Экспертный совет. Эксперт: Виктор Александрович Болотов. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Виктор Александрович Болотов


Должность: научный руководитель центра психометрики и измерений в образовании Института образования

 

Образование, учёные степени и учёные звания:

  • Ординарный профессор (2016)
  • Заслуженный профессор (2019)

2009 Академик РАО

2009 Ученое звание: Профессор

2005 Член-корреспондент РАО

2001 Доктор педагогических наук

1988 Ученое звание: Доцент

1981 Кандидат физико-математических наук

1975 Специалитет: Красноярский государственный университет, специальность «Математика», квалификация «математика»

 

Общий стаж работы: 48 лет

 

Научно-педагогический стаж: 20 лет

 

Преподавательский стаж: 12 лет

 

Профессиональный опыт

С 1990 по 1992 гг. – начальник Главного управления педагогического образования Минобразования России.

С 1992 года по 2004 год – заместитель, затем первый заместитель Министра образования Российской Федерации.

В 2004 году назначен руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

 С 2008 по 2013 год - вице-президент Российской академии образования.

С 2013 года работает в НИУ ВШЭ научным руководителем Центра мониторинга качества образования Института образования

 

Участие в редколлегиях научных журналов

Член редакционного совета журнала "Высшее образование сегодня"

Член редакционной коллегии  Журнала "Педагогика"

С 2013 г.: член редколлегии журнала «Вопросы образования».

 

Профессиональные интересы: 

Государственная образовательная политика, качество высшего педагогического образования, инновации в образовании

 

Достижения и поощрения

  • Медаль имени В.В. Давыдова (июль 2020)
  • Почетный знак II степени Высшей школы экономики (июнь 2020)
  • Почетная грамота Высшей школы экономики (декабрь 2017)
  • Премия Правительства РФ в области образования (ноябрь 2013)
  • Почетная грамота Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (июль 2012)
  • Благодарность Высшей школы экономики (июнь 2012)
  • Почетная грамота Российской академии образования (апрель 2012)
  • Почетная грамота Правительства Российской Федерации (апрель 2012)
  • Медаль "20 лет Приднестровской Молдавской Республике" (октябрь 2010)
  • Медаль "За отличие в службе" Федерального агентства специального строительства (июнь 2007)
  • Медаль "За содружество во имя спасения" (декабрь 2005)
  • Медаль "В память 1000-летия Казани" (июнь 2005)
  • Медаль "За укрепление боевого содружества" (июнь 2003)
  • Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации (июнь 2003)
  • Орден Почета (февраль 2003)
  • Медаль "200 лет МВД России" (сентябрь 2002)
  • Медаль "В память 200-летия Минюста России" (сентябрь 2002)
  • Медаль "В память 850-летия Москвы" (декабрь 1997)

Публикации

Оценка качества образования в условиях дистанционного обучения: опыт проживания пандемии системами школьного образования стран постсоветского пространства / Сост.: В. А. Болотов, Т. А. Мерцалова; науч. ред.: В. А. Болотов, Т. А. Мерцалова. М. : "Алекс" (ИП Поликанин А.А.), 2021.

Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Готовность российских школ и семей к обучению в условиях карантина: оценка базовых показателей — (Факты образования № 2 (27)) / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: В. А. Болотов. М. : НИУ ВШЭ, 2020.

Болотов В. А., Мотова Г., Наводнов В. Г., Рыжакова О. Как сконструировать национальный агрегированный рейтинг? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 1. С. 9-24.

Гармонова А. В., Щеглова Д. В. Образовательные стратегии и профессиональные ориентиры современных российских магистрантов / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: В. А. Болотов, И. Д. Фрумин; науч. ред.: В. А. Болотов. Вып. 3(28). М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020.

