Член экспертного редакционного совета журнала АО
Работа эксперта
Поддерживаете ли вы предложенный подход по сокращению сроков образования (в частности, школьного)? Какие рациональные плюсы и потенциально опасные минусы, в случае реализации этого предложения, можете обозначить?
— Сокращение сроков образования в школе – тема, вызывающая многочисленные дебаты среди педагогов, родителей и общественности. Трудно сказать наверняка, в какой степени «прессование» образовательной системы будет полезным или нет. Необходимо серьезное изучение этого вопроса. Ведь сокращение сроков школьного образования должно происходить не просто за счет сокращения срока обучения в школе, а за счет пересмотра содержания общеобразовательных программ, акцентирования внимания на наиболее значимых и актуальных знаниях. Необходимо будет серьезно пересмотреть формы, методы, технологии и средства обучения.
Вопрос продолжительности обучения не ограничивается получением знаний, он касается и психофизиологического развития ребенка. Необходимо изучить серьезные исследования, показывающие, как изменения среднего возраста взросления человека влияют на развитие личности.
Потом, прежде чем сокращать школьный период, необходимо убедиться, что другие уровни образования (среднее профессиональное, высшее) готовы к приему более молодых абитуриентов и что существуют специалисты, которые могут помочь им в профессиональной ориентации и социализации.
Любые глобальные реформы требуют грамотного подхода, тщательной разработки новых учебных программ.
Среди плюсов можно выделить оптимизацию учебного процесса, что позволит сосредоточиться на наиболее значимых и актуальных знаниях. Это может привести к более глубокому усвоению предметов, поскольку учащиеся будут концентрироваться на ключевых аспектах, а не перегружать себя второстепенными деталями.
Кроме того, сокращение времени на обучение может позволить молодым людям быстрее выйти на рынок труда.
Однако существуют и серьезные минусы. Сокращение времени на обучение может привести к недостаточному усвоению материала, снижению качества образования и повышению уровня стресса у школьников. Каждому ребенку необходимо время для глубокого понимания предметов, самостоятельного изучения и развития критического мышления.
Когда речь идет о высшем медицинском образовании, медицина — это не только набор знаний, но и навыков, на формирование которых требуется время. Быстрое обучение может привести к недостаточной подготовке специалистов, что в свою очередь может повлиять на качество медицинской помощи и безопасность пациентов. Нельзя забывать о важности практического обучения и клинического опыта, которые невозможно эффективно освоить в ускоренном темпе.
Поэтому необходим тщательный баланс между эффективностью образования и его качеством, чтобы избежать потери фундаментальных знаний, качественного получения практических навыков.
Обозначьте кратко «тройку» необходимых системных решений (управленческих, ресурсных и т.п.), которые в наибольшей степени будут способствовать формированию гибких, динамичных, адекватных вызовам времени, образовательных треков.
— В современном мире высшего медицинского образования необходимо адаптироваться к быстро меняющимся вызовам и требованиям. Системные решения, направленные на формирование гибких и динамичных образовательных треков, должны включать активное внедрение телемедицины и цифровых технологий в образовательный процесс, что дает возможность обучать студентов использованию современных технологий для мониторинга здоровья и оказания медицинских услуг на расстоянии. Эффективное использование искусственного интеллекта, технологий виртуальной и дополненной реальности, анализа больших данных и платформ для дистанционного консультирования позволяет будущим врачам быть готовыми к медицине 21 века.
Не менее важным является дальнейшее развитие сотрудничества с клиническими базами и научными учреждениями для отработки практических навыков, обмена опытом и знаниями, что создает единую экосистему, способствующую интеграции теории и практики. А также периодическое обновление образовательных программ в соответствии с новейшими исследованиями и инновациями в медицине, что гарантирует выпускникам готовность к вызовам времени, способность оперативно реагировать на изменения в сфере здравоохранения.
Как вы считаете, не пришла ли пора для перенесения данного подхода по «принуждению к партнерству» с высшей школы на другие отрасли отечественной экономики?
— Взаимодействие вузов с работодателями является ключевым аспектом, способствующим формированию качественных образовательных программ, ориентированных на реальные потребности рынка труда и повышающих конкурентоспособность выпускников при трудоустройстве.
Если говорить о медицинских вузах, то их взаимодействие с медицинскими или фармацевтическими организациями является особо важной составляющей организации образовательного процесса.
Получение медицинской специальности требует законченного, полноценного образования. Начиная с 3-го курса обучение проходит и должно проходить в дальнейшем на клинических базах, так как выпускник, окончив медицинский вуз, должен уметь выполнять очень большой перечень манипуляций и быть готовым оказывать не только первую помощь. Очень важно, чтобы будущий врач больше времени проводил у постели больного, чтобы он мог слышать сердцебиение пациента не только с помощью самых современных технологий, но и собственным ухом. Поэтому, если медицинским организациям, которые активно сотрудничают с медицинскими вузами в подготовке кадров для отрасли, предоставить определенные льготы и стимулы, это еще больше повысит их заинтересованность в эффективном взаимодействии. Тем не менее, при переносе данной модели на другие отрасли отечественной экономики важно учитывать специфику каждой и ее уникальные потребности, чтобы обеспечить ее эффективность и устойчивое развитие экономики страны.
Какие плюсы и минусы видите в предложенной модели? Какие ключевые проблемы образовательных организаций эта модель поможет решить?
— Партнерство медицинских организаций с медицинскими вузами является важным аспектом современного медицинского образования и практики. Среди плюсов такого сотрудничества можно выделить возможность интеграции теоретических знаний студентов с практическим опытом.
Взаимодействие позволяет существенно повысить качество образования и подготовки специалистов. В первую очередь, такой подход способствует более глубокому пониманию реальных потребностей здравоохранения. Студенты имеют возможность проходить практику в клиниках, что позволяет им осваивать навыки в условиях, максимально приближенных к реальности, а также знакомиться с новейшими технологиями и методами лечения. Кроме того, сотрудничество с медицинскими учреждениями обеспечивает доступ к актуальным данным и исследованиям, которые могут быть реализованы в образовательных программах. Это позволяет вузам адаптировать свою подготовку к современным вызовам и требованиям рынка труда, что в свою очередь приводит к повышению конкурентоспособности выпускников.
Взаимодействие открывает возможности для междисциплинарных исследований, что способствует расширению научного потенциала и внедрению инноваций в медицине. Наконец, обратная связь между вузами и практикующими врачами помогает оперативно выявлять и исправлять недостатки в образовательных программах, тем самым создавая более эффективную и адаптивную систему подготовки специалистов.
Какие эффективные практики взаимодействия с работодателями найдены и реализуются в вашем вузе?
— Сегодня элементы этой модели уже внедрены в высшее медицинское образование, в том числе и в нашем университете. Лечебные учреждения предоставляют возможность проводить не только практику, но и учебные занятия на своей базе. Начиная с 3-го курса, студенты уделяют много времени отработке практических навыков не только на симуляторах, но и непосредственно «у постели больного». Мы сделали все практики рассредоточенными по семестрам, наши студенты, в том числе целевые, постоянно присутствуют в лечебно-профилактических учреждениях. Такой подход позволяет сократить количество студентов на одного пациента и тем самым повысить эффективность отработки практических навыков.
Хорошо зарекомендовала себя практика формирования учебных групп целевых студентов, начиная с 1-го курса, по принципу медико-географических округов Алтайского края. Это дает студентам возможность ежедневно общаться и отрабатывать навыки командной работы с будущими коллегами на протяжении всего периода обучения в университете. «Целевые» студенты проходят производственную практику в организациях-заказчиках, где имеют возможность познакомиться с коллективом, определиться с будущей медицинской специальностью и познакомиться со своим будущим наставником.
Еще одной эффективной формой является создание студенческих медицинских отрядов для помощи региональному здравоохранению, сегодня их количество в университете составляет уже 7. В течение лета участники отрядов работали в районах Алтайского края. Более 1000 человек прошли профосмотр и медицинское обследование. Главные врачи медицинских организаций создали комфортные условия для размещения наших ребят и организовали рабочие места.
