Член экспертного редакционного совета журнала АО
Работа эксперта
Поддерживаете ли вы предложенный подход по сокращению сроков образования (в частности, школьного)? Какие рациональные плюсы и потенциально опасные минусы, в случае реализации этого предложения, можете обозначить?
— Сегодня мы находимся в условиях формирования национальной системы образования и ее интеграции в стратегию развития российской экономики под новые цели и задачи: обеспечение технологического суверенитета и устойчивости, цифровизация, формирование компетенций для ускоренного вхождения в профессию. Актуальная проблема сокращения сроков образования касается всех уровней образования начиная с предшкольного, начального и основного школьного образования как базисов мотивированного обучения на протяжении всей жизни.
Сегодня программа в школах достаточно плотная, а при сокращении продолжительности образования дети попросту не успеют освоить материал в достаточной степени. В тоже время расцвет услуг репетиторского сектора говорит о неэффективности школьного образования. Учителя-практики указывают на необязательность некоторых разделов и отмечают возможность (и даже необходимость) пересмотра утвержденных учебников и методической базы; повышение качества базовой подготовки школьников; перераспределение учебных часов на работу с детьми в парадигме «умений и навыков получения знаний, поиска и отбора достоверной информации, применения теории на практике»; использование цифровых сервисов и ресурсов интернета как неотъемлемой среды жизни современного поколения.
Ключевой целью обозначенной в Указе Президента РФ является «реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотической и социально ответственной личности». Достижение цели требует комплексного подхода и объединенных усилий профессиональных сообществ. Хотелось бы акцентировать внимание на взвешенности и доказательной аргументированности принятия решения о сокращении сроков обучения школьного периода обучения, рассмотрении этого вопроса в контексте системного подхода ко всем уровням подготовки и устранении имеющихся разрывов в формировании системы непрерывной опережающей подготовки и стратегии развития рынков НТИ (региональных рынков труда).
При формировании принципов построения национальной системы для достижения поставленных задач безусловными «плюсами» должны стать: четкое выделение основных целей школьного образования; оптимизация программ обучения, сквозная концепция и стыковка ФГОСов «дошкольного», «школьного», «вузовского» образования с учетом возрастных особенностей; «перезагрузка» образовательных кейсов допобразования; ориентация на индивидуальное личностное и профессиональное развитие молодежи; внедрение современных интеллектуальных систем сопровождения индивидуальных треков обучения; взаимодействие и ответственность всех стейкхолдеров образования.
Обозначьте кратко «тройку» необходимых системных решений (управленческих, ресурсных и т.п.), которые в наибольшей степени будут способствовать формированию гибких, динамичных, адекватных вызовам времени, образовательных треков.
— Сегодня вузы реализуют различные образовательные модели, в основу которых заложены принципы практико-ориентированности и технологии проектного обучения. Данные трансформации являются актуальным ответом на внешние вызовы: переход от массовой подготовки кадров к индивидуализации обучения, формированию гибких образовательных траекторий; развитие талантов; формирование кадров для развития индустрии и обеспечение экономического лидерства; партнерское взаимодействие.
Фокус вуза на качество обучения, опыт по внедрению новой образовательной системы позволил выделить проблемы, часть которых университет смог решить через механизм участия в программе ПСАЛ «Приоритет 2030». Однако остались проблемы, требующие концептуальных решений.
Серьезный барьер – кадровое обеспечение образовательного процесса. Запуск новой модели обучения, выстраивание механизмов проектного управления и сопровождения ИОТ требует изменений профессиональных треков ППС, в числе которых преподаватель–новатор (проектный менеджер, контент-менеджер), тьютор, педагогический дизайнер, трекер, цифровой наставник, куратор инновационных практик и др. Переход к инновациям ограничен рамками действующих ФГОС и условиями трудоустройства ППС на основе учебных часов и преподаваемых дисциплин. Необходимо обновление государственного регулирования актуальных видов и норм педагогической деятельности с учетом специфики их реализации, соотнесения нагрузки преподавателя и учебных часов подготовки студента.
Ускорение включения обучающихся в профессиональную деятельность, обеспечение «бесшовного» входа в профессию требуют решения вопроса о возможности трудоустройства без наличия высшего образования. Внедрение новых форматов «коротких» практико-ориентированных программ, в т.ч. под запросы работодателей было бы ответом на острые проблемы образования и изменений на рынке труда; устранением существующего разрыва между традиционными квалификациями и гибкими путями обучения. В перечень ключевых инноваций можно включить признание активно обсуждаемых академической общественностью (и на базе опыта НИУ ВШЭ, ТГУ) программ «микроквалификаций», подтверждающих профессиональные навыки тех, кто начнет работать во время учебы. Необходимо увязать их с основной профессиональной квалификацией в соответствии с ФГОС ВО.
