Ответственность за уровень подготовки специалистов, доля которых доходит до 80% в структуре отдельных отраслей экономики, несут техникумы и колледжи. Взаимодействуя с обществом, рынком труда и учреждениями других уровней образования, они призваны стать интеллектуальными локомотивами повышения качества кадрового потенциала страны и регионов. В системе профобразования уже сформировалось ядро действительно сильных ссузов. Тем не менее многие столичные и региональные ПОО зачастую не демонстрируют способность решать серьезные задачи, не готовы к обновлению.
Союз на постоянной основе в рамках многопрофильных семинаров и индивидуальной консультативной работы способствует внедрению лучших практик, содействует в решении образовательных, правовых, экономических и кадровых проблем деятельности учреждений СПО. В 2019-2020 учебном году было проведено 17 региональных и межрегиональных семинаров и совещаний.
Направления деятельности союза в 2019 году:
БЛИЖАЙШИЕ планы союза – ответить на глобальные вызовы информационного общества и решить профессиональные задачи, связанные с функционированием системы СПО.
В контексте цифровой трансформации образования следует создавать качественные интерактивные учебные пособия для студентов ссузов, совершенствовать учебно-методическую базу и технологии, готовить педагогические кадры с учетом запросов студентов поколения Z.
Нормативные базы создания новых современных моделей ПО и развития неформального образования нуждаются в доработке, а лицензионные требования к образовательной деятельности – в актуализации в условиях «регуляторной гильотины». Необходимо разработать социальные стандарты, которые решили бы проблемы материально-технического обеспечения ссузов в субъектах РФ, а также ускорить темпы модернизации учебно-лабораторной базы. Должны быть сформированы гибкие механизмы регулирования межбюджетных отношений для повышения заинтересованности и социальной ответственности предприятий при заключении договоров о целевом обучении, особенно в сфере малого и среднего бизнеса.
В соответствии с современными тенденциями развития экономики, науки и рынка труда у молодых людей должна быть возможность выстраивать собственные образовательные траектории, получать и интегрировать знания и навыки из разных областей, а для этого необходимо стирать границы между разными уровнями образования. Например, одаренные студенты колледжей могут осваивать курсы прикладного бакалавриата.
Союз будет оказывать ссузам всестороннюю поддержку в подготовке кадров, задающих интеллектуальную и технологическую повестку развития отраслей экономики. Следует поощрять стремление обучающихся к созданию и внедрению собственных разработок, формировать проектные команды. Колледжи и техникумы могут готовить одновременно по двум-трем профессиям и специальностям, в том числе на базе собственных малых предприятий. Они обязаны выпускать хороших специалистов, востребованных и имеющих возможность самореализации в своих регионах.
Для усиления потенциала региональных ПОО необходимы производственно-образовательные кластеры, которые оптимизируют материальные и кадровые ресурсы на условиях сетевого обучения. Такими ресурсами могут стать инвестиции бизнеса в региональную промышленность, инновационная инфраструктура регионов (бизнес-инкубаторы, парки), используемая порой не очень эффективно. При активном взаимодействии предприятий с ссузами все это станет хорошим подспорьем для студентов в области разработки новых бизнес-проектов и социально-гуманитарных инициатив.
Участие Союза директоров ссузов России в создании условий для качественных изменений в системе СПО
Источник: презентация В.М. Демина.
(1) Из федерального бюджета выделено 2,5 млрд. рублей на создание ПОО с высокотехнологичным оснащением, 62 ПОО из 41 субъекта РФ получили грант на модернизацию материально-технической базы.
(2) C 2000 по 2019 годы расходы выросли в реальном выражении в 4,5 раза.