А в 2024 году АГМУ стал опорной площадкой для реализации Всероссийского медицинского проекта. В Барнаул приехали 84 бойца Всероссийского студенческого медицинского отряда «Аметист» из 10 субъектов нашей страны. Молодые специалисты были трудоустроены в учреждениях здравоохранения города Барнаула. Бойцы применили свои знания и умения в отделениях гнойной хирургии и сосудистой нейрохирургии, неврологическом отделении острых нарушений мозгового кровообращения, кардиологии, анестезиологии и реанимации, медицинской реабилитации. Важнейшая задача этого проекта – обеспечить закрепление молодых кадров в системе государственного здравоохранения, чтобы бойцы получили опытных наставников, чтобы интеграция ребят в систему здравоохранения прошла максимально комфортно.
Еще одним ноу-хау для нашего университета является разработка и внедрение собственной многофункциональной платформы «Цифровая карьерная экосистема АГМУ», которая обеспечивает карьерную навигацию для студентов, их карьерную поддержку и содействие в трудоустройстве в государственные медицинские и фармацевтические организации региона.
Ключевая задача цифровой платформы – формирование карьерной экосистемы вуза, обеспечивающей построение индивидуальной карьерной траектории студентов и выпускников, их эффективное взаимодействие с работодателями региона.
Для работодателей-партнеров – это цифровая карьерная среда, где можно бесплатно размещать неограниченное количество вакансий, просматривать портфолио студентов и ординаторов АГМУ, отправлять и получать прямые отклики от студентов и выпускников вуза.
Для студентов, ординаторов и выпускников это, во-первых, возможность просмотреть все актуальные вакансии, напрямую связаться с работодателем, а значит, быстро найти желаемую работу и подработку во время учебы. Во-вторых, возможность изучить и проанализировать карьерные карты любого из институтов АГМУ, получить консультацию специалистов центра карьерного роста и самостоятельно или с их помощью сформировать свою индивидуальную карьерную траекторию.
Дальнейшее развитие цифровой платформы предполагает расширение ее функционала, создание новых полезных информационных страниц, таких как «Анонс новостей», «Карьерные советы», «База знаний, или Мудрый дом» и других.
Назовите наиболее значимые на сегодня достижения вашей образовательной организации в области международного сотрудничества. Какой «пакет решений» – предпринятые вузом практические усилия и меры – позволил добиться этих результатов?
— Международная деятельность является одним из ведущих стратегически важных направлений развития АГМУ. Университет сегодня смог определить собственную модель эффективного международного развития, направленную на активную интеграцию в мировое научно-образовательное пространство, и динамично укрепляет свои позиции.
С 2016 года мы активно развиваем билингвальную и англоязычную образовательную среду. Создан факультет иностранных студентов, на котором реализуются три билингвальные/англоязычные программы по специальностям: «Лечебное дело», «Стоматология», «Фармация». Главной особенностью этих образовательных программ является то, что каждая из них осваивается на двух языках, а именно на английском (1-3 курсы) и русском (4-6 курсы) языках. В 2023 году осуществлен набор на специальность «Лечебное дело», где студенты полностью осваивают программу на английском языке.
АГМУ за последние три года увеличил с 22 до 40 количество действующих международных договоров, соглашений, меморандумов и протоколов в области науки и образования с зарубежными научно-образовательными организациями.
Университет активно развивает сетевые формы международного сотрудничества по линии Росийско-Китайской Ассоциации медицинских университетов и Ассоциации азиатских университетов.
Новым форматом международного сотрудничества стала разработка и реализация совместно с Самаркандским государственным медицинским университетом двудипломной сетевой образовательной программы «3+2» по специальности «Стоматология», по окончании которой обучающиеся получат два диплома – АГМУ и Самаркандского ГМУ. В настоящее время по этой программе обучаются 30 студентов из Узбекистана.
Важным показателем развития международной деятельности в университете является академическая мобильность. С 2020 года в АГМУ проводится конкурс при финансовой поддержке университета для научно-педагогических работников «TRAVEL-ГРАНТ РЕКТОРА АГМУ», по итогам которого победители осуществляют зарубежные командировки, где читают лекции, проводят семинары и практические занятия для иностранных студентов, ординаторов и практикующих врачей. После лекций совместно с зарубежными коллегами проводят обход пациентов и консультации. В рамках входящей академической мобильности преподаватели зарубежных вузов читают лекции, проводят семинары и практические занятия для обучающихся АГМУ.
В 2021 году АГМУ впервые прошел международную институциональную аккредитацию в соответствии с международными стандартами Всемирной федерации медицинского образования (WFME) с выдачей соответствующего свидетельства сроком на 5 лет. Прохождение данной аккредитации дает АГМУ подтверждение гарантий высокого качества образования и услуг, соответствия их международным требованиям, рост имиджа и укрепление конкурентных позиций на национальном и международном рынке образовательных услуг, а для его обучающихся и выпускников – участие в различных программах академической мобильности в зарубежные вузы-партнеры, повышение конкурентоспособности выпускника как на национальном, так и на международном рынке труда, трудоустройство по специальности в стране и за рубежом с признанием диплома университета.
«Не менее 500 тысяч иностранных студентов к 2030 году» – таков целевой показатель развития экспорта образования, поставленный в соответствующем президентском указе. На ваш взгляд, нуждаются ли вузы в дополнительной поддержке государства, чтобы к указанному сроку эту цель достичь? Если «да», то какие государственные меры вы назвали бы в качестве первоочередных?
— АГМУ имеет достаточный опыт обучения иностранных граждан. Постоянно увеличивается контингент иностранных обучающихся, расширяется его география. С 2016 года количество иностранных граждан выросло в 2,5 раза. В настоящее время в институтах университета по различным направлениям подготовки обучаются около 1200 иностранных студентов из 30 государств ближнего и дальнего зарубежья. Доля контингента иностранных студентов в общем контингенте составляет 21%. Мы считаем, что такой процент иностранных студентов является оптимальным.
Конечно, для привлечения большего количества иностранных студентов в российские вузы необходима поддержка государства.
Во-первых, важно продолжать развивать существующую поддержку в виде квоты Правительства РФ для иностранных студентов. Увеличение этой квоты вдвое за последние три года с выделением 30 тысяч мест для иностранных студентов в 2024 году явно положительно влияет на достижение этого показателя.
Во-вторых, обсуждаемая в настоящее время мера грантовой поддержки талантливых иностранных студентов как дополнение к уже существующему механизму предоставления квот, однозначно привлечет больше талантливых иностранцев к обучению в российских вузах. Это расширит культурные и экономические связи, наладит взаимовыгодное сотрудничество, повысит престиж российского высшего образования за рубежом. Ведь грантовая поддержка предусматривает выделение бюджетных средств не только на образование, но и на оплату расходов, связанных с проездом, проживанием, медицинской страховкой, а также на выплату повышенной ежемесячной стипендии.
В-третьих, значимым фактором привлечения иностранных студентов являются комфортные условия проживания. Определенные шаги в этом направлении уже предприняты на государственном уровне. В 2024 году стартовала президентская программа по ремонту 800 общежитий, реализация которой также позволит привлечь иностранных граждан на обучение в российские университеты.
В соответствии с законодательством формирование перечня аккредитующих организаций отнесено к функционалу Минобрнауки России. Включение организации в такой перечень сейчас происходит в заявительном порядке, и к настоящему времени в него входит 131 аккредитатор. Если программы вашего вуза уже проходили или планируют проходить процедуры профессионально-общественной аккредитации, по каким критериям вы выбираете аккредитующую организацию? (Понятно, что цена имеет значение, но, наверняка есть и другие критерии?)
— Наш университет достаточно давно проходил профессионально-общественную аккредитацию, в 2015 году. В период с 2019 по 2023 годы приоритетными направлениями были успешное прохождение государственной аккредитации образовательной деятельности и международной институциональной аккредитации. Учитывая тот факт, что в сегодняшних реалиях результаты профессионально-общественной аккредитации рассматриваются при проведении аккредитационного мониторинга, государственной аккредитации образовательной деятельности, при распределении контрольных цифр приема, при формировании рейтингов образовательных программ и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, наш университет рассматривает возможность прохождения ПОА. При выборе аккредитующей организации важно учитывать репутацию организации на рынке аккредитации, ее опыт и компетентность в этой области. Считаю, что профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ в области медицины и не только должны осуществлять организации, имеющие непосредственное отношение к данному виду деятельности. Сегодня, если посмотреть на перечень организаций, включенных в реестр Минобрнауки России, наделенных полномочиями осуществлять профессионально-общественную организацию, не все соответствуют требованиям действующего российского законодательства. Например, образовательные программы в сфере медицинской деятельности могут быть аккредитованы организациями геологической направленности или организациями развития сферы туризма. Наверное, это неправильно, и мы бы точно не выбрали такие организации для своего университета в качестве аккредитатора.
