Демонстрационный экзамен – начало пути

Демонстрационный экзамен – начало пути

Развитие системы образования Оренбургской области предполагает функционирование достаточно гибкой и многофункциональной сети образовательных организаций. Педагогический колледж им. Н.К. Калугина осуществляет подготовку более 80% педагогических кадров региона по всем специальностям укрупненных групп «Образование и педагогические науки», «Физическая культура и спорт», «Музыкальное искусство». О том, как идёт воспитание настоящих учителей, создаётся особая атмосфера и необходимые условия для раскрытия таланта будущего педагога рассказывает директор колледжа Ольга САЛЬДАЕВА.
САЛЬДАЕВА Ольга Викторовна
САЛЬДАЕВА Ольга Викторовна
Директор Педагогического колледжа им. Н.К. Калугина г. Оренбурга

– Более двух лет назад педагогический колледж им. Н.К. Калугина стал первым центром проведения демонстрационного экзамена в рамках промежуточной аттестации в Оренбурге. Ольга Викторовна, с чего всё началось? Почему именно ваша образовательная организация взяла на себя роль первопроходца?
– Педагогическому коллективу колледжа всегда было интересно понять и почувствовать результат своего труда через независимую оценку. И как только в России появились организации, предлагающие пройти такую процедуру, мы пошли по этому пути. При этом всегда понимали, что одно дело – результаты теоретического тестирования, совсем другое – оценка реальных умений и навыков обучающихся.

В рамках учебных планов колледжа заложен достаточно большой объем практических занятий, и важно было понять, готов ли выпускник уже завтра встать к учительскому столу. Как только в чемпионатном движении WorldSkills Russia открылись педагогические направления, колледж сразу занял свою нишу. Введение демон­страционного экзамена стало для педагогов, ведущих профессиональные циклы, важным элементом независимой оценки качества образования, для студентов – интересным опытом, итогом их трудолюбия и упорства в учёбе. Проведение такой формы аттестации требует серьезной подготовки и усилий всех участников процесса.

Педагоги разрабатывают собственные уроки, комплексы упражнений. Студенту невозможно списать – нет готовых шаблонов. Как итог – оценка реального уровня подготовки выпускника.

Так колледж стал первым в области, получившим аккредитацию в качестве центра проведения демоэкзамена.

– В соответствии с методическими рекомендациями Минпросвещения РФ ГИА-2020 проводится с использованием дистанционных технологий или очно с обеспечением необходимых санитарно-эпидемиологических требований. В каком формате организован демонстрационный экзамен в колледже? С какими сложностями столкнулись при подготовке к итоговой аттестации в сложившихся условиях?
– Возникшая ситуация не стала для нас форс-мажорной. Образовательный процесс с использованием цифровых технологий реализуется в колледже с 2008 года: действует центр дистанционного обучения детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Накопив определённый опыт, коллектив представлял, каким образом можно обеспечить качественное образование в условиях самоизоляции. С другой стороны, организация экзаменационных площадок и подготовка студентов шла весь год, а онлайн-обучение затронуло лишь два месяца. В итоге удалось объединить эти процессы, причём достаточно успешно. Кроме того, союз «Молодые профессионалы» адаптировал задания экзамена в связи с новыми условиями.

Большинство студентов колледжа – жители сельских территорий. Поэтому демоэкзамен решили провести дистанционно. Накануне испытания были организованы тестовые включения: проверен звук, качество связи и прочее. Опыт последних недель учёбы стал своеобразной разминкой, обучающиеся настроились и усвоили, как взаимодействовать с педагогом, выполнять задания. Хотя для студентов такой формат сдачи был в новинку, он не вызвал больших трудностей. Ребята справились и получили удовлетворение от хорошо выполненной работы.

– В колледже идёт создание мастерских по стандартам WorldSkills Russia, оснащенных современной материально- технической базой. Потенциал у площадок огромный. Расскажите, пожалуйста, какую роль они играют в развитии
среднего профессионального образования Орен­бургской области?

– Предполагается, что каждая мастерская – это прорывной профессиональный центр, форпост всех инноваций. Параллельно подготовке студентов идёт переобучение уже имеющихся кадров в рамках совершенно новых технологий и другого подхода. Мы готовим будущего специалиста по самому современному стандарту. Поэтому мастерские открыты для всех педагогов области. Здесь проходят семинары, вебинары, курсы повышения квалификации, подготовка участников отборочных и национальных этапов чемпионата WorldSkills Russia в соответ­ствии с выбранной компетенцией. Проводимая работа вселяет надежду относительно качества подготовки не только наших выпускников, но и педаго­гического сообщества всей области.

Первые мастерские колледж открыл за счет областного гранта и собственных средств – внебюджетных источников. В 2019 году второй поток мастерских удалось организовать при помощи выигранного образовательной организацией федерального гранта. Готовятся к открытию 4 мастерские по всем открытым в колледже компетенциям.

– Одновременно с нехваткой педагогических кадров растут и требования к квалификации специалистов. Колледж успешно отвечает на эти вызовы, заключая трудовые договоры между студентами четвертых курсов с образовательными учреждениями города и области. Так обучающиеся приобретают необходимый опыт и затем успешно проходят аттестационные испытания. Насколько выросло качество подготовки?
– Действительно, дефицит педагогических кадров в области достаточно серьезный, особенно среди учителей начальных классов. Запрос от социальных партнёров колледжа высок. В большинстве своём четверокурсники совмещают обучение и реальную педагогическую деятельность. Это обогащает их как профессионалов, формируя самостоятельных специалистов. Они имеют возможность прийти в мастерскую, отработать необходимые навыки и одновременно войти в реальный образовательный процесс, реализоваться в качестве педагога. Колледж работал в этом направлении задолго до указа президента, разрешающего студентам старших курсов преподавать в школах. Это наши точки роста, точки соприкосновения.

Для понимания правильности выбранной стратегии развития в колледже создан центр содействия трудоустройству выпускников. Регу­лярно анализируется доля востребованности выпускников, их непрерывный стаж – сохраняется ли в течение трех лет рабочее место за конкретным специалистом, прослеживаются достижения в педагогической деятельности. Выпускники принимают активное участие в региональном конкурсе «Учитель года», добиваются выхода на более высокий уровень. Работая в школах и не имея возможности самим принимать участие в чемпионате, вливаются в движение WorldSkills со своими подопечными. Молодые специалисты не хотят выпадать из этого интересного процесса и прокладывают себе путь к новым технологиям, сохраняя преемственность.

Происходит омоложение руководящего состава образовательных учреждений Оренбургской области. Некоторые выпускники, окончившие колледж пять-семь лет назад, стали руководителями детских садов, директорами школ. Всё это говорит о том, что большая часть молодых специалистов, получая столь серьезную практическую базу в альма-матер, остаётся в профессии и готова двигаться далее в выбранном направлении.

Беседовала Елена КЛЕШНИНА.

20.07.2020
Наверх