Интернационализация образования: о чем должны знать вузы-экспортеры

ОТ РЕДАКЦИИ В рамках долгосрочного информационного партнерства Россотрудничества с редакцией «АО» мы начинаем публикацию на страницах нашего журнала цикла выступлений руководителей и специалистов этого ведомства. О чем пойдет речь? О национальных кадровых потребностях и популярных среди молодежи разных стран профессиях; о ключевых параметрах, которые являются для абитуриентов определяющими при выборе страны и вуза для поступления; о том, почему они выбирают именно российские вузы или, напротив, принимают отрицательное решение; об эффективных рекрутинговых стратегиях образовательного экспорта и типичных ошибках – обо всем этом расскажут наши гости. Уверены, что для руководителей российских вузов – ректоров и проректоров по международной деятельности, сотрудников вузовских международных служб – экспертные комментарии и оценки специалистов Россотрудничества станут необходимой и полезной информацией. Сегодня наши авторы представляют Армению, Германию, ЮАР и Марокко.

Анна МАРГАРЯН

Начальник отдела образовательных программ Российского центра науки и культуры в Ереване

woman avatar

РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ

По данным Минобрнауки РФ, на начало 2020 года в российских вузах обучались 2674 представителя Армении (в 2009 году – 1871*). В 2019-2020 учебном году для приема граждан Армении выделено 210 бюджетных мест.

* * *

По оценке Министерства науки, образования, культуры и спорта Армении для республики приоритетом является подготовка кадров в сферах техники и технологий (в том числе IT и компьютерные науки), естественных наук (биология, физика, химия), а также творческих индустрий (дизайн, архи­тектура, режиссура). Среди молодежи наиболее популярны профессии в области экономики, медицины, юриспруденции, международных отношений, компьютерных наук, творческие.

* * *

Если абитуриент принял решение продолжить обучение за рубежом, то определяющими параметрами для выбора конкретной образовательной организации будут следующие: статус государственного вуза, диплом, который действителен в максимальном количестве стран мира, вхождение вуза в топ-500 значимых рейтингов. Важен для выбора также и ряд других параметров: в частности, возможности трудоустройства, интересная перспективная специальность, наличие общежития, получение практических навыков по профессии и, наконец, участие в интересных проектах и мероприятиях, насыщенная студенческая жизнь.

* * *

Какие вопросы чаще всего задают наши абитуриенты о российских вузах? О территориальном месторасположении образовательной организации и ее рейтинговых позициях, преподавателях, технической оснащенности вузов, состоянии общежитий.

Кроме того, на принятие положительного решения об обучении в российском вузе влияют следующие факторы. Во-первых, наличие подробной информации о вузе: выбирают в основном те, которые в течение года проводят много ознакомительных и рекламных мероприятий, во время которых абитуриенты знакомятся с вузом и между ними складываются доверительные отношения. Во-вторых, влияют на положительный выбор советы друзей и знакомых, которые уже обучаются (или обучались) в российских вузах. В-третьих, грамотная профориентационная работа образовательной организации.

Основной фактор принятия абитуриентами и их родителями отрицательного решения об обучении в российских вузах – это отсутствие информации о преимуществах образования в России.

* * *

Чтобы помочь абитуриентам сориентироваться в выборе вуза, РЦНК в Ереване практикует разные форматы, уже доказавшие свою эффективность. Так, на базе открытых центром классов русского языка в школах Армении регулярно проводятся мероприятия, направленные на популяризацию российского образования и науки с участием российских вузов как очно, так и в дистанционном формате. Также в Ереване организуется ежегодная выставка «Образование в России» с участием более 40 российских вузов, представители которых выступают перед абитуриентами в рамках специального проекта РЦНК в Ереване «Образовательная платформа», который действует с сентября 2019 года. В ходе выставки отдельное внимание уделяется и налаживанию двустороннего сотрудничества между армянскими и российскими вузами: стороны рассказывают о своих проектах и программах, обсуждают возможности обмена студентами, совместной реализации конкретных программ.

Отдельный блок – олимпиады российских вузов, которые предоставляют возможность школьникам и студентам поступать как по квоте, так и напрямую. Мы оказываем содействие в проведении олимпиад МФТИ, МИФИ (Росатом), НИУ ВШЭ, СПбГУ, СПГУПТД, «Турнир Ломоносова» и других.

В течение года также посещаем города и села Армении с презентациями образовательных программ центра, семинарами по профориентации, викторинами, открытыми уроками русского языка. Также в течение года поддерживаем и организуем конференции. Например, на конференцию «Химия и химическая технология» из России приехали около 40 ученых, которые посетили несколько школ Армении, пообщались со школьниками, рассказали о своих научных исследованиях.