Согласны ли вы, что внесение в перечень аккредитующих организаций должно носить не заявительный (как сейчас) характер, а на основании определенного перечня критериев? Если да, то, пожалуйста, назовите 3-5 таких критериев-требований как основу для доверия к ее деятельности со стороны вузовского сообщества.
— Внесение в перечень аккредитующих организаций может носить заявительный характер. Но порядок включения должен быть четко регламентирован, а также определены критерии, которым должна соответствовать организация.
Во-первых, она должна иметь высокий профессиональный уровень и обладать достаточным практическим опытом в сфере аккредитуемых образовательных программ. Организация должна быть независимой и объективной, не иметь конфликта интересов и не подвержена давлению со стороны сторонних лиц или организаций.
Кроме того, должна иметь четко определенные процедуры и критерии аккредитации, понятные и доступные всем заинтересованным сторонам. Важно также наличие квалифицированных специалистов, способных оценить качество образовательных программ и дать объективное заключение об их соответствии требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.
Наконец, организация должна обеспечивать прозрачность и открытость своих действий. Только в этом случае можно гарантировать надежность и объективность проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
По вашему мнению, в чьих руках – государства или сообщества аккредитаторов – должна находиться условная «золотая акция» (решающий голос) по гарантии и контролю за качеством деятельности и добропорядочности организаций-аккредитаторов в России?
— Учитывая тот факт, что результаты профессионально-общественной аккредитации рассматриваются в рамках различных процедур, осуществляемых на государственном уровне (государственная аккредитация образовательной деятельности, аккредитационный мониторинг, распределение контрольных цифр приема), то контроль качества деятельности и добропорядочности организаций-аккредитоторов в России должно осуществлять государство. Государство обладает достаточными ресурсами для обеспечения эффективного и надлежащего контроля и надзора, а также может разработать и реализовать стратегию развития системы аккредитации в целом, установить требования к организациям-аккредитаторам.
Как правило, добросовестные аккредитаторы на основании аккредитационной экспертизы готовят для вуза не только экспертное заключение, но и рекомендации в целях дальнейшего улучшения и совершенствования деятельности организации. В свою очередь, какие рекомендации по улучшению подходов и процедур ПОА дали бы аккредитаторам вы – вузовское сообщество?
— Профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ – это признание качества и уровня подготовки выпускников требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. При проведении ПОА необходимо обеспечить соблюдение ряда критериев.
Во-первых, прозрачность процесса: необходимо обеспечить доступ к информации о критериях и процедурах проведения аккредитации, чтобы образовательные организации могли более эффективно подготовиться к процессу аккредитации и улучшить качество своих программ. Сегодня на сайтах аккредитаторов либо отсутствуют сведения о критериях и процедурах проведения профессионально-общественной аккредитации, либо их очень сложно найти.
Во-вторых, необходимо обеспечить более широкое участие заинтересованных сторон: необходимо активнее вовлекать в процесс аккредитации работодателей, студентов и других заинтересованных лиц, чтобы учесть их потребности и оценить реальное качество образовательных программ.
В-третьих, очень важна объективность оценки, которую можно обеспечить при условии периодического обновления и совершенствования критериев и стандартов аккредитации, отражающих современные требования и вызовы в сфере образования.
В-четвертых, необходимо обеспечить качественное обучение и подготовку аккредитаторов, чтобы они могли проводить аккредитацию более эффективно и объективно.
Фундаментальность всегда обозначалась одним из главных достижений и преимуществ отечественного высшего образования. Сегодня, во времена стремительных изменений, что означает эта характеристика? Какие базовые прежние и актуальные новые смыслы вы включили бы в понятие фундаментальности российской высшей школы?
— Во времена стремительных изменений и развития медицины, фундаментальность высшего медицинского образования означает его базовый и основательный характер. Это образование предоставляет будущим медицинским работникам необходимые знания, навыки и компетенции, которые являются основой для успешной практики в сфере здравоохранения.
К базовым смыслам фундаментальности можно отнести изучение таких фундаментальных наук медицины, как анатомия, физиология, биохимия, фармакология и других. Также важными компонентами фундаментального медицинского образования являются изучение клинических наук, таких как патология, хирургия, педиатрия, гинекология и других. Благодаря этому образованию медицинские работники получают широкий спектр знаний и глубокое понимание принципов и концепций медицины.
Базовое фундаментальное образование также включает в себя развитие навыков критического мышления, исследовательской работы. Оно помогает медицинским работникам не только выполнять свои обязанности в сфере здравоохранения, но и принимать обоснованные решения на основе научных данных и лучших практик.
Если говорить об актуальных смыслах фундаментальности высшего медицинского образования, то к ним можно отнести внедрение инноваций и цифровых технологий. Современная медицина быстро развивается и включает использование новых технологий и методов диагностики и лечения, в том числе с использованием искусственного интеллекта. Высшая медицинская школа должна быть способна оперативно внедрять эти инновации в учебный процесс и готовить студентов к работе с современными медицинскими и цифровыми технологиями.
Сочетание фундаментальности и практико-ориентированности – один из принципов новой модели отечественного высшего образования, актуальнейшая задача для российских университетов. Какие обязательные переменные вложили бы вы в формулу достижения этого сложного и тонкого баланса? Какие из них уже есть в активе вашей образовательной организации, а какие пока остаются неизвестными, требующими большого обсуждения профессионального университетского сообщества?
— В условиях современного развития медицинской науки и практики, сочетание фундаментальности и практико-ориентированности является одним из ключевых принципов новой модели отечественного высшего медицинского образования. Данная модель стремится обеспечить студентам не только теоретические знания, но и практические навыки, необходимые для успешной медицинской деятельности.
На сегодняшний день в высшем медицинском образовании, в том числе и в нашем университете, уже реализуются элементы данной модели. В университете обеспечена возможность проводить не только практику, но и практические занятия в медицинских учреждениях. Начиная уже с 3 курса, студенты проводят много времени отрабатывая практические навыки не только на симуляторах, но и непосредственно у «постели больного». К образовательному процессу активно привлекаются сотрудники из практического здравоохранения.
Эту проблему было бы легче решить, если бы все медицинские вузы имели собственные медицинские клиники, где работали бы преподаватели вуза по своим специальностям.
Историческая задача системы высшего образования – подготовить кадры для рынка труда. В современных условиях необходимо более гибко реагировать на его запросы при сохранении баланса между фундаментальностью и практико-ориентированностью. Мы более успешны в подготовке кадров для текущих задач, но подготовка кадров для будущего – для рынка труда, который сформируется через пять-десять лет, требует обсуждения и проработки.
Каких принципиальных решений и инициатив вы ожидаете от государства как институционального регулятора обеспечения требуемого баланса фундаментальности и практико-ориентированности отечественной высшей школы?
— Для обеспечения требуемого баланса фундаментальности и практико-ориентированности отечественной высшей школы необходимо дальнейшее создание условий для развития фундаментальных наук, которые являются базой для всей системы высшего образования и поддержкой практико-ориентированности, развития взаимодействия между образовательными организациями и реальным сектором экономики.
Необходимо разработать новые стимулы и механизмы финансирования университетов, важность которых определяется не количеством статей и патентов, а реальной ценностью влияния полученных результатов на отрасль.
Какие потенциальные риски и возможности для отечественной высшей школы несет активное внедрение технологий искусственного интеллекта? Как вы оцениваете уровень готовности российских университетов к этим технологиям?
— Если говорить о внедрении искусственного интеллекта в медицинское образование, думаю, можно выделить следующие ключевые возможности. Высокотехнологичная медицинская помощь основана на использовании новых уникальных технологий, в том числе ИИ для автоматического анализа цифровых снимков, результатов ЭКГ, МРТ и МСКТ. За последние несколько лет эти технологии стали использоваться при обработке больших данных о состоянии здоровья пациентов, хранящихся в медицинских информационных системах. В связи с этим практическое применение big data и ИИ является современной реальностью медицины.
