Экспертный совет. Эксперт: Лев Михайлович Железнов. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Лев Михайлович Железнов

Ректор

Кировский государственный медицинский университет МЗ РФ

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№129 (5) '2021
аккредитация в образовании

Каково в целом ваше отношение к новой модели государственной аккредитации?

эксперт

—  Отношение к новой модели государственной аккредитации в целом положительное. Действующая модель предполагает оценку соответствия образовательных программ ФГОС, при этом данная оценка зачастую носила формальный характер, а некоторые формулировки стандартов допускали двойную трактовку или имели некорректные формулировки. Переход к оценке качества подготовки можно считать важным этапом в развитии высшего образования.

аккредитация в образовании

Что вы как руководитель вуза ожидаете от нововведения в первую очередь? Насколько значительно оно облегчит жизнь ректора, его команды, коллектива преподавателей, студентов?

эксперт

—  Значительного облегчения мы не ждем, так как обеспечение качества подготовки специалистов – это непрерывный процесс, который должен поддерживаться постоянно в рабочем состоянии. В этом направлении нужно работать без перерывов.

Более лояльной становится процедура устранения недочетов, выявленных в ходе аккредитационного мониторинга. Это дает возможность вузам внести коррективы в работу без лишения государственной аккредитации.

аккредитация в образовании

Какие плюсы, а также возможные потенциальные риски вы видите в новой модели?

эксперт

—  К плюсам новой модели можно отнести отказ от традиционной процедуры проверки образовательных программ, которая зачастую являлась источником стресса для работников вузов. К рискам – проведение тестирования на оценку уровня сформированности универсальных и общепрофессиональных компетенций, корректность оценочных средств при различии индикаторов достижения компетенций у разных вузов.

аккредитация в образовании

Насколько кардинально новая модель госаккредитации повлияет на внутривузовскую систему обеспечения и гарантии качества образования? Потребует ли она ее значительной перестройки?

эксперт

—  В нашем вузе не потребуется значительной перестройки системы контроля качества, поскольку несколько лет функционирует сертифицированная система менеджмента качества. В ее рамках уже применяется риск-ориентированный подход, есть опыт работы по принципу осуществления предупреждающих действий, отработки типичных замечаний, выявленных Рособрнадзором при проверке вузов.
Необходимо распределить и закрепить ответственность должностных лиц университета за выполнение каждого аккредитационного показателя, а также актуализировать в соответствии с новыми требованиями процедуру проведения ежегодного самообследования вуза. Еще одно важное направление, где будут необходимые изменения, – это внутренняя система контроля качества образования. В частности, регулярной должна стать проверка «выживаемости» знаний, но уже в обновленном формате контроля сформированности компетенций.

аккредитация в образовании

Что, на ваш взгляд, является объективным показателем качества образовательной организации?

эксперт

—  К объективным показателем качества образовательной организации можно отнести:
• развитую структуру вуза (наличие учебных, научных, воспитательных подразделений, развитую социальную инфраструктуру);
• материально-техническое обеспечение вуза в целом и образовательных программ в частности;
• кадровый состав;
• уровень развития научно-исследовательской деятельности в вузе и доходы от НИР;
• функционирование электронной информационно-образовательной среды вуза;
• учебно-методическое и информационное обеспечение образовательных программ;
• показатели трудоустройства выпускников вуза;
• удовлетворенность потребителей образовательных услуг (обучающихся, выпускников, работодателей).

аккредитация в образовании

Какие обязательные критерии для изме­рения качес­тва вы хотели бы увидеть в новом критериальном перечне гос­аккредитации?

эксперт

—  – Важно, чтобы группы показателей были сформированы с учетом специфики вузов. Критерии измерения качества:
• наличие разработанных в соответствии с требованиями образовательных программ;
• соответствие кадрового состава, обеспечивающего реализацию образовательной программы, требованиям ФГОС;
• наличие материально-технической базы.

Наверх