Абдиев К. С., Акулова Б. Т., Болотов В. А., Горбовский Р. В., Джафаров С. Ф., Есаян А. Г., Захир Ю. С., Ленская Е. А., Микаилова У. Т., Ореховский С., Пиотух Е. И., Хамзина С. А. Оценка работы школ в постсоветских странах / Под общ. ред.: В. А. Болотов, Р. В. Горбовский, Е. А. Ленская. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020. doi

Болотов В. А., Левицкий М., Реморенко И. М., Сериков В. В. Педагогическое образование в контексте вызовов и проблем XXI века: актуальность трансформации // В кн.: Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития / Под общ. ред.: Ю. П. Зинченко. Ростов н/Д, Таганрог : Южный федеральный университет, 2020. С. 21-36.

Болотов В. А., Горбовский Р. В., Вальдман И. А., Аббасзаде М. М., Абдиев К. С., Алиев Н. Л., Багдасарян А. Г., Валькова И. П., Икроми Х. И., Примбетова Г. С., Шамшидинова Б. С. Поступление в вузы в постсоветских странах: экзамены как инструмент решения государственных задач / Под общ. ред.: В. А. Болотов, Р. В. Горбовский. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020. doi

Болотов В. А. Тенденции и риски в образовании в 2012-2022 годах // В кн.: Тенденции развития образования. Качество образовательных результатов и образовательные реформы. Материалы XV ежегодной Международной научно-практической конференции. М. : Дело, 2020. С. 16-22.

Королева Д. О., Науширванов Т. О. Экосистема развития инноваций российского образования: инфраструктурные характеристики: Факты образования. Выпуск 6 (31) 2020 г. / Науч. ред.: В. А. Болотов. Т. 5. Вып. 31. М. : НИУ ВШЭ, 2020.

Bolotov V., Motova G., Navodnov V. The Monitoring of Monitoring: What’s Wrong with the Ministry’s New Approach to Supervision of Effectiveness of Higher Education Institutions’ Performance? // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Vol. 23. No. 3. P. 5-13. doi

Болотов В. А. Аккредитация вузов: порядки и беспорядки // Образовательная политика. 2019. № 1-2. С. 64-66.

Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д., Абанкина И. В., Алашкевич М. Ю., Болотов В. А., Добрякова М. С., Дудырев Ф. Ф., Зиньковский К. В., Корешникова Ю. Н., Коршунов И. А., Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А., Овакимян А. Г., Одоевская Е. В., Платонова Д. П., Семенов А. Л., Семенов Д. С., Сергоманов П. А., Сорокин П. С., Уваров А. Ю., Шилова Н. П. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? / Рук.: Я. И. Кузьминов; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин, П. С. Сорокин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi

Коноплина Н. В., Засыпкин В. П., Бозиев Р. С., Абрамовских Н. В., Болотов В. А., Вербицкий А. А., Зборовский Г. Е., Лазарев В. С., Лашкова Л. Л., Нацаренус Н. Н., Носова Л. Н., Орлов А. А., Панченко А. Б., Солдатенков Ф. Н., Шибаева Л. В. Круглый стол журнала "Педагогика" в Сургутском государственном педагогическом университете: "Роль педагогических вузов в реализации национального проекта "Образование" // Педагогика. 2019. № 12. С. 58-94.

Пучков Е. В., Новоселов И. С., Мерцалова Т. А., Майоров А. Н., Княгинина Н. В., Бысик Н. В., Болотов В. А., Беликов А. А., Янкевич С. В., Агранович М. Л. Управление системой образования на разных уровнях. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi

Де Гроф Я. М., Янкевич С. В., Агранович М. Л., Беликов А. А., Болотов В. А., Бысик Н. В., Волкова Н., Де Амбросис Винья А., Еремина О., Княгинина Н. В., Красницка И., Красноусов С., Майоров А. Н., Матвеев В., Мерцалова Т. А., Новоселов И. С., Поветкина Н., Путило Н., Пучков Е. В., Рейнеке М., Рейнеке Р., Рихтер И., Руссо Ч., Сидорова И., Фюссель Х., Чиганова Е. Управление системой образования на разных уровнях: вертикаль власти, трансфер полномочий и региональное сотрудничество / Перев.: Е. В. Пучков. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019.

