Экспертный совет. Эксперт: Елена Николаевна Макаренко. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Елена Николаевна Макаренко

Ректор

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) («РГЭУ (РИНХ)»)

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№145 (5) '2023
аккредитация в образовании

Пожалуйста, оцените уровень качества знаний выпускников школ – абитуриентов вашей образовательной организации, в частности, можно ли сказать, что наблюдается тенденция по улучшению (или ухудшению) этого уровня? Качество знаний абитуриентов по каким предметным областям является наиболее проблемным, а по каким все-таки наблюдается прогресс?

эксперт

—  При оценке уровня качества знаний выпускников школ высшие учебные заведения ориентируются сегодня на результаты внешней экспертизы: единого государственного экзамена, мониторинговых исследований, международных сравнительных исследований. Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) не исключение, и выпускники школ – наши абитуриенты, поступают к нам по результатам ЕГЭ. Сегодня вуз является соорганизатором и площадкой для проведения ряда международных олимпиад, а также – организатором «Многопрофильной олимпиады РГЭУ (РИНХ) для школьников», поэтому мы наблюдаем ежегодное увеличение числа абитуриентов, которые используют результаты своих достижений при пос­туплении.

Университет предоставляет обучающимся широкие возможности для успешной учебы: профессиональный профессорско-преподавательский состав, кадровые партнеры, проектная деятельность, практически вековой опыт образовательной деятельности и прекрасные традиции. В результате, независимо от баллов или уровня знаний абитуриентов, из стен нашего университета выпускаются востребованные высококвалифицированные профессионалы.

аккредитация в образовании

Какие эффективные форматы партнерства со школами ваш вуз реализует и планирует реализовать?

эксперт

—  Форматы достаточно разнообразны. Университет РГЭУ (РИНХ) проводит успешную профориентационную работу, в частности, мы участвуем в различных общероссийских проектах, таких как: Всероссийская просветительская акция «Поделись своим знанием», форум «Молодая волна», ярмарки учебных мест «Куда пойти учиться?». Наш университет выступает одним из региональных операторов популяризации предпринимательства среди школьников.

Организована работа профильных классов в школах-партнёрах, где наши преподаватели, работая со школьниками в 10 и 11 классах, кроме проведения образовательной, углубленной предпрофессиональной подготовки (включающей изу­чение экономических явлений и хозяйственных процессов, происходящих на макро- и микроуровне, знакомство с экономикой регионов России, особенностями современного глобального мироустройства) помогают сделать старшеклассникам осознанный выбор будущей профессии, организовать углубленную подготовку к ЕГЭ и учебе в вузе.

Мы уделяем большое внимание работе со школьниками с ОВЗ, где особое место занимает наш ежегодный инклюзивный форум «Парнас». Отдельная работа проводится с одаренными детьми. Так, например, РГЭУ (РИНХ) и Управление образования г. Ростова-на-Дону реализовали совместный проект по обучению талантливых детей в рамках школы «Надежда».

Второй год подряд наш университет становится площадкой и участником федерального проекта «Университетские смены», в рамках которого реализуется дополнительная общеразвивающая, образовательно-туристическая программа «Школа социокультурного развития «Шаг в будущее»» для детей из новых субъектов Российской Федерации.

Для школьников 8-10 классов проводится «Воскресная школа по экономике и финансам» в онлайн-формате, нацеленная как на получение знаний по финансовой, правовой, математической грамотности, так и на подготовку к участию в международной олимпиаде по финансовой безопасности.

Также в рамках работы Регионального центра финансовой грамотности «Финикум», который функционирует на базе РГЭУ (РИНХ) на систематической основе, проводятся образовательные и просветительские мероприятия в школах города Ростова-на-Дону. Для детей и подростков реализуется новый инициативный проект «Летом просто о финансах», направленный на повышение финансовой грамотности. В рамках этой программы РЦФГ «Финикум» проводит ряд мероприятий в школьных летних лагерях, которые включают в себя разнообразные игры, дискуссии и симуляции, нацеленные на расширение знаний участников по таким темам, как управление личным бюджетом, планирование финансовых целей и умение принимать финансовые решения.

№144 (4) '2023
аккредитация в образовании

Считаете ли вы необходимым возвращение – полное или частичное, модернизированное под современные реалии – системы распределения выпуск­ников-бюджетников российских вузов? Почему?

