Экспертный совет. Эксперт: Галина Николаевна Мотова. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Галина Николаевна Мотова


Заместитель директора Национального центра профессионально-общественной аккредитации. 

Главный редактор журнала «Аккредитация в образовании». Заслуженный работник образования Республики Марий Эл (2004). Отличник народного просвещения Российской Федерации (1994).

Ученая степень: Доктор педагогических наук

Общий стаж работы: 39 лет

Научно-педагогический стаж: 39 лет

Профессиональный опыт: 

1983-1991 - учитель русского языка и литературы, заместитель директора по воспитательной работе  средней общеобразовательной школы № 27 г. Йошкар-Олы

1991-1999 – заместитель начальника Управления образования г. Йошкар-Олы, директор Методического центра

1996-1999 – аналитик, начальник методического отдела Научно-информационного центра государственной аккредитации РФ (далее – ФБГУ «Росаккредагентство»)

1999-2010 – заместитель директора ФБГУ «Росаккредагентство»

2003-н/в – директор Учебно-консультационного центра

2005-н/в – главный редактор журнала «Аккредитация в образовании»

2006-н/в – директор Ассоциации «Гильдия экспертов  в сфере профессионального образования»

2010-н/в – заместитель директора Национального центра профессионально-общественной аккредитации

Членство в научно-консультационных советах, участие в экспертных советах и рабочих группах:

Вице Президент Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества APQN

Член Рабочей группы Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям

Член Коллегии Министерства образования Республики Марий Эл

Сертифицированный эксперт Европейской ассоциации гарантии качества ENQA

Членство в редколлегиях:

Журнал «Аккредитация в образовании»

Профессиональные интересы:

  • аккредитация в сфере образования
  • системы качества образования
  • экспертная и оценочная деятельность в сфере образования
  • управление образованием
  • сравнительные исследования систем аккредитации и оценки качества за рубежом
  • система гарантии качества в Болонском процессе

Наукометрические данные:

