Член экспертного редакционного совета журнала АО
Работа эксперта
Поддерживаете ли вы предложенный подход по сокращению сроков образования (в частности, школьного)? Какие рациональные плюсы и потенциально опасные минусы, в случае реализации этого предложения, можете обозначить?
— Дискуссия по вопросу изменения сроков школьного и вузовского образования достаточно долго находится в повестке дня. Причем одно мнение обозначает проблему в необходимости увеличения этих сроков (или повышения эффективности, интенсивности), другое – сокращения. Обе позиции имеют серьезные аргументы и требуют детального изучения не только с точки зрения административного подхода, но и исходя из запросов рынка, текущей ситуации в стране и мире, необходимости социализации детей в рамках единого воспитательного контура.
Школьное образование – фундамент развития личности и в дальнейшем профессиональной специализации, среда для развития талантов и самоопределения. Если рассматривать исключительно экономические аспекты уменьшения сроков обучения, то очевидно, что аргументы есть, и они достаточно серьезные. Но в не меньшей степени образование решает воспитательную задачу, создает не просто робота для выполнения определенных функций, а закладывает важные навыки и качества, формирует гражданскую позицию. Для этого процесса требуется время, и его продолжительность связана с физиологическим развитием. Его скорость тоже сдвигается, но говорить о коренных изменениях пока рано. Дети сейчас совершенно другие, они цифровые, намного быстрее осваивают то, что для старшего поколения, кажется сложным, но это не говорит о том, что они развиваются быстрее. Аналогичные процессы происходят с каждым новым поколением, а сейчас, учитывая скорость трансформаций, в рамках одного поколения может происходить несколько серьезных переходов.
Думаем, что повышение качества образования, его наполнение и адаптация к современным условиям – это то, над чем действительно стоит работать. И эта работа идет. У ребят появляется все больше возможностей для выбора образовательной траектории в зависимости от личных особенностей.. И у родителей должна быть возможность выбора траектории в зависимости от потребностей своего ребенка. Система образования должна быть более гибкой, совершенно точно, и движение в этом направлении идет.
Обозначьте кратко «тройку» необходимых системных решений (управленческих, ресурсных и т.п.), которые в наибольшей степени будут способствовать формированию гибких, динамичных, адекватных вызовам времени, образовательных треков.
— Формированию гибких, динамичных и адекватных вызовам времени образовательных треков в высшем образовании способствует разработка образовательных программ в тесном сотрудничестве с бизнесом и общественными организациями. Это позволяет программам соответствовать потребностям рынка труда и запросам общества, а самим студентам дает необходимый практический опыт и навыки для успешной работы. Развивается также программа стажировок, бизнес-акселераторов, проектно-образовательных интенсивов с решением практических кейсов. В комплексе это формирует реальные навыки, которые сразу адаптированы к запросам конкретных работодателей.
Еще одним аспектом модернизации системы высшего образования может выступать повышение академической мобильности. Она позволяет студентам расширить свой кругозор и получить опыт жизни в разных странах и культурах, в совершенно разных социальных и экономических условиях. Совершенствование нормативно-правовой базы, формирование прозрачных механизмов осуществления академической мобильности, анализ лучших практик и формирование на его основе методических рекомендаций для университетов значительно способствовали интенсификации мобильности студентов.
Регулярный внутренний и внешний мониторинг, оценка эффективности образовательных программ и треков является важнейшим шагом в обеспечении их соответствия меняющимся требованиям рынка труда. Это позволяет вузам и образовательным учреждениям выявлять области для улучшения, корректировать свои программы и обеспечивать их актуальность и эффективность. В этом направлении требуется разработка единой политики в области качества и предоставление необходимых инструментов для реализации поставленных задач.
Как вы считаете, не пришла ли пора для перенесения данного подхода по «принуждению к партнерству» с высшей школы на другие отрасли отечественной экономики?
— Опыт взаимодействия РГЭУ (РИНХ) с индустриальными партнерами и работодателями показывает высокую эффективность подобного партнерства. Специалисты-практики из сферы IT-технологий активно участвуют как в учебном процессе, так и в дальнейшем трудоустройстве выпускников. Помимо участия в разработке образовательных программ, преподавания дисциплин и предоставления практик, индустриальные партнеры сопровождают проектную деятельность студенческих команд: участвуют в организации хакатонов, предоставляют кейсы для решения, осуществляют наставничество над командами. Эти активности позволяют студентам уже с первого курса приобретать как профессиональные, так и связанные со взаимодействием в структуре проектной команды компетенции. Считаем безусловно важным и полезным перенесение этого опыта высших учебных заведений, например, на производственную сферу. В этом случае ведущие IT-специалисты помогут структурным подразделениям и коллективам компаний любых форм собственности и направлений деятельности значительно повысить их производительность и эффективность.
Какие плюсы и минусы видите в предложенной модели? Какие ключевые проблемы образовательных организаций эта модель поможет решить?
— Плюсы данной модели очевидны. Она позволяет более полно использовать опыт и компетенции ведущих IT-специалистов, тем более, что в большинстве своем, это творческие люди, имеющие значительную потребность в передаче своего богатого опыта, особенно студентам и молодым сотрудникам компаний. Студенты с энтузиазмом начинают взаимодействовать с опытными, более старшими коллегами, особенно, когда реально чувствуют прирост своих знаний. Подобный синтез классического образовательного процесса, самообучения и наставничества со стороны профессионалов, с нашей точки зрения, является практически идеальной моделью подготовки кадров в Российской Федерации. Тем более, что нехватка IT-специалистов крайне существенна, несмотря на увеличение бюджетных мест в вузах страны. Что касается рисков, недостатков и минусов данной модели, то в первую очередь необходимо отметить высокую занятость «цифровых» специалистов в своих организациях, что подчас не позволяет им уделять достаточно времени взаимодействию со студенческими проектными компаниями. Вариантом решение проблемы может быть введение временных льгот таким сотрудникам в графике работы.
Какие эффективные практики взаимодействия с работодателями найдены и реализуются в вашем вузе?
— В качестве реальной практики можно привести два примера. Первый, это взаимодействие с АО «Универсальные бизнес технологии». Сотрудники организации активно участвуют в подготовке IT- специалистов факультета компьютерных технологий и информационной безопасности нашего университета. Они участвуют в работе государственной экзаменационной комиссии, разрабатывают совместно с преподавателями рабочие программы, курируют проектные студенческие команды. Благодаря им, в РГЭУ (РИНХ) сформирован и постоянно пополняется реестр кейсов для решения такими командами. Причем это реальные кейсы, необходимые компании для своих бизнес-процессов. Второй пример – ПАО КБ «Центр-инвест». В данный момент запускается проект создания совместно с РГЭУ (РИНХ) Центра искусственного интеллекта, деятельность которого будет направлена на значительный прирост уровня компетенций в этой крайне актуальной сфере. Также коммерческий банк постоянно финансирует множество студенческих активностей: «умная стипендия», хакатоны, конкурс курсовых и выпускных квалификационных работ и т.д. Все это позволяет, в том числе, финансово стимулировать заинтересованность студентов в результате работы.
Назовите наиболее значимые на сегодня достижения вашей образовательной организации в области международного сотрудничества. Какой «пакет решений» – предпринятые вузом практические усилия и меры – позволил добиться этих результатов?
— Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) активно развивает все аспекты международной деятельности: экспорт образовательных услуг, двухстороннее и многостороннее академическое сотрудничество, совместные международные исследовательские проекты, мобильность студентов и преподавателей, наконец, так называемая «интернационализация дома». Успешная реализация такого многовекторного подхода обеспечила устойчивость нашей работы с иностранными студентами и вузами-партнерами, несмотря на возникающие внешнеполитические вызовы. У нас заключено 14 соглашений о сотрудничестве с зарубежными университетами, и с каждым из них выстроена определенная работа. Причем за последние несколько лет количество партнеров только растет. Кроме того, активно развиваем взаимодействие с китайскими учебными заведениями.
Наиболее яркий пример нашего «международного кейса» проектов – Международный студенческий фестиваль «Солнце Африки на Дону», который прошел в начале июня уже в 12-й раз. Инициатором и организатором проведения фестиваля, приуроченного к празднованию Международного Дня Африки, выступил наш университет, и за годы реализации инициатива охватила студентов всех вузов Ростова-на-Дону и Ростовской области. На мероприятии мы не только отмечаем Международный День Африки, но и знакомим студентов из других регионов мира с богатой и красивой культурой, историей и традициями африканских стран.
Еще одна интересная практика – проект RuKlab, который дает возможность познакомиться с Россией, ее историческими и праздничными датами, культурой и традициями тем, кто еще не владеет русским языком или знает только его азы. Проект охватывает практически всех иностранных студентов университета и позволяет в неформальной обстановке, с помощью различных викторин больше узнать о нашей стране.
Подобные мероприятия позволяют поддерживать атмосферу дружбы и взаимоуважения в студенческой среде. В РГЭУ (РИНХ) обучается более 600 представителей 33 стран. При этом серьезных конфликтов на почве национальности, расы или религии у нас никогда не возникало.
«Не менее 500 тысяч иностранных студентов к 2030 году» – таков целевой показатель развития экспорта образования, поставленный в соответствующем президентском указе. На ваш взгляд, нуждаются ли вузы в дополнительной поддержке государства, чтобы к указанному сроку эту цель достичь? Если «да», то какие государственные меры вы назвали бы в качестве первоочередных?
— Безусловно, достижение такой глобальной цели невозможно без консолидации усилий многих государственных институтов. Необходимо понимать, что работа с иностранными студентами накладывает серьезные требования к развитию инфраструктуры, модернизации самих образовательных программ, подходов в воспитательной работе. В настоящее время эту работу мы проводим достаточно успешно, но для ее масштабирования имеющихся ресурсов недостаточно, а сами подходы необходимо корректировать.
В первую очередь идет речь о создании современных университетских и межуниверситетских кампусов со всей необходимой инфраструктурой для учебы, творчества и саморазвития. Самостоятельно такие проекты университеты реализовать не в силах, особенно в регионах, а комфортное и доступное жилье, социальная среда – крайне важный фактор привлечения, адаптации и успешного обучения иностранных студентов.
Другой аспект этого вопроса касается поддержки не самих вузов, а иностранных студентов, в том числе обучающихся в нашей стране в рамках квоты Правительства РФ. Количество стипендий для обучения в России постоянно растет, и сегодня их получают около 30 тысяч студентов ежегодно. Эта мера реально эффективно работает и очень востребована. Однако самого бюджетного места и обычной студенческой стипендии для обеспечения сколько-нибудь достойной жизни иностранца недостаточно. Особенно остро этот вопрос чувствуется сейчас, когда иностранные ребята ограничены в возможности оперативно получать переводы от своих семей из-за рубежа. Представляется, что здесь возможно предусмотреть дополнительный социальный пакет для обучающегося – покрытие расходов на добровольное медицинское страхование, на прохождение обязательного медицинского освидетельствования, на проживание в общежитии, на выполнение визовых и других государственных формальностей, а, возможно, и повышением ежемесячного размера стипендий.
Всегда есть вызовы, которые нам приходится решать, но, уверена, что совместными усилиями поставленные цели будут выполнены.
В соответствии с законодательством формирование перечня аккредитующих организаций отнесено к функционалу Минобрнауки России. Включение организации в такой перечень сейчас происходит в заявительном порядке, и к настоящему времени в него входит 131 аккредитатор. Если программы вашего вуза уже проходили или планируют проходить процедуры профессионально-общественной аккредитации, по каким критериям вы выбираете аккредитующую организацию? (Понятно, что цена имеет значение, но, наверняка есть и другие критерии?)
— Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) имеет опыт прохождения профессионально-общественной аккредитации, буквально в начале 2024 года кафедра бухгалтерского учета прошла общественную аккредитацию образовательной деятельности по программе бакалавриата «Учет и контроль в управлении бизнесом» и магистратуры «Бухгалтерский учет и консалтинг в условиях цифровой экономики» в НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», входящем в перечень организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ высшего образования Минобрнауки РФ.
При этом хочу отметить, что в выборе аккредитующей организации решающую роль играет не цена, а отношение аккредитующей организации к разработке профессиональных стандартов. Кто, как не та организация, которая занималась разработкой профессиональных стандартов (в нашем случае профстандарта «Бухгалтер») может дать оценку образовательным программам организации. Немаловажны опыт и репутация – мы проверяем отзывы других вузов и работодателей об опыте работы с аккредитующей организацией, учитываем количество и качество проведенных ею аккредитаций, а также наличие у нее известных экспертов в соответствующей области. Наш университет выбирает аккредитующие организации, которые имеют опыт аккредитации программ в нашей сфере деятельности. Это гарантирует, что они хорошо понимают специфику нашей области и требования работодателей.
Согласны ли вы, что внесение в перечень аккредитующих организаций должно носить не заявительный (как сейчас) характер, а на основании определенного перечня критериев? Если да, то, пожалуйста, назовите 3-5 таких критериев-требований как основу для доверия к ее деятельности со стороны вузовского сообщества.
— Первое, что следует отметить, аккредитующая организация должна иметь отношение к разработке профессиональных стандартов. Необходимо ответить и на вопрос, каким образом организация будет осуществлять экспертизу. Отсюда вытекает следующий критерий – аккредитующая организация должна иметь в своем штате высококвалифицированных экспертов с опытом работы в соответствующей сфере деятельности. Эксперты должны быть независимыми и не иметь конфликта интересов с вузами, которые они аккредитуют. Аккредитующая организация должна иметь четкие критерии оценки образовательных программ и публиковать их на своем сайте, и в целом процедура аккредитации должна быть объективной, прозрачной и понятной. Конечно же организация должна обладать разработанной и внедренной в практику системой качества, которая гарантирует соответствие ее деятельности установленным критериям и стандартам.
По вашему мнению, в чьих руках – государства или сообщества аккредитаторов – должна находиться условная «золотая акция» (решающий голос) по гарантии и контролю за качеством деятельности и добропорядочности организаций-аккредитаторов в России?
— Профессионально-общественная аккредитация лишь дополняет процедуру проведения государственной аккредитации и дает рекомендации для последующей работы. Контроль за качеством деятельности и добропорядочностью организаций-аккредитаторов в России однозначно должна находиться в ведении Минобрнауки России, которое устанавливает образовательные стандарты и контролирует их соблюдение. Государственная аккредитация является важным инструментом обеспечения качества образования, и государство играет ведущую роль в регулировании этой сферы. Минобрнауки имеет необходимые ресурсы и полномочия для эффективного контроля за деятельностью аккредитующих организаций, может проводить проверки, устанавливать нормативы и принимать меры в случае выявления нарушений. Если решающий голос будет у сообщества аккредитаторов, это может привести к конфликту интересов: аккредитующие организации могут быть заинтересованы в том, чтобы снизить требования к аккредитации для увеличения своего дохода, в то время как государственный контроль над деятельностью аккредитующих организаций повышает доверие вузов и работодателей к системе аккредитации. Конечно необходимо тесно сотрудничать с сообществом аккредитаторов и учитывать его мнение при принятии решений, что позволит обеспечить сбалансированный подход к регулированию сферы аккредитации и учесть интересы всех заинтересованных сторон.