В решении вопроса, вероятно, требуется корректировка национальной системы профессиональных квалификаций в части описания специфических для профессиональных отраслей требований к конкретным навыкам работников (существующие сейчас профстандарты охватывают целые виды профессиональной деятельности). Определение концептуальной основы и системного подхода к микроквалификациям имеет решающее значение для их внедрения в качестве инструмента эффективного обучения.
Фундаментальность всегда обозначалась одним из главных достижений и преимуществ отечественного высшего образования. Сегодня, во времена стремительных изменений, что означает эта характеристика? Какие базовые прежние и актуальные новые смыслы вы включили бы в понятие фундаментальности российской высшей школы?
— – Конвергенция науки, образования и бизнеса определяет требования к новому качеству подготовки специалистов, формированию выпускника, способного к преобразованию идей в технологии, продукты и сервисы и к их последующей коммерциализации; достижение высокого стандарта образования, способного обеспечить технологический суверенитет страны. Развитие фундаментальности высшей школы предполагает глубокий уровень понимания сферы профессиональной деятельности для поиска наилучших, уникальных практических решений задач и проблем, стоящих перед реальной экономикой, и тем более, стратегических задач будущего, развития экономики «достижений», в связи с чем требует системного переосмысления самого определения «фундаментальности».
Опираясь на глобальные национальные цели и задачи формирования целостной личности выпускника и рассматривая понятие фундаментальности в широком смысле, основными его характеристиками безусловно становятся не только усвоенные теоретические знания, их взаимосвязь с практическим применением (инженерия знаний), но и «цифровой профессионализм».
Модель отечественного образования всегда была исторически ориентирована на неразрывную связь обучения с воспитанием, осмысление ценностных основ российской государственности должно быть в основе содержания всех образовательных программ.
Сформулированные цели и планы обучения, образовательные технологии, способы деятельности, рефлексивные суждения и самооценка обучающихся являются сегодня необходимыми продуктами образовательной деятельности наряду с исследованиями, выполненными работами, созданными стартапами и пр., которые возможно получить только в оптимальном сочетании фундаментальности и практико-ориентированности.
Сочетание фундаментальности и практико-ориентированности – один из принципов новой модели отечественного высшего образования, актуальнейшая задача для российских университетов. Какие обязательные переменные вложили бы вы в формулу достижения этого сложного и тонкого баланса? Какие из них уже есть в активе вашей образовательной организации, а какие пока остаются неизвестными, требующими большого обсуждения профессионального университетского сообщества?
— Сегодня университет формирует новую модель вузовской образовательной системы, основанной на ключевых характеристиках «фундаментальности» и «практико-ориентированности». Для ее успешной реализации обязательными составляющими должны стать партнерское взаимодействие и востребованность образования экономикой, гибкость и практико-ориентированность учебных программ, индивидуализация подготовки, создание проектно-ориентированной образовательной среды и развитие фронтирных компетенций. В качестве примеров: по созданному в университете направлению «Инновационные технологии в сфере обращения с отходами» закуплено научно-производственное оборудование, создано инновационное предприятие с участием университета (ООО НПО «Доступные технологии»); в 2023 г. отраслевой интегратор «Русатом - Аддитивные технологии» и УдГУ открыли Центр аддитивных технологий общего доступа. Деятельность нового центра в вузе направлена на выполнение производственных и образовательных задач в области аддитивных технологий.
В вузе внедряется механизм проектного практико-ориентированного обучения, основанный на интеграции ООП ВО с инновационными проектами «полного жизненного цикла» организаций-партнеров, в т.ч. на базе создаваемых научно-производственных площадок, инновационных предприятий. Новациями модели являются: включение в структуру учебного плана «ядерных» модулей, содержащих базовые (фундаментальные) дисциплины и дисциплины, формирующие основы проектных, цифровых, предпринимательских компетенций. Обязательными также являются модули, формирующие hard и soft компетенции. Вариативный контент, поддерживающий ИОТ, обеспечивается частью учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений и ориентирован на практическую подготовку и освоение нескольких квалификаций (микроквалификаций). Блок практик синхронизирован с возможностью участия обучающихся в проектной деятельности, реализована возможность защиты ВКР в формате инновационного решения (профессионального проекта, стартапа). Блок факультативных дисциплин (модулей) представляет широкий спектр дополнительно усиливающих программу обучающих компонентов и мероприятий, направленных на ускоренное формирование научно-исследовательских, цифровых, предпринимательских навыков и одновременную включенность в реализацию проектов.