Один из потенциальных рисков использования ИИ в медицинском образовании заключается в следующем: основанный на алгоритмах машинного обучения ИИ может быть подвержен ошибкам и недостаткам, особенно если используются неверные или неполные данные. Результаты, полученные с его помощью, всегда должны просматриваться и проверяться врачами или специалистами с учетом контекста и индивидуальных особенностей пациента. Неправильная интерпретация результатов или применение может привести к серьезным ошибкам.
Сейчас довольно сложно оценить готовность российских вузов к использованию технологии ИИ в образовании. С одной стороны, во многих технических университетах соответствующие дисциплины преподаются уже давно, ими накоплен обширный исследовательский и практический опыт использования этих технологий для различных приложений. Однако применение ИИ в образовательных целях остается ограниченным. Может быть это связано с тем, что данные технологии стали доступны широкому кругу пользователей сравнительно недавно, а их возможности еще не до конца осмыслены преподавательским сообществом.
Московский городской педагогический университет – первый в России – официально разрешил своим студентам использовать чат-боты и другие инструменты ИИ для подготовки выпускных квалификационных работ. Намерен ли ваш вуз последовать этому примеру?
— Несмотря на значительные перспективы использования чат-ботов при обработке больших объемов данных, упрощении поиска информации и ее систематизации, при использовании этой технологии существуют высокие риски получения недостоверных данных. В медицине профессиональный опыт и квалификация врача не могут быть полностью заменены цифровым решением. Каждый результат обработки медицинских данных пациента искусственным интеллектом должен подвергаться экспертному анализу врача. Поэтому использование чат-бота для написания квалификационных работ в сфере медицины, где достоверность и точность информации о заболевании и состоянии здоровья пациента является приоритетом, представляется маловероятным.
Медицинские статьи и квалификационные работы являются, прежде всего, результатом аналитического клинического мышления. Обучая студентов, мы формируем специалиста, способного самостоятельно сравнивать различные терапевтические подходы, подбирать, анализировать и проводить инструментальную и лабораторную диагностику. Выполнение студентом-медиком или уже практикующим врачом квалификационной работы по подтверждению категории является проявлением умения оценивать, анализировать и обобщать клинические данные с учетом индивидуальных особенностей пациента. Таким образом, чат-боты могут использоваться только как вспомогательная технология для быстрого поиска неспецифических данных, оставляя ответственность за постановку диагноза и интерпретацию медицинских данных на медицинском работнике.
В президентском указе «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (№490 от 10.10.2019) отдельным пунктом (п.47) отмечено: «К 2030 году в России должны реализовываться образовательные программы мирового уровня для подготовки высококвалифицированных специалистов и руководителей в области ИИ». Какие образовательные программы по направлениям ИИ реализуются (или готовятся к реализации) в вашем вузе?
— В нашем университете в 2023-2024 учебном году технологии искусственного интеллекта изучаются по ряду дисциплин, таких как «Основы цифровой медицины» на третьем курсе, «Медицинские информационные системы. Электронное здравоохранение» на пятом курсе, «Информационные технологии в медицине (углубленное изучение)» на шестом курсе.
Следующим шагом внедрения искусственного интеллекта в образовательный процесс является вхождение вуза в консорциум образовательных организаций высшего образования, созданный на базе Санкт-Петербургского политехнического университета для реализации проекта «Цифровые кафедры» в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и стратегической инициативы «Приоритет-2030». В частности, кафедра физики и информатики АГМУ стала участником проекта «Развитие человеческих ресурсов в ИТ-индустрии».
Запуск данного проекта является важным шагом в развитии образования и сотрудничества между медицинскими и техническими университетами. В рамках проекта «Цифровые кафедры» студенты третьего курса и старше могут бесплатно получить дополнительную квалификацию по ИТ-профилю за счет реализации программ профессиональной переподготовки. С октября текущего года студенты третьего курса специальности «Лечебное дело» начали обучение по программам «Python». Анализ данных в маркетинге» и «Цифровизация бизнес-процессов на базе технологий 1С». Этот опыт обещает стать важным шагом на пути к профессиональному успеху, в том числе по программе «Цифровая трансформация здравоохранения и личностный рост для каждого студента».
В перспективе также рассматривается подготовка высококвалифицированных специалистов в области искусственного интеллекта в медицине и фармации с использованием сетевой формы реализации образовательных программ/модулей.
Пожалуйста, оцените уровень качества знаний выпускников школ – абитуриентов вашей образовательной организации, в частности, можно ли сказать, что наблюдается тенденция по улучшению (или ухудшению) этого уровня? Качество знаний абитуриентов по каким предметным областям является наиболее проблемным, а по каким все-таки наблюдается прогресс?
— Каждый университет, безусловно, хочет, чтобы абитуриенты к нему поступали с самыми высокими баллами ЕГЭ. Наш университет не является исключением, поэтому принимаются различные меры для создания конкурентной среды при поступлении в университет. Если мы посмотрим на уровень качества знаний абитуриентов АГМУ в 2023 году, то он значительно выше, чем в 2022 году. Общий средний балл ЕГЭ вырос почти на 11%, а по таким профильным предметам, как химия – на 34%, биология – на 10%.
В 2023 году на бюджетные места было зачислено 23 человека, набравших 260 и более баллов. Среди поступивших в наш университет есть абитуриент из Алтайского края, набравший 100 баллов по химии и биологии, и еще 8 человек со 100 баллами по одному из предметов. Абитуриенты АГМУ, поступившие на бюджетные места и имеющие более 260 баллов, получат стипендию ректора (20 тысяч рублей).
Какие эффективные форматы партнерства со школами ваш вуз реализует и планирует реализовать?
— АГМУ активно ведет масштабную работу со школьниками. Для выявления одаренных ребят и организации целенаправленной с ними работы в университете ежегодно проводятся олимпиады школьников по химии и биологии. Развивается университетский проект «Профессиональные научные школы для старшеклассников». Такие школы функционируют на базе кафедр АГМУ – ведущие профессора занимаются научными исследованиями со старшеклассниками. Результаты совместной работы школьников демонстрируются на научно-практической конференции «Старт в медицину».
Важным направлением являются подготовительные курсы, которые проходят в очном и дистанционном форматах, что позволяет привлекать к обучению школьников из отдаленных районов, из других субъектов РФ и ближнего зарубежья.
В целях ранней профориентации для школьников реализуется целая линейка университетских проектов: «Юный диетолог», «Юный инфекционист», клуб «Клуб «Genesis», клуб психологии, клуб «Будущий медик», «Школа юного провизора», «Юный стоматолог», «Научная школа фармакологии», «Университетские субботы» и другие, в рамках которых проводятся образовательные семинары, мастер-классы и экскурсии на кафедры, в симуляционный центр и музеи университета.
Добавлю, что АГМУ уже несколько лет эффективно реализует региональный проект «Будущие кадры современного здравоохранения», нацеленный на решение важнейшей задачи по устранению кадрового дефицита в системе здравоохранения.
Продолжает работу «Малая медицинская академия АГМУ», которая формируется из выпускников 9-х классов, успешно сдавших ОГЭ по химии и биологии. Обучение в академии длится 2 года (10-11 классы), и вместе с усиленной подготовкой к ЕГЭ по химии, биологии и русскому языку проходит знакомство с медицинскими дисциплинами (латинский язык, анатомия, основы физиологии человека и др.). Была организована работа естественно-научной онлайн-школы для школьников края из отдаленных районов по подготовке к ЕГЭ по химии и биологии.
В настоящее время мы активно развиваем открытие медицинских классов в школах края. Биологию и химию ведут школьные учителя, а медицинские предметы («Основы анатомии», «Основы физиологии», «Основы латинского языка», «Первая медицинская помощь» и др.) преподаватели нашего университета. Занятия в медицинских классах проводятся как на базе школы, так и на кафедрах медицинского университета, в симуляционном центре АГМУ.
В целом, на различных подготовительных курсах ежегодно проходят обучение около тысячи школьников практически из всех муниципалитетов Алтайского края. Доля обучающихся, окончивших курсы и поступивших в АГМУ, составляет более 70%. В дальнейшем мы планируем развивать раннюю профориентацию и работать с целевой аудиторией путем формирования реестра школьников, планирующих поступить в наш вуз.