эксперт

—  Если размышлять о возвращении системы распределения, обязывающей как выпускника-бюджетника, так и работодателя на определённый срок вступить в трудовые отношения, то, с одной стороны, она будет гарантировать занятость молодых специалистов. Но, с другой, сохранит высокий риск несовместимости с ожиданиями выпускника на момент выпуска. На наш взгляд, для закрепления гарантий трудоустройства обучающихся, для которых такая гарантия является важнейшим фактором еще на стадии поступления, сегодня предусмотрен механизм целевого обучения, который позволяет удовлетворить потребности организаций в квалифицированных кадрах и гарантировать студенту трудоустройство. В РГЭУ (РИНХ) в настоящее время более сотни обучающихся проходят подготовку в рамках целевого обучения, и с каждым годом количество таких обучающихся только растет.

аккредитация в образовании

По вашему мнению, способна ли нынешняя модель целевого приема и обучения (с учетом всех последних нормативных поправок, позволяющих работодателям принимать активное участие в формировании запроса на подготовку специалистов, проводить отбор лучших и формировать требования к успеваемости студента) стать основным эффективным инструментом для удовлетворения кадровых потребностей российской экономики? Нуждается ли эта модель в дальнейшем совершенствовании?

эксперт

—  В феврале 2023 года на заседании Президиума Совета законодателей РФ Валерий Николаевич Фальков озвучил несколько проблем целевого приема:

- заполнение квот целевого приема;
- более низкое качество приема на целевые места;
- повышение привлекательности мест будущего трудоустройства.

Недавно принятые нормативные акты, несомненно, окажут положительное влияние на развитие механизма целевого набора и обучения. В немалой степени это обусловлено созданием единой платформы, где заказчики обучения будут публиковать запросы на целевое обучение, а абитуриенты, для которых интересны такие заявки, смогут поучаствовать в открытом конкурсе на эти места. А также заказчики получают возможность вносить в договор о целевом обучении требования к успеваемости студента. Благодаря этим изменениям появляются новые инструменты, делающие целевое обучение качественнее и доступнее для абитуриентов России.

№139 (7) '2022
аккредитация в образовании

Какую роль (миссию) выполняет структурное подразделение СПО в вашей образовательной организации? Что оно сегодня значит для вашего вуза? Для региона?

эксперт

—  В структуре Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) действует финансово-экономический колледж – подразделение, реализующее 6 программ среднего профессионального образования. Кроме этого, практически во всех филиалах университета также реализуются программы СПО. Все это способствует развитию университетской системы непрерывного профессионального образования, которая в современных социально-экономических условиях позволяет подготовить компетентных специалистов разного уровня квалификации, легко адаптирующихся и социально мобильных, способных к реализации своих возможностей.

О результативности системы непрерывного профессионального образования РГЭУ (РИНХ) свидетельствует ежегодная статистка: каждый год университет выпускает около 1000 специалистов с дипломом СПО, 93% из которых продолжают обучение на следующей ступени образования в высших учебных заведениях. Занятость выпускников нашего колледжа в первые три месяца после выпуска составляет 98%. Мы видим, что востребованность наших выпускников с дипломами СПО на рынке труда очень высокая, что указывает на еще одну важную миссию СПО при университете – удовлетворение потребностей общества и региона в квалифицированных специалистах со средним профессиональным образованием. Причем, как показывает мониторинг, в Ростовской области остается более 92% выпускников Финансово-экономического колледжа РГЭУ (РИНХ).

Очень важная особенность структурных подразделений СПО РГЭУ (РИНХ) – поступая на программы среднего профессионального образования, обучающиеся сразу окунаются в атмосферу вуза и используют все его возможности наравне с обучающимися по программам высшего образования. Очевидно, что и университет, и регион, и самое главное, – наши обучающиеся и выпускники получают только пользу от наличия подразделения, реализующего программы среднего профессионального образования.

аккредитация в образовании

В конце года Минобрнауки РФ намерено представить новую обновленную – «постболонскую» – модель отечественной высшей школы. По вашему мнению, какое место в этой модели может занять вузовский сектор СПО? Какие новшества – управленческие, нормативные и т.п. – необходимо внести в этот сектор, чтобы он оставался эффективным?