Как правило, добросовестные аккредитаторы на основании аккредитационной экспертизы готовят для вуза не только экспертное заключение, но и рекомендации в целях дальнейшего улучшения и совершенствования деятельности организации. В свою очередь, какие рекомендации по улучшению подходов и процедур ПОА дали бы аккредитаторам вы – вузовское сообщество?
— Процедура профессионально-общественной аккредитации должна быть максимально простой и понятной для вузов. Необходимо разработать единые стандарты для всех аккредитующих организаций, чтобы избежать разночтений и обеспечить объективную оценку образовательных программ. Важно отметить, что сроки проведения ПОА часто затягиваются, что создает дополнительную нагрузку на вузы. Необходимо оптимизировать процедуры аккредитации и сократить сроки их проведения без ущерба для качества оценки. Для обеспечения объективной и всесторонней оценки образовательных программ необходимо привлекать большее количество квалифицированных экспертов, разработать механизмы для обеспечения независимости экспертов и контроля за их деятельностью. Экспертное заключение по результатам ПОА расширить конкретными рекомендациями по улучшению аккредитуемой образовательной программы университета, которые будут носить четкий и обоснованный характер. Аккредитующим организациям необходимо чаще проводить консультации с вузами по вопросам подготовки к ПОА и совершенствования процедур аккредитации, что позволит учесть мнение вузовского сообщества и повысить эффективность системы ПОА.
По данным IREG, в настоящее время по всему миру существует более 100 признанных рейтингов университетов: глобальные, региональные, национальные. По вашей оценке, что рейтинги научились «видеть» и «показывать» внешним аудиториям (какие университетские позиции и достижения) точно и объективно, а что не поддается измерению и, соответственно, ранжированию?
— Принцип построения любого рейтинга, как и любой классификации, – это выбор ясных и измеримых критериев оценки совокупности наблюдаемых объектов. Агентства и эксперты, которые разрабатывают рейтинги, досконально разобрали деятельность университетов и синтезировали множество показателей, характеризующих различные аспекты деятельности университета, что дает разносторонний инструментарий для самооценки и сравнения со своими коллегами. Но демонстрируемая картинка скорее напоминает чертеж здания с множеством параметров его характеризующих, чем описание «живого организма», которым каждый университет и является, со своим характером, ценностными установками, атмосферой, энергией.
Но, даже если брать количественные параметры, все не так просто. Например, существует достаточно важная и имеющая длительную историю дискуссия о миссии или миссиях университетов. Есть более или менее устоявшийся сегодня консенсус о трех миссиях: образование, наука, служение обществу. А дальше открытые вопросы. Каковы должны быть пропорции каждой из трех миссий? Эти пропорции универсальны или обусловлены конкретным местом, временем, внешними условиями, в которых находится университет?
В мире существует неформальное деление вузов на «образовательные» и «исследовательские» университеты. Корректно ли оценивать всех по универсальной методологии?
Логично, что оценка университетов должна учитывать их контекстуальные особенности, такие как размер, финансовое положение, региональные особенности и т. д. Это поможет избежать несправедливого сравнения различных типов университетов и обеспечит более справедливое и объективное рейтингование.
Какие изменения – методические, критериальные – хотелось бы увидеть от организаторов рейтингов для повышения качества и объективности рейтингования?
— Рейтинги очень разнообразны, используемые ими показатели тоже, поэтому сложно высказывать какие-то общие пожелания к их составителям.
В качестве одного из образцов лучших практик составления рейтингов с точки зрения уравнивания возможностей для всех участников можно привести рейтинг Times Higher Education Impact Rankings, где оцениваются усилия университетов внести свой вклад в достижения глобальных Целей устойчивого развития. Разные университеты из разных регионов мира с разными административными и ресурсными возможностями могут продемонстрировать свою уникальность и способность влиять на наиболее актуальные для них и важные для общества вопросы и проблемы устойчивого развития. Семнадцать целей ЦУР имеют разную приоритетность в зависимости от региона и его особенностей. Университеты как часть локального сообщества, естественно, прикладывают усилия для достижения наиболее значимых для своего сообщества целей, таким образом, наиболее эффективно вносят соответствующий их объективным возможностям вклад в достижение глобальных ЦУР. Вышеуказанный рейтинг не пытается оценить все университеты во всем мире по их результатам достижения всех ЦУР, а только по тем, которые соответствуют приоритетам и особенностям самого университета, и обусловлены его личными возможностями и специфическими потребностями такого общества, которому университет служит.
Хотелось бы узнавать от организаторов рейтингов более подробную информацию о методологии, используемой при составлении рейтингов, включая процесс сбора данных. Также можно задействовать в разработке критериев и методологии заинтересованные стороны: студентов, преподавателей и работодателей. Это позволит лучше понимать внутренние процессы и повысит доверие к результатам рейтингования.
Пожалуйста, назовите обязательные условия для продвижения образовательной организации в рейтинге.
— Каждый университет стремится улучшать результаты своей деятельности по всем направлениям. Методология оценки достижений университета в рейтингах строится на расчете ограниченного числа выбранных рейтинговыми агентствами показателей, с которыми университет может в большей или меньшей степени эффективно взаимодействовать. Поэтому алгоритм продвижения достаточно простой:
- Определить, какой позиции в отношении рейтингов придерживается университет.
- Выбрать из большого числа рейтингов те, которые будут наиболее приоритетными именно для вашего университета. Это важно, поскольку сферы оценки у всех рейтингов примерно одинаковые, а вот показатели, при помощи которых эти сферы оцениваются, могут значительно отличаться.
- Отобрать в выбранных рейтингах показатели, которые можно считать эндогенными для университета, и организовать работу по их планомерному улучшению.
Продвижение инноваций в образовании и активное участие в социальных проектах, направленных на улучшение общества, а также развитие программ корпоративной социальной ответственности, стимулирование предпринимательства являются важными условиями для продвижения университета в рейтингах. Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) получил статус федеральной инновационной площадки по реализации инновационного образовательного проекта: «Разработка механизма участия вузов в повышении цифровой финансовой грамотности граждан как важного фактора реализации концепции технологического и финансового суверенитета России», который направлен на построение эффективного инновационного механизма участия вузов в повышении цифровой финансовой грамотности граждан, включающего широкое взаимодействие региональных органов исполнительной власти, банков, финансовых организаций и учебных заведений новых территорий, а также установлении связи между финансовой грамотностью граждан и их экологическим сознанием, что проявляется в растущем рынке зеленых финансов и эко-инвестиций. Также РГЭУ (РИНХ) укрепляет международное сотрудничество с Китайской Народной Республикой, Республиками Беларусь и Казахстан, странами Африки. Эти усилия позволили университету увеличить свою международную видимость и привлечь внимание научного сообщества к своей деятельности.
Согласны ли вы с приведенным выше критическим посылом международного университетского сообщества о том, что «нужно не стимулировать академическую конкуренцию, чем занимаются рейтинги, в первую очередь, международные, а ориентироваться на сотрудничество»? Чем опасна такая конкуренция и в чем она выражается? И, напротив, каким образом рейтинги могут переориентировать университеты на сотрудничество, через какой инструментарий?