Какие общие проблемы качества образования, свойственные как общеобразовательной отечественной школе, так и высшей, вы бы назвали? Или у каждого уровня своя специфика?
— Система образования в России сегодня сталкивается со множеством вызовов и проблем – и общими, и специфическими для каждого уровня.
Например, общие проблемы можно объяснить недостаточным количеством молодых специалистов как в школе, так и в университете. Не секрет, что молодые учителя сегодня идут в школу без особого энтузиазма. Причиной остается отсутствие достойной зарплаты. В вузе так же недостаточно молодых специалистов, например, в нашем университете профессорско-преподавательский состав в возрасте до 39 лет составляет 27%. Для улучшения текущей ситуации в России реализуется национальный проект «Наука и университеты», направленный на поддержку молодых ученых. Такая поддержка должна оказываться на постоянной основе – только тогда может быть достигнут определенный результат.
Если говорить о высшем медицинском образовании, то в результате реализации национального проекта «Здравоохранение» в медицине появились новые высокие технологии и современное оборудование, что потребовало разработки новых подходов к практической подготовке специалистов. Очень важно, чтобы будущий врач проводил больше времени у постели пациента. Поэтому, для достижения высокого качества подготовки выпускников по всем специальностям, я считаю, что все медицинские вузы должны иметь собственные клинические базы. Здесь должно располагаться большинство клинических кафедр, здесь должен вестись учебный процесс и работать профессорско-преподавательский состав университета.
Считаете ли вы необходимым возвращение – полное или частичное, модернизированное под современные реалии – системы распределения выпускников-бюджетников российских вузов? Почему?
— При поступлении абитуриента на бюджетную форму обучения государство оплачивает ему все годы учебы. При подаче заявления на бюджетное место студент должен понимать, что своей работой (не менее 3-5 лет) он должен возместить вложенные в него средства. Поэтому государство вправе предъявить выпускнику требования к отработке, и это будет справедливо. Молодому специалисту будет гарантировано трудоустройство, опыт работы по специальности.
Другой вопрос, что этот процесс должен быть абсолютно прозрачен. Будущий врач должен осознавать, на что он идёт, подписывая договор с государством; у него должно быть полное понимание того, с какими условиями труда и жизни он столкнётся. Он должен проходить практику в медицинской организации, где ему предстоит работать, желательно уже на этапе обучения общаться и контактировать с будущими коллегами, пациентами.
Идеальный вариант – обеспечить таким молодым специалистам в глубинке доступное жильё, повышенную зарплату и другие льготы.
Решением вопроса могло бы стать дальнейшее развитие и более широкое внедрение контрактно-целевой формы подготовки обучающихся.
По вашему мнению, способна ли нынешняя модель целевого приема и обучения (с учетом всех последних нормативных поправок, позволяющих работодателям принимать активное участие в формировании запроса на подготовку специалистов, проводить отбор лучших и формировать требования к успеваемости студента) стать основным эффективным инструментом для удовлетворения кадровых потребностей российской экономики? Нуждается ли эта модель в дальнейшем совершенствовании?
— Целевой набор является наиболее эффективной мерой для укомплектования медицинских и фармацевтических организаций. Ежегодно устанавливается квота приема на целевое обучение в вузах: по основным медицинским специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия» в 2023 году квота остается высокой и составляет 75 и 76% соответственно. По 33 специальностям ординатуры – 100%.
Наш университет активно развивает приоритет целевой формы обучения. Учитывая нехватку кадров в регионе, АлтГМУ предоставляет возможность студентам заключать целевой договор на любом этапе своего обучения, в том числе студентам, обучающимся на коммерческой основе, участвовать в программе губернатора Алтайского края В.?П. Томенко по компенсации расходов на оплату обучения. Мы рассматриваем это как еще одну форму целевого обучения.
Хорошо зарекомендовала себя практика формирования учебных групп из студентов, поступивших на целевую форму обучения, по принципу территориальной принадлежности к медико-географическим зонам Алтайского края, а также в соответствии с местом заключения целевого договора. Это дает возможность студентам пройти все виды практик в организациях-заказчиках, познакомиться с будущим местом работы, определиться с медицинской специальностью.
Считаю, что модель целевого приема и обучения является не единственным и основным инструментом для удовлетворения кадровых потребностей Алтайского края в медицинских работниках, но достаточно эффективным.
Какие вопросы развития отечественной высшей школы требуют сегодня принятия на государственном институциональном уровне срочных, радикальных (возможно, даже жестких) мер? Какие риски они призваны купировать? И, напротив, какие зоны высшего образования требуют исключительно мягкой долгосрочной «тонкой» настройки? Почему?
— Современная система образования в России в сегодняшних политических и экономических реалиях должна быть направлена на достижение национальных целей. Если говорить о высшем медицинском образовании, то в результате реализации национального проекта «Здравоохранение», в медицине появились новые высокие технологии, современное оборудование, которое потребовало разработки новых подходов к практической подготовке специалистов. Начиная с первого курса, сегодня большое внимание уделяется использованию симуляционных технологий. Они применяются в образовательном процессе во всех медицинских университетах.
Кроме того, получение медицинской специальности требует законченного полноценного образования. Завершение обучения происходит и должно происходить на клинических базах, поскольку выпускник должен уметь выполнять очень большой перечень манипуляций и быть готовым оказывать не только первую помощь. Очень важно, чтобы будущий врач проводил больше времени у постели пациента, чтобы он умел и мог слышать сердцебиение пациента непосредственно сам, а не только посредством самых современных технологий. Поэтому акцент на расширение практической подготовки в медицинских вузах необходим и в дальнейшем. Кстати, АГМУ развивается именно в этом русле – в состав нашего университета входят две собственные многопрофильные поликлиники: консультативно-диагностический центр и стоматологическая поликлиника.
Таким образом, считаю, что для достижения высокого уровня практической подготовки выпускников по всем специальностям все медицинские университеты должны иметь свои собственные клинические базы, где будут размещаться большинство клинических кафедр, вестись учебный процесс и в них должен работать профессорско-преподавательский состав университета. Для этого, конечно, необходимо принять конкретные правовые нормы на государственном уровне.
Вторая проблема медицинского образования, требующая срочного решения, – это качественная система профессиональной переподготовки и повышения квалификации врачей.
Мы все знаем, что врач должен учиться на протяжении всей своей жизни. Медицинские образовательные организации сегодня имеют для этого все условия – и соответствующую материально-техническая базу, и компетентный профессорско-преподавательский состав, а некоторые вузы имеют и собственные клиники с высокотехнологичной медицинской помощью. Очень важно, чтобы повышение квалификации и переподготовка врачей проводились медицинскими образовательными организациями. К сожалению, сегодня выдавать сертификаты может любая «компания-однодневка», получившая лицензию в своем регионе на образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам. Есть «фирмы-однодневки», которые часто этим пользуются, и просто выдают сертификаты без качественной системы обучения. В этом вопросе я поддерживаю медицинское сообщество и считаю, что лицензионные требования к программам дополнительного профессионального медицинского образования должны быть пересмотрены на государственном уровне. Необходимо разрешать заниматься этой деятельностью только образовательным организациям федерального уровня, подчиненным Министерству здравоохранения и имеющим соответствующую лицензию. Только тогда уровень и качество подготовки врачей будут на должном уровне.
Если говорить о долгосрочной перспективе в системе высшего образования, то необходимо активно продолжать развивать комплекс инициатив, проектов и мероприятий, направленных на усиление роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны. «Десятилетие науки и технологий», объявленное президентом России, направлено именно на достижение этой цели. Так, в рамках национального проекта «Наука и университеты» мы уже видим реальные открытия и изобретения, созданные за это короткое время в самых разных областях. Появляются новые лаборатории, совершенствуется система технологического трансфера для обеспечения быстрого перехода результатов исследований в стадию практического применения. Развивается государственная грантовая поддержка научных исследований молодых кандидатов наук до 35 лет и молодых докторов наук до 40 лет, молодым ученым выдаются государственные жилищные сертификаты. В целях развития научного наставничества для молодых ученых запускается специальная программа в рамках 2023 года, объявленного президентом России Годом учителя и наставника. Все это, безусловно, способствует социально-экономическому и культурному развитию нашей страны.