эксперт

—  В конце мая этого года министр науки и высшего образования РФ Валерий Николаевич Фальков задал вектор создания собственной модели отечественной высшей школы, в фундамент которой заложат интересы экономики страны и максимальные возможности для студентов. Хочу отметить, что в основе программ обучения в России, в том числе и в нашем университете, лежат федеральные государственные образовательные и профессиональные стандарты, и они, естественно, ориентированы на получение нужной квалификации для работы по конкретной профессии через получение определенных компетенций. И это, безусловно, останется приоритетом в новой модели. Думаю, что дальнейшее развитие высшего образования в нашей стране сможет вобрать в себя как лучшие наработки Болонского процесса, так и традиционные фундаментальные основы отечественной высшей школы, сделав ее гораздо более гибкой, соответствующей реалиям текущей повестки и запросам новой экономики.

Модель отечественной высшей школы должна отвечать общемировым трендам – интеграции, цифровизации, стремительному изменению в обществе, технологиях, знаниях. Все это требует от высшей школы подготовки специалистов, способных к адаптации, овладению новыми навыками и профессиями. Уверена, что новая модель высшего образования России сможет с этим справиться и будет успешно реализована.

№146 (6) '2023
аккредитация в образовании

Какие потенциальные риски и возможности для отечественной высшей школы несет активное внедрение технологий искусственного интеллекта? Как вы оцениваете уровень готовности российских университетов к этим технологиям?

эксперт

—  Применение технологий искусственного интеллекта, безусловно, обладает большим потенциалом и игнорировать данное направление сегодня не представляется правильным. Высокотехнологичные отрасли экономики уже активно их используют и даже классические отрасли находят эффективные способы применения ИИ в своей практической деятельности. Например, сфера здравоохранения, в которой ИИ используется для диагностики и прогнозирования заболеваний, разработки индивидуальных планов лечения, анализа медицинских изображений и данных. В банковской системе используют ИИ для автоматизации процессов анализа возможных рисков и прогнозирования рыночных трендов. В логистике ИИ применяется для управления сложными системами, для оптимизации трафика и систем навигации.

Что касается высшей школы, то уже сейчас в научных лабораториях университетов, на профильных факультетах, занимающихся подготовкой специалистов для высокотехнологичных отраслей, технологии ИИ применяются и показывают свою эффективность. Например, в Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ) технологии ИИ используются при подготовке специалистов направления «Прикладная математика и информатика», занимающихся программным обеспечением и разработкой прикладных решений искусственного интеллекта.

Мы частично используем ИИ при анализе больших данных, связанных с образовательным процессом университета. Это позволяет нам быстрее и лучше понимать картину освоения предметов студентами, выявлять точки роста и оптимизировать процесс формирования знаний и компетенций у обучающихся.

Если говорить о возможных рисках активного внедрения ИИ в учебный процесс, стоит отметить, что, во-первых, необходима соответствующая техническая инфраструктура, включая вычислительные мощности и доступ к облачным ресурсам для обучения и запуска ИИ-систем. Во-вторых, необходимо учесть юридические аспекты использования ИИ в учебных целях, включая вопросы конфиденциальности, авторских прав. Не забывая, что при работе с ИИ может возникнуть риск утечки конфиденциальной информации и злоупотребления ею, поэтому важно предусмотреть строгие правила политики безопасности данных и обеспечивать их соблюдение. В-третьих, важно создать механизмы мониторинга и оценки воздействия ИИ на образовательные результаты и учебный процесс в целом, обеспечив при этом готовность преподавателей и административного персонала к использованию ИИ, что потребует дополнительных затрат средств и времени.

аккредитация в образовании

Московский городской педагогический университет – первый в России – официально разрешил своим студентам использовать чат-боты и другие инструменты ИИ для подготовки выпускных квалификационных работ. Намерен ли ваш вуз последовать этому примеру?

эксперт

—  По сути, никто не запрещает использование таких инструментов ИИ как ChatGPT и аналогов для подготовки выпускной квалификационной работы, контрольной и прочих видов работ. Вопрос больше в формате использования этого инструмента. Если чат-бот сгенерирует текст, а обучающийся просто вставит данный текст в работу, не читая, то скорее всего ничего хорошего из этого не получится. Если обучающийся сделает с помощью инструментов ИИ выжимки по теме своей ВКР из, например, 10 часов записанных лекций эксперта, он сможет выделить важные моменты и идеи и сэкономить при этом 8-9 часов времени.