— Противоречивая природа рейтингов имеет свои корни в более ранней дискуссии о природе образования в целом и высшего образования в частности, являются ли они «общественным» или «индивидуальным» благом. Практически во всем мире высшее образование сегодня воспринимается как индивидуальное благо. В этой ситуации университеты участвуют в конкурентной борьбе друг с другом, борьбе за абитуриентов, борьбе за финансирование. Рейтинги востребованы, потому что выступают как простой инструмент для абитуриентов и их родителей. Рейтинги дают измерительный инструмент, где-то несовершенный, иногда субъективный, но простой и удобный. Что касается сотрудничества внутри академического сообщества, то оно изначально лежит в основе науки и высшего образования. Обмен идеями, совместные исследования, стремление сообща способствовать приращению универсального по своей природе знания –
это основы университетского мира. Рейтинги – инструмент конкурентной борьбы, востребованный в современном мире, где университеты не только стремятся выполнять свою миссию приращения знаний, но и функционируют на высоко конкурентном рынке современного образования.
Фундаментальность всегда обозначалась одним из главных достижений и преимуществ отечественного высшего образования. Сегодня, во времена стремительных изменений, что означает эта характеристика? Какие базовые прежние и актуальные новые смыслы вы включили бы в понятие фундаментальности российской высшей школы?
— Фундаментальности отечественного высшего образования далеко не одно десятилетие свойственны следующие базовые характеристики: углубленная подготовка в рамках заданного направления, изучение сложного круга вопросов по основополагающим проблемам избранной сферы, умение работать с информацией и применять знания на практике.
Сегодня, в эпоху стремительных изменений к фундаментальности российской высшей школы добавляется необходимость и важность развивать у обучающихся навыки, способствующие эффективно функционировать вне зависимости от сферы деятельности. К таким навыкам можно отнести: самообучение и самообразование, развитие критического мышления, готовность к непрерывному обучению и обновлению знаний, способности к адаптации в быстро меняющихся условиях, умение работать в команде и решать сложные задачи, эффективно взаимодействовать с интеллектуальной средой и актуальными технологиями. При гармоничном взаимодействии всё это обеспечивает конкурентоспособность и востребованность выпускника на рынке труда.
Конечно же не стоит забывать о том, что сегодня перед высшей школой стоит четкая задача не только подготовить высококвалифицированного профессионала в своей области, но и воспитать достойного гражданина и патриота.
Сочетание фундаментальности и практико-ориентированности – один из принципов новой модели отечественного высшего образования, актуальнейшая задача для российских университетов. Какие обязательные переменные вложили бы вы в формулу достижения этого сложного и тонкого баланса? Какие из них уже есть в активе вашей образовательной организации, а какие пока остаются неизвестными, требующими большого обсуждения профессионального университетского сообщества?
— Министерство науки и высшего образования РФ в середине 2022 года определило ориентиры, на основе которых предлагается выстраивать национальную систему высшего образования: достижение национальных целей, открытость, фундаментальность, гибкость, практичность и воспитание. Данные принципы легли в основу программы развития РГЭУ (РИНХ), в которой мы постарались гармонично связать сочетание фундаментальности и практико-ориентированности.
Сегодня в университете реализуемые образовательные программы носят фундаментальный характер, учитывая потребности рынка труда и специфику разных отраслей. Практико-ориентированность достигается за счет большого объёма часов практической деятельности на базе партнеров университета (ведущих предприятий и организаций страны и региона, государственных ведомств и структур).
Над реализацией образовательных программ работает множество специалистов-практиков, которые передают студентам актуальные знания и опыт как в аудиториях университета, так и в рамках функционирования баз практик.
Практико-ориентированность в РГЭУ (РИНХ) также достигается за счет масштабной реализации проектной деятельности. В структуре университета функционируют StartUp-лаборатория, Институт развития технологий цифровой экономики, университетский коворкинг «Остров», Предпринимательская точка кипения.
В 2023 году завершилась масштабная проектно-образовательная осень университета, которая включила в себя 3 параллельные образовательные программы (7-й и 8-й проектно-образовательные интенсивы и 2-й сезон акселератора университета «Созвездие Юга»), направленных на развитие и поддержку студенческого технологического предпринимательства и проектной деятельности. В образовательном блоке приняли участие более 3000 студентов, над собственными проектами в течении 3-х месяцев работали 52 команды при поддержке 27 сертифицированных и 12 бизнес-трекеров международного уровня.
6 проектов выпускников акселерационной программы РГЭУ (РИНХ) получили грант «Студенческий стартап» Фонда содействия инновациям в размере 1 млн. рублей каждый.
Что касается воспитания, хочу отметить, что в рамках мониторинга оценки эффективности реализации молодежной политики, проведенного Министерством науки и высшего образования РФ, наш университет вошел в топ-5 университетов страны. Итоги оценки эффективности молодежной политики в РГЭУ (РИНХ) подчеркивают значимость и результативность работы университета в области развития воспитательной деятельности.
Каких принципиальных решений и инициатив вы ожидаете от государства как институционального регулятора обеспечения требуемого баланса фундаментальности и практико-ориентированности отечественной высшей школы?
— Уже сейчас ведется большая и кропотливая работа над выстраиванием национальной системы высшего образования, которая помимо прочего имеет баланс фундаментальности и практико-ориентированности. В будущем необходимо не ослаблять взятый темп на достижения поставленных целей.
Назовите несколько ключевых, стратегических для отечественной высшей школы событий (инициатив) 2023 года. Каких долгосрочных эффектов и результатов от них ожидаете? Какие обязательные условия, по вашей оценке, необходимы для достижения этих результатов?
— Вопросы стратегического развития отечественной высшей школы занимают важное место в государственной повестке, особенно сегодня, когда в мире происходят сложнейшие структурные геополитические сдвиги, беспрецедентное санкционное и информационное давление на Россию. В Послании Федеральному собранию Президента РФ В.В. Путина 21 февраля 2023 года были поставлены конкретные и важные задачи для высшей школы. Одним из ключевых направлений отмечено сохранение и развитие признанных в мире традиций российской и советской образовательных систем с учетом положительного опыта последних десяти лет. На мой взгляд это фундаментальный вектор стратегического развития высшей школы на ближайшее будущее, к которому РГЭУ (РИНХ) как один из ведущих региональных университетов с мощной педагогической и научной базой приложит все имеющиеся ресурсы и будет ожидать положительные эффекты, которые уже в самом ближайшем времени отразятся на дальнейшем укреплении экономического и социального положения нашей страны, благополучии граждан.
Пожалуйста, назовите также главные события 2023 года для вашей образовательной организации. Каким образом эти события должны повлиять на ее дальнейшее развитие?
— РГЭУ непрерывно осуществляет развитие существующих образовательных программ университета, открывает новые профили, развивает систему ДПО, в целом в настоящее время реализуется более 400 образовательных программ. Из мероприятий стоит отметить приуроченный к Году педагога и наставника Межрегиональный конкурс педагогического мастерства «Лучший молодой преподаватель Юга России 2023», в котором приняли участие более 150 преподавателей высшей школы из 14 регионов и 22 университетов страны.
Завершилась масштабная проектно-образовательная осень университета, которая включила в себя 3 параллельные образовательные программы (проектно-образовательные интенсивы и акселератор университета «Созвездие Юга»), направленные на развитие и поддержку студенческого технологического предпринимательства и проектной деятельности.
Прошел Первый Международный научно-практический форум «Обеспечение финансового суверенитета через механизмы развития системы ПОД/ФТ и формирование финансовой культуры общества» при участии зарубежных представителей научного сообщества из стран Замбии, Камеруна, Китая, ЮАР.
Прошел традиционный для университета, 19-й Южно-Российский логистический форум «Инновационные логистические решения в условиях экономики трансформации: технологический суверенитет, импортозамещение, цифровое равенство».
