Экспертный совет. Эксперт: Галина Витальевна Мерзлякова. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Галина Витальевна Мерзлякова

Ректор

Удмуртский государственный университет

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№156 (8) '2024
аккредитация в образовании

Назовите несколько стратегических для отечественной высшей школы событий 2024 года. Каких долгосрочных результатов от них ожидаете?

эксперт

—  Стратегические инициативы по развитию отечественного образования связаны, прежде всего, с национальным суверенитетом и возвращением его лидерских позиций. Сейчас идет активное формирование новой системы.

Валерий Фальков в своих выступлениях отмечает: основные приоритеты развития страны сегодня определены тремя Указами Президента России, утвержденными в 2024 году: «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», «Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий» и «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Для системы образования выделены следующие: повышение доступности и качества образования, его соответствие требованиям инновационного развития экономики и современным потребностям общества; возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития; развитие инфраструктуры для обеспечения экономической безопасности и повышения качества услуг в социальной сфере; совершенствование системы образования на основе современных научных и технологических достижений. Определяющим условием выступает функционирование всех уровней современной системы в едином фокусе нравственно-патриотического лидерства в мировом пространстве.

Запущен новый порядок поступления на целевое обучение. Расширены возможности заключения договоров на платформе «Работа в России». Такой формат предусматривает тесное взаимодействие студента с будущим работодателем уже в процессе обучения: подготовку ВКР по конкретному запросу компании, прохождение практик на базе организации, включенность в реализацию реальных проектов и закрепление наставника обеспечивает практико-ориентированность подготовки и положительно влияет на ее качество. Гарантированное место работы может послужить для выпускника хорошим карьерным стартом и залогом стабильности.

Согласно Концепции технологического развития до 2030 года перед страной стоит задача достижения опережающего роста технологий для строительства инновационной экономики. Активно формируется инновационная образовательная среда вузов с применением механизмов государственно-частного партнерства в рамках федерального проекта «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров». Создается сеть современных университетских кампусов. Продолжены проекты государственной и инвестиционной поддержки ПСАЛ «Приоритет-2030», «Передовые инженерные школы», «Платформа университетского технологического предпринимательства» и др. Реализация пилотных проектов по апробации новых моделей подготовки кадров дали мощный толчок к изменению структуры и наполнению ФГОС ВО.

Считаем важным принятие Закона о снижении бюрократической нагрузки на педагогов вузов, который позволит расширить функционал ППС по сопровождению учебного процесса, ориентированного на усиление практической подготовки и реализацию молодежных проектов, интеграцию науки, образования и бизнеса, решение актуальных задач отечественной индустрии.

Достижения долгосрочных эффектов и результаты ключевых инициатив связаны прежде всего с устранением имеющихся разрывов между запросами производства и компетенциями выпускников; недостаточной интеграцией образования и рынка труда; слабой связью между наукой и образованием; необходимостью повышения эффективности подготовки студентов, формированием выпускников нового качества. От решения этих проблем во многом зависит возможность вузов придать ускорение процессам трансфера знаний от стадии идеи до их практического применения в производственном секторе экономики и дальнейшей коммерциализации, обеспечение технологического лидерства университета, региона и страны в целом.

аккредитация в образовании

Назовите главные события 2024 года для вашего вуза? Что удалось сделать?

эксперт

—  Признание лидерского потенциала вуза в регионе подтверждается значимостью достигнутых результатов. А их было немало.

В 2024 году Удмуртский государственный университет успешно продолжил участие как единственный вуз в регионе в государственной программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Это важный опыт, который способствует трансформации основных политик вуза и реализации стратегических проектов, актуальных для развития региона. Программа «Приоритет-2030» имеет большое значение для Удмуртии. Необходимое административное, финансовое и информационное содействие УдГУ в течение всего периода реализации программы оказывают Глава Удмуртской Республики, Правительство и Госсовет УР. Стратегические проекты «Формирование научно-технологической платформы развития отрасли энтомопереработки органических отходов и производства продуктов в парадигме циркулярной экономики в РФ», «Технологические и образовательные инновации в производстве и эксплуатации сервисных беспилотных систем» ориентированы на федеральный уровень и привлечение крупных индустриальных партнеров. По заказу Правительства Удмуртской Республики в тесном взаимодействии с Министерством экономики УР, другими министерствами и ведомствами республики вуз проводит работу по оценке текущего состояния и перспектив социально-экономического развития региона. Основная цель – формирование Стратегии социально-экономического развития Удмуртии до 2035 года.

В настоящее время в ведущих отраслях экономики наращивается темп реализации проекта «Эффективный регион», направленного на повышение производительности труда с помощью внедрения методов и инструментов бережливого производства. Полноправный участник этого процесса – система образования. В 2024 году университет стал инициатором создания и одним из участников Республиканской инновационной площадки сетевого инновационного проекта «Формирование модели управления инновационной образовательной организацией посредством бережливых технологий». Совместно с Министерством образования и науки УР, образовательными организациями в этом году была впервые проведена партнерская проверка качества образцов лучшей практики бережливых технологий в сфере образования.