Еще один эффективный формат работы центра – организация ежегодных августовских встреч выпускников российских вузов с абитуриентами. Выпускники рассказывают о своем опыте работы, достижениях, представляют свои вузы, дают полезные советы. Абитуриенты, в свою очередь, делятся своими планами и ожиданиями, задают интересующие вопросы.

Такой формат полезен и для самого центра, поскольку способствует вовлечению выпускников в образовательные проекты РЦНК. Так, один из них реализуется в рамках программы «Цифровая экономика». В 2020 году в ходе всероссийской образовательной акции «Урок цифры» состоялось занятие по обучению беспилотных автомобилей безаварийной езде при помощи искусственного интеллекта и машинного обучения. Проект охватывает семь стран, в том числе Армению, и направлен на продвижение цифровых решений, мотивацию школьников на поступление в российские вузы по программе Россотрудничества.

* * *

Если говорить о типичных ошибках вузов-экспортеров образования, одна из них – сухая презентация образовательной организации. Мы всегда советуем вузам приезжать с интересной программой мероприятий, среди которых предпочтительны интеллектуальные игры, соревнования, мастер-классы, лекции ведущих преподавателей и ученых. Это можно сделать в рамках упомянутого выше специального проекта РЦНК в Ереване «Образовательная платформа», участниками которого являются старшеклассники Армении, студенты ведущих вузов, молодые ученые. Гостями проекта уже не раз бывали ведущие учёные и преподаватели российских вузов: Южного федерального университета, Московского авиационного университета, Владивостокского государственного университета туризма, Московского политехнического университета, НИЯУ МИФИ, Московского физико-технического института, Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, НИУ ВШЭ и других.


В Ереване организуется ежегодная выставка «Образование в России» с участием более 40 российских вузов.


Павел ИЗВОЛЬСКИЙ

Руководитель представительства Россотрудничества в Германии, директор Российского дома науки и культуры

woman avatar

ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИЯ

По информации Минобрнауки РФ, по состоянию на 1 октября 2019 года в образовательных организациях России обучались 305 граждан Германии. Из них 61 – за счет бюджетных ассигнований и 244 – на коммерческой основе.*

* * *

Одной из особенностей Германии является инновационность ее экономики, что естественным образом влияет на рынок труда, нуждающийся в большом количестве инженеров, специалистов IT-сферы и менеджеров. Учитывая сказанное, наиболее популярными направлениями подготовки среди выпускников школ являются бизнес-администрирование, машиностроение, информатика и, конечно же, медицина.

* * *

К вопросу обучения за рубежом граждане Германии подходят, руководствуясь следующими параметрами: интегрированность образовательной системы той или иной страны в мировой рынок образовательных услуг, вхождение образовательной организации в рейтинги лучших университетов мира, социально-экономическая обстановка в стране, уровень востребованности выпускников работодателями, состояние материально-технической базы.

Практически все перечисленные выше факторы играют важную роль при принятии положительного решения об обучении в России. И, напротив, чем больше из перечисленных параметров не удовлетворяет требованиям абитуриента и его родителей, тем выше вероятность, что абитуриент откажется от обучения в российских вузах.

Важно отметить, что для выходцев из русско­говорящих семей обучение в России в рамках квоты является возможностью вернуться к корням и связать свою жизнь с Россией. Ежегодно около 25‑30% квот получают именно постоянно проживающие на территории Германии соотечественники.

* * *

В 2020 году самым часто задаваемым стал вопрос о въезде на территорию Российской Федерации, так как большинство кандидатов, получивших квоту, в настоящее время обучается дистанционно и не имеют возможности въехать на территорию России. Кроме того, обычно абитуриентов интересуют вопросы, касающиеся быта и образовательного процесса, – например, тех, кто не владеет русским языком или же обладает минимальными языковыми знаниями, привлекает возможность обучения на подготовительном факультете. Отмечу, что обучение на подготовительном факультете для кандидатов, отобранных в пределах квоты Правительства РФ, является бесплатным.

* * *

По нашему мнению, наиболее эффективным инструментом рекрутинга является донесение до абитуриентов объективной информации о России и её гражданах. После развенчивания тех или мифов о нашей стране иностранцы смотрят иначе на перспективу обучения в России и дальнейшего переезда.

 

* * *

Отвечая на вопрос о типичных ошибках вузов-экспортеров образования, особых предостережений, пожалуй, нет. Но есть рекомендации и пожелания, которые неоднократно озвучивались для российских вузов, принимавших участие в международных образовательных выставках Expolingua и StudyWorld, которые ежегодно проходят на территории представительства. Так, большую роль играет качество презентационных материалов и печатной продукции. Отметим, что информационные материалы значительной части российских вузов не смогут обратить на себя внимание среднестатистического европейского абитуриента. Также в наше время вузам важно уделять внимание дизайну и интерфейсу сайта, поскольку для большинства европейских абитуриентов сайт является своего рода визитной карточкой образовательной организации.