SPIN-код: 9534-0107

ORCID: 0000-0003-1549-2944

Scopus ID: 55023826400

Цитирования РИНЦ: 1465

Индекс Хирша РИНЦ: 18

Цитирования Scopus: 38

Индекс Хирша Scopus: 3

Фото Галина Николаевна Мотова

Публикации

  • Мотова Г.Н. Специфика создания системы государственной аккредитации для общеобразовательных учреждений / Аттестация школы. Выпуск 4. Аттестация и аккредитация общей и профессиональной школы: проблемы,  концептуальные подходы, практика. – Краснодар, 1997. С. 26-29.
  • Мотова Г.Н., Наводнов В.Г., Куклин В.Ж., Савельев Б.А. Системы аккредитации за рубежом. – М. 1998. – 180 с.
  • Болотов В.А, Мотова Г.Н, Наводнов В.Г. О системе аккредитации образовательных учреждений в Российской Федерации // Контроль качества и оценка в образовании. Материалы международной конференции. – Санкт-Петербург, 1998.  С. 45-74.
  • Мотова Г.Н. О выборе показателей государственной аккредитации для учреждений общего среднего образования // Субъект Федерации на рубеже веков. –  Москва, 1998. Ч. II, С. 77-80.
  • Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. Проектирование системы аккредитации образовательных организаций. – Научно-информационный центр государственной аккредитации, Йошкар-Ола, 1999. – 76 с.
  • Наводнов В.Г., Мотова Г.Н.. Петропавловский М.В. Совершенствование системы государственной аккредитации учреждений высшего профессионального образования: Научное издание. – Научно-информационный центр государственной аккредитации, Йошкар-Ола, 1999. – 64 с.
  • Мотова Г.Н. Государственная аккредитация общеобразовательных учреждений. Учебное пособие. Гриф Миноразования РФ. – Йошкар-Ола – Москва, 1999. – 127 с.
  • Шадриков В.Д., Геворкян Е.Г., Наводнов В.Г., Мотова Г.Н., Петропавловский М.В.  О видах высших образовательных учреждений / // Высшее образование в России, №3, 2000. С. 13-25.
  • Мотова Г.Н. О специфике российской системы государственной аккредитации учебных заведений // Современные модели высшего образования: опыт адаптации и внедрения. Материалы международного научно-практического семинара 11-13 мая 2000 г. – Бишкек, 2000. С. 31-36.
  • Шадриков, В.Г. О процедуре комплексной оценки вузов/ В.Д. Шадриков, Е.Н. Геворкян, С.М. Калабин, А.А. Киринюк, В.Г. Наводнов, Г.Н. Мотова, М.В. Петропавловский// Высшее образование в России , № 1, 2001. С. 29-39.
  • Шадриков, В. О показателях государственной аккредитации вузов/ В. Шадриков, Е. Геворкян, В. Наводнов, Г. Мотова, М. Петропавловский// Высшее образование в России,  № 2, 2001. С. 18-23.
  • Мотова Г. О культурно-исторических предпосылках типовой дифференциации учреждений образования // Almamater. Вестник высшей школы, № 6, 2001. С. 8-11.
  • Мотова Г.Н. Система государственной аккредитации учреждений среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование, №9, 2002. С. 52-56.
  • Мотова Г.Н. Классификатор образовательных учреждений для установления государственного аккредитационного статуса. – М.: Информационно-методический центр государственной аккредитации, 2002. – 76 с.
  • Мотова Г.Н. Методологические основы определения аккредитационного статуса учреждений высшего профессионального образования на основе показателей государственной аккредитации // Актуальные проблемы образования. Материалы по итогам научно-исследовательской деятельности конкурса грантов 2000 года в области педагогики. – М.: «Прометей» МПГУ, 2002. – 214 с.– С. 57-62.
  • Мотова Г. К вопросу о международной аккредитации // Almamater.  Вестник высшей школы, № 1, 2003. С. 37 – 40.
  • Геворкян, Е.Н. Развитие системы аккредитации высшего образования в Российской Федерации / Е.Н. Геворкян, Г.Н. Мотова, В.Г. Наводнов// Системы оценки качества образования в странах СНГ и Балтии: Материалы международной научно-практической конференции по проблемам развития и интеграции систем оценки качества высшего профессионального образования в странах СНГ и Балтии. – Москва-Йошкар-Ола: Центр государственной аккредитации, 2003. – С. 21-38.
