Образование-2019: итоги... и пробелы

Образование-2019: итоги... и пробелы

Ежегодный доклад Правительства РФ Федеральному Собранию о реализации государственной политики в сфере образования в 2019 году был представлен на июльском заседании Комитета Госдумы РФ по образованию и науке. В обширном 185-страничном документе собрана информация об основных направлениях и инструментах реализации государственной образовательной политики, количественных и качественных показателях, принятых нормативных правовых актах, также данные, полученные в рамках федерального статистического наблюдения, ведомственных мониторингов и результатов социологических исследований.

СПО: растущий сектор

Отчет перед думскими депутатами держали замминистра просвещения РФ Татьяна Васильева, замминистра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев и замруководителя Рособрнадзора Светлана Кочетова.

Так как у членов комитета по образованию и науке была возможность ознакомиться с полным текстом заранее, докладчики оглашали лишь избранные моменты. Например, говоря о развитии среднего профессионального образования, замминистра просвещения Т. Васильева отметила, что в рамках проекта «Молодые профессионалы» ведется «достаточно активная деятельность» по модернизации материально-технической базы колледжей и субъекты получают средства на это. Также, в связи с появлением новых высокотехнологичных специальностей, продолжается работа по обновлению содержания профессионального образования: в частности, в 2019 году подготовлено 46 новых стандартов специальностей СПО. Одна из их особенностей – большая практико­ориентированность, поскольку четверть учебного времени отводится на практическое освоение теоретических знаний. В целом систему СПО замминистра просвещения охарактеризовала как растущий масштабный проект и сегмент образования: количество обучающихся в российских колледжах в этом году достигло 3 млн. человек и в 2019 году впервые выделено более миллиона контрольных цифр приема на разные направления подготовки.

– Перед министерством в 2020 году стоит задача по завершению работы по Федеральным государственным образовательным стандартам, – поделилась планами Т. Васильева. – На сегодня проведено огромное количество согласительных и иных мероприятий.

На депутатский вопрос о том, когда все же появятся новые ФГОС, Т. Васильева не смогла ответить точно. «В ближайшее время», – прокомментировала она, так как представляемое ею министерство после всех согласований ожидает заключения специально созданной межведомственной рабочей группы при Администрации Президента РФ.

Приоритеты высшей школы

Сосредоточился на ключевых результатах 2019 года и в большей степени на решаемых в 2020 году (и на последующий период) проблемах замминистра науки и высшего образования РФ Д. Афанасьев. Обратив внимание, что над решением задач работает новая команда министерства, он отметил, что «стратегической целью госполитики в области высшего образования является повышение доступности, в первую очередь, качественного высшего образования, соответствующего требованиям инновационного развития страны, экономики в целом, отдельных отраслей и современным потребностям общества и каждого человека».
Выполнение поручения Президента РФ об увеличении количества бюджетных мест в 2020 году запланировано и на следующие три-четыре года – отметил Д. Афанасьев.

– Несмотря на неоднородные демографические прогнозы, количество выпускников колеблется год от года. Мы стабильно будем поддерживать на примерно одинаковом уровне с одинаковым шагом, даже опережающим некоторым образом, количество бюджетных мест, чтобы обеспечить их в расчетном нормативе 60% от количества выпускников.

Вторым фактором стратегии чиновник назвал обновление вузовской сети, которая должна обеспечить качественное образование и пространственное развитие страны. При этом поручение Президента РФ о продолжении оптимизации и избавлении от вузов-пустышек должно происходить в соответствии с двумя ключевыми принципами.

Во-первых, не должно быть регионов, в которых молодежь лишена доступа к качественному высшему образованию. Во-вторых, образование должно быть качественным, и в этом смысле не должно остаться образовательных организаций – ни государственных, ни частных, – которые это не могут обеспечить.

Третьим пунктом стратегии Минобрнауки РФ является своевременное обновление содержания образования.

– Здесь мы исходим, – пояснил замминистра, – из актуализации федеральных государственных образовательных стандартов через приведение их в соответствие с профессиональными и актуализацию в рамках развития цифровой экономики. Задача по актуализации стандартов третьего поколения будет завершена к 20 декабря 2020 года. Вместе с тем мы приступили с образовательным сообществом к рассмотрению будущих государственных образовательных стандартов.

Экспорт и трудоустройство  в «зеленой зоне»

Следующим направлением стратегии был назван экспорт образовательных услуг. За четыре года программы количество иностранных студентов в российских образовательных организациях высшего образования выросло с 245 тыс. до 298 тыс., в том числе ежегодная квота в 2019 году составляла 15 тыс. на бюджетной основе.

Для увеличения численности иностранных студентов в два раза министерство вышло в Правительство РФ с инициативой поднять квоту в следующем году еще на 3 тыс. в соответствии с показателем нацпроекта.

Одним из показателей успешной конкуренции системы образования на мировом уровне является вхождение российских университетов в мировые рейтинги. В 2019 году в них оказались 15 российских университетов. А сегодня их уже 17 – в институциональных рейтингах. В предметных – на заметных позициях находятся более 40 российских вузов.

