Член экспертного редакционного совета журнала АО
Работа эксперта
Какие вопросы развития отечественной высшей школы требуют сегодня принятия на государственном институциональном уровне срочных, радикальных (возможно, даже жестких) мер? Какие риски они призваны купировать? И, напротив, какие зоны высшего образования требуют исключительно мягкой долгосрочной «тонкой» настройки? Почему?
— Проработав 30 лет в науке, практическом здравоохранении и педагогике, я пришел к однозначному выводу, что самое страшное сегодня для высшей школы – это наличие равнодушных людей, чиновников и бюрократов. В высшую школу обязательно нужно вернуть Учителей – просветителей и гуманистов, а от функционеров, «счетных машин», малообразованных балаболов необходимо решительно избавляться. Мы должны вновь обратиться к педагогическим идеям А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Наша задача на сегодняшний день – быть честными с нашими учащимися, воспитывая социально зрелых личностей с необходимыми профессиональными компетенциями.
Что касается долгосрочной «тонкой» настройки. Нужно продолжить укреплять институт самоуправления вуза, развивать самоуправление студенческого сообщества. Вуз должен стать домом для молодежи, а это возможно только при наличии равноправных отношений между педагогом и обучающимся. В такой обстановке получат развитие творческие задатки, инициатива, произойдет самореализация обучающегося и в большей степени проявится эффект от его самообучения.
Уверен, что будущее вузов только в демократизации.