  • Мотова Г.Н. Опыт взаимодействия органов по оценке качества высшего образования /Системы оценки качества образования в странах СНГ и Балтии: Материалы международной научно-практической конференции по проблемам развития и интеграции систем оценки качества высшего профессионального образования в странах СНГ и Балтии. – Москва-Йошкар-Ола: Центр государственной аккредитации, 2003.  С. 79-87.
  • Комплексная оценка высших учебных заведений: Учебное пособие/ Наводнов В.Г., Геворкян Е.Н., Мотова Г.Н., Петропавловский М.В. – М.: Центр государственной аккредитации, 2003. – 176 с. (Издание второе, переработанное).
  • Мотова Г.Н. Информационно-методическое сопровождение процедуры государственной аккредитации учреждений среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование, № 4, 2003. С. 38 – 42.
  • Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. Модели аккредитации за рубежом: Научное издание. – Йошкар-Ола: Центр государственной аккредитации, 2004 – 58 с.
  • Геворкян, Е.Н. Развитие системы аккредитации высшего образования в Российской Федерации / Е.Н. Геворкян, Г.Н. Мотова, В.Г. Наводнов //Almamater. Вестник высшей школы. – 2004. - № 1. – С. 25-28.
  • Мотова, Г.Н. Построение концептуальной модели аккредитации образовательных систем на основе использования информационных технологий в управлении образованием// Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена: Психолого-педагогические науки (педагогика, теория и методика обучения): Научный журнал. – СПб., 2004. –  № 4(9). – С. 53-67.
  • Мотова, Г.Н. Аккредитация образовательных систем: Монография. – Йошкар-Ола: Центр государственной аккредитации. – 2004. – 260 с.
  • Мотова, Г.Н. Системы оценки качества образования в странах СНГ и Балтии // Almamater. Вестник высшей школы. – 2004. – №1. – С. 37-40.
  • Геворкян, Е.Н., Мотова Г.Н. Болонский процесс и сотрудничество в области обеспечения качества образования: опыт Российской Федерации // Вопросы образования. – 2004. – № 4. – С.150-165.
  • Мотова, Г.Н. Реформирование содержания и структуры высшего образования стран СНГ и Балтии // Подготовка специалиста в области образования: сб. науч. трудов / под ред. Г.А. Бордовского, В.А. Козырева. – Вып. XI: Высшее образование за рубежом. – СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 2005. – С. 108-122.
  • Наводнов, В.Г. Система информационного сопровождения лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений в субъектах РФ / В.Г. Наводнов, Г.Н. Мотова, Д.И. Петров, О.Г. Нефедова, Р.К.Вильданов // Системы оценки и мониторинги качества в образовании: материалы XI Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика» (Москва, 16–17 марта 2006 г.). – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – Ч.3. – С. 5–11.
  • Мотова, Г.Н. Сетевое взаимодействие агентств гарантии качества в высшем образовании / Г.Н. Мотова, Ф.З. Гарифуллина // Научное издание. Йошкар-Ола: Национальное аккредитационное агентство в сфере образования. – 2006. – 140 с.
  • Мотова Г.Н., Гарифуллина Ф.З. О международном сотрудничестве в сфере гарантии качества образования. // «Almamater» («Вестник высшей школы»). – 2007. - №1. – С.45-48.
  • Наводнов В.Г. Аккредитация высших учебных заведений в России: учебное пособие/В.Г. Наводнов, Е.Н. Геворкян, Г.Н. Мотова, М.В. Петропавловский. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2008. – 166 с.
  • Мотова, Г.Н., Наводнов В.Г. Экспертиза качества образования: европейский подход. – М.: Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, 2008. – 100 с.
  • Мотова, Г.Н. Кто смотрит за смотрителем / Г.Н. Мотова // Аккредитация в образовании. –2009. – № 29. – С.50-53.
  • Мотова, Г.Н. Равнение на студента / Г.Н. Мотова // Аккредитация в образовании. – 2009. - № 33. – С.40-46.
  • Мотова Г.Н., Гарифуллина Ф.З. Проблема интеграции российской системы гарантии качества высшего образования в европейское образовательное пространство // Образование и саморазвитие. – 2009. - № 2 (12): научный журнал. Казань. – С.251-256.