На базе университета развивается «Инжиниринговый центр кибербезопасности», как эффективный и гибкий инструментарий поддерживающий информационную безопасность в стране на высоком уровне. Передовые идеи Центра поддерживаются госзаданием «Новые принципы, методы и алгоритмы глубокой интеграции инерционально-спутниковых и оптических систем для высокочастотного позиционирования и пространственной ориентации беспилотных авиационных систем» с горизонтом планирования до 2025 года.
В 2023 г. РГЭУ (РИНХ) вошел в топ-5 лучших вузов России по молодежной политике и воспитательной работе. Включен в топ-50 вузов России по качеству воспитательной работы по итогам исследования «Индекс эффективности воспитательной деятельности в вузах», проводимого Минобрнауки России. Вошел в топ-30 в конкурсе среди образовательных организаций высшего образования на лучшую практику организации деятельности студенческих отрядов в системе образования, проводимого Минобрнауки России. Вступил в ассоциацию образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы с использованием исторических и традиционных ценностей российского казачества (ассоциация Казачьих вузов России). Прошли уникальные масштабные традиционные мероприятия «Планета РИНХ», «Краса РИНХа», «Золотые страницы РИНХа» и «Солнце Африки на Дону».
Отдельно хочу отметить программы для детей из новых субъектов РФ «Шаг в будущее» в рамках реализации образовательно-туристических программ Федерального проекта «Университетские профильные образовательные смены». В 2023 году мы приняли более 150 человек из Донецкой НР и Луганской НР, которые в течении 25 дней активно проходили культурно-патриотические, образовательные, спортивные и досуговые блоки.
Планируемая «повестка-2024» для вашей образовательной организации: пожалуйста, назовите несколько ключевых пунктов.
— Прежде всего это сохранение высоких темпов развития университета во всех сферах, открытие новых направлений подготовки и профилей, научных направлений, расширение партнерских отношений с учетом текущей геополитической обстановки, реализация «третьей миссии» университета как одного из драйверов социокультурного и социально-экономического развития прилегающих муниципалитетов и субъекта Федерации в целом, дальнейшая модернизация и укрепление материально-технической базы.
Пожалуйста, оцените уровень качества знаний выпускников школ – абитуриентов вашей образовательной организации, в частности, можно ли сказать, что наблюдается тенденция по улучшению (или ухудшению) этого уровня? Качество знаний абитуриентов по каким предметным областям является наиболее проблемным, а по каким все-таки наблюдается прогресс?
— При оценке уровня качества знаний выпускников школ высшие учебные заведения ориентируются сегодня на результаты внешней экспертизы: единого государственного экзамена, мониторинговых исследований, международных сравнительных исследований. Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) не исключение, и выпускники школ – наши абитуриенты, поступают к нам по результатам ЕГЭ. Сегодня вуз является соорганизатором и площадкой для проведения ряда международных олимпиад, а также – организатором «Многопрофильной олимпиады РГЭУ (РИНХ) для школьников», поэтому мы наблюдаем ежегодное увеличение числа абитуриентов, которые используют результаты своих достижений при поступлении.
Университет предоставляет обучающимся широкие возможности для успешной учебы: профессиональный профессорско-преподавательский состав, кадровые партнеры, проектная деятельность, практически вековой опыт образовательной деятельности и прекрасные традиции. В результате, независимо от баллов или уровня знаний абитуриентов, из стен нашего университета выпускаются востребованные высококвалифицированные профессионалы.
Какие эффективные форматы партнерства со школами ваш вуз реализует и планирует реализовать?
— Форматы достаточно разнообразны. Университет РГЭУ (РИНХ) проводит успешную профориентационную работу, в частности, мы участвуем в различных общероссийских проектах, таких как: Всероссийская просветительская акция «Поделись своим знанием», форум «Молодая волна», ярмарки учебных мест «Куда пойти учиться?». Наш университет выступает одним из региональных операторов популяризации предпринимательства среди школьников.
Организована работа профильных классов в школах-партнёрах, где наши преподаватели, работая со школьниками в 10 и 11 классах, кроме проведения образовательной, углубленной предпрофессиональной подготовки (включающей изучение экономических явлений и хозяйственных процессов, происходящих на макро- и микроуровне, знакомство с экономикой регионов России, особенностями современного глобального мироустройства) помогают сделать старшеклассникам осознанный выбор будущей профессии, организовать углубленную подготовку к ЕГЭ и учебе в вузе.
Мы уделяем большое внимание работе со школьниками с ОВЗ, где особое место занимает наш ежегодный инклюзивный форум «Парнас». Отдельная работа проводится с одаренными детьми. Так, например, РГЭУ (РИНХ) и Управление образования г. Ростова-на-Дону реализовали совместный проект по обучению талантливых детей в рамках школы «Надежда».
Второй год подряд наш университет становится площадкой и участником федерального проекта «Университетские смены», в рамках которого реализуется дополнительная общеразвивающая, образовательно-туристическая программа «Школа социокультурного развития «Шаг в будущее»» для детей из новых субъектов Российской Федерации.
Для школьников 8-10 классов проводится «Воскресная школа по экономике и финансам» в онлайн-формате, нацеленная как на получение знаний по финансовой, правовой, математической грамотности, так и на подготовку к участию в международной олимпиаде по финансовой безопасности.
Также в рамках работы Регионального центра финансовой грамотности «Финикум», который функционирует на базе РГЭУ (РИНХ) на систематической основе, проводятся образовательные и просветительские мероприятия в школах города Ростова-на-Дону. Для детей и подростков реализуется новый инициативный проект «Летом просто о финансах», направленный на повышение финансовой грамотности. В рамках этой программы РЦФГ «Финикум» проводит ряд мероприятий в школьных летних лагерях, которые включают в себя разнообразные игры, дискуссии и симуляции, нацеленные на расширение знаний участников по таким темам, как управление личным бюджетом, планирование финансовых целей и умение принимать финансовые решения.
Считаете ли вы необходимым возвращение – полное или частичное, модернизированное под современные реалии – системы распределения выпускников-бюджетников российских вузов? Почему?
— Если размышлять о возвращении системы распределения, обязывающей как выпускника-бюджетника, так и работодателя на определённый срок вступить в трудовые отношения, то, с одной стороны, она будет гарантировать занятость молодых специалистов. Но, с другой, сохранит высокий риск несовместимости с ожиданиями выпускника на момент выпуска. На наш взгляд, для закрепления гарантий трудоустройства обучающихся, для которых такая гарантия является важнейшим фактором еще на стадии поступления, сегодня предусмотрен механизм целевого обучения, который позволяет удовлетворить потребности организаций в квалифицированных кадрах и гарантировать студенту трудоустройство. В РГЭУ (РИНХ) в настоящее время более сотни обучающихся проходят подготовку в рамках целевого обучения, и с каждым годом количество таких обучающихся только растет.
По вашему мнению, способна ли нынешняя модель целевого приема и обучения (с учетом всех последних нормативных поправок, позволяющих работодателям принимать активное участие в формировании запроса на подготовку специалистов, проводить отбор лучших и формировать требования к успеваемости студента) стать основным эффективным инструментом для удовлетворения кадровых потребностей российской экономики? Нуждается ли эта модель в дальнейшем совершенствовании?
— В феврале 2023 года на заседании Президиума Совета законодателей РФ Валерий Николаевич Фальков озвучил несколько проблем целевого приема:
- заполнение квот целевого приема;
- более низкое качество приема на целевые места;
- повышение привлекательности мест будущего трудоустройства.