Abankina I., Alashkevich M., Bolotov V., Dobryakova M. S., Dudyrev F., Froumin I., Koreshnikova Y., Korshunov I., Kosaretsky S., Mertsalova T., Odoevskaya E., Ovakimyan A., Platonova D., Semenov A., Semyonov D., Sergomanov P., Sorokin P. S., Uvarov A., Zinkovsky K. 12 Solutions for a New Education: Report by the Center for Strategic Research and the Higher School of Economics / Ed. by Y. I. Kuzminov, I. Froumin. M. : National Research University Higher School of Economics, 2018. doi

Хавенсон Т. Е., Королева Д. О., Лукина А. А. Акторы образовательных инноваций: ценности и мотивация / Науч. ред.: В. А. Болотов. Т. 6. Вып. 21. М. : НИУ ВШЭ, 2018.

Книга Горбовский Р. В., Мерцалова Т. А., Петлин А. В. Навигаторы дополнительного образования детей: этапы развития, разнообразие и функциональность / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: В. А. Болотов, И. Д. Фрумин. Вып. 7(22). Издательский дом НИУ ВШЭ, 2018.

Рубцов В. В., Лекторский В. А., Эльконин Б. Д., Асмолов А. Г., Кудрявцев В. Т., Фрумин И. Д., Громыко Ю. В., Болотов В. А., Лазарев В. С., Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е., Цукерман Г. А., Уразалиева Г. К., Ковалева Т. М. От совместного действия — к конструированиюновых социальных общностей: Совместность. Творчество. Образование. Школа (Круглый стол методологического семинарапод руководством В.В. Рубцова, Б.Д. Эльконина) // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 3. С. 5-30. doi

Болотов В. А. Прошлое, настоящее и возможное будущее российской системы оценки качества образования // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 287-297. doi

Горбовский Р. В., Мерцалова Т. А. Факты образования Выпуск №2 (17) 2018 "Мониторинг системы образования: контингент и кадры начального, основного и среднего общего образования / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: В. А. Болотов, И. Д. Фрумин. Вып. 17. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2018.

Королева Д. О., Хавенсон Т. Е., Андреева А. А. Ландшафт образовательных инноваций: содержание и структура: Факты образования. Спецвыпуск 5 (14) (сентябрь 2017 г.) / Науч. ред.: В. А. Болотов. Т. 5. Вып. 14. М. : НИУ ВШЭ, 2017.

Дудырев Ф. Ф., Козлов В. А., Шабалин А. И., Кузеванова Ю. В. Система среднего профессионального образования Российской Федерации в 2005-2030 г.: влияние демографических факторов / Под общ. ред.: В. А. Болотов. Вып. 13: Факты образования Выпуск № 4 (13) 2017. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2017.

Заир-Бек С. И., Беликов А. А., Мерцалова Т. А. Индекс образовательной инфраструктуры субъектов Российской Федерации в 2014 г.: Факты образования. Спецвыпуск №1 (август 2016 г.) / Под общ. ред.: В. А. Болотов. Вып. №1: Спецвыпуск. М. : [б.и.], 2016.

Наводнов В. Г., Болотов В. А., Енчикова Е. С., Карданова Е. Ю., Илюшина Н. В. К вопросу об оценке качества инженерного образования // Высшее образование сегодня. 2016. № 6. С. 3-8.

Болотов В. А., Вальдман И. А., Горбовский Р. В., Захир Ю. С., Мерцалова Т. А. Ключевые вопросы развития национальных и региональных систем оценки качества образования (экспертный обзор). М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2016.

Сергеев Н. К., Сериков В. В., Белозерцев Е. П., Болотов В. А., Бондаревская Е. В., Куликова С. В., Борытко Н. М., Писарева С. А., Тряпицына А. П., Зайцев В. В., Синенко Т., Белоус Е. Н., Ерофеева Е., Чандра М. Ю., Кекеева З. О., Гришина Ю. В., Сахарчук Е. И., Опфер Е. А., Сергеева Е. В., Кузибецкий А. Н., Затямина Т. А., Окерешко А. В. Непрерывное образование учителя: теория и практика. Волгоград : ООО Принт, 2016.

Болотов В. А., Лавренюк Е. Н. Основные тенденции развития системы профессионального развития педагогических кадров // В кн.: Федеральный справочник. Образование в России Т. 11. М. : АНО "Центр стратегических программ", 2016. С. 307-309.