Что касается системы здравоохранения, то здесь импортозамещение происходит не быстро. Прежде чем регистрировать лекарственные средства и медицинские изделия, необходимо пройти весь путь исследований, разработок и тестирования. Поэтому я считаю, что развитие науки в России не должно ограничиваться только объявленным десятилетием. Это должно продолжаться на постоянной основе – только тогда могут быть достигнуты значительные прорывы и изменения в различных сферах жизни.
Какие конкретные РИД (продукты и технологии), имеющие хорошую перспективу внедрения, уже имеются в «пакете предложений» вашей образовательной организации?
— В Алтайском государственном медицинском университете по результатам выполнения ряда инновационных проектов получены конкретные результаты интеллектуальной деятельности, имеющие хорошую перспективу внедрения. Вот лишь некоторые из них:
- «Изучение роли сопряженных гемостатических, воспалительных и фибринолитических реакций в депонировании и метаболизме фибрина, а также в развитии кровотечений при специфических и неспецифических поражениях легких». Проект актуален для лечения различных заболеваний дыхательной системы, в том числе пневмоний, вызванных коронавирусной инфекцией.
- «Разработка нового лекарственного средства для лечения мочекаменной болезни с высокой терапевтической активностью, превышающей известные аналоги». Разработано, синтезировано и испытано новое фармакологическое средство, показавшее выраженный лечебный эффект при мочекаменной болезни и при язвенной болезни желудка.
- «Разработка, синтез и испытание в доклинических условиях (т. е. в экспериментах на лабораторных животных) нового фармакологического средства, показавшего выраженный лечебный эффект при мочекаменной болезни и при язвенной болезни желудка». Проект направлен на создание нового уникального гемостатического препарата.
Какие приоритетные исследовательские направления вы намерены развивать сегодня в первоочередном порядке? Какие ресурсы для получения конкретного результата необходимы, и имеются ли эти ресурсы у вашей образовательной организации в достаточном объёме?
— В современных условиях важнейшими для российских ученых стали вопросы импортозамещения, которые особо актуальны в сфере здравоохранения и фармацевтики.
В университете реализуется целый ряд подобных проектов. Например, в рамках научного направления «Разработка научных основ технологии получения, исследования свойств и определения областей применения бактериальной наноцеллюлозы» на базе вуза проводятся испытания медицинских свойств уникального перевязочного материала – бактериальной наноцеллюлозы. Этот материал был разработан учеными Института проблем химико-энергетических технологий СО РАН, а курирует проект лично академик Г.В. Сакович. Испытания проводятся кафедрой госпитальной хирургии Алтайского ГМУ. Отметим также, что этот проект в 2022 году получил грантовую поддержку губернатора Алтайского края.
Кроме того, в рамках научного направления «Разработка научных основ химических и биохимических технологий производства лекарственных субстанций, изучение их фармакологических и токсикологических свойств» стороны договорились о совместной работе по созданию новых лекарственных препаратов с противовоспалительной и противоязвенной активностью. Результатом в перспективе должны стать новые отечественные лекарственные препараты, не имеющие аналогов в мире.
Сегодня очень актуальной остается тема реабилитации больных, перенесших Covid-19. Ученые АГМУ активно разрабатывают методики, повышающие качество и снижающие длительность постковидной реабилитации пациентов. В частности, такая работа ведется в рамках проекта «Разработка новой биомедицинской технологии восстановления физиологических параметров газообмена, гемостаза и микроциркуляции у пациентов, перенёсших новую коронавирусную инфекцию (Covid-19)» совместно с индустриальным партнером проекта – клиническим лечебно-реабилитационным центром «Территория здоровья» (г. Барнаул). Проект в 2022 году получил грантовую поддержку губернатора Алтайского края.
Добавлю, всего в университете более 130 научных проектов. Например, АГМУ участвует в реализации трех крупных федеральных тем НИР, выполняемых в рамках госзадания Минздрава России.
Также важно отметить, что в рамках решения стратегических задач по импортозамещению Министерство здравоохранения РФ предоставило возможность подведомственным организациям сделать заявки на поддержку новых прикладных научных исследований, рассматриваемых как приоритетные, и финансирование которых будет осуществляться сверх установленных лимитов финансового обеспечения государственного задания на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов. Университет на экспертизу подал два научных проекта, имеющих четкий ориентир на импортозамещение лечебных технологий и лекарственных средств.
В чем вам видится уникальность будущей системы высшего образования России, за счет каких характеристик?
— Если говорить непосредственно о медицинском образовании, то хочу напомнить о роли национального проекта «Здравоохранение». В результате его реализации в медицине появились новые высокие технологии, современное оборудование, которые потребовали новых подходов в практической подготовке специалистов. Сегодня, начиная с первого курса, уделяется большое внимание использованию симуляционных технологий, применяемых теперь во всех медицинских университетах. А завершение подготовки на старших курсах проходит (и должно в перспективе проходить еще шире) на клинических базах, так как выпускник обязан уметь выполнять очень большой перечень манипуляций и быть готовым оказать не только первую помощь. Поэтому акцент на развитии практической подготовки в медицинских вузах необходим и в дальнейшем. И, конечно, важно сотрудничество с ключевыми работодателями, укрепление системы студенческих стажировок.
По вашему мнению, какой лучший опыт и традиции как советского, так и постсоветского периода развития системы высшего образования необходимо перенести в формируемую новую систему высшей школы?
— Объявленный министром науки и высшего образования РФ В.Н. Фальковым выход России из Болонского процесса и начало разработки «собственной уникальной системы образования» считаю актуальной темой в сегодняшних реалиях. Что касается медицинского образования, то оно все это время находилось за пределами Болонской системы – медицинские университеты до сих пор используют советскую модель специалитета, которую удалось не только сохранить, но и развить.
В целом, считаю, что выход России из Болонской системы не может произойти одномоментно, однозначно необходим переходный период. При формировании будущей системы высшего образования к каждой специальности нужно подходить избирательно – будет ли это бакалавриат и магистратура, или же специалитет.
Полагаю, что бакалавриат и магистратура могут остаться – для этого существует несколько причин. Во-первых, есть выпускники школ, которых удовлетворяет такой формат образования. Во-вторых, сегодня в России многие уже имеют степень бакалавра, и без степени магистра они не смогут продвинуться дальше. Например, если выпускник имеет только степень бакалавра права, он не сможет стать судьей, не поучившись в магистратуре. И в этом смысле мы не можем ограничивать конституционное право этих людей на образование. Еще один аргумент: уровневая модель подготовки позволяет оптимально выстроить образовательную траекторию в случае, если семьям непрерывное обучение обходится слишком дорого. В данном случае после окончания бакалавриата молодой человек может пойти работать, а затем продолжить обучение в магистратуре.
Конечно, в Болонской системе имеются недостатки. Один из них заключается в том, что образование бакалавров в России создавалось на основе программ специалитета, где сначала идет теория, и только потом – практика, отодвинутая на последние курсы. Поэтому-то степень бакалавра в самой России считается, по сути, «неполным высшим», лишь одной из двух частей необходимого образования. Другой недостаток связан с определенными перекосами в магистратуре, когда не учитывается профиль уже полученной бакалаврской подготовки. Наверное, так не должно быть, когда человек с гуманитарным образованием поступает в магистратуру на физико-технические науки. Существующая же система это допускает.
Считаю, что полный отказ от степеней бакалавра и магистра в пользу специалитета приведет к необходимости переработать все образовательные стандарты и, как следствие, к увеличению нагрузки и на университеты, и на преподавателей по разработке новых основных профессиональных образовательных программ, рабочих программ дисциплин. Поэтому необходимо дать возможность самой отрасли совместно с университетами определить, какая форма пользуется спросом. И тогда человек сам решит, куда он пойдет учиться.
Реформируя (но не отменяя) институт госаккредитации, государство тем самым заявило о себе как об одном из институциональных гарантов качества высшего образования. В этом контексте, что вузы вправе ожидать от государства как ключевого участника обеспечения качества национальной системы образования?
— Новый институт государственной аккредитации, в первую очередь, направлен на оценку качества подготовки обучающихся. Учитывая этот факт, полагаю, что со стороны государства будет больше внимания уделяться стратегическому развитию вузов, внедрению новых проектов, направленных на повышение качества обучения.
