Член экспертного редакционного совета журнала АО
Работа эксперта
Назовите наиболее значимые на сегодня достижения вашей образовательной организации в области международного сотрудничества. Какой «пакет решений» – предпринятые вузом практические усилия и меры – позволил добиться этих результатов?
— СГУГиТ занимается организацией и проведением с 2005 г. ежегодной Международной выставки и научного конгресса «Интерэкспо ГЕО-Сибирь». Через взаимодействие с национальными и международными неправительственными профессиональными организациями (ISPRS – Международное общество фотограмметрии и дистанционного зондирования; FIG – Международная федерация геодезистов; ICA – международная картографическая ассоциация; EARSeL – Европейская ассоциация лабораторий дистанционного зондирования и DVW – Союз германских геодезистов) удалось создать привлекательную площадку для встречи, обмена опытом, представления современного оборудования и программного обеспечения для специалистов и учёных в области геоиндустрии со всего мира, в том числе для продвижения геопространственных наук среди обучающихся.
На базе российских и китайских университетов СГУГиТ ежегодно организует и проводит с 2010 г. Международный научный семинар «Геомир» (летняя школа) для студентов старших курсов, аспирантов и молодых учёных. Создание консорциума российских и китайских вузов, специализирующихся на подготовке специалистов в области геопространственной деятельности, объединённых ISPRS, через которое для проведения летних школ привлекаются ведущие учёные и специалисты в качестве преподавателей научно-образовательных треков, позволило установить устойчивое межвузовское сотрудничество в области науки и образования.
А также на основе двусторонних договоров о сотрудничестве с российскими, казахстанскими и монгольскими университетами с 2013 г. на базе СГУГиТ удалось организовать единственную в мире площадку для проведения международной студенческой олимпиады по геодезии, вошедшей в список олимпиад Минобрнауки РФ. Победители и призёры которой имеют право на поступление в вузы Российской Федерации по специальности/ направлению подготовки «Геодезия» / «Геодезия и дистанционное зондирование» за счёт средств федерального бюджета в рамках отдельной квоты. В 2024 г. в олимпиаде приняло участие 12 команд из вузов России и Казахстана.
«Не менее 500 тысяч иностранных студентов к 2030 году» – таков целевой показатель развития экспорта образования, поставленный в соответствующем президентском указе. На ваш взгляд, нуждаются ли вузы в дополнительной поддержке государства, чтобы к указанному сроку эту цель достичь? Если «да», то какие государственные меры вы назвали бы в качестве первоочередных?
— - Запуск федеральной программы по открытию центров довузовской подготовки при университетах;
- Совершенствование визового режима для иностранных обучающихся, в отношении продолжения обучения по образовательной программе более высокого уровня в другом вузе России без необходимости выезда на родину для оформления новой въездной визы;
- Открытие центров языковой подготовки преподавателей российских вузов для реализации образовательных программ на родном языке иностранных обучающихся.
Какую роль (миссию) выполняет структурное подразделение СПО в вашей образовательной организации? Что оно сегодня значит для вашего вуза? Для региона?
— Новосибирский техникум геодезии и картографии СГУГиТ (НТГиК СГУГиТ) является структурным подразделением университета, реализующим образовательные программы СПО. Миссия НТГиК в СГУГиТ – быть важным связующим звеном в цепочке непрерывного образования университета, базой для будущих абитуриентов вуза. За последние 3 года в СГУГиТ поступают, в среднем, 50% выпускников техникума, остальные выходят на региональный и общероссийский рынок труда.
Университет намерен расширять линейку реализуемых программ СПО. Вызвано это целесообразностью открытия специальностей, которые являются смежными к уже реализуемым, и где геопространственные компетенции, являющиеся для НТГиК главными, могут быть также эффективно применены.
Техникум гармонично дополняет спектр реализуемых университетом образовательных программ ВО уровнем среднего профессионального образования, формируя тем самым более комплексную и завершенную картину оказываемых вузом образовательных услуг в сфере профессионального образования. Благодаря успешному развитию техникума, СГУГиТ в 2021 и 2022 гг вошел в первую лигу образовательных организаций РФ, реализующих программы СПО [2].
Техникум успешно участвует в движении WorldSkills. Так, его преподаватели в финалах Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) заняли I место (2020 г.) и III место (2022 г.), а студенты – III место (2020 г.) Преподаватели техникума активно участвовали в разработке ФГОС СПО по пяти специальностям, которые утверждены Минпросвещения РФ для применения во всех образовательных организациях СПО страны.
Техникум готовит востребованных на рынке труда специалистов, достижения НТГиК СГУГиТ вносят свою лепту в повышение позитивного имиджа университета, региона, и в этом видится его главная миссия.