Баринов С. Л., Беликов А. А., Болотов В. А., Заир-Бек С. И., Заиченко Н. А., Захаров А. Б., Карной М., Козина Н. С., Лоялка П. К., Мерцалова Т. А., Никитин И. В., Пинская М. А., Пономарева Алена Александровна, Хавенсон Т. Е., Агранович М. Л., Адамович К. А., Адамчук Д. В., Ермачкова Ю. Ф., Зайцева О. В. Российские учителя в свете исследовательских данных / Отв. ред.: И. Д. Фрумин, В. А. Болотов, С. Г. Косарецкий, М. Карной. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016.

Заир-Бек С. И., Беликов А. А., Плеханов А. А. Российские школы: информационная революция продолжается: - информационный бюллетень «Факты образования» / Под общ. ред.: В. А. Болотов; науч. ред.: С. И. Заир-Бек. Вып. 4. М. : [б.и.], 2016.

Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Беликов А. А., Горбовский Р. В. Факты образования ВЫПУСК № 2 Тематической серии "Мониторинг системы образования": Начальное, основное и среднее общее образование / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: В. А. Болотов. Вып. №2: Спецвыпуск №2. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016.

Болотов В. А., Лавренюк Е. Н., Никитин И. В. Демонополизация системы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций как фактор развития // Образовательная политика. 2015. № 1 (67). С. 112-116.

Болотов В. А., Рубцов В., Фрумин И. Д., Марголис А., Каспржак А. Г., Сафронова М., Калашников С. П. Информационно-аналитические материалы по итогам первого этапа проекта «Модернизация педагогического образования» // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. С. 13-28.

Болотов В. А., Карданова Е. Ю., Енчикова Е. С., Илюшина Н. В., Наводнов В. Г. К вопросу об оценке качества высшего образования // Высшее образование сегодня. 2015. № 6. С. 3-8.

Болотов В. А., Пылин В. В., Наводнов В. Г., Порядина О. В. Новый федеральный интернет-экзамен - новая технология независимой оценки качества подготовки бакалавров // Высшее образование сегодня. 2015. № 3. С. 19-23.

Болотов В. А., Бухарова Е., Дробушевский И., Стойко Н., Эльконин Б. Д., Хасан Б. И. Панельная дискуссия "Свободы и ограничения в практиках развития" // В кн.: Практики развития: индивидуальные, корпоративные, институциональные свободы и ограничения: материалы XXI научно-практической конференции / Под общ. ред.: Б. И. Хасан, Л. А. Новопашина. Красноярск : Институт психологии практик развития, 2015. С. 8-38.

Рубцов В., Собкин В., Кудрявцев В., Лазарев В., Фрумин И. Д., Панов В., Василев В., Чудинова Е., Болотов В. А., Цукерман Г., Красавина Н. По итогам научно-практической сессии "Теория и практика учебной деятельности: традиции и инновации" к 85-летию со дня рождения В. В. Давыдова // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 3. С. 197-219.

Болотов В. А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 32-40.

Болотов В. А., Вальдман И. А. Как оценивать образовательные достижения школьников. // Журнал руководителя управления образованием. 2014. № 1. С. 30-37.

Болотов В. А. Потому что умные… // Директор школы. 2014. № 2(185). С. 57-63.

Болотов В. А. Предисловия. Публичные рейтинги в образовании: оценка качества и качество оценки // В кн.: Рейтинги в образовании: от разовых практик к культурным решениям: сборник материалов / Под общ. ред.: В. А. Болотов, С. Г. Косарецкий, Т. А. Мерцалова, Ю. В. Съедин, Т. В. Тимкова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 6-8.

Рейтинги в образовании: от разовых практик к культурным решениям: сборник материалов / Под общ. ред.: В. А. Болотов, С. Г. Косарецкий, Т. А. Мерцалова, Ю. В. Съедин, Т. В. Тимкова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014.

Bolotov V., Kovaleva G., Pinskaya М., Valdman I. Developing the Enabling Context for Student Assessment in Russia. Washington : The World Bank, 2013.