Выполнение такого показателя, как трудоустройство выпускников должно стать не только приоритетным направлением вузов, но и государственной политики в области образования. Очень надеемся на дальнейшее развитие федеральных программ по привлечению молодых специалистов в здравоохранение. Например, как действующая сегодня программа «Земский доктор», направленная на привлечение квалифицированных специалистов в сельскую местность и малые города.
Новый институт государственной аккредитации уделяет особое внимание наличию внутренней системы оценки качества образования. В соответствии с законодательством об образовании ее функционирование относится к компетенции образовательной организации. В связи с этим считаем необходимым со стороны профильных министерств организовать подготовку методических рекомендаций и распространение передового опыта вузов в вопросах формирования максимально объективной внутренней оценки качества подготовки обучающихся с привлечением стейкхолдеров (учащихся, работодателей, преподавателей, организаций-партнеров и других).
Созданная система государственной аккредитации должна стать максимально профессиональной и независимой.
В 2021 году ректорское сообщество приняло активное участие в обсуждении готовящихся критериев государственной аккредитации. Вот, например, какое мнение высказал один из ректоров-членов Экспертного совета редакции: «Важно, чтобы сформулированные критерии измерения качества образования были четкими, прозрачными, объективными, имели однозначную методику расчета и показывали бы, что выпускник вуза готов к работе и умеет решать конкретные задачи. Количество показателей не должно быть избыточным, или необходимо определить приоритеты (вес) каждого показателя». 25 ноября 2021 года подписан приказ Минобрнауки РФ №1094 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования». Как вы оцениваете, отвечают ли новые утвержденные показатели названным принципам?
— Утвержденные аккредитационные показатели распределены по трем категориям:
для государственной аккредитации образовательной деятельности (нужно получить не менее 90 баллов);
для осуществления аккредитационного мониторинга (не менее 70 баллов);
для проведения государственного контроля (надзора) в сфере образования (не менее 60 баллов).
Каждый из этих трех списков содержит показатели, направленные на достижение как долгосрочных, так и конкретных целей. Количество и вес показателей меняются в зависимости от цели, для которой они используются.
Из самой процедуры прохождения аккредитации исключены избыточные и дублирующие требования. Главное, что будет оцениваться – качество подготовки учащихся, а это сегодня самый важный показатель для вуза.
По большинству аккредитационных показателей сведения уже существуют в иных мониторинговых информационных системах. Это позволит избежать излишней нагрузки на вуз, на профессорско-преподавательский состав и сконцентрировать внимание на решении основной задачи – дать качественное образование. Данные по утвержденным критериям невозможно будет подделать, так как они находятся в открытых источниках.
Считаю, что утвержденные показатели не перегружены и имеют прямое отношение к качеству образования.
Новые аккредитационные показатели (для госаккредитации, аккредмониторинга и государственного федерального контроля / надзора) предназначены для измерения и оценки: качества научно-педагогических работников ООВО, качес-тва абитуриентов «на входе» и качества текущей подготовки студентов, уровня востребованности выпускников (в т. ч. целевиков), наличия условий реализации образовательного процесса (в т. ч. наличия внутренней системы оценки качества образования и электронной информационно-образовательной среды) и т. д. По вашей оценке, соблюдение каких из показателей (и их критериев) для вашей образовательной организации не представит сложностей и, напротив, какие потребуют от управленческой команды и коллектива дополнительных усилий?
— При анализе утвержденных показателей становится очевидным: для достижения каждого из них требуется большая работа всего коллектива университета. Но если вуз работал и работает системно, то, скорее всего, он подготовлен к новым требованиям. Например, при проведении аккредитации предполагается оценивать профессорско-преподавательский состав вуза. Для нашего университета этот показатель и сейчас является важной составляющей внутренней системы оценки качества. Ведь именно квалифицированный профессорско-преподавательский состав – значимый фактор качества образования.
Что касается показателя трудоустройства выпускников, то в него заложены такие критерии, как востребованность выпускников конкретного университета на рынке труда, узнаваемость вуза, а также его умение работать с целевой аудиторией. Этот показатель стимулирует вузы не просто формально давать студентам знания, проводя практические занятия и читая лекции, а помогать им стать востребованными специалистами.
Еще один показатель – средний балл ЕГЭ поступающих. Он сложный, поскольку вузы в определенной мере зависят от качества системы общего образования. Но в этом есть и свои плюсы: показатель может простимулировать, например, развитие новых вузовских проектов, научных исследований, укрепляющих партнерство двух систем – вузовской и системы общего образования. Кроме того, ЕГЭ – это входной параметр, показатель качества абитуриентов, и если в вуз идут «качественные» студенты, значит они его высоко оценивают.
Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) – один из ключевых элементов сис-темы обучения и один из параметров при аккредитации. ЭИОС должна быть доступна для всех участников образовательного процесса с любого устройства в режиме реального времени по формуле 7/24. В рамках реализации стратегии цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы развитие электронной информационно-образовательной среды вуза является значимым нап-равлением для нашего университета.
Несомненным плюсом предложенной модели оценивания является и то, что она стимулирует вузы становиться еще более открытыми, информативными, быстрыми в актуализации информации.
Подводя итог, можно сказать так: новая модель государственной аккредитации не станет более сложной, а позволит дополнительно обеспечить всесторонний и объективный подход к оценке качества подготовки будущих специалистов.
Назовите, пожалуйста, несколько значимых стратегических для отечественной высшей школы событий 2021 года. Каких долгосрочных эффектов и результатов вы от них ожидаете? Какие, по вашей оценке, обязательные условия необходимы для достижения этих результатов?
— Считаю наиболее значимым событием 2021 года запуск Минобрнауки РФ программы «Приоритет-2030». Цель её – сформировать широкую группу университетов, которые станут лидерами в создании нового научного знания, технологий и разработок для внедрения в российскую экономику и социальную сферу.
Для достижения результатов необходим как можно более широкий круг участников и значительные объемы финансирования программ и проектов университетов. Требуется анализ национальных и региональных компетенций (научных, образовательных, производственных, медицинских, прочих) с последующей поддержкой масштабных проектов, которые могут обеспечить прорывные достижения в науке, образовании и инновациях как на отечественном, так и на международном уровнях. Необходимо также развитие инфраструктуры поддержки таких программ и проектов – как на федеральном, так и региональном, местном уровнях.
Еще одним значимым событием 2021 года является принятый Правительством РФ в октябре Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. Утвержденные инициативы в социальной сфере («Первичное звено для каждого», «Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация», «Медицинская наука для человека») соответствуют специфике нашего университета и ориентированы на обеспечение вклада в достижение национальных целей: таких как «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей», «Возможности для самореализации и развития талантов», «Цифровая трансформация».
Для реализации в перечисленных направлениях необходим ряд условий.
Первое. Выделение реабилитации и профилактики как одной из стратегических инициатив является абсолютно необходимым и своевременным шагом. Это в значительной степени позволит обеспечить формирование полного цикла оказания медицинской помощи для пациентов, перенесших коронавирусную инфекцию, разгрузит значительную часть ресурсоемких больничных коек, будет способствовать более скорому и полному восстановлению трудоспособности. Безусловно, в решении этой задачи важным является формирование инфраструктуры медико-социальной реабилитации, увеличение объемов подготовки специалистов данного профиля.
Второе. Оценивая перспективы развития медицинской науки, важно усиливать вклад вузовской составляющей. Проведение научных исследований в медицинском вузе выполняет важнейшую образовательную функцию, постоянно актуализируя учебные программы, приближая их к современной клинической практике. С другой стороны, именно опирающийся на актуальные научные знания образовательный процесс дает наиболее сильную мотивацию будущим врачам к саморазвитию, самообразованию.
Третье. Ключевым эффектом должно стать восполнение в системе здравоохранения дефицита высококвалифицированных медицинских кадров, врачей-исследователей, работников немедицинских специальностей, имеющих востребованные на рынке труда компетенции, подготовленных к работе в условиях цифровой экономики и междисциплинарных направлений деятельности. Для этого необходимо осуществить переход к новым моделям индивидуальных образовательных траекторий, которые в условиях специфики медицинского образования сегодня не могут быть реализованы в классическом формате. При этом всем обучающимся должны быть предоставлены возможности получения дополнительных компетенций и новых квалификаций сверх основной образовательной программы.
Необходимо обеспечение интеграции образовательного процесса с исследовательской, технологической и инновационной деятельностью, а также клинической практикой.