аккредитация в образовании

В президентском указе «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (№490 от 10.10.2019) отдельным пунктом (п.47) отмечено: «К 2030 году в России должны реализовываться образовательные программы мирового уровня для подготовки высококвалифицированных специалистов и руководителей в области ИИ». Какие образовательные программы по направлениям ИИ реализуются (или готовятся к реализации) в вашем вузе?

эксперт

—  В РГЭУ (РИНХ) с 2021 года ведется подготовка бакалавров по профилю «Математическое и программное обеспечение систем искусственного интеллекта» и магистров по профилю «Искусственный интеллект в цифровой экономике». В 2022 году был начат набор на еще один профиль магистратуры «Искусственный интеллект: математические модели и прикладные решения», а в 2024 году планируем к запуску профиль бакалавриата «Математическое моделирование и искусственный интеллект».

В университете также развивается ряд научных направлений, связанных с ИИ. В том числе, работа в области разработки интеллектуальных рекомендательных систем в сфере образования, выявление направлений применения ИИ для формирования и аудита политик информационной безопасности организации, а также исследования в области эффективного мониторинга интернет-контента на наличие экстремистской лексики с использованием гибридных нейросетей.

№136 (4) '2022
аккредитация в образовании

Какие конкретные РИД (продукты и технологии), имеющие хорошую перспективу внедрения, уже имеются в «пакете предложений» вашей образовательной организации?

эксперт

—  У РГЭУ (РИНХ) имеется ряд патентов на изобретения в различных сферах производственной деятельности. Например, в лесохозяйственном производстве совместно с Воронежским государственным лесотехническим университетом в рамках инжинирингового центра для повышения эффективности лесовосстановления используются изобретения: «Экспресс-анализатор качества семян», «Устройство для сортировки семян», «Устройство для аэросева семян» и другие. Представленная линейка изобретений реализует новую эффективную технологию лесовосстановления, применяемую в настоящее время на лесохозяйственных угодьях.

Другой пример: линейка запатентованных изобретений – «Способ предупреждения столкновения транспортных средств», «Способ дистанционного мониторинга позиционирования транспортных средств», «Способ повышения точности позиционирования транспортных средств» – решает задачу повышения эффективности современной логистики за счет организации высокоточного дистанционного мониторинга транспортных средств с использованием как спутниковой навигации, так и автономных средств позиционирования.

аккредитация в образовании

Какие приоритетные исследовательские направления вы намерены развивать сегодня в первоочередном порядке? Какие ресурсы для получения конкретного результата необходимы, и имеются ли эти ресурсы у вашей образовательной организации в достаточном объёме?

эксперт

—  В настоящее время в РГЭУ (РИНХ) реализуются приоритетные направления в следующих областях:
1. Разработка инновационной концепции интеллектуальной образовательной платформы обучающихся для реализации индивидуальной траектории обучения с элементами геймификации для учебных заведений.
2. Разработка программного комплекса оценки финансово-экономического состояния IT-отрасли на основе нечетко-множественного моделирования и методов интеллектуального анализа данных.
3. Разработка программного комплекса для выявления перспективных направлений развития экономики Ростовской области на основе интеллектуальных и открытых источников, данных и др.

Также университет осуществляет исследования по приоритетным направлениям развития региональной экономики:
-«Модернизация региональной экономической системы: внешние вызовы и внутренние возможности трансформации».
-«Национальные экономические интересы России в системе обеспечения региональной экономической безопасности».
-«Экономические факторы устойчивого социально-экономического развития региона и возможности реализации принципов «зеленой» экономики».

Актуальными являются проекты в области IT-решений:
1. Методы обеспечения кибербезопасности критических информационных инфраструктур.
2. Методы искусственного интеллекта в цифровой экономике.
3. Системы высокоточной навигации беспилотных транспортных средств и др.

РГЭУ (РИНХ) является членом целого ряда научно-исследовательских консорциумов и кластеров, что позволяет комплексно и эффективно осуществлять научные проекты.

Основным ресурсом для реализации приоритетных исследований университета является интеллектуальный потенциал и высокая компетентность научно-педагогических работников. Этим ресурсом РГЭУ (РИНХ) владеет в достаточном объеме, но мы всегда готовы к инициативным проектам и консолидации в новых партнерствах.