– В целом там порядка 78 вузов сегодня показывают признаки конкурентоспособности и оценены на мировом уровне, – прокомментировал Д. Афанасьев.
За минувший год вырос также общий уровень трудоустройства выпускников вузов, составив около 85%. А, например, в медицине общий уровень трудоустройства по специальности оказался еще выше – более 90%. Это связано с развитием целевой подготовки по заказу и направлению организаций здравоохранения, считают в Минобрнауки РФ. Общая цифра трудо­устройства на основе целевого обучения в 2019 году составила около 11%. Министерство предлагает совершенствовать инструменты целе­вого приема и обучения, чтобы не только поступающие на первый курс получали подобные направления, а чтобы и целевые договоры активнее заключались с будущими работодателями на протяжении всего периода обучения студентов.

– Текущий год мы, новая команда, оцениваем как стартовый, как создание фундамента, – завершил своё выступление Д. Афанасьев. – В значительной степени в 2020 году переформатируем всю работу министерства и реализуемые программы.

«Это не отчет правительства»

Как показало дальнейшее обсуждение документа, парламентарии оценили обилие в докладе цифр и статданных, однако ждали от исполнительной власти все-таки не отчетов, а видения общей стратегии развития оте­чественной системы образования.

– Одно и то же мы обсуждаем каждый год, – отметил депутат Сергей Боженов. – Количество страниц доклада год от года растет, а его внутреннее содержание ухудшается.

На это обратил внимание и депутат Олег Смолин:
– Министерств стало два, но документ как был ведомственным, так и остается. Между тем, системные проблемы образования – вопросы финансирования, уровня оплаты труда педагогов, престижности профессии учителя, здоровье­сбережения учащихся, – по определению не могут быть решены только ведомственными способами. Хотелось бы, чтобы в подготовке доклада участвовали и Минфин, и Минэкономразвития, и Минздрав, и Минтруд, и все министерства, которые имеются в составе правительства.

Председатель думского комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов поддержал оценку коллег:
– Это не отчет правительства. Работа целого ряда министерств, имеющих прямое отношение к организации образования в стране, вообще никак не упоминается. Никакой стратегии развития образования тоже нет. Более того, нет даже стратегического видения министерств, в лучшем случае – это видение их отдельных подразделений, которые отчитываются о том, как они реализуют свои направления и спущенные сверху директивы и национальные проекты. За скобками оставлены серьезнейшие проблемы: финан­сирование отрасли, нерешенность вопроса с пополнением научных кадров…

В общем, увы, за бортом остался большой массив вопросов, которые не входят непосредственно в сферы ответственности Министерства просвещения и Министерства обра­зования и науки. «Такой мелкобюрократический подход не идет на пользу системе образования», – резюмировал глава комитета.

Тем временем…

Минфин предложил сократить расходы на образование.

В начале августа Министерство финансов РФ выступило с предложением сократить финансирование госпрограмм «Развитие образования» (ГПРО) и «Развитие здраво­охранения». Так, о информации ТАСС, базовые бюджетные ассигнования на ГПРО могут быть уменьшены: в 2021 году на 33,3 млрд. рублей (до 355,2 млрд. руб­лей), в 2022 году на 30,7 млрд. ру­блей (до 307,7 млрд. рублей). При этом расходы на развитие образования предлагается увеличить в 2023 году – на 10,5 млрд. рублей (до 348,8 млрд. руб­лей). 

Так что, судя по всему, депутатам предстоит тяжелая осенняя битва за бюджет.

Алексей БАТАНОВ.

Татьяна ВАСИЛЬЕВА
Татьяна ВАСИЛЬЕВА
Заместитель министра просвещения РФ
Дмитрий Афанасьев
Дмитрий Афанасьев
Заместитель министра науки и высшего образования РФ
Светлана КОЧЕТОВА
Светлана КОЧЕТОВА
Заместитель руководителя Рособрнадзора

СПРАВКА
По информации замруководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ С. Кочетовой, в 2019 году процедуру лицензирования прошли около 800 образовательных организаций, процедуру государственной аккредитации – около 550. Также Рособрнадзор провел 137 плановых контрольно-надзорных мероприятий и 274 – вне плана. По сравнению с 2018 годом количество внеплановых проверок уменьшилось на 45%, что свидетельствует о снижении числа нарушений российского законодательства в сфере образования. По данным проверок, наиболее частые нарушения связаны с отсутствием локальных нормативных актов образовательных организаций, таких как коллективный договор, режим занятий обучающихся и прочих (см. статьи 29, 30 закона об образовании).

Сергей БОЖЕНОВ
Сергей БОЖЕНОВ
Депутат Государственной Думы
Олег СМОЛИН
Олег СМОЛИН
Депутат Государственной Думы
Вячеслав НИКОНОВ
Вячеслав НИКОНОВ
Председатель думского комитета по образованию и науке

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА
Расходы на образование в структуре российского ВВП снизились с 3,9% (2006) до 3,6% (в настоящее время). При этом, по оценке депутата Госдумы РФ О. Смолина, чтобы Россия смогла «догнать» страны ОЭСР по финансированию образования, этот показатель должен составлять примерно 4,7% ВВП, что означает прибавку еще около триллиона рублей к существующему образовательному бюджету.

30.09.2020
Наверх