Сегодня отечественное среднее профессиональное образование активно преобразуется: происходит переход на стандарты WorldSkills и демонстрационный экзамен, вместо привычного диплома планируется внедрение «цифрового паспорта компетенций», с 1 сентября стартовал масштабный проект «Профессионалитет», который, фактически, по своим характеристикам напоминает когда-то остро обсуждаемую, но так пока и не реализованную в высшей школе идею прикладного бакалавриата. В связи с этим вопрос: на фоне этих изменений какие преобразования должны последовать и в вузовских структурных подразделениях СПО, чтобы по-прежнему оставаться конкурентоспособными и привлекательными для абитуриентов?
— Чтобы по-прежнему оставаться конкурентоспособными и привлекательными для абитуриентов, СПО в структуре вузов должно быть «замечено» Минобразования РФ. К сожалению, в настоящее время работа с этим уровнем образования в Минобразования РФ ведется, на наш взгляд, недостаточно. Например, техникумы и колледжи в университетах фактически не участвуют в реализуемом Минпросвещения РФ проекте по материально-техническому оснащению мастерских, которые активно создаются в подведомственных регионам РФ организациях СПО. Финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственной услуги по подготовке специалистов среднего звена составляет порядка 60%, т.е. подготавливаемый на бюджетной основе специалист СПО финансируется государством лишь наполовину.
Перспективным направлением развития НТГиК в составе СГУГиТ видится в повышении его связи с реальным сектором экономики, в том числе в создании при нем учебно-производственного комплекса в соответствии с принятым новым федеральным законом.
В конце года Минобрнауки РФ намерено представить новую обновленную – «постболонскую» – модель отечественной высшей школы. По вашему мнению, какое место в этой модели может занять вузовский сектор СПО? Какие новшества – управленческие, нормативные и т.п. – необходимо внести в этот сектор, чтобы он оставался эффективным?
— В «постболонской» модели отечественной высшей школы наличие СПО в вузе видится как его очевидное преимущество, поскольку предоставляет хорошую возможность усилить практические навыки и практический опыт у студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования. По нашему мнению, с использованием внутриуниверситетской инфраструктуры СПО целесообразно для студентов, обучающихся по программам высшего образования, реализовывать, в том числе программы профессионального обучения. Эти программы должны быть подкреплены современным оборудованием и технологиями, что даст студентам высшей школы необходимые навыки выполнения трудовых функций по рабочим профессиям в их современном, технологически насыщенном варианте.
Какие потенциальные риски и возможности для отечественной высшей школы несет активное внедрение технологий искусственного интеллекта? Как вы оцениваете уровень готовности российских университетов к этим технологиям?
— В настоящее время студенты активно применяют элементы искусственного интеллекта, нейросети, чат-боты в качестве вспомогательных инструментов для обучения.
Основные преимущества применения технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе следующие:
- обеспечение обратной связи в формате диалога в режиме реального времени, что позволяет студентам самостоятельно выявлять свои ошибки в процессе освоения заданного материала и вносить необходимые коррективы дистанционно, без общения с преподавателем, что значительно ускоряет и совершенствует процесс самообучения;
- ИИ может обеспечить персонализированную поддержку студентов с помощью обработки естественного языка, а также устраняет языковой барьер в процессе обучения для иностранных студентов.
Однако, есть и потенциальные риски внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, в частности:
- высокая специализация дисциплин, включенных в общеобразовательные программы подготовки по техническим направлениям, не позволит корректно применять готовые инструменты ИИ, т.к. их использование приведет к большому проценту ошибочных ответов со стороны искусственного интеллекта. В этом случае необходимо будет разрабатывать и создавать свои чат-боты и датасеты для обучения нейронных сетей, что займет большое количество времени и создаст необходимость привлечения специалистов со стороны;
- постоянное применение технологий искусственного интеллекта в процессе обучения развивает информационную зависимость студентов от ИИ, что влечет за собой частичную потерю таких компетенций, как критическое и логическое мышление, умение логически выстраивать устную и письменную речь, коммуникативные способности и т.п.;
- использование технологий ИИ не обеспечивает конфиденциальность данных, что может быть причиной утечки информации.
Безусловно, внедрение технологий ИИ в образовательный процесс имеет стратегическое значение для подготовки высококвалифицированных специалистов разных направлений и сфер деятельности. Но процесс внедрения должен проходить поэтапно, включая принятие нормативно-правовой основы на законодательном уровне, разработку индивидуальных, специализированных инструментов ИИ для использования в преподавании дисциплин высокой специализации, обучение преподавательского состава работы с технологиями ИИ.
Внедрение ИИ в учебный процесс будет безусловно эффективным при условии создания среды обучения, в которой максимально используются классические формы обучения под руководством преподавателя и коррелируются с технологиями искусственного интеллекта.
Московский городской педагогический университет – первый в России – официально разрешил своим студентам использовать чат-боты и другие инструменты ИИ для подготовки выпускных квалификационных работ. Намерен ли ваш вуз последовать этому примеру?