Недавно принятые нормативные акты, несомненно, окажут положительное влияние на развитие механизма целевого набора и обучения. В немалой степени это обусловлено созданием единой платформы, где заказчики обучения будут публиковать запросы на целевое обучение, а абитуриенты, для которых интересны такие заявки, смогут поучаствовать в открытом конкурсе на эти места. А также заказчики получают возможность вносить в договор о целевом обучении требования к успеваемости студента. Благодаря этим изменениям появляются новые инструменты, делающие целевое обучение качественнее и доступнее для абитуриентов России.
Какую роль (миссию) выполняет структурное подразделение СПО в вашей образовательной организации? Что оно сегодня значит для вашего вуза? Для региона?
— В структуре Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) действует финансово-экономический колледж – подразделение, реализующее 6 программ среднего профессионального образования. Кроме этого, практически во всех филиалах университета также реализуются программы СПО. Все это способствует развитию университетской системы непрерывного профессионального образования, которая в современных социально-экономических условиях позволяет подготовить компетентных специалистов разного уровня квалификации, легко адаптирующихся и социально мобильных, способных к реализации своих возможностей.
О результативности системы непрерывного профессионального образования РГЭУ (РИНХ) свидетельствует ежегодная статистка: каждый год университет выпускает около 1000 специалистов с дипломом СПО, 93% из которых продолжают обучение на следующей ступени образования в высших учебных заведениях. Занятость выпускников нашего колледжа в первые три месяца после выпуска составляет 98%. Мы видим, что востребованность наших выпускников с дипломами СПО на рынке труда очень высокая, что указывает на еще одну важную миссию СПО при университете – удовлетворение потребностей общества и региона в квалифицированных специалистах со средним профессиональным образованием. Причем, как показывает мониторинг, в Ростовской области остается более 92% выпускников Финансово-экономического колледжа РГЭУ (РИНХ).
Очень важная особенность структурных подразделений СПО РГЭУ (РИНХ) – поступая на программы среднего профессионального образования, обучающиеся сразу окунаются в атмосферу вуза и используют все его возможности наравне с обучающимися по программам высшего образования. Очевидно, что и университет, и регион, и самое главное, – наши обучающиеся и выпускники получают только пользу от наличия подразделения, реализующего программы среднего профессионального образования.
В конце года Минобрнауки РФ намерено представить новую обновленную – «постболонскую» – модель отечественной высшей школы. По вашему мнению, какое место в этой модели может занять вузовский сектор СПО? Какие новшества – управленческие, нормативные и т.п. – необходимо внести в этот сектор, чтобы он оставался эффективным?
— В конце мая этого года министр науки и высшего образования РФ Валерий Николаевич Фальков задал вектор создания собственной модели отечественной высшей школы, в фундамент которой заложат интересы экономики страны и максимальные возможности для студентов. Хочу отметить, что в основе программ обучения в России, в том числе и в нашем университете, лежат федеральные государственные образовательные и профессиональные стандарты, и они, естественно, ориентированы на получение нужной квалификации для работы по конкретной профессии через получение определенных компетенций. И это, безусловно, останется приоритетом в новой модели. Думаю, что дальнейшее развитие высшего образования в нашей стране сможет вобрать в себя как лучшие наработки Болонского процесса, так и традиционные фундаментальные основы отечественной высшей школы, сделав ее гораздо более гибкой, соответствующей реалиям текущей повестки и запросам новой экономики.
Модель отечественной высшей школы должна отвечать общемировым трендам – интеграции, цифровизации, стремительному изменению в обществе, технологиях, знаниях. Все это требует от высшей школы подготовки специалистов, способных к адаптации, овладению новыми навыками и профессиями. Уверена, что новая модель высшего образования России сможет с этим справиться и будет успешно реализована.
Какие потенциальные риски и возможности для отечественной высшей школы несет активное внедрение технологий искусственного интеллекта? Как вы оцениваете уровень готовности российских университетов к этим технологиям?
— Применение технологий искусственного интеллекта, безусловно, обладает большим потенциалом и игнорировать данное направление сегодня не представляется правильным. Высокотехнологичные отрасли экономики уже активно их используют и даже классические отрасли находят эффективные способы применения ИИ в своей практической деятельности. Например, сфера здравоохранения, в которой ИИ используется для диагностики и прогнозирования заболеваний, разработки индивидуальных планов лечения, анализа медицинских изображений и данных. В банковской системе используют ИИ для автоматизации процессов анализа возможных рисков и прогнозирования рыночных трендов. В логистике ИИ применяется для управления сложными системами, для оптимизации трафика и систем навигации.
Что касается высшей школы, то уже сейчас в научных лабораториях университетов, на профильных факультетах, занимающихся подготовкой специалистов для высокотехнологичных отраслей, технологии ИИ применяются и показывают свою эффективность. Например, в Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ) технологии ИИ используются при подготовке специалистов направления «Прикладная математика и информатика», занимающихся программным обеспечением и разработкой прикладных решений искусственного интеллекта.
Мы частично используем ИИ при анализе больших данных, связанных с образовательным процессом университета. Это позволяет нам быстрее и лучше понимать картину освоения предметов студентами, выявлять точки роста и оптимизировать процесс формирования знаний и компетенций у обучающихся.
Если говорить о возможных рисках активного внедрения ИИ в учебный процесс, стоит отметить, что, во-первых, необходима соответствующая техническая инфраструктура, включая вычислительные мощности и доступ к облачным ресурсам для обучения и запуска ИИ-систем. Во-вторых, необходимо учесть юридические аспекты использования ИИ в учебных целях, включая вопросы конфиденциальности, авторских прав. Не забывая, что при работе с ИИ может возникнуть риск утечки конфиденциальной информации и злоупотребления ею, поэтому важно предусмотреть строгие правила политики безопасности данных и обеспечивать их соблюдение. В-третьих, важно создать механизмы мониторинга и оценки воздействия ИИ на образовательные результаты и учебный процесс в целом, обеспечив при этом готовность преподавателей и административного персонала к использованию ИИ, что потребует дополнительных затрат средств и времени.
Московский городской педагогический университет – первый в России – официально разрешил своим студентам использовать чат-боты и другие инструменты ИИ для подготовки выпускных квалификационных работ. Намерен ли ваш вуз последовать этому примеру?
— По сути, никто не запрещает использование таких инструментов ИИ как ChatGPT и аналогов для подготовки выпускной квалификационной работы, контрольной и прочих видов работ. Вопрос больше в формате использования этого инструмента. Если чат-бот сгенерирует текст, а обучающийся просто вставит данный текст в работу, не читая, то скорее всего ничего хорошего из этого не получится. Если обучающийся сделает с помощью инструментов ИИ выжимки по теме своей ВКР из, например, 10 часов записанных лекций эксперта, он сможет выделить важные моменты и идеи и сэкономить при этом 8-9 часов времени.
В президентском указе «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (№490 от 10.10.2019) отдельным пунктом (п.47) отмечено: «К 2030 году в России должны реализовываться образовательные программы мирового уровня для подготовки высококвалифицированных специалистов и руководителей в области ИИ». Какие образовательные программы по направлениям ИИ реализуются (или готовятся к реализации) в вашем вузе?
— В РГЭУ (РИНХ) с 2021 года ведется подготовка бакалавров по профилю «Математическое и программное обеспечение систем искусственного интеллекта» и магистров по профилю «Искусственный интеллект в цифровой экономике». В 2022 году был начат набор на еще один профиль магистратуры «Искусственный интеллект: математические модели и прикладные решения», а в 2024 году планируем к запуску профиль бакалавриата «Математическое моделирование и искусственный интеллект».
