Экспертный совет. Эксперт: Лев Михайлович Железнов. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Лев Михайлович Железнов

Ректор

Кировский государственный медицинский университет

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№144 (4) '2023
аккредитация в образовании

Считаете ли вы необходимым возвращение – полное или частичное, модернизированное под современные реалии – системы распределения выпуск­ников-бюджетников российских вузов? Почему?

эксперт

—  Возврат к системе распределения выпускников не решит проблемы кадрового голода регионов. Введение «отработок», возможно, даст быстрый эффект, но ценой роста социальной напряженности. Распределение выпускников в сельскую местность или районные центры должно сопровождаться развитием их социальной и транспортной инфраструктуры: наличием благоустроенного жилья, детских садов, школ и т. д.

Кроме того, принудительное распределение обучившихся за счет средств федерального бюджета будет являться нарушением конституционных прав граждан России на образование и труд. Полагаем, что обязательное распределение к месту работы лиц, получивших высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении за счет бюджетных средств Российской Федерации, не может быть урегулировано на уровне федерального законодательства, а требует внесение изменений в Конституцию РФ, поскольку в настоящий момент противоречит ее статьям 18, 37 и 43.

аккредитация в образовании

По вашему мнению, способна ли нынешняя модель целевого приема и обучения (с учетом всех последних нормативных поправок, позволяющих работодателям принимать активное участие в формировании запроса на подготовку специалистов, проводить отбор лучших и формировать требования к успеваемости студента) стать основным эффективным инструментом для удовлетворения кадровых потребностей российской экономики? Нуждается ли эта модель в дальнейшем совершенствовании?

эксперт

—  Современная модель целевого приема и обучения, в целом, может эффективно решать проблему кадров. Если говорить о ее дальнейшем совершенствовании, то основными мероприятиями в этом направлении могут стать следующие:

- более тщательные подготовка и отбор абитуриентов, поступающих по целевой квоте. Для этого могут использоваться подготовка в профильных классах школ, предоставление преимущественных прав при поступлении выпускникам профильных классов (поскольку они более подготовлены, профориентированы и лучше адаптируются к условиям обучения в вузе). Еще один вариант – создание «предуниверсариумов» (профильных учебных заведений для старшеклассников интернатного типа), с выпускниками которых целевые договоры должны заключаться в первую очередь;
- изменение системы расчета штрафов за невыполнение обязательств по целевому договору: осуществлять расчет суммы штрафа не от размера базовых нормативных затрат на подготовку специалиста, а от фактических затрат, опираясь на финансирование по государст­венному заданию. Размер штрафа кажется достаточно внушительным, если учитывать, что один год обучения равен ? 120-130 тыс. рублей. Но при этом любой более-менее грамотный юрист может предложить несколько вариантов как уменьшить размер штрафа, либо вообще освободить от его выплаты гражданина, не исполнившего обязанность по договору о целевом обучении;
- придать официальный статус институту наставничества над обучающимися по целевому договору со стороны ответственного сотрудника организации-заказчика. При этом работа наставника должна оплачиваться, но и он должен нести ответственность за успеваемость своего подопечного.

Свою ответственность за судьбу целевиков должны нести и региональные органы власти, а также руководители организаций-заказчиков. Выпускник, приехавший на место работы, должен быть обеспечен необходимыми ресурсами как для профессиональной деятельности, так и социально-бытовой жизни. Все обязательства, обещанные заказчиками своим целевикам, должны выполняться.

№141 (1) '2023
аккредитация в образовании

Какие вопросы развития отечественной высшей школы требуют сегодня принятия на государственном институциональном уровне срочных, радикальных (даже жестких) мер? Какие риски они призваны купировать? И, напротив, какие зоны высшего образования требуют исключительно мягкой долгосрочной «тонкой» настройки? Почему?

эксперт

—  В последние десятилетия система высшего образования испытала на себе множество экспериментов и кардинальных перемен, возвратов к форматам, от которых ранее было принято решение отказаться. Поэтому в настоящее время нужно дать возможность всем этим изменениям «прижиться», встроиться в процессы образования и воспитания специалистов, доказать свою эффективность или, наоборот, продемонстрировать нежизнеспособность. Процесс подготовки профессиональных кадров достаточно длительный и, чтобы получить желаемый эффект, идея которого закладывалась в разнообразные изменения, происходившие в системе высшего образования, нужно время. Мы же зачастую видим, как одно новшество, не завершив полный цикл своего развития, заменяется очередной инновацией. Только по прошествии определенного времени можно будет провести объективную оценку результатов развития высшей школы и определить необходимые направления дальнейшего развития и корректировки процессов.