аккредитация в образовании

В чем вам видится уникальность будущей системы высшего образования России, за счет каких характеристик?

эксперт

—  Система высшего образования России была, есть и будет уникальной. Прежде всего, ее всегда отличала фундаментальность. Болонская модель, безусловно, за два десятилетия интеграции оказала влияние на отечественную школу – внедрен уровневый подход, ряд элементов формализован под европейский шаблон. Но основа отечественного образования осталась неизменной, и сегодня мы имеем крепкую вариативную систему высшего образования страны, способную выдержать достаточно серьезные потрясения мирового масштаба и не потерять при этом качество подготавливаемых выпускников. Этот тезис подтверждается, в частности, опытом деятельности нашего университета, выпускники которого всегда отличались высокой востребованностью. Вот и в 2021 году, по информации Пенсионного фонда РФ, уровень трудоустройства выпускников Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) составил 96%, а их зарплата – выше средней по Южному федеральному округу.

аккредитация в образовании

По вашему мнению, какой лучший опыт и традиции как советского, так и постсоветского периода развития системы высшего образования необходимо перенести в формируемую новую систему высшей школы?

эксперт

—  Очень сложный и дискуссионный вопрос. Сегодня идет продуктивный профессиональный диалог между всеми участниками системы образования в направлении поддержки эффективного вектора намеченной трансформации. Далее последует изменение стандартов. В любом случае я уверена, что совместными усилиями мы сохраним все сильные стороны отечественной системы высшей школы советского и постсоветсткого периода, и на этой основе будет создана эффективная национальная система высшего образования.

№134 (2) '2022
аккредитация в образовании

Реформируя (но не отменяя) институт госаккредитации, государство тем самым заявило о себе как об одном из институциональных гарантов качества высшего образования. В этом контексте, что вузы вправе ожидать от государства как ключевого участника обеспечения качества национальной системы образования?

эксперт

—  Государство уделяет пристальное внимание качеству образования. Реализовано и реализуется множество проектов, направленных на модернизацию и развитие системы образования: программа «Приоритет-2030», программа цифровизации, выделяются гранты на разработку новых образовательных программ и т. д. В этой ситуации реформирование института госаккредитации стало очередным этапом преобразования. Для вузов открываются новые возможности в реализации проектов и повышении качества образования. Хотелось бы, чтобы сохранился тренд на предоставление большей автономности учебным заведениям в вопросах планирования и организации учебного процесса.

аккредитация в образовании

В 2021 году ректорское сообщество приняло активное участие в обсуждении готовящихся критериев государственной аккредитации. Вот, например, какое мнение высказал один из ректоров-членов Экспертного совета редакции: «Важно, чтобы сформулированные критерии измерения качества образования были четкими, прозрачными, объективными, имели однозначную методику расчета и показывали бы, что выпускник вуза готов к работе и умеет решать конкретные задачи. Количество показателей не должно быть избыточным, или необходимо определить приоритеты (вес) каждого показателя». 25 ноября 2021 года подписан приказ Минобрнауки РФ №1094 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования». Как вы оцениваете, отвечают ли новые утвержденные показатели названным принципам?

эксперт

—  В целом, предложенный набор показателей отвечает основным принципам, выдвинутым ректорским сообществом. Однако процесс реформирования процедуры аккредитации еще не окончен. Поэтому важно, чтобы сохранился диалог между Рособрнадзором и ректорским сообществом, который поможет учесть возможные замечания и, если понадобится, оперативно внести изменения в методику расчета, учитываемые значения показателей и т. д.

аккредитация в образовании

Новые аккредитационные показатели (для госаккредитации, аккредмониторинга и государственного федерального контроля / надзора) предназначены для измерения и оценки: качества научно-педагогических работников ООВО, качес-тва абитуриентов «на входе» и качества текущей подготовки студентов, уровня востребованности выпускников (в т. ч. целевиков), наличия условий реализации образовательного процесса (в т. ч. наличия внутренней системы оценки качества образования и электронной информационно-образовательной среды) и т. д. По вашей оценке, соблюдение каких из показателей (и их критериев) для вашей образовательной организации не представит сложностей и, напротив, какие потребуют от управленческой команды и коллектива дополнительных усилий?