Такая организация учебного процесса выходит за рамки формализованного уровня образования, требует иной системы управления (проектных управленческих команд), направлена в первую очередь на опережающую подготовку кадров – агентов развития по приоритетным направлениям: аддитивные технологии, интеллектуальные системы управления (беспилотные летательные аппараты), микроэлектроника и робототехника, химические технологии, биомедицина, кибербезопасность и др., в тоже время может обеспечить обучающимся возможности «проб» и выбора индивидуальных треков подготовки (мотивированной мобильности), совмещения процессов получения знаний и применения их на практике, включенность в профессиональную сферу и оперативное получение востребованных компетенций; открытость образования рынку труда; кастомизацию обучения и диапазон индивидуализации опыта студента; «двойное зачисление» для освоения основных и дополнительных квалификаций, в т.ч. получение «цифровой профессии»; достижение баланса в обеспечении высокого качества подготовки и персонификации обучения.
Внедрение новой образовательной модели требует сложной институциональной трансформации вуза и значительных финансовых вложений. Сегодня в «активе» университета создание экосистемы молодежного технологического предпринимательства, инженерных школ и институтов академического наставничества, «цифровой» кафедры, сетевых программ по ИИ и Big Data; научно-производственные площадки и научно-исследовательские полигоны, ИТ – парк, студенческие научные и проектные объединения, виртуальная среда обучения в режиме 24/7.
Серьезнейшей проблемой остается кадровое обеспечение – мотивация, освоение новых видов профессиональной деятельности (академическое наставничество, трекерство и т.п.), внедрение ориентированных на результат технологий обучения, профессиональный рост (стажировки, совмещение с практической и экспертной деятельностью) ППС; привлечение в работу со студентами специалистов-профессионалов; баланс «теоретиков» и «практиков» при соблюдении требований ФГОС ВО.
Каких принципиальных решений и инициатив вы ожидаете от государства как институционального регулятора обеспечения требуемого баланса фундаментальности и практико-ориентированности отечественной высшей школы?
— Министр науки и высшего образования РФ на II Всероссийском форуме «Преобразование образования» определил ключевые задачи:
- обеспечение технологического лидерства страны (что в том числе подразумевает создание таких образовательных программ, которые позволят готовить студентов, ориентированных на созидание и творчество, на создание технологий, превосходящих мировые разработки);
- формирование национальной идентичности, обеспечение единства поколений на культурном и ценностном уровне (задача неразрывно связана с сущностью университетов, она должна формулироваться не только для вузов, но и для системы высшего образования в целом);
- подготовка высококвалифицированных кадров под текущие и перспективные потребности рынка труда (хороший университет должен работать в двух регистрах одновременно: готовить кадры под существующую индустрию и ставить перед собой задачу подготовки специалистов под перспективный рынок труда, который сформируется через 5-7 лет).
По высказыванию В.Н. Фалькова: 21 век – разрешение диалектических противоречий в образовании, среди которых для высшей школы: фундаментальное – практико-ориентированное. Уклон в фундаментальное образование приводит к отрыву от рынка труда, уклон в практико-ориентированное – к рабочей профессии. Второе противоречие – обязательное обучение в рамках фундаментальных наук с одной стороны и индивидуальная образовательная траектория, выбранная студентом, с другой.
Требуется усовершенствование (возможно и государственное регулирование) механизма: образование – рынок труда, в котором особая роль должна быть отведена партнерскому взаимодействию, формированию институтов наставничества, созданию единых центров сетевых (совместных) ресурсов и взаимополезных стажировочных площадок, разнообразию форматов инвестиционных вложений.
Требуют государственного решения следующие проблемы: удержание молодых перспективных преподавателей и ученых в университетах, обновление нормативного регулирования видов педагогической деятельности и норм времени на ставку ППС с учетом специфики и включения новых видов профессиональной деятельности (методистов, исследователей, наставников, трекеров и т.п.), соотнесение нагрузки преподавателя и учебной нагрузки студента; соизмеримое рынку увеличение оплаты труда, в т.ч. базового уровня зарплаты для молодых преподавателей.
Каково в целом ваше отношение к новой модели государственной аккредитации?