В университете также развивается ряд научных направлений, связанных с ИИ. В том числе, работа в области разработки интеллектуальных рекомендательных систем в сфере образования, выявление направлений применения ИИ для формирования и аудита политик информационной безопасности организации, а также исследования в области эффективного мониторинга интернет-контента на наличие экстремистской лексики с использованием гибридных нейросетей.
Какие конкретные РИД (продукты и технологии), имеющие хорошую перспективу внедрения, уже имеются в «пакете предложений» вашей образовательной организации?
— У РГЭУ (РИНХ) имеется ряд патентов на изобретения в различных сферах производственной деятельности. Например, в лесохозяйственном производстве совместно с Воронежским государственным лесотехническим университетом в рамках инжинирингового центра для повышения эффективности лесовосстановления используются изобретения: «Экспресс-анализатор качества семян», «Устройство для сортировки семян», «Устройство для аэросева семян» и другие. Представленная линейка изобретений реализует новую эффективную технологию лесовосстановления, применяемую в настоящее время на лесохозяйственных угодьях.
Другой пример: линейка запатентованных изобретений – «Способ предупреждения столкновения транспортных средств», «Способ дистанционного мониторинга позиционирования транспортных средств», «Способ повышения точности позиционирования транспортных средств» – решает задачу повышения эффективности современной логистики за счет организации высокоточного дистанционного мониторинга транспортных средств с использованием как спутниковой навигации, так и автономных средств позиционирования.
Какие приоритетные исследовательские направления вы намерены развивать сегодня в первоочередном порядке? Какие ресурсы для получения конкретного результата необходимы, и имеются ли эти ресурсы у вашей образовательной организации в достаточном объёме?
— В настоящее время в РГЭУ (РИНХ) реализуются приоритетные направления в следующих областях:
1. Разработка инновационной концепции интеллектуальной образовательной платформы обучающихся для реализации индивидуальной траектории обучения с элементами геймификации для учебных заведений.
2. Разработка программного комплекса оценки финансово-экономического состояния IT-отрасли на основе нечетко-множественного моделирования и методов интеллектуального анализа данных.
3. Разработка программного комплекса для выявления перспективных направлений развития экономики Ростовской области на основе интеллектуальных и открытых источников, данных и др.
Также университет осуществляет исследования по приоритетным направлениям развития региональной экономики:
-«Модернизация региональной экономической системы: внешние вызовы и внутренние возможности трансформации».
-«Национальные экономические интересы России в системе обеспечения региональной экономической безопасности».
-«Экономические факторы устойчивого социально-экономического развития региона и возможности реализации принципов «зеленой» экономики».
Актуальными являются проекты в области IT-решений:
1. Методы обеспечения кибербезопасности критических информационных инфраструктур.
2. Методы искусственного интеллекта в цифровой экономике.
3. Системы высокоточной навигации беспилотных транспортных средств и др.
РГЭУ (РИНХ) является членом целого ряда научно-исследовательских консорциумов и кластеров, что позволяет комплексно и эффективно осуществлять научные проекты.
Основным ресурсом для реализации приоритетных исследований университета является интеллектуальный потенциал и высокая компетентность научно-педагогических работников. Этим ресурсом РГЭУ (РИНХ) владеет в достаточном объеме, но мы всегда готовы к инициативным проектам и консолидации в новых партнерствах.
В чем вам видится уникальность будущей системы высшего образования России, за счет каких характеристик?
— Система высшего образования России была, есть и будет уникальной. Прежде всего, ее всегда отличала фундаментальность. Болонская модель, безусловно, за два десятилетия интеграции оказала влияние на отечественную школу – внедрен уровневый подход, ряд элементов формализован под европейский шаблон. Но основа отечественного образования осталась неизменной, и сегодня мы имеем крепкую вариативную систему высшего образования страны, способную выдержать достаточно серьезные потрясения мирового масштаба и не потерять при этом качество подготавливаемых выпускников. Этот тезис подтверждается, в частности, опытом деятельности нашего университета, выпускники которого всегда отличались высокой востребованностью. Вот и в 2021 году, по информации Пенсионного фонда РФ, уровень трудоустройства выпускников Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) составил 96%, а их зарплата – выше средней по Южному федеральному округу.
По вашему мнению, какой лучший опыт и традиции как советского, так и постсоветского периода развития системы высшего образования необходимо перенести в формируемую новую систему высшей школы?
— Очень сложный и дискуссионный вопрос. Сегодня идет продуктивный профессиональный диалог между всеми участниками системы образования в направлении поддержки эффективного вектора намеченной трансформации. Далее последует изменение стандартов. В любом случае я уверена, что совместными усилиями мы сохраним все сильные стороны отечественной системы высшей школы советского и постсоветсткого периода, и на этой основе будет создана эффективная национальная система высшего образования.
Реформируя (но не отменяя) институт госаккредитации, государство тем самым заявило о себе как об одном из институциональных гарантов качества высшего образования. В этом контексте, что вузы вправе ожидать от государства как ключевого участника обеспечения качества национальной системы образования?
— Государство уделяет пристальное внимание качеству образования. Реализовано и реализуется множество проектов, направленных на модернизацию и развитие системы образования: программа «Приоритет-2030», программа цифровизации, выделяются гранты на разработку новых образовательных программ и т. д. В этой ситуации реформирование института госаккредитации стало очередным этапом преобразования. Для вузов открываются новые возможности в реализации проектов и повышении качества образования. Хотелось бы, чтобы сохранился тренд на предоставление большей автономности учебным заведениям в вопросах планирования и организации учебного процесса.
В 2021 году ректорское сообщество приняло активное участие в обсуждении готовящихся критериев государственной аккредитации. Вот, например, какое мнение высказал один из ректоров-членов Экспертного совета редакции: «Важно, чтобы сформулированные критерии измерения качества образования были четкими, прозрачными, объективными, имели однозначную методику расчета и показывали бы, что выпускник вуза готов к работе и умеет решать конкретные задачи. Количество показателей не должно быть избыточным, или необходимо определить приоритеты (вес) каждого показателя». 25 ноября 2021 года подписан приказ Минобрнауки РФ №1094 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования». Как вы оцениваете, отвечают ли новые утвержденные показатели названным принципам?
— В целом, предложенный набор показателей отвечает основным принципам, выдвинутым ректорским сообществом. Однако процесс реформирования процедуры аккредитации еще не окончен. Поэтому важно, чтобы сохранился диалог между Рособрнадзором и ректорским сообществом, который поможет учесть возможные замечания и, если понадобится, оперативно внести изменения в методику расчета, учитываемые значения показателей и т. д.
Новые аккредитационные показатели (для госаккредитации, аккредмониторинга и государственного федерального контроля / надзора) предназначены для измерения и оценки: качества научно-педагогических работников ООВО, качес-тва абитуриентов «на входе» и качества текущей подготовки студентов, уровня востребованности выпускников (в т. ч. целевиков), наличия условий реализации образовательного процесса (в т. ч. наличия внутренней системы оценки качества образования и электронной информационно-образовательной среды) и т. д. По вашей оценке, соблюдение каких из показателей (и их критериев) для вашей образовательной организации не представит сложностей и, напротив, какие потребуют от управленческой команды и коллектива дополнительных усилий?
— В нашем вузе уже давно развернута и функционирует электронная информационно-образовательная среда, существует система оценки качества образовательного процесса. Поэтому, мы надеемся, что соблюдение этих показателей не представит для нас больших проблем. В тоже время, потребуют большего внимания показатели качества абитуриентов «на входе» и качества текущей подготовки студентов. Здесь предстоит провести определенную работу.
В любом случае, важность самой процедуры аккредитации и контроля предполагает отсутствие легкодостижимых критериев. Поэтому мы настраиваемся на серьезное отношение ко всем показателям.