эксперт

—  В нашем вузе уже давно развернута и функционирует электронная информационно-образовательная среда, существует система оценки качества образовательного процесса. Поэтому, мы надеемся, что соблюдение этих показателей не представит для нас больших проблем. В тоже время, потребуют большего внимания показатели качества абитуриентов «на входе» и качества текущей подготовки студентов. Здесь предстоит провести определенную работу.
В любом случае, важность самой процедуры аккредитации и контроля предполагает отсутствие легкодостижимых критериев. Поэтому мы настраиваемся на серьезное отношение ко всем показателям.

№132 (8) '2021
аккредитация в образовании

Назовите, пожалуйста, несколько значимых стратегических для отечественной высшей школы событий 2021 года. Каких долгосрочных эффектов и результатов вы от них ожидаете? Какие, по вашей оценке, обязательные условия необходимы для достижения этих результатов?

эксперт

—  Для всех, кто трудится в сфере науки и высшего образования, 2021-й стал пространством новых перспектив и больших возможностей, поскольку решением президента страны был объявлен Годом науки и технологий. План мероприятий формировался и реализовывался через призму национальных целей, определенных главой государства.
Безусловно, ключевой инициативой этого года является федеральная программа «Приоритет-2030», в рамках которой на сегодняшний день представлен целый спектр программ развития университетов, влияющих на научно-технологическое и социально-экономическое развитие страны. Мы, как и многие наши коллеги, восприняли эту инициативу с большим оптимизмом, так как она делает акцент на поддержку всех российских университетов, вне зависимости от территориальной принадлежности. В долгосрочной перспективе мы увидим рост эффективности университетов, способность быстро отвечать на глобальные вызовы и включаться в национальную и мировую повестку. Мы увидим становление и укрепление технологического лидерства Российской Федерации.
В рамках программы «Приоритет-2030» поставлена задача обеспечения присутствия России в десятке ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования. РГЭУ (РИНХ) принимает участие в этой программе в партнёрстве с ведущими вузами России: Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого и Московским государственным юридическим университетом им. О.Е. Кутафина.
Команда университета вовлечена в постоянное развитие, приобретение новых знаний. Показательным в этом плане является участие представителей РГЭУ (РИНХ) во всех тактах проектно-образовательного интенсива «Архипелаг-2121», прошедшего в Великом Новгороде в июле-августе. Здесь взаимодействовали более тысячи команд из ведущих университетов страны, более ста крупных индустриальных партнёров, работали ведущие эксперты в развитии образовательных траекторий, новых технологий и инновационных стартапов. Был разработан и презентован проект «Цифровой двойник поля», направленный на создание цифрового сервиса агроаналитики состояния почвы. А также представлен проект «Интеллектуальный центр технологических решений региона Future Tech», нацеленный на создание единой действенной системы работы представителей органов власти, технологических компаний, крупных индустриальных партнёров, молодежных стартапов, вузов Ростовской области, научных организаций в процессе инновационного технологического развития региона.

аккредитация в образовании

Каковы главные события-2021 для вашей образовательной организации. Каким образом они должны повлиять на её дальнейшее развитие?

эксперт

—  Для нашего университета 2021 год стал особым. Конечно, прежде всего, это 90-летие Рос­товского государственного экономического университета (РИНХ). Огромное количество инициатив и проектов запущено в этот юбилейный период. Открыты кибер- и профессорский клубы, создан эндаумент-фонд. Мы подвели успешные итоги первого года реализации стратегии развития университета на период до 2025 года. Они касаются всех сфер: образовательной, научной, воспитательной деятельности, профессионального развития сотрудников и преподавателей, развития карьеры и трудоустройства выпускников. Наша «Точка кипения» – одна из лучших в России. Мы рекордсмены по количеству участников и команд в проектно-образовательных интенсивах «Университета 20.35». Мы базовая площадка для развития молодёжного предпринимательства в регионе. Растут наши сетевые связи с ведущими университетами, государственными органами власти, реальным сектором экономики. Наши студенты стали победителями престижных олим­пиад и конкурсов: в 1-й Международной олимпиаде по финансовой безо­пасности, во всероссийском кубке «Управляй», конкурсе «Твой ход», на «Цифровом прорыве» и многих, многих других. За счет федеральных и региональных программ работа, направленная на построение карьеры и трудоустройства выпускников, вышла на новый уровень. И для нас это сегодня приоритетная цель.