 

* При подготовке материала использовались данные: Арефьев А. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 9 / Минобрнауки РФ. — М.: Центр социологических исследований, 2019.


Для большинства европейских абитуриентов сайт является своего рода визитной карточкой образовательной организации.


Павел НОВОЖИЛОВ

Представитель Россотруд­ничества в Южно-Африканской Республике

woman avatar

ЮЖНО-АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

По данным Минобрнауки РФ, в 2017-2018 учебном году в российских вузах обучались 692 студента (в 2008-2009 – 8), из них 657 – на контрактной основе.*

* * *

В настоящее время одно из центральных мест в приоритетах ЮАР во внешней и внутренней политике занимает развитие отношений в рамках БРИКС. В своей онлайн-лекции в University of the Witwatersrand министр иностранных дел респуб­лики Наледи Пандор отметила, что Южная Африка сможет достойно выйти из постковидного экономического кризиса во многом благодаря поддержке партнеров по «пятерке», укреплению торгово-экономических отношений с ними, а также расширению сотрудничества в области здравоохранения, образования, кибербезопасности. В связи с развитием технологий, появлением новых научно-технических направлений Южная Африка нуждается, прежде всего, в подготовке специалистов по направлениям, которые отсутствуют в программах подготовки вузов республики.

* * *

У местной молодежи в ЮАР наиболее популярными являются такие направления обучения, как биоинженерия, медицина, IT-технологии, строительство и ряд других.
В качестве определяющих критериев для выбора профессии молодые южноафриканцы рассматривают, прежде всего, возможность трудоустройства по окончании вуза, престижность, дальнейший карьерный рост, а также финансовые возможности по оплате образования и иные связанные с этим расходы.

* * *

Заинтересованные в обучении в России абитуриенты еще на этапе выбора специальности и вуза сами находят необходимую им информацию, поэтому при направлении южноафриканцев на учебу в РФ возникают в основном бытовые вопросы, касающиеся проживания, социализации и прочего подобного. Во многом выбору гражданами ЮАР российских вузов способствуют целенаправленные совместные усилия российского посольства, представительства Россотрудничества, Росатома, самих вузов по популяризации российского образования. Отрадно и то, что учившиеся во времена СССР южно­африканцы советуют своим детям, родственникам получать образование именно в России.

В то же время в ЮАР наблюдаем активное противодействие ряда стран Запада нашему гуманитарному присутствию в республике, включая и сферу образования.

* * *

Для широкого и качественного продвижения в ЮАР позитивного образа российского образования, русского языка и культуры необходимо открытие в стране Российского центра науки и культуры (РЦНК). К сожалению, проект соответствующего соглашения находится на рассмотрении местной стороной еще с 2014 года, и заметных подвижек в этом вопросе пока нет.

Отметим также практическую пользу организации образовательных выставок, а также визиты в ЮАР представительных делегаций от ведущих российских вузов.

 


 В ЮАР наиболее популярными являются такие направления обучения, как биоинженерия, медицина, IT-технологии, строительство.


Василий ЧЕЧИН

Руководитель представительства Россотрудничества в Марокко

woman avatar

КОРОЛЕВСТВО МАРОККО

По данным Минобрнауки РФ, в 2017-2018 учебном году в российских вузах обучались 2869 граждан Марокко (в 2009 году – 1101), из них 97,5% – на контрактной основе.*

* * *

Марокко очень динамично развивается, поэтому фактически все отрасли экономики считаются стратегическими. Один из локомотивов экономики страны – сельское хозяйство. Далее – энергетика, прежде всего, «зеленая», где государство добилось значительных успехов. Кроме того, тури­стическая отрасль и рыболовство (относится к сельскому хозяйству), промышленность (например, крупный сборочный хаб различных автомобильных марок). Активно развивается фармацевтика. Эта отрасль и ранее имела хорошую базу, но в период пандемии марокканские фармацевты контактируют с ведущими мировыми клиниками, в том числе с Россией, разработавшей вакцину.

Что касается кадров, в которых сегодня особенно нуждается страна, это специалисты в области машиностроения, инженерно-строительной сферы, горного, нефтегазового дела, поиска и разведки полезных ископаемых. Наблюдается перенасыщение рынка экономистами и специалистами в области гуманитарных наук. По словам марокканцев, в этом году должно наступить перенасыщение рынка врачами, дантистами, фармацевтами. Это отчасти верно, потому что в крупных городах все ниши поделены и пробиться на этот рынок тяжело, однако в провинции мест еще предостаточно. Другое дело, что молодые специалисты все-таки предпочитают развивать карьеру в крупных центрах.