Вуз подтвердил свои сильные позиции полученными результатами второго этапа аккредитационного мониторинга по всем вынесенным на независимую оценку качества образования образовательным программам, имеющими приоритетную значимость для развития региона.

Цифровая кафедра УдГУ заняла второе место среди вузов ПФО на стартовавшем в Иннополисе «Марафоне цифровых кафедр 2.0». Проекты студентов цифровой кафедры стали победителями программы «Студенческий стартап» федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства».

УдГУ вошел в перечень 92 государственных учреждений, которые могут проводить экзамены для мигрантов. На базе вуза создан Центр тестирования для проведения экзаменов по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ. Подписано соответствующее соглашение между УдГУ и ФГУП «Паспортно-визовый сервис» МВД РФ.

УдГУ стал единственным вузом Удмуртии, который вошел в новый пилотный рейтинг вузов стран БРИКС (РАЕКС), подтвердив тем самым обеспечение конкурентоспособности на международных рынках отечественного образования.

аккредитация в образовании

Какова планируемая повестка на 2025 год? Назовите несколько ее ключевых пунктов.

эксперт

—  Программа развития вуза предусматривает целый ряд направлений деятельности в рамках поэтапной реализации целевой модели: концепции «Университета третьего поколения» (высокая конкурентоспособность, результативная «третья миссия», интернационализация) и модели «Цифрового университета». И на 2025 год университет ставит перед собой амбициозные задачи:

- интенсификация работы по внедрению модели опережающей подготовки кадров – агентов развития по приоритетным направлениям: интеллектуальные системы управления (беспилотные летательные аппараты), эко- и химические технологии, биомедицина, кибербезопасность и др.; интеграция образовательных программ высшего образования с инновационными проектами «полного жизненного цикла» организаций- партнеров; разработка совместных программ, обеспечивающих ИОТ обучающихся, как механизмов качественно нового уровня получения высшего образования и конкурентоспособности выпускников на современном и перспективном рынке труда; привлечение талантов, формирование поликомпетентности обучающихся, оперативное реагирование на запросы меняющейся экономики через программы ДО и ДПО; международное сотрудничество;
- формирование центра результативного трансфера технологий, обеспечивающего существенное влияние на привлечение инвестиций, выпуск инновационной продукции; системы научного наставничества для обучающихся на основе СНО; системы приоритетных исследовательских центров, обеспечивающих научные результаты по перспективным направлениям научных исследований (искусственный интеллект, нейропротективные технологии, электроника и приборостроение, климатические проекты, информационная безопасность, БПЛА); формирование системы научно-производственных площадок;
- укрепление статуса УдГУ как ведущего центра сохранения и развития удмуртского национального языка и культуры, а также интегративного регионального академического центра развития местных сообществ и городской среды, реализации социокультурных проектов, экспертизы и трансфера знаний;
- формирование системы внутреннего «венчурного финансирования» перспективных проектов молодых ученых за счет собственных средств; системы исследовательских образовательных программ и «исследовательских кафедр», экосистемы «студенческого трансфера»; технологическое развитие будет осуществляться за счет эффективной работы инженерных школ;
- расширение цифровой инфраструктуры и информационной интегрированной системы управления на основе комплексного анализа данных и обеспечения безопасности цифрового пространства. Цифровые сервисы УдГУ формируют единую экосистему и охватывают все ключевые бизнес-процессы. УдГУ продолжит работу по обеспечению условий формирования у обучающихся цифровых компетенций, реализацию ИОТ и фиксацию цифрового следа; продвижению смарт-компетенций и инноваций в сфере сквозных цифровых технологий, обеспечивающих цифровую трансформацию региона во взаимодействии с компаниями цифровой экономики;
- реализация концепции «зеленого кода», внедрение цифровой системы управления кампусом, реорганизация функциональных подсистем управления вузом, формирование кадрового резерва.

Сегодня одним из сложнейших вопросов является выявление интеллектуального потенциала и конкурентных преимуществ Удмуртии. Университет будет продолжать активное участие в экономической повестке республики. Благополучие Удмуртии и уверенный взгляд выпускников в завтрашний день – наша общая миссия и ответственность.

аккредитация в образовании

Госполитика в сфере образования: решения каких самых насущных проблем высшей школы ожидаете?

