СПО: растущий сектор
Отчет перед думскими депутатами держали замминистра просвещения РФ Татьяна Васильева, замминистра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев и замруководителя Рособрнадзора Светлана Кочетова.
Так как у членов комитета по образованию и науке была возможность ознакомиться с полным текстом заранее, докладчики оглашали лишь избранные моменты. Например, говоря о развитии среднего профессионального образования, замминистра просвещения Т. Васильева отметила, что в рамках проекта «Молодые профессионалы» ведется «достаточно активная деятельность» по модернизации материально-технической базы колледжей и субъекты получают средства на это. Также, в связи с появлением новых высокотехнологичных специальностей, продолжается работа по обновлению содержания профессионального образования: в частности, в 2019 году подготовлено 46 новых стандартов специальностей СПО. Одна из их особенностей – большая практикоориентированность, поскольку четверть учебного времени отводится на практическое освоение теоретических знаний. В целом систему СПО замминистра просвещения охарактеризовала как растущий масштабный проект и сегмент образования: количество обучающихся в российских колледжах в этом году достигло 3 млн. человек и в 2019 году впервые выделено более миллиона контрольных цифр приема на разные направления подготовки.
– Перед министерством в 2020 году стоит задача по завершению работы по Федеральным государственным образовательным стандартам, – поделилась планами Т. Васильева. – На сегодня проведено огромное количество согласительных и иных мероприятий.
На депутатский вопрос о том, когда все же появятся новые ФГОС, Т. Васильева не смогла ответить точно. «В ближайшее время», – прокомментировала она, так как представляемое ею министерство после всех согласований ожидает заключения специально созданной межведомственной рабочей группы при Администрации Президента РФ.
Приоритеты высшей школы
Сосредоточился на ключевых результатах 2019 года и в большей степени на решаемых в 2020 году (и на последующий период) проблемах замминистра науки и высшего образования РФ Д. Афанасьев. Обратив внимание, что над решением задач работает новая команда министерства, он отметил, что «стратегической целью госполитики в области высшего образования является повышение доступности, в первую очередь, качественного высшего образования, соответствующего требованиям инновационного развития страны, экономики в целом, отдельных отраслей и современным потребностям общества и каждого человека».
Выполнение поручения Президента РФ об увеличении количества бюджетных мест в 2020 году запланировано и на следующие три-четыре года – отметил Д. Афанасьев.
– Несмотря на неоднородные демографические прогнозы, количество выпускников колеблется год от года. Мы стабильно будем поддерживать на примерно одинаковом уровне с одинаковым шагом, даже опережающим некоторым образом, количество бюджетных мест, чтобы обеспечить их в расчетном нормативе 60% от количества выпускников.
Вторым фактором стратегии чиновник назвал обновление вузовской сети, которая должна обеспечить качественное образование и пространственное развитие страны. При этом поручение Президента РФ о продолжении оптимизации и избавлении от вузов-пустышек должно происходить в соответствии с двумя ключевыми принципами.
Во-первых, не должно быть регионов, в которых молодежь лишена доступа к качественному высшему образованию. Во-вторых, образование должно быть качественным, и в этом смысле не должно остаться образовательных организаций – ни государственных, ни частных, – которые это не могут обеспечить.
Третьим пунктом стратегии Минобрнауки РФ является своевременное обновление содержания образования.
– Здесь мы исходим, – пояснил замминистра, – из актуализации федеральных государственных образовательных стандартов через приведение их в соответствие с профессиональными и актуализацию в рамках развития цифровой экономики. Задача по актуализации стандартов третьего поколения будет завершена к 20 декабря 2020 года. Вместе с тем мы приступили с образовательным сообществом к рассмотрению будущих государственных образовательных стандартов.
Экспорт и трудоустройство в «зеленой зоне»
Следующим направлением стратегии был назван экспорт образовательных услуг. За четыре года программы количество иностранных студентов в российских образовательных организациях высшего образования выросло с 245 тыс. до 298 тыс., в том числе ежегодная квота в 2019 году составляла 15 тыс. на бюджетной основе.
Для увеличения численности иностранных студентов в два раза министерство вышло в Правительство РФ с инициативой поднять квоту в следующем году еще на 3 тыс. в соответствии с показателем нацпроекта.
Одним из показателей успешной конкуренции системы образования на мировом уровне является вхождение российских университетов в мировые рейтинги. В 2019 году в них оказались 15 российских университетов. А сегодня их уже 17 – в институциональных рейтингах. В предметных – на заметных позициях находятся более 40 российских вузов.
