Экспертный совет. Эксперт: Дмитрий Олегович Иванов. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Дмитрий Олегович Иванов

Ректор

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Член экспертного редакционного совета журнала АО

Работа эксперта

№145 (5) '2023
аккредитация в образовании

Пожалуйста, оцените уровень качества знаний выпускников школ – абитуриентов вашей образовательной организации, в частности, можно ли сказать, что наблюдается тенденция по улучшению (или ухудшению) этого уровня? Качество знаний абитуриентов по каким предметным областям является наиболее проблемным, а по каким все-таки наблюдается прогресс?

эксперт

—  При оценке уровня знаний абитуриентов СПбГПМУ следует сказать, что в большинстве случаев выпускники демонстрируют хорошие знания. Однако необходимо отметить, что дистанционные занятия в период пандемии COVID-19 отрицательно сказались на подготовке школьников. Такую же тенденцию мы наблюдали и у студентов вуза. Чтобы решить эту проблему, преподавателям и студентам приходилось прикладывать дополнительные усилия в ходе практических занятий, семинаров и лекций. В этом году к нам на все факультеты пришли абитуриенты со значительно более высоким проходным баллом, чем в прошлом году. Это радует и вселяет надежду.

аккредитация в образовании

Какие эффективные форматы партнерства со школами ваш вуз реализует и планирует реализовать?

эксперт

—  Сегодня актуальны традиционные формы взаимодействия: медицинские классы, клубы «Юный медик». Это то, что сложилось давно и показало эффективность, и эти формы следует возрождать. Более того, современные средства и технологии позволяют ребятам из отдаленных регионов, из сельской местности дистанционно посещать тот же клуб «Юный медик», заниматься дополнительно на курсах подготовки для поступления в вуз, и это также надо обязательно использовать.

Ежегодно для школ-партнеров университета составляется календарно-тематический план занятий, который включает в себя как теоретические, так и практические занятия. Школьники получают возможность прослушивать некоторые лекции совместно со студентами, посещать практические занятия.

Также наш университет предлагает школам различные варианты профориентационного взаимодействия. Так, для школьников, которые хотят узнать больше о том, что значит обучаться в медицинском вузе, мы предлагаем ознакомительно-обучающий курс лекций. Преподаватели кафедр не просто знакомят ребят с различными направлениями в мире медицины, а, прежде всего, показывают, насколько важно для успешного обучения в вузе иметь глубокие познания в области химии, биологии, физики… Вот примеры некоторых лекций: «Гомеостаз, химические аспекты», «История биофизики и ее связь с медициной», «Загадки макромолекул», «Информационные технологии в здравоохранении».

Более того, школьники могут участвовать в научной работе СПбГПМУ – присоединиться к исследованию, подготовить научный доклад и представить его. Например, в рамках форума «Студенческая наука» работает специальная секция для школьников, и старшеклассники очень активно в ней участвуют!

аккредитация в образовании

Какие общие проблемы качества образования, свойственные как общеобразовательной отечественной школе, так и высшей, вы бы назвали? Или у каждого уровня своя специфика?

эксперт

—  Основной проблемой образования в школах в настоящее время, по мнению наших преподавателей, является «заточенность» на подготовку к ЕГЭ. В то же время, глубокого понимания, освоения предмета не происходит. Напомню: всё лучшее, что было в советской школе, почерпнуто из традиций дореволюционной школы. Ее отличало гуманистическое начало, глубокое изу­чение сущности человека, раскрытие его талантов. ЕГЭ, конечно же, таланты не раскрывает. За сдавшим тесты в школе абитуриентом мы видим только цифры, а не человека и его потенциал, который мы стараемся раскрыть уже в процессе обучения.

№142 (2) '2023
аккредитация в образовании

Какие вопросы развития отечественной высшей школы требуют сегодня принятия на государственном институциональном уровне срочных, радикальных (возможно, даже жестких) мер? Какие риски они призваны купировать? И, напротив, какие зоны высшего образования требуют исключительно мягкой долгосрочной «тонкой» настройки? Почему?

эксперт

—  Взявшись за ответ на поставленный журналом вопрос, задумался о необходимости, с одной стороны, существенных изменений в системе высшего образования, а с другой – недопущения резких движений, очередных революций, когда в одночасье переворачивается плохой или хороший, но – порядок. Вы спрашиваете, какие вопросы развития высшей школы требуют принятия срочных, радикальных и, возможно, даже жестких мер. Попробуем поискать ответы через ретроспективный анализ.

Когда американцы в середине прошлого века стали анализировать причины индустриального, инженерного, научного рывка Советской России, то пришли к выводу: всё лучшее, что есть в СССР, было почерпнуто из традиций дореволюционной школы. Ее отличало гуманистическое начало, глубокое изучение сущности человека, раскрытие его талантов.