эксперт

—  – Вопросы стратегического развития отечественного образования занимают важное место в государственной повестке. Главное направление - переход на национальную концепцию высшего образования. Для обеспечения достижения эффектов и результатов стратегических для высшей школы инициатив, по нашему мнению, необходимо проработать вопросы по решению следующих актуальных задач:
- создания и развития передовых научных центров на базе вузов; системной поддержки научных школ, от эффективности работы которых зависит технологическое лидерство университета и страны в целом;
- наращивания потенциала взаимодействия между высокотехнологичным бизнесом, органами власти, научным и академическим сообществом;
- акцентирования внимания на воспроизводстве кадров, в т.ч. через содержательную трансформацию программ аспирантуры как особого уровня профессионального образования;
- упрощения механизмов адаптации образовательных программ к изменениям на рынке труда, открытия новых специальностей и профессий, программ обучения, направленных на развитие профессиональной эрудиции и надпрофессиональных навыков; определения гибких оптимальных сроков обучения по различным специальностям; изменения подходов к практической подготовке студентов, «бесшовному» взаимодействию между школой, вузами и индустрией; выстраивания учебного процесса в парадигме «профориентированного» образования;
- внедрения опыта вузов по подготовке специалистов через сетевые программы и интегрированные программы с несколькими квалификациями;
- создания новых инструментов формирования учебной нагрузки преподавателя для внедрения практико-ориентированных моделей обучения, целевой подготовки, в т.ч. обеспечивающих ИОТ;
- развития экспортного потенциала вузов через кооперацию и разработку совместных программ.

№155 (7) '2024
аккредитация в образовании

Сегодня, по общей оценке, самая острая проблема российской экономики – дефицит кадров, который наблюдается фактически во всех ключевых отраслях. По вашей оценке, имеется ли такой дефицит на академическом рынке труда? Если «да», то насколько он значительный? Каких кадров – исследовательских, педагогических или иных – сегодня не хватает именно университетскому сектору?

эксперт

—  ВНИИ труда по результатам анализа всероссийского опроса кадровой потребности в горизонте следующих пяти лет констатирует наряду с востребованностью инженеров (200 тыс. сотрудников) дополнительную потребность в преподавателях (190 тыс. человек). По данным исследований Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС к 2035 году в вузах России будет наблюдаться дефицит кандидатов и докторов наук с общим числом более 20 тысяч специалистов.

Глобальные мировые тренды, формирование национальной системы образования, государственная задача по переходу вузов в позиции «драйверов» развития российской и региональной экономики, внедрение технологий проектного обучения, трансфер научных знаний формулируют новые более высокие требования к функционалу и компетенциям управленческих, научных и научно-педагогических кадров вузов с актуальными профессиональными треками, например, такими как преподаватель – новатор (проектный и продакт-менеджер), научный наставник, куратор инновационных практик и др. для реализации внедряемых моделей образовательных программ, формируемых под запросы повышения качества отечественного образования и ИОТ обучающихся. Таких кадров университетскому сектору сегодня безусловно не хватает. Серьезнейшей проблемой является удержание молодых преподавателей и специалистов с высоким уровнем квалификации, привлечение практиков ввиду неконкурентоспособного уровня оплаты труда. Политика управления человеческим капиталом сконцентрирована на формировании университетского кадрового резерва под решение широкого спектра задач и реализацию проектов. В качестве используемых инструментов – формирование адресной системы мотивации перспективной молодежи и высококвалифицированных специалистов, разработка кластерной структуры критериев и показателей результативности деятельности с учетом тематической и организационной специфики, реализация программы адаптации молодых преподавателей, обеспечение непрерывного личностного и профессионального развития в соответствии с индивидуальными ролевыми треками, выполняемыми в проектных командах, расширение механизмов взаимодействия с индустриальными партнерами. Данных мер явно недостаточно.

аккредитация в образовании

Аспирантура – «главный реактор» подготовки и воспроизводства в университете исследовательских, научно-педагогических кадров. Какие обязательные меры (нормативные, финансовые и т.п.) необходимы для повышения эффективности аспирантуры и ее устойчивого выхода на позитивную траекторию развития? Каких конкретных решений ждете от будущей модернизации высшей школы в контексте поддержки и развития аспирантуры?

эксперт

—  Исследователи оценивают текущее состояние системы аспирантской подготовки в России как неудовлетворительное. Выделяют следующие основные причины низкой эффективности аспирантуры: неэффективный отбор при приеме в аспирантуру и низкий уровень качества подготовки аспирантов; снижение престижа ученой степени кандидата наук и интереса к научным исследованиям в молодежной среде; несовершенство программ подготовки и их финансовой поддержки; сокращение сети диссертационных советов в результате повышения квалификационных требований к членам советов.

Предпринятые сегодня шаги на уровне государственного регулирования предусматривают: совершенствование структуры программ аспирантуры через сетевые форматы и применение электронного обучения и дистанционных технологий; проведение итоговой аттестации в форме представления научно-квалификационной работы в соответствии с критериями, установленными к защитам диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, тем самым обеспечивая гармонизацию двух взаимосвязанных систем – подготовки аспирантов и государственной аттестации научных кадров; запуск программ грантовой поддержки; выведение программ уровня аспирантуры из-под аккредитации и предоставление автономии образовательным организациям. Запущен проект по реализации нового типа совместной с индустриальными партнерами «производственной» аспирантуры, ориентированной на решение выполняемых аспирантом реальных прикладных задач по месту его работы (определение темы исследования совместно с организацией), генерирование уникальных идей, трансформирующихся в конкретные технологии, сервисы, продукты и их внедрение.