В то же время, серьезной проблемой системы высшего образования, которая несет в себе отдаленные риски, является состояние кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава вузов. По прогнозам Правительства РФ, численность преподавателей высшей школы в ближайшие годы будет увеличиваться незначительно. Но тенденция «старения» ППС и оттока молодых университетских кадров в другие сферы занятости очевидна. Ситуация усугубляется снижением эффективности функционирования инс­титута аспирантуры, низкими доходами молодых преподавателей и, в целом, недостаточно высоким престижем профессии преподавателя вуза. В связи с этим необходимы меры, направленные на повышение престижа профессии, государственной поддержки талантливых молодых исследователей и педагогов, повышение уровня доходов профессорско-преподавательского состава, снижение бюрократической нагрузки на работников вузов по аналогии с мерами, принятыми в общеобразовательной школе. Отсутствие этих мер будет иметь негативные последствия, в том числе снижение качества образования, отставание отечественных вузов от университетов – лидеров мирового технологического и цифрового развития.

Если обратиться к проблемам отраслевого высшего образования, то для медицинской высшей школы острой проблемой остается отсутствие законодательного регулирования статуса клинической базы для медицинских организаций. Необходимо принятие конкретных правовых норм, закрепляющих особенности правового статуса, в том числе права и обязанности медицинских организаций, имеющих статус «клинических». Принятие соответствующих нормативных актов позволит снять многие спорные вопросы во взаимоотношениях между медицинскими вузами и клиническими базами, а также обеспечить высокий уровень практической подготовки выпускников.

Теперь что касается мер мягкой долгосрочной «тонкой» настройки. На наш взгляд, такой наст­ройки требует проблема преемственности образования в системе «школа – вуз». Система ЕГЭ по-прежнему вызывает много критики и дискуссий, поэтому необходима ее доработка, чтобы, в конечном итоге, обучение в школе, особенно в старших классах, формировало кругозор будущего абитуриента, а не превращалось в простую подготовку к тестированию. Актуальной проблемой становится тенденция, когда школьные учителя советуют ученикам поступать после 9 класса в организации среднего профессионального образования, чтобы избежать сдачи ЕГЭ. Таким образом они лишаются возможности поступить после окончания школы в вуз.

Еще одно важное направление – повышение заинтересованности работодателей в участии в практической подготовке обучающихся. Нормативные акты Минобрнауки России отводят значимую роль профильным организациям в процессе осуществления практической подготовки, закрепляют за ними определенные обязанности. Однако многие работодатели не стремятся к активному взаимодействию с вузами, не исполняют требования нормативных актов. В свою очередь, образовательная организация не имеет в данном случае необходимых инструментов влияния, а в правовом поле не предусмотрено механизмов контроля за исполнением работодателями обязательств по организации практической подготовки обучающихся.

№138 (6) '2022
аккредитация в образовании

Какие конкретные РИД (продукты и технологии), имеющие хорошую перспективу внедрения, уже лежат в «пакете предложений» вашей образовательной организации?

эксперт

—  Назову несколько разработанных университетом конкретных продуктов и технологий, которые имеют хорошие перспективы внедрения:

1. Разработка технологического процесса получения «Антисептического раствора для обработки кожных покровов для детей на основе метабиотических препаратов».
2. Конструирование иммуномодулятора на основе метабиотических/пробиотических препаратов из бактерий рода Bacillus.
3. Разработка препарата для коррекции дефектов кожи и слизистых оболочек на основе метаболитов пробиотических штаммов бактерий.

аккредитация в образовании

Какие приоритетные исследовательские направления вы намерены развивать сегодня в первоочередном порядке? Какие ресурсы для получения конкретного результата необходимы, и имеются ли они у вашей образовательной организации в достаточном объёме?

эксперт

—  Кировским ГМУ в первоочередном порядке планируются к разработке следующие приоритетные исследовательские направления: «Разработка иммуномодуляторов направленного действия», «Конструирование препаратов для коррекции дефектов кожи и слизистых оболочек с заданным сроком процессов регенерации». Для их развития определены и необходимые ресурсы: сырье, оборудование, специалисты. Для всего этого потребуется обновление приборов для ПЦР (полимеразной цепной реакции), электрофореза, ламинарных шкафов, холодильников, а также приобретение масс-спектрометра и секвенатора.

аккредитация в образовании

В чем вам видится уникальность будущей системы высшего образования России и за счет каких характеристик?

эксперт

—  На наш взгляд, будущая система высшего образования должна иметь следующие характеристики:

- оптимальный баланс технических, естественнонаучных и гуманитарных специальностей;
- синтез образовательного и воспитательного процесса;
- доступность высшего образования;
- автономия вузов;
- сотрудничество вузов с работодателями на этапе проектирования, реализации образовательных программ и контроля качества подготовки;
- гибкие образовательные траектории (например, «2+2+2»);
- определение срока обучения и уровня получения образования (специалитет, бакалавриат, магистратура) в зависимости от требований рынка труда и профстандартов.

аккредитация в образовании

По вашему мнению, какой лучший опыт и традиции как советского, так и постсоветского периода развития системы высшего образования необходимо перенести в формируемую новую систему высшей школы?

эксперт

—  В целом следует отметить, что отечественная система высшего медицинского образования не претерпела кардинальных изменений за последние десятилетия – отраслевые вузы старались сохранить лучшие традиции как дореволюционной, так и советской системы медицинского образования. Например, обучение по медицинским специальностям по-прежнему осуществляется по программам специалитета.