Назовите, пожалуйста, несколько значимых стратегических для отечественной высшей школы событий 2021 года. Каких долгосрочных эффектов и результатов вы от них ожидаете? Какие, по вашей оценке, обязательные условия необходимы для достижения этих результатов?
— Для всех, кто трудится в сфере науки и высшего образования, 2021-й стал пространством новых перспектив и больших возможностей, поскольку решением президента страны был объявлен Годом науки и технологий. План мероприятий формировался и реализовывался через призму национальных целей, определенных главой государства.
Безусловно, ключевой инициативой этого года является федеральная программа «Приоритет-2030», в рамках которой на сегодняшний день представлен целый спектр программ развития университетов, влияющих на научно-технологическое и социально-экономическое развитие страны. Мы, как и многие наши коллеги, восприняли эту инициативу с большим оптимизмом, так как она делает акцент на поддержку всех российских университетов, вне зависимости от территориальной принадлежности. В долгосрочной перспективе мы увидим рост эффективности университетов, способность быстро отвечать на глобальные вызовы и включаться в национальную и мировую повестку. Мы увидим становление и укрепление технологического лидерства Российской Федерации.
В рамках программы «Приоритет-2030» поставлена задача обеспечения присутствия России в десятке ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования. РГЭУ (РИНХ) принимает участие в этой программе в партнёрстве с ведущими вузами России: Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого и Московским государственным юридическим университетом им. О.Е. Кутафина.
Команда университета вовлечена в постоянное развитие, приобретение новых знаний. Показательным в этом плане является участие представителей РГЭУ (РИНХ) во всех тактах проектно-образовательного интенсива «Архипелаг-2121», прошедшего в Великом Новгороде в июле-августе. Здесь взаимодействовали более тысячи команд из ведущих университетов страны, более ста крупных индустриальных партнёров, работали ведущие эксперты в развитии образовательных траекторий, новых технологий и инновационных стартапов. Был разработан и презентован проект «Цифровой двойник поля», направленный на создание цифрового сервиса агроаналитики состояния почвы. А также представлен проект «Интеллектуальный центр технологических решений региона Future Tech», нацеленный на создание единой действенной системы работы представителей органов власти, технологических компаний, крупных индустриальных партнёров, молодежных стартапов, вузов Ростовской области, научных организаций в процессе инновационного технологического развития региона.
Каковы главные события-2021 для вашей образовательной организации. Каким образом они должны повлиять на её дальнейшее развитие?
— Для нашего университета 2021 год стал особым. Конечно, прежде всего, это 90-летие Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). Огромное количество инициатив и проектов запущено в этот юбилейный период. Открыты кибер- и профессорский клубы, создан эндаумент-фонд. Мы подвели успешные итоги первого года реализации стратегии развития университета на период до 2025 года. Они касаются всех сфер: образовательной, научной, воспитательной деятельности, профессионального развития сотрудников и преподавателей, развития карьеры и трудоустройства выпускников. Наша «Точка кипения» – одна из лучших в России. Мы рекордсмены по количеству участников и команд в проектно-образовательных интенсивах «Университета 20.35». Мы базовая площадка для развития молодёжного предпринимательства в регионе. Растут наши сетевые связи с ведущими университетами, государственными органами власти, реальным сектором экономики. Наши студенты стали победителями престижных олимпиад и конкурсов: в 1-й Международной олимпиаде по финансовой безопасности, во всероссийском кубке «Управляй», конкурсе «Твой ход», на «Цифровом прорыве» и многих, многих других. За счет федеральных и региональных программ работа, направленная на построение карьеры и трудоустройства выпускников, вышла на новый уровень. И для нас это сегодня приоритетная цель.
Какова планируемая повестка-2022 для вашего вуза? Назовите несколько ключевых пунктов.
— Повестка на 2022 год и последующие диктуется миссией нашего университета: это подготовка специалистов, способных вывести экономику страны на лидирующие позиции в мире. Мы прилагаем к этому все усилия и планируем активную поддержку текущих успешных инициатив и проектов, запуск новых.
Ежегодно РГЭУ (РИНХ) инициирует, поддерживает и обеспечивает стабильный рост и увеличение качества проектов с индустриальными партнерами, региональными органами власти и институтами развития. Осуществляется коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности и трансфер инноваций.
Не менее важная задача на 2022 год – стимулирование активности молодежи в сфере предпринимательской деятельности, формирование предпринимательского мышления и проектных компетенций у подрастающего поколения.
Каково в целом ваше отношение к новой модели государственной аккредитации?
— Думается, новая модель госаккредитации – это шаг, необходимость которого назрела уже давно. Надеемся, новая модель и новые показатели сделают госаккредитацию более объективной и прозрачной.
Что вы как руководитель вуза ожидаете от нововведения в первую очередь? Насколько значительно оно облегчит жизнь ректора, его команды, коллектива преподавателей, студентов?
— Мы ожидаем снижение трудоемкости подготовительного этапа. Несомненно, это также положительно скажется на морально-психологическом климате преподавателей и студентов, на уверенности коллектива университета в завтрашнем дне.
Какие плюсы, а также возможные потенциальные риски вы видите в новой модели?
— Из плюсов мы бы выделили отмену сроков действия свидетельств о госаккредитации и временную аккредитацию для тех направлений подготовки, на которые выделены КЦП, но которые на момент получения КЦП не аккредитованы. Кроме того, предлагаемый на данный момент перечень аккредитационных показателей достаточно компактен, но при этом имеет все шансы объективно оценить качество образовательных программ.
Риски мы видим в способах измерения показателей. Например, показатель «Трудоустройство» можно измерять по доле трудоустроенных выпускников, или по доле трудоустроенных по специальности выпускников, или по доле трудоустроенных выпускников с определенным уровнем заработной платы. К этим формулировкам можно добавить ограничения по сроку трудоустройства после выпуска, по региону трудоустройства и другие. И каждый раз мы будем получать новое значение показателя. Также потенциальный риск существует в плоскости критериальных значений показателей, свидетельствующих о качественной или некачественной подготовке.
Насколько кардинально новая модель госаккредитации повлияет на внутривузовскую систему обеспечения и гарантии качества образования? Потребует ли она ее значительной перестройки?
— Внутривузовская система качества образования в нашем университете строилась фундаментально, с учетом устойчивости к различным внешним оценочным показателям. Она выдержана и проверена временем. Мы уверены, что новая модель госаккредитации существенных влияний на систему качества образования не окажет, и наши основные стейкхолдеры и партнеры будут все так же высоко оценивать качество подготовки наших выпускников.
Что, на ваш взгляд, является объективным показателем качества образовательной организации?
— Вряд ли когда-нибудь найдется единственный показатель, способный объективно измерить качество образовательной организации. Слишком велики различия в видах деятельности. Очевидно, что это должен быть интегральный показатель, учитывающий качество образовательной деятельности (как с точки зрения успешности подготавливаемых студентов, так и с точки зрения предлагаемых условий реализации образовательных программ); качество научно-исследовательской деятельности (в том числе использование ее результатов в образовательном процессе); качество воспитательной работы и широкий ряд иных аспектов деятельности образовательной организации.
Какие обязательные критерии для измерения качества вы хотели бы увидеть в новом критериальном перечне госаккредитации?
— На наш взгляд, новый перечень аккредитационных показателей достаточен на начальном этапе. Сейчас важна методологическая основа расчета показателей. Хотелось бы, чтобы до нормативного закрепления положений новой модели вузы получили возможность проведения пилотной аккредитации и оценку результатов. Тогда станет очевидно, каких показателей не хватает, а какие избыточны.