Говоря о воспроизводстве исследовательских кадров, как правило имеют ввиду подготовку кадров высшей квалификации в аспирантуре как одном из базовых инструментов укрепления потенциала российской науки. Однако воспроизводство научных кадров может обеспечиваться и через механизмы соискательства. Основной же целью современной аспирантуры должна стать подготовка научной элиты, владеющей междисциплинарными знаниями и надпрофессиональными компетенциями, организованная на базе объединения кадровых и ресурсных потенциалов ведущих научных школ университетов, научно-исследовательских центров, индустриальных ­партнеров, в т.ч. в рамках создаваемых консорциумов и направленная на достижение нового качества подготовки кадров - «лидеров изменений».

Опыт вуза в реализации программ аспирантуры позволяет выделить некоторые ключевые направления изменений и дополнительные механизмы в рамках всего комплекса мер по модернизации высшего образования в целях повышения эффективности аспирантской подготовки, выхода на позитивную траекторию ее развития. К ним ­относятся: совершенствование приема в аспирантуру, формирование КЦП по востребованности кандидатов наук, качественный отбор претендентов, проявляющих способности к научно-исследовательской деятельности, обладающих совокупностью компетенций и личного опыта, необходимых для проведения исследований, мотивированных на достижение результатов обучения. Усиление направленности программ на формирование универсальных компетенций («мягких» навыков), востребованных в профессиональной деятельности и развитии карьеры (управление проектами, работа в команде, успешные коммуникации и межкультурное взаимодействие, обработка больших данных, трансфер знаний и др.). Важным также является: создание эффективной среды обучения, включающей инфраструктурные, финансовые, информационные, организационные ресурсы и научный потенциал (поддержка научных школ как институтов академического наставничества), ускоренного решения требует внедрение цифровых платформ, современных средств обучения и сервисов коммуникации; развитие сетевого партнерства и механизмов интеграции (организаций высшего образования, науки, индустрии и бизнеса); системы сопровождения РИД; систем поддержки, продвижения кандидатов наук и трудоустройства, необходимыми механизмами реализации которых, в т.ч. на государственном уровне могут стать созданные в вузах рабочие места научных сотрудников для аспирантов.

аккредитация в образовании

Обозначьте наиболее негативный фактор, препятствующий выбору, приходу (и закреплению!) молодежи в научных профессиях?

эксперт

—  – Один из ведущих факторов, ограничивающих эффективность аспирантуры, закрепление молодежи в научных профессиях – уровень финансового обеспечения. Стипендия обучающегося (даже по приоритетным направлениям) выглядит неконкурентоспособной, поэтому даже мотивированный аспирант вынужден совмещать научную работу с подработками (в случае, когда научно-образовательные интересы и профессиональная деятельность в научном секторе совпадают, это является стимулирующим фактором быстрой и успешной защиты аспиранта); отсутствует «социальный пакет» аспиранта. Не предусмотрена адресная поддержка публикационной активности, оплачиваемых «творческих отпусков» для подготовки к защите (академических отпусков по аналогии со стартапами). Важнейшим вопросом является выделение необходимых средств для встраивания в учебный процесс программ академической мобильности аспирантов (научные стажировки, регулярные выезды на ключевые конференции, организация исследовательской работы во взаимодействии с ведущими учеными на базе внешних лабораторий, научно-производственных площадок и передовых научно-исследовательских центров мирового уровня, в том числе по междисциплинарным направлениям). Нельзя не отметить, что при этом для региональных вузов существует определенный риск оттока аспирантов, нивелирование которого требует принятия отдельных решений.

аккредитация в образовании

Приведите пример «лучших практик» поддержки и развития аспирантуры/научной школы вашей образовательной организации.

эксперт

—  В вузе сформирована трехуровневая модель организации научно-исследовательской деятельности (студенческие научные объединения (СНО) - приоритетные научно-исследовательские центры (ПНИЦ) - научно-производственные площадки (НПП)): в рамках системы научного наставничества функционируют 16 СНО нового формата; система ПНИЦ обеспечивает передовые результаты по перспективным направлениям научных исследований (в текущем году созданы ПНИЦ в области нейропротективных технологий, приборостроении, климатических проектов, биомедицины в спорте, информбезопасности, БПЛА, химических технологий, креативных индустрий, традиционных культурно-нравственных ценностей); система НПП создана для формирования, апробации и трансфера технологий по основным направлениям исследований (функционируют НПП по аддитивным технологиям, переработке отходов, приборостроению). Созданная модель демонстрирует реальные возможности увеличения вклада вуза в повышение эффективности аспирантуры за счёт использования собственного потенциала и ресурсного обеспечения. Это позволило сформировать цикл воспроизводства научного знания по ряду направлений; обеспечить концентрацию научных исследований университета по приоритетным тематикам; осуществить переход к исследованиям, направленным на решение задач технологического и культурного лидерства.