Наша современная модель ЕГЭ, конечно, не раскрывает таланты, суть которых – яркость, но нередко – в чем-то одном. Мы за абитуриентом, сдавшим тесты в школе, не видим человека. Хорошо, если удастся раскрыть его по ходу дальнейшего обучения в вузе, и это мы и стараемся делать.

В системе высшего образования в последние годы также возникла определенная путаница из-за перехода на Болонскую систему. Прежняя была более стройна и понятна – все учились свои пять лет (медики – 6), а выпускники, тяготеющие к научной карьере, поступали затем в аспирантуру или ординатуру. Поступали опять же по таланту (вспоминаю, как заведующий кафедрой нашего вуза в мою бытность студентом мог прийти и сказать: «Этот парень не ходит на научный коммунизм, но живет в операционной, и его надо принять»). И так вырастали талантливые профессионалы, которые «двигали дело».

Сейчас, повторюсь, всё решает количество баллов, за которыми не видны человек и его стремления.

Так что да – многое говорит в пользу «принятия мер»... Но, с другой стороны, наш президент В.В. Путин недавно верно обратил внимание, что «махать шашкой» ни к чему. Потому что, при всей убогости, лучшего единого(!) критерия для оценки знаний, чем ЕГЭ, сегодня нет. Это действительно социальный лифт для абитуриентов из глубинки.

Поэтому изменения могут (и должны, думаю) быть, но постепенные. Чтобы те, кто поступает в этом году, не проснулись завтра в «новой стране знаний», не стали заложниками срочного перекраивания лекал.

На мой взгляд, изменения в системе должны идти одновременно с большим вниманием к гуманитарным дисциплинам, с формированием «мужских» и «женских» школ, с более тщательной подготовкой учителей. Если врачи отвечают за то, как лечат, учителя практически вольны перед всеми, и, если они не научат ребенка справляться с собой, не раскроют его способностей или сделают наоборот – никто с них не спросит.

Вывод, как видится, можно сделать следующий: надо очень честно, на уровне не только высшей, но и начальной, и средней школы провести широкую «ревизию» – от единых учебников, пособий (к нам переводятся студенты, у которых по этой причине отставание от курса на сотни часов!) до общих подходов к тому, что образованный человек – это, прежде всего, личность, способная на гражданские поступки и помощь близкому.

№140 (8) '2022
аккредитация в образовании

Какую роль (миссию) выполняет структурное подразделение СПО в вашей образовательной организации? Что оно сегодня значит для вашего вуза? Для региона?

эксперт

—  Санкт-Петербургский государственный педиат­рический медицинский университет в 2023 году планирует получить лицензию на образовательную деятельность по специальности среднего профессионального образования «Сестринское дело» (34.02.01) и начать обучение с 2023-2024 учебного года. Миссия подразделения СПО нашего университета будет заключаться в подготовке высококвалифицированных кадров нового поколения, владеющих навыками инновационной деятельности, способных быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социума, эффективно решать задачи профессиональной деятельности и обладать высокими гражданскими и нравственными качествами. В дальнейшем планируем получить лицензию и начать обучение по специальности «Акушерское дело» (31.02.02).

аккредитация в образовании

Сегодня отечественное среднее профессиональное образование активно преобразуется: происходит переход на стандарты WorldSkills и демонстрационный экзамен, вместо привычного диплома планируется внед­рение «цифрового паспорта компетенций», с 1 сентября стартовал масштабный проект «Профессионалитет», который, фактически, по своим характеристикам напоминает когда-то остро обсуждаемую, но так пока и не реализованную в высшей школе идею прикладного бакалавриата. В связи с этим вопрос: на фоне этих изменений какие преобразования должны последовать и в вузовских структурных подразделениях СПО, чтобы по-прежнему оставаться конкурентоспособными и привлекательными для абитуриентов?

эксперт

—  Для того чтобы по-прежнему оставаться конкурентоспособными и привлекательными для абитуриентов, структурные подразделения СПО должны реализовывать такую систему образования, в основе которой лежат интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого обучающегося.

аккредитация в образовании

В конце года Минобрнауки РФ намерено представить новую обновленную – «постболонскую» – модель отечественной высшей школы. По вашему мнению, какое место в этой модели может занять вузовский сектор СПО? Какие новшества – управленческие, нормативные и т.п. – необходимо внести в этот сектор, чтобы он оставался эффективным?

эксперт

—  Долгие годы отечественная школа высшего медицинского образования опиралась на специа­литет как на проверенный классический формат, который давал будущим врачам полноту предметных знаний и умений, а также позволял наполнить программу актуальными навыками, соответствующими времени. По нашему мнению, этот формат обучения является наиболее оптимальным для подготовки врачей. Система «2+2+2», где два года – базовое фундаментальное образование, два года – образование в конкретном нап­равлении подготовки и два года – в конкретной специальности. Вузовский сектор СПО должен, таким образом, соответствовать базовому фундаментальному образованию. Уместно также в рамках подготовки обучающихся в конкретной специальности возродить обучение в субординатуре.