аккредитация в образовании

Какова планируемая повестка-2022 для вашего вуза? Назовите несколько ключевых пунктов.

эксперт

—  Повестка на 2022 год и последующие диктуется миссией нашего университета: это подготовка специалистов, способных вывести экономику страны на лидирующие позиции в мире. Мы прилагаем к этому все усилия и планируем активную поддержку текущих успешных инициатив и проектов, запуск новых.
Ежегодно РГЭУ (РИНХ) инициирует, поддерживает и обеспечивает стабильный рост и увеличение качества проектов с индустриальными партнерами, региональными органами власти и институтами развития. Осуществляется коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности и трансфер инноваций.
Не менее важная задача на 2022 год – стимулирование активности молодежи в сфере предпринимательской деятельности, формирование предпринимательского мышления и проектных компетенций у подрастающего поколения.

№129 (5) '2021
аккредитация в образовании

Каково в целом ваше отношение к новой модели государственной аккредитации?

эксперт

—  Думается, новая модель госаккредитации – это шаг, необходимость которого назрела уже давно. Надеемся, новая модель и новые показатели сделают госаккредитацию более объективной и прозрачной.

аккредитация в образовании

Что вы как руководитель вуза ожидаете от нововведения в первую очередь? Насколько значительно оно облегчит жизнь ректора, его команды, коллектива преподавателей, студентов?

эксперт

—  Мы ожидаем снижение трудоемкости подготовительного этапа. Несомненно, это также положительно скажется на морально-психологическом климате преподавателей и студентов, на уверенности коллектива университета в завтрашнем дне.

аккредитация в образовании

Какие плюсы, а также возможные потенциальные риски вы видите в новой модели?

эксперт

—  Из плюсов мы бы выделили отмену сроков действия свидетельств о госаккредитации и временную аккредитацию для тех направлений подготовки, на которые выделены КЦП, но которые на момент получения КЦП не аккредитованы. Кроме того, предлагаемый на данный момент перечень аккредитационных показателей достаточно компактен, но при этом имеет все шансы объективно оценить качество образовательных программ.

Риски мы видим в способах измерения показателей. Например, показатель «Трудоустройство» можно измерять по доле трудоустроенных выпускников, или по доле трудоустроенных по специальности выпускников, или по доле трудоустроенных выпускников с определенным уровнем заработной платы. К этим формулировкам можно добавить ограничения по сроку трудоустройства после выпуска, по региону трудоустройства и другие. И каждый раз мы будем получать новое значение показателя. Также потенциальный риск существует в плоскости критериальных значений показателей, свидетельствующих о качественной или некачественной подготовке.

аккредитация в образовании

Насколько кардинально новая модель госаккредитации повлияет на внутривузовскую систему обеспечения и гарантии качества образования? Потребует ли она ее значительной перестройки?

эксперт

—  Внутривузовская система качества образования в нашем университете строилась фундаментально, с учетом устойчивости к различным внешним оценочным показателям. Она выдержана и проверена временем. Мы уверены, что новая модель госаккредитации существенных влияний на систему качества образования не окажет, и наши основные стейкхолдеры и парт­неры будут все так же высоко оценивать качество подготовки наших выпускников.

аккредитация в образовании

Что, на ваш взгляд, является объективным показателем качества образовательной организации?

эксперт

—  Вряд ли когда-нибудь найдется единственный показатель, способный объективно измерить качество образовательной организации. Слишком велики различия в видах деятельности. Очевидно, что это должен быть интегральный показатель, учитывающий качество образовательной деятельности (как с точки зрения успешности подготавливаемых студентов, так и с точки зрения предлагаемых условий реализации образовательных программ); качество науч­но-исследовательской деятельности (в том числе использование ее результатов в образовательном процессе); качество воспитательной работы и широкий ряд иных аспектов деятельности образовательной организации.

аккредитация в образовании

Какие обязательные критерии для изме­рения качес­тва вы хотели бы увидеть в новом критериальном перечне гос­аккредитации?

эксперт

—  На наш взгляд, новый перечень аккредитационных показателей достаточен на начальном этапе. Сейчас важна методологическая основа расчета показателей. Хотелось бы, чтобы до нормативного закрепления положений новой модели вузы получили возможность проведения пилотной аккредитации и оценку результатов. Тогда станет очевидно, каких показателей не хватает, а какие избыточны.

Наверх