– В целом там порядка 78 вузов сегодня показывают признаки конкурентоспособности и оценены на мировом уровне, – прокомментировал Д. Афанасьев.
За минувший год вырос также общий уровень трудоустройства выпускников вузов, составив около 85%. А, например, в медицине общий уровень трудоустройства по специальности оказался еще выше – более 90%. Это связано с развитием целевой подготовки по заказу и направлению организаций здравоохранения, считают в Минобрнауки РФ. Общая цифра трудоустройства на основе целевого обучения в 2019 году составила около 11%. Министерство предлагает совершенствовать инструменты целевого приема и обучения, чтобы не только поступающие на первый курс получали подобные направления, а чтобы и целевые договоры активнее заключались с будущими работодателями на протяжении всего периода обучения студентов.
– Текущий год мы, новая команда, оцениваем как стартовый, как создание фундамента, – завершил своё выступление Д. Афанасьев. – В значительной степени в 2020 году переформатируем всю работу министерства и реализуемые программы.
«Это не отчет правительства»
Как показало дальнейшее обсуждение документа, парламентарии оценили обилие в докладе цифр и статданных, однако ждали от исполнительной власти все-таки не отчетов, а видения общей стратегии развития отечественной системы образования.
– Одно и то же мы обсуждаем каждый год, – отметил депутат Сергей Боженов. – Количество страниц доклада год от года растет, а его внутреннее содержание ухудшается.
На это обратил внимание и депутат Олег Смолин:
– Министерств стало два, но документ как был ведомственным, так и остается. Между тем, системные проблемы образования – вопросы финансирования, уровня оплаты труда педагогов, престижности профессии учителя, здоровьесбережения учащихся, – по определению не могут быть решены только ведомственными способами. Хотелось бы, чтобы в подготовке доклада участвовали и Минфин, и Минэкономразвития, и Минздрав, и Минтруд, и все министерства, которые имеются в составе правительства.
Председатель думского комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов поддержал оценку коллег:
– Это не отчет правительства. Работа целого ряда министерств, имеющих прямое отношение к организации образования в стране, вообще никак не упоминается. Никакой стратегии развития образования тоже нет. Более того, нет даже стратегического видения министерств, в лучшем случае – это видение их отдельных подразделений, которые отчитываются о том, как они реализуют свои направления и спущенные сверху директивы и национальные проекты. За скобками оставлены серьезнейшие проблемы: финансирование отрасли, нерешенность вопроса с пополнением научных кадров…
В общем, увы, за бортом остался большой массив вопросов, которые не входят непосредственно в сферы ответственности Министерства просвещения и Министерства образования и науки. «Такой мелкобюрократический подход не идет на пользу системе образования», – резюмировал глава комитета.
Тем временем…
Минфин предложил сократить расходы на образование.
В начале августа Министерство финансов РФ выступило с предложением сократить финансирование госпрограмм «Развитие образования» (ГПРО) и «Развитие здравоохранения». Так, о информации ТАСС, базовые бюджетные ассигнования на ГПРО могут быть уменьшены: в 2021 году на 33,3 млрд. рублей (до 355,2 млрд. рублей), в 2022 году на 30,7 млрд. рублей (до 307,7 млрд. рублей). При этом расходы на развитие образования предлагается увеличить в 2023 году – на 10,5 млрд. рублей (до 348,8 млрд. рублей).
Так что, судя по всему, депутатам предстоит тяжелая осенняя битва за бюджет.
Алексей БАТАНОВ.
СПРАВКА
По информации замруководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ С. Кочетовой, в 2019 году процедуру лицензирования прошли около 800 образовательных организаций, процедуру государственной аккредитации – около 550. Также Рособрнадзор провел 137 плановых контрольно-надзорных мероприятий и 274 – вне плана. По сравнению с 2018 годом количество внеплановых проверок уменьшилось на 45%, что свидетельствует о снижении числа нарушений российского законодательства в сфере образования. По данным проверок, наиболее частые нарушения связаны с отсутствием локальных нормативных актов образовательных организаций, таких как коллективный договор, режим занятий обучающихся и прочих (см. статьи 29, 30 закона об образовании).
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА
Расходы на образование в структуре российского ВВП снизились с 3,9% (2006) до 3,6% (в настоящее время). При этом, по оценке депутата Госдумы РФ О. Смолина, чтобы Россия смогла «догнать» страны ОЭСР по финансированию образования, этот показатель должен составлять примерно 4,7% ВВП, что означает прибавку еще около триллиона рублей к существующему образовательному бюджету.