Итоги и перспективы работы Союза директоров ссузов России

В августе 2020 года в режиме онлайн состоялось Всероссийское совещание по развитию системы СПО. Впервые в истории российской профессиональной школы обсуждались актуальные вопросы дальнейшего формирования единого образовательного пространства, разработки современной стратегии подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. О первоочередных задачах системы СПО, итогах работы Союза директоров ссузов России в 2019-2020 учебном году и стратегических приоритетах его деятельности рассказал президент организации Виктор ДЕМИН.

Об авторе

фото ДЕМИН Виктор Михайлович

ДЕМИН Виктор Михайлович

Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России, доктор педагогических и кандидат экономических наук, действительный член Академии профессионального образования России

Ответственность за уровень подготовки специалистов, доля которых доходит до 80% в структуре отдельных отраслей экономики, несут техникумы и колледжи. Взаимодействуя с обществом, рынком труда и учреждениями других уровней образования, они призваны стать интеллектуальными локомотивами повышения качества кадрового потенциала страны и регионов. В системе профобразования уже сформировалось ядро действительно сильных ссузов. Тем не менее многие столичные и региональные ПОО зачастую не демонстрируют способность решать серьезные задачи, не готовы к обновлению.

Союз на постоянной основе в рамках многопрофильных семинаров и индивидуальной консультативной работы способствует внедрению лучших практик, содействует в решении образовательных, правовых, экономических и кадровых проблем деятельности учреждений СПО. В 2019-2020 учебном году было проведено 17 региональных и межрегиональных семинаров и совещаний.
Направления деятельности союза в 2019 году:

  • участие в реализации федеральных, региональных, межрегиональных и отраслевых программ развития ссузов, разработке, формировании и внедрении перечня наиболее востребованных, новых и перспективных профессий СПО (топ-50), актуализации действующих ФГОС СПО с привлечением ФУМО СПО;
  • создание новых видов учреждений СПО – кафедр, учебно-производственных кластеров, учебных полигонов и иных структурных подразделений на предприятиях, формирование института сертифицированных экспертов WorldSkills из числа преподавателей и мастеров производственного обучения;
  • формирование новой инфраструктуры: межрегиональных и региональных специализированных центров компетенций, многофункциональных центров прикладных квалификаций, центров опережающей профессиональной подготовки, центров проведения демонстрационного экзамена, центров профобучения и профориентации («кванториумов»), ресурсных центров, технопарков, РУМО, базовых ПОО по инклюзивному образованию;
  • организация национальных чемпионатов «Мо­ло­дые профессионалы» (WSR), ГИА в форме демоэкзамена по стандартам WSR, олимпиад профмастерства, чемпионатов «Абилимпикс» для лиц с ОВЗ и инвалидностью;
  • развитие системы независимой оценки квалификаций, создание центров НОК и экзаменационных площадок, центров независимой профессионально-общественной аккредитации, внедрение ПОА ОП со стороны работодателей, мониторинг и оценка качества подготовки кадров на федеральном и региональном уровнях, разработка рейтинга ПОО, оценка результативности трудоустройства выпускников СПО на основе данных Пенсионного фонда РФ;
  • внедрение модели практикоориентированного (в том числе дуального) профобразования, формирование систем целевого, сетевого, дистанционного, электронного обучения;
  • реализация федерального проекта «Билет в будущее» – ранней профессиональной ориентации школьников 6-11 классов – под эгидой WorldSkills;
  • развитие международного сотрудничества, в частности, поддержка инициативы Минпро­свещения РФ по созданию Ассоциации образовательных организаций СПО государств – участников ШОС с целью подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена для приоритетных направлений развития экономики этих стран.

БЛИЖАЙШИЕ планы союза – ответить на глобальные вызовы информационного общества и решить профессиональные задачи, связанные с функционированием системы СПО.

В контексте цифровой трансформации образования следует создавать качественные интерактивные учебные пособия для студентов ссузов, совершенствовать учебно-методическую базу и технологии, готовить педагогические кадры с учетом запросов студентов поколения Z.

Нормативные базы создания новых современных моделей ПО и развития неформального образования нуждаются в доработке, а лицензионные требования к образовательной деятельности – в актуализации в условиях «регуляторной гильотины». Необходимо разработать социальные стандарты, которые решили бы проблемы материально-технического обеспечения ссузов в субъектах РФ, а также ускорить темпы модернизации учебно-лабораторной базы. Должны быть сформированы гибкие механизмы регулирования межбюджетных отношений для повышения заинтересованности и социальной ответственности предприятий при заключении договоров о целевом обучении, особенно в сфере малого и среднего бизнеса.

В соответствии с современными тенденциями развития экономики, науки и рынка труда у молодых людей должна быть возможность выстраивать собственные образовательные траектории, получать и интегрировать знания и навыки из разных областей, а для этого необходимо стирать границы между разными уровнями образования. Например, одаренные студенты колледжей могут осваивать курсы прикладного бакалавриата.
Союз будет оказывать ссузам всестороннюю поддержку в подготовке кадров, задающих интеллектуальную и технологическую повестку развития отраслей экономики. Следует поощрять стремление обучающихся к созданию и внедрению собственных разработок, формировать проектные команды. Колледжи и техникумы могут готовить одновременно по двум-трем профессиям и специальностям, в том числе на базе собственных малых предприятий. Они обязаны выпускать хороших специалистов, востребованных и имеющих возможность самореализации в своих регионах.

Для усиления потенциала региональных ПОО необходимы производственно-образовательные кластеры, которые оптимизируют материальные и кадровые ресурсы на условиях сетевого обучения. Такими ресурсами могут стать инвестиции бизнеса в региональную промышленность, инновационная инфраструктура регионов (бизнес-инкубаторы, парки), используемая порой не очень эффективно. При активном взаимодействии предприятий с ссузами все это станет хорошим подспорьем для студентов в области разработки новых бизнес-проектов и социально-гуманитарных инициатив.


Участие Союза директоров ссузов России в создании условий для качественных изменений в системе СПО

  • Модернизация СПО, развитие программно-проектной деятельности, реализация федерального проекта «Молодые профессионалы» (Повышение конкуренто­способности профессионального образования)».(1)
  • Внедрение региональных программ развития СПО и новых профстандартов.
  • Экспертиза более 250 проектов законов и нормативных актов.
  • Переподготовка и повышение квалификации руководителей и ППС учреждений СПО (38%), обновление кадрового потенциала директоров (35%) и преподавателей-мастеров (22%), формирование мобильности студентов (62%).
  • Превращение техникумов и колледжей путем оптимизации в многопрофильные и многофункциональные ОО (около 800) и открытие на их базе инновационных цент­ров ПО.
  • Увеличение числа современных учебно-производственных кластеров (в 2,5 раза).
  • Развитие движения WorldSkills, «Абилимпикс» (97,7%), практикоориентированных моделей обучения: дуального (9,1%), целевого (17,3%), смешанного (79%), электронного (84%).
  • Повышение расходов консолидированного бюджета на СПО.(2)
  • Создание инновационной инфраструктуры ОО: ЦООП, МЦК, ЦПДЭ, СЦК, РЦК.
  • Укрепление государственно-частного партнерства в системе СПО и в рамках неза­висимой оценки качества образования.

Источник: презентация В.М. Демина.

(1) Из федерального бюджета выделено 2,5 млрд. рублей на создание ПОО с высокотехнологичным оснащением, 62 ПОО из 41 субъекта РФ получили грант на модернизацию материально-технической базы.
(2) C 2000 по 2019 годы расходы выросли в реальном выражении в 4,5 раза.


Наверх