короткое правило общения: слышать и слушать друг друга и идти вперед к единой цели – счастливому будущему наших детей.

КРАСКИНА Екатерина Васильевна

Председатель Владимирского областного отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»

woman avatar

Довольно долгое время образование в России было заточено под подготовку персонала для предприятий крупного бизнеса, однако действительность ставит новые задачи. По данным на 2019 год, число работников субъектов МСП составляет в среднем 15,3 млн. человек – это 22% рабочих мест и примерно половина лиц, реально задействованных в поддержке экономики страны. Следовательно, российским ПОО давно пора наладить более тесные контакты с малым бизнесом. Его плюсы и минусы – мобильность, гибкость, быстрое принятие решений, оперативная реакция на запросы рынка, индивидуальный подход и в то же время ограниченность материальных и человеческих ресурсов и возможностей – диктуют колледжам ряд задач при подготовке квалифицированных кадров.

Прежде всего, необходимо создать сильную образовательную базу, без которой невозможно работать по конкретной специальности, сформировать навыки самостоятельного получения знаний и личностные качества, особенно стрессоустойчивость и умение работать в команде.

Для системного и разнопланового взаимодействия бизнеса и организаций СПО нужна единая площадка с профильным органом власти в роли связующего звена. Минпросвещения РФ достаточно установить критерии оценки подготовки по всем специальностям в регионах, которые колледжи будут ежегодно пересматривать совместно с предприятиями, исходя из анализа результатов проделанной работы. Площадка должна состоять из координационного совета и узкоспециализированных рабочих групп по каждой специальности или компетенции, с участием широкого круга представителей бизнеса. Эти группы могут работать в онлайн-режиме под контролем региональных центров компетенций. Мы также предлагаем создать аналогичные группы при учреждениях СПО для ежегодной актуализации учебных программ. Разработки и тех, и других групп будут ложиться в основу востребованных кадровым рынком программ подготовки специалистов для малого бизнеса.

Представители предприятий-партнеров должны не только принимать участие в совместных профессиональных мероприятиях, но и приглашаться на защиту итоговых работ обучающихся для проведения оценки полученных компетенций. Основные учебные программы необходимо дополнять короткими программами и краткосрочными курсами под конкретные компетенции с участием сотрудников компаний по партнерским договорам. Они могут включать мастер-классы и выездные занятия в небольших группах, где есть возможность заранее познакомиться с будущими работодателями и узнать из первых уст, что происходит на предприятиях. Кроме того, нужны курсы с привлечением узких специалистов, отсутствующих в ПОО: например, психологов, психотерапевтов и профессионалов в области IT.


Конкуренция между выпускниками высока как никогда, и учреждениям СПО нужно использовать эти непростые времена как возможность «прокачать» студентов по большему количеству компетенций, чтобы выделить их на рынке труда и сделать максимально востребованными среди предприятий малого бизнеса.


– Нужно идти вперед навстречу друг другу и совершенствовать то, что есть.

СИНИЦЫНА Галина Владимировна

Заместитель министра образования и науки Алтайского края

woman avatar

Пандемия коронавируса внесла серьезные коррективы в развитие СПО. Анализ ситуации в сфере подготовки кадров в условиях экономической нестабильности высветил ряд проблем, влияющих на успешное трудоустройство и самореализацию выпускников. В конце учебного года на рынок труда Алтайского края выйдут более 10 тыс. новых специалистов. К наиболее устойчивым сферам деятельности, способным быстрее восстановиться после кризиса, относятся рынок услуг, сельское хозяйство, строительство, транспорт, образование, медицина, IT-технологии. На сегодняшний день около 70% подготовки идет в этом направлении. В таких областях, как искусство, дизайн, туризм, машиностроение, гостиничный сервис, экономика, бухучет, ситуация остается более неопределенной даже с учетом возможного отсева части студентов или их поступления в вузы.

На смену принципу «образование на всю жизнь» приходит новая концепция – «образование через всю жизнь». В связи с этим учреждения СПО должны формировать прикладные навыки получения дополнительных квалификаций и предпринимательские умения, проводить обучение по краткосрочным программам, обеспечивать раннее включение в трудовую деятельность с возможностью выполнения оплачиваемой работы в период производственной и преддипломной практики. Образовательные программы следует выстраивать с учетом меняющихся требований работодателей к сотрудникам и индивидуальных потребностей обучающихся. Планируется расширение связей между образовательными учреждениями и предприятиями с многократным увеличением количества партнеров (из расчета четыре организации на одного студента) для оперативной экспертной оценки ОП. Ссузы должны стать центром сетевого взаимодействия. Качество образования улучшится, если школа, колледж и предприятие будут работать в одной связке.