Кроме того, участие УдГУ в госпрограмме поддержки университетов «Приоритет 2030» позволило существенно продвинуться в развитии научных школ. Среди них школа профессора В. А. Журавлева, ранее внесшая значительный вклад в усовершенствование литейных процессов на предприятиях Удмуртии и России.

Университет является одним из подразделений регионального «Уральского математического центра», включающего УрФУ и Институт математики и механики УрО РАН, сконцентрирован на решении задач управления динамичными объектами, имеющими важное значение для развития современных производств. Это школа математики и механики университета, направленная на создание условий для проведения в регионе прорывных исследований в области математических методов позиционного управления и теории дифференциальных игр, матмоделирования, регулярной и хаотической динамики с участием российских и зарубежных ученых.

Реализация стратпроектов способствовала созданию новых научных школ: авторизированное управление в робототехнических системах, управление климатическими проектами, симеотика традиционного искусства и др. С целью вовлечения молодежи в процесс формирования перспективных научных коллективов проводится внутренний конкурс «Научный потенциал – Новая волна», ориентированный на подготовку молодежных научно-исследовательских команд к подаче заявок на грантовые конкурсы.

№154 (6) '2024
аккредитация в образовании

Поддерживаете ли вы предложенный подход по сокращению сроков образования (в частности, школьного)? Какие рациональные плюсы и потенциально опасные минусы, в случае реализации этого предложения, можете обозначить?

эксперт

—  Сегодня мы находимся в условиях формирования национальной системы образования и ее интеграции в стратегию развития российской экономики под новые цели и задачи: обеспечение технологического суверенитета и устойчивости, цифровизация, формирование компетенций для ускоренного вхождения в профессию. Актуальная проблема сокращения сроков образования касается всех уровней образования начиная с предшкольного, начального и основного школьного образования как базисов мотивированного обучения на протяжении всей жизни.

Сегодня программа в школах достаточно плотная, а при сокращении продолжительности образования дети попросту не успеют освоить материал в достаточной степени. В тоже время расцвет услуг репетиторского сектора говорит о неэффективности школьного образования. Учителя-практики указывают на необязательность некоторых разделов и отмечают возможность (и даже необходимость) пересмотра утвержденных учебников и методической базы; повышение качества базовой подготовки школьников; перераспределение учебных часов на работу с детьми в парадигме «умений и навыков получения знаний, поиска и отбора достоверной информации, применения теории на практике»; использование цифровых сервисов и ресурсов интернета как неотъемлемой среды жизни современного поколения.

Ключевой целью обозначенной в Указе Президента РФ является «реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотической и социально ответственной личности». Достижение цели требует комплексного подхода и объединенных усилий профессиональных сообществ. Хотелось бы акцентировать внимание на взвешенности и ­доказательной аргументированности принятия решения о сокращении сроков обучения школьного периода обучения, рассмотрении этого вопроса в контексте системного подхода ко всем уровням подготовки и устранении имеющихся разрывов в формировании системы непрерывной опережающей подготовки и стратегии развития рынков НТИ (региональных рынков труда).

При формировании принципов построения национальной системы для достижения поставленных задач безусловными «плюсами» должны стать: четкое выделение основных целей школьного образования; оптимизация программ обучения, сквозная концепция и стыковка ФГОСов «дошкольного», «школьного», «вузовского» образования с учетом возрастных особенностей; «перезагрузка» образовательных кейсов допобразования; ориентация на индивидуальное личностное и профессиональное развитие молодежи; внедрение современных интеллектуальных систем сопровождения индивидуальных треков обучения; взаимодействие и ответственность всех стейкхолдеров образования.

аккредитация в образовании

Обозначьте кратко «тройку» необходимых системных решений (управленческих, ресурсных и т.п.), которые в наибольшей степени будут способствовать формированию гибких, динамичных, адекватных вызовам времени, образовательных треков.

эксперт

—  Сегодня вузы реализуют различные образовательные модели, в основу которых заложены принципы практико-ориентированности и технологии проектного обучения. Данные трансформации являются актуальным ответом на внешние вызовы: переход от массовой подготовки кадров к индивидуализации обучения, формированию гибких образовательных траекторий; развитие талантов; формирование кадров для развития индустрии и обеспечение экономического лидерства; партнерское взаимодействие.

Фокус вуза на качество обучения, опыт по ­внедрению новой образовательной системы ­позволил выделить проблемы, часть которых университет смог решить через механизм участия в программе ПСАЛ «Приоритет 2030». Однако остались проблемы, требующие концептуальных решений.

Серьезный барьер – кадровое обеспечение образовательного процесса. Запуск новой модели обучения, выстраивание механизмов проектного управления и сопровождения ИОТ требует изменений профессиональных треков ППС, в числе которых преподаватель–новатор (проектный менеджер, контент-менеджер), тьютор, педагогический дизайнер, трекер, цифровой наставник, куратор инновационных практик и др. Переход к инновациям ограничен рамками действующих ФГОС и условиями трудоустройства ППС на основе учебных часов и преподаваемых дисциплин. Необходимо обновление государственного регулирования актуальных видов и норм педагогической деятельности с учетом специфики их реализации, соотнесения нагрузки преподавателя и учебных часов подготовки студента.