  • Мотова Г.Н. Анализ национальных структур систем гарантии качества высшего образования: международный опыт /Г.Н. Мотова, Ф.З. Гарифуллина// Вестник Марийского государственного технического университета. Экономика и управление. – 2009. – №1. – С.3-10.
  • Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. К созданию системы мониторинга качества высшего профессионального образования // Экология человека. – 2009. – №09. – С.7-11.
  • Мотова, Г.Н. Аккредитация: доверять или проверять? /Г.Н. Мотова // Аккредитация в образовании. –2010. – № 39. – С.32-34.
  • Наводнов В.Г. Аккредитация: перезагрузка? /В.Г. Наводнов, Г.Н. Мотова// Аккредитация в образовании. – 2010. – № 40. – С.49-51.
  • Мотова, Г.Н. Почему Россия прошла аккредитацию / Г.Н. Мотова// Аккредитация в образовании. – 2010. – № 42. – С.28-31.
  • Мотова, Г.Н. Аккредитация: новый виток или бег по кругу? / Г.Н. Мотова // Аккредитация в образовании. – 2011. – № 45. – С.7-9.
  • Наводнов В.Г. Если доверить «сомелье» оценку качества образования /В.Г. Наводнов, Г.Н. Мотова, Т.В. Сарычева // Аккредитация в образовании. – 2011. – № 46. – С.38-45.
  • Наводнов В.Г. Анализ качества высшего профессионального образования на основе экспертного оценивания с использованием интернет-технологий / В.Г. Наводнов, Г.Н. Мотова, Т.В. Сарычева// Вестник Марийского государственного технического университета. – 2011. - № 1(11). – С.3-19.
  • Неустроев, С.С. Применение подходов систем менеджмента качества в вузе как элемент построения внутривузовской системы гарантии качества / С.С. Неустроев, Г.Н. Мотова, О.А. Матвеева // Вестник Марийского государственного технического университета. Серия «экономика и управление». – 2011. – № 3(13). –С.3-14.
  • Motova, G., Pykkö, R. Russian Higher Education and European Standards of Quality Assurance [Electron. resource] / G. Motova, R. Pykkö // European Journal of Education/ Special Issue: Russian Higher Education and the Post-Soviet Transition, Volume 47, Issue 1, March 2012, p. 25–36. Режим доступа: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1465-3435.2011.01505.x/pdf
  • Мотова, Г.Н. Результаты обучения и оценка качества результата – по-европейски // Аккредитация в образовании. –2012. - № 3(55). – С.8-11.
  • Мотова, Г.Н. Кому нужна независимость аккредитационных агентств / Г.Н. Мотова, В.Г. Наводнов// Аккредитация в образовании. – 2012. - № 57. – С.12-16.
  • Мотова, Г.Н. Бордюрные камни госаккредитации / Г.Н. Мотова, В.Г. Наводнов// Аккредитация в образовании. – 2012. - № 58. – С.14-19.
  • Мотова, Г.Н. Кому достанется флейта? // Аккредитация в образовании. – 2013. - № 66. – С.14-19.
  • Болотов, В.А. О проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России / В.А. Болотов, Г.Н. Мотова, В.Г. Наводнов, Т.В. Сарычева // Высшее образование сегодня. – 2013. - № 4. – С.5-13.
  • Наводнов В.Г., Мотова Г.Н. Новое законодательство в области образования как вектор развития общественно-профессиональной аккредитации в России // Инженерное образование. – 2013. - № 12. – С. 58-65. – Режим доступа:  http://aeer.ru/ru/magazine12.htm.
  • Мотова, Г.Н. Стандарты будущего: гармония в условиях глобализации / Г.Н. Мотова // Аккредитация в образовании. – 2014. - № 72. – С.20-25.
  • The Concept of Excellence in Higher Education // M. Brusoni, R. Damian, J.G. Sauri, S. Jackson, H. Komurcugil, M. Malmedy, O. Matveeva, G. Motova, S. Pisarz, P. Pol, A. Rostlund, E. Soboleva, O. Tavares, L. Zobel. – ENQA occasional paper. –Brussels. – 2014. – P. 17-19; 36-37. – URL: http://www.enqa.eu/index.php/publications/papers-reports/occasional-papers/
  • Мотова, Г.Н. Аккредитация: в фас и профиль / Г.Н. Мотова // Аккредитация в образовании. ­– 2014. - № 73. – С.7-11.
  • Мотова, Г.Н. Аккредитация: шаг вперед и два назад / Г.Н. Мотова //Аккредитация в образовании. – 2014. - № 74. - С.10-15.
  • Мотова Г.Н. Почему Россия не вписывается в европейскую архитектуру качества / Г.Н. Мотова // Аккредитация в образовании, 2015.  - № 3 (79). – С. 56-61.