— Процедуры государственной аккредитации УдГУ проходит регулярно, начиная с момента становления системы регламентации образовательной деятельности в Российской Федерации. Претерпевая значительные изменения, в настоящее время данная процедура, безусловно, требует пересмотра и обновления модели и показателей госаккредитации в соответствии с новыми реалиями развития государства и глобального мира.
Что вы как руководитель вуза ожидаете от нововведения в первую очередь? Насколько значительно оно облегчит жизнь ректора, его команды, коллектива преподавателей, студентов?
— Введение новой модели – с одной стороны – существенно облегчает практически годовую нагрузку (трудоемкость процесса) на весь коллектив вуза при подготовке и проведении аккредитационной процедуры вуза с большим количеством направлений подготовки и контингентом обучающихся. В том числе существенно экономит внутренние финансы, которые могут быть использованы на развитие вуза более эффективно (выделение государственного финансирования, к сожалению, на данную процедуру не предусмотрено). С другой стороны – с введением бессрочной аккредитации на вуз накладывается серьезная персональная ответственность за качество подготовки выпускников и ее регулярное подтверждение. Основной вектор направлен на формирование внутривузовской составляющей контроля качества независимой системы оценки качества образования, что предполагает кардинальные изменения, дает возможность совершенствования, развития и усиления роли оценки качества образования через привлечение всех стейкхолдеров образования: студентов, преподавателей, индустриальных партнеров (представителей работодателей).
Какие плюсы, а также возможные потенциальные риски вы видите в новой модели?
— Плюсом можно считать появление и внедрение новых механизмов оценки и, как следствие, принципиальные изменения содержания, условий реализации образовательных программ и организации учебного процесса: развитие сетевых форм взаимодействия, широкого внедрения индивидуальных образовательных траекторий и поликомпетентности, практикоориентированности ООП, развитие студенческого предпринимательства, добровольчества, различных видов наставничества. Это, в свою очередь, непосредственно окажет влияние на основной результат – удовлетворенность потребителей образовательных услуг, повышение мотивации к обучению, рост числа трудоустроенных выпускников, развитие молодежного бизнеса и научных исследований, омоложение преподавательского состава, включение его в решение реальных практических задач отраслей экономики и проблем региона, адаптацию образования к современному рынку труда и формирование системы непрерывной опережающей подготовки кадров для прорывного инновационного развития базовых отраслей экономики и социальной сферы.
Насколько кардинально новая модель госаккредитации повлияет на внутривузовскую систему обеспечения и гарантии качества образования? Потребует ли она ее значительной перестройки?
— Возможными потенциальными рисками для образовательной организации можно считать возникновение проблем, вызванных состоянием неопределенности. Ведь в основу предполагаемых контрольно-надзорных мероприятий ляжет риск-ориентированный подход, по которому на сегодня отсутствует регулирующая нормативно-правовая база. Университет продолжает осуществлять внутренние процедуры контроля качества в прежнем режиме, в том числе относительно наличия и полноты учебно-методической документации, необходимой для реализации образовательных программ, обеспечения условий организации образовательного процесса.
Что, на ваш взгляд, является объективным показателем качества образовательной организации?
— Основными объективными показателями качества вуза можно считать, безусловно, повышение востребованности образовательных программ и выпускников вуза, поствузовское сопровождение карьеры и возможность продолжения образования.
Какие обязательные критерии для измерения качества вы хотели бы увидеть в новом критериальном перечне госаккредитации?
— Аккредитация является процедурой подтверждения современного качества образования. Поэтому к обязательным критериям его измерения можно было бы отнести совокупность характеристик актуальных изменений (положительную динамику) образовательного процесса вуза в соответствии с национальными целями развития государства. Это цифровая трансформация, устойчивое стратегическое партнерство (индустрия, бизнес) и сетевое взаимодействие (академическое мировое сообщество), обеспечение возможностей для реализации потребностей личности (ИОТ), современные информационные технологии (онлайн-обучение), эффективность (результативность) ООП (трудоустройство, удовлетворенность потребителей, привлечение сообщества работодателей для подтверждения качества подготовки, экспертиза оценочных средств). Но эти критерии могут быть использованы только при достаточно длительной реализации образовательных программ как динамические параметры.
Порядок проведения государственной аккредитации, установленный новым Административным регламентом, предполагает экспертизу образовательной деятельности при наличии обучающихся, прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за один год обучения. В этом случае сложно говорить о полноценной оценке качества и, вероятно, можно использовать только статистические показатели, характеризующие условия реализации ООП. В частности, кадровое обеспечение, используемые информационные технологии и электронные образовательные ресурсы, наличие практической подготовки обучающихся.