 

* * *

Помимо перечисленных выше специальностей, среди молодых марокканцев популярностью пользуется IT-безопасность. Остаются привлекательными и некоторые гуманитарные направления: прежде всего, «Международные отношения», отчасти «Менеджмент». Очень престижной, пользующейся успехом у молодежи, является «Ветеринария». Но на это направление очень трудно поступить и в марокканские, и во французские университеты (во многом именно на них ориентируются).

* * *

Определяющими параметрами для выбора зарубежной страны обучения являются следующие. Прежде всего, признание диплома (желательно, автоматическое), то есть, чтобы диплом был эквивалентен национальному, поскольку в ином случае после возвращения на родину выпускник должен пройти двухлетнюю стажировку, как правило, в удаленных провинциях страны. Следующий приоритетный параметр – доступная стоимость обучения. Также важными являются вопросы языка обучения (наибольшее предпочтение отдается франкоязычным программам) и получения европейского приложения к диплому Diploma Supplement, которое значительно облегчает процедуру признания диплома и трудоустройства за границей. Не последнюю роль играет возможность продолжения обучения в евро­пейских вузах-партнерах по программам двойных дипломов, двойным образовательным программам. Интересует и гарантия предоставления вузом жилья хорошего качества.

* * *

Один из популярных и постоянных вопросов абитуриентов из Марокко о российских вузах – возможность остаться работать в России после окончания вуза. Актуальным является также и вопрос о партнерстве российских университетов с европейскими вузами.

На принятие положительного решения об обу­че­нии в российском вузе влияет ряд факторов. Прежде всего, это наличие успешных родственников или знакомых, которые учились в России и хорошо отзываются об учебе в нашей стране. Именно сарафанное радио является для молодых марокканцев самым ценным, надежным и эффективным источником. Следующий фактор – различная вузовская реклама: в социальных сетях, а также на радио, в газетах. Самый лучший вариант – реклама на телевидении (правда, она безумно дорогая).

Факторами для отрицательного решения об обу­чении в России являются: непризнание диплома, односторонние ежегодные изменения вузами стоимости, то есть нестабильность стоимости образовательных услуг, негативные, фейковые отзывы в интернете или СМИ. Стоит отметить, что в последнее время в марокканской прессе подобная информация не появляется, в чем большая заслуга нашего представительства.

* * *

Одним из наиболее эффективных инструментов рекрутинга является участие образовательных организаций в рекламно-выставочной деятельности. В Марокко ежегодно проходит довольно много образовательных выставок, и, надо отметить, компании ведут острую конкурентную борьбу за абитуриентов. Но, несомненно, наиболее значимым выставочным мероприятием в Марокко (и, наверное, во всей Северной Африке) является ежегодная международная образовательная выставка «Студенческий форум», которая проходит в Касабланке в апреле. Представительство Россотрудничества регулярно принимает в ней участие вместе с традиционным партнером – компанией RACUS, крупнейшей российской организацией, занимающейся набором иностранных граждан на учебу в российские вузы. В 2020 году выставка, к сожалению, не состоялась из-за эпидемии коронавируса.

Конечно, не стоит после первого года рекламной кампании ждать каких-то сумасшедших результатов: необходимо вкладываться года три, чтобы к вузу здесь привыкли. Марокканцы внимательно приглядываются и мониторят ситуацию (в том числе и на официальном уровне), и только потом принимают решение, ехать ли им в интересующий вуз. Но уж если протоптали туда дорожку, то с нее не свернут, тем более, если в этом вузе у них дела идут хорошо. И далее включается эффект сарафанного радио – это значит, что вуз застолбил себе место.

 

* * *

О чем хотелось бы предупредить, какие советы дать российским вузам-экспортерам? Прежде всего, не сотрудничать с непроверенными фирмами. Например, зачастую отчисленные студенты или студенты с коммерческой жилкой, решив заняться образовательным бизнесом, предлагают вузам свои услуги. Добром, как правило, такое привлечение студентов не заканчивается. Хорошо было бы при Минобрнауки РФ создать реестр фирм, официально рекомендованных для организации набора иностранных студентов в вузы России.

Еще важный момент. Если вуз выходит на местный образовательный рынок, обязательно надо направлять в очень большом количестве рекламную информацию, желательно красочно оформленную и обязательно на французском или арабском языках. Это типичная ошибка наших вузов, которые присылают или ссылку на свою страницу, или же рекламу на русском – в лучшем случае анг­лийском языке, который в Марокко непопулярен. Подчеркну, подобной рекламной продукции и информации должно быть много.


Рекламной продукции и информации о вузах, обучающих иностранных граждан, должно быть много.


Наверх