Bolotov V., Valdman I., Kovaleva G., Pinskaya М. The Russian System of Assessing the Quality of Education: Key lessons (Analytical Review) (начало, окончание в №4) // Strategies for Policy in Science and Education. 2013. Vol. XXI. No. 3. P. 400-413.

Bolotov V., Valdman I., Kovaleva G., Pinskaya М. The Russian System of Assessing the Quality of Education: Key lessons (Analytical Review) (окончание, начало в №3) // Strategies for Policy in Science and Education. 2013. Vol. XXI. No. 4. P. 552-574.

Болотов В. А. Виды и назначение программ оценки результатов обучения школьников. // Педагогика. 2013. № 8. С. 15-26.

Каспржак А.Г. (руководитель авторского коллектива), Фрумин И.Д. (руководитель авторского коллектива), Абанкина Т. В., Адамский А. И., Болотов В. А., Бысик Н. В., Духанина Л. Н., Косарецкий С. Г., Ковалева Т. М., Куренной В. А., Ленская Е. А., Майоров А. Н., Мокринский М. Г., Прохоров А. В., Пинская М. А., Федюкин И. И. Глава 11. Новая школа // В кн.: Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года / Под общ. ред.: Б. В. Грозовский, А. Б. Жулин, О. Макарова, С. М. Плаксин, К. Ю. Рогов, С. Г. Синельников-Мурылев, И. Федотов, Л. И. Якобсон; науч. ред.: В. А. Мау, Я. И. Кузьминов. Кн. 1. М. : Дело, 2013. Гл. 11. С. 300-358.

Открытость образования: разные взгляды — общие ценности: сб. материалов / Под общ. ред.: И. Д. Фрумин, В. А. Болотов, С. Г. Косарецкий, Т. А. Мерцалова, Т. В. Тимкова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013.

Болотов В. А., Вальдман И. А., Ковалева Г. С., Пинская М. А. Развитие стимулирующей среды для оценки достижений учащихся в России. Вашингтон : Всемирный банк, 2013.

Болотов В. А., Вальдман И. А. Информирование различных целевых групп как условие эффективного использования результатов оценки учебных достижения школьников // Проблемы современного образования. 2012. № 6. С. 187-202.

Вальдман И. А., Болотов В. А. Как обеспечить эффективное использование результатов оценки образовательных достижений школьников // Образовательная политика. 2012. № 1. С. 36-42.

Болотов В. А. Педагогическое образование: есть ли шанс? // Директор школы. 2012. № 10(173). С. 12-17.

Болотов В. А. Условия эффективного использования результатов оценки образовательных достижений школьников / Перев.: И. А. Вальдман // Педагогика. 2012. № 6. С. 39-45.

Болотов В. А. Новые стандарты и развивающее обучение // Образовательная политика. 2011. № 5(55)

Фрумин И. Д., Болотов В. А. Ценность оценки: к выходу в свет книг серии "Национальная оценка учебных достижений" // Высшее образование сегодня. 2011. № 8. С. 36-38.

Болотов В. А. Научно-педагогическое обеспечение оценки качества образования // Проблемы современного образования. 2010. № 1. С. 9-13.

Болотов В. А. О путях и стратегии развития высшего профессионального образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2008. № 9. С. 6-11.

Болотов В. А. Актуальное интервью // Физическая культура в школе. 2007. № 3. С. 2-5.

Болотов В. А. Об оценке качества образования // Воспитание школьников. 2007. № 3. С. 1-6.

Болотов В. А. Оценка качества e-learning в России // Высшее образование в России. 2007. № 1. С. 100-101.

Болотов В. А. Управление качеством образования // Биология в школе. 2007. № 2. С. 3-6.

Болотов В. А. Готовы работать со всеми разумными партнерами // Аккредитация в образовании. 2005. № 2. С. 4-7.

Болотов В. А. Письмо руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки В.А. Болотова № 01-17/05-01 от 11 июня 2004 г. "О применении дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования" // Экономика образования. 2005. № 2. С. 144-146.

Наверх