Одна из лучших традиций, которая сохранилась, и должна развиваться и дальше – это практико-ориентированность подготовки будущих врачей (так называемый принцип обучения «у постели больного»). Кроме того, позитивными аспектами советской системы высшего медицинского образования считаем следующие: включенность в процесс обучения учебно-исследовательской работы студентов; наличие субординатуры у студентов старших курсов, которая выступала инструментом профориентации и первичной специализации будущих врачей; распределение выпускников.

В то же время в последние десятилетие высшая медицинская школа получила новые импульсы развития, связанные c расширением международного сотрудничества, появлением сетевых форм реализации образовательных программ, внедрением в учебный процесс симуляционного обучения.

При формировании новой системы высшей школы в России нужно использовать не только указанные принципы построения учебного процесса, важно возродить и значимые ценностные ориентиры: уважение общества к образованию, высокий статус преподавателя, студента и выпускника вуза, уважение к труду преподавателя.

Очевидно, что прямой перенос каких-либо характеристик советской или постсоветской системы высшего образования не возможен, поскольку произошли кардинальные изменения в обществе и экономике. Поэтому необходимо адаптировать лучшие традиции к задачам и потребностям развития российского общества в целом, цифровой экономики и системы здравоохранения.

№129 (5) '2021
аккредитация в образовании

Каково в целом ваше отношение к новой модели государственной аккредитации?

эксперт

—  Отношение к новой модели государственной аккредитации в целом положительное. Действующая модель предполагает оценку соответствия образовательных программ ФГОС, при этом данная оценка зачастую носила формальный характер, а некоторые формулировки стандартов допускали двойную трактовку или имели некорректные формулировки. Переход к оценке качества подготовки можно считать важным этапом в развитии высшего образования.

аккредитация в образовании

Что вы как руководитель вуза ожидаете от нововведения в первую очередь? Насколько значительно оно облегчит жизнь ректора, его команды, коллектива преподавателей, студентов?

эксперт

—  Значительного облегчения мы не ждем, так как обеспечение качества подготовки специалистов – это непрерывный процесс, который должен поддерживаться постоянно в рабочем состоянии. В этом направлении нужно работать без перерывов.

Более лояльной становится процедура устранения недочетов, выявленных в ходе аккредитационного мониторинга. Это дает возможность вузам внести коррективы в работу без лишения государственной аккредитации.

аккредитация в образовании

Какие плюсы, а также возможные потенциальные риски вы видите в новой модели?

эксперт

—  К плюсам новой модели можно отнести отказ от традиционной процедуры проверки образовательных программ, которая зачастую являлась источником стресса для работников вузов. К рискам – проведение тестирования на оценку уровня сформированности универсальных и общепрофессиональных компетенций, корректность оценочных средств при различии индикаторов достижения компетенций у разных вузов.

аккредитация в образовании

Насколько кардинально новая модель госаккредитации повлияет на внутривузовскую систему обеспечения и гарантии качества образования? Потребует ли она ее значительной перестройки?

эксперт

—  В нашем вузе не потребуется значительной перестройки системы контроля качества, поскольку несколько лет функционирует сертифицированная система менеджмента качества. В ее рамках уже применяется риск-ориентированный подход, есть опыт работы по принципу осуществления предупреждающих действий, отработки типичных замечаний, выявленных Рособрнадзором при проверке вузов.

Необходимо распределить и закрепить ответственность должностных лиц университета за выполнение каждого аккредитационного показателя, а также актуализировать в соответствии с новыми требованиями процедуру проведения ежегодного самообследования вуза. Еще одно важное направление, где будут необходимые изменения, – это внутренняя система контроля качества образования. В частности, регулярной должна стать проверка «выживаемости» знаний, но уже в обновленном формате контроля сформированности компетенций.

аккредитация в образовании

Что, на ваш взгляд, является объективным показателем качества образовательной организации?

эксперт

—  К объективным показателем качества образовательной организации можно отнести:
• развитую структуру вуза (наличие учебных, научных, воспитательных подразделений, развитую социальную инфраструктуру);
• материально-техническое обеспечение вуза в целом и образовательных программ в частности;
• кадровый состав;
• уровень развития научно-исследовательской деятельности в вузе и доходы от НИР;
• функционирование электронной информационно-образовательной среды вуза;
• учебно-методическое и информационное обеспечение образовательных программ;
• показатели трудоустройства выпускников вуза;
• удовлетворенность потребителей образовательных услуг (обучающихся, выпускников, работодателей).

аккредитация в образовании

Какие обязательные критерии для изме­рения качес­тва вы хотели бы увидеть в новом критериальном перечне гос­аккредитации?

эксперт

—  Важно, чтобы группы показателей были сформированы с учетом специфики вузов. Критерии измерения качества:
• наличие разработанных в соответствии с требованиями образовательных программ;
• соответствие кадрового состава, обеспечивающего реализацию образовательной программы, требованиям ФГОС;
• наличие материально-технической базы.

Наверх