Мы создаем собственную программу проф­ориентации, которая позволяет выстраивать профессиональную траекторию со школьной скамьи. Наша цель – перевести работодателей из группы сторонних заказчиков в категорию заинтересованных сотрудников и соучастников посредством проектной интеграции, совместных исследований, открытия базовых кафедр на предприятиях. Сотрудничество преподавателей и наставников должно быть двусторонним процессом, при котором педагоги не только проходят стажировки, но и активно вовлекают бизнес-партнеров в образовательную деятельность.


Продуктивное взаимодействие колледжей и работодателей позволит повысить качество подготовки кадров, став основой ее устойчивого развития в регионе, и шансы выпускников на успех в профессиональной деятельности.


– Наступило время меняться и не бояться новых трудностей и новых взлетов.

КРАСИЛОВА Ирина Николаевна

Директор Барнаульского кооперативного техникума Алтайского крайпотребсоюза

woman avatar

Десять лет назад мы поставили перед собой несколько стратегических задач – достичь устойчивого экономического положения, повысить авторитет и узнаваемость в регионе, выстроить отношения с субъектами МСП. И, на мой взгляд, добились больших успехов.

На начальном этапе развития наше кадровое партнерство носило формальный и порой даже неестественный характер. Мы постоянно вносили изменения в ОПОП с учетом производственной специфики и бизнес-процессов, но это не давало ожидаемого результата.

Предприятия стали проявлять настоящий интерес к сотрудничеству с нами лишь тогда, когда мы стали региональными операторами национального чемпионата профессий и предпринимательских идей «Карьера в России». Именно в то время была создана неформальная площадка для переговоров и выстраивания эффективных партнерских отношений.

Сегодня совместно с предприятиями-партнерами выполняется согласование и обновление требований к квалификации выпускников, внедряется синхронизированная система оценки компетенций и квалификаций по ключевым профессиям и специальностям ГИА-ДКЭ-НОК. Проводится ряд проверенных временем профессиональных мероприятий, в том числе под эгидой КВР и WorldSkills Russia: профполигоны, Skills-хакатоны «Обнови профессию», предпринимательские игры, тренинговые фестивали и прочее. Они способствуют развитию различных видов навыков: hard-, soft-, self-. Реализуется система наставничества в рамках дуального обучения, программы ранней профориентации, карьерной навигации молодежи на основе ученических договоров, договоров целевого обучения, предложений по трудоустройству.

2025. Цели Барнаульского кооперативного техникума Алтайского крайпотребсоюза:

  • получение статуса центра кадровой подготовки и карьерных коммуникаций, модератора профполигонов;
  • внедрение курсов профессионального английского языка с учетом современных стандартов и передовых технологий;
  • расширение пространства для игровой и проектной деятельности;
  • развитие самозанятости населения и выпускников колледжа;
  • поддержка социального партнерства и предпринимательства.

– Мы не любим то, что совершенно. Мы совершенствуем то, что любим.

ГИЛЬ Сергей Сергеевич

Президент научно-образовательного фонда «Интеллектуальный альянс», научный руководитель группы проектов «Карьера в России»

woman avatar

Очевидно, что вопрос об актуальности кадрового партнерства учреждений СПО и бизнеса может быть снят с повестки дня. Только совместными усилиями малые, средние и крупные предприятия, региональные органы управления и федеральные министерства могут сделать колледжи мощными драйверами профессионального развития обучающихся.

Сейчас главный вопрос заключается в том, какие методы работы следует использовать для достижения максимального эффекта кадрового партнерства. Вот моменты, на которые важно обратить внимание:

  • избыточность профессиональных предпринимательских проб для школьников;
  • высокая скорость и достоверность изменений, вносимых в содержание и методики реализации ООП;
  • солидарное преподавание.

Сегодня важно рассматривать колледж не только в контексте профобразования, но и с точки зрения экономики и выпускника. И крупному, и среднему бизнесу нужен человек, способный полностью реализовывать свой потенциал, применять имеющиеся компетенции и осваивать новые.


Наверх