Каковы главные события-2021 для вашей образовательной организации. Каким образом они должны повлиять на её дальнейшее развитие?
— Большим событием для университета в завершающемся году стало успешное прохождение процедуры государственной аккредитации всех образовательных программ, реализуемых в АГМУ, включая программы с билингвальным обучением.
Кроме того, значимым является обеспечение участия университета в программе «Приоритет-2030». Стратегический проект «Трансформация медицинского и фармацевтического образования» реализуется в консорциуме с Сибирским государственным медицинским университетом. Цель – разработка тиражируемой модели современного медицинского и фармацевтического образования на основе индивидуализации обучения, внедрения системы подготовки преподавателей, цифровизации образовательных процессов, интеграции образования, науки и клинической практики для повышения качества подготовки медицинских и фармацевтических специалистов. А стратегический проект «Здоровьесбережение населения: эффективные технологии и продукты в лечебно-оздоровительной и курортной сфере Алтайского региона» реализуется в консорциуме с Алтайским государственным университетом. Цель – обеспечение здоровьесбережения населения за счет повышения эффективности лечебно-оздоровительного комплекса и использования курортно-оздоровительного потенциала Алтайского региона. Участие в программе «Приоритет-2030» в партнёрских союзах усилит возможности стратегического развития нашего университета в отрасли и стране, а также позволит в дальнейшем самостоятельно выйти на конкурс в рамках программы «Приоритет-2030».
Следует отметить также активное участие университета в 2021 году в реализации проекта Минздрава России «Вуз – Регион». В марте АГМУ заключил соглашение о стратегическом партнёрстве с краевым министерством здравоохранения. В рамках соглашения проводилась активная работа по совместному преодолению пандемии. Во время распространения новой коронавирусной инфекции АГМУ активно помогает практическому здравоохранению региона.
Помимо этого, с целью реализации регионального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения Алтайского края квалифицированными кадрами» на период с 2019 по 2024 годы, и учитывая востребованность медицинских кадров в регионе, университет в 2021 году активно развивал приоритет целевой формы обучения с акцентом на формирование компетенций обучающихся по разделам первичной медико-санитарной помощи, сердечно-сосудистых заболеваний, онкологии, профилактики ХНИЗ. В направлении трансформации систем здравоохранения региона АГМУ стал инициатором совместной с Минздравом Алтайского края программы формирования региональной модели здоровьесбережения «Алтай – территория здоровья» со смещением приоритетов в направлении профилактики, реабилитации и здоровьесбережения. Для реализации программы в АГМУ создано новое структурное подразделение – научно-образовательный комплекс «Здоровьесбережение». Основными задачами его являются развитие комплексной системы профилактики неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни в вузе и регионе.
В настоящее время разработана и внедряется программа скрининга хронических неинфекционных заболеваний с последующим формированием индивидуальных программ здоровьесбережения, осуществляется подготовка кадров для профилактической службы и служб медико-социальной реабилитации, инициирование исследований и разработок, внедрение результатов в клиническую практику.
Для экспертной поддержки реализации проекта Минздрава России «Вуз – Регион» в АГМУ создан медицинский совет. В состав его вошли 28 специалистов по 26 специальностям, в том числе главные специалисты Минздрава Алтайского края.
Какова планируемая повестка-2022 для вашего вуза? Назовите несколько ключевых пунктов.
— В планируемой нами повестке-2022 несколько ключевых пунктов.
Во-первых, это прохождение международной аккредитации АГМУ Минздрава России; участие в реализации стратегических проектов программы «Приоритет-2030» в союзе с Сибирским государственным медицинским университетом («Трансформация медицинского и фармацевтического образования»). В рамках этого проекта планируется в 2022 году разработка и внедрение в АГМУ образовательной среды, предусматривающей переход к новым моделям индивидуальных образовательных траекторий. Во-вторых, совместная с Алтайским государственным университетом реализация проекта «Здоровьесбережение населения: эффективные технологии и продукты в лечебно-оздоровительной и курортной сфере Алтайского региона» позволит уже в 2022 году инициировать ряд значимых инициатив по выявлению и коррекции факторов риска хронических неинфекционных заболеваний и здоровьесбережения. Наконец, реализация совместно с Минздравом Алтайского края в рамках проекта региональной модели здоровьесбережения «Алтай – территория здоровья» полного цикла индивидуальной профилактики: от первичного скрининга до формирования и мониторинга индивидуальных программ профилактики и лечения (в рамках стратегической инициативы «Первичное звено для каждого»), а также внедрение в АГМУ модели цифровой трансформации базовых процессов при поддержке консорциума цифровых медицинских и фармацевтических университетов (Сеченовский университет).
Каково в целом ваше отношение к новой модели государственной аккредитации?
— Существующая модель государственной аккредитации ориентирована, прежде всего, на установление соответствия требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Она громоздка и, безусловно, требует преобразований. Предложенная новая модель, основанная на проведении мониторинга по аккредитационным показателям, позволяет существенно сократить бумажный документооборот.
Рассматриваемые аккредитационные показатели в большинстве своем включены в различные федеральные мониторинги. И хотелось бы, чтобы сбор показателей не был связан с заполнением новых форм, а автоматически генерировался из других мониторингов.
Также с введением новой модели госаккредитации уходит в прошлое в какой-то мере субъективное мнение экспертов по трактовке качества реализации основных образовательных программ.
Что вы как руководитель вуза ожидаете от нововведения в первую очередь? Насколько значительно оно облегчит жизнь ректора, его команды, коллектива преподавателей, студентов?
— Введение новой модели ориентировано на конечный результат и фиксирует различные аспекты оценки качества подготовки выпускников. Ежегодный мониторинг деятельности вуза позволит своевременно выявлять проблемы и принимать оперативные управленческие решения, направленные на повышение качества образования.
Бессрочная аккредитация снизит нагрузку и на профессорско-преподавательский состав, что позволит сконцентрировать больше внимание на самом процессе обучения студентов.
Какие плюсы, а также возможные потенциальные риски вы видите в новой модели?
— Считаю плюсами, что:
• бессрочность государственной аккредитации снизит документированную нагрузку на вуз;
• Рособрнадзор будет прибегать к надзорным проверкам только при выявлении несоответствий деятельности вуза установленным показателям, и это снизит количество проверочных мероприятий со стороны контролирующих органов;
• установленные аккредитационные показатели автоматически становятся целевыми показателями деятельности вуза, вносятся в его стратегию развития;
• вуз будет обеспечивать непрерывный мониторинг показателей и сможет в режиме реального времени оценивать качество своей работы и оперативно принимать меры по ее улучшению, определять направление дальнейшего развития.
Потенциальные риски могут быть связаны, во-первых, с формулировками показателей, которые трудно будет подтвердить или подтверждение будет субъективным. Во-вторых, может произойти снижение качества документов, регламентирующих учебный процесс.
Насколько кардинально новая модель госаккредитации повлияет на внутривузовскую систему обеспечения и гарантии качества образования? Потребует ли она её значительной перестройки?
— Считаю, что каких-либо существенных изменений в функционирующую систему гарантий качества образования вузам вносить не придётся. Предложенные в проекте аккредитационные показатели и сегодня включены в различные федеральные мониторинги и внутривузовские показатели эффективности деятельности структурных подразделений. Необходимо будет только внести ряд корректив в инструменты существующей системы оценки качества образования вуза.
Что, на ваш взгляд, является объективным показателем качества образовательной организации?
— Качество образования определяется, прежде всего, компетентностью профессорско-преподавательского состава, владеющего передовыми образовательными технологиями и способностью передавать знания обучающимся.
Другим важным показателем является востребованность выпускников на рынке труда. Для нас это значимый показатель. В рейтинге «Самые востребованные вузы России –2020», который проводило МИА «Россия сегодня», наш университет занял второе место в списке профильных медицинских вузов России.
Какие обязательные критерии для измерения качества вы хотели бы увидеть в новом критериальном перечне госаккредитации?
— Важно, чтобы сформулированные критерии измерения качества образования были четкими, прозрачными, объективными, имели однозначную методику расчета и показывали бы, что выпускник вуза готов к работе и умеет решать конкретные задачи. Количество показателей не должно быть избыточным, или необходимо определить приоритеты (вес) каждого показателя.