— Студенты СГУГиТ активно используют инструменты ИИ и часто сами занимаются созданием чат-ботов, например, для обучения иностранным языкам, обучения программированию и т.?п., для упрощения использования информационных ресурсов университета, например, обращение к расписанию занятий, обращение в деканат, приемную комиссию и др.
Вуз положительно оценивает внедрение чат-ботов и в целом инструментов ИИ в процесс обучения и приветствует инициативу студентов. Однако, в целях сохранения и развития таких компетенций студентов, как системное и критическое мышление, командная работа и лидерство, коммуникация, межкультурное взаимодействие, считаем, что применение искусственного интеллекта в обучающем процессе вуза должно быть не основным инструментом, а вспомогательным средством для качественного обучения. Официальное разрешение на использование студентами чат-ботов и нейронных сетей для написания текстов рефератов, курсовых, выпускных квалификационных работ в целях повышения уровня оригинальности текстов может быть использовано при условии принятия решений на законодательном уровне.
В президентском указе «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (№490 от 10.10.2019) отдельным пунктом (п.47) отмечено: «К 2030 году в России должны реализовываться образовательные программы мирового уровня для подготовки высококвалифицированных специалистов и руководителей в области ИИ». Какие образовательные программы по направлениям ИИ реализуются (или готовятся к реализации) в вашем вузе?
— СГУГиТ с 2020 года ведет подготовку высококвалифицированных специалистов в области ИИ по образовательной программе магистратуры 09.04.02 «Информационные системы и технологии», профиль «Мультиагентные системы и технологии».
Каково в целом ваше отношение к новой модели государственной аккредитации?
— На сегодняшний день существующая система оценки эффективности организаций высшего образования слишком формальна и забюрократизирована. Система лицензирования и аккредитации не соответствуют тем вызовам, которые решают ведущие университеты. Накопился ряд противоречий, и необходимо менять подходы к аккредитации вузов.
Новая модель госаккредитации направлена в первую очередь на формирование критериев качества образования и мотивации для профильных организаций в части повышения качества соответствующих услуг, программ. В основу новой модели госаккредитации заложен иной подход: от оценки качества документации образовательной программы к оценке реального качества её освоения выпускниками.
Предлагается проводить оценку по таким пунктам, как качество подготовки студентов, проверяемое с помощью фондов оценочных средств вуза, качество профессорско-преподавательского состава, организация практики, трудоустройство выпускников, динамика среднего балла ЕГЭ поступающих.
Что вы как руководитель вуза ожидаете от нововведения в первую очередь? Насколько значительно оно облегчит жизнь ректора, его команды, коллектива преподавателей, студентов?
— Аккредитация дает право вузу выдавать диплом государственного образца, который позволяет бакалаврам и специалистам поступать в магистратуру. Кроме того, диплом государственного образца дает студентам отсрочку от армии, возможность получать стипендию.
Сегодня, чтобы получить свидетельство об аккредитации, университетам нужно собирать множество бумаг или несколько терабайтов сканов и электронных документов.
Новая модель процедуры госаккредитации достаточно гибкая, она позволит снять с вузов огромную бумажную нагрузку.
Какие плюсы, а также возможные потенциальные риски вы видите в новой модели?
— Ныне в образовательных стандартах нет возможности закрепить требования к содержанию и условиям подготовки обучающихся, так как слишком стремительно меняются требования к подготовке специалистов на рынке труда.
Новая модель аккредитации предполагает оценивать не соответствие требованиям образовательных стандартов, а соответствие показателям, которые оценивают качество подготовки обучающихся, их востребованность на рынке труда, а также качественный состав преподавателей вуза. Образовательная организация сама сможет выбрать, получать аккредитацию по направлениям подготовки или на всю укрупненную группу. Даже если вдруг в процессе будут зафиксированы нарушения, то аккредитации лишат не всю группу, а лишь те направления и специальности, в которых есть несоответствия. В настоящее время при выявлении нарушений по одному из направлений лишают аккредитации всю УГСН.
Насколько кардинально новая модель госаккредитации повлияет на внутривузовскую систему обеспечения и гарантии качества образования? Потребует ли она ее значительной перестройки?
— В нашем вузе новая модель аккредитации не повлияет на внутривузовскую систему, так как все образовательные программы прошли независимую оценку качества образования и получили высокую оценку. Кроме того, образовательные программы в университете ежегодно обновляются с учетом требований рынка труда.
Что, на ваш взгляд, является объективным показателем качества образовательной организации?
— Наиболее эффективная оценка качества образования – это оценка через успешность и востребованность студентов, профессиональная экспертиза. Качество образования объективно оценивать именно через то, как трудоустроены выпускники: где они работают, какую зарплату получают.
Какие обязательные критерии для измерения качества вы хотели бы увидеть в новом критериальном перечне госаккредитации?
— Государственная аккредитация должна быть связана, прежде всего, с тем, как соотносятся требования рынка труда и содержание образовательных программ, применяемые образовательные технологии. Считаю, что при государственной аккредитации должно учитываться мнение работодателей, выпускников и экспертного сообщества.