Экспертный совет. Эксперт: Юрий Ефимович Гуревич. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Юрий Ефимович Гуревич

Ректор

Нижегородская государственная консерватория имени М.И. Глинки

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№130 (6) '2021
аккредитация в образовании

Каково в целом ваше отношение к новой модели государственной аккредитации?

эксперт

—  В целом отношение к новой модели аккредитации положительное, поскольку она существенно снижает бюрократическую нагрузку на вуз. Действующая модель аккредитации представляется формалистичной и трудоемкой как для образовательной организации, так и для эксперта, который в большей мере сконцентрирован на проверке огромного объема документов, чем на выявлении качества подготовки обучающихся по образовательным программам. Бессрочная аккредитация, безусловно, снизит нагрузку на профессорско-преподавательский состав и административный аппарат вуза, позволит сконцентрировать внимание на насущных вызовах, продиктованных интенсивными изменениями социально-экономической и культурной ситуации.

аккредитация в образовании

Что вы как руководитель вуза ожидаете от нововведения в первую очередь? Насколько значительно оно облегчит жизнь ректора, его команды, коллектива преподавателей, студентов?

эксперт

—  Безусловно, Нижегородская консерватория сегодня является авторитетным центром подготовки высокопрофессиональных кадров в области музыкального искусства. Это подтверждается выполнением государственного заказа, высокими показателями эффективности деятельности вуза, проведением огромного количества творческих мероприятий, востребованностью выпускников. Предполагается, что точечного мониторинга деятельности и результативности консерватории будет достаточно, чтобы позволить продолжать работать, не снижая темпов и не отвлекаясь на дополнительные контрольные мероприятия.

аккредитация в образовании

Какие плюсы, а также возможные потенциальные риски вы видите в новой модели?

эксперт

—  Переход на риск-ориентированную модель надзора может спровоцировать сутяжничество со стороны граждан, склонных к тяжбам. Творческая сфера требует строгой дисциплины, полной отдачи своей профессии, определенных мер воздействия со стороны преподавателя или руководителя творческого коллектива. Образование – двусторонний процесс, результативность которого зависит от усилий обеих сторон, оно не может быть сведено к категориям потребительства.

аккредитация в образовании

Насколько кардинально новая модель госаккредитации повлияет на внутривузовскую систему обеспечения и гарантии качества образования? Потребует ли она ее значительной перестройки?

эксперт

—  На сегодняшний день система внутреннего контроля качества образования, сложившаяся в Нижегородской консерватории, представляется эффективной. Творческие профессии предполагают публичное доказательство сформированности компетенций благодаря традиционно сложившемуся практико-ориентированному подходу к профессиональной подготовке: участию в концертах, конкурсах, фестивалях, мастер-классах, кафедральных выступлениях. Таким образом, помимо традиционных форм промежуточной и итоговой аттестации, осуществляется постоянный контроль профессионального развития студента и работы преподавателя. Практика открытого обсуждения достижений обучающихся на заседаниях профильных кафедр и ученого совета позволяет постоянно корректировать работу всех участников образовательного процесса.

аккредитация в образовании

Что, на ваш взгляд, является объективным показателем качества образовательной организации?

эксперт

—  Самым главным показателем качества работы образовательной организации в сфере искусств является уровень профессионального мастерства выпускников; их соответствие требованиям реального рынка труда, для которого вуз их готовит, востребованность выпускников концертными и образовательными организациями.

аккредитация в образовании

Какие обязательные критерии для измерения качества вы хотели бы увидеть в новом критериальном перечне госаккредитации?

эксперт

—  Каковы критерии, измеряющие качество образования в вузе? Это результаты трудоустройства, выдающиеся достижения вуза в профильной сфере (наличие лауреатов и дипломантов конкурсов разных уровней, всероссийские и международные творческие проекты, мастер-классы выдающихся деятелей культуры и искусства), показатели рейтингов, сертификаты независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности, уровень компетентности профессорско-преподавательского состава, информационная открытость организации (полнота представленной на официальном сайте документации, наличие информационного освещения работы вуза), высокие показатели мониторингов.

Наверх