  • Мотова Г.Н. Три этапа развития аккредитации в России / Г.Н. Мотова// Аккредитация в образовании, 2015. – № 2 (78). – С.6-13.
  • Наводнов В.Г., Мотова Г.Н. Практика аккредитации в системе высшего образования России // Высшее образование в России, 2015. - № 5. – С. 12-20.
  • Мотова Г.Н. Болонский процесс: 15 лет спустя // Высшее образование в России, 2015. - № 11. - С. 53-65.
  • Мотова Г.Н. Россия в Европейском пространстве высшего образования/ Сб. статей под редакцией: Артамоновой Ю.Д. и др. –М.: Издательство Московского университета, 2015. – С. 25-30.
  • Мотова Г.Н. Кто кого: Россия в Болонском процессе / Г.Н. Мотова// Аккредитация в образовании, 2015. – № 5 (81). - С. 56-60.
  • Мотова Г.Н. Кто кого: Россия в Болонском процессе (продолжение) / Г.Н. Мотова// Аккредитация в образовании, 2015. - № 6(82). – С. 62-65.
  • Мотова Г.Н.  Россия и Китай: дорога с двусторонним движением/ Г.Н. Мотова // Аккредитация в образовании, 2015. - № 8 (84). – С. 48-53.
  • Мотова Г.Н. Все программы хороши? Выбирай на вкус: О новом концептуальном подходе к выбору лучших образовательных программ/ В.Г. Наводнов, Г.Н.Мотова, О.Е. Рыжакова // Аккредитация в образовании, 2016. - №  2(86). – С. 56-77.
  • Мотова Г.Н. О новом концептуальном подходе к выбору лучших образовательных программ/ В.А. Болотов, Г.Н. Мотова, В.Г. Наводнов, О.Е. Рыжакова// Высшее образование в России, 2016. – 11. – С. 5-16.
  • G.N. Motova, The Bologna Process: 15 Years Later, Russian Education and Society, Volume 58, 2016. – Issue 4. P. 313 – 333.
  • Мотова Г.Н. 20 лет аккредитации в России: есть чем гордиться и есть что терять// Аккредитация в образовании, 2017.- № 2(94). – С. 20-25.
  • Наводнов В.Г., Мотова Г.Н. Развитие аккредитации в сфере образования в Российской Федерации (Development of the Russian Federation accreditation procedure in education), Образование/ Education, Астана, 2017.- № 1. – С. 21-27.
  • Мотова Г.Н. Эволюция системы аккредитации в сфере высшего образования России// Высшее образование в России, 2017. № 10. С. 13-25.
  • Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. От институциональной аккредитации к мониторингу эффективности // Высшее образование в России, 2018. № 4. С. 9-21.
  • Мотова Г.Н. Двойные стандарты гарантии качества образования: Россия в Болонском процессе// Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 9-21.
  • Bolotov V., Motova G., Navodnov V. The Monitoring of Monitoring: What’s  Wrong with the Ministry’s New Approach to Supervision of Effectiveness of Higher EducationInstitutions’  Performance? // University Management: Practice and Analysis, 2019.- № 23(3). – p. 5-13.
  • Наводнов В.Г., Мотова Г.Н., Рыжакова О.Е. Сравнение международных рейтингов и результатов российского Мониторинга эффективности деятельности вузов по методике анализа лиг// Вопросы образования 2019. № 3. С. 130–151.
  • Болотов В.А., Мотова Г.Н., Наводнов В.Г., Рыжакова О.Н. Как сконструировать национальный агрегированный рейтинг? // Высшее образование в России, 2020. - № 1. - С.9-24.
  • Galina Motova and Vladimir Navodnov,  Twenty years of accreditation in Russian higher education: lessons learnt / Higher Education Evaluation and Development , Open Access. Issue(s) available: 6 – From Volume: 11 Issue: 1, to Volume: 13 Issue: 2.
  • Мотова Г.Н. Охранники или проводники? Новые требования для аккредитационных агентств по обеспечению качества образования// Высшее образование в России, 2020. - №6. – С.9-21.
  • Motova, G., Ishutkina, А., Efremova, D. Advancing quality in European higher education: celebrating 20 years of ENQA, 2020. – P. 80-86.
  • Болотов В.А., Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. Глобальный агрегированный рейтинг вузов: российский след// Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 3. С. 9-25. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-9-25

 

Наверх