№146 (6) '2023
аккредитация в образовании

Какие потенциальные риски и возможности для отечественной высшей школы несет активное внедрение технологий искусственного интеллекта? Как вы оцениваете уровень готовности российских университетов к этим технологиям?

эксперт

—  Тема, которую определили для экспертного рассмотрения, может нести крайние оценки. С одной стороны, искусственный интеллект чреват возвышением над человеческим, если его полностью отпустить и оставить без внимания. Это угроза.

Но, с другой стороны, молодежь уже вовсю использует искусственный интеллект (ИИ) для составления рисунков, «просит» его видоизменить свои портреты, то есть, применяет возможности ИИ со свойственным молодому поколению юмором и задором.

Высшая школа, на мой взгляд, по-крупному пока не до конца осознала, – какую позицию относительно ИИ занимать. Между тем, консолидированная позиция нужна. Она должна ответить на вопросы: от простейших – возможно ли принимать работы, написанные с применением ИИ к защите, до сложных – допустимо ли применение ИИ в сфере управления, на производстве, и где же остаётся место человеку…

Сфера здравоохранения, наверное, одной из первых в России определила практическую позицию относительно границ и возможностей применения ИИ. Суть реализации этих планов – в словосочетании «ИИ на службе человечеству», а не наоборот.

Министр здравоохранения России Михаил Альбертович Мурашко отметил, что на сегодняшний день уже зарегистрировано более 20 медицинских изделий с использованием ИИ, еще пять таких изделий находятся на регистрации. Создается определённый ландшафт для разработчиков, которые могут использовать запросы отрасли на потребности в разработке новых продуктов. Это очень перспективно – ИИ позволяет проработать множество алгоритмов для выработки решений при создании современных лекарств, расходных материалов, для имплантации органов. Уже сегодня произошло внедрение технологий искусственного интеллекта в описание изображений с рентген-аппаратов, с МРТ-томографов, кардиографов. Следующие этапы – это ультразвуковые и эндоскопические исследования. 

Комплекс исследований с использованием ИИ становится всё более эффективным, повышается качество и скорость диагностики: у этих программ нет утомляемости в отличие от врача, а есть возможность проведения большого массива исследований, не снижая их качество. Сокращается время работы программных продуктов: установлены временные лимиты на описание – не более 6 минут, а по факту они справляются в два раза быстрее. Использование ИИ в качественной диагностике с сокращением времени позволяет, в конечном итоге, повысить и экономическую эффективность.

Безусловно, получая большие объёмы данных, например, в обработке изображений, можно обрести новые диагностические возможности, обогатить рутинные исследования новыми данными. ИИ «не забудет» никаких нюансов, проанализирует всё, предложив обобщенный вариант. Это откроет хорошие возможности для планирования диагностики и лечения. 

Обобщая сказанное, можно отметить: ИИ не подменяет человека, но дает хорошие дополнительные возможности в реализации профессиональных компетенций. Предоставив результаты человеку, ИИ должен «знать свое место», дождаться решения о применении достигнутых результатов. И вот это прерогатива специалистов – доверить далее выполнение работ ИИ или взять его наработки и использовать их самому. Безусловно, этому нужно учить и в высшей школе: не уходя от перспектив ИИ, продолжить готовить критически мыслящих, грамотных профессионалов, интеллектуалов, способных принять ИИ, диалог с которым они поведут на равных.

Сейчас идёт интеграция информационных «медицинских» систем в единую государственную информационную систему, повторюсь, что это надо делать оперативно. Поэтому требуется единая система подходов в высшей школе к вопросу применения ИИ и его службы обществу.

№136 (4) '2022
аккредитация в образовании

В чем вам видится уникальность будущей системы высшего образования России, за счет каких характеристик?

эксперт

—  Следует заметить, что медицина, несмотря на ее стремительный прогресс, в целом довольно консервативная система. Поэтому те уникальные школы, которые существовали в советское время, во многом сохранились в медицинских вузах. Но для их дальнейшего развития требуется принять ряд законодательных решений:

Первое. Разработать и утвердить типовые прог-раммы по всем направлениям и уровням подготовки медицинских кадров.

Второе. Увеличить количество часов учебной практики (в том числе работы с пациентами).

Третье. Вернуть интернатуру в медицинские вузы для подготовки врачей для первичного звена. Оставив ординатуру для подготовки специалистов (возможно, после работы врачей в первичном звене) к работе в стационарах.

Четвертое. Вернуть распределение выпускников, обучавшихся за счет госбюджета, в соответствии с потребностями организаций практического здравоохранения.

Перечисленные меры, помимо доступности высшего медицинского образования, его практико-ориентированности, позволят оперативно решить неотложные задачи кадрового обеспечения учреждений практического здравоохранения и рационального расходования государственных средств.

Наверх