Ускорение включения обучающихся в профессиональную деятельность, обеспечение «бесшовного» входа в профессию требуют решения вопроса о возможности трудоустройства без наличия высшего образования. Внедрение новых форматов «коротких» практико-ориентированных программ, в т.ч. под запросы работодателей было бы ответом на острые проблемы образования и изменений на рынке труда; устранением существующего разрыва между традиционными квалификациями и гибкими путями обучения. В перечень ключевых инноваций можно включить признание активно обсуждаемых академической общественностью (и на базе опыта НИУ ВШЭ, ТГУ) программ «микроквалификаций», подтверждающих профессиональные навыки тех, кто начнет работать во время учебы. Необходимо увязать их с основной профессиональной квалификацией в соответствии с ФГОС ВО.

В решении вопроса, вероятно, требуется корректировка национальной системы профессиональных квалификаций в части описания специфических для профессиональных отраслей требований к конкретным навыкам работников (существующие сейчас профстандарты охватывают целые виды профессиональной деятельности). Определение концептуальной основы и системного подхода к микроквалификациям имеет решающее значение для их внедрения в качестве инструмента эффективного обучения.

№149 (1) '2024
аккредитация в образовании

Фундаментальность всегда обозначалась одним из главных достижений и преимуществ отечественного высшего образования. Сегодня, во времена стремительных изменений, что означает эта характеристика? Какие базовые прежние и актуальные новые смыслы вы включили бы в понятие фундаментальности российской высшей школы?

эксперт

—  – Конвергенция науки, образования и бизнеса определяет требования к новому качеству подготовки специалистов, формированию выпускника, способного к преобразованию идей в технологии, продукты и сервисы и к их последующей коммерциализации; достижение высокого стандарта образования, способного обеспечить технологический суверенитет страны. Развитие фундаментальности высшей школы предполагает глубокий уровень понимания сферы профессиональной деятельности для поиска наилучших, уникальных практических решений задач и проблем, стоящих перед реальной экономикой, и тем более, стратегических задач будущего, развития экономики «достижений», в связи с чем требует системного переосмысления самого определения «фундаментальности».

Опираясь на глобальные национальные цели и задачи формирования целостной личности выпускника и рассматривая понятие фундаментальности в широком смысле, основными его характеристиками безусловно становятся не только усвоенные теоретические знания, их взаимосвязь с практическим применением (инженерия знаний), но и «цифровой профессионализм».

Модель отечественного образования всегда была исторически ориентирована на неразрывную связь обучения с воспитанием, осмысление ценностных основ российской государственности должно быть в основе содержания всех образовательных программ.

Сформулированные цели и планы обучения, образовательные технологии, способы деятельности, рефлексивные суждения и самооценка обучающихся являются сегодня необходимыми продуктами образовательной деятельности наряду с исследованиями, выполненными работами, созданными стартапами и пр., которые возможно получить только в оптимальном сочетании фундаментальности и практико-ориентированности.

аккредитация в образовании

Сочетание фундаментальности и практико-ориентированности – один из принципов новой модели отечественного высшего образования, актуальнейшая задача для российских университетов. Какие обязательные переменные вложили бы вы в формулу достижения этого сложного и тонкого баланса? Какие из них уже есть в активе вашей образовательной организации, а какие пока остаются неизвестными, требующими большого обсуждения профессионального университетского сообщества?

эксперт

—  Сегодня университет формирует новую модель вузовской образовательной системы, основанной на ключевых характеристиках «фундаментальности» и «практико-ориентированности». Для ее успешной реализации обязательными составляющими должны стать партнерское взаимодействие и востребованность образования экономикой, гибкость и практико-ориентированность учебных программ, индивидуализация подготовки, создание проектно-ориентированной образовательной среды и развитие фронтирных компетенций. В качестве примеров: по созданному в университете направлению «Инновационные технологии в сфере обращения с отходами» закуплено научно-производственное оборудование, создано инновационное предприятие с участием университета (ООО НПО «Доступные технологии»); в 2023 г. отраслевой интегратор «Русатом - Аддитивные технологии» и УдГУ открыли Центр аддитивных технологий общего доступа. Деятельность нового центра в вузе направлена на выполнение производственных и образовательных задач в области аддитивных технологий.

В вузе внедряется механизм проектного практико-ориентированного обучения, основанный на интеграции ООП ВО с инновационными проектами «полного жизненного цикла» организаций-партнеров, в т.ч. на базе создаваемых научно-производственных площадок, инновационных предприятий. Новациями модели являются: включение в структуру учебного плана «ядерных» модулей, содержащих базовые (фундаментальные) дисциплины и дисциплины, формирующие основы проектных, цифровых, предпринимательских компетенций. Обязательными также являются модули, формирующие hard и soft компетенции. Вариативный контент, поддерживающий ИОТ, обеспечивается частью учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений и ориентирован на практическую подготовку и освоение нескольких квалификаций (микроквалификаций). Блок практик синхронизирован с возможностью участия обучающихся в проектной деятельности, реализована возможность защиты ВКР в формате инновационного решения (профессионального проекта, стартапа). Блок факультативных дисциплин (модулей) представляет широкий спектр дополнительно усиливающих программу обучающих компонентов и мероприятий, направленных на ускоренное формирование научно-исследовательских, цифровых, предпринимательских навыков и одновременную включенность в реализацию проектов.

Такая организация учебного процесса выходит за рамки формализованного уровня образования, требует иной системы управления (проектных управленческих команд), направлена в первую очередь на опережающую подготовку кадров – агентов развития по приоритетным направлениям: аддитивные технологии, интеллектуальные системы управления (беспилотные летательные аппараты), микроэлектроника и робототехника, химические технологии, биомедицина, кибербезопасность и др., в тоже время может обеспечить обучающимся возможности «проб» и выбора индивидуальных треков подготовки (мотивированной мобильности), совмещения процессов получения знаний и применения их на практике, включенность в профессиональную сферу и оперативное получение востребованных компетенций; открытость образования рынку труда; кастомизацию обучения и диапазон индивидуализации опыта студента; «двойное зачисление» для освоения основных и дополнительных квалификаций, в т.ч. получение «цифровой профессии»; достижение баланса в обеспечении высокого качества подготовки и персонификации обучения.

Внедрение новой образовательной модели требует сложной институциональной трансформации вуза и значительных финансовых вложений. Сегодня в «активе» университета создание экосистемы молодежного технологического предпринимательства, инженерных школ и институтов академического наставничества, «цифровой» кафедры, сетевых программ по ИИ и Big Data; научно-производственные площадки и научно-исследовательские полигоны, ИТ – парк, студенческие научные и проектные объединения, виртуальная среда обучения в режиме 24/7.

Серьезнейшей проблемой остается кадровое обеспечение – мотивация, освоение новых видов профессиональной деятельности (академическое наставничество, трекерство и т.п.), внедрение ориентированных на результат технологий обучения, профессиональный рост (стажировки, совмещение с практической и экспертной деятельностью) ППС; привлечение в работу со студентами специалистов-профессионалов; баланс «теоретиков» и «практиков» при соблюдении требований ФГОС ВО.

аккредитация в образовании

Каких принципиальных решений и инициатив вы ожидаете от государства как институционального регулятора обеспечения требуемого баланса фундаментальности и практико-ориентированности отечественной высшей школы?

эксперт

—  Министр науки и высшего образования РФ на II Всероссийском форуме «Преобразование образования» определил ключевые задачи:

- обеспечение технологического лидерства страны (что в том числе подразумевает создание таких образовательных программ, которые позволят готовить студентов, ориентированных на созидание и творчество, на создание технологий, превосходящих мировые разработки);
- формирование национальной идентичности, обеспечение единства поколений на культурном и ценностном уровне (задача неразрывно связана с сущностью университетов, она должна формулироваться не только для вузов, но и для системы высшего образования в целом);
- подготовка высококвалифицированных кадров под текущие и перспективные потребности рынка труда (хороший университет должен работать в двух регистрах одновременно: готовить кадры под существующую индустрию и ставить перед собой задачу подготовки специалистов под перспективный рынок труда, который сформируется через 5-7 лет).

По высказыванию В.Н. Фалькова: 21 век – разрешение диалектических противоречий в образовании, среди которых для высшей школы: фундаментальное – практико-ориентированное. Уклон в фундаментальное образование приводит к отрыву от рынка труда, уклон в практико-ориентированное – к рабочей профессии. Второе противоречие – обязательное обучение в рамках фундаментальных наук с одной стороны и индивидуальная образовательная траектория, выбранная студентом, с другой.

Требуется усовершенствование (возможно и государственное регулирование) механизма: образование – рынок труда, в котором особая роль должна быть отведена партнерскому взаимодействию, формированию институтов наставничества, созданию единых центров сетевых (совместных) ресурсов и взаимополезных стажировочных площадок, разнообразию форматов инвестиционных вложений.

Требуют государственного решения следующие проблемы: удержание молодых перспективных преподавателей и ученых в университетах, обновление нормативного регулирования видов педагогической деятельности и норм времени на ставку ППС с учетом специфики и включения новых видов профессиональной деятельности (методистов, исследователей, наставников, трекеров и т.п.), соотнесение нагрузки преподавателя и учебной нагрузки студента; соизмеримое рынку увеличение оплаты труда, в т.ч. базового уровня зарплаты для молодых преподавателей.

№129 (5) '2021
аккредитация в образовании

Каково в целом ваше отношение к новой модели государственной аккредитации?

эксперт

—  Процедуры государственной аккредитации УдГУ проходит регулярно, начиная с момента становления системы регламентации образовательной деятельности в Российской Федерации. Претерпевая значительные изменения, в настоящее время данная процедура, безусловно, требует пересмотра и обновления модели и показателей госаккредитации в соответствии с новыми реалиями развития государства и глобального мира.

аккредитация в образовании

Что вы как руководитель вуза ожидаете от нововведения в первую очередь? Насколько значительно оно облегчит жизнь ректора, его команды, коллектива преподавателей, студентов?

эксперт

—  Введение новой модели – с одной стороны – существенно облегчает практически годовую нагрузку (трудоемкость процесса) на весь коллектив вуза при подготовке и проведении аккредитационной процедуры вуза с большим количеством направлений подготовки и контингентом обучающихся. В том числе существенно экономит внутренние финансы, которые могут быть использованы на развитие вуза более эффективно (выделение государственного финансирования, к сожалению, на данную процедуру не предусмотрено). С другой стороны – с введением бессрочной аккредитации на вуз накладывается серьезная персональная ответственность за качество подготовки выпускников и ее регулярное подтверждение. Основной вектор направлен на формирование внутривузовской составляющей контроля качества независимой системы оценки качества образования, что предполагает кардинальные изменения, дает возможность совершенствования, развития и усиления роли оценки качества образования через привлечение всех стейкхолдеров образования: студентов, преподавателей, индустриальных партнеров (представителей работодателей).

аккредитация в образовании

Какие плюсы, а также возможные потенциальные риски вы видите в новой модели?

эксперт

—  Плюсом можно считать появление и внедрение новых механизмов оценки и, как следствие, принципиальные изменения содержания, условий реализации образовательных программ и организации учебного процесса: развитие сетевых форм взаимодействия, широкого внедрения индивидуальных образовательных траекторий и поликомпетентности, практикоориентированности ООП, развитие студенческого предпринимательства, добровольчества, различных видов наставничества. Это, в свою очередь, непосредственно окажет влияние на основной результат – удовлетворенность потребителей образовательных услуг, повышение мотивации к обучению, рост числа трудоустроенных выпускников, развитие молодежного бизнеса и научных исследований, омоложение преподавательского состава, включение его в решение реальных практических задач отраслей экономики и проблем региона, адаптацию образования к современному рынку труда и формирование системы непрерывной опережающей подготовки кадров для прорывного инновационного развития базовых отраслей экономики и социальной сферы.

аккредитация в образовании

Насколько кардинально новая модель госаккредитации повлияет на внутривузовскую систему обеспечения и гарантии качества образования? Потребует ли она ее значительной перестройки?

эксперт

—  Возможными потенциальными рисками для образовательной организации можно считать возникновение проблем, вызванных состоянием неопределенности. Ведь в основу предполагаемых контрольно-надзорных мероприятий ляжет риск-ориентированный подход, по которому на сегодня отсутствует регулирующая нормативно-правовая база. Университет продолжает осуществлять внутренние процедуры контроля качества в прежнем режиме, в том числе относительно наличия и полноты учебно-методической документации, необходимой для реализации образовательных программ, обеспечения условий организации образовательного процесса.

аккредитация в образовании

Что, на ваш взгляд, является объективным показателем качества образовательной организации?

эксперт

—  Основными объективными показателями качества вуза можно считать, безусловно, повышение востребованности образовательных программ и выпускников вуза, поствузовское сопровождение карьеры и возможность продолжения образования.

аккредитация в образовании

Какие обязательные критерии для изме­рения качес­тва вы хотели бы увидеть в новом критериальном перечне гос­аккредитации?

эксперт

—  Аккредитация является процедурой подтверждения современного качества образования. Поэтому к обязательным критериям его измерения можно было бы отнести совокупность характеристик актуальных изменений (положительную динамику) образовательного процесса вуза в соответствии с национальными целями развития государства. Это цифровая трансформация, устойчивое стратегическое партнерство (индустрия, бизнес) и сетевое взаимодействие (академическое мировое сообщество), обеспечение возможностей для реализации потребностей личности (ИОТ), современные информационные технологии (онлайн-обучение), эффективность (результативность) ООП (трудо­устройство, удовлетворенность потребителей, привлечение сообщества работодателей для подтверждения качества подготовки, экспертиза оценочных средств). Но эти критерии могут быть использованы только при достаточно длительной реализации образовательных программ как динамические параметры.

Порядок проведения государственной аккредитации, установленный новым Администра­тивным регламентом, предполагает экспертизу образовательной деятельности при наличии обучающихся, прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за один год обучения. В этом случае сложно говорить о полноценной оценке качества и, вероятно, можно использовать только статистические показатели, характеризующие условия реализации ООП. В частности, кадровое обеспечение, используемые информационные технологии и электронные образовательные ресурсы, наличие практической